Задачи на логику как решать: методы, примеры, идеи как научить детей решать задачи и головоломки

Задачи на логику для развития креативного мышления у школьников

Тема исследовательской работы:

» Нужно ли решать задачи на логику?»

Выполнил:

Куракин Ярослав

учащийся 3″Б» класса

ГБОУ лицей г. Сызрани.

Руководитель работы:

Гордеева Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

Сызрань, 2021г.

Содержание

  1. Введение

  2. Логические задачи

  3. Методы решения логических задач

  4. Заключение

  5. Список литературы

Введение

Одним из моих любимых школьных предметов является математика. Я с большим удовольствием участвую в различных олимпиадах по этому предмету, люблю решать логические задачи. Иногда, при решении таких задач, возникают трудности. Я задался вопросом, нужно ли решать логические задачи и как научиться быстро и правильно их решать?

Тема моей исследовательской работы звучит так: « Нужно ли решать задачи на логику?»

Целью моей исследовательской работы будет изучение материалов о пользе решения логических задач для развития детей и выяснения способов наиболее простого и понятного решения.

Задачи:

  1. Изучить информацию о необходимости развития логического мышления.

  2. Выяснить, что нужно для решения логических задач.

  3. Изучить, какие виды логических задач существуют.

4. Познакомиться с методами решения задач на логику.

Методы исследования:

  1. Изучение литературных и электронных источников информации.

  2. Систематизирование и обобщение найденного материала.

  3. Анализ полученных результатов.

Логические задачи

Логика – это основа рационального мышления и фундамент для развития интеллекта. Решение различных логических задач дает возможность детям научиться анализировать ситуацию, находить взаимосвязи, сравнивать, отличать главное и второстепенное, формировать стратегию, применять в нужном месте свои знания и навыки. Овладение этими методами и означает умение мыслить.

Эти умения пригодятся не только в учебе, но и в реальной жизни. Рассуждая логически, можно грамотно выразить свое мнение, подойти к решению той или иной задачи более осознанно, дать обоснование всевозможным явлениям, быстро сориентироваться в ситуации.

Таким образом, решение логических задач является очень важным для развития мышления и интеллекта. Развивать логическое мышление так же важно, как получать новые знания. Ведь если знания — это инструменты, то логика — умение ими пользоваться.

Что нужно уметь для правильного и быстрого решения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;

  • последовательно мыслить;

  • выстраивать гипотезы;

  • оценивать важность условий задачи, их истинность;

  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;

  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач. Почти у любой задачи есть несколько вариантов решения. Чтобы легко справляться даже с самыми непростыми заданиями, надо знать, какой способ будет наиболее подходящим в той или иной ситуации.

Понимание разных методов позволяет находить оптимальный вариант решения, что особенно важно в условиях ограниченного времени.

Все задачи на развитие логики можно разделить на группы:

  • Математические ребусы;

  • Задачи на истинность утверждений;

  • Задачи на перемещение, взвешивание или переливание;

  • Задачи, которые решаются с конца;

  • Работа с множествами;

  • Задачи на сопоставление «Кто есть кто?»

Выбор способа решения зависит от того, к какой группе относится задание.

Методы решения логических задач

  1. Метод рассуждений: подходит для решения простых задач. Последовательное рассуждение над каждым условием задачи приводит к правильному выводу.

  2. Табличный метод: таблицы создают наглядность, помогают сделать верные выводы.

  3. Метод рассуждений «с конца».

  4. Черчение блок-схем: способ, подходящий для решения задач на переливание, взвешивание. Рисуется схема, на которой отмечают последовательность действий и результат, полученный при их выполнении.

  5. Графический метод: подходит для решения задач на объединение или пересечение множеств. Самый популярный графический метод называется «Круги Эйлера».

  6. Метод «математический бильярд»: используется для решения задач на переливание жидкостей. Вычерчивается траектория движения бильярдного шара, который отталкивается от бортов стола в форме параллелограмма.

Рассмотрим подробно самые распространенные способы.

Задача 1.

Данную задачу проще всего решить методом логических рассуждений. Рассуждения помогают найти ответ быстро, без ручки и бумаги, просто в уме. Поочередно рассматриваем каждое из условий задачи и делаем логические выводы.

Так как сумма чисел, спрятанных за кораблем и автобусом равна 7, мы можем вычислить цифру, спрятанную за самолетом (13-7):2=3. Далее решаем последний пример 7+3=10.

Ответ: 10.

Задача 2.

У Сони, Маши, Антона, Кости и Юры есть домашние животные. У каждого из ребят живет или собака, или кошка, или попугай. Вот только девочки собак не держат, а у мальчиков нет попугаев. У Сони и Маши разные питомцы, а вот у Маши с Антоном – одинаковые. У Сони нет кошки. У Кости с Юрой живут одинаковые животные, а у Антона с Костей – разные. Какие животные живут у каждого?

Решать данную задачу будем табличным методом. Чертим таблицу, где названия столбцов – имена ребят, а названия строк – животные. Ставим в каждой ячейке знаки «+» или «-», опираясь на условия задачи:

1. Девочки собак не держат (ставим «-» на пересечении этих ячеек).

2. У мальчиков нет попугаев (в этих ячейках тоже ставим «-»).

3. У Сони нет кошки (ставим «-»).

4. Значит, у Сони есть попугай (ставим «+»).

5. У Сони и Маши разные питомцы. Получается, у Маши нет попугая (ставим «-»), зато есть кошка (ставим «+»).

6. У Маши с Антоном одинаковые животные. Значит, у Антона тоже живет кошка (ставим «+») и нет собаки (ставим «-»).

7. У Антона с Костей разные питомцы, выходит, что у Кости нет кошки (ставим «-»), зато есть собака (ставим «+»).

8. У Кости с Юрой одинаковые животные, значит у Юры тоже собака (ставим «+»), а не кошка (ставим «-»).

Так мы узнали, какие питомцы живут у каждого из ребят (ячейки со знаком «+»).

Ответ: У Сони попугай, у Маши и Антона кошки, у Кости и Юры собаки.

Задача 3.

Всему классу задали на лето читать книжки. В списке литературы были такие произведения, как «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Белый клык» Джека Лондона. Известно, что 15 человек из класса прочитали «Робинзон Крузо», а остальные 11 – «Белый клык». Но среди них были 6 ребят, которые прочитали обе книги. Сколько человек прочитало только «Белый клык»?

Используем круги Эйлера для решения задачи.

Чтобы было легче разобраться в условиях задачи и найти решение, чертим круги, каждый из которых – отдельное множество.

Чертим два круга, каждый из которых – множество детей, прочитавших определенную книгу, а пересечение кругов – дети, прочитавшие обе книги.

1. 15 – 6 = 9 – дети, которые прочитали только «Робинзон Крузо».

2. 11 – 6 = 5 – дети, которые читали лишь «Белый клык».

Ответ: 5 человек.

Задача 4.

Маме, папе и сыну вместе 125 лет. Когда родился сын, маме был 21 год. А папа старше мамы на 2 года. Сколько лет сейчас каждому из них?

Проще всего решить задачу, используя метод рассуждений «с конца». Начинаем раскручивать клубок с последних данных, а затем сопоставляем результат с условиями задачи.

Решение:

1. 21+2= 23 — выясняем сколько лет было папе, когда родится сын (значит вместе родителям было 44 года)

2. (125 — 44) : 3 = 27 — возраст сына сейчас

3. 27 + 21 = 48 — возраст мамы сейчас

4. 48 + 2 = 50 — возраст папы сейчас

Ответ: 27, 48 и 50 лет.

Мы рассмотрели самые популярные и доступные методы, с помощью которых можно легко справиться с заданием. Главное – подобрать подходящий способ решения, который быстро приведет к правильному результату.

Заключение.

Подбирая материал для своей работы, я убедится, что решать логические задачи необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, логических задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума. Они помогают постоянно развиваться, отличать правду ото лжи, находить нестандартные решения. Это важнейшие умения и для учёбы, и для жизни вообще.

Развивать логическое мышление можно не только решая задачи, но и играя с друзьями и родителями в различные игры. Например, игра «Да-нет». Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет».

Я очень люблю эту игру. Мы часто играем в нее с родителями и братом.

  

Задачи и игры на логику позволяет сохранить мышление, свободным от шаблонов и стереотипов. Это позволит видеть разные способы решения задач и вариантов ее оформления. Это делает ученика свободным, спокойным, появляется возможность его успеха и уверенность, что всегда можно найти выход из сложной ситуации.

Список литературы:

  1. [Электронный ресурс] — https://logiclike.com/math-logic/reshaem-zadachi/kak-nauchit-rebenka-reshat-zadachi

  2. [Электронный ресурс] — https://iqsha.ru/ilove/post/how-to-teach-children-of-preschool-and-younger-school-age-to-solve-logic-puzzles

  3. [Электронный ресурс] — https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-logicheskogo-myshleniya-v-nachalnyh-klassah

  4. [Электронный ресурс] — https://spravochnick.ru/informatika/algebra_logiki_logika_kak_nauka/reshenie_logicheskih_zadach/

  5. Е.И. Игнатьев  В царстве смекалки  Москва, «Наука» ГРФМЛ, 1987, с176

  6. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин, Математическая шкатулка Москва, «Просвещение», 1984, с.160

  7. [Электронный ресурс] — https://umnazia. ru/blog/all-articles/kak-reshat-zadachi-na-logiku

  8. [Электронный ресурс] — https://urok.1sept.ru/articles/671938

Логические задачи на поиск недостающих фигур

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Сегодня мы снова поговорим о задачах на логику для детей и попробуем решить логические задачи на поиск недостающих фигур.

На сайте РАСТИ ВМЕСТЕ я уже публиковала пример задачи на логику для дошкольников. Это была довольно несложная логическая задача на поиск недостающей фигуры «Какой фигуры не хватает?». В прошлой задачке на логику необходимо было проанализировать  имеющиеся в каждом из трех рядов фигуры, определить их отличие по форме и цвету, необходимость  чередования и найти недостающую фигуру.

Сегодня я предлагаю вам две логические задачи для детей.  Данные задачи на логику расположены в порядке возрастания сложности.

Задача на логику №1

Первая задача на логику (смотрите рисунок номер один) предполагает также анализ расположенных фигур в ряду (флажков), нахождение отличий по двум признакам (форма флажка и направление штриховки) и определение недостающей фигуры в третьем ряду.

Логическая задача №2

Вторая логическая задача предполагает нахождение отличий уже по трем признакам, которые не должны повторяться в каждом из трех горизонтальных и вертикальных рядов. Это – форма фигуры, цвет и наличие или отсутствие определенной штриховки внутреннего круга (смотрите второй рисунок).

Обучая детей решать такие задачи на логику, взрослые, на начальном этапе показывая пример анализа фигур, задавая наводящие вопросы, помогают детям усвоить образец размышлений при поиске решения. Далее дети, уже самостоятельно рассуждая, находят  необходимые решения предложенных задач.

Освоив приемы решения таких логических задач, дети переходят на новый этап – творческий — и уже сами начинают составлять свои интересные задачи на логику.

Надеюсь, что предложенные сегодня логические задачи на поиск недостающих фигур пригодятся вам, уважаемые взрослые, педагоги и родители,  и будут полезны для интеллектуального развития  ваших детей.

Если вы (или ваши детки) хотите проверить правильность найденных вами ответов, загляните в ближайшее время на сайт РАСТИ ВМЕСТЕ и в следующей статье о занимательных задачках (в самом ее конце) вы обязательно увидите картинку с необходимыми фигурами.

Возможно, вас заинтересуют и другие занимательные задания, в том числе и задачи на логику:

ЗАДАЧИ-ШУТКИ ИЛИ ЗАДАЧИ С ПОДВОХОМ (для детей и взрослых)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ГОЛОВОЛОМКИ ИЗ ОБЫЧНЫХ ПАЛОЧЕК ИЛИ СПИЧЕК

ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕКАЛКУ для викторин и конкурсов

Опубликовано Автор Наталья RastiVmeste.ruРубрики РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ  

логических головоломок | Страница не найдена

Недавно мы обновили наш веб-сайт, и некоторые страницы могли изменить свое местоположение.

Приносим извинения за неудобства.

  • Форум
  • записей
  • Новости
  • Пролистайте подсказки Разместил: LLapp
    3 марта 2023 г., 4:13
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: bigihi
    1 марта 2023 г., 20:24
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: LLapp
    17 февраля 2023 г., 19:04
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: alben1000
    14 февраля 2023 г., 10:45
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: jomueller
    10 февраля 2023 г., 7:40
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил:
    zenobia43

    9 февраля 2023 г. , 9:31
  • kuriosi_t установил новый рекорд в 183 секунды на головоломке № 45229.
    27 марта 2023 г., 1:48
  • Кази установил новый рекорд в 128 секунд на головоломке № 38426
    26 марта 2023 г., 23:39
  • RikSmits установил новый рекорд в 108 секунд на головоломке № 11006
    26 марта 2023 г., 23:18.
  • RikSmits установил новый рекорд в 99 секунд на головоломке № 11331
    26 марта 2023 г., 23:01
  • RikSmits установил новый рекорд в 141 секунду на головоломке № 22226
    26 марта 2023 г., 22:51
  • RikSmits установил новый рекорд в 86 секунд на головоломке № 59772
    26 марта 2023 г. , 21:57.
  • Новая книга: детские пазлы с картинками Теперь доступно на Amazon и в крупных книжных магазинах!…
  • Новый сайт: Puzzle Baron Games Игры в слова, пасьянсы, маджонг, судоку и многое другое!…
  • Пазл Barons Большая книга головоломок Наша новейшая книга теперь доступна для покупки!…
  • Запуск сайта: Пазлы Наш новейший сайт — собирайте пазлы онлайн!…
  • Новые печатные сетки Новые головоломки Numbergrid теперь публикуются ежедневно….

осталось

  • Наивысший балл

    деблю
    1441070 баллов.
  • Наивысший балл

    Дерек
    1052683 балла.
  • Наивысший балл

    зенобия43
    1000000 баллов.

вправо

Логические головоломки | Страница не найдена

Недавно мы обновили наш веб-сайт, и некоторые страницы могли изменить свое местоположение. Приносим извинения за неудобства.

  • Форум
  • записей
  • Новости
  • Пролистайте подсказки Разместил: LLapp
    3 марта 2023 г., 4:13
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: bigihi
    1 марта 2023 г., 20:24
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: LLapp
    17 февраля 2023 г., 19:04
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: alben1000
    14 февраля 2023 г., 10:45
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: jomueller
    10 февраля 2023 г., 7:40
  • Какой-нибудь набор известных приемов/советов для новичков в логических головоломках? Разместил: zenobia43
    9 февраля 2023 г. , 9:31
  • kuriosi_t установил новый рекорд в 183 секунды на головоломке № 45229
    27 марта 2023 г., 1:48
  • Кази установил новый рекорд в 128 секунд на головоломке № 38426
    26 марта 2023 г., 23:39
  • RikSmits установил новый рекорд в 108 секунд на головоломке № 11006
    26 марта 2023 г., 23:18.
  • RikSmits установил новый рекорд в 99 секунд на головоломке № 11331
    26 марта 2023 г., 23:01
  • RikSmits установил новый рекорд в 141 секунду на головоломке № 22226
    26 марта 2023 г., 22:51.
  • RikSmits установил новый рекорд в 86 секунд на головоломке № 59.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *