Практические занятия по менеджменту – Практические занятия по менеджменту

Учебно-методическое пособие на тему: Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Менеджмент»

ОРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

МЕНЕДЖМЕНТ (по отраслям)

СРЕДННЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

38.02.04 (Коммерция по отраслям)

ЖЕРДЕВКА

2016


Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий по дисциплине:

Менеджмент (по отраслям)

Ф.И.О. студента

группа                                                                                                            специальность

                                                          Учебный год   ___________

                                                                               

Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент (по отраслям) разработана по заказу работодателя на основе Федерального государственного образовательного стандарта  для студентов специальности среднего профессионального образования специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям).

Рабочая тетрадь предназначена для студентов коммерческого отделения очной и заочной формы обучения, представляет значительный интерес и удобство при дистанционном обучении, может быть использована для дополнительного образования,  на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Автор:  Тяпкина Н.В.

преподаватель ТОГБПОУ «Жердевского колледжа сахарной

промышленности»

Рецензент: Берестнева Н.С.  

директор магазина  ОА «Тандер»    «Магнит -Косметик»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Вводный инструктаж………………………………………………………………5

Итоговый оценочный лист……………………………………………………….6

Практическое занятие №1 Составление схемы взаимосвязи элементов менеджмента на примере конкретной организации………………………………….7

Практическое занятие №2 Составление и анализ  миссии предприятия….10

Практическое занятие №3 Составление жизненного цикла организации…14

Практическое занятие №4 Составление и анализ организационных

структур  управления организации…………………………………….…………….17

Практическое занятие №5 Распределение  и анализ функций руководителя

в соответствии с циклом менеджмента………………………………………………21

Практическое занятие №6 Составление плана мероприятий………………26

Практическое занятие №7 Решение упражнений  по мотивации персонала………………………………………………………………………………28

Практическое занятие №8 Определение социально-психологического

климата в группе………………………………………………………………………33

Практическое занятие №9 Принятие управленческих решений в

конкретных ситуациях………………………………………………………………..37 

Практическое занятие №10 Составление карты конфликта………………..43

Практическое занятие №11 Определение актуального уровня лидерских качеств …………………………………………………………………………………49

       Практическое занятие №12 Составление личного плана работы менеджера……………………………………………………………………………..53

Литература……………………………………………………………………….57

Введение

Практические занятия является одним из элементов учебного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов.  Выполнение практических занятий способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, а так же позволяет сформировать у студентов навыки применения этих знаний на практике при анализе и решении практических ситуаций на конкретных примерах.

В процессе  взаимодействия студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные проблемы будущей профессиональной деятельности, самостоятельно ориентироваться и работать с учебной и научной литературой.

Использование рабочей тетради облегчает  педагогу планирование занятия, позволяет сочетать устную и письменную работу, избавляет студентов от большого объема механической работы, а также способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент (по отраслям) разработана для студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям), в  целях освоения и совершенствования компетенций ОК 1 — 4, 6, 7, 10 и ПК 1.7.

Тетрадь содержит задания, относящиеся к основным понятиям менеджмента, предусмотренным для изучения образовательным стандартом.

Рабочая тетрадь разработана на 56 листах и содержит введение, вводный инструктаж, практические задания (тесты, творческие задания по решению ситуаций, задания по заполнению таблиц и профессиональные задачи) и   литературу. В каждой работе излагается цель, поставленная перед студентом, приобретаемые студентом навыки, ход работы, по ряду тем предлагается проанализировать результаты проведенных исследований и сделать выводы.

       

Вводный инструктаж

Настоящая рабочая тетрадь предназначено в помощь  студентам среднего профессионального образования при подготовке и выполнении практических занятий по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)».  Кроме того, рабочая тетрадь оказывает помощь преподавателю по организации и проведению практического занятия по данной дисциплине.

Практические занятия по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» проводятся в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и рабочей программой учебной дисциплины «Менеджмент (по отраслям)».

Прежде чем приступить к выполнению работы, студентам предлагается повторить соответствующий теоретический материал, ответить на контрольные вопросы при допуске к занятию (письменно), внимательно ознакомиться с содержанием работы, ответить на контрольные вопросы для зачета (устно). Все практические задания предполагают письменные ответы непосредственно в рабочей тетради.

По итогам практического занятия, преподаватель ставит оценку, которая   складывается из результатов наблюдения за выполнением, проверки отчета,  ответов на теоретические вопросы студентом.

ИТОГОВЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Номер и название и практического занятия

Дата
выполнения

Оценка преподавателя

Подпись

Практическое занятие №1
Составление схемы взаимосвязи элементов менеджмента на примере конкретной организации

 

 

 

Практическое занятие №2
Составление и анализ  миссии предприятия

 

 

 

Практическое занятие №3
Составление жизненного цикла организации

 

 

 

Практическое занятие №4
Составление и анализ организационных структур  управления организации

 

 

 

Практическое занятие №5
Распределение  и анализ функций руководителя в соответствии с циклом менеджмента

 

 

 

Практическое занятие №6 

Составление плана мероприятий

 

 

 

Практическое занятие №7
Решение упражнений  по мотивации персонала

 

 

 

Практическое занятие №8
Определение социально-психологического климата в группе

 

 

 

Практическое занятие №9
Принятие управленческих решений в конкретных ситуациях

 

 

 

Практическое занятие №10
Составление карты конфликта

 

 

 

Практическое занятие №11
Определение актуального уровня лидерских качеств

 

 

 

Практическое занятие №12
Составление личного плана работы менеджера

 

 

 

СРЕДНИЙ БАЛЛ

 

 

 

Практическое занятие №  1

Наименование  работы: Составление схемы взаимосвязи элементов менеджмента на примере конкретной организации.

 Цель работы: Научиться выделять категории менеджмента и устанавливать  взаимосвязь между ними.

Приобретаемые  навыки и умения:  студенты овладеют навыками анализа окружающей  и внутренней среды  организации, определяют закономерности менеджмента.

Норма времени: 90 минут

Оснащение рабочего места: Рабочая тетрадь

         Литература: А.К. Семенов, В.И. Набоков «Основы менеджмента», М.:

«Дашко в и К», 2012г

Контрольные вопросы :

  1. В чем основное  отличие субъекта управления от объекта управления?
  2. В чем отличие  прямой связи управления от обратной?
  3. Какие основные составляющие внешней среды организации?
  4. Какие основные составляющие  внутренней организации?

Методические указания:

Для успешного выполнения работы необходимо повторить теоретические материал лекции на тему «Основы методологии менеджмента».

Работа должна быть оформлена в тетрадях для практических занятий, ответы на вопрос должны быть четкими, краткими и конкретными.

Практическое занятие выполняется индивидуально каждым студентом.  После представления отчета и защиты, студенту за каждое практическое занятие выставляется оценка.

Система управления

Субъект управления

Прямая связь                           Обратная  связь

Объект управления

                                                                                                                                                                        Культура   Наука   Политика   Религия   Потребители   Поставщики

Окружающая среда

Рис.1  Взаимосвязь основных категорий менеджмента.

Здание  1. Ответьте на контрольные вопросы:

Задания 2:  По Таблице 1 Установите соответствия между названием законов и их трактовками, соответствие отметьте стрелкой.

Таблица 1.  Законы менеджмента

1. Закон синергии

существует зависимость между всей организацией и ее элементами;

2. Закон информированности

любая организация стремится сохранить себя как единое целое;

3. Закон композиции

в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о   реальном положении дел, позволяющем им принимать осмысленные решения;

4. Закон сохранения

функционирование всех элементов организации должно быть подчинено общей цели;

5. Закон пропорциональности

возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов ее отдельных элементов.

Задания 3.

        Используя схему взаимосвязи основных категорий управления, составьте  схему взаимосвязи вашего учебного заведения (ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»)  с приведением примеров по каждой категории менеджмента.

Задания 4. Используя SWOT-анализ как инструмент для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды, заполните таблицу №2 на примере ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»,  определив его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы  его развитии в перспективе. По итогам SWOT-анализ сделайте выводы.

Таблицу 2. SWOT-анализ ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Положительные факторы

Негативные факторы

Внутренняя среда

Потенциальные возможности

Имеющиеся угрозы

Внешняя среда

Выводы SWOT-анализа:

Контрольные вопросы по защите (устно):

  1. Перечислите не менее двух определений менеджмента.
  2. Менеджмент и управление – это одно и то же?

Преподаватель:  

Н.В.Тяпкина    

Оценка:__________________

Практическое занятие №2

Наименование  работы: Составление и анализ  миссии предприятия.

Цель работы: научить студентов определять главную цель деятельности фирмы, формулировать миссию предприятия.

Приобретаемые  навыки и умения:  студенты овладеют навыками

формулирования и оценки миссии предприятия.

Норма времени: 90 минут

Оснащение рабочего места: Рабочая тетрадь

Литература: А.К. Семенов, В.И. Набоков «Основы менеджмента», М.: «Дашков и К», 2012г. 

Контрольные  вопросы:

  1. Миссия организации – что это?
  2. Кто принимает участие в определении миссии?
  3. Как соотносятся между собой миссия и имидж организации?

                                   

Методические указания.

  Для успешного выполнения работы необходимо повторить теоретические материал лекции на тему «Организация и ее структура», в части структуры формулировки миссии. Работа должна быть оформлена в тетрадях для практических занятий, ответы на вопрос должны быть четкими, краткими и конкретными.

Практическое занятие выполняется индивидуально каждым студентом.  После представления отчета и защиты, студенту за каждое практическое занятие выставляется оценка.

Таблица 3. Вспомогательные критерии для составления и анализа  формулировки миссии предприятия.

Элементы миссии

Ответить на следующие вопросы:

начинать формулировку миссии со слов:

1.Продукция (услуги): В чем смысл существования

компании, а также продукцию и услуги, которые

она предлагает.

2.Клиенты: 

Описание клиентов, которых компания обслуживает.

3.Ценности: 

Описание ценности, которыми

руководствуется компания во взаимоотношениях с  персоналом и клиентами.

1.Является ли данная формулировка миссией предприятия?

2.Отражает ли миссия сферу деятельности предприятия?

3.Какие составляющие миссии присутствуют?

4.Какие составляющие отсутствуют и являются необходимыми?

5.Какую информацию необходимо добавить в формулировку?

6.Надо ли полностью менять формулировку миссии?

-Мы работаем для……

-Наша цель…….

-Миссией предприятия является…….

    Задание  1. Ответьте на контрольные вопросы:

      Задание 2. Проанализируйте приведенные ниже миссии компаний. Оцените достоинства и недостатки перечисленных формулировок миссий. Для оценки воспользуйтесь критериями указанные в  таблице №4.

 

Клиническая лаборатория ООО «Альянс».

«Независимая лаборатория ООО «Альянс» выполняет все виды медицинских  анализов, эффективно помогая врачам и Вам лично заботиться о Вашем здоровье на протяжении всей жизни. Наша сила – это профессионализм, высокая компетентность, опыт и знания. Мы единая команда, которая уверена, что невыполнимых задач нет. Наши качественные услуги – залог эффективного развития здравоохранения Российской Федерации.

Уверенно оценивая свою позицию в секторе лабораторной диагностики, ООО «Альянс» планирует в ближайшие годы значительно расширить спектр и географию распространения предлагаемых услуг, интегрируясь, таким образом, в развивающийся значительными темпами рынок коммерческого здравоохранения».

          ОАО «Тамбов — мороженое» – активно развивающаяся компания, входящая в десятку ведущих предприятий-изготовителей мороженого в России. Нашей основной целью является обеспечение конечного потребителя высококачественным экологически чистым

отечественным продуктом, для чего на предприятии создан коллектив профессионалов-единомышленников, использующих последние достижения современных технологий, а также разрабатывающих новые подходы к созданию новых видов мороженого. Мы хотим дать вам здоровый продукт для здоровой жизни!

    Таблица 4. Критерии оценки миссии предприятия.

Критерии

ООО

«Альянс»

ОАО «Тамбов — мороженое»

Оценка:

+ 1  Соответствует;

– 1  Не соответствует

0  Затрудняюсь ответить

1.  Четко объясняет основную цель компании

2. Является ориентиром для руководства и сотрудников в процессе принятия долгосрочных и

краткосрочных решений в будущем.

3. Определяет границы задач, осуществляемых персоналом в компании

4. Является общим ориентиром для оценки успехов на пути достижения целей команды и компании в целом

5. Является основой для определения того, насколько повседневная деятельность и усилия компании внутри организации направлены на достижение глобальной цели

nsportal.ru

Практические работы по менеджменту и маркетингу

Практическое занятие 1 Особенности управление земельно-имущественным менеджментом

Цель: Закрепить теоретические знания на практике. Понять суть управления земельно-имущественным менеджментом.

Материальное обеспечение: Инструкции, конспект — лекций по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга»

Теоретические положения:

В контексте сказанного современная система управления муниципальной собственностью должна обеспечивать решение следующих задач:

1) максимально полный учет недвижимости, в том числе и земельно-имущественной, реализуемый на основе эффективно функционирующей системы кадастрового учета и инвентаризации земель;

2) государственная регистрация прав на земельно-имущественные ресурсы и сделок с ними;

3) рыночная оценка земель, используемая в последующем в целях оптимизации налогообложения, страхования, ипотечного кредитования, оценки вкладов при создании хозяйственных обществ и товариществ, установления выкупной цены в договорах купли-продажи и иных возмездных сделках в процессах рыночного оборота земельно-имущественных благ;

4) эффективное управление земельно-имущественным потенциалом городов и активное вовлечение его в полноценный природохозяйственный оборот;

5) формирование рыночно-институциональной системы контроля за хозяйственным освоением земельно-имущественных ресурсов и изменением их рыночной стоимости;

6) подготовка доступной и достоверной, исчерпывающей, объективной и оперативной эмпирико-фактологической информации о состоянии муниципальных земельно-имущественных комплексов, используемой в последующем, как гражданами, так и юридическими лицами.

Задание:

Объясните, какова функция менеджера при решении задач управления муниципальной собственностью.

Ход работы:

1. Прочтите тему, цели работы, теоретические положения.

2. Прочтите ситуацию, решите её.

3. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

4. Напишите вывод по практической работе.

Содержание отчета:

1. Тема.

2. Цель.

3. Материальное обеспечение.

4. Решение ситуации.

5. Вывод по цели работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое земельно — имущественный менеджмент?

2. Какие основные цели у земельно — имущественного менеджмента?

Литература:

1. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие/Е.В. Пустынникова. — М.:КНОРУС,2008.

2. Грибов В.Д. Менеджмент-2-е издание [Текст]: учебное пособие/В.Д. Грибов. -М.:КНОРУС,2008.

6.6 Практическое занятие 2 по теме анализ внешней среды организации

Цель: Закрепить теоретические знания на практике.

Научится анализировать и классифицировать факторы внешней среды организации.

Материальное обеспечение: Инструкции, конспект — лекций по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга»

Теоретические положения:

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование организации и требуют его соответствующего реагирования. Организация как открытая система зависит от внешней среды в’ отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей и т.д. Поэтому организации должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним.

Задание:

Какие факторы социально-демографической среды будут играть решающую роль при принятии решения о выходе с товаром на рынок, если вы являетесь:

-производителем музыкальных центров;

-производителем косметической продукции;

— хотите открыть ресторан;

— хотите открыть бистро?

Проанализируйте участников внешней среды по степени их влияния и важности:

— для сельскохозяйственного кооператива;

-для небольшой аудиторской фирмы.

Ход работы:

1. Прочтите тему, цели работы, теоретические положения.

2. Прочтите ситуацию, решите её.

3. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

4. Напишите вывод по практической работе.

Содержание отчета:

1. Тема.

2. Цель.

3. Материальное обеспечение.

4. Решение ситуации.

5. Вывод по цели работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое внешняя среда организации?

2. Какие компоненты внешней среды организации Вы знаете?

Литература:

1. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие/Е.В. Пустынникова. — М.:КНОРУС,2008.

2. Грибов В.Д. Менеджмент-2-е издание [Текст]: учебное пособие/В.Д. Грибов. -М.:КНОРУС,2008.

Практическое занятие 3 по теме анализ внутренней среды организации

Цель: Закрепить теоретические знания на практике.

Научится анализировать и классифицировать факторы внутренней среды организации.

Материальное обеспечение: Инструкции, конспект — лекций по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга»

Теоретические положения:

Внутренняя среда организации — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений.

Задание:

Проведите анализ внутренней среды организации производителя косметической продукции при условии, что фирма планирует освоить новый производственный процесс.

Опишите, как повышение квалификации сотрудников может повлиять на улучшение деятельности предприятия.

Ход работы:

1. Прочтите тему, цели работы, теоретические положения.

2. Прочтите ситуацию, решите её.

3. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

4. Напишите вывод по практической работе.

Содержание отчета:

1. Тема.

2. Цель.

3. Материальное обеспечение.

4. Решение ситуации.

5. Вывод по цели работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое внутренняя среда организации?

2. Какие компоненты внутренней среды организации Вы знаете?

Литература:

1. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие/Е.В. Пустынникова. — М.:КНОРУС,2008.

2. Грибов В.Д. Менеджмент-2-е издание [Текст]: учебное пособие/В.Д. Грибов. -М.:КНОРУС,2008.

Практическое занятие 4 по теме разработка мотивационной политики организации.

Цель: Научится разрабатывать мотивационную политику предприятия.

Закрепить теоретические знания на практике.

Материальное обеспечение: Инструкция, конспект лекций.

Теоретические положения:

Мотивация — состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию.

Задание

«Планы капитана Флинта»

Упражнение направлено на дальнейшее развитие навыков в диагностике проблемы, моделировании структуры мотивации героев и разработке оптимальной модели мотивации каждого героя в соответствии с планами капитана Флинта.

Задание: • Внимательно прочитайте описание ситуации.

• Выявите проблему капитана Флинта, связанную с мотивацией каждого из возможных членов команды.

• Смоделируйте структуры мотивации героев.

• Разработайте оптимальную модель мотивации каждого героя в соответствии с планами капитана Флинта.

• Оцените результативность вероятных действий.

Планы капитана Флинта

Капитан Флинт решил собрать команду из проверенных в деле пиратов, чтобы с ними совершить набег на богатый приисков «Золотое Дно», расположенный в русле реки Аламо. Капитан Флинт неоднократно совершал подобного рода операции, большинство из которых закончились успешно для пиратов. Эти и другие авантюры снискали Флинту славу непревзойденного стратега, отважного и везучего предводителя морских разбойников. Капитан никому не признавался, что начал чувствовать тяжесть прожитых лет, он стареет и скоро все заметят, что знаменитый Флинт «уже не тот». Пора уходить на покой. Но прежде, чем круто изменить свою жизнь, капитан решил на последок исполнить свою заветную мечту – напасть на прииск «Золотое Дно». Помимо крупной добычи, он хотел посчитаться со своим давним врагом, Джексоном, который контролировал добычу алмазов в этом районе. Для исполнения задуманного плана капитану Флинту были нужны следующие пираты:

1. Соленый Пес – отличный стратег и хитрый выдумщик различных приемов одурачивания противника.

2. Крутой Кулак – владелец прекрасного арсенала оружия и боевой дружины.

3. Жестянка – капитан большого фрегата, которому не было равных в Карибском бассейне.

Однако, в данный момент ситуация складывалась следующим образом:

Соленый Пес утверждал, что «завязал». Он открыл легальный бизнес (казино). По слухам, он скучал по старой жизни, полной а и приключений. Но внешне выглядел довольным и преуспевающим. Крутой Кулак известен тем, что любит деньги и может предать. Он очень опасный партнер, но отличный воин. Жестянка в данный момент остро нуждается в деньгах. Его дочь похищена, и нужен крупный выкуп срочно. Таких денег у него нет. Поговаривают, что он может продать свой корабль. Хотя в это не очень похоже на правду. У Жестянки неплохая команда, но она давно сидит «на мели». Пираты не организованы и давно забыли о боевой дисциплине. Заместитель Жестянки, Одноглазый Бык, расширяет свое влияние на команду и может взбунтовать в любой момент.

Рваное Ухо – молодой, дерзкий и хитрый пират, не протяжении полугода предлагает себя в партнеры и союзники Флинту. Однако, Флинта что-то сдерживает. Флинт навел справки и выяснил, что Рваное Ухо неразборчив в средствах, властен и жесток, но, если надо, он может проявлять покорность и послушание. Рваное Ухо имеет относительно небольшое судно, но после капитального ремонта, и плохо вооруженную команду из 90 «отморозков».

Ход работы:

1. Прочтите тему, цели работы, теоретические положения.

2. Прочтите ситуацию, решите её.

3. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

4. Напишите вывод по практической работе.

Содержание отчета:

1. Тема.

2. Цель.

3. Материальное обеспечение.

4. Решение ситуации.

5. Вывод по цели работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мотивация?

2. Какие способы мотивации Вы знаете?

Литература:

1. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие/Е.В. Пустынникова. — М.:КНОРУС,2008.

2. Грибов В.Д. Менеджмент-2-е издание [Текст]: учебное пособие/В.Д. Грибов. -М.:КНОРУС,2008.

Практическое занятие 5 по теме формирование организационной структуры управления.

Цели: Закрепить теоретические знания на практике. Научится формировать организационную структуру управления.

Теоретические положения:

Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач.

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Задание:

Используя данные конкретного предприятия (организации), изобразите на схеме его организационную структуру, выделите ее элементы (подразделения, звенья, уровни), покажите горизонтальные и вертикальные связи. Определите вид организационной структуры, дайте ее характеристику.

Ход работы:

1. Прочтите тему, цели работы, теоретические положения.

2. Прочтите ситуацию, решите её.

3. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

4. Напишите вывод по практической работе.

Содержание отчета:

1. Тема.

2. Цель.

3. Материальное обеспечение.

4. Решение ситуации.

5. Вывод по цели работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое организационная структура?

2. Какие организационные структуры Вы знаете?

Литература:

1. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие/Е.В. Пустынникова. — М.:КНОРУС,2008.

2. Грибов В.Д. Менеджмент-2-е издание [Текст]: учебное пособие/В.Д. Грибов. -М.:КНОРУС,2008.

6.17 Практическое занятие 6 по теме Планирование и организация работы подразделения

Цель: Закрепить теоретические знания на практике. Научиться планировать и организовывать работу подразделения

Теоретические положения:

Планирование определяет направления, цели, пропорции, темпы конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов на предприятии. Посредством реализации функции планирования составляется план действия на определенный отрезок времени (долгосрочный или краткосрочный).

Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив.

Задание: Выберите организацию самостоятельно. Опишите род деятельности организации. Укажите, какие структурные подразделения имеются в данной организации. Представьте, что Вы один из руководителей структурного подразделения, опишите, каким образом Вы будет планировать и организовывать работу данного структурного подразделения.

Ход работы:

1. Прочтите тему, цели работы, теоретические положения.

2. Прочтите ситуацию, решите её.

3. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

4. Напишите вывод по практической работе.

Содержание отчета:

1. Тема.

2. Цель.

3. Материальное обеспечение.

4. Решение ситуации.

5. Вывод по цели работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое план?

2. Какие способы планирования Вы знаете?

Литература:

1. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие/Е.В. Пустынникова. — М.:КНОРУС,2008.

2. Грибов В.Д. Менеджмент-2-е издание [Текст]: учебное пособие/В.Д. Грибов. -М.:КНОРУС,2008.

infourok.ru

Задание для практического занятия по МЕНЕДЖМЕНТУ по теме «Принятие управленческого решения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Принятие управленческого решения»

Цель:

  • закрепление теоретических знаний;

  • решение ситуаций по теме;

  • определение умения влиять на окружающих.

Вопросы для обсуждения: (по 3 балла)

  1. Решения и их разновидности.

    • Определите особенности стратегических решений

    • Укажите особенности директивных решений

    • В каких ситуациях решения принимаются едино?

    • Формы коллективного решения

    • Коллективный метод принятия решения имеет свои преимущества и недостатки, назовите их

  2. Этапы принятия рационального решения.

  3. Определенность, неопределенность и риск в ходе реализации решения.

Работа студентов по подгруппам с контрольными вопросами и логическими упражнениями.

Контрольные вопросы и логические упражнения

1. Используя матрицу БКГ, ответьте на вопрос «Что делать?»: ( 3 балла)

А. Господствовать; Б. Инвестировать; В. Зарабатывать; Г. Снять урожай. Если доля реализуемой продукции Вашего предприятия возросла с 1% до 5%

Матрица БКГ

ЗВЕЗДА

ЗНАК ВОПРОСА

ДОЙНАЯ КОРОВА

СОБАКА

Высокая Низкая

Относительная доля рынка

квадрат 1 — ЗВЕЗДА — предприятие, завоевавшее большую долю рынка в растущем секторе экономики;

квадрат 2 — ЗНАК ВОПРОСА — предприятие, завоевавшее небольшие доли рынка в быстро растущих отраслях;

квадрат 3 — ДОЙНАЯ КОРОВА — предприятие, завоевавшее большие доли рынка в зрелых отраслях;

квадрат 4 — СОБАКА — предприятие с низкой долей рынка в отраслях, переживающих стагнацию.

    1. Примите правильное решение:

а) как менеджер крупного предприятия, занимающего монопольное положение в области безалкогольных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства;

б) как глава комиссии по антимонопольному регулированию, приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства;

в) как потребитель продукции, на чью сторону Вы станете в.случае опроса мнений?

  1. Какова сущность запрограммированного и незапрограммированного решения?

  2. Назовите основные принципы выработки и принятия решения.

  3. Каким образом черты характера лидера влияют на характер принимаемого им решения?

  4. Перечислите основные требования к методам решения проблем.

  5. Выполните тест

Тест «Решение управленческих проблем»

1. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

1) чем больше информация, тем лучше

2) избыток информации также вреден, как и ее недостаток

3) получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

4) избыточный объем информации – залог успеха

2. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

1) для оптимального решения комплексной задачи

2) для сохранения «группового» стиля работы

3) для проверки квалификации рабочих

4) все перечисленное

3. Что означает «принять решение»?

1) перебрать все возможные альтернативы

2) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

3) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

4) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

4. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?

1) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы

2) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя

3) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат

4) уровень превышения своих полномочий

5. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?

1) если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать

2) по точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных

3) проверка надежности административной структуры

4) проверка надежности экспертной структуры

6. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?

1) интенсификация мыслительного процесса

2) анализ нестандартных решений

3) выявление альтернатив

4) вовлечение всех участников в процесс принятия решений

7. Кому принадлежит авторство идей при использовании коллективных методов принятия решений

1) организации, где работают участники совещания

2) всем участникам совещания

3) участнику, выдвинувшему первоначальный вариант решения

4) участнику, выдвинувшему окончательный вариант решения

Задание 1 (6 баллов)

Укажите стиль принятия управленческого решения по классификации В.Вруума и Ф.Йеттона при следующих условиях:

Условия принятия решения

Стиль принятия решения

1

На предприятии создалась ситуация, требующая немедленного изменения технологического процесса. Для руководителя, имеющего достаточный опыт и квалификацию, может быть важным мнение главного технолога и начальника планово-экономического отдела.

2

В связи с предстоящим сокращением численности работников на предприятии образовались оппозиционные мини-группы, лидеры которых отстаивают личные мнения, создалась конфликтная ситуация

3

Проблема, возникшая на предприятии, нова и неординарна. Руководитель не располагает достаточным количеством информации для ее решения, и для него важны мнения сотрудников. В коллективе царит атмосфера демократии и взаимопонимания.

4

В организации предстоит провести сокращение численности работников. Предстоящее решение не совпадает с личными целями сотрудников. Руководитель пользуется авторитетом и его мнение воспринимается позитивно членами группы.

5

Проблема, по которой предстоит принять решение, является для руководителя достаточно сложной и новой. У него недостаточно информации, которую легко получить от подчиненных. Однако групповое обсуждение нецелесообразно.

6

При принятии решения возникли разногласия и голоса разделились на равные части. Времени для дальнейшего обсуждения недостаточно. Имеются результаты объективного анализа.

Задание 2 (3 балла)

Заполните таблицу, указав, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее:

  1. в условиях дефицита времени;

  2. для избежания субъективизма;

  3. для большей продуманности возможных последствий;

  4. при наличии конфликтной ситуации;

  5. при низкой квалификации сотрудников;

  6. для снижения сопротивления несогласных.

Коллективный способ

Индивидуальный способ

Задание 3 (по 3 балла)

Прочтите афоризмы о психологии принятия решений и объясните их смысл:

  1. Если принял решение ты, пусть отныне не дрогнет рука:

можешь выбрать ты смелость советчика,

можешь выбрать совет смельчака

  1. обсуждать надо часто, решать – однажды

  2. не столь опасно принять дурное решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно

Задание 4 (2 балла)

Заполните таблицу, указав вид принимаемого решения (запрограммированное или незапрограммированное) в зависимости от ситуации:

Ситуация

Вид решения

Новые, неординарные условия

Число возможных альтернатив ограниченно, и они легко формулируются

Стандартные, регулярно повторяющиеся ситуации

Ситуация, где требуются глубокие знания, интуиция

Задание 5 (3 балла)

Ситуационная задача:

Представьте, что Вам необходимо принять решение на основе анализа двух альтернатив, выбрав одну из них.

Сущность проблемы: необходимо выбрать поставщика энергетических и сырьевых ресурсов из двух возможных партнеров.

Поставщики

1 фирма 2 фирма

1. Количество и качество поставок 1. Количество и качество поставок

удовлетворяет потребителя удовлетворяет потребителя

2. Поставки осуществляют бесперебойно 2. Поставки осуществляются

некоторым опозданием

(от 2—3 дней до 1-й недели)

3. Цены на сырье и энергию выше 3. Цены на сырье и энергию

отраслевых на 3% соответствуют отраслевым

Задание 6 (3 балла)

Определите проблему и примите решение по алгоритму:

    1. Выработка и постановка цели (формулировка проблемы)

    2. Изучение проблемы

    3. Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений

    4. Рассмотрение вариантов решения. (Оценка всех плюсов и минусов, по каждому варианту)

    5. Выбор и окончательное формулирование решения

Тест: руководитель, принимая управленческое решение, должен уметь повлиять на подчиненных с тем, чтобы убедить их в правильности решения, заручиться поддержкой, что обеспечит качественное исполнение решения. Проверьте наличие у вас такой способности.

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

  2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

  3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

  4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?

  5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

  6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?

  7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

  8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был не изменен?

  9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

  10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?

  11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?

Оценка результатов. Подсчитайте набранное вами количество баллов по приведенной таблице.

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Да

5

0

5

5

5

5

5

0

0

5

5

5

5

Нет

0

5

0

0

0

0

0

5

5

0

0

0

0

35-65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а зачастую оказываясь и неправильно понятым. А жаль!

infourok.ru

Практическое занятие по теме «Определение стиля управления» по дисциплине Менеджмент

Практическое занятие

по учебной дисциплине Менеджмент

Тема занятия: Определение стиля управления по «Решетке менеджмента»

Цель: формирование представления о важности управленческого труда для деятельности предприятия, развитие способностей анализа результатов применения того или иного стиля руководства; моделирование развития ситуации в будущем.

Порядок выполнения

  1. Анализ ситуации:

  1. Определение проблемы:

  1. Моделирование различных способов разрешения проблемы:

  • определение степени важности данной ситуации;

  • разработка возможных вариантов действий, изменений, преобразований для решения сложившейся проблемы.

  1. Анализ возможностей организации, руководства.

  2. Корректировка стиля руководства.

Задание 1

Проанализируйте любые пять из предложенных десяти ситуаций, сложившихся на фирме, объясните возможные причины их возникновения, а так же – к чему может привести в будущем данная проблемная ситуация, если своевременно не предпринять соответствующих мер. Определите стиль управления и стиль работы менеджера.

Ситуации

  1. Вы являетесь руководителем недавно открывшегося предприятия, пытаетесь четко структурировать отношения внутри предприятия и добиться строго выполнения дисциплинарных требований. Несмотря на высокую (по меркам города) зарплату, многие ведущие специалисты обращаются с заявлениями об увольнении.

  1. Из беседы двух сотрудников крупного предприятия

Первый: наш руководитель – тиран, и если я не выполню в срок очередное задание, то он меня уволит.

Второй: конечно, он строг, но, выполняя работу в срок, ты сможешь заручиться его доверием.

Почему их мнения столь различны?

  1. Молодой работник на общем собрании сказал: «Мне не хотелось бы об этом говорить, но мне не нравиться, что мои руководители решают за меня буквально все. Они совсем не дают мне проявить самостоятельность. Да и к другим работникам относятся та же ..» в роли директора предприятия продумайте ваши действия.

  2. Партия не качественной продукции была выявлена слишком поздно, когда покупатели стали сообщать об этом по номеру телефона «горячей линии».

  1. Работникам предприятия на втором собрании подряд не удается утвердить коллективный договор, так как не достигнуто согласия по ряду вопросов.

  1. Генеральный директор предприятия уволил менеджера по рекламе, так как разработанная им реклама не привела к ожидаемому результату.

  1. Научные сотрудники исследовательского института своевременно предоставляют отчеты о проделанных экспериментах, проявляя изобретательность и неподдельный интерес к своей работе. Однако руководство института не раз обращало внимание на прогулы рабочего времени значительной части своих подчиненных.

  1. Один из работников предприятия уволился, так как привык к конкретной постановке задания и не смог работать, получив самостоятельность при выполнении своей работы.

  1. В организации регулярно появляются слухи о несправедливости и предвзятости руководителя по отношению к своим подчиненным. Это объясняется тем, что за одно и тоже нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются разные меры.

  1. На полученную предприятием сверхприбыль руководитель приобрел солидную фирменную офисную мебель для своего кабинета, так как деловые партнеры должны быть уверены в стабильности предприятия, а следующая прибыль может быть использована для ремонта основного производственного оборудования.

Задание 2

Вам представлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Претенденты отличаются следующими качествами.

  • Первый кандидат стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.

  • Второй претендент часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений, «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

  • Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

  • Четвертый кандидат отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своих результатов, всегда стремиться довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

Сделайте свой выбор и обоснуйте его.

infourok.ru

практикум по менеджменту.doc — Практическое занятие на тему: «Изучение …

Да­ 4, часто­ 3, редко­ 1, нет­ 0.
4. Вечно ли вы спешите?
Да­ 5, спешу часто­ 4, спешу иногда­ 1, никогда не тороплюсь­ 0.
5. Является ли для вас затруднением обратиться к кому­либо с просьбой о помощи?
Да­ 3, зависит от обстоятельств­ 2, очень редко, никогда­ 0.
6. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?
Весьма часто­ 5, иногда­ 2, никогда­ 0.
7. Если у другого человека что­то не получается, есть ли у вас желание сделать это
вместо него?
Да­ 5, часто­ 4, иногда­ 2, никогда­ 0.
8. Сложно ли вам ограничить себя во вкусной еде?
Да­ 3, часто­ 2, иногда­ 1, редко­ 1, никогда­ 0.
9.Делаете ли вы несколько дел одновременно?
Да­ 5, часто­ 4, иногда­ 3, редко­ 1,никогда­ 0.
10.Бывает ли, что во время беседы ваши мысли витают где­то далеко?
Да­ 5, нередко­ 4, бывает­ 3, очень редко, никогда­ 0.
11. Часто вам приходит мысль, что люди говорят об очень скучных и бесполезных
вещах?
Весьма часто­ 5, нередко­ 4, иногда­ 1, редко, никогда­ 0.
12. Нервничаете ли вы, выстаивая очередь?
Очень часто­ 4, часто­ 3, иногда­2, очень редко­ 1, никогда­ 0.
13. Нравится ли вам давать советы другим?
Да­ 4, как правило­ 3, иногда­ 1, редко, никогда­ 0.
14. Часто ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда­ 3, зачастую­ 2, часто­ 1, очень редко, никогда­ 0.
15. Быстро ли вы говорите?
Спеша, скороговоркой­ 3, довольно торопливо­ 2, спокойно, рассудительно­ 0.
Подсчитайте очки:
от 50 до 63 очков: наверное напряжение велико; надо подумать о состоянии своего здоровья
и изменить образ жизни.
от 20 до 49 очков: здоровье терпимое, но следует приучить себя расслабляться, снимать
напряжение.
до 19 очков: основные ваши черты­ спокойствие и уравновешенность. Не обращайте
внимание на мелочи, не драматизируйте свои неудачи.
Тест № 2. Соответствие профессии менеджера.

Если у вас нет стопроцентной уверенности в правильности выбора профессии менеджера, то
целесообразно лишний раз проверить себя, хотя бы с помощью теста.
Попробуйте, например, ответить «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Есть ли у вас желание начать собственное дело, т. е. стать предпринимателем?
2. Располагаете ли вы необходимой энергией для самых решительных действий при любых
неожиданных жизненных поворотах?
3. Согласны ли вы принять участие в сделке, которая сулит большую прибыль, но
принимать решение придется в условиях неопределенности?
4. Откажитесь ли вы от гарантированной работы со средним заработком, предпочтя ей
менее надежную, но более доходную?
5. Любите ли вы новые идеи концепции, причем самые неожиданные?

znanio.ru

План-конспект открытого урока «Менеджмент»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Менеджмент»

ТЕМА: «Решение ситуационных задач – использование на практике методов планирования и организации работы подразделения, проведение работы по мотивации трудовой деятельности персонала»

ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок

ТИП УРОКА: Практическое занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА:

Методика формирования профессиональных и общих компетенций в процессе проведения практических занятий

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие цели:

  • формирование профессиональных компетенций;

  • закрепление знаний студентов;

  • контроль уровня усвоения учебного материала;

  • систематизация представлений студентов об основных понятиях курса

Воспитательные цели:

  • воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия;

  • формирование умений сочетания индивидуальной работы с коллективной

Развивающие цели:

  • развитие у студентов коммуникативных способностей;

  • развитие основных мыслительных операций и активизация познавательной деятельности студентов;

  • развитие коммуникативных умений студентов

ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА:

  • Презентация по теме.

  • Раздаточный и дидактический материал.

  • Проектор с экраном.

  • Компьютер.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Мария Александровна Морозова – 5 мин.

Объяснение особой формы организации урока – открытого практического занятия. Закрепление пройденного материала происходит по результатам защиты творческих работ, выполненных заранее.

У нас на занятии присутствуют преподаватели разных дисциплин и наши студенты из других групп, которые выполняют роль экспертов.

Мотивация учебной деятельности:

Пояснение целей и задач данного занятия.

Управление, как известно, представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Необходимость в управлении возникает по мере появления  целей, достижение которых требует  коллективных усилий. В современном  обществе необходимость менеджмента  обусловлена такими факторами, как  ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства потребителей, возрастание значения непроизводственной сферы, в частности коммерческой деятельности.

Тема нашего сегодняшнего практического занятия «Решение ситуационных задач – использование на практике методов планирования и организации работы подразделения, проведение работы по мотивации трудовой деятельности персонала».

Мы с Вами на протяжении нескольких уроков говорили, что же такое менеджмент, планирование, организация, мотивация и контроль, которые являются основными функциями управления.

И сегодня закрепление изученного материала будет проходить в форме практического занятия.

Оценка за занятие будет складываться из баллов, набранных каждой командой в 2-х этапах: блиц-опроса и защиты творческой работы, а работа с диагностической картой поможет Вам выполнить задание

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (блиц-опрос) – 10 мин.

А) Ответить на вопросы:

  1. Что такое менеджмент?

  2. Дайте определение понятию «Цель»

  3. Перечислите цели менеджмента

  4. Дайте определение понятию «Задача»

  5. Перечислите задачи менеджмента

  6. Назовите основные функции менеджмента

  7. Кого можно назвать менеджером?

  8. На какие группы подразделяют менеджеров?

  9. Кто относится к менеджерам высшего звена?

  10. Кто относится к менеджерам среднего звена?

  11. Кто относится к менеджерам низшего звена?

  12. Дайте определение понятию организация (фирма)

  13. Из чего складывается система управления в организации?

  14. Кто такой субъект управление?

  15. Кто такой объект управления?

Б) Работа с диагностическими карточками (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) — 10 мин.

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

А) Инструктаж преподавателя по выполнению практического задания

Морозова М.А. 3 мин.

Вы ответили на вопросы, которые непосредственно связны с темой нашего сегодняшнего практического занятия.

Каждая команда получила ситуационную задачу, которую выполнила в виде творческой работы (проекта).

Еще раз обращаю Ваше внимание, что вместе с Вами работают эксперты.

Я даю Вам время для подготовки к защите проекта

Группа заранее разделилась на подгруппы: 4 команды по 4 человека:

1 команда ООО «Happy pets»

— Кожаева Надежда

— Андросова Нина

— Дворецкая Виолетта

— Крупенина Юлия

2 команда ООО «Доброе утро»

— Пичужкина Александра

— Василашко Александра

— Цацурина Анастасия

— Колесов Олег

3 команда ООО «Чистики»

— Портнова Анна

— Голубочкин Илья

— Конова Валерия

— Лобова Валентина

4 команда ООО «Security+»

— Екатериничева Татьяна

— Кондратенко Ксения

— Мугака Максим

— Райкова Анастасия

Б) Защита творческих работ студентов, подготовленных заранее — 60 мин.

IV. ОБОБЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ – 2 мин.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Литература: А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина «Менеджмент»,  М.: Издательский центр «Академия», 2011 г. — стр. 7

infourok.ru

Методическая разработка на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР ГБПОУ МО

«Ногинский колледж»

____________________А.В.Артемова

«____» _________ 20___г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по проведению практических занятий по дисциплине

 «Менеджмент»

Специальность:

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

«Организация перевозок и управление на транспорте(по видам)»

Составители:

Преподаватель Соковикова Т.А.

Рассмотрено на заседании Педагогического Совета

Протокол № ______  от _______________________

НОГИНСК

2016 г.

Практические занятия направлены на трансформацию полученных знаний в навыки их использования и являются завершающим этапом процесса освоения курса. Работа обучающихся на практических занятиях основана на результатах освоения лекционных материалов, а также на результатах самостоятельной работы.

В рамках образовательного процесса по дисциплине «Менеджмент» предусмотрено тестирование, выступление с докладами и презентациями, иллюстрирующими доклады, опрос по теме, согласно лекционному материалу и материалу для самостоятельного изучения.

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ 1.Фундаментальные основы теории управления

Практическое занятие по теме 1.1. Введение в теорию менеджмента

Вопросы для опроса:

  1. Приведите определение понятия «менеджмент»
  2. Что представляет собой система управления?
  3. Что относится к объектам управления? А что/кто к субъектам?
  4. Перечислите принципы управления. Какие вы считаете наиболее важными?
  5. Что представляет собой понятие «метод менеджмента»?
  6. Приведите классификацию методов менеджмента. Какую группу методов вы считаете наиболее эффективной для использования? Ответ обоснуйте.
  7. Опишите основные типы руководителей
  8. Что представляет собой «разделение труда»? Каким образом оно связано с «кооперацией труда»?
  9. Какие цели менеджмента вы можете перечислить? Какие из них (внутренние или внешние) должны быть приоритетными в деятельности современных менеджеров?
  10. Какие роли должен играть современный менеджер?

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности современного менеджмента
  2. Особенности менеджмента как науки
  3. Основные теоретические подходы к менеджменту

Деловая игра «Моделирование идеального руководителя»

Выборочная проверка выполнения заданий по теме 1.1, предусмотренных для самостоятельной работы.

Практическое занятие по теме 1.2. Эволюция управленческой мысли. Становление управленческой науки

Вопросы для опроса:

1. С какими событиями связывается начало отсчета эры научного управления?

2. На чем базировалась парадигма управления первой половины 20-го столетия и какие условия общественного развития оказали на ее формирование наибольшее воздействие?

3. Почему 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих, сформулированные Ф.Тейлором, заложили основы научного подхода к управлению?

4. Как вы интерпретируете заявление Ф.Тейлора, оценивающего эффективность научного подхода к управлению: «В прошлом первенство принадлежало человеку. В будущем главную роль должна сыграть система».

5. Что понимается под непрерывностью управленческого процесса, которая является главной идеей концепции административного менеджмента, разработанной А. Файолем?

6. Какие функции управления являются общими для всех менеджеров независимо от их положения в организации?

7. Сформулируйте суть предложений Э. Мэйо (школа человеческих отношений) и определите, в чем состоят их главные отличия от концепций школ научного управления?

8. Какие концептуальные положения, выдвинутые и разработанные российскими учеными в 1920 гг. начали активно и достаточно плодотворно использоваться в нашей стране после окончания Второй мировой войны?

9. Охарактеризуйте основные школы менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Отличительные черты европейского, американского, азиатского менеджмента
  2. Особенности российского менеджмента
  3. Современные тенденции развития менеджмента
  4. Роль менеджмента в истории развития общества

Круглый стол – «Управление: наука или искусство?»

Выборочная проверка выполнения заданий по теме 1.2, предусмотренных для самостоятельной работы.  

Практическое занятие по теме 1.3. Организация как объект управления. Внутренняя и внешняя среда организации

Вопросы для опроса:

1. Приведите определения понятия «организация». Какие подсистемы можно выделить в составе любой организации?

2. Почему организации нуждаются в управлении?

3. Какие типы моделей отражают эволюцию теоретических подходов к организации?

4. Проанализируйте влияние факторов информатизации и глобализации на повышение роли организаций в общественном развитии.

5. По каким критериям производится классификация организаций?

6. Какие организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом РФ для коммерческих и некоммерческих организаций?

7. Что такое внешняя среда организации и каков состав ее элементов?

8. Что такое внешняя среда организации? Приведите ее характеристику.

9. По каким параметрам можно дать интегральную характеристику организации как объекта управления?

10. Приведите пример внутренних и внешних проблем организации.

Проверка выполнения заданий по теме 1.3, предусмотренных для самостоятельной работы, в т.ч. результаты выполнения задания на составление SWOT и PEST-анализов.

Практическое занятие по теме 1.4. Руководство, лидерство и власть

Вопросы для опроса:

1. Поясните почему важно освоить лидерский подход к управлению в условиях экономики знаний?

2. Объясните суть понятия «социальные технологии». Какие задачи может решать руководитель-лидер посредством данного инструмента?

3. Лидерами становятся или рождаются? Аргументируйте ваш ответ.

4. Какие лидерские навыки Вам необходимо освоить, чтобы повысить эффективность управленческой деятельности?

5. Какие причины заставляют людей создавать группы? Назовите признаки формальной группы. Кто и зачем создает неформальные группы?

6. В чем вы видите различия между рабочими группами и командами? Назовите принципы построения команд.

7. Проанализируйте связь между делегированием полномочий и децентрализацией управления.

8. Зачем руководителю делегировать задачи и полномочия?

9. Проанализируйте проблемы, возникающие на различных этапах делегирования полномочий.

10. Какие инструменты используются для анализа характера делегируемых задач?

Вопросы для обсуждения:

  1. Баланс власти в организации
  2. Формирование имиджа современного менеджера
  3. Особенности конфликтов и управление ими в сфере власти и влияния

Деловая игра «Матрица Эйзенхауэра – инструмент расстановки приоритетов»

Описание игры: Расстановка приоритетов – одна из насущных проблем современных деловых людей, все острее ощущающих дефицит времени. Верная расстановка приоритетов подразумевает оценку, какие дела необходимо сделать в первую очередь, а какие во вторую. При расстановке приоритетов очень полезно оценивать задачи по критериям важности и срочности. Поможет это сделать матрица Эйзенхауэра. В ходе деловой игры студенты разберут, что такое матрица Эйзенхауэра, из чего состоит матрица Эйзенхауэра, как пользоваться матрицей Эйзенхауэра в повседневной управленческой практике.

Выборочная проверка выполнения заданий по теме 1.4, предусмотренных для самостоятельной работы.

РАЗДЕЛ 2.Функции управления социально-экономическими системами

Практическое занятие по теме 2.1. Общие и специальные функции менеджмента

Вопросы для опроса:

  1. Природа и состав функций менеджмента
  2. Какая функция управления считается наиболее важной? Ответ обоснуйте.
  3. Что понимается под термином «горизонт планирования»?
  4. Планирование: сущность, виды, принципы
  5. Перечислите основные методы планирования. В чем их достоинства и недостатки?
  6. Организация как общая функция менеджмента
  7. Природа и сущность мотивации.
  8. Характеристика основных теорий мотивации
  9. Управленческий контроль: сущность, виды и принципы
  10. Перечислите и дайте характеристику специфическим функциям менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Какова роль, место и перспективы использования web-технологий в решении задач государственного и муниципального управления?
  2. Методы повышения эффективности коммуникаций в организациях государственного и муниципального управления
  3. Коммуникационный процесс

Решение практико-ориентированных кейсов методами: а) блок-схем при оперативном планировании выполнения задач б) диаграммы Ганта (сетевое планирование) в) RACE-анализа и др.

Выборочная проверка выполнения заданий по теме 2.1, предусмотренных для самостоятельной работы.

РАЗДЕЛ 3.Технологии и методы управления

Практическое занятие по теме 3.1. Методы управления и эффективность менеджмента

Вопросы для опроса:

1. Что такое механизм управления, из чего он состоит?

2. По каким критериям классифицируются методы управления?

3. Чем отличаются друг от друга различные методы управления?

4. В каких случаях в органах власти предпочтительно использование административных методов управления?

5. В чем заключаются достоинства и недостатки основных методов управления?

6. Какие способы повышения эффективности менеджмента используют современные менеджеры?

7. Каким образом может быть проведена оценка эффективности менеджмента?

8. Как связаны между собой экономическая, производственная, социальная и экологическая эффективности?

Деловая игра «Мозговой штурм» Описание игры: Деловая игра «Мозговой штурм» — продуктивный способ выдвижения новых идей. Подчас довольно сложная проблема, не поддавшаяся решению традиционными способами, неожиданно получала оригинальное решение методом «мозгового штурма». Этот метод развивает мыслительные процессы, способность абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д.

Выборочная проверка выполнения заданий по теме 3.1, предусмотренных для самостоятельной работы.

Решение практико-ориентированных кейсов по экономической эффективности управления.

Практическое занятие по теме 3.2. Принятие решений и управление

Вопросы для опроса:

  1. Сущность понятий «проблема» и «управленческое решение»
  2. Классификация управленческих решений
  3. Принципы принятия решений
  4. Этапы разработки рационального решения
  5. Методы моделирования и оптимизации решений
  6. Барьеры в принятии управленческих решений
  7. Охарактеризуйте количественные методы подготовки и принятия решения
  8. Охарактеризуйте качественные методы подготовки и принятия решения

Вопросы для обсуждения:

  1. Методы повышения эффективности менеджмента в выработке решений  
  2. Подготовка, принятие и оптимизация управленческих решений. Опыт менеджеров в прошлом и настоящем. Перспективы развития в данном направлении

Деловая игра «Новый руководитель».

Описание игры: Деловая игра предусматривает обсуждение типичных ситуаций при управлении российским предприятием в реальных условиях современной экономической жизни. Вместе с руководителем типичного предприятия участники деловой игры пройдет все стадии реорганизации предприятия, столкнуться с необходимостью решения управленческих проблем, которые возникают в работе каждого руководителя. Деловая игра состоит их конкретных управленческих ситуаций, четко сформулированных проблем, которые возникают перед руководителем в процессе его управленческой деятельности, и тех решений, которые принимались руководителем в сложившихся управленческих ситуациях.

РАЗДЕЛ 4. Виды современного менеджмента

Практическое занятие по теме 4.1. Особенности управления отдельными сферами деятельности

Вопросы для опроса:

1. Назовите специфические функции менеджмента.

2. Что такое цикл Деминга?

3. В чем особенности всеобщего управления качеством в Японии?

4. Что включает в себя современная система управления качеством?

5. Сформулируйте понятие «управление знаниями». В чем состоит суть экономики, основанной на знаниях?

6. Что представляет собой оценка персонала? Чем профессиональный подбор отличается от профессионального отбора?

7. Приведите классификацию инноваций.

8. Приведите определение категории «стратегия»

9. В чем состоит актуальность тайм-менеджмента для современных руководителей

10. Дайте характеристику управления рисками. Какие виды рисков вы знаете? Какие существуют методы управления ими?

Круглый стол «Управление инновациями в организациях государственного и муниципального уровней»

Выборочная проверка выполнения заданий по теме 4.1, предусмотренных для самостоятельной работы.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *