Что такое задача в математике – Математика «Что такое задача»

Математика «Что такое задача»

КСП по математике в 1 классе

3 четверть 27 урок

*В контексте тем:

«Путешествие», «Традиции и фольклор»

Школа:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя:

Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Что такое задача

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

подбирать опорную схему для решения задачи.

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием задача и ее составными частями — условием и вопросом; научить оформлять решение и ответ к задаче.

Критерии успеха

Термин «задача» в начальной школе используется в значении «текст, описывающий жизненную ситуа­цию, с использованием численных характеристик».

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами. Например, задачи обучения в рамках конкретного урока по предмету «Математика» можно рассмотреть через такие предметы, как «Естествознание» и «Художественный труд».

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень:

  • организованная деятельность, включающая пре­зентации и ИKT;

  • самостоятельное изучение информации, обсуж­дение в группе; представление классу полученных выводов;

Предварительные

знания

Уравнения всех изученных типов с вычислениями в пределах 20 и десятками до 100. Уме­ние выбрать нужный способ решения из трех возмож­ных. Комментирование решения уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым по алгоритму.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Вводное задание. Начните урок с проведения исследовательской работы — поиска ответа на вопрос: «Что такое задача?».

Критерии успеха

Запишите на доске предмет исследования — сло­во ЗАДАЧА.

Середина урока

Предложите учащимся подумать и обсудить в группах, что такое задача. Выслушайте их ответы. В помощь детям раздайте опорные таблицы.

7 + 3

Чему равно значение суммы?

Жанар прочитала 7 книг о животных и 3 книги о путешествиях. Сколько книг прочитала Жанар?

Задайте вопросы:

  1. Чем похожи эти задания? Чем они отличаются?

  2. Каким способом можно выполнить каждое зада­ние?

  3. Какое из этих двух заданий будет задачей? Выслушайте ответы учащихся. Выясните, почему

они так думают. Сообщите, что задача — это математическое высказывание. В тексте задачи обязательно содержатся условие и вопрос.

Предложите школьникам определить в тексте условие и вопрос задачи. Проведите обсуждение в виде фронтальной работы. Прочитайте условие задачи и вопрос. Обсудите, в чем их отличие. Закре­пите новые понятия, записав их на доске или при по­мощи табличек со словами: УСЛОВИЕ и ВОПРОС.

Переходя к следующему этапу, спросите, как ответить на вопрос задачи. Выслушайте предполо­жения учащихся. Резюмируйте, что для ответа на вопрос задачу нужно решить. Запишите на доске слово РЕШЕНИЕ.

Попросите детей сделать предположение. Спросите, что получается в результате решения задачи. Обобщите ответы учащихся, сообщив, что в результате решения задачи находят ОТВЕТ. Запишите термин на доске.

С помощью схемы можно изобразить все компоненты задачи, увидеть их взаимосвязь и найти неизвестный компонент. Например: Жанар прочитала 7 книг о животных и 3 книги о путешествиях. Сколько всего книг прочи­тала Жанар?

1. Что означает первая часть схемы? (Количество книг о животных.)

    1. А вторая часть? (Количество книг о путешествиях.)

    2. Что нужно узнать в задаче? (Сумму прочитанных книг.)

Объясните, как следует построить схему к задаче. Поясните, что при наличии визуальных данных за­дачу легче решить.

Задача. Прочитав вместе с учащимися условие задачи, организуйте выполнение формирующего задания. Выпишите основные шаги, необходимые для решения задачи:

  • прочитай задачу;

  • определи, что известно и что неизвестно в задаче;

  • подбери схему к задаче или составь краткую запись;

  • определи ход решения;

  • запиши решение задачи;

  • запиши ответ.

Выполнение упражнений в учебнике закрепляет знания об основных частях задачи.

Реши. Предложите учащимся прочитать задачу. Спросите, какие из основных четырех частей задачи они могут выделить в тексте. Прежде чем дети приступят к решению задачи, помогите им ее проанализировать. Дайте соответствующие рекомендации:

  1. Этап понимания содержания задачи: «Прочитай текст задачи, определи о чем или о ком идет речь».

  2. Этап планирования: «Рассмотри рисунок или схему к задаче. Определи части и целое. Объясни, что обозначает каждое число».

  3. Этап решения: «Подумай, как ответить на вопрос задачи. Какое действие следует совершить, чтобы найти неизвестное целое? Запиши решение задачи».

  4. Этап проверки: «Запиши ответ к задаче. С по­мощью обратного действия сделай проверку», Опираясь на данный алгоритм, реши задачу.

Учебник:

Что такое задача, с. 58—59. Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 53, «Что такое задача», с 55. Рабочий лист 54, «Части задачи», с. 56.

Ресурсы:

  • названия составных частей задачи: «Условие», «Вопрос», «Решение», «Ответ», написанные на от­дельных карточках;

  • схемы для составления и решения задач;

  • памятки с названиями частей задачи;

  • текст заданий на листах бумаги.

Критерии успеха

Ответ

14 + 3 = 17 (пр.)

Ответ: 17 предметов.

Конец урока

Попробуй. Задание направлено на закрепление понимания взаимосвязи между вопросом и текстом задачи. Опираясь на иллюстрацию, учащиеся составляют условие задачи. В ходе работы следует обращать их внимание на памятку, в которой перечислены все составляющие части задачи

Критерии успеха

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Дополнительные задания

Составь задачу. Учащиеся соотносят части за­дачи с соответствующими названиями, проводя линии, соединяющие воздушные шары и корзины.

Они записывают ответ в числовое выражение (решение задачи), а полученное число — в ответ.

Ответ

    1. Условие «Путешественник 15 часов ехал на автобусе и 4 часа шел пешком».

    2. Вопрос: «Сколько часов путешественник был в пути?»

    3. Решение: схема и числовое выражение: 15 + 4 = 19 (ч)

Ответ: 19 часов.

Пройди лабиринт. Первоклассники соотносят части задачи с их названиями, проходя дорожки лабиринта.

Чтобы выяснить, на каком уровне учащиеся овла­дели знаниями по данной теме, задайте следующие вопросы:

  • Назовите основные части задачи, (Условие, вопрос, решение, ответ.)

  • Что такое вопрос задачи?

  • Если в тексте отсутствует вопрос, будет ли это задачей?

Проведите работу с учащимися по самооценива­нию с помощью «Лестницы успеха» в рабочей те­тради.

Физкультминутка.

Чтоб  все  выполнить  заданья,
Всем  нам  надо  отдохнуть,
Ну,  ребята,  дружно  встанем,
Надо  косточки  встряхнуть.
Руки  вверх,  назад  прогнулись,
Сейчас  сделаем  наклоны,
К  упражнению  готовы?
Раз,  два,  три,  четыре,  пять.
Теперь  спинки  держим  ровно.
На  месте  будем  мы  шагать.
Раз,  два,  три,  четыре,  пять.
Тихо  все  на  место  сядем
И  закроем  глазки,
Вспомните  всё,  что  сегодня  узнали,
Без  моей  подсказки.

infourok.ru

Понятие текстовой задачи по математике

В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с термином «задача» как на профессиональном, так и на бытовом уровне. Нам зачастую приходится решать те или иные проблемы, которые мы привыкли называть задачами. Проблема решения задач, математических и которые возникают перед человеком в бытовой или производственной деятельности, начали изучаться с давних пор, но на сегодняшний день нет общепринятого толкования самого понятия «задача». В общепринятом понимании под задачей имеется в виду некоторая ситуация, требующая исследования и необходимого решения человеком.

Определения текстовой задачи предлагают различные авторы:

1.Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения (А.П. Тонких).

2. Текстовая задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий» (М.И.Моро и А.М. Пышкало).

Самого такового определения текстовой задачи нет, есть только понятие причем, по словам Н.В.Метельского это понятие есть неопределенным. По его мнению, «задача – понятие неопределяемое и в самом широком смысле слова означает то, что требует исполнения, решения. Иногда под задачей понимают упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п. Последнее толкование термина «задача» ближе к понятию «задача в обучении», которую можно назвать дидактической задачей. Математическая задача в обучении … является также неопределяемым понятием, подчиненным понятию «дидактическая задача»».

Существуют некоторые виды задач, которые выделяет Т.Е. Демидов:

1)Коллективные и групповые задачи,

2)Задачи общегосударственные,

3) Задачи определенного круга людей.

Если глубоко рассмотреть текстовую задачу, то можно понять что это некая ситуация которая требует определенного решения.

Задача как цель, которая заданная в определённых условиях, так А.Н. Леонтьев определяет понятие текстовой задачи. Л.Л. Гурова определяет текстовую задачу как объект, мыслительной деятельности, который требует практических действий или ответа на теоретический вопрос путем нахождения условий, необходимых для нахождения связей между неизвестными и известными её элементами. А Л.М. Фридман находит связь между понятием «задача» и «проблемная ситуация».

А.А. Темербекова выделяет математические задачи как особый вид, она в своих работах их раскрывает следующим образом. Математическая задача — это некий лаконический рассказ, в котором присутствуют значения некоторых величин и необходимо отыскать неизвестные значения величин, зависимые от данных и имеют связь в определённых соотношениях, которые даны в условии.

Правильно будет выделить отдельный блок математических текстовых задач, для которых необходимо знать особые математические знания.

Демидова Т.Е. делит задачи на два блока:

1)научные (например, проблема Гольбаха, теорема Ферма и т.д.), при решении развевается математика и её приложения. Они характеризуют настоящие предметы (масса, длина, скорость и т.д.).

2)учебные задачи — это задачи, которые направлены для формирования математических навыков, знаний и умений в разных категориях обещающихся и направлены для улучшения личности обучаемого. А объекты в этих задачах математические (фигуры, числа, и т.д.).

Математическая задача – это необходимость реализовать некоторую математическую деятельность, для которых условие уже указано.

По роли, которую играют учебные задачи, их, делят на:

1)репродуктивные (для решения такого вида задач необходимо знать

определённую формулу),

2)задачи с известным алгоритмом (это такой вид задач, для решения

которых необходимо проделать определённую последовательность действий, для

достижения результата),

3)проблемные (это задачи, которые ориентируют учащихся, на решение какой либо проблемы, связанной с содержанием текста или определено речевым действием, которое необходимо выполнить или обратить внимание).

Задачи, в которых все объекты математические (вычислительные задания,

доказательство теорем и т.д.) принято называть математическими задачами.

Математические задачи называются текстовыми, если в них присутствует хотя бы один объект, который является реальным предметом.

Важнейшая особенность текстовых задач заключается в том, что  в них не показывается, открыто, какое собственно действие необходимо выполнить для получения ответа на вопрос задачи.

В любой текстовой задаче можно выделить следующее:

1)Числовые значения, которые принято называть известными или данными (их следует быть не менее двух),

2)Некоторую систему функциональных зависимостей в неявном виде, взаимоотношения данных и искомых и данных между собой,

3)Вопрос или требование, на который нужно найти ответ.

Условие задачи называют числовые значения величин и имеющиеся между ними некие связи, то есть качественные и количественные характеристики предметов задачи и взаимоотношений между ними. В задаче, как правило, не одно условие, а несколько, которые называют элементарными. Вопрос в задаче может быть выражен как в повествовательной, так и в вопросительной форме, и их также как условий, может быть несколько. Значение величин, которые необходимо найти называют искомой величиной, а числовые величины искомых значений, называют неизвестными или искомыми.

Для того чтобы получить ответ на требование задачи, для этого необходимо ее решить. Решить задачу это значить найти взаимоотношения между данными, которые даны в условии задачи, и искомыми величинами, установить последовательность применение общих положений математики (формул, законов, правил, и так далее), выполнить определенные действия которые даны в задаче, применяя общее положение и получить ответ на требование задачи или доказать что его нет.

infourok.ru

Задачи в обучении математике Различные определения понятий «задача» и «проблема»

Автор

Формулировки понятий «задачи» и «проблема»

1

2

Педагогическая энциклопедия, т.2 – М.: Советская энциклопедия, 1965.

Задача характеризуется наличием у учащихся определенной цели, стремлением получить ответ на тот или иной вопрос, достичь желаемого результата с учетом имеющихся условий и требований.

Психологический словарь/ под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1983.

Задача (проблема) – цель деятельности данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использование адекватных этим условиям средств. Процесс решения – поиск и применение этих средств.

В. Оконь

Проблема не есть то же самое, что и задача.

… Проблемный характер для данного индивида имеют лишь такие задачи, в которых содержится определенная практическая или теоретическая трудность, требующая исследовательской активности приводящей к решению.

О.К. Тихомиров,

Задача выступает как объект, как предмет мыслительной работы человека. Как правило, это не отдельный предмет, а целая предметная ситуация.

Задачу характеризуют также соотношения между условиями и требованиями.

1

2

С.Л. Рубинштейн

Задача… заключает в себя цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана.

Г.Д. Бухарова

Под задачей будем подразумевать объект мыслительной деятельности, в котором в дидактическом единстве представлены составные элементы (предмет, условие, требование) и получение некоторого познавательного результата возможно при раскрытии отношения между известными и неизвестными элементами задачи.

Г.А. Балл

Термин «задача» употребляется для обозначения объектов относящихся к трем различным категориям:

  1. к категории цели действия субъекта, требования, поставленного перед субъектом;

  2. к категории ситуации, включающей наряду с целью условия в которых она должна быть достигнута;

3) к категории словесной формули-ровки этой ситуации.

Л.Л. Гурова

Задача – объект мыслительной деятельности, содержащий требования некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих раскрыть связи (отношения) между известными и неизвестными ее элементами.

1

2

М. Ю. Колягин

Задача – совокупность компонентов ACRB:

начальное состояние (А) характеризует условие конкретной задачи;

конечное состояние (В) характеризует частный результат решения задачи;

решение задачи (R) характеризует способ преобразования условия для получения, требуемого результата;

базис решения (С) характеризует объем теоретических или практических знаний, необходимых для решения задачи.

В.И.Крупич

Задача – замкнутая система S = A, C, R, D, B:

А – условие задачи, то есть данные и отношения между ними;

В – требование задачи, то есть искомые и отношения между ними;

R – основные отношения между данными и искомыми;

D – способ, определяющий процесс решения задачи, то есть способ действия по преобразованию условия задачи для нахождения искомого;

С – базис решения задачи, то есть теоретические основы, необходимые для обоснования решения.

М.Н. Скаткин

В основе всякой задачи лежит противоречие между тем, что есть и тем, чего человек хочет добиться. Это противоречие и движет мысль вперед.

1

2

А.М. Матюшкин

Задача – способ знакового предъявления задания одним человеком другому (или самому себе), включающий указания на цель и условия его достижения. В интеллектуальной задаче цель действия составляет искомое, выраженное вопросом. Решение интеллектуальной задачи составляет процесс преобразование условий, направленных на достижение искомого.

Задача проблемная требует для достижения искомого обнаружения таких новых отношений, которые не даны в условиях задачи, или таких способов преобразования заданных условий, которые не известны учащемуся. При решении такой задачи у учащегося возникает потребность в неизвестных новых знаниях или способах действия.

Г.И. Саранцев

Задача – многоаспектное явление обучения, занимающее большое место в учебном процессе и выступающее способом организации и управления учебно-познавательной деятельности учащихся, носителем действий адекватных содержанию обучения математике, средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, одной из форм методов обучения, средством связи теории с практикой.

1

2

Д. Пойа

…задача предполагает необходимость сознательного поиска соответ-ствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели.

А.Н. Леонтьев

Задача есть цель, данная в определенных условиях (в конкретной ситуации).

Л.Ф. Спирин

Задача – это результат осознания субъектом действий, цели действий, условий действий и проблемы решения задачи.

Л.М. Фридман

Задача определяется как модель проблемной ситуации, выраженной с помощью знаков некоторого естественного или искусственного языка.

А.Ф. Эсаулов

Задача – это более или менее определенные системы информа-ционных процессов, несогласованное или даже противоречивое отношение между которыми вызывает потребность в их преобразовании.

Л.М. Лоповок

Математической задачей называют требование осуществить некоторую математическую деятельность в указанных условиях.

Проблемная задача характерна тем, что алгоритм ее решения до начала решения неизвестен, трудно даже установить, достаточно ли наших знаний для выполнения задания. Главная задача — открыть способ решения и убедиться в его пригодности.

studfiles.net

Урок по математике «Что такое задача»

КСП по математике в 1 классе

3 четверть 27 урок

*В контексте тем:

«Путешествие», «Традиции и фольклор»

Школа:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя:

Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Что такое задача

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

подбирать опорную схему для решения задачи.

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием задача и ее составными частями — условием и вопросом; научить оформлять решение и ответ к задаче.

Критерии успеха

Термин «задача» в начальной школе используется в значении «текст, описывающий жизненную ситуа­цию, с использованием численных характеристик».

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами. Например, задачи обучения в рамках конкретного урока по предмету «Математика» можно рассмотреть через такие предметы, как «Естествознание» и «Художественный труд».

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень:

  • организованная деятельность, включающая пре­зентации и ИKT;

  • самостоятельное изучение информации, обсуж­дение в группе; представление классу полученных выводов;

Предварительные

знания

Уравнения всех изученных типов с вычислениями в пределах 20 и десятками до 100. Уме­ние выбрать нужный способ решения из трех возмож­ных. Комментирование решения уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым по алгоритму.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Вводное задание. Начните урок с проведения исследовательской работы — поиска ответа на вопрос: «Что такое задача?».

Критерии успеха

Запишите на доске предмет исследования — сло­во ЗАДАЧА.

Середина урока

Предложите учащимся подумать и обсудить в группах, что такое задача. Выслушайте их ответы. В помощь детям раздайте опорные таблицы.

7 + 3

Чему равно значение суммы?

Жанар прочитала 7 книг о животных и 3 книги о путешествиях. Сколько книг прочитала Жанар?

Задайте вопросы:

  1. Чем похожи эти задания? Чем они отличаются?

  2. Каким способом можно выполнить каждое зада­ние?

  3. Какое из этих двух заданий будет задачей? Выслушайте ответы учащихся. Выясните, почему

они так думают. Сообщите, что задача — это математическое высказывание. В тексте задачи обязательно содержатся условие и вопрос.

Предложите школьникам определить в тексте условие и вопрос задачи. Проведите обсуждение в виде фронтальной работы. Прочитайте условие задачи и вопрос. Обсудите, в чем их отличие. Закре­пите новые понятия, записав их на доске или при по­мощи табличек со словами: УСЛОВИЕ и ВОПРОС.

Переходя к следующему этапу, спросите, как ответить на вопрос задачи. Выслушайте предполо­жения учащихся. Резюмируйте, что для ответа на вопрос задачу нужно решить. Запишите на доске слово РЕШЕНИЕ.

Попросите детей сделать предположение. Спросите, что получается в результате решения задачи. Обобщите ответы учащихся, сообщив, что в результате решения задачи находят ОТВЕТ. Запишите термин на доске.

С помощью схемы можно изобразить все компоненты задачи, увидеть их взаимосвязь и найти неизвестный компонент. Например: Жанар прочитала 7 книг о животных и 3 книги о путешествиях. Сколько всего книг прочи­тала Жанар?

1. Что означает первая часть схемы? (Количество книг о животных.)

    1. А вторая часть? (Количество книг о путешествиях.)

    2. Что нужно узнать в задаче? (Сумму прочитанных книг.)

Объясните, как следует построить схему к задаче. Поясните, что при наличии визуальных данных за­дачу легче решить.

Задача. Прочитав вместе с учащимися условие задачи, организуйте выполнение формирующего задания. Выпишите основные шаги, необходимые для решения задачи:

  • прочитай задачу;

  • определи, что известно и что неизвестно в задаче;

  • подбери схему к задаче или составь краткую запись;

  • определи ход решения;

  • запиши решение задачи;

  • запиши ответ.

Выполнение упражнений в учебнике закрепляет знания об основных частях задачи.

Реши. Предложите учащимся прочитать задачу. Спросите, какие из основных четырех частей задачи они могут выделить в тексте. Прежде чем дети приступят к решению задачи, помогите им ее проанализировать. Дайте соответствующие рекомендации:

  1. Этап понимания содержания задачи: «Прочитай текст задачи, определи о чем или о ком идет речь».

  2. Этап планирования: «Рассмотри рисунок или схему к задаче. Определи части и целое. Объясни, что обозначает каждое число».

  3. Этап решения: «Подумай, как ответить на вопрос задачи. Какое действие следует совершить, чтобы найти неизвестное целое? Запиши решение задачи».

  4. Этап проверки: «Запиши ответ к задаче. С по­мощью обратного действия сделай проверку», Опираясь на данный алгоритм, реши задачу.

Учебник:

Что такое задача, с. 58—59. Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 53, «Что такое задача», с 55. Рабочий лист 54, «Части задачи», с. 56.

Ресурсы:

  • названия составных частей задачи: «Условие», «Вопрос», «Решение», «Ответ», написанные на от­дельных карточках;

  • схемы для составления и решения задач;

  • памятки с названиями частей задачи;

  • текст заданий на листах бумаги.

Критерии успеха

Ответ

14 + 3 = 17 (пр.)

Ответ: 17 предметов.

Конец урока

Попробуй. Задание направлено на закрепление понимания взаимосвязи между вопросом и текстом задачи. Опираясь на иллюстрацию, учащиеся составляют условие задачи. В ходе работы следует обращать их внимание на памятку, в которой перечислены все составляющие части задачи

Критерии успеха

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Дополнительные задания

Составь задачу. Учащиеся соотносят части за­дачи с соответствующими названиями, проводя линии, соединяющие воздушные шары и корзины.

Они записывают ответ в числовое выражение (решение задачи), а полученное число — в ответ.

Ответ

    1. Условие «Путешественник 15 часов ехал на автобусе и 4 часа шел пешком».

    2. Вопрос: «Сколько часов путешественник был в пути?»

    3. Решение: схема и числовое выражение: 15 + 4 = 19 (ч)

Ответ: 19 часов.

Пройди лабиринт. Первоклассники соотносят части задачи с их названиями, проходя дорожки лабиринта.

Чтобы выяснить, на каком уровне учащиеся овла­дели знаниями по данной теме, задайте следующие вопросы:

  • Назовите основные части задачи, (Условие, вопрос, решение, ответ.)

  • Что такое вопрос задачи?

  • Если в тексте отсутствует вопрос, будет ли это задачей?

Проведите работу с учащимися по самооценива­нию с помощью «Лестницы успеха» в рабочей те­тради.

Физкультминутка.

Чтоб  все  выполнить  заданья,
Всем  нам  надо  отдохнуть,
Ну,  ребята,  дружно  встанем,
Надо  косточки  встряхнуть.
Руки  вверх,  назад  прогнулись,
Сейчас  сделаем  наклоны,
К  упражнению  готовы?
Раз,  два,  три,  четыре,  пять.
Теперь  спинки  держим  ровно.
На  месте  будем  мы  шагать.
Раз,  два,  три,  четыре,  пять.
Тихо  все  на  место  сядем
И  закроем  глазки,
Вспомните  всё,  что  сегодня  узнали,
Без  моей  подсказки.

infourok.ru

Урок математики в 1 классе «Что такое задача?» (УМК Л.В.Занков)

Урок математики в 1 классе (УМК Л.В.Занкова)

Тема: Что такое «задача».

Цель: ученик усвоит понятие «задача», научиться выделять части задачи. 

Задачи: 

  • создание условий для ознакомления с понятием «задача», «части задачи»;

  • обеспечение первичного усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях;

  • развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять части и решать задачи;

  • воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Регулятивные УУД:

— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

— определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

— наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группе, вести диалог.

4. Личностные УУД:

— формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Технологии:

Технология  деятельностного  метода,

Технология личностно — ориентированного обучения

Игровая, здоровьесберегающая технология

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Математика», 1 класс, 2-я часть. Авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2013;  интерактивная доска, цифровой диск, карточки с названиями этапов исследования, карточки со снеговиками и снегурочками, веера цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач. 

Ход урока:

-У нас на уроке гости, давайте поздороваемся!
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. 


Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать, 
Секрет математики вновь открывать. 


– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. 
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». 

И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума. (1-2 мин.)

II . Устный счет.

1. Вопросы

— Сколько хвостиков у 4 щенят?

— Назовите второй день недели.

— Сколько месяцев длится лето?

— Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?

— Чего больше на лугу: цветов или ромашек?

— Что общего у снега и одеяла?

2. Местоположение чисел

-Возьмите веера цифр.

— Покажите «соседей» чисел 5, 7, 9, 6, 2.

3. Задачи в стихах

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад. Приготовьте ваши веера.

а) На забор взлетел петух

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов? (3)

б) Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей? (5)

в) 6 орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще 4 дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке? (10)

4. Повторение таблицы сложения в пределах 10.

Игра на интерактивной доске (онлайн – тренажер – пазл -сайт learningapps)

(10-12 мин) (приложение 2)
(Индивидуальное задание для детей с ОВЗ) (приложение 1)

III. Подготовка к работе на основном этапе. 

1.Подведение к целеполаганию.

На доске ребус (за слогом да идет слог ча)  Ответ ЗАДАЧА

— Ребята, а что такое задача? Как вы понимаете это слово?

— Как оно относится к математике? Хотите узнать?

— Кто может сформулировать цель нашего урока сегодня?

(узнать что такое ЗАДАЧА, и как это слово связано с математикой). (2-3 мин.)

2. Актуализация знаний. (Работа в парах)

У вас на партах есть листочки с картинками.

Составьте математический рассказ к картинке со снегурочками. (приложение 3)

А теперь составьте математический рассказ к картинке со снеговиками. (приложение 4)

Чем отличаются ваши рассказы?

( в одном рассказе есть вопрос, а в другом нет).

Вот один из ваших рассказов называется задача, как вы думаете какой?

(про снеговиков)

Докажите своё мнение.

Так какой вывод вы можете сделать?

(ЗАДАЧА – это математический рассказ, в котором есть вопросительное предложение? (вопрос) (5-6 мин)

Цифровая физкультминутка (1 мин.)

IV. Открытие нового знания 

— Юные мои математики, не хотите ли узнать ещё что-то о задаче? Или мы уже всё знаем и можно начинать новую тему? Я открою вам секрет: у задачи есть составные части! Хотите узнать, что это за части? С этой целью предлагаю провести исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием «Задача». 
— Давайте наметим наш план действий. ( На доске) (1 мин.)

1. План действий


1 этап — карточка с восклицательным знаком (надпись «Подумать!») 
2 этап — «Узнать из книг или из других источников » (рисунок книги) 
3 этап — «Наблюдение и эксперимент» (рисунок ладони) 
4 этап — «Обобщение материала» (нарисован вопросительный знак) (приложение)


— Все этапы понятны? Желаю удачи!  Я предлагаю вам разделиться на две группы по три человека
1 этап — карточка с восклицательным знаком (надпись «Подумать!»)  (1 мин.)

2. Работа с каточками

I этап

— я вам раздам карточки, а вы должны выбрать, что относится к нашей теме задача и расположить в определенном порядке: условие, вопрос, решение, ответ, задача, самолет, нитка (приложение 5)

Группы вывешивают на доске свои варианты и доказывают свою точку зрения.

(затем на доске остается правильный вариант дети сверяют, оценивают)

Работа с учебником

Откройте учебник на с. 36. №88.

— Выбери из трех текстов задачу.
— Обсудите свой выбор.

В задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти — ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках — УСЛОВИЕ, ВОПРОС). (8 мин.)


— Давайте проверим это знание на втором этапе. 
2 этап

— Узнать из книг или другого источника (рисунок книги) 
— Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из словаря или интернета).

Дети с помощью учителя ищут определение термина «ЗАДАЧА» в интернете.

— Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА. 
На доске текст задачи.

На дереве сидело пять ворон.

Одна ворона улетела.

Сколько ворон осталось?

Подчеркните синими чернилами условие задачи, а красными – вопрос задачи. (4-5 мин.)

3 этап

«Наблюдение и эксперимент» (рисунок ладони) 
— Вернемся к нашим полузадачам с. 36 №88 и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?(ответы детей) — Давайте решим их. (решают устно)
4 этап

— «Обобщение материала» (нарисован вопросительный знак) 
На доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ 

-Кто ответит на вопрос: Что такое задача? Каковы составные части задачи? В каком порядке они располагаются?


— Если условие неполное, не хватает чисел — можно решить задачу? 
— Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей? 
— Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока 

-Мы справились с этим заданием?

Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. (5 мин.)

V. Закрепление нового материала.
Мы с вами так много говорили о задачах и я предлагаю вам решить несколько интересных задач. В этом мне поможет пингвиненок Вилли.

Задачи от пингвиненка (говорящая игрушка). (3-5 мин.)

VI. Систематизация и самооценка полученных знаний. 
— Какие новые знания вы получили на уроке? . 

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. 
— Какие умения помогли вам сегодня на уроке? 
— Какие знания вы использовали и приобрели?
— Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача) 
— Из чего состоит задача? (Условие, вопрос) 
Рефлексия: 
Я узнал … 
Я научился… 
Мне понравилось… 
Я бы хотел…  (1-2 мин)

Приложение 1

  1. Расставь цифры в порядке возрастания.

5 3 7 9 2 8 1 6 4

  1. Восстанови натуральный ряд чисел.

… 2 3 … 5 … 7 8 …

  1. Реши равенства.

1+1= 2+2= 3+4=

2+1= 2+3= 3+5=

3+1= 3+2= 3+3=

4+1= 4+2= 3+6=

5+1= 5+2= 4+3=

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

infourok.ru

математическая задача — это… Что такое математическая задача?


математическая задача

задача на построение. | доказательство.

решение задачи — необходимый вариант элемента; определение необходимого неявного

(матем. # задачи. единственное # уравнения. найти #).

решение уравнения. | решение треугольников.

Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС. Баранов О.С.. 1995.

  • математический символ
  • вычисление

Смотреть что такое «математическая задача» в других словарях:

  • Экономико-математическая задача — [economico mathema­ti­cal problem] задача анализа, планирования, управления экономическим объектом, решаемая средствами математической формализации, т.е. на основе экономико математической модели. Термины «задача» и «модель» в …   Экономико-математический словарь

  • экономико-математическая задача — Задача анализа, планирования, управления экономическим объектом, решаемая средствами математической формализации, т.е. на основе экономико математической модели. Термины «задача» и «модель» в этом смысле весьма часто отождествляются, что, как… …   Справочник технического переводчика

  • Задача о джипе — (англ. Jeep problem, desert crossing problem, exploration problem)  математическая задача, целью которой является максимизация пути, который можно преодолеть на джипе с полным баком топлива в труднопреодолимых условиях, к примеру, в… …   Википедия

  • Задача — Задача  проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно …   Википедия

  • Задача Иосифа Флавия — или считалка Джозефуса  известная математическая задача с историческим подтекстом. Задача основана на легенде, что отряд Иосифа Флавия, защищавший город Йодфат, не пожелал сдаваться в плен блокировавшим пещеру превосходящими силам римлян.… …   Википедия

  • задача — — [[http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23]] задача В самой общей «канонической» форме — логическое высказывание (см. Логические операции) вида: «Дано Y (т.е. заданные условия), требуется Ц… …   Справочник технического переводчика

  • Задача — [problem] в самой общей «канонической» форме логическое высказывание (см. Логические операции) вида: «Дано Y (т.е. заданные условия), требуется Ц (достижение некоторой цели)»; записывается: <Y; Ц>. Если известны только… …   Экономико-математический словарь

  • Задача о зёрнах на шахматной доске — математическая задача, в которой вычисляется, сколько будет зёрен на шахматной доске, если класть на каждую следующую клетку доски вдвое больше зёрен, чем на предыдущую, начиная с одного …   Википедия

  • Задача Фараона — Рисунок к задаче Задача Фараона или Колодец Лотоса  одна из задач занимательной математики[1]. Задача была сформулирована в 8 веке до н. э. Эта …   Википедия

  • Задача о пяти красках — Проблема четырёх красок Проблема четырёх красок математическая задача, предложенная Гутри (англ.) в 1852 году. Выяснить, можно ли всякую расположенную на сфере карту раскрасить четырьмя красками так, чтобы любые две области, имеющие общий участок …   Википедия

Книги

  • Математическая теория подготовки и прогноза тектонического землетрясения, Игорь Добровольский. Исследуется подготовка одиночного тектонического землетрясения – элемента сейсмического процесса. Анализируются общие черты явления, детализация проводится неглубоко, но не исключается… Подробнее  Купить за 577 руб электронная книга
  • Математическая смекалка, Борис Кордемский. Цитата «Задача № 236. Пассажиры одного поезда В одном из вагонов поезда Москва-Одесса рядом сидели москвич, петербуржец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались… Подробнее  Купить за 339 руб
  • Математическая смекалка, Борис Кордемский. Цитата`Задача 236. Пассажиры одного поездаВ одном из вагонов поезда Москва-Одесса рядом сидели москвич, петербуржец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались буквами А,… Подробнее  Купить за 314 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «математическая задача» >>

ideographic.academic.ru

задача — это… Что такое задача?

  • задача — задача …   Нанайско-русский словарь

  • ЗАДАЧА — ЗАПЛАТА И ЗАДАЧА Примером устранения омонимии может быть судьба слова заплата в значении расплата, уплата долга . В русском литературном языке XVIII и первой трети XIX в. слово заплата широко употреблялось с значениями: 1) плата долга , 2)… …   История слов

  • ЗАДАЧА — ЗАДАЧА, задачи, жен. 1. Вопрос, требующий разрешения, то, что задано для решения, разрешения. Неразрешимая задача для философа. || Математический вопрос, для разрешения которого требуется путем вычислений найти какие нибудь величины (мат.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • Задача — Задача  проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно …   Википедия

  • задача — 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования …   Большая психологическая энциклопедия

  • задача — — [[http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23]] задача В самой общей «канонической» форме — логическое высказывание (см. Логические операции) вида: «Дано Y (т.е. заданные условия), требуется Ц… …   Справочник технического переводчика

  • задача — Задание, загадка, вопрос, урок, дилемма, проблема, теорема, альтернатива; назначение, поручение, командировка, миссия. См. вопрос, загадка.. поставить задачей… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.:… …   Словарь синонимов

  • Задача — [problem] в самой общей «канонической» форме логическое высказывание (см. Логические операции) вида: «Дано Y (т.е. заданные условия), требуется Ц (достижение некоторой цели)»; записывается: <Y; Ц>. Если известны только… …   Экономико-математический словарь

  • Задача — (иноск.) затрудненіе, загадка, предметъ размышленія, трудно разрѣшимое. Задачу разрѣшить (иноск.) непонятное объяснить. Ср. Какихъ задачъ, какихъ трудовъ Для человѣческихъ головъ Враждебный рокъ не задавалъ? Некрасовъ. Садъ. 2. Ср. Задача, право …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ЗАДАЧА — ЗАДАЧА, и, жен. 1. То, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу. Выполнить задачу. Боевая з. (поставленная командиром для достижения определённой цели в бою). 2. Упражнение, к рое выполняется посредством умозаключения, вычисления.… …   Толковый словарь Ожегова

  • задача —         ЗАДАЧА может быть определена, по крайней мере, тремя различными способами: 1) как цель, поставленная перед решателем; 2) как ситуация, которая включает в себя и цель, и условия, в которых она должна быть достигнута; 3)как словесная… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *