Смежные углы как решать: Задачи со смежными углами | Геометрия

Содержание

Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы»

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Тип урока: урок закрепления нового материала

Цели урока:

  • Образовательные: повторить и закрепить понятия о смежных и вертикальных углах;
  • Развивающие: развивать умение анализировать условие задачи;
  • Воспитательные: воспитание аккуратности (аккуратное выполнение чертежей на доске и в тетрадях, рациональное распределение записей).

Структура урока:

  • I этап. Организационный момент
  • II этап. Актуализация опорных знаний
  • III этап. Закрепление изученного материала
  • IV этап. Зарядка для глаз
  • V этап. Самостоятельная работа
  • VI этап. Домашнее задание
  • VII этап. Итог урока

I. Организационный момент

(Слайд 1-2)

Приветствие, сообщение темы, целей и задач. 
Учитель: Вам было задано домашнее задание: повторить п.14 и 15, ответить на вопросы 1, 2, 3, 6, 7. Сейчас проверим, как вы подготовились к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

(Слайд 3)

Вопрос: Какие углы называются смежными? (Ответ. Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а другие стороны являются дополнительными полупрямыми)

Вопрос. Из рисунка назвать смежные углы.

(Ответ: ∠АОВ и ∠ВОС – смежные углы)

Вопрос. Какая сторона у них общая? (Ответ: ОВ – общая сторона.)

Вопрос. Назвать дополнительные полупрямые. (Ответ. ОС и ОА – дополнительные полупрямые.)

(Слайд 4) Вопрос. Какими свойствами обладают смежные углы?

Ответ.

  • Сумма смежных углов равна 180° (теорема)

∠1 + ∠2 = 180°

  • Если два угла равны, то и смежные с ними углы равны.
  • Если угол не развернутый, то его градусная мера меньше 180°.
  • Угол, смежный с прямым, есть прямой угол.

(Слайд 5)

Вопросы. Могут ли два смежных угла быть равными:

а) 75° и 80°; Ответ: (нет, т.к.75° + 80°=155°)
б) 94° и 96°; Ответ: (нет, т.к. 94° + 96°= 190°)
в) 83° и 97°? Ответ:

(да, т. к. 83° + 97°= 180°)

(Слайд 6)

Устно.

Дано:

∠АОВ

а ∩ АО

а ∩ ОВ

∠3 = ∠4

Доказательство.

1. ∠3 смежный с ∠1, ∠4 смежный с ∠2 .

2. Т.к. ∠3 = ∠4 (по условию), то ∠1 = ∠ 2,
как углы, смежные равным углам. (по свойству смежных углов).

Доказать

∠1 = ∠2

(Слайд 7)

Вопрос. Какие углы называются вертикальными?

(Ответ. Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются дополнительными полупрямыми сторон другого).

∠ 1 и ∠ 3 – вертикальные углы

∠ 2 и ∠ 4вертикальные углы

(Слайд 8)

Вопрос. Каким свойством обладают смежные углы?

Ответ. Вертикальные углы равны. (теорема)

∠ 1 = ∠ 3

∠ 2 = ∠ 4

III этап. Закрепление изученного материала. Решение задач.

(Слайд 9)

№3 (учебник)

Дано:

∠1 и ∠2– смежные

∠1 больше ∠2 в 2 раза

Решение.

1. Пусть ∠2 = х, тогда ∠1=2х

2. Т.к. ∠1 + ∠2 = 180°(по теореме о смежных углах), то

х + 2х = 180°

3х = 180°, ⇒ х =180°: 3, х = 60°.

3. Следовательно: ∠2 = 60°, ∠1 = 2∙60°= 120°

Ответ: ∠1= 120°, ∠2= 60°,

Найти ∠1 и ∠2

(Слайд 10)

№6(2)

Дано:

∠1 и ∠2 – смежные

∠1 : ∠2 = 3 : 7

Решение.

1. Пусть х. – коэффициент пропорциональности.

Тогда ∠1 = 3х, ∠2 = 7х (по условию задачи)

2.

Т.к ∠1 + ∠2 = 180°(по теореме о смежных углах), то

3х + 7х = 180°, 10х = 180°, х = 18°.

3. Следовательно: ∠1 =3 ∙ 18°=54°, ∠2 =7 ∙ 18°=126°

Ответ: 54°; 126°.

Найти ∠1 и ∠2

(Слайд 11)

Дано:

∠1 и ∠2 – смежные

∠2 составляет 0,2 от∠1

Решение

1. Пусть ∠1 = х, тогда ∠2 = 0,2х (по условию).

2. Т.к. ∠1 + ∠2 = 180° (по теореме о смежных углах),

то х + 0,2х =180°, 1,2х = 180°, х = 150°,

3. Следовательно: ∠1=150°, ∠2= 0,2∙ 150°= 30°.

Ответ: 150°, 30°

Найти ∠1 и ∠2

(Слайд 12)

Дано:

а ∩ b

∠2 меньше ∠1 в 4 раза

Решение

1. Пусть ∠2 = х , тогда ∠1 = 4х (по условию),

2. Т.к. ∠1+ ∠2 = 180° (по теореме о смежных углах),
то 4х + х = 180°, 5х = 180°, х = 36°.

3.

Следовательно: ∠2 = 36°, ∠1 = 4∙36° = 144°

∠3= ∠1, ∠4= ∠2 (по теореме о вертикальных углах),
значит ∠3= 144°, ∠4=36°.

Ответ: 144°, 36°, 144°, 36°.

Найти ∠1, ∠2, ∠3 и ∠4

(Слайд 13)

Дано:

AС ∩ ВD = O

∠ВОС = 23°

Решение

1. ∠АОD = ∠ВОС = 23° (по теореме о вертикальных углах)

2. ∠АОВ + ∠ВОС = 180° (по теореме о смежных углах).

Следовательно: ∠АОВ =180°– ∠ВОС,
т.е. ∠АОВ =180° – 23° = 157°

3. ∠СОD = ∠АОВ = 157° (по теореме о вертикальных углах).

Ответ: 157°, 157°, 23°.

Найти: ∠СОD,

∠АОВ, ∠АОD.

(Слайд 14)

Устно. Вопрос. Назовите смежные и вертикальные углы.

Ответ.

Смежные углы: АОМ и АОD, АОD и NОD, NОD и NОМ, NОМ и АОМ .

Вертикальные углы: АОМ и NОD, АОD и

NОМ. 

IV этап. Зарядка для глаз

(Слайд 15)

V этап. Самостоятельная работа (на листочках).
Вариант 1 Вариант 2
№1. Один из углов, получившихся при пересечении двух прямых, равен 87°. Найдите остальные углы. №1. Один из углов, получившихся при пересечении двух прямых, равен 118°. Найдите остальные углы.
№2. Разность смежных углов равна 50°. Найдите меньший угол. №2. Один из смежных углов в 4 раза меньше другого. Найдите больший угол.

Ответы

Вариант 1
Вариант 2
№1. 93°, 87°, 93°. №1. 62°, 118°, 62°
№2. 75°. №2. 36°.

VI этап. Домашнее задание.
  1. §2. Пункты 14-15.
  2. Задачи на стр. 26. № 6(4), № 12.

VII этап. Итог урока.
  • Повторили понятия смежных и вертикальных углов
  • Научились решать задачи, используя знания о смежных и вертикальных углах.
  • Стали еще на одну ступеньку выше в изучении геометрии.

Смежные углы и их свойства

УРОК 5

ТЕМА: Смежные углы и их свойства.

ЦЕЛИ:

1)образовательная: научить учащихся распознавать смежные углы, строить угол, смежный с данным углом, решать задачи, используя свойство смежных углов.

2) развивающая: развивать логическое мышление и навыки исследовательской работы, тренировать память и математическую речь, научить анализировать данный материал и делать выводы.

3) развивать самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные : знать понятие смежных углов; уметь применять свойство смежных углов при решении простейших задач.

Метапредметные: научить ставить учебные задачи, самостоятельно делать выводы;

планировать пути достижения целей; учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: осознание ценности изученной теоремы;

умение сотрудничать, работать в паре; оценивание своей работы и полученного результата.

Оборудование: учебникэлектронное приложение к учебнику «Геометрия 7-9».

Тип урока: урок изучения нового материала

ПЛАН УРОКА:

1.Смежные углы.

2. Свойства смежных углов.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: № 47(а) – по образцу

С В Дано:

Найдем

Решение. Пусть

По условию задачи

х + х + 15 = 155, 2х = 140, х = 70.

А О Итак,

№ 49(проверить наличие, ответить на вопросы)

III. Актуализация опорных знаний обучающихся:

Прием « Интеллектуальная разминка»

1. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки (угол)
2.Точка, из которой исходят эти лучи называется (вершина).

3.Лучи, исходящие из точки называются (стороны).

4. Угол, градусная мера которого меньше 900(острый).

5. Угол, градусная мера которого больше 90°,но меньше1800(тупой).

6. Угол, градусная мера которого равна 900(прямой).

7. Угол, градусная мера которого равна 1800(развернутый).

8.1/180 часть развёрнутого угла (градус).

9. 1/60 часть градуса (минута).

10. 1/60 часть минуты (секунда).

11. Инструмент для измерения углов (транспортир)
12.Прибор для измерения углов  на местности (астролябия)

IV. Мотивация и целеполагание

Прием «Отсроченная догадка»

О чем шла речь в интеллектуальной разминке? (об углах). 

Об углах мы уже много знаем, хорошо все запомнили. Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с геометрическими углами.

V. Изучение нового материала.

1.Смежные углы.

Работа с учебником рис.40 «Смежные углы» стр.22.

Рассмотрите и обсудите, какие углы называются смежными?

2.Свойства смежных углов.

ПРИЕМ « Мини- исследование»

Для этого выполним лабораторную работу (работа в парах по рядам).

Ребята выполняют построение смежных углов. С помощью транспортира строят углы 45°, 150°, 90°. Измеряют транспортиром смежный угол.

Угол,градусная мера угла

Смежный угол, градусная мера

Сумма углов

Острый, 450

Тупой, 150 0

Прямой, 900

Вывод: Сумма смежных углов равна 180 О

VI. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Прием «Закончите предложения»

Угол, смежный с острым углом всегда (тупой).

Угол, смежный с тупым углом всегда (острый).

Угол, смежный с прямым углом всегда (прямой).

Два смежных угла могут быть оба острыми? (нет).

Два смежных угла могут быть оба прямыми? (да).

Два смежных угла могут быть оба тупыми? (нет).

Если смежные углы равны, то они (прямые).

Сумма смежных углов всегда равна (180°).

VII. Закрепление новых знаний и умений.

1.Устно. Найдите угол, смежный с углом АВС, если 1)  AВС = 1300; 2)  AВС = 450; 3)  AВС = 90.

2.Всем классом решить письменно задачу № 62.

3. Устно. В С

F О 32° Е

А D

Найти

VIII. Подведение итогов урока. Что больше всего понравилось на уроке? Что вас удивило? Что показалось трудным?

Что нового вы узнали на уроке? Сделайте вывод.

IX.Оценивание работы обучающихся на уроке.

X. Домашнее задание.

читать п.11, решить (дифферинцированно) «3» №58, «4»№58,59, «5» №58,64

Использованные информационные материалы:

Геометрия. 7 – 9 классы. Электронное приложение к учебнику Л.С. Атанасян, С.Б. Кадомцев и др (СD).

Использованные печатные источники:

Учебник «Геометрия. 7-9 класс», Л.С. Атанасян, С.Б. Кадомцев и др. Москва,

« Просвещение»,2014

Смежные углы

Урок по теме: «Смежные углы»

Класс: 7

Подготовила: Чурина Елена Вениаминовна, учитель первой квалификационной категории МБОУСОШ № 1 г. Южи Ивановской области 

Предмет

Геометрия

Тип урока

усвоение новых знаний

Учебник:

ГЕОМЕТРИЯ. 7-9.  Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк,

Цель урока

ввести понятие смежных углов и рассмотреть их свойство; научить применять свойство смежных углов при решении задач.

Задачи урока

Образовательные:

определить понятие смежных углов и узнать их свойство,

решать задачи, применяя определение и свойство смежных углов, строить угол, смежный данному.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Развивающие:

формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки, делать выводы, развивать внимание, математическую речь.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал; классная доска; чертежные приборы.

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Педагогические технологии: 

ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии критического мышления.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться строить угол, смежный с данным, находить смежные углы на чертеже, решать задачи с использованием свойств смежных углов.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и обобщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Познавательные: проводить анализ способов решения задач

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового

Ход урока:

1) Организационный этап и мотивация учебной деятельности учащихся.

Добрый день, Ребята. 

Нанём урок! Прочтем!

«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать».

Р. Декарт -французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Почему на ваш взгляд так сказал Р. Декарт?

2. Актуализация знаний и постановка темы, целей и задач урока.

2.1 Графический диктант с самопроверкой.

(Если утверждение верное, то «+», если утверждение неверное, то «-«)

1) Луч — это часть прямой, ограниченной двумя точками.

2) Лучи, на которые прямая разбивается своей точкой, называются дополнительными.

3) Угол — это геометрическая фигура, состоящая из точки и луча, исходящего из этой точки.

4) Градус- единица измерения угла.

5) Угол называется прямым, если его градусная мера равна 90о.

6) Угол называется острым, если его градусная мера меньше 90о.

7) Угол называется тупым, если его градусная мера больше 90о.

8) Развернутый угол — это угол, стороны которого образуют прямую.

9) Градусная мера развернутого угла 180о.

10) Углы называются равными, если равны их градусные меры.

Ключ: -+-+++++++

Критерии: верно выполнены 10 заданий -«5», верно выполнены 8-9 заданий -«4», верно выполнены 5-7 заданий -«3», верно выполнены менее 5 заданий — «2»

2.2. Задание классу, фронтальная работа (1 учащийся у доски):

Постройте два дополнительных луча ОА и ОВ.

Какой угол образуют эти лучи?

Какова его величина?

Постройте луч ОС, проходящий между сторонами развернутого угла

Какой луч называется проходящим между сторонами угла? (любой луч, выходящий из вершины угла, отличный от сторон угла)


Сформулируйте основное свойство измерения углов.

2.3 Работа в парах:

1.Запишите данное основное свойство для чертежа:

∠ АОС+∠ ВОС=∠AOB

2. Постройте два угла, у которых одна сторона общая.

3.Постройте два угла, у которых одна сторона

первого из углов является дополнительным лучом стороны второго угла.

4.Постройте два угла, у которых одна сторона общая, а две другие – дополнительные лучи.

5.Чтобы определить тему урока, разгадайте ребус:

Как вы поняли, тема нашего сегодняшнего урока – Смежные углы.

Как вы думаете, какая цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим? (учащиеся формулируют цель и задачи урока)

3.  Первичное усвоение новых знаний.

3.1. Учитывая последний чертеж в тетради, формулируем (дети предлагают разные варианты) и запишем определение: 

Смежные углы – это два угла, у которых одна сторона общая, а две другие – дополнительные лучи.

3.2. Подумаем над таким вопросом:

Ответ: 4

3.3. Постройте угол ХУЕ. Построим угол смежный ему. Сколько таких углов можно построить?

3.4.Внимательно рассмотрите чертеж и найдите значение выражения:


<АВС+<ВСD=?

Почему?

Вариант рассуждений: ∠AВD развернутый, следовательно, его градусная мера равна 180о . Луч ВС проходит между сторонами этого угла, поскольку он выходит из его вершины и отличен от его сторон. На основании основного свойства <АВС+<ВСD =∠AВD, т.е. ∠ACD+∠BCD=180о .

Вывод: Сумма смежных углов равна 180о

3.5. Доказательство теоремы. Фронтальная работа (1 учащийся у доски):

Физкультминутка:  https://www.youtube.com/watch ?v=abd1NWTWfEs

4. Первичная проверка понимания. Фронтальная работа:

1. Является ли верным утверждение: если сумма двух углов равна 180, то они смежные? (Нет, уместно привести контрпример)

2.Может ли разность двух смежных углов быть равной прямому углу (Да, )

3.Один из смежных углов 400. Найди другой угол.

Смежные углы относятся как 2:7. Найди эти углы.

5. Первичное закрепление:

Работа в группах с последующим отчетом каждой:

1 группа. Один из смежных углов на больше, чем второй. Найдите эти углы.

2 группа. Найди смежные углы, если один из них в 5 раз меньше другого.

3 группа. Разность двух смежных углов равна 50⁰. Найдите эти углы.

6. Домашнее задание. П.11( Выучить определение смежных углов, уметь доказывать теорему о смежных углах и следствия из нее), №58

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

 «Комплимент» — учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki /Декарт,_Рене

https://multiurok.ru/files/smiezhnyie-ughly-zadachi-na-ghotovykh-chiertiezhak.html

http://kvestodel.ru/generator-rebusov

Какому алгоритму вы бы научили кого-нибудь для PLL в соседнем углу на 2×2?

  • Добро пожаловать на Speedsolving. com, дом крупнейшего в сети сообщества головоломок!
    В настоящее время вы просматриваете наш форум в качестве гостя, что дает вам ограниченный доступ к обсуждениям и другим функциям.

    Регистрация быстрая, простая и абсолютно бесплатная. Пожалуйста, присоединяйтесь к нашему сообществу из более чем 40 000 человек со всего мира сегодня !

    Если вы уже являетесь участником, просто войдите, чтобы скрыть это сообщение, и начните участвовать в жизни сообщества!

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.