Совокупность ролей соответствующих данному статусу называется: Задания по теме «Социальные статусы и роли» для 8 класса

Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил? Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли?

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение…

Некоторые статусы даны от рождения… Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но, будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека…

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные… Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями.

Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

(Н. Смелзер)

19. Социальная роль. Ролевой набор. Ролевой конфликт. — Социология — Каталог статей

Понятие и определение социального статуса

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он, в то же время, может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Понятие и определение социальной роли

Роль (франц. role) — образ воплощенный актёром. Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).

Социальная роль — это ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.

Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс творческий.

Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.

Не менее важной проблемой является обучение ролям. Освоение ролей происходит в процессе социализации, и их число постоянно увеличивается.

Социализация — широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения [4].

Социальные роли могут быть:

— институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

— конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям, однако немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности.

То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

Основными причинами ролевых напряжений являются, прежде всего ролевые конфликты [5].

2. Роли и ролевые конфликты в организации

Вхождение человека в организацию — это особый, очень сложный и чрезвычайно важный процесс, в успехе которого заинтересованы как сам человек, так и организация.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация, и т. п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Необходимо отметить два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Таковыми являются:

— ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;

— ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней [1].

Работающие в организациях люди по-разному воспринимают ситуации, в которых они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.

Ролевой конфликт определяют как ситуацию, в которой индивид, занимающий определенный статус сталкивается с несовместимыми ролевыми ожиданиями и оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

Роль работника в организации — это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Рабочим ролям свойственны несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли независимы, они выполняются каждым, кто занимает конкретную социальную позицию. Во-вторых, они имеют прямое отношение к трудовому поведению, связанному с выполнением задания. В-третьих, рабочие роли могут быть трудно совместимы друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Каков объем нашей роли, что об этом думают другие и что это есть на самом деле, может значительно различаться. Это затрудняет определение того, что такое «настоящая» роль. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на социальные позиции, так и на трудовое поведение работников.

Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. Нечёткие инструкции и неопределённая постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия могут привести к тому, что человек, выполняющий роль, даже, несмотря на старание и желание всё сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций организации результат [2].

Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного конфликта чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации.
Можно выделить четыре типа ролевого конфликта.

1. Внутриролевой конфликт. Возникает, когда один и тот же член ролевого набора дает два или более несовместимых задания.

2. Межролевой внутриличностный конфликт. Он появляется тогда, когда две или более роли, выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования.

3. Межролевой конфликт. Он имеет место тогда, когда два или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожидания.

4. Личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ролевых конфликтов ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров [3].

Использование ролевого подхода к встраиванию человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации.

Очень часто в организациях с формальными организационными отношениями источником неудовлетворительного невыполнения роли является неопределённость роли. Если содержание роли недостаточно чётко определено, человек, выполняющий эту роль, может интерпретировать её таким образом, что осуществлённые им действия приведут далеко не к тому результату, который ожидается организацией.

Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги.

Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

социальный конфликт профессия

Заключение

Рассмотренные в данном реферате понятия социального статуса, социальной роли и ролевого конфликта, как средства описывающие взаимосвязи личности и общества дают механизмы включения личности в сложные социальные образования.

Для того, чтобы занимать определенный статус и успешно функционировать в этом качестве, каждый индивид должен выполнять определенные требования по отношению к своему поведению. В этом случае говорят, что индивид выполняет свою социальную роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Иными словами, под социальным статусом понимают конкретное занимаемое положение индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности, а под социальной ролью понимается совокупность ожиданий, проявляемых по отношению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию. Следовательно, каждый индивид выполняет большое количество ролей, причем он должен соотносить их таким образом, чтобы выполнение требований одной роли не мешало бы выполнению требований других ролей.

Ролевой конфликт — достаточно распространённое явление во многих организациях, но не всегда негативное. Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.

Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.

Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.

Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.

Социальная организация: статус и роль

Статус и роль

 

Обычно ожидается
роль отца около
мир как
защитник и поставщик 


Во всех многочисленных социальных группах, которые мы как люди принадлежат, у нас есть статус и роль, которую нужно выполнять. Статус наше относительное социальное положение в группе, а роль это роль, которую наше общество ожидает от нас в данном статусе. Например, мужчина может иметь статус отца в своей семье. Из-за этого статуса ожидается, что он будет выполнять для своих детей роль, которая в большинстве обществ требует, чтобы он лелеял, обучал, направлял и защищал их. Конечно, матери обычно играют дополнительные роли.

Членство в социальной группе дает нам набор статусов и ролевые теги, которые позволяют людям знать, чего ожидать друг от друга — они сделать нас более предсказуемыми. Тем не менее, люди часто имеют несколько перекрывающиеся статусы и роли. Это потенциально делает социальные встречи более сложный. Женщина, которая является матерью для некоторых детей, может быть тетей или бабушка для других. При этом она может быть женой для одного или более мужчин, и она, весьма вероятно, является дочерью и внучкой нескольких другие люди. Для каждого из этих различных статусов родства она ожидается, что он будет играть несколько иную роль и сможет переключаться между их мгновенно. Например, если она разговаривает с своей матери и маленькой дочери, она, скорее всего, вежливо уступит прежней но будет хорошо осведомлен и «контролирует» другого. Эти роли родственное поведение меняется так же быстро, как она поворачивает голову лицом к тому или иному другой. Однако ее уникальные личные отношения могут привести ее к думать и действовать не так, как того ожидают в культуре. В Другими словами, членство в социальной группе дает нам набор ролевых тегов, которые позволяют люди знают, чего ожидать друг от друга, но они не всегда смирительные рубашки для поведения.

  Три поколения
женщины в семья,
каждый играет несколько
разные роли в их
повседневный взаимодействие.


Получение статусов

То, как люди получают наши статусы, может различаться значительно подробнее от культуры к культуре. Однако во всех обществах они либо достигаются, либо приписываются. Достигнутые статусы те, которые приобретаются, делая что-то. Например, кто-то становится преступником к совершение преступления. Солдат зарабатывает статус хорошего воина достижения в бою и храбрость. Женщина становится матерью, рожая ребенка. Она также может получить статус вдовы после смерти мужа. В отличие, приписанных статуса являются результатом рождения в определенной семье или родиться мужчиной или женщиной. Быть принцем по рождению или быть первым из четырем детям в семье приписаны статусы. Мы не делаем решение выбрать их — это не добровольные статусы. Мы — нет выбираем семью, в которой мы родились, и мы обычно не выбираем свой собственный пол.

 

 Билл Клинтон роза от родственника
бедности президенту
Соединенные Штаты. Его жизнь
служит примером национального идеала
«человека, который сделал себя сам». В
напротив, его дочери было
особое отношение
пока он был в белом
Дом из-за нее
присвоен статус ребенка
президента.

Как достигнутые, так и присвоенные статусы существуют во всех общества. Однако некоторые культуры предпочитают подчеркивать важность один или другой. Сегодня в Северной Америке достигнут статус за пределами семья укрепляется, а приписываемые обычно отвергаются. Детей с раннего возраста приучают к самостоятельности и самостоятельности. Им говорят, чтобы они стали лучше в жизни. Это можно увидеть в восхищение «самостоятельными людьми» и несколько негативный образ в средства массовой информации людей, которые богаты только потому, что они унаследовали это. Этот сильная культурная предвзятость привела к принятию законов о борьбе с кумовством для государственные должности. Это делает преступлением найм и продвижение людей. потому что они твои родственники. Кроме того, Североамериканский Акцент на достигнутом статусе привел к принятию и поощрению мобильность социального класса и отказ от пола и этнической принадлежности ограничения. Детей с раннего возраста учат в школе, что, несмотря на то, что они могут быть из бедной семьи, мужчина или женщина, они должны стремиться к получить хорошее образование, улучшить себя и свою семью в экономическом плане и даже стать лидером в обществе.

В Индии приписывают, а не достигают социальных статус сильно укрепился за более чем 3000 лет и пронизывает большинство областей жизни даже сегодня. В результате социальная мобильность очень трудно достичь до последних поколений. Даже сейчас он ограничен для тех, кто находится на дне общества. В основе Индийская система атрибуции включает касты (или варны ). Они тщательно ранжированы, жестко наследственное социальное деление общества.

индийские касты
(перечислены от высшего статуса к низшему)
  ТРАДИЦИОННАЯ РОЛЬ
В ОБЩЕСТВЕ


1. Брахман священников и учителей
2. Кшатрии правителей, воинов и землевладельцев
3. Вайшья фермеры, торговцы и ремесленники
4. Шудра крепостных или рабочих
5. Зарегистрированные касты (также называемые
неприкасаемые, Хариджан , или
Далит )
«загрязненных» рабочих
   

 Женщина из низшей касты
из Аджмера, Индия

Каждая из индийских каст имеет подкасты, или джати. , которые, в свою очередь, ранжируются относительно друг друга. Вся система подкрепляется индуистской религией и историческими традициями. Одна шестая часть все индийцы, принадлежащие к «зарегистрированным кастам», в сущности настолько статус вне формальной кастовой системы. Они самые бедные люди, и они в основном выполняют «нечистую» ритуально оскверняющую работу по подметанию улиц, чистка туалетов, дубление кожи и т. д. Члены других каст не имеют таких ограничений в своих занятиях и стремлениях сегодня. Однако кастовая идентичность во многом определяет, за кого можно жениться в Индии, и препятствует общению через кастовые границы.

Лежащий в основе и постоянно подкрепляющий индийский кастовая система — это индуистская религия и ее концепция ритуального осквернения. Люди в высших кастах должны проявлять большую осторожность, чтобы не быть оскверненными прикосновениями. с представителями низших каст и особенно с «неприкасаемыми». Осквернение выводит человека из касты и требует ритуального очищения. В результате в индийских ресторанах обычно работают повара, из касты брахманов. Поскольку они находятся на вершине этого приписываемого статусная система, они не может осквернять клиентов, независимо от их касты. Аналогичным образом, Врач-брахман был бы более приемлем для всех.

Национальное правительство Индии попыталось поощрять достигнутый статус, объявляя вне закона многие традиционные аспекты кастовая система. Они также разработали программы позитивных действий для увеличить количество низших каст и «неприкасаемых» студентов в университетах и правительство. Эта социальная инженерия столкнулась с серьезным негодованием и сопротивление со стороны представителей высших каст. Однако правительство Индии продолжает поощрять это изменение в надежде, что социальная мобильность в конечном итоге сделать кастовую систему менее значимой для общественной жизни.

Касты существуют не только в Индии. Они могут быть встречается в той или иной форме в большинстве стран сегодня. В Европе королевский семьи традиционно составляли отдельную касту от крестьян-земледельцев, торговцы и другие классы. Лишь изредка «простолюдинам» разрешалось стать членами королевской семьи. В Северной Америке раса или этническая принадлежность часто являются кастовой принадлежностью. Самый черный, белые или другие американцы не имеют возможности проснуться завтра и решив, что они будут другой расой. Общество в целом будет не позволять им это делать. Хотя раса в значительной степени является социально и культурно сконструированная реальность, а не биологическая, она все же реальность, просто то же самое в Северной Америке и в большей части остального мира.

 

 Предыдущий Тема 

Вернуться в меню   

Практическая викторина

Следующая тема  


Последнее обновление этой страницы: Вторник, 27 июня 2006 г.
Copyright 2003-2006 Деннис О’Нил. Все права защищены.
Авторы иллюстраций

Социология, гл. 4 раздел 1 термин

Java-игры: карточки, сопоставление, концентрация и поиск слов.

Строительные блоки социальной структуры

A B
взаимные роли Соответствующие роли, которые определяют модели взаимодействия между родственными статусами.
ролевые ожидания Социально детерминированное поведение, ожидаемое от человека, исполняющего роль.
набор ролей Различные роли привязаны к одному статусу.
Конфликт ролей Это происходит, когда выполнение ролевых ожиданий одного статуса затрудняет выполнение ролевых ожиданий другого статуса.
исполнение ролей Реальное ролевое поведение… оно часто не соответствует поведению, ожидаемому обществом.
ролевая деформация Это происходит, когда человеку трудно соответствовать ролевым ожиданиям одного статуса.
роль Поведение, права и обязанности, ожидаемые от лица, занимающего определенный статус.
статус Социально определенное положение в группе или обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2015 - 2019 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таловская средняя школа»

Карта сайта