Цилиндр куб конус параллелепипед пирамида шар цилиндр: Призма, пирамида, цилиндр, конус, шар. Задание 2. Единый государственный экзамен 11 класс, Математика: уроки, тесты, задания.

Содержание

Математика. 1 класс. Тема: Математика вокруг нас. Пирамида. Цилиндр. Конус. | План-конспект урока по математике (1 класс) на тему:

Тема:  Математика вокруг нас. Пирамида. Цилиндр. Конус.

Тип:  изучение нового материала.

Задачи: 

  • познакомить с пространственными геометрическими фигурами: пирамидой, цилиндром, конусом.

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать, различать и называть геометрические тела:  пирамиду, цилиндр, конус, куб и шар.

Метапредметные:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • оценивать свои достижения на уроке;
  • применять изученные алгоритмы при выполнении заданий.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • формировать личностный смысл учения.

Ресурсы урока: Минаева С.С. Математика: 1 класс: часть 1; Минаева С.С. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1, рабочая программа, электронное приложение

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся рассмотреть геометрические фигуры на слайде №1 (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, шар, параллелепипед), разделить их на 2 группы.
  • Спрашивает, о значении геометрических фигур в жизни людей. Слайд №2.
  • Высказывают предположения.

Выполняют задание: делят фигуры на 2 группы плоские и объёмные.

  • Отвечают на вопросы, актуализируют знания о геометрических фигурах.

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает дифференцированное задание:

1. Учащимся 1 ряда: раскрасить на предложенной карточке все кубы; посчитать, сколько кубов на рисунке.

2. Учащимся 2 ряда: раскрасить на предложенной карточке все шары; посчитать, сколько шаров на рисунке.

3. Учащимся 3 ряда: раскрасить на предложенной карточке все параллелепипеды; посчитать, сколько параллелепипедов на рисунке.

4. Трём учащимся индивидуальные задания: построить из кубиков башню по рисунку.

  • Предлагает учащимся проверить правильно ли выполнено задание.
  • Предлагает всем ученикам проверить правильно ли построены башни, соответствуют ли они рисункам.
  •  Спрашивает, какие кубики (геометрические фигуры) были использованы в строительстве башен.
  • Знакомит учащихся с геометрическими фигурами пирамидой, цилиндром, конусом.
  • Спрашивает, какие это фигуры плоские или объёмные.
  • Предлагает учащимся определить тему и учебную задачу урока.
  • Помогает определить тему и учебную задачу урока.
  • Выполняют задание: раскрашивают и считают геометрические фигуры.
  • Трое учащихся строят башни из кубиков по рисунку.
  • Ученики проверяют, правильно ли выполнено задание.
  • Ученики проверяют, правильно ли выполнено задание.
  • Высказывают предположения, выходят на проблемный момент.
  • Отвечают на вопрос.
  • Определяют тему и учебную задачу урока (с помощью учителя).

Тема: «Пирамида. Цилиндр. Конус»

Задача: познакомиться с геометрическими фигурами: пирамидой, цилиндром, конусом.

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся прочитать тему урока на  с. 34 в учебнике.
  • Организует работу по выполнению задания в учебнике на с.34
  • Организует работу по выполнению задания №1 в рабочей тетради на с.34
  • Предлагает проверить, правильно ли выполнено задание.
  • Рассказывает учащимся о пирамидах. Слайд №3.
  • Организует работу по выполнению задания№3 в рабочей тетради на с.34
  • Предлагает проверить, правильно ли выполнено задание.
  • Организует работу по выполнению задания№2 в рабочей тетради на с.34
  • Предлагает учащимся проверить правильно ли выполнено задание.
  • Спрашивает, о значении геометрических фигур (пирамиды, цилиндры, конусы) в жизни людей.
  • Учащиеся читают тему урока.
  • Выполняют задание в учебнике на с. 34, называют геометрические фигуры, изображенные на рисунке.
  • Выполняют задание №1 в рабочей тетради на с.34, раскрашивают геометрические фигуры (пирамиды, цилиндры, конусы).
  •  Выполняют взаимопроверку в парах.
  • Выполняют задание №3 в рабочей тетради на с.34 (задание на внимание).
  • Выполняют взаимопроверку в парах.
  • Выполняют задание №2 в рабочей тетради на с.34 (задание на логику).

Один ученик выполняет задание у доски.

  • Ученики проверяют, правильно ли выполнено задание.
  • Высказывают предположения.

Подведение итогов

  • Предлагает учащимся подвести итог: вспомнить тему урока и учебную задачу, ответить выполнена ли учебная задача.
  • Предлагает оценить свои достижения на уроке (что получилось, над чем еще надо поработать, какое настроение было на уроке)
  • Высказывают свое мнение.
  • Выполняют самооценку деятельности на уроке, определяют личностный смысл изучения темы.

Дополнительный материал:  вылепить из пластилина конус и цилиндр (учебник задание на с. 34)

Формулы объема цилиндра, шара, конуса — площадь поверхности и основания

Тела вращения, изучаемые в школе, — это цилиндр, конус и шар.

Если в задаче на ЕГЭ по математике вам надо посчитать объем конуса или площадь сферы — считайте, что повезло.

Применяйте формулы объема и площади поверхности цилиндра, конуса и шара. Все они есть в нашей таблице. Учите наизусть. Отсюда начинается знание стереометрии.

Смотрите также: Формулы объема и площади поверхности многогранников.
Кроме формул, в решении задач по стереометрии нужны также элементарная логика и пространственное воображение. Есть и свои небольшие секреты.

Например, такой важный факт:

Если все линейные размеры объемного тела увеличить в 2 раза, то площадь его поверхности увеличится в 4 раза, а объем — в 8 раз. 

(ведь , ).

Вот такая задача.

Как и остальные на нашем сайте, она взята из банка заданий ФИПИ.

1. Объем конуса равен . Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса.

Очевидно, что объем меньшего конуса в раз меньше объема большого и равен двум.

Для решения некоторых задач полезны начальные знания стереометрии. Например — что такое правильная пирамида или прямая призма. Полезно помнить, что у цилиндра, конуса и шара есть еще общее название — тела вращения. Что сферой называется поверхность шара. А, например, фраза «образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 30 градусов предполагает, что вы знаете, что такое угол между прямой и плоскостью. Вам также может пригодиться теорема Пифагора и простые формулы площадей фигур.

Иногда неплохо нарисовать вид сверху. Или, как в этой задаче, — снизу.

2. Во сколько раз объем конуса, описанного около правильной четырехугольной пирамиды, больше объема конуса, вписанного в эту пирамиду?



Всё просто — рисуем вид снизу. Видим, что радиус большего круга в раз больше, чем радиус меньшего. Высоты у обоих конусов одинаковы. Следовательно, объем большего конуса будет в раза больше.

Говорят, что хороший чертеж — это уже половина решения. Читайте о том, как строить чертежи в задачах по стереометрии.

Еще один важный момент. Помним, что в задачах части В вариантов ЕГЭ по математике ответ записывается в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Поэтому никаких или у вас в ответе в части В быть не должно. Подставлять приближенное значение числа тоже не нужно! Оно обязательно должно сократиться! Именно для этого в некоторых задачах задание формулируется, например, так: «Найдите площадь боковой поверхности цилиндра, деленную на ».

А где же еще применяются формулы объема и площади поверхности тел вращения? Конечно же, в задаче 14 Профильного ЕГЭ по математике.
Мы тоже расскажем о ней.


Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами. Информация на странице «Формулы объема и площади поверхности. Цилиндр, конус и шар» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 08.04.2023

Формулы объема и поверхности

Объем выражает количество чего-то (например, воды), которое нам нужно, чтобы заполнить форму. Космические фигуры имеют только объем. Плоские фигуры (треугольники, квадраты) не имеют объема.

Стандартное обозначение для тома — V.

Прямоугольный параллелепипед

Прямоугольный параллелепипед имеет 6 граней, которые являются прямоугольниками.
Если стороны прямоугольника внизу равны а и b, а высота параллелепипеда c (третье ребро прямоугольного параллелепипеда). 92$

Параллелепипед

Параллелепипед образован 6 параллелограммами. Если площадь дна равна А, а высота параллелепипед h.
Формула объема:

$V = A \cdot h$

Пирамида

Пирамида — это фигура с многоугольным основанием (треугольник, квадрат, прямоугольник), соединенным с одной точкой, называемой вершиной.
Пусть высота (расстояние между вершиной и основанием) пирамиды равна h а площадь основания равна A.92\cdot ч$

Площадь боковой поверхности = $\pi\cdot r \cdot l$

Полная площадь поверхности прямого круглого конуса равна площади боковой поверхности + площади основания.

Общая площадь поверхности = $\pi\cdot r(r + l)$

Сфера

Сфера — это поверхность полностью круглого шара.
Каждая сфера имеет центральную точку, называемую «центром» сферы.
Радиус — это длина от центра до любой точки на поверхности сферы.
Объем сферы радиусом r: 92 \cdot ч$


Площадь криволинейной поверхности цилиндра:

Площадь изогнутой (боковой) поверхности = $2\cdot\pi\cdot r \cdot h$


Общая площадь поверхности = площадь изогнутой (боковой) поверхности + площадь двух круглых концов:

Общая площадь поверхности = $2\cdot\pi\cdot r(h + r)$


Викторина: Объем и площадь поверхности

Твердые формы — определение, типы, свойства, примеры, часто задаваемые вопросы

Твердые фигуры — это не что иное, как тела, состоящие из трех измерений, а именно длины, ширины и высоты.

Твердые формы также известны как трехмерные формы. Эти твердые формы занимают пространство и встречаются в нашей повседневной жизни. Мы трогаем, чувствуем и используем их. В этом увлекательном уроке вы можете ознакомиться с некоторыми интерактивными примерами, чтобы узнать больше, и попробовать свои силы в решении нескольких интересных практических вопросов в конце страницы.

1. Что такое твердые формы?
2. Твердые формы и их свойства
3. Грани, ребра и вершины твердых фигур
4. Часто задаваемые вопросы о твердых формах

Что такое твердые формы?

В математике мы изучаем формы и их различные типы и пытаемся применить их в реальной жизни. Теперь мы подробно узнаем о каждой твердой форме. Твердые формы подразделяются на несколько категорий. Некоторые из них имеют криволинейные поверхности; некоторые имеют форму пирамид или призм.

Твердые фигуры Определение: Твердые фигуры — это трехмерные фигуры, которые имеют длину, ширину и высоту в качестве трех измерений.

Давайте сначала узнаем о твердых формах с изогнутыми поверхностями на примерах.

Твердые формы и их свойства

Твердые фигуры соответствуют трехмерным объектам. Осмотреться! Любой другой трехмерный объект, будь то ноутбук, мобильный телефон, рожок мороженого, шарики и т. д., являются примерами твердотельных форм. Они занимают некоторое пространство, имеют длину, ширину и высоту. Давайте изучим типы твердых форм-

  • Сфера
  • Цилиндр
  • Конус
  • Пирамида
  • Призма

Сфера

Сфера представляет собой твердое тело абсолютно круглой формы, определенное в трехмерном пространстве. Каждая точка поверхности равноудалена от центра.

В таблице ниже показаны свойства сферы:

Свойства Площадь поверхности Том
  • Не имеет ни ребер, ни вершин (углов).
  • Имеет одну поверхность.
  • Он имеет форму шара и абсолютно симметричен.
  • Все точки на поверхности находятся на одинаковом расстоянии (r) от центра.
4πr 2 (4/3)πr 3

Цилиндр

Цилиндр — это твердое тело, заданное на трехмерной плоскости. Он удерживает два параллельных основания круглой формы, соединенных изогнутой поверхностью (например, трубкой) на фиксированном расстоянии.

В таблице ниже показаны свойства цилиндра:

Свойства Площадь поверхности Том
  • Имеет плоское основание и плоскую верхнюю часть.
  • Имеет одну изогнутую сторону.
  • Основания всегда конгруэнтны и параллельны.
  • Это трехмерный объект с двумя одинаковыми концами, круглыми или овальными.
2πr (р+ч) πr 2 ч

Конус

Конус представляет собой характерную твердую форму, заданную в трехмерном пространстве. Он имеет плоскую поверхность и изогнутую поверхность, направленную вверх. Он образован набором отрезков, соединенных от круглого основания с общей точкой, известной как вершина или вершина. В зависимости от того, как вершина совмещена с центром основания, формируется прямой конус или косой конус.

В таблице ниже показаны свойства конуса, где r обозначает радиус, h обозначает высоту, а s обозначает наклонную высоту конуса:

Свойства Площадь поверхности Том
  • Имеет круглое или овальное основание с вершиной (вершиной).
  • Имеет одну изогнутую сторону.
  • Конус — это повернутый треугольник.
π г (г + с) 1/3 πr 2 ч

Пирамида

Пирамида представляет собой объемную фигуру или многогранник с многоугольным основанием, а все боковые грани — треугольниками. Пирамиды обычно описываются формой их оснований. Пирамида с:

  1. Треугольным основанием называется Тетраэдром.
  2. Четырехугольное основание называется квадратной пирамидой.
  3. Основание Пентагона называется пятиугольной пирамидой.
  4. Правильное шестиугольное основание называется шестиугольной пирамидой.

В таблице ниже показаны свойства пирамиды: (BA = площадь основания, P = периметр, A = высота и SH = высота наклона)

Свойства Площадь поверхности Том
  • Пирамида представляет собой многогранник с многоугольным основанием и вершиной с прямыми линиями.
  • На основании совмещения их вершины с центром основания их можно разделить на правильные и наклонные пирамиды.

БА + 1/2 × П × (Ш)

1/3 ВА 2

Призмы

Призма представляет собой твердое тело, определенное на трехмерной плоскости с двумя одинаковыми фигурами, обращенными друг к другу. Различные типы призм: треугольные призмы, квадратные призмы, пятиугольные призмы, шестиугольные призмы и т. д. Призмы также широко классифицируются на правильные призмы и наклонные призмы.

В таблице ниже показаны свойства призмы: (BA = площадь основания, P = периметр, H = высота)

Свойства Площадь поверхности Том
  • Имеет одинаковые концы (многоугольные) и плоские грани.
  • Имеет одинаковое поперечное сечение по всей длине.
2 × (ВА) + П × В БА × Н

Многогранники/Платоновые тела

Платоновы тела имеют грани, идентичные правильным многоугольникам. Есть пять многогранников.

  1. Тетраэдр с четырьмя равносторонне-треугольными гранями
  2. Октаэдр с восемью равносторонне-треугольными гранями
  3. Додекаэдр с двенадцатью пятиугольными гранями
  4. Икосаэдр с двадцатью равносторонними треугольными гранями
  5. Шестигранник или куб с шестью квадратными гранями.

В таблице ниже показаны свойства платоновых форм: (EL = длина ребра)

Свойства куба Площадь поверхности Том
  • Он имеет 6 граней, каждая из которых имеет 4 ребра (и является квадратом).
  • Имеет 12 ребер.
  • Он имеет 8 вершин (угловых точек), где сходятся 3 ребра.
6 × (EL) 2 (EL) 3

Грани, ребра и вершины твердых фигур

Как упоминалось ранее, объемные формы и объекты отличаются от двумерных форм и объектов наличием трех измерений — длины, ширины и высоты. Благодаря этим трем измерениям эти объекты имеют грани, ребра и вершины. Давайте разберемся с этими тремя подробно.

Грани твердых тел

  • Гранью называется любая отдельная плоская поверхность твердого объекта.
  • Твердые фигуры могут иметь более одной грани.

Ребра объемных фигур

  • Ребро — это отрезок линии на границе, соединяющий одну вершину (угловую точку) с другой.
  • Они служат стыком двух граней.

Вершины объемных фигур

  • Точка, в которой встречаются две или более прямых, называется вершиной.
  • Это угол.
  • Точка пересечения ребер обозначает вершины.

Например:

Советы и рекомендации

  • Рифма для запоминания объемных форм:

«Твердые фигуры толстые, а не плоские.
Найди шишку в праздничной шапке!
Вы видите сферу в баскетбольном мяче,
И прямоугольный параллелепипед в таком высоком здании!
Вы видите куб в кости, которую вы бросаете,
И цилиндр в блестящем флагштоке!»

  • Движение пальцев по геометрическим фигурам поможет вам понять концепцию граней, ребер и вершин.

Важные моменты

  • Твердые или трехмерные объекты имеют 3 измерения: длину, ширину и высоту.
  • Твердые фигуры имеют грани, ребра и вершины.
  • Изучение твердых форм поможет нам в нашей повседневной жизни, поскольку большая часть нашей деятельности вращается вокруг них и зависит от них.

Похожие темы

  • Площадь прямоугольника
  • Площадь квадрата
  • Является ли квадрат прямоугольником
  • Типы треугольников
  • Форма многоугольника

Часто задаваемые вопросы о твердых формах

Что такое твердая форма?

Трехмерные объекты с определенной длиной, шириной и высотой называются объемными формами.

Как еще можно назвать твердую форму?

В геометрии объемную форму также можно назвать трехмерной.

Сколько твердых фигур существует?

В список твердых фигур входят куб, прямоугольный параллелепипед, сфера, конус, полусфера, призма, цилиндр, пирамида и т. д.

Что такое объем твердой формы?

Объем сплошных фигур относится к объему кубического пространства, заполненного фигурами. Чтобы найти объем, нам нужны измерения трех измерений.

Шар твердый или плоский?

Сфера представляет собой твердое тело без краев и вершин (углов).

Каковы свойства твердых фигур?

Твердые фигуры — это трехмерные объекты. Они имеют три измерения — длину, ширину и высоту. Будучи трехмерными, они занимают место во Вселенной. Твердые формы идентифицируются в соответствии с особенностями — ребрами, вершинами, гранями и т. д.

Что такое плоские и твердые формы?

Плоские формы также известны как плоские формы, которые представляют собой 2D-формы, состоящие из прямых, изогнутых линий или того и другого. В то время как твердые формы представляют собой трехмерные формы, состоящие из длины, ширины и высоты. Разница между плоскими и сплошными формами заключается в размерах. Например, квадрат представляет собой плоскую форму, а его противоположная твердая форма представляет собой куб, который представляет собой трехмерную форму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *