Рациональные числа и действия с ними — что это, определение и ответ
Рациональные числа – это числа, представленные в виде отношения \(\frac{m}{n}\), где m – целое число, а n – натуральное.
Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Целые и дробные числа вместе образуют множество рациональных.
Любое целое число является рациональным, потому что его можно записать в виде \(\frac{m}{1}\).
Например:
\(–4 = \frac{- 4}{1}\)
\(2 = \frac{2}{1}\)
\(0 = \frac{0}{1}\)
Сумма, разность и произведение двух рациональных чисел – тоже рациональное число. Частное двух рациональных чисел тоже будет рациональным, если знаменатель не равен 0.
Любое рациональное число можно записать в виде десятичной или периодической дроби.
Периодическая дробь – это десятичная дробь, в записи которой бесконечное количество раз повторяется цифра или несколько цифр.
Например:
\(\frac{1}{3} = 0,33333333..\)
Повторяющиеся цифры периодической дроби записывают в скобках, например:
\(\frac{1}{3} = 0,(3)\)
\(\frac{5}{11} = 0,45454545 = 0,(45)\)
СВОЙСТВА РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ:
Сложение:
Переместительное свойство:
\(a + b = b + a\)
Сочетательное свойство:
\(a + (b + c) = (a + b) + c = (a + c) + b = a + b + c\)
Прибавление нуля не меняет рациональное число, а сумма противоположных чисел равна нулю:
\(a + 0 = a\)
\(a + ( — a) = 0\)
Умножение:
Переместительное свойство:
\(ab = ba\)
Сочетательное свойство:
\(a(bc) = (ab)c = (ac)b = abc\)
Умножение на единицу не меняет рациональное число, а произведение обратных чисел равно единице:
\(a \bullet 1 = a\)
\(a \bullet \frac{1}{a} = 1\)
Если один из множителей равен нулю, то и всё произведение равно 0:
\(a \bullet 0 = 0\)
\(0 \bullet b = 0\)
\(0 \bullet 0 = 0\)
Распределительное свойство:
\((a + b)c = ac + сb\)
ДЕЙСТВИЯ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ
Так как рациональные числа включают в себя блок целых чисел и блок дробных чисел, действия, пройденные в рамках работы с целыми числами, сохраняются и для рациональных чисел. Сравнение, умножение, деление, сложение и вычитание происходит так же, как с целыми числами.
СРАВНЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ:
Рациональные числа можно представить на координатной прямой, где справа от нуля находятся положительные числа, а слева от нуля – обратные им, отрицательные:
Числа на такой числовой прямой возрастают слева на право, поэтому глядя на прямую можно сказать, какое числе больше.
Например:
Сравним числа 1,5 и 4:
Мы знаем, что 4 больше, чем 1,5 и еще раз убедились в этом с помощью числовой прямой.
\(4 > 1,5\)
Сравним числа 3,5 и -1:
Если положительные числа справа от нуля, а отрицательные слева, тогда любое положительное числа будет правее отрицательного, а значит будет больше.
\(3,5 > — 1\)
Сравним числа -2,5 и -3:
Конечно, 3 больше 2,5, но, когда мы смотрим на отрицательные числа, получается, что -2,5 правее -3, а значит больше.
\(- 2,5 > — 3\)
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ:
Сложение рациональных чисел так же можно представить на числовой прямой. Знак «+» означает, что мы двигаемся в положительном направлении (вправо), знак «–» означает, что мы двигаемся в отрицательном направлении (влево).
Например:
Найдем сумму положительных чисел 1 + 2,5. Значит от координаты 1 пройдем 2 полных отрезка и ещё половину отрезка в положительном направлении:
Видим, что \(1 + 2,5 = 3,5\).
Сумма положительных чисел – положительное число.
Найдем сумму отрицательных чисел -1 + (-2). От координаты -1 пройдем 2 отрезка в отрицательном направлении. При сложении можно опустить знак «+» без изменения знаков слагаемых.
Получилось, что \(- 1 + ( — 2) = — 3.\)
Сумма отрицательных чисел – отрицательное число.
Найдем разность положительных чисел 4 – 1,5. Можно представить разность чисел как сумму положительного и отрицательного числа: 4 + (-1,5). В любом случае нужно от координаты 4 пройти в отрицательном направлении 1 полный отрезок и ещё половину:
Получилось, что \(4\ –1,5 = 2,5.\)
Сумма положительного и отрицательного числа – положительное число, если из большего вычитают меньшее.
Найдем сумму 2 + (-4). От координаты 2пройдем 4 отрезка в отрицательном направлении:
Получим, что \(2–4 = — 2.\)
Сумма положительного и отрицательного числа – отрицательное число, если из меньшего вычитают большее.
Найдем разность 1 – (-3). Если нужно пройти в отрицательном направлении дважды, то направление движения станет положительным, то есть 1 – (-3) = 1 + 3:
Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число противоположное вычитаемому.
Найдем сумму двух противоположных чисел 3 + (-3). От координаты 3 пройдем 3 отрезка в отрицательном направлении:
Видим, что \(3 + ( — 3) = 0.\)
Сумма двух противоположных чисел \(\mathbf{= 0.}\)
УМНОЖНИЕ И ДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ:
Рациональные числа умножаются и делятся не смотря на знак.
Если перемножались или делились числа с одинаковыми знаками, то в результате получается положительное число. Если перемножались числа с разными знаками, то в результате получается отрицательное число.
Например:
\(3 \bullet 4 = 12\)
\(- 6 \bullet ( — \frac{1}{2}) = 3\)
\(7:( — 2) = — 3,5\)
\(- 12:\frac{1}{3} = — 12 \bullet 3 = — 36\)
Математика — 7
Слово «рациональный» возникло из понятия «отношение». Вам известно,
что отношение двух чисел, например, 3:4, можно записать дробью, а именно
3
4
.
Точно также отношение m:n можно записать как
m
n
Число, которое можно записать в виде дроби
m
n
называется рациональным числом.
Здесь m целое число, n — натуральное число, m ∈ Z, n ∈ N
Например,
7 рациональное число, здесь 5 и 7 — натуральные числа. — 5
7 — тоже рациональное число, здесь -5 — целое число,
7 — натуральное число.
Каждое натуральное число является рациональным числом:
7 = 7:1= 7
1 ;7 = 35:5= 35
5 ;125 = 250:2= 250
2 .Каждое целое число является рациональным числом:
-12=-12:1=-(12:1)= — 12
1 ;0 = 0: 1 = 0
1 ;0 = 0 : 3 = 0
3 .Положительные целые и дробные числа являются положительными рациональными числами, отрицательные целые и дробные числа являются отрицательными рациональными числами.
Знак «минус», стоящий перед дробью, можно записать или перед числом, находящимся в числителе, или же перед числом, находящимся в знаменателе:
-(2:11)= — 2
11 ; -2:11= -2
11 ; 2:(-11)= 2
-11 .
ПРИМЕР: Заданные рациональные числа представьте в виде дроби с натуральным знаменателем: 0,5; 1,3; — 0,25.
РЕШЕНИЕ:
0,5 =
5
10
=
1
2
;
1,3 = 1
3
10
=
13
10
;
-0,25 =
25
100
= —
1
4
.
Множество рациональных чисел обозначается буквой Q:
Q = {
m
n
| m ∈ Z, n ∈ N }.
Множество натуральных чисел является подмножеством множества целых чисел, а множество целых чисел является подмножеством множества рациональных чисел: N ⊂ Z ⊂ Q.
Множество рациональных чисел, так же, как множество натуральных и целых чисел, является бесконечным множеством.
элементарная теория чисел — Что такое ноль? Иррациональное или рациональное или оно имеет оба свойства?
$\newcommand{\Reals}{\mathbf{R}}$У вас есть превосходные объяснения логических причин высказывания «$0$ рационально». Вот несколько дополнительных мыслей, слишком длинных для комментария:
Определения в математике существуют для , дают удобные ярлыки полезным логическим различиям
Когда два критерия (такие как «рациональный» и «иррациональный») являются логическими противоположностями по определению , никогда не будет хорошей идеей допускать, чтобы какое-то широко распространенное математическое понятие (такое как $0$) было «обоим»: , каждая теорема, применимая к этому объекту, должна содержать пункт, явно исключающий этот объект. Это неудобно. В редких случаях (см. ниже) вы можете сказать «ни то, ни другое». Но в случае $0$ лучше использовать термин «рациональный»:
Буквальное применение определения («существуют целые числа $q \neq 0$ и $p$ такие, что $0 = p/q$») говорит, что $0$ рационально.
Множество рациональных чисел обладает приятными алгебраическими свойствами (замкнуто при сложении, замкнуто при умножении) потому что $0$ рационально
. (Напротив, множество иррациональных действительных чисел не замыкается при сложении, например, $(1 — \sqrt{2}) + \sqrt{2} = 1$, или при умножении, например, $\sqrt{ 2} \cdot \sqrt{2} = 2$, независимо от того, является ли $0$ рациональным .)
Чтобы доказать, что «$0$ не является рациональным», т. е. что определение «рационального числа» должно исключать $0$ , нужна веская причина, например, «формулировка полезной теоремы становится неудобной, если $0$ (считается) рациональным».
При всем уважении, возможность записи $0$ как $0/\sqrt{2}$ не является убедительной в указанном выше смысле; как объясняли другие, это представление не противоречит определению . Кроме того, полезно и не вызывает затруднений согласиться с тем, что $0$ является рациональным.
Для сравнения, вот некоторые другие «пограничные случаи», которые возникают время от времени:
Целое число $0$ является «четным» ($2$, умноженное на некоторое целое число), а не «нечетным» (оставляет остаток от $1$ при делении на $2$). (По алгоритму деления каждое целое число является четным или нечетным, но никакое целое число не может быть одновременно и тем, и другим. В этом случае «четное» и «нечетное» логически эквивалентны целым числам. Я упоминаю этот пример, потому что мой коллега однажды сообщил мне, что некоторые учителя считать $0$ ни четным, ни нечетным.(!!))
Нулевая функция $z: \Reals \to \Reals$ является как «четной» (для всех действительных $x$, $z(-x) = z(x)$), так и «нечетной» (для всех действительный $x$, $z(-x) = -z(x)$). Понятия «четное» и «нечетное» для функций не являются логическими противоположностями
. Более того, полезно объявить нулевую функцию одновременно четной и нечетной: множество четных функций представляет собой векторное пространство при «обычных операциях»; набор нечетных функций тоже. Если бы $z$ не было «и четным, и нечетным (как функция)», по крайней мере одна из этих полезных теорем была бы ложной.Целое число $1$ равно и не является «простым» или «составным». (Даже несмотря на то, что «$1$ не имеет положительных целых делителей, кроме $1$ и самого себя», мы явно исключаем $1$ из числа простых, потому что объявление $1$ «простым» нарушило бы уникальность факторизации простых чисел. С другой стороны , $1$ не является «составным», потому что $1$ не является произведением меньших положительных простых чисел.)
Есть более глубокий момент, который, по иронии судьбы, может показаться несовместимым с моей прежней позицией:
приводят к одним и тем же теоремам, приходится (даже полностью принимая предыдущий абзац) восхищаться феноменальной связностью логической структуры математики. Начинаешь чувствовать, что определения неизбежны. Человек становится готовым решительно бороться за правильные определения. Последнее, как я полагаю, объясняет отрицательные отзывы на ваш хороший вопрос.
Является ли нуль рациональным числом. Можете ли вы записать его в виде pq, где p и q — целые числа, а q 0…
Перейти к
- Система счисления. Упражнение 1.1.
- Система счисления. Упражнение 1.2.
- Система счисления
- Показатели действительных чисел
- Рационализация
- Алгебраические тождества
- Факторизация алгебраических выражений
- Факторизация многочленов
- Введение в геометрию Евклида
- Линии и углы
- Треугольник и его углы
- Конгруэнтные треугольники
- Координатная геометрия
- Формула цапель
- Линейные уравнения с двумя переменными
- Четырехугольники
- Площади параллелограммов и треугольников
- Круги
- Конструкции
- Площадь поверхности и объем параллелепипеда и куба
- Площадь поверхности и объем прямого кругового цилиндра
- Площадь поверхности и объем прямого круглого конуса
- Площадь поверхности и объем сферы
- Табличное представление статистических данных
- Графическое представление статистических данных
- Меры центральной тенденции
- Вероятность
Главная > РД Шарма Решения Класс 9Математика > Глава 1 — Система счисления > Система счисления. Упражнение 1.1. > Вопрос 1
Вопрос 1 Система счисления Упражнение 1.1
Является ли ноль рациональным числом? Можете ли вы записать его в виде p/q, где p и q — целые числа, а q ≠ 0?
Ответ:
Да, ноль — рациональное число. Его можно записать в виде p/q при условии, что q≠0. Например: 0/1 или 0/3 или 0/4 и т. д.
Связанные вопросы
Найдите пять рациональных чисел между 1 и 2.
Найдите шесть рациональных чисел между 3 и 4.
Найдите пять рациональных чисел между 3/5 и 4/5.
Верны или ложны следующие утверждения? Обоснуйте свой ответ. (i) Каждое целое число есть…
Фейсбук WhatsApp
Копировать ссылку
Было ли это полезно?
Упражнения
Система счисления Упражнение 1.