Целеполагающие категории этики это – Вопрос: Целеполагающие категории этики : Смотреть ответ

Этика и культура управления. Тесты для самопроверки

1. Набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс для каждого сотрудника с учетом его должности, опыта и т. п.
карты этики

2. Сложный вид деятельности, связанный с подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем — …
управление
социальное управление

3. Основатель «школы научного менеджмента»:
Э. Майо
Ф. Тейлор
М. Вебер
Д. МакГрегор

4. Автор позитивистско-социологической концепции власти
К. Маркс
М. Вебер
З. Фрейд
П. Сорокин

5. В рамках биологической интерпретации — механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в фундаментальных инстинктах человека — …
власть

6. Положения системы Ф. Тейлора:
развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности


ориентация на внутриличностную мотивацию работника
использование методов морального стимулирования
ориентация на модель экономического человека
специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками
отбор и обучение работников

7. … — этическая категория, обозначающая совокупность материальных и духовных условий общественного бытия, без наличия которых невозможно удовлетворение потребностей общества и индивидов
благо

8. Принципы бюрократической системы:
рациональное разделение труда
гуманизм
признание ведущей роли человеческого фактора
иерархичность уровней управления
формальная обезличенность исполнения обязанностей

9. … — форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории

мораль

10. Честь и достоинство – это …
этические категории, которые служат для обозначения нравственных чувств, выражающих моральное отношение человека к самому себе
контрольно-императивные категории, которые отражают особые механизмы морального сознания, направленные на согласование частных интересов с общими
нравственные качества человека, которые он проявляет в деятельности, направленной на достижение добра
правила, нормы, ценности, которыми люди руководствуются в своей деятельности и которые регулируют отношения людей друг к другу

11. Разновидности справедливости (по Аристотелю)
уравнительная
законодательная
распределительная
юридическая

12. Целеполагающие категории этики — …
честь и достоинство
смысл жизни и счастье


долг и совесть
добро и зло

13. Впервые в 30-х гг. ХХ в. указала на ведущую роль человеческого фактора в производстве …
«Школа научного управления»
«Школа человеческих отношений»
«Теория человеческого капитала»
Японская модель управления

14. Фундаментальные принципы административной этики:
гуманизм
законность
справедливость
бюрократизм
безусловная исполнительность

15. Утверждения, относящиеся к теории «Y» Д. МакГрегора:
для реализации целей, которые приобрели для человека лич¬ностную актуальность, он подвергает себя в полной мере самодис¬циплине и самоконтролю
больше всего люди хотят защищенности
труд для человека – процесс естественный
личная приверженность целям организации зависит от вознаграждения, которое более всего связано с удовлетворением выс¬ших потребностей человека


чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания

16. … — внешние факторы, имеющие естественное происхождение и заметно влияющие на поведение людей (по Э.Дюркгейму)
социальные факты

17. Определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы
социальная ответственность

18. Методы управления, основанные на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерные для формальных организаций
административные
законодательные
социально-психологические
экономические

19. Авторы методики, позволяющей определить степень зрелости рабочей группы:
Блейк, Мутон
Зигерт, Ланг
Харси, Бланчард

20. Автор концепции «свобода как познанная необходимость»
Аристотель
Гегель
Кант
Сартр

21. Составляющие этики и культуры управления как комплексной науки:

социология
логика
философия
психология
теория организации
лингвистика

22. … – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления
культурология
логика
этика
диалектика

23. Первый закон по этике государственной службы был принят в …
Японии
Великобритании
США
Германии

24. Особенности харизматической власти (по М. Веберу):
внеисторичность
опора на общепризнанный правовой порядок
традиционность
личностный характер

25. Сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное влияние на окружающих
имидж

26. Социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей, взаимной ответственностью, отношениями товарищества

рабочая группа

27. Черты, характерные для демократического стиля руководства:
директивность
социально-психологические методы
коллегиальность
подавление инициативы
ориентация на человека
малая гласность

28. Описывают систему общих ценностей, норм и правил поведения, которые представляются, с точки зрения организации, обязательными для всех сотрудников
этические кодексы
моральные кодексы

29. Личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми
харизма
авторитет
внушение
руководство

30. Этика бизнеса как наука возникает в …
конце XIX века
конце ХХ века
середине ХХ века
период формирования буржуазных отношений

nn.dekane.ru

Деловая этика и культура. Тест для самопроверки

1. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального, духовного и художественного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
культура

2. Соответствие методов, эффективных в начале деловой беседы, и их характеристик
Использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса, позволяющих образно представить суть проблемы Метод зацепки
Использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шутки для установления контакта Метод снятия напряженности
Непосредственный переход к сути дела Метод прямого подхода
Постановка в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые будут рассматриваться

Метод стимулирования игры воображения

3. … — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс для каждого сотрудника с учетом его должности, опыта и т. п.
карты этики

4. Контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное техническими средствами общение собеседников
телефонный разговор
деловая переписка
переговоры

5. Контрольно-императивные категории этики
честь и достоинство
смысл жизни и счастье
долг и совесть
добро и зло

6. Основной документ, регулирующий рекламную деятельность во всех странах мира — Международный кодекс …
рекламной практики

7. Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий
правила внутреннего распорядка

корпоративная культура
должностные обязанности
кодекс чести

8. … — форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории
мораль

9. Честь и достоинство – это …
этические категории, которые служат для обозначения нравственных чувств, выражающих моральное отношение человека к самому себе
контрольно-императивные категории, которые отражают особые механизмы морального сознания, направленные на согласование частных интересов с общими
нравственные качества человека, которые он проявляет в деятельности, направленной на достижение добра
правила, нормы, ценности, которыми люди руководствуются в своей деятельности и которые регулируют отношения людей друг к другу

10. … — форма распоряжения, применяемая руководителем в случае, если он хочет вызвать дискуссию и пробудить инициативность.

вопрос

11. … этика – совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью
профессиональная

12. Подсистема этикета, определяющая пространственную организацию общения:
этикетная атрибутика
этикетная проксемика
вербальный этикет
мимика и жесты

13. Целеполагающие категории этики
честь и достоинство
смысл жизни и счастье
долг и совесть
добро и зло

14. Каноничные правила представления
младшие по возрасту представляются старшим
лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким
женщина первая представляется мужчине
мужчина первым представляется женщине

15. Фундаментальные принципы административной этики

гуманизм
законность
справедливость
бюрократизм
безусловная исполнительность

16. Соответствие характеристик коммуникации сфере общения
Четко определена цель коммуникации коммуникация в переговорах
Жесткая регламентация общения коммуникация в переговорах
Количество тем для обсуждения ограничено повесткой дня коммуникация в переговорах
Частый и немотивированный переход от одной темы к другой            повседневная коммуникация
Не связана с принятием решений повседневная коммуникация

17. … — сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное влияние на окружающих
имидж

18. Статья № … «Закона о рекламе», определяющая признаки недостоверной и недобросовестной рекламы:
5

19. Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления
культурология
логика
этика
диалектика

20. Социальная … — определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы
ответственность

21. Автор концепции «свобода как познанная необходимость»
Аристотель
Гегель
Кант
Сартр

22. Тактика проведения переговоров, изначально предполагающая излишне твердую позицию участника
позиционный торг

23. «Принцип …» заключается в следующем: действия менеджера (или корпорации в целом) этичны, если они способствуют дальнейшему этическому развитию организации.
максимума прогресса

24. … по этике — постоянно действующие комиссии на уровне совета директоров, руководителей высшего уровня компании, которые оценивают повседневную практику организации с точки зрения морали
комитеты

25. … описывают систему общих ценностей, норм и правил поведения, которые представляются, с точки зрения организации, обязательными для всех сотрудников
этические кодексы

26. Экономические теории, опирающиеся исключительно на рациональные факторы поведения человека – это теории с … подходом.
инженерным (технократическим)
этическим
моральным
материальным

27. Статья № … Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», определяющая основные требования к служебному поведению гражданского служащего
18

28. … подход к социальной ответственности предусматривает необходимость регулирования социальной ответственности и моральных норм корпораций правительством посредством законов.
регулятивный

29. Этика бизнеса как наука возникает в …
конце XIX века
конце ХХ века
середине ХХ века
период формирования буржуазных отношений

30. … — установленный порядок поведения где-либо.
этикет

31. Виды барьеров общения
социальные
мировоззренческие
психологические
межъязыковые
технические
соматические

nn.dekane.ru

8. Основные категории этики.

Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. К ним относят:

  • Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

  • Справедливость — представление о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми.

  • Долг — категория этики, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к обществу и другим людям ним в конкретных условиях.

  • Совесть — характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

  • Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

  • Достоинство — особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

  • Честь — моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

  • Гуманизм — принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, в его способность к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, идея о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

ДЕ 3. Принципы этикета.

9. Вежливость и сдержанность как принцип этикета.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стрем­ление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанно­сти. Вежливость имеет такие проявления, как внимательное отношение, готовность предоставить услуги другому человеку. Доброе отношение к людям — это главная основа нравственности служебного этикета современной организации. Сдержанность человека — это умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

10. Деликатность как принцип этикета.

Деликатность — это свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности и приветствия. Это вежливость с глубоким пониманием внутреннего состояния и настроения других людей.

11. Тактичность и чуткость как принцип этикета.

Тактичность и чуткость — это чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

12. Скромность как принцип этикета.

Скромность – это умение не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя, быть умеренным, простым и пристойным. Скромный человек: не станет добиваться победу любой ценой в малозначительном споре; не станет навязывать свои вкусы и симпатии; никогда не будет выставлять на показ свои заслуги.

ДЕ 4. История возникновения этики.

studfiles.net

Категории этики

Этика имеет свой круг понятий (категорий), отражающих наиболее существенные элементы морали. Категории этики используются не только при анализе проблем морали и этики, но и при рассмотрении любых вопросов, связанных с деятельностью человека. Оперирование категориями этики позволяет расширить диапазон осмысления проблемы и глубже понять его содержание. Особенность категорий этики состоит в том, что они одновременно проявляются на теоретическом уровне и на уровне обыденного сознания. Так, категории добра и зла, являясь ключевыми в этических теориях, одновременно присутствуют в повседневной практике в качестве нравственных понятий. Категории этики выражают существенные стороны нравственных отношений, отражают духовную жизнь общества, уровень культуры, являются предельным обобщением нравственного опыта. Императивно-волевое содержание категорий этики ориентирует людей к определенным видам поведения исходя из общественной целесообразности.

Общепринятой является точка зрения, согласно которой основополагающими категориями этики являются добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и справедливость, смысл жизни. Категории этики присутствуют в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Специфичность этических категорий обуславливается своеобразием проявления норм морали:

    1. моральные понятия отражают особенные отношения между людьми;
    2. они имеют аксиологический характер;
    3. предстают средством регулирования социальной практики с позиции долженствования;
    4. их значимость и авторитет обеспечивается общественным мнением и самосознанием личности;
    5. в них отображается эмоциональная сторона общественных отношений.
    6. В литературе присутствуют разные основания в разграничении этических категорий. В ряде случае выделяют субстанциональные, структурные и функциональные категории. Субстанциональные (традиционные) категории этики отражают наиболее существенное, проявляющееся в нравственных отношениях (добро, зло, долг, совесть, стыд, честь, достоинство, счастье, смысл жизни). Они наполняют содержанием структурные категории. Структурные категории связаны с нравственными нормами и отношениями, идеалами, взглядами, знаниями, убеждениями. Они характеризуют внутреннее строение морали, включают в себя проявление категории морального сознания, нравственных отношений и моральной деятельности (поступки, санкции).

Функциональные категории (моральная истина, цель и средства, нравственная свобода, нравственный мотив, нравственное регулирование, нравственный конфликт и т. д.) свидетельствуют о механизмах действия морали, ее активной роли. Одна категория определяет всю сущность морали. Так, Эпикур в качестве ключевой категории выделил счастье, Аристотель – благо, И. Кант – долг.

В отечественной этике категории принято различать исходя из структуры морали:

    1. морального сознания, раскрывающие принцип, норму, цель и включающие в себя категории дога, совести, достоинства и т. д.;
    2. нравственных отношений, характеризующие степень коммуникации между людьми;
    3. моральной практики, отражающие реализацию на практике через поступок, воздаяние, последствия, санкции и т. д.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, смысл жизни, счастье и др. Не рассчитывая на исчерпывающий охват, представляется возможным рассмотрение традиционных категорий этики.

Дихотомию этики составляют категории добра и зла. Добро – гуманистический потенциал морали, оценка нравственной деятельности людей. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, противостоящее злу. Зло – степень негативной оценки поведения индивидов. Эти категории образуют наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Понятия «добро» и «зло» связаны друг с другом. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией. Зло – категория этики противоположная добру. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. И. Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты увязывают проявление зла с антагонистическим устройством общества. Наряду с понятием добра в этике употребляется термин «благо». В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Это духовные и природные блага.

Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, рассматриваемое как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» на латинском языке означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости». Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Справедливость – этическая и правовая категория. Идея справедливости, требование справедливости составляет основу современного законодательства. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 14), формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. В практике деятельности сотрудников органов внутренних дел принципиальную роль играет проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности социальной регуляции могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Несправедливость противоположна справедливости. Она присутствует там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Категория долга выражает осознанную необходимость определенного поведения. Если добро исполняет роль цели, то долг предстает механизмом реализации добродетельного поведения. Категория долга тяготеет к социоцентризму, когда проявляется примат общества над личностью.

Моральный долг – волевое состояние свободного и разумного существа. Он ограничивает деятельность пространством, в рамках которого эта деятельность только и приобретает характер нравственной деятельности. Долг сопровождается особым эмоциональным состоянием души и выступает как специфическое чувство уважения, характеризующее отношение к нравственным поступкам. Долг может быть социальным (патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.). Успешно выполнять свои функции сотрудники органов внутренних дел могут только тогда, когда они глубоко осознают социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга и непримиримы к любому нарушению закона.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Нравственная ответственность обуславливается рядом факторов, в том числе: способностью выполнения индивидом предписанных нравственных обязанностей; правильным пониманием; осознанием ответственности и способностью предвидения последствий своих действий. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Ответственность тесно связана с понятием совести.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать их выполнения. Совесть есть основной показатель нравственной культуры личности. Демокрит впервые ввел понятие совести. Платон утверждал о врожденном характере совести. У Г. Гегеля совесть выступала как совершенное познание добра и была выше добра. Совесть, как нравственная категория, определяет стержень человеческого поведения и бытия в целом. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Сотрудник органов внутренних дел в сфере правоохранительной деятельности сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принятия ответственных решений, нередко в сложных моральных ситуациях. Только развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои побуждения и поступки, позволяют эффективно исполнять профессиональные функции.

Понятие «совесть» тесно взаимосвязано с понятиями «честь» и «достоинство». Данные понятия придают человеку значимость и ценность окружения. Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Осознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности. Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих. Моральная ценность личности увязана с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д.). В отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения. Честь представляет собой самооценку личностью своих ролевых функций – половозрастных, профессионально-трудовых и т. д.

Категория смысла жизни – прежде всего отношение к жизни. Вне понимания ценности жизни категория смысл жизни теряет смысл. Вопрос о смысле жизни является одним из самых важных, он определяет жизнь человека как таковую. Приверженцы эвдемонизма связывают высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизма – с удовольствием, наслаждением, утилитаризма – с пользой, выгодой. Поиск смысла жизни – это длительная духовная деятельность. Понятие «смысл жизни» тесно связано с понятием «счастье», т. е. исходный ответ на вопрос о смысле жизни определяет и понимание счастья. Содержание категории счастья связано с удовлетворенностью жизнью, удовлетворенность человека человеком, реализацией его сущностных сил. Для значительной части людей (верующих в наличие сверхъестественного начала – Бога, Аллаха и т. д.) смысл жизни состоит в служении Богу, а счастье, следовательно, состоит в единении с ним, в приближении к этому совершенству. Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, завершая рассмотрение проблематики в целом, следует подчеркнуть, что сущность морали проявляется в обеспечении баланса личного и общественного блага, гармонизации социальных отношений. Мораль имеет отношение ко всем сферам социальной практики. Более того, полноценная реализация индивида в обществе невозможна вне морали.

magref.ru

Основные категории этики

Поделись с друзьями

Традиционная задача этики – быть «практической философией» – реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации.

Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «свобода» и др. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнедеятельностью людей.

Основным понятием этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, – понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений.

В современной этике добро и зло – это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая вид либо субстанции, либо личности (Бог, дьявол).

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал – это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Также он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве.

В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравственной деятельности человека, наполняют его жизнь смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми представлениями, встроен в общую линию поведения.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать нравственному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. История этики дает нам множество различных норм, в частности, знаменитый Декалог – десять заповедей Ветхого завета. При этом необходимо помнить, что норма – не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания. Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а, следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.

В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долг – это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми характеристиками человека, так как чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности (как внешние, так и внутренние). Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни.

Способность человека понимать, критически оценивать и переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть. Совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки есть главная характеристика личности.

Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора.

Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия – свободу воли. Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность обосновывается на способности человека к самостоятельным поступкам. За свободно совершенное действие он ответственен в полной мере.

Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий, таких, как вина, честь, достоинство и др. Каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

Итак, сущность любого явления обозначается определенными категориями. Но особое место среди этических категорий занимают такие нравственные феномены, как Добро, Свобода, Справедливость, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье, Любовь. Их роль в системе морали настолько велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным ценностям, так как от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши взгляды, оценки, поступки.

 

students-library.com

4. Понятие и содержание основных категорий этики.

Категория этики-это основные понятия этич. науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Это не только теоретические конструкции, но и элементы общ. сознания.

Категории:

-добро и зло

-благо

-справедливость

-долг

-совесть

-ответственность

-достоинство и честь, относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло-это наиболее общие моральные оценки, разгранич. нравственное и безнравственное.

Добро-это категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности. Понятие добра следует отличать от добродетель-это устойчивые положительные качества личности.

Зло-категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственности.

Наряду с понятие добра, используется понятие благо-это всё, что способствует человеч. жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей, является средством для достижения определенных целей.

Справедливость понимается в разных аспектах. Это категория морально-политич. и правовая. В этике справедливость-это категория, означающая, такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности чел-ка, его неотъемлемых правах, исходящее из равенства между всеми людьми. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную и распределительную. Справедливость не правильно понимать в кач-ве синонима правосудию.

Правосудие-это деятельность уполномоченных органов, напрвленная на установление справедливости.

Долг-категория этики, означающая отношение личности к об-ву, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основе нравств. требований.

Совесть-это категория этики, характеризующая способность чел-ка осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать ля себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Ответственность-это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия её моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Достоинство-категория этики, означающая особое моральное отношение чел-ка к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, основанное на признании ценности чел-ка как личности.

Честь-означает моральное отношение чел-ка к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами чел-ка.

Репутация-мнение о нравственном облике чел-ка, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

5.Общечеловеческие начала этики

а) Добро. Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?

б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?

в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе ( живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?

г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.

е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

studfiles.net

Основные понятия и категории этики :: SYL.ru

Нравственность — это мораль в её исторической форме. Принцип нравственности – стремление к высшим ее формам, которые остаются базовыми и неизменными во времени ценностями. Мораль всегда обращена к свободной личности, которая способна воспринимать закон не как внешнее принуждение, но как внутреннюю потребность человека. Философия рассматривает этические учения как фундамент для системы взглядов на общество. Именно от этих основ получили начало фундаментальные исследования и школы по социологии и философии.

Наука о нравственности

Существует наука о формах морали и нравственности, которая называется этика. Предметом её изучения выступает мораль в её исторических формах. Система категорий этики ограничивает предметную область этой сферы познания.

В качестве науки, особой дисциплины этика восходит к древнегреческому мыслителю Аристотелю.

Его произведения по этике стали основополагающей системой знания и определили предмет этой науки. Этика – это наука о морали. На основе термина «этос», что означает привычное местообитание, а позже приобрело значение «привычка», «нрав», «обычай», древнегреческий мыслитель выделил тот особый срез человеческой реальности, который составляет предметную область науки.

По аналогии Цицероном, с прямой ссылкой на Аристотеля, было образовано слово «моральный», а от него существительное «мораль», ставшее эквивалентом термина «этика». Таким образом сформировались основные понятия и категории этики. Они стали базовыми в развитии этой области гуманитарного знания.

Категории этики

Так возникли предпосылки системы научного познания о принципах нравственности и базовые понятия – мораль и этика. Категории этики не ограничиваются этими двумя терминами. Говорить о том, что существует научная область знания, возможно лишь в том случае, когда есть предмет и система категорий, ограничивающая объем научного познания от смежных областей науки. Этика как наука имеет свой предмет и инструментарий исследования — систему категорий. Основные категории этики:

  • Мораль и нравственность.
  • Добро и зло.
  • Благо.
  • Справедливость.
  • Равенство.
  • Достоинство.
  • Долг.
  • Смысл жизни.
  • Любовь.

Система категорий этики ограничивает область научного поиска от смежных областей гуманитарного цикла. Этические учения ведущих мыслителей в истории человеческой мысли и современности являются базой для формирования подходов в философских школах и направлениях. Именно благодаря этическим воззрениям философов сформировались известные учения.

Мораль и нравственность

Нравственность – это историческая форма морали. Моральные заповеди – вневременные категории. Они известны как принципы нравственной жизни. Христианские заповеди «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не злись», «на завидуй» — не что иное, как запечатлённые в религии формы нравственного поведения.

Всем известное высказывание «о времена, о нравы!» — это свидетельство изменчивости исторических форм морали. Именно поэтому возникает проблема в отношениях поколений «отцов и детей», конфликт разных форм нравственного поведения.

Например, в советский период эпохи абсолютно безнравственным считались любые формы спекуляции – получение прибыли за счет перепродажи товаров. Люди подвергались уголовному преследованию за факты занятия деятельностью, которая в настоящее время легитимирована законом «О предпринимательстве».

Для эпохи средневековья высшей степенью безнравственности являлась попытка естественнонаучного познания природы вещей. История сохранила печальную картину средневековья как символ «мракобесия». Любая форма отказа от слепой веры подвергалась гонениям и была под строгим запретом.

Нравственность – это принятая каким–либо обществом форма поведения в определенный исторический период и признанная нормой для этого сообщества. В случае отказа от принятия норм индивид подвергается отчуждению, порицанию обществом в различных формах.

Таким образом, то, что в определенных временных условиях выступает как зло, может превратится в добро в другой временной парадигме. Зло и добро – основные нравственные категории этики.

Добро и зло

Категории «благо» и «добро», как правило, наделяют тождественным содержанием. Однако это не соответствует их социальной природе.

Благо – характеристика социологическая. Добро – этическая. Благо выступает таковым в той мере, в которой удовлетворяет человеческие потребности. Добро несет в себе сугубо этическое содержание.

Категории этики добро и зло определяют степень нравственности в поведении людей и общества. Поэтому имеет смысл рассматривать их в неразрывном единстве с историческим континуумом. Кратко ограничить эти категории можно по уровню соответствия идеалам общества. Либо несоответствия (зло) им. Добро имеет созидательное начало, зло несет смысл разрушения.

Практическим содержанием наделены категории профессиональной этики, которые отражают ценности цеховых культур и норм.

Профессиональная этика

Этический кодекс, положенный в качестве принципа осуществления профессиональной деятельности, связан с областями, которые непосредственно затрагивают интересы, ценности конкретных людей. Прежде всего, к ним относятся гуманитарные сферы профессиональной деятельности:

  • Медицина.
  • Юриспрудениция.
  • Образование.

Этический кодекс врача имеет предписание со времен римского права: не навреди! Клятва Гиппократа содержит перечень сакральных заповедей, которые обязан соблюдать участник профессионального сообщества.

Трудно говорить о более гуманной профессиональной сфере, чем медицина. Поскольку она защищает самое главное право человека – право на жизнь. Врачебная этика содержит принципы гуманного отношения к человеку, затрагивает многие проблемы, такие как врачебная тайна, отношение к безнадежно больным людям, ответственность и долг. Служение людям в этой сфере требует от представителей безукоризненного соблюдения моральных принципов.

Тот же принцип положен в основу этических кодексов юристов, педагогов.

Категории педагогической этики определяют нормы поведения по отношению к воспитанникам таким образом, чтобы не только слова, но и поступки, действия являли собой образец для подражания.

Дети и подростки особенно чувствительны к несправедливости, к нарушению их свобод и прав. Но они еще не могут в полной мере отстаивать свои интересы, поэтому особенно важно суметь не нарушить их веру в справедливость общества.

Справедливость, уважение личности, принцип соблюдения морали – это не просто категории педагогической этики, но регулирующий принцип поведения людей, которые причастны к делу воспитания подрастающего поколения.

Добровольное подчинение принципам корпоративной этики служит элементом менеджмента многих организаций и предприятий. Умение договориться и соблюдать принципы этического поведения – отличительное свойство человеческого сообщества.

Справедливость и равенство

Под лозунгом равенства и справедливости всегда свершались протесты населения…. Если вспомнить историю, то все революции стали следствием нарушения этих норм общества.

Это говорит о том, что такие категории этики, как справедливость и равенство – принцип организации безконфликтного общества.

Справедливость требует от человека и общества соблюдение нравственности, обусловленной общественным договором – законом, конституцией, правом, морали и этики. Поэтому важно понимать, что категории этики, о которых идет речь, не пустые слова. Они имеют такой уровень ценности, который гарантирует цивилизованный путь развития общества.

Равенство всегда означало право каждого человека на равные возможности самореализации в обществе. Достижение принципа равенства возможно только гипотетически. Поскольку различие форм существования людей, обществ, государств, социальных групп так велико, что требуется еще длительный путь к восхождению на уровень равных возможностей для людей в этом мире.

Долг, достоинство, честь

Эти категории этики прямо закреплены в конституционных нормах самого значимого государственного документа.

Долг — прямая обязанность человека по исполнению обязательств перед обществом и людьми. Долг перед родителями и детьми, долг перед Родиной по выполнению воинских обязанностей — согласимся, что каждый человек в силу своего нравственного воспитания должен воспринимать эти правила поведения не как внешние нормы, но принципы морального поведения. Однако не всегда это так, и в случае нарушения этих норм предусмотрены санкции в отношении нарушавшего.

Достоинство — мера самооценки собственной значимости в социуме и она защищается конституционно. Это цена за вклад в общественное развитие. Право каждого человека на признание его значимости — это важная норма справедливого общества.

Честь — термин очень емкий по своему содержанию. Объем понятия намного превышает тот, который объемлет совокупность индивидуальных качеств и возможностей отдельного человека. Часто в нем кроется принадлежность к обще

ственно важным социальным институтам и сообществам. Честь офицера, мундира – в этих терминах заключается личная ответственность человека за право принадлежать определенной системе общечеловеческих ценностей. Достоинство, честь, долг – это одновременно и категории профессиональной этики тех сфер жизнедеятельности человека, которые имеют назначением защиту жизни, здоровья и безопасности людей.

Смысл жизни и любовь

Понятия, которые содержат высшие моральные ценности человеческой жизни, значимы для каждого человека. Это ориентиры позитивной и осмысленной деятельности во благо как самой личности, так и других людей.

Смысл жизни, следуя логике естественного процесса, состоит в продлении рода. Как этическая категория это рефлексивный процесс осознания человеком цели своего существования, его миссии на земле.

Можно ли жить без цели? Естественно, в качестве биологического существа человек предопределен в своем назначении. Этика это не исследует. Биологические индивиды являются предметом изучения естественнонаучных дисциплин.

Высшей добродетелью со времен античности провозглашено служение людям. Это назначение, нравственный принцип человека. Осмысление своей жизни – это определенный уровень интеллектуального развития личности. Замечено, что ученые, полностью подчинившие свою жизнь служению человечеству, составляют самую многочисленную прослойку долгожителей. Это объясняется очень просто. Служение человечеству настолько наполняет жизнь отдельного человека смыслом, что сама форма ограничения жизни во времени подчиняется этой высшей цели и продлевает срок пребывания человека в этом мире.

Любовь – великая ценность. Известный афоризм гласит, что только влюбленный имеет право называться человеком. Это нравственно-эстетическое напряжение человека, которое невозможно сравнить по степени эмоциональности ни с одним из чувств.

Совесть

Это понятие имеет исключительно морально-нравственную основу. Любопытно, но аналоги его в иностранных языках найти сложно. Чаще это имеет смысл «самосознание». Истоки термина «совесть» кроются в христианском учении, согласно которому это качество – дар Бога, путеводитель праведного пути для человека.

Этот термин входит в понятия и категории этики и неразрывно связан с пониманием содержания таких нравственных постулатов, как долг, честь, ответственность человека. Гармоничная личность –это человек с чистой совестью, когда он осознает праведность своей жизни. Совесть – это духовная свобода и право на выбор, основанный на моральном долге.

Нравственность современного общества и мораль

Как уже говорилось ранее, мораль и нравственность едины по сущности, но отличаются по исторической форме проявления.

Часто говорят, что современное общество безнравственно. Это утверждение правомерно для любой исторической формы развития человека. Идеал – моральное и гармоничное общество — остается целью развития. Оно недостижимо по определению. Поскольку жизнь — это всегда ограниченное временем и пространством развитие по достижению идеала.

Нарушение норм морали может привести к самоуничтожению общества как исторической формы. С другой стороны, существует и позитивная тенденция, основанная на принципе самосохранения. У человечества достаточно сильный потенциал рациональности, для того чтобы оградить себя от этих крайних форм саморазрушения.

Основные категории этики являются предметом научного исследования. Но их теоретический анализ служит основанием для формирования практических взглядов на нравственные формы поведения человека, общества и государства.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *