Дроби с разными знаменателями примеры – . .

Содержание

Правила умножения дробей с разными знаменателями, примеры

Обыкновенные дробные числа впервые встречают школьников в 5 классе и сопровождают их на протяжении всей жизни, так как в быту зачастую требуется рассматривать или использовать какой-то объект не целиком, а отдельными кусками. Начало изучения этой темы — доли. Доли — это равные части, на которые разделен тот или иной предмет. Ведь не всегда получается выразить, допустим, длину или цену товара целым числом, следует принять во внимание части или доли какой-либо меры. Образованное от глагола «дробить» — разделять на части, и имея арабские корни, в VIII веке возникло само слово «дробь» в русском языке.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Дробные выражения продолжительное время считали самым сложным разделом математики. В XVII веке, при появлении первоучебников по математике, их называли «ломаные числа», что очень сложно отображалось в понимании людей.

Это интересно: Как найти разность чисел в математике?

Современному виду простых дробных остатков, части которых разделены именно горизонтальной чертой, впервые поспособствовал Фибоначчи — Леонардо Пизанский. Его труды датированы в 1202 году. Но цель этой статьи — просто и понятно объяснить читателю, как происходит умножение смешанных дробей с разными знаменателями.

Умножение дробей с разными знаменателями

Изначально стоит определить разновидности дробей:

  • правильные;
  • неправильные;
  • смешанные.

Далее нужно вспомнить, как происходит умножение дробных чисел с одинаковыми знаменателями. Само правило этого процесса несложно сформулировать самостоятельно: результатом умножения простых дробей с одинаковыми знаменателями является дробное выражение, числитель которой есть произведение числителей, а знаменатель — произведение знаменателей данных дробей. То есть, по сути, новый знаменатель есть квадрат одного из существующих изначально.

Это интересно: как обозначается площадь, примеры для вычисления.

При умножении простых дробей с разными знаменателями для двух и более множителей правило не меняется:

a/b * c/d = a*c / b*d.

Единственное отличие в том, что образованное число под дробной чертой будет произведением разных чисел и, естественно, квадратом одного числового выражения его назвать невозможно.

Это интересно: что такое модуль числа?

Стоит рассмотреть умножение дробей с разными знаменателями на примерах:

  • 8/9 * 6/7 = 8*6 / 9*7 = 48/63 = 16/21;
  • 4/6 * 3/7 = 2/3 * 3/7<> 2*3 / 3*7 = 6/21.

В примерах применяются способы сокращения дробных выражений. Можно сокращать только числа числителя с числами знаменателя, рядом стоящие множители над дробной чертой или под ней сокращать нельзя.

Наряду с простыми дробными числами, существует понятие смешанных дробей. Смешанное число состоит из целого числа и дробной части, то есть является суммой этих чисел:

1 4/11 =1 + 4/11.

Как происходит перемножение

Предлагается несколько примеров для рассмотрения.

Пример 1.

2 1/2 * 7 3/5 = 2 + 1/2 * 7 + 3/5 = 2*7 + 2* 3/5 + 1/2 * 7 + 1/2 * 3/5 = 14 + 6/5 + 7/2 + 3/10 = 14 + 12/10 + 35/10 + 3/10 = 14 + 50/10 = 14 + 5=19.

В примере используется умножение числа на обыкновенную дробную часть, записать правило для этого действия можно формулой:

a * b/c = a*b / c.

По сути, такое произведение есть сумма одинаковых дробных остатков, а количество слагаемых указывает это натуральное число. Частный случай:

4 * 12/15 = 12/15 + 12/15 + 12/15 + 12/15 = 48/15 = 3 1/5.

Существует еще один вариант решения умножения числа на дробный остаток. Стоит просто разделить знаменатель на это число:

d * e/f = e/f: d.

Этим приемом полезно пользоваться, когда знаменатель делится на натуральное число без остатка или, как говорится, нацело.

Пример 2.

Перевести смешанные числа в неправильные дроби и получить произведение ранее описанным способом:

1 2/3 * 4 1/5 = 5/3 * 21/5 = 5*21 / 3*5 =7.

В этом примере участвует способ представления смешанной дроби в неправильную, его также можно представить в виде общей формулы:

a b c = a * b + c / c, где знаменатель новой дроби образуется при умножении целой части со знаменателем и при сложении его с числителем исходного дробного остатка, а знаменатель остается прежним.

Этот процесс работает и в обратную сторону. Для выделения целой части и дробного остатка нужно поделить числитель неправильной дроби на ее знаменатель «уголком».

Умножение неправильных дробей производят общепринятым способом. Когда запись идет под единой дробной чертой, по мере необходимости нужно сделать сокращение дробей, чтобы уменьшить таким методом числа и проще посчитать результат.

Простейшие действия с дробями онлайн

В интернете существует множество помощников, чтобы решать даже сложные математические задачи в различных вариациях программ. Достаточное количество таких сервисов предлагают свою помощь при счете умножения дробей с разными числами в знаменателях — так называемые онлайн-калькуляторы для расчета дробей. Они способны не только умножить, но и произвести все остальные простейшие арифметические операции с обыкновенными дробями и смешанными числами. Работать с ним несложно, на странице сайта заполняются соответствующие поля, выбирается знак математического действия и нажимается «вычислить». Программа считает автоматически.

Тема арифметических действий с дробными числами актуальна на всем протяжении обучения школьников среднего и старшего звена. В старших классах рассматривают уже не простейшие виды, а целые дробные выражения, но знания правил по преобразованию и расчетам, полученные ранее, применяются в первозданном виде. Хорошо усвоенные базовые знания дают полную уверенность в удачном решении наиболее сложных задач.

В заключение имеет смысл привести слова Льва Николаевича Толстого, который писал: «Человек есть дробь. Увеличить своего числителя — свои достоинства, — не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя — своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к своему совершенству».

obrazovanie.guru

Доли и дроби. Арифметические действия с дробями. Сокращение дроби. Умножение и деление дроби на натуральное число. Умножение и деление дробей. Сложение и вычитание дробей с различными знаменателями.


Техническая информация тут
  • Перевод единиц измерения величин
  • Таблицы числовых значений
  • Алфавиты, номиналы, единицы
  • Математический справочник тут
  • Физический справочник
  • Химический справочник
  • Материалы
  • Рабочие среды
  • Оборудование
  • Инженерное ремесло
  • Инженерные системы
  • Технологии и чертежи
  • Личная жизнь инженеров
  • Калькуляторы
  • Поиск на сайте DPVAПоставщики оборудованияПолезные ссылкиО проектеОбратная связьОтветы на вопросы.Оглавление


    Адрес этой страницы (вложенность) в справочнике dpva.ru:  главная страница  / / Техническая информация / / Математический справочник / / Математика для самых маленьких. Шпаргалки. Детский сад, Школа.  / / Доли и дроби. Арифметические действия с дробями. Сокращение дроби. Умножение и деление дроби на натуральное число. Умножение и деление дробей. Сложение и вычитание дробей с различными знаменателями.

    Доли и дроби. Арифметические действия с дробями. Сокращение дроби. Умножение
    и деление дроби на натуральное число. Умножение и деление дробей. Сложение и вычитание
    дробей с различными знаменателями.

    • Дробь: это одна или несколько долей целого
    • Знаменатель дроби (то, что записывется под чертой): это число долей, на которое делилось целое
    • Числитель дроби (то, что записывется над чертой): это сколько таких долей было взято

    Доля: это одна из равных частей целого.

    • Дробь: это одна или несколько долей целого
    • Знаменатель дроби (то, что записывается под чертой): это число долей, на которое делилось целое
    • Числитель дроби (то, что записывается над чертой): это сколько таких долей было взято
    • Из дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель больше

    • Из дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше

    dpva.ru

    Приведение дробей к общему знаменателю

    Изначально я хотел включить методы приведения к общему знаменателю в параграф «Сложение и вычитание дробей». Но информации оказалось так много, а важность ее столь велика (ведь общие знаменатели бывают не только у числовых дробей), что лучше изучить этот вопрос отдельно.

    Итак, пусть у нас есть две дроби с разными знаменателями. А мы хотим сделать так, чтобы знаменатели стали одинаковыми. На помощь приходит основное свойство дроби, которое, напомню, звучит следующим образом:

    Дробь не изменится, если ее числитель и знаменатель умножить на одно и то же число, отличное от нуля.

    Таким образом, если правильно подобрать множители, знаменатели у дробей сравняются — этот процесс называется приведением к общему знаменателю. А искомые числа, «выравнивающие» знаменатели, называются дополнительными множителями.

    Для чего вообще надо приводить дроби к общему знаменателю? Вот лишь несколько причин:

    1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. По-другому эту операцию никак не выполнить;
    2. Сравнение дробей. Иногда приведение к общему знаменателю значительно упрощает эту задачу;
    3. Решение задач на доли и проценты. Процентные соотношения являются, по сути, обыкновенными выражениями, которые содержат дроби.

    Есть много способов найти числа, при умножении на которые знаменатели дробей станут равными. Мы рассмотрим лишь три из них — в порядке возрастания сложности и, в некотором смысле, эффективности.

    Умножение «крест-накрест»

    Самый простой и надежный способ, который гарантированно выравнивает знаменатели. Будем действовать «напролом»: умножаем первую дробь на знаменатель второй дроби, а вторую — на знаменатель первой. В результате знаменатели обеих дробей станут равными произведению исходных знаменателей. Взгляните:

    Задача. Найдите значения выражений:

    В качестве дополнительных множителей рассмотрим знаменатели соседних дробей. Получим:

    Да, вот так все просто. Если вы только начинаете изучать дроби, лучше работайте именно этим методом — так вы застрахуете себя от множества ошибок и гарантированно получите результат.

    Единственный недостаток данного метода — приходится много считать, ведь знаменатели умножаются «напролом», и в результате могут получиться очень большие числа. Такова расплата за надежность.

    Метод общих делителей

    Этот прием помогает намного сократить вычисления, но, к сожалению, применяется он достаточно редко. Метод заключается в следующем:

    1. Прежде, чем действовать «напролом» (т.е. методом «крест-накрест»), взгляните на знаменатели. Возможно, один из них (тот, который больше), делится на другой.
    2. Число, полученное в результате такого деления, будет дополнительным множителем для дроби с меньшим знаменателем.
    3. При этом дробь с большим знаменателем вообще не надо ни на что умножать — в этом и заключается экономия. Заодно резко снижается вероятность ошибки.

    Задача. Найдите значения выражений:

    Заметим, что 84 : 21 = 4; 72 : 12 = 6. Поскольку в обоих случаях один знаменатель делится без остатка на другой, применяем метод общих множителей. Имеем:

    Заметим, что вторая дробь вообще нигде ни на что не умножалась. Фактически, мы сократили объем вычислений в два раза!

    Кстати, дроби в этом примере я взял не случайно. Если интересно, попробуйте сосчитать их методом «крест-накрест». После сокращения ответы получатся такими же, но работы будет намного больше.

    В этом и состоит сила метода общих делителей, но, повторюсь, применять его можно лишь в том случае, когда один из знаменателей делится на другой без остатка. Что бывает достаточно редко.

    Метод наименьшего общего кратного

    Когда мы приводим дроби к общему знаменателю, мы по сути пытаемся найти такое число, которое делится на каждый из знаменателей. Затем приводим к этому числу знаменатели обеих дробей.

    Таких чисел очень много, и наименьшее из них совсем не обязательно будет равняться прямому произведению знаменателей исходных дробей, как это предполагается в методе «крест-накрест».

    Например, для знаменателей 8 и 12 вполне подойдет число 24, поскольку 24 : 8 = 3; 24 : 12 = 2. Это число намного меньше произведения 8 · 12 = 96.

    Наименьшее число, которое делится на каждый из знаменателей, называется их наименьшим общим кратным (НОК).

    Обозначение: наименьшее общее кратное чисел a и b обозначается НОК(a; b). Например, НОК(16; 24) = 48; НОК(8; 12) = 24.

    Если вам удастся найти такое число, итоговый объем вычислений будет минимальным. Посмотрите на примеры:

    Задача. Найдите значения выражений:

    Заметим, что 234 = 117 · 2; 351 = 117 · 3. Множители 2 и 3 взаимно просты (не имеют общих делителей, кроме 1), а множитель 117 — общий. Поэтому НОК(234; 351) = 117 · 2 · 3 = 702.

    Аналогично, 15 = 5 · 3; 20 = 5 · 4. Множители 3 и 4 взаимно просты, а множитель 5 — общий. Поэтому НОК(15; 20) = 5 · 3 · 4 = 60.

    Теперь приведем дроби к общим знаменателям:

    Обратите внимание, насколько полезным оказалось разложение исходных знаменателей на множители:

    1. Обнаружив одинаковые множители, мы сразу вышли на наименьшее общее кратное, что, вообще говоря, является нетривиальной задачей;
    2. Из полученного разложения можно узнать, каких множителей «не хватает» каждой из дробей. Например, 234 · 3 = 702, следовательно, для первой дроби дополнительный множитель равен 3.

    Чтобы оценить, насколько колоссальный выигрыш дает метод наименьшего общего кратного, попробуйте вычислить эти же примеры методом «крест-накрест». Разумеется, без калькулятора. Думаю, после этого комментарии будут излишними.

    Не думайте, что таких сложных дробей в настоящих примерах не будет. Они встречаются постоянно, и приведенные выше задачи — не предел!

    Единственная проблема — как найти этот самый НОК. Иногда все находится за несколько секунд, буквально «на глаз», но в целом это сложная вычислительная задача, требующая отдельного рассмотрения. Здесь мы не будем этого касаться.

    Смотрите также:

    1. Сложение и вычитание дробей
    2. Тест к уроку «Что такое числовая дробь» (средний)
    3. Тест к уроку «Простые проценты» (легкий)
    4. Пробный ЕГЭ 2012 от 7 декабря. Вариант 4 (без логарифмов)
    5. Упрощаем решение задач с помощью замены переменной
    6. Нестандартная задача B5 на площадь круга

    www.berdov.com

    Сравнение дробей. Как сравнивать дроби с разными знаменателями?

    Не только простые числа можно сравнивать, но и дроби тоже. Ведь дробь — это такое же число как, к примеру, и натуральные числа. Нужно знать только правила, по которым сравнивают дроби.

    Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

    Если у двух дробей одинаковые знаменатели, то такие дроби сравнить просто.

    Чтобы сравнить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сравнить их числители. Та дробь больше у которой больше числитель.

    Рассмотрим пример:

    Сравните дроби \(\frac{7}{26}\) и \(\frac{13}{26}\).

    Знаменатели у обоих дробей одинаковые равны 26, поэтому сравниваем числители. Число 13 больше 7. Получаем:

    \(\frac{7}{26}

    Сравнение дробей с равными числителями.

    Если у дроби одинаковые числители, то больше та дробь, у которой знаменатель меньше.

    Понять это правило можно, если привести пример из жизни. У нас есть торт. К нам в гости могут прийти 5 или 11 гостей. Если придут 5 гостей, то мы разрежем торт на 5 равных кусков, а если придут 11 гостей, то разделим на 11 равных кусков. А теперь подумайте в каком случаем на одного гостя придется кусок торта большего размера? Конечно, когда придут 5 гостей, кусок торта будет больше.

    Или еще пример. У нас есть 20 конфет. Мы можем поровну раздать конфеты 4 друзьям или поровну поделить конфеты между 10 друзьями. В каком случае у каждого друга будет конфет больше? Конечно, когда мы разделим только на 4 друзей, количество конфет у каждого друга будет больше. Проверим эту задачу математически.

    \(\frac{20}{4} > \frac{20}{10}\)

    Если мы до решаем эти дроби, то получим числа \(\frac{20}{4} = 5\) и \(\frac{20}{10} = 2\). Получаем, что 5 > 2

    В этом и заключается правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

    Рассмотрим еще пример.

    Сравните дроби с одинаковым числителем \(\frac{1}{17}\) и \(\frac{1}{15}\) .

    Так как числители одинаковые, больше та дробь, где знаменатель меньше.

    \(\frac{1}{17}

    Сравнение дробей с разными знаменателями и числителями.

    Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, необходимо дроби привести к общему знаменателю, а потом сравнить числители.

    Пример:

    Сравните дроби \(\frac{2}{3}\) и \(\frac{5}{7}\).

    Сначала найдем общий знаменатель дробей. Он будет равен числу 21.

    \(\begin{align}&\frac{2}{3} = \frac{2 \times 7}{3 \times 7} = \frac{14}{21}\\\\&\frac{5}{7} = \frac{5 \times 3}{7 \times 3} = \frac{15}{21}\\\\ \end{align}\)

    Потом переходим к сравнению числителей. Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

    \(\begin{align}&\frac{14}{21}

    Неправильная дробь всегда больше правильной. Потому что неправильная дробь больше 1, а правильная дробь меньше 1.

    Пример:
    Сравните дроби \(\frac{11}{13}\) и \(\frac{8}{7}\).

    Дробь \(\frac{8}{7}\) неправильная и она больше 1.

    \(1

    Дробь \(\frac{11}{13}\) правильная и она меньше 1. Сравниваем:

    \(1 > \frac{11}{13}\)

    Получаем, \(\frac{11}{13} < \frac{8}{7}\)

    Вопросы по теме:
    Как сравнить дроби с разными знаменателями?
    Ответ: надо привести к общему знаменателю дроби и потом сравнить их числители.

    Как сравнивать дроби?
    Ответ: сначала нужно определиться к какой категории относятся дроби: у них есть общий знаменатель, у них есть общий числитель, у них нет общего знаменателя и числителя или у вас правильная и неправильная дробь. После классификации дробей применить соответствующее правило сравнения.

    Что такое сравнение дробей с одинаковыми числителями?
    Ответ: если у дробей одинаковые числители, та дробь больше у которой знаменатель меньше.

    Пример №1:
    Сравните дроби \(\frac{11}{12}\) и \(\frac{13}{16}\).

    Решение:
    Так как нет одинаковых числителей или знаменателей, применяем правило сравнения с разными знаменателями. Нужно найти общий знаменатель. Общий знаменатель будет равен 96. Приведем дроби к общему знаменателю. Первую дробь \(\frac{11}{12}\) умножим на дополнительный множитель 8, а вторую дробь \(\frac{13}{16}\) умножим на 6.

    \( \begin{align}&\frac{11}{12} = \frac{11 \times 8}{12 \times 8} = \frac{88}{96}\\\\&\frac{13}{16} = \frac{13 \times 6}{16 \times 6} = \frac{78}{96}\\\\ \end{align}\)

    Сравниваем дроби числителями, та дробь больше у которой числитель больше.

    \( \begin{align}&\frac{88}{96} > \frac{78}{96}\\\\&\frac{11}{12} > \frac{13}{16}\\\\ \end{align}\)

    Пример №2:
    Сравните правильную дробь с единицей?

    Решение:
    Любая правильная дробь всегда меньше 1.

    Задача №1:
    Сын с отцом играли в футбол. Сын из 10 подходов в ворота попал 5 раз. А папа из 5 подходов попал в ворота 3 раза. Чей результат лучше?

    Решение:
    Сын попал из 10 возможных подходов 5 раз. Запишем в виде дроби \(\frac{5}{10} \).
    Папа попал из 5 возможных подходов 3 раз. Запишем в виде дроби \(\frac{3}{5} \).

    Сравним дроби. У нас разные числители и знаменатели, приведем к одному знаменателю. Общий знаменатель будет равен 10.

    \(\begin{align}&\frac{3}{5} = \frac{3 \times 2}{5 \times 2} = \frac{6}{10}\\\\&\frac{5}{10}

    Ответ: у папы результат лучше.

    tutomath.ru

    Сложение и вычитание обыкновенных дробей правило, примеры

    Содержание статьи

    Ох уж эти дроби… И как донести до ребёнка информацию об этом математическом чуде. Трудности с пониманием этой темы возникают практически у каждого ребёнка. Как же помочь ребёнку усвоить сложение и вычитание обыкновенных дробей правило с одинаковыми знаменателями, с разными знаменателями, примеры. Ведь это не просто сложить 2+2, тут следует включить в процесс мозговую деятельность в полной мере.

    Сложение и вычитание обыкновенных дробей

    Разберёмся, что же это за сложное математическое составляющее, над которым следует поработать, прежде чем найти значение выражения.

    Возьмём мандарин, посчитаем, из скольких долек он состоит. Пусть в нашем случае число маленьких долей равно 8. А если мы отделим одну часть от целого мандарина. Сколько мы взяли? Ответ – одна часть от восьми. Осталось 7 частей, от восьми. Математически это можно записать следующим образом: 1/8 и 7/8.
    Для объяснения данной темы наглядно можно взять что угодно: торт, яблоко, плитку шоколада.

    Кстати, на большой плитке шоколада, ребёнок с удовольствием будет изучать математику. Разделите на дольки плитку, посчитайте, сколько всего частей получилось, дайте ребёнку скушать одну часть, спросите, какую часть он съел.

    Сумма и разность дробей с одинаковым знаменателем

    Ну а теперь серьёзно! Научим ребёнка складывать и вычитать на конкретном примере. Разберём случай с шоколадом. Плитка состоит из 12 равных кубиков, отложим три части в одну сторону, и 2 в другую. Помним, что всего долек было 12, значит в одной части у нас 3/12, в другой – 2/12. Соединим эти плитки вместе. Три части + две части = пять частей.

    Помним, что число 12 у нас ни как не изменилось, значит получаем 5/12. А сколько осталось не тронутой? Пять частей мы забрали, было всего 12, значит должно от 12 остаться 7. Математически это так: 7/12. Уберём от оставшейся части 4 дольки. Получим 7-4=3, знаменатель при этом не меняется. Ведь долек изначально было 12. Значит 7/12-4/12=3/12.

    Сложим два выражения 7/12 и 5/12, получаем 12/12. Всё, как и должно быть, плитка шоколада целая, но поделенная на 12 частей. Отсюда следует, что 12/12 – это единица.
    На наглядном примере мы разобрали как найти сумму и разность дробей если у них один знаменатель.

    На языке математике это звучит так:

    Сумма и разность дробей с разными знаменателями

    Теперь разберём случай, когда показатели знаменателей не совпадают. Возьмём всё тот же мандарин, состоящий из 8 частей и плитку шоколада, в составе которой 12 долек. Сложим одну дольку от плитки шоколада и одну от мандаринки. Получаем: 1/8+1/12

    В данной выражении выполняем действие, которое уровняет знаменатели, другим языком, чтобы сложить часть от мандарина и часть от шоколада, необходимо чтобы оба лакомства имели одинаковое количество частей изначально. Для чисел 8 и 12 – это число 24. Значит части мандаринки нужно увеличить в три раза, а шоколада – в два. Домножим каждое выражение на требуемую цифру. Запишем математически:3* 1/8+2*1/12=3/24+2/24=5/24

    В занимательной науке, математике это звучит так:

    Если ребёнок всё правильно понял, он без труда произведёт вычисления:

    Получилось? Усложним задание:

    Сложение и вычитание обыкновенных дробей правило и примеры рассмотрели. Изучение дробей довольно сложно для понимания, следует до конца разобраться и понять, как именно поступить с теми или иными выражениями. Азы пригодятся в дальнейшем, когда задача усложнится. А ведь действительно, темы с каждым разом всё сложнее и сложнее, поэтому нужно обратить особое внимание на данную тему. Пробелы в знаниях заполнить намного труднее, чем своевременно выучить и понять тему.

    detskoerazvitie.info

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *