Множество из одного элемента примеры – а) пустого множества; б) множества, состоящего из одного элемента

Множество. Элемент множества. Видеоурок. Математика 1 Класс

 Тема нашего сегодняшнего урока – множество и элемент множества.

В жизни мы часто пользуемся этим словом, например: «Я решил множество примеров». «Я прочитал множество книг». «Поэт написал множество стихов».

Значение этого слова – много, большое количество. В математике это слово также используется. Рассмотрим некоторые примеры, которые помогут нам понять, что же такое множество.

Рассмотрите картинки (рис. 1). Кого вы на них видите?

Рис. 1. Животные (Источник)

Слон. Собака. Медведь. Жираф. Кошка.

Дайте общее название этой группе предметов.

Звери.

Соберем названных зверей в мешок. В математике такую группу предметов с общим названием и собранных вместе называют множеством. Предметы, входящие в это множество, называют элементами множества (рис. 2).

Рис. 2. Звери (Источник)

Чтобы задать множество, необходимо перечислить его элементы или назвать общее свойство его элементов.

Давайте закрепим полученные знания.

Назовите множество и его элементы (рис. 3).

Рис. 3. Цветы (Источник)

Элементы множества: ромашка, роза, тюльпан.

Множество: цветы.

 

Дайте названия множествам (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к примеру (Источник)

1. одежда; 2. мебель; 3. деревья; 4. буквы; 5. цифры; 6. имена.

 

Соберите множества и дайте им названия (рис. 5).

В первое множество вошли понедельник, среда, четверг. Это множество – дни недели. Какие еще элементы можно добавить в это множество? Вторник, пятница, суббота, воскресенье.

Во второе множество вошли зима, весна, осень. Как называется данное множество? Времена года. Какой элемент можно добавить в это множество? Лето.

Сколько элементов во множестве дни недели? 7.

Сколько элементов во множестве времена года? 4.

Рис. 5. Иллюстрация к примеру (Источник)

Существует ли множество, состоящее из одного элемента? Да. Например, солнце, которое входит во множество звезд, освещающих Землю (рис. 6).

Рис. 6. Солнышко (Источник)

А существует ли множество, в котором нет элементов? Ответить на этот вопрос нам поможет сказка «Колобок».

Перечислите элементы множества и дайте ему название (рис. 7).

Рис. 7. Герои сказки (Источник)

Колобок. Дед. Баба. Заяц. Волк. Медведь. Лиса. Это множество – герои сказки «Колобок». Сколько элементов в этом множестве? 7.

 

Перечислите элементы множества птиц в сказке «Колобок». Поскольку птиц в этой сказке не было, поэтому множество будет пустым.

Делаем вывод: если во множестве нет ни одного элемента, то множество называется пустым.

 

Определите, какие множества будут пустыми и почему: 1. игрушки; 2. летающие слоны; 3. квадраты с пятью углами (рис. 8).

Пустыми будут 2 и 3, потому что нет летающих слонов и квадратов с пятью углами.

Рис. 8. Иллюстрация к примеру (Источник)

Перед нами математический домик (рис. 9). Распределите множества по этажам, определив количество элементов. Каждый этаж соответствует количеству элементов. На чердаке будет пустое множество.

Рис. 9. Математический домик (Источник)

Множества: пальцы на руке человека (5), дни недели (7), хвосты у кошки (1), весенние месяцы (3), лапы у собаки (4), крылья у птицы (2), лягушка в сказке «Курочка Ряба» (пустое множество), гласные звуки (6) (рис. 10).

Рис. 10. Иллюстрация к примеру (Источник)

А теперь поиграем в игру «Назови лишний предмет».

Рассмотрите картинки и назовите предмет, который не является элементом данного множества. Объясните, почему (рис. 11).

Рис. 11. Иллюстрация к примеру (Источник)

Множество – предметы красного цвета. Лишний – лимон, потому что он желтого цвета. Множество – игрушки. Лишний – кактус. Множество – овощи. Лишнее – яблоко, потому что это фрукт (рис. 12).

Рис. 12. Иллюстрация к примеру (Источник)

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика. 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М.: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).      
  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник).         
  3. Slideboom.com (Источник).          

 

Домашнее задание

  1. Что такое множество? Приведите примеры.
  2. Что такое элементы множества? Приведите примеры.
  3. Составьте 3 задачи на множество и его элементы.

interneturok.ru

Множество. Примеры множеств

Поиск Лекций

Множество – это фундаментальное понятие не только математики, но и всего окружающего мира. Возьмите прямо сейчас в руку любой предмет. Вот вам и множество, состоящее из одного элемента.

В широком смысле, множество – это совокупность объектов (элементов), которые понимаются как единое целое (по тем или иным признакам, критериям или обстоятельствам). Причём, это не только материальные объекты, но и буквы, цифры, теоремы, мысли, эмоции и т.д.

Обычно множества обозначаются большими латинскими буквами (как вариант, с подстрочными индексами: и т.п.), а его элементы записываются в фигурных скобках, например:

– множество букв русского алфавита;
– множество натуральных чисел;

ну что же, пришла пора немного познакомиться:
– множество студентов в 1-м ряду

… я рад видеть ваши серьёзные и сосредоточенные лица =)

Множества и являются конечными (состоящими из конечного числа элементов), а множество – это пример бесконечного множества. Кроме того, в теории и на практике рассматривается так называемое пустое множество:

– множество, в котором нет ни одного элемента.

Пример вам хорошо известен – множество на экзамене частенько бывает пусто =)

Принадлежность элемента множеству записывается значком , например:

– буква «бэ» принадлежит множеству букв русского алфавита;
– буква «бета» не принадлежит множеству букв русского алфавита;
– число 5 принадлежит множеству натуральных чисел;
– а вот число 5,5 – уже нет;

– Вольдемар не сидит в первом ряду (и тем более, не принадлежит множеству или =)).

В абстрактной и не очень алгебре элементы множества обозначают маленькими латинскими буквами и, соответственно, факт принадлежности оформляется в следующем стиле:

– элемент принадлежит множеству .

Вышеприведённые множества записаны прямым перечислением элементов, но это не единственный способ. Многие множества удобно определять с помощью некоторого признака (ов), который присущ всем его элементам. Например:

– множество всех натуральных чисел, меньших ста.

Запомните: длинная вертикальная палка выражает словесный оборот «которые», «таких, что». Довольно часто вместо неё используется двоеточие: – давайте прочитаем запись более формально: «множество элементов , принадлежащих множеству натуральных чисел, таких, что ». Молодцы!

Данное множество можно записать и прямым перечислением:

Ещё примеры:
– и если и студентов в 1-м ряду достаточно много, то такая запись намного удобнее, нежели их прямое перечисление.

– множество чисел, принадлежащих отрезку . Обратите внимание, что здесь подразумевается множество действительных чисел (о них позже), которые перечислить через запятую уже невозможно.

Следует отметить, что элементы множества не обязаны быть «однородными» или логически взаимосвязанными. Возьмите большой пакет и начните наобум складывать в него различные предметы. В этом нет никакой закономерности, но, тем не менее, речь идёт о множестве предметов. Образно говоря, множество – это и есть обособленный «пакет», в котором «волею судьбы» оказалась некоторая совокупность объектов.

Подмножества

Практически всё понятно из самого названия: множество является подмножеством

множества , если каждый элемент множества принадлежит множеству . Иными словами, множество содержится во множестве :

Значок называют значком включения.

Вернёмся к примеру, в котором – это множество букв русского алфавита. Обозначим через – множество его гласных букв. Тогда:

Также можно выделить подмножество согласных букв и вообще – произвольное подмножество, состоящее из любого количества случайно (или неслучайно) взятых кириллических букв. В частности, любая буква кириллицы является подмножеством множества .

Отношения между подмножествами удобно изображать с помощью условной геометрической схемы, которая называется кругами Эйлера.

Пусть – множество студентов в 1-м ряду, – множество студентов группы, – множество студентов университета. Тогда отношение включений можно изобразить следующим образом:

Множество студентов другого ВУЗа следует изобразить кругом, который не пересекает внешний круг; множество студентов страны – кругом, который содержит в себе оба этих круга, и т.д.

Типичный пример включений мы наблюдаем при рассмотрении числовых множеств. Повторим школьный материал, который важно держать на заметке и при изучении высшей математики:

Числовые множества

Как известно, исторически первыми появились натуральные числа, предназначенные для подсчёта материальных объектов (людей, кур, овец, монет и т.д.). Это множество уже встретилось в статье, единственное, мы сейчас чуть-чуть модифицируем его обозначение. Дело в том, что числовые множества принято обозначать жирными, стилизованными или утолщёнными буквами. Мне удобнее использовать жирный шрифт:

Иногда к множеству натуральных чисел относят ноль.

Если к множеству присоединить те же числа с противоположным знаком и ноль, то получится множество целых чисел:

, рационализаторы и лентяи записывают его элементы со значками «плюс минус»:))

Совершенно понятно, что множество натуральных чисел является подмножеством множества целых чисел:
– поскольку каждый элемент множества принадлежит множеству . Таким образом, любое натуральное число можно смело назвать и целым числом.

Название множества тоже «говорящее»: целые числа – это значит, никаких дробей.

И, коль скоро, целые, то сразу же вспомним важные признаки их делимости на 2, 3, 4, 5 и 10, которые будут требоваться в практических вычислениях чуть ли не каждый день:

Целое число делится на 2 без остатка, если оно заканчивается на 0, 2, 4, 6 или 8 (т.е. любой чётной цифрой). Например, числа:
400, -1502, -24, 66996, 818 – делятся на 2 без остатка.

И давайте тут же разберём «родственный» признак: целое число делится на 4, если число, составленное из двух его последних цифр (в порядке их следования) делится на 4.

400 – делится на 4 (т.к. 00 (ноль) делится на 4);
-1502 – не делится на 4 (т.к. 02 (двойка) не делится на 4);
-24, понятно, делится на 4;
66996 – делится на 4 (т.к. 96 делится на 4);
818 – не делится на 4 (т.к. 18 не делится на 4).

Самостоятельно проведите несложное обоснование данного факта.

С делимость на 3 чуть сложнее: целое число делится на 3 без остатка, если сумма входящих в него цифр делится на 3.

Проверим, делится ли на 3 число 27901. Для этого просуммируем его цифры:
2 + 7 + 9 + 0 + 1 = 19 – не делится на 3
Вывод: 27901 не делится на 3.

Просуммируем цифры числа -825432:
8 + 2 + 5 + 4 + 3 + 2 = 24 – делится на 3
Вывод: число -825432 делится на 3

Целое число делится на 5, если оно заканчивается пятёркой либо нулём:
775, -2390 – делятся на 5

Целое число делится на 10, если оно заканчивается на ноль:
798400 – делится на 10 (и, очевидно, на 100). Ну и, наверное, все помнят – для того, чтобы разделить на 10, нужно просто убрать один ноль: 79840

Также существуют признаки делимости на 6, 8, 9, 11 и т.д., но практического толку от них практически никакого =)

Следует отметить, что перечисленные признаки (казалось бы, такие простые) строго доказываются в теории чисел. Этот раздел алгебры вообще достаточно интересен, однако его теоремы… прямо современная китайская казнь =) А Вольдемару за последней партой и того хватило…, но ничего страшного, скоро мы займёмся живительными физическими упражнениями =)

Следующим числовым множеством идёт множество рациональных чисел:
– то есть, любое рациональное число представимо в виде дроби с целым числителем и натуральным знаменателем.

Очевидно, что множество целых чисел является подмножеством множества рациональных чисел:

И в самом деле – ведь любое целое число можно представить в виде рациональной дроби , например: и т.д. Таким образом, целое число можно совершенно законно назвать и рациональным числом.

Характерным «опознавательным» признаком рационального числа является то обстоятельство, что при делении числителя на знаменатель получается либо
– целое число,

либо
конечная десятичная дробь,

либо
– бесконечная периодическая десятичная дробь (повтор может начаться не сразу).

Полюбуйтесь делением и постарайтесь выполнять это действие как можно реже! В организационной статье Высшая математика для чайников и на других уроках я неоднократно повторял, повторяю, и буду повторять эту мантру:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Тема 1. Множества

1.1.Основные понятия

Определение 1.1. Множеством называется совокупность каких-либо объектов, обладающим общим для всех характеристическим свойством. Это определение нельзя считать строгим, так как понятие множества является исходным понятием математики и не может быть определено через другие математические объекты. Один из основателей теории множеств Г. Кантор определял множество так: «Множество есть многое, мыслимое как целое».

Пример 1.1.

Следующие совокупности объектов являются множествами: множество деревьев в лесу, множество целых чисел, множество корней уравнения exsinx = 0.5.

Всякое множество состоит из элементов. Множества обозначают большими буквами, например А. В, С, а элементы – маленькими буквами, например, а, b, c.

Множество и его элементы обозначаются следующим образом:

А = {a1, a2, a3} – множество, состоящее из трех элементов;

А = {a1, a2, …} – множество, состоящее из бесконечного числа элементов.

Множество может состоять из элементов, которые сами являются множествами. Нужно различать элемент a и множество, состоящее из единственного элемента a.

Пример 1.2.

Множество А = {1, 2} состоит из двух элементов 1, 2; но множество {А} состоит из одного элемента А.

Если элемент a принадлежит множеству А, это записывается следующим образом:

a А. Если элемент a не принадлежит множеству А, то записывают так: a А.

Пример 1.3.

Пусть А1 – множество простых чисел, А2 – множество целых чисел, a = 4. Тогда

a А2, a А1.

Если все элементы множества А являются элементами множества В и наоборот, т. е. множества А и В совпадают, то говорят, что А = В.

Если каждый элемент множества А является элементом множества В, говорят, что множество А является подмножеством множества В, и записывают А В или В А. Отметим, что по определению само множество А является своим подмножеством, т.е. А А.

Если А В и В А, то по ранее введенному определению А = В.

Если А В и А В, то А есть собственное подмножество В, А В. Если А не является собственным подмножеством В, то записывают А В.

Пример 1.4.

Пусть А – множество четных чисел, В – множество целых чисел, С множество нечетных чисел. Тогда

А В, С В, А С, В А.

Не надо смешивать отношение принадлежности () и отношение включения ().

Пример 1.5.

Пусть А = {2} – множество, состоящее из одного элемента, В = {{2}, {4}} – множество, состоящее из двух элементов, каждое из которых является одноэлементным множеством. Тогда имеют место следующие соотношения:

2  {2};

{2}  {{2}, {4}};

2  {{2}, {4}}.

Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается .Принято считать, что пустое множество является подмножеством любого множества,  А, где А – любое множество. Таким образом, всякое множество содержит в качестве своих подмножеств пустое множество и само себя.

Пример 1.6.

Множество корней уравнения sinx = 2 является пустым.

Множество всех подмножеств данного множества А называется множеством-степенью и обозначается P(A). Множество P(A) состоит из 2n элементов (доказать самостоятельно).

Пример 1.7.

Пусть множество А = {1, 2} состоит из двух элементов 1, 2. Тогда множество P(A) включает в себя пустое множество , два одноэлементных множества {1} и {2} и само множество А = {1, 2}, т. е.

P(A) = {, {1}, {2}, {1, 2}}.

Мы видим, что множество P(A) состоит из четырех элементов (4 = 22).

Существуют следующие способы задания множеств.

1. Перечислением элементов множества. Например:

A = {1, 3, 5, 7, 9} – конечное множество;

B = {1, 2, …, n, …} – бесконечное множество.

2. Указанием свойств элементов множества. Для этого способа пользуются следующим форматом записи: A = {aуказание свойства элементов}. Здесь a является элементом множества A, a А. Например:

A = {a a – простое число} – множество простых чисел;

B = {b b2 – 1 = 0, b – действительное число} – множество, состоящее из двух элементов, B = {– 1, 1};

Z = {x = 1}– множество, состоящее из одного числа, x = 0.

studfiles.net

Множество и его элементы.

I.  Множество представляет собой совокупность некоторых предметов или чисел, составленных по каким-либо общим свойствам или законам (множество букв на странице, множество правильных дробей со знаменателем 5, множество звезд на небе и т.д.).

Для записи множества используют фигурные скобки: «{ »- множество открывается; «}» — множество закрывается. А само множество называют заглавными латинскими буквами: А, В, С и так далее.

Примеры.

1. Записать множество А, состоящее из всех гласных букв в слове «математика».

Решение.  А={а, е, и}.  Вы видите: несмотря на то,что в слове «математика» имеется три буквы «а» — в записи множества повторений не допускается,  и буква «а» записывается только один раз. Множество А состоит из трех элементов.

2. Записать множество всех правильных дробей со знаменателем 5.

Решение. Вспоминаем: правильной называют обыкновенную дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Обозначим через В искомое множество. Тогда:

 Множество В состоит из четырех элементов.

II. Множества состоят из элементов и бывают конечными или бесконечными. Множество, которое не содержит ни одного элемента, называют пустым множеством и обозначают Ø. 

III. Множество В называют подмножеством множества А, если все элементы множества В являются элементами множества А. 

3. Какое из двух данных множеств В и С является подмножеством множества К,

если В={-1; 3; 4}, C={0; 3; 4; 5), K={0; 2; 3; 4; 5; 6} ?

Решение. Все элементы множества С являются также элементами множества К, поэтому, множество С является подмножеством множества К. Записывают:

IV. Пересечением множеств А и В называется множество, элементы которого принадлежат и множеству А и множеству В.

4. Показать пересечение двух множеств М и F с помощью кругов Эйлера.

Решение. 

V. Объединением множеств А и В называется множество, элементы которого принадлежат хотя бы одному из данных множеств А и В.

5. Показать с помощью кругов Эйлера объединение  множеств Т и Р.

Решение.

 

 

www.mathematics-repetition.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *