Операции над множествами — Студопедия
Поделись с друзьями
Над множествами можно выполнять действия (операции), напоминающие сложение и умножение чисел. Но не тождественные им.
Объединением (суммой0 множеств А и В называется множество, обозначаемое через АÈВ, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству А или В.
Краткая запись: АÈВ = {x | xÎ A или хÎ В}.
Соответствующая диаграмма Эйлера – Венна:
|
Пример: А = {2, 5, 7, 9}, В = {3, 5, 8, 9, 12}.
АÈВ = {2, 5, 7, 9}È{3, 5, 8, 9, 12}= {2, 5, 7, 9, 3, 8, 12}.
Соответствующая диаграмма:
Пересечением (произведением) множеств А и В называется множество, обозначаемое через АÇВ и состоящее из тех и только из тех элементов, которые принадлежат множеству А и множеству В.
Краткая запись: АÇВ = {x | xÎA и хÎВ}.
Соответствующая диаграмма Эйлера- Венна:
|
Пример: АÇВ= {2, 5, 7, 9}Ç{3, 5, 8, 9, 12}= {5,9}.
Диаграмма:
Разностью множеств А и В называется множество, обозначаемое через А\В и состоящее из тех и только из тех элементов, которые принадлежат А и не принадлежат В.
Краткая запись: А\В = {x| xÎ A и xÏB}.
Соответствующая диаграмма Эйлера- Венна:
| |||
Пример: А\В = {2, 5, 7, 9}\{3, 5, 8, 9, 12}= {2, 7}.
Диаграмма:
Если АÇВ = Æ, то А\В= А и В\А = В.
Если А Í В, то А\В = Æ.
Если U – универсальное множество и АÍ U, то разность U\A называется дополнением множества А до множества U и обозначается .
Краткая запись: = {x| xÎU и xÏA}.
Соответствующая диаграмма Эйлера- Венна:
Симметрической разностью множеств А и В называется множество, обозначаемое АDВ и состоящее из тех и только из тех элементов, которые принадлежат А\В или В\А.
Краткая запись: ADB= {x| xÎA\B или xÎB\A}.
Соответствующая диаграмма Эйлера- Венна:
Пример: АDВ = {2, 5, 7, 9}D{3, 5, 8, 9, 12}= {2, 7, 3, 8, 12}.
Диаграмма:
Пример: Найти множество: (АÇВ)D(С\Q), где:
Расставим порядок действий и выполним их по порядку:
4. Алгебра множеств.
Непосредственной проверкой можно доказать справедливость следующих соотношений:
1. Коммутативность
2. Ассоциативность
3. Дистрибутивность
4. Закон поглощения
5. Закон де Моргана
Приведенные выше соотношения называются тождествами алгебры множеств.
Заметим, что если в равенстве заменить È на Ç, U на Æ и наоборот, то получим справедливое равенство.
Этот закон называется принципом двойственности.
Докажем, например, справедливость равенства аналитически и с помощью диаграмм Эйлера – Венна.
Пусть х Є АU В, что означает хÎU и хÏАÈВ. Отсюда следует, что хÏА и хÏВ, но тогда
Построим диаграммы для обеих частей равенства и сравним их.
Диаграмма для левой части :
Диаграмма для правой части:
Сравнивая диаграммы, убеждаемся в справедливости равенства.
Пользуясь тождествами можно производить преобразования над множественными выражениями и доказывать тождества.
Пример1: доказать тождество
Рассмотрим два способа: с помощью диаграмм и тождеств.
1 способ
Левая часть тождества
— результат
Правая часть тождества
— результат
2 способ
Преобразуем левую часть тождества :
Тем самым доказали верность тождества.
Пример2: Доказать тождество: Составить двойственное и тоже доказать.
Доказательство справедливости равенства и двойственного равенства с помощью диаграмм предлагаем выполнить самостоятельно.
Приведем доказательство справедливости данного равенства путем преобразований (доказательство для двойственного проведите самостоятельно):
Пример3: Доказать тождество:
Преобразуем правую часть тождества:
Тождество доказано.
5. Теорема о количестве подмножеств конечного множества.
Рассмотрим множество А = {1, 2, 3 }, где |A| = 3, и множество В = {5, 6, 7, 8}, где |B| = 4.
Составим всевозможные подмножества множества А:
А, Æ, {1}, {2}, {3}, {1, 2}, {1, 3}, {2, 3}.
Всего получили 8 подмножеств.
Составим всевозможные подмножества множества В:
В, Æ, {5}, {6}, {7}, {8}, {5,6}, {5,7}, {5,8}, {6,7}, {6,8}, {7,8}, {5,6,7}, {5,7,8}, {6,7,8}, {5,6,8}.
Получили 16 подмножеств.
Используя результаты рассмотренных примеров, можно предположить справедливость следующего равенства: n = 2 m, где n – количество подмножеств данного конечного множества, m – мощность множества.
Справедливость предположения подтверждает теорема, которую мы примем без доказательства.
Теорема: Если для конечного множества А его мощность равна т, то количество всех подмножеств данного множества, обозначаемое Р(А), равно 2т.
Пример: Вычислить количество подмножеств множества М – делителей числа 20.
Составим множество М и найдем его мощность :
М = {1,2,4,5,10,20}. Мощность |M| = 6, тогда количество подмножеств равно Р(М) = 26 = 64.
6. Формула включений и исключений.
Проиллюстрируем теперь применение операций над множествами для решения задач о нахождении числа элементов множеств, заданных несколькими условиями. Ниже мы будем рассматривать только конечные множества.
Пример: В классе 30 учащихся, 16 из них занимаются музыкой, 17 увлекаются теннисом, а 10 занимаются и музыкой, и теннисом. Есть ли в классе ученики, равнодушные и к музыке, и к теннису, и если есть, то сколько их?
Решение: Если сложить число учащихся, интересующихся музыкой, с числом учащихся, занимающихся теннисом, т. е. 16+17=33, то учащиеся, интересующиеся и музыкой, и теннисом, окажутся учтенными дважды. Поэтому, чтобы определить число учащихся, интересующихся музыкой или теннисом, нужно из суммы 16+17 вычесть число учащихся, учтенных дважды, т. е. тех, кто интересуется и музыкой, и теннисом. По условию их 10. Таким образом, число интересующихся теннисом или музыкой равно: 16+17—10=23 ученика. А так как в классе всего 30 учащихся, то 30—23 ==7 учащихся равнодушны и к музыке, и к теннису.
Задача решена по следующему алгоритму: пусть имеется два конечных множества А и В. Тогда:
п(АÈ В) = п(А) + п(В )- п(АÇ В) (1)
В нашем случае А — множество учащихся, интересующихся музыкой, и n(A) = 16, В—множество учащихся, интересующихся теннисом, и n(B) = 17, n(AÇB) =10, и тогда по полученной формуле n(AUВ)=16+17-10=23.
Усложним задачу: пусть к тем, кто интересуется в классе музыкой — множеству А, и к тем, кто увлекается теннисом — множеству В, добавляются еще и те, кто интересуется театром— множество С. Сколько учеников увлекается или музыкой, или теннисом, или театром, т. е. чему равно число n{AÈ B È C)?
Если множества А, В и С пересекаются лишь попарно, т. е. АÇВÇС=Æ, то подсчет можно вести, как и прежде: сначала сложить п(А)+п(В)+п(С), а затем вычесть число тех элементов, которые подсчитаны дважды, т. е. вычесть число n{AÇ B}+n(AÇ C)+n(BÇ C). Если же множество АÇВÇС¹Æ,, то его элементы оказались неучтенными: сначала их трижды учли, когда складывали п(А}+п (В)+п(С), а затем трижды отнимали их, вычитая
Таким образом, число
п(А)+п(В)+п(С )- (n{AÇ B}+n(AÇ C)+n(BÇ C))
меньше истинного результата ровно на число элементов в пересечении множеств АÇВÇС, которое и следует добавить для получения верного результата:
п(А)+п(В)+п(С )- (n{AÇ B}+n(AÇ C)+n(BÇ C))+п(АÇ ВÇ С) (2)
Аналогичная формула может быть получена для любого числа множеств.
В формулах (1) и (2) подсчитывается, сколько раз каждый элемент включается и исключается, поэтому их называют формулами включений и исключений.
Рассмотрим несколько примеров применения полученных формул.
Пример1: На вступительном экзамене по математике были предложены три задачи: по алгебре, планиметрии и стереометрии. Из 1000 абитуриентов задачу по алгебре решили 800, по планиметрии — 700, а по стереометрии — 600 абитуриентов. При этом задачи по алгебре и планиметрии решили 600 абитуриентов, по алгебре и стереометрии — 500, по планиметрии и стереометрии — 400. Все три задачи решили 300 абитуриентов.
Существуют ли абитуриенты, не решившие ни одной задачи, и если да, то сколько их?Решение. Пусть U — множество всех абитуриентов, А —. множество абитуриентов, решивших задачу по алгебре, В — множество абитуриентов, решивших задачу по планиметрии, С — множество абитуриентов, решивших задачу по стереометрии. По условию n(U) =1000, n(A) = 800, n(В)=700, n(С)=600, n(AÇB)= 600, n(AÇC) = 500, n(BÇC) = 400, n(AÇBÇC) =300. В множество AÇBÇC включены все абитуриенты, решившие хотя бы одну задачу. По формуле (2) имеем:
n(А U В U С) == 800 + 700 + 600 — 600 — 500 — 400 + 300 =900.
Отсюда следует, что не все поступающие решили хотя бы одну задачу. Ни одной задачи не решили
n(U) — n(AUBUC)=1000 — 900==100 (абитуриентов).
Пример2: Социологи опросили 45 учащихся девятых классов, среди которых 25 юношей. При этом выяснилось: 30 человек имеют за полугодие оценки 4 и 5, из них 16 юношей, спортом занимаются 28 учеников, среди них 18 юношей, и 17 учеников, успевающих только на хорошо и отлично, 15 юношей учатся на хорошо и отлично и занимаются спортом. Первый математик класса взглянул на результаты и заявил, что там есть ошибки. Как это ему удалось выяснить?
Решение: Обозначим через А множество юношей, В — множество успевающих на 4 и 5, С — множество спортсменов. По условию задачи n(A)=25, n(В)=30, n(С)=28, n(AÇB)=16, n(AÇC)=18, n(BÇC)=17, n(AÇBÇC)=15. Найдем общее число учащихся, которые или являются юношами, или занимаются спортом, или успевают на 4 и 5. По формуле (2) получаем:
n (A UBUC)=25+30+28- 16- 18- 17+15=47. Этого быть не может, так как обследовалось всего 45 учеников! Следовательно, в данных сведениях есть ошибки.
На рисунке это решение проиллюстрировано с помощью диаграммы Эйлера — Венна.
В пересечении множеств А, В и С запишем число 15, так как по условию n(AÇBÇC)=15. В множестве AÇB\С запишем число 16—15=1, в множестве BÇC\А — число 18-15=3, в множестве BÇC\А—число 17-15=2, в множестве A\(BÈC)— число 25-(1+15+3)=6, в множестве В\(А ÈC) — число 30-(1 + 15+2)= 12, в множестве С\(АÈВ)— число 28-(3+15+2)=8. Чтобы найти n(АÈВÈС), достаточно сложить записанные числа, поскольку они соответствуют множествам, не пересекающимся между собой. Получим число 47 > 45, что невозможно по условию задачи.
Задачи для самостоятельного решения
1. Опишите множество М точек на плоскости: a) {M| OM = R}; б) {M| OM£ R}; в) {M| AM = MB}.
2. Даны множества : Построить множество ((АDВ)È(В\С)) . Найти количество подмножеств построенного множества. Показать соответствующую диаграмму Эйлера – Венна.
3. Доказать с помощью диаграмм Эйлера – Венна справедливость закона поглощения.
4. Доказать тождества с помощью диаграмм и путем преобразований:
5. В отделе института работают несколько человек. Каждый из них знает хотя бы один иностранный язык, причем: 6 знают немецкий, 6 – английский, 7 – французский, 4 – английский и немецкий, 3 – немецкий и французский, 2 – французский и английский, 1 – все три языка. Сколько всего человек работает в отделе? Сколько из них знают только английский?
6. Из 35 учащихся класса 20 посещают математический кружок, 11 – физический, 10 – не посещают кружки. Сколько учеников посещают математический и физический кружки одновременно, сколько – только математический?
Контрольные вопросы
1. Объясните понятие множества. Приведите примеры множеств. Как обозначаются множества и их элементы?
2. Какие существуют способы задания множеств?
3. С помощью характеристического свойства задайте конечное, бесконечное несчетное, бесконечное счетное и пустое множества.
4. Как обозначается принадлежность элемента множеству и не принадлежность?
5. Какие существуют отношения между двумя множествами?
6. Перечислите операции над множествами с приведением соответствующих диаграмм Эйлера – Венна.
7. Перечислите тождества алгебры множеств.
8. Сформулируйте теорему о количестве подмножеств конечного множества.
9. Запишите формулы количества элементов в объединении двух и трех множеств.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Дискретная математика
Вариант 8.
Задание №1.
Исходя из определения равенства множеств и операций над множествами, доказать тождество и проверить его с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Решение:
Что и требовалось доказать.
Проверим с помощью диаграмм Эйлера-Венна:
Результаты совпали.
Задание №2.
С помощью таблицы истинности установите эквивалентны ли данные формулы:
Решение:
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Итак, данные формулы неэквивалентны, поскольку в выделенных столбцах значения не совпали.
Задание № 3.
Проверьте, является ли данное отношение отношением эквивалентности.
Отношение «число x больше или равно числа y».
Решение:
Отношение является отношением эквивалентности, если оно рефлексивно, симметрично и транзитивно.
Проверим выполнимость рефлексивности (отношение рефлексивно на множестве М, если ).
.
Тогда рефлексивность выполняется.
Проверим выполнимость симметричности (отношение симметрично на множестве М, если ).
Если , то не для всех пар будет выполняться условие , следовательно, рефлексивность не выполняется.
Таким образом, отношение «число x больше или равно числа y» не является отношением эквивалентности.
Задание № 4 .
Нарисовать на плоскости граф G=[V, E] (единственный с точностью до изоморфизма), имеющий заданную матрицу úçdijúçсвоей матрицей смежности. Найти матрицу инцидентности úçrijúçграфа G.
Решение:
Матрица симметрична, тогда граф не является ориентированным. Искомый граф имеет 4 вершины и 4 ребра. Построим его:
Перенумеруем ребра:
Составим матрицу инцидентности:
Задание № 5.
Нарисовать на плоскости орграф G=[N, A] (единственный с точностью до изоморфизма), имеющий заданную матрицу úçdijúçсвоей матрицей смежности. Найти матрицу инцидентности úçcijúçграфа G.
Решение:
Матрица симметрична. Искомый граф имеет 4 вершины, 4 пары обычных ребер, каждая из которых направлена в противоположном направлении, а также 4 петли. Построим его:
Матрица инцидентности:
< Предыдущая | Следующая > |
---|
дискретная математика — «Если A, то B» в диаграммах Венна (или Эйлера)
спросил
Изменено 7 лет, 7 месяцев назад
Просмотрено 3к раз
$\begingroup$
Как представить на диаграмме «Если А, то В»? Я думал, что это будет простое подмножество вроде $A ⊂ B$. c \cup B$.
С другой стороны, ваша интерпретация тоже не неверна, а просто о другом. Утверждение «Если $A$, то $B$» говорит о том, что каждое условие, при котором истинно $A$, также является условием, при котором истинно $B$. Следовательно, множество условий, при которых истинно $A$, является подмножеством множества условий, при которых истинно $B$.
Итак, ваша диаграмма соответствует самому утверждению (в каком случае оно истинно), а другая диаграмма соответствует истинностному значению утверждения (заштрихованная область — когда оно истинно). 9c\cup B$, как они говорили.
$\endgroup$
$\begingroup$
Это довольно просто — внешняя форма B и A полностью включены
$\endgroup$
4
2.3: Диаграммы Венна и диаграммы Эйлера
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 4871
- Pamini Thangarajah
- Mount Royal University
При работе с множествами и их операциями часто полезно использовать диаграммы Венна:
Пример \(\PageIndex{1}\): \((A \cap B) \cap C\)
Рассмотрим \((A \cap B) \cap C\):
Пример \(\PageIndex{2}\): \((A \cap B) \cup C\)
Рассмотрим \((A \cap B) \cup C\):
Сейчас рассмотрим \((A \cup C) \cap (B \cup C)\):
Пример \(\PageIndex{3}\):
Рассмотрим \(A\) c \(\cup B\):
Пример \(\PageIndex{4}\):
Рассмотрим \(A\) c \(\cap (B \cup C)\):
Другое использование Диаграммы Венна иллюстрируют следующий результат:
Определение: Термин
Пусть \( n(A)=\) число элементов множества \(A. \). Тогда для любых двух конечных множеств \(A\) и \(B,\) \(n(A \cup B)= n(A)+n(B)-n(A \cap B).\)
Пример \(\PageIndex{5}\):
Был проведен опрос 150 студентов первого курса университета. 40 из них специализировались на математике, 30 из них специализировались на английском языке, 20 специализировались на естественных науках, 7 имели двойную специализацию по математике и английскому языку, и ни у кого не было двойной (тройной) специальности по естествознанию. У скольких студентов были специальности, отличные от математики, английского языка или естественных наук?
Давайте для начала воспользуемся диаграммой Венна, хорошо?
Итак, мы знаем, что \(n = 150\), и мы можем подсчитать, сколько студентов мы учитываем в настоящее время:
\[s = \Sigma \{23 + 33 + 20 + 7\} = 83\]
Используя это, мы можем определить, сколько студентов мы еще не посчитали:
\[150 — 83 = 67.\]
Итак, 67 студентов имели специальности, не входящие в наши три категории.
Пример \(\PageIndex{6}\):
Предположим, группу студентов в кампусе колледжа попросили сравнить несколько анимационных фильмов будущего, и они получили следующую информацию.
- 37 нравится «Красавица и Чудовище»
- 26 нравится «Босс-молокосос»
- 25 Нравится «Король Лев»
- 16 лайков «Красавица и чудовище» и «Босс-молокосос»
- 12 лайков «Красавица и чудовище» и «Король Лев»
- 10 лайков «Босс Бэби» и «Король Лев»
- 4 нравятся все три фильма
- 5 не нравится ни один из этих фильмов.
- Скольким студентам понравился только «Король Лев»?
- Скольким студентам понравились только два фильма?
- Сколько студентов было опрошено?
Давайте воспользуемся диаграммой Венна, чтобы разобраться:
Здесь мы знаем общее количество голосов, полученных за каждый фильм, но некоторые люди могли проголосовать дважды! Итак, используя данные, сначала заполним пересекающиеся участки:
Теперь мы можем использовать данные для заполнения остальных, прежде чем отвечать на вопросы. Не забудьте включить в \(U\) тех, кто не попадает ни в одну другую категорию:
Теперь, когда у нас есть четкая картина, мы можем начать отвечать на вопросы:
1. Сколько студентов понравился только «Король Лев»?
Итак, наш ответ: «Семи студентам понравился только «Король Лев».
2. Скольким студентам понравились только два фильма?
Наш ответ: \(8 + 6 + 12 = 26\) (сумма трех выделенных разделов), поэтому «26 студентам понравились только два фильма».
3. Каково было общее количество опрошенных студентов?
Начнем со сложения значений каждого раздела:
\(n = \Sigma \{7, 4, 13, 6, 12, 8, 4, 5\} = 59\)
Итак, наш ответ: «Было опрошено 59 студентов».
Резюме
Пусть \( n(A)=|A|=\) количество элементов в множестве \(A.\) Тогда для любых двух множеств \(A\) и \(B,\) \( n(A \чашка B)=n(A)+n(B)-n(A \cap B).\)
Диаграмма Эйлера
Диаграмма Эйлера показывает соответствующие отношения между наборами, а диаграмма Венна показывает все возможности.