Как подготовиться к ОГЭ по математике в 2023 году? Структура, примеры и советы
Из чего состоит ОГЭ по математике
В 2022 году на экзамене по математике школьник должен будет решить 25 заданий, которые разделены на две части. К первой части относятся задания с кратким ответом (№ 1–19). Во второй части ученику предстоит написать полное решение к заданиям с развернутым ответом (№ 20–25).
Для каждой части ОГЭ по математике мы собрали рекомендации экспертов, которые помогут решить задания и лучше сдать экзамен. Далее разберем некоторые из них.
Реши домашку по математике на 5.
Подробные решения помогут разобраться в самой сложной теме.
Как решать 1-ю часть ОГЭ по математике в 2022 году
Задания 1–5
Эти задания проверяют ваши практические навыки: то, как вы умеете взять из текста необходимую информацию и применить знания. Сами по себе задачи просты, но школьнику нужно внимательно прочитать текст-описание. Советуем выделить и отметить в черновике основные моменты — это поможет избежать ошибок. Когда вы решите задание и будете готовы записать ответ, убедитесь, что он подходит к вопросу в условии.
Задание 6
Здесь ученик должен показать, как он умеет выполнять действия с дробями и степенями. Разберем для примера задание ниже.
Найдите значение выражения .
Как решить это задание и какие навыки здесь нужно применить, чтобы успешно сдать ОГЭ по математике:
Знание порядка арифметических действий: сначала выполняем действия в скобках, затем уже деление.
Умение преобразовывать смешанные числа в неправильные дроби:
; ; . Навык приведения к общему знаменателю и вычитания обыкновенных дробей:
. Умение выполнять деление обыкновенных дробей:
. Умение переводить обыкновенные дроби в десятичные:
.
Задание 7
В этом задании вам пригодятся знания о координатной прямой, умение сравнивать числа, заданные в различных форматах. Помните, что можно сравнивать только те числа, которые приведены к единому виду. Например, чтобы сравнить 23 и 9,45 нужно вычислить, что 23=8. После этого сравнить будет не сложно.
Отдельно поговорим про оценку иррациональных выражений. Здесь важно помнить, что легче всего сравнить квадраты таких чисел. Например, чтобы сравнить и , удобно возвести оба числа в квадрат. Тогда мы получим, что , а . После чего числа можно легко сравнить.
Когда будете готовиться к этому заданию, советуем повторить тему «Числовые неравенства» из теории алгебры, чтобы как можно лучше сдать ОГЭ.
Задание 8
Это задание является чуть более сложной версией задания № 6.
Чтобы подготовиться к нему, стоит выучить формулы сокращенного умножения и свойства арифметического квадратного корня.Задание 12
Это задача на использование формул. Кажется объемной и сложной, но это не так. Как правило, для решения этой задачи достаточно уметь решать квадратные. и линейные уравнения. Чтобы успешно справиться, нужно выразить из указанной формулы искомую величину, а затем подставить заданные значения. Так вы избежите арифметических ошибок. И не забудьте проверить ответ с помощью подстановки значений!
Задания 15–18
Это простые геометрические задачи. Чаще всего ученики теряют баллы за них, когда ошибаются в формулах и вычислениях. Поэтому, чтобы решить их и получить баллы, нужно пользоваться основными теоремами и формулами геометрии (планиметрии). Также помните о справочных материалах к экзамену — там можно найти много полезного для этих задач. Не забывайте пользоваться и рисунком к заданию.
Задание 19
Это задание связано с теорией планиметрии — раздела геометрии. Чтобы успешно выполнить его, повторите основные формулировки теорем, свойств и признаков.
Как решать 2-ю часть ОГЭ по математике в 2022 году
Задание 20
В этом задании школьнику нужно будет применить основные знания алгебры. Советуем внимательно записывать решение и минимально считать в уме. Помните: в заданиях с развернутым ответом все действия нужно изложить логично и обоснованно, иначе можно потерять баллы.
Задание 21
Это классическая текстовая задача, которую удобно решать с помощью таблицы. Если правильно составите ее, останется одно неиспользованное условие. С его помощью можно будет составить уравнение.
Задание 22
Это задача с параметром. В ней требуется построить сложный график, а после найти коэффициенты прямой, при пересечении с которой он будет иметь заданное количество общих точек. Задачу можно решить аналитически и графически. Советуем использовать оба этих варианта, чтобы проверить себя.
Задания 23–25
Это группа заданий по геометрии, в которых нужно показать все свои знания. Так как в этих заданиях проверяют решение, расписывайте все максимально подробно, обязательно обосновывайте свои выводы при помощи теории планиметрии. Неточности в ответе и пропущенные действия могут лишить вас баллов.
Как сдать ОГЭ по математике на 3, 4 и 5
Если ваша цель — сдать на оценку 3, ОГЭ нужно будет написать на 8–14 баллов. Для этого достаточно будет сосредоточиться на легких заданиях экзамена — тех, что входят в первую часть. Из них не менее двух баллов нужно получить за задачи по геометрии — № 15–19.
Если хотите сдать ОГЭ на 4, вы должны будете набрать от 15 до 23 баллов, из них — не менее двух баллов за геометрию. Как и с оценкой 3, в этом случае тоже можно направить основные силы на задания первой части. Но помните: чтобы получить 4 только за первую часть, нужно решить ее как можно лучше. Будет хорошо, если вы попробуете написать и вторую часть: проверяющий будет начислять баллы даже за правильный ход мыслей. Это убережет вас от оценки 3, если в первой части вы допустите больше ошибок, чем рассчитывали.
Если вы нацелены на 5, даже идеально написанная первая часть не даст результата: для такой оценки нужно будет сдать минимум на 25 баллов. Чтобы их получить, придется прорешать все задачи экзамена, которые можете. А если не получается, напишите хоть что-нибудь — вдруг это добавит вам хотя бы 1 дополнительный балл. При этом важно решить как можно больше задач ОГЭ по геометрии: для оценки нужно набрать минимум 2 балла, но лучше перестраховаться.
10 советов, как подготовиться к ОГЭ по математике и сдать его, если ничего не знаешь
Нам это знакомо: экзамен на носу, а ученику кажется, что он ничего не сдаст. Советуем не спешить с выводами. Если все рассчитать, можно успеть подготовиться на 3 или 4. А вот если не заниматься совсем, то результат и правда будет плохим. Все зависит только от вас.
Мы собрали 10 лайфхаков от преподавателей, которые основаны на опыте экзаменов 2021 года и помогут как можно лучше сдать ОГЭ по математике. Пользуйтесь ими, и ваши шансы на хорошую оценку возрастут.
1. Познакомьтесь с экзаменом
Первым делом советуем узнать все об ОГЭ по математике, который вам предстоит сдать. Для этого зайдите на официальный сайт ФИПИ и просмотрите кодификатор — там перечислены все разделы и темы, по которым вас будут проверять. Там же можно найти и методические рекомендации для экзаменуемых.
2. Готовьтесь по плану
Сверьтесь с расписанием экзаменов на 2022 год — это можно сделать на том же сайте ФИПИ. После этого составьте список тем, которые вам нужно повторить, и распределите их по дням недели. Будет полезно перед этим узнать, какие разделы вы знаете лучше, а какие — хуже. Для этого на онлайн-курсах подготовки к ОГЭ по математике в Skysmart мы проводим специальный тест на определение уровня знаний.
3. Тренируйтесь играя
Сухие материалы и стандартные задачи помогают набить руку, но со временем утомляют. Если хотите разгрузить мозг и при этом потратить время с пользой, сделайте подготовку динамичнее. В этом помогут полезные ресурсы с нестандартными задачами по алгебре и геометрии, математические игры и приложения для iOS и Android.
Ходите на дополнительные занятия
Если есть возможность, не отказывайтесь от помощи наставника. Его пользу трудно недооценить: к примеру, на курсах в Skysmart учитель расскажет вам детали экзамена, поможет морально подготовиться к нему, научит решать каждое задание и даст все необходимые материалы.
5. Много практикуйтесь
Чем больше задач вы решите на этапе подготовки, тем проще будет справиться с ними на настоящем экзамене. Тренироваться можно на заданиях из открытого банка ФИПИ, школьных учебников и дополнительных материалов, демоверсии ОГЭ и т. д. Это поможет вам хорошо подготовиться к ОГЭ по математике и сдать его как можно лучше.
6. Учитесь считать устно
Опыт наших экспертов говорит, что на экзаменах по математике школьники чаще всего теряют баллы из-за арифметических ошибок. Чтобы и вы не попали в эту грустную статистику, советуем тренировать устный счет. Для этого старайтесь меньше пользоваться калькулятором во время подготовки, изучите специальные приемы для быстрого счета. Например, формулы сокращенного умножения.
7. Пишите пробники
Тестовые экзамены — ваше главное тренировочное поле перед настоящим экзаменом. Старайтесь решать пробники в начале, в середине и к концу подготовки. Так вы будете понимать, удается ли вам заполнять пробелы и улучшать результаты. Как сдать пробный ОГЭ по математике — можно узнать у вашего учителя алгебры и геометрии.
8. Помните об отдыхе
Чтобы мозг эффективно усваивал информацию, ему нужен отдых. А потому не занимайтесь по нескольку часов подряд без перерыва, меняйте деятельность в течение дня. Помните об отдыхе, когда будете составлять план занятий на неделю: оставьте хотя бы один выходной день.
9. Не нервничайте
Экзамены в 9-м классе — это ответственный и тяжелый период, но помните: нервы и слезы его не облегчат. Даже наоборот. Переживая, вы будете менее сосредоточены, станете чаще ошибаться, а информация будет хуже усваиваться. Чтобы морально подготовиться к ОГЭ, попросите учителя поделиться советом, как бороться с паникой.
Как научиться решать задачи по математике, что для этого необходимо
Изучение математики позволяет ребёнку получить навыки правильного мышления. Этому учат в школе, однако помощь родителей очень важна. Ребёнку нужно объяснять, как научиться решать задачи по математике, с чего начать, какими способами для этого пользоваться. Для того, чтобы достичь успехов в изучении этого предмета, дети должны систематически развивать соответствующие навыки.
Содержание
- 1 Как научиться решать задачи по математике
- 2 Для чего необходим навык решения задач
- 3 Общий алгоритм обучения
- 4 Простейшие задачи
- 5 Более сложный уровень
- 6 Методы решения логических задач
- 6.1 Метод последовательных рассуждений
- 6.2 Метод «с конца»
- 6.3 Решение логических задач с помощью таблиц истинности
- 6.4 Метод блок-схем
- 7 Творческий подход в решении задач
- 8 Подготовка к олимпиадам
- 9 Распространенные ошибки в решении задач
- 10 Заключение
Как научиться решать задачи по математике
Умение находить решение сложных задач важно не только для успешного прохождения курса по математике, но и для развития логического мышления. Решая всё более трудные задачи. Ребёнок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций и закаляет характер в борьбе с трудностями.
Для чего необходим навык решения задач
Задачи, которые приходится решать детям могут быть различными: от очень простых до самых сложных. Первые применяются для начального усвоения теоретических знаний. Более сложные позволяют развивать навыки решения и изучать основные методы, применяемые в таких случаях.
Для того, чтобы овладеть искусством решения задач прежде всего нужна практика. Однако она должна быть организована таким образом, чтобы дети, упражняясь осваивали и закрепляли новые знания.
Общий алгоритм обучения
Разделение условия на елементы
Нужно воспитать у ребёнка общий подход к задачам. Он должен включать в себя следующее:
- разделение на элементы: условия, что надо получить, процесс решения, ответ;
- нужно предварительно составить план решения. Маленькие дети могут вместо него использовать рисунки и несложные схемы;
- нужно внимательно изучить условия и постараться найти в них ключ к получению ответа.
Основой для обучения является практика. При этом необходимо ребёнку разъяснять непонятное и подсказывать при необходимости правильные шаги.
Простейшие задачи
Некоторые задачи не требуют выполнения сложных действий. Несмотря на то, что решение обычно можно получить в результате несложного применения имеющихся знаний, для работы над ними желательно использовать следующую методику:
- Нужно, чтобы было ясно, о чём в задаче идёт речь. Иногда для этого нужно сделать рисунок.
- Простые задачи решаются в одно действие.
- Если ребёнок испытывает сложности в понимании условий, условия можно показать на предметах.
- Нужно, чтобы была ясна разница между тем, нужно увеличить или уменьшить.
- Для того, чтобы решить задачу, ребёнок должен понимать, какое действие требуется выполнить: сложение или вычитание.
В таких задачах важно не найти путь решения, а понимать природу основных математических действий. В их изучении помогут подробные объяснения и наглядные примеры.
Более сложный уровень
Для того, чтобы решать более сложные задачи, необходимо знать основные методы, которые обычно применяются для этого. Для того, чтобы правильно начать работать над решением, нужно начать со следующего:
- нужно внимательно прочесть условия задачи;
- необходимо точно понять, о чём идёт речь;
- желательно наглядно, в виде схемы, графика или таблицы изобразить условия и каждое действие, которое там упомянуто;
- в процессе работы нужно на основе известного получать новую информацию, делать это до тех пор, пока есть возможность.
Важно применять уже известные методы решения, если это уместно.
Методы решения логических задач
Для успеха важно, чтобы у ученика было развито творческое мышление. Однако только этого будет недостаточно. Он должен опираться на прочные теоретические знания, навыки в решении задач и стараться использовать уже известные методы.
Метод последовательных рассуждений
Наглядная демонстрация
Этот способ предусматривает внимательный анализ условий задачи и выполнение последовательных шагов для получения решения.
На каждом этапе определяют, что известно и что необходимо узнать, делают нужные действия и получают новую информацию, постепенно приближаясь к решению.
Этот метод можно прояснить на следующем примере.
По условиям задачи на столе лежат четыре карандаша различных цветов. Нужно расположить их в определённом порядке. О них известно следующее:
- Карандаши имеют цвета: зелёный, красный, синий, коричневый.
- На втором месте находится тот, в котором меньше букв.
- Зелёный расположен рядом с синим и красным.
Для того, чтобы получить решение, нужно делать последовательные шаги. Сначала синий кладут на второе место. Зелёный может быть только на третьем месте. Затем на четвёртое кладут красный карандаш, а на первое — коричневый.
Метод «с конца»
Такой способ решения применяется обычно в тех случаях, когда известна конечная ситуация и требуется восстановить то, что происходило в начале.
Метод решения можно пояснить на следующем примере.
Бабушка для любимых внучат испекла рогалики. Она сделала их столько, чтобы всем троим досталось поровну. Однако они всё перепутали. Петя пришёл раньше других и взял себе третью часть тех рогаликов, которые были на столе. Он оставил Наташе и Косте остальные.
Наташа пришла второй и тоже взяла себе треть рогаликов. Костя пришёл позже всех, разделил их на три части, себе взял одну из них. После этого на столе осталось 8 рогаликов.
Нужно узнать, сколько должны из них взять Костя и Наташа, чтобы получилось, что все съели поровну.
Решая задачу с конца, нужно выполнить следующие шаги:
- Поскольку в конце осталось 8 рогаликов, а Костя честно поделился со всеми, то он взял себе 4 штуки. До него на столе их лежало 12.
- Наташа оставила по 6 рогаликов, значит она себе взяла столько же. До неё на столе лежало 18.
- Петя взял третью часть — 9 штук. Получается бабушка испекла 27 штук.
Каждому из внучат полагалось по 9 рогаликов. Петя съел свою долю, наташе нужно взять ещё 3, а Косте — 5 штук.
Решение логических задач с помощью таблиц истинности
Такой метод применяется для решения логических задач. В этом случае составляется таблица, в которой нужно установить соответствие между условиями задачи и вариантами ответа. В ней можно более наглядно увидеть формулировку, что даёт возможность найти решение.
Сказанное можно проиллюстрировать примером.
Плюс или минус
Рассматривается игра в баскетбол с участием трёх спортсменов. Ваня, Серёжа и Миша. Один из них забросил мяч в корзину. Спортсмены утверждают следующее:
- Ваня говорит, что мяч забросил Серёжа;
- Миша отрицает, что попал в корзину;
- Серёжа утверждает, что это сделал Миша.
Известно, что в двух случаях была сказана правда, а в одном — ложь. Требуется узнать, кто именно забросил мяч.
Для решения делают таблицу истинности. В ней каждая строчка соответствует одному из спортсменов, а столбик — тому, кто забросил мяч. Каждой клеточке соответствует одно из утверждений о том, кто попал в корзину.
Первый столбик соответствует тому, что это сделал Ваня. В каждой строке можно поставить минус или плюс в соответствии со сделанными утверждениями. В данном случае два из них окажутся ложными.
Аналогичная ситуация возникнет при рассмотрении утверждения о том, что это Серёжа. А вот в случае последнего варианта (забросил Миша), ложным будет только одно из утверждений. Таким образом найдено решение, соответствующее условиям задачи.
Метод блок-схем
Некоторые задачи требуют для своего решения большей наглядности. К такой категории относятся, например, задачи на переливание жидкости или на взвешивание.
Чтобы воспользоваться этим методом, нужно предпринять следующие шаги:
- Операции, о которых идёт речь в условии задачи, изображаются в виде графической схемы.
- В соответствии с порядком выполнения действий, отдельно рассматривается каждое из них.
- После каждого шага требуется зафиксировать произошедшие изменения.
После того, как были проанализированы все сделанные шаги, можно найти решение задачи.
Творческий подход в решении задач
Здесь и волшебник не поможет
Развитие способности к математическому творчеству может стать основой для решения задач в дальнейшем. Знание методики поиска решений очень важно, однако иногда нужно приложить значительные усилия для нахождения ответа.
Творческие возможности могут быть развиты путём проведения постоянных занятий. В этом могут помочь придумывание различных необычных задач, доступных ребёнку, однако требующих применения творческого подхода.
Нужно учить рассуждать, поощрять попытки понять сложные моменты при поиске решения. В этом могут помочь следующие действия:
- Придумывание задач, в которых имеются излишние данные. Малыш сможет сформулировать, какие цифры для него нужны, а какие не несут пользы.
- Создание по имеющейся задаче обратной.
- Можно предложить несколько формулировок задач, имеющих одинаковое решение.
- Поощрять применение нескольких способов решения.
Постоянная работа над развитием способности к творчеству позволит ребёнку стать более уверенным при решении задач.
Подготовка к олимпиадам
Обучение в школе помогает не только освоить теоретический материал, но и получить навыки решения задач. На олимпиадах предлагаются задачи. Для решения которых необходимо особый подход. Для того, чтобы добиться успехов, необходимо провести дополнительную подготовку.
Олимпиадные задачи сложные, но научиться их решать можно. Процесс подготовки начинают с наиболее простых и постепенно их усложняют. В результате творческие возможности учеников растут, а навыки решения задач постепенно совершенствуются.
Важно научить подходить к задаче спокойно и методично, на основе уже известного. Получая новую информацию.
Это можно проиллюстрировать на такой задаче. Фермер содержит семь свиней. За 5 суток им потребуется 35 мешков корма. Сосед просит подержать 4 свиней в течение 3 дней. Нужно определить, сколько мешков корма потребуется дополнительно.
Сначала выясняют, сколько корма у фермера съедает одна свинья. Для этого нужно 35 разделить на 7. За 5 дней требуется 5 мешков.
4 свиньям за один день будет нужно 4 мешка. За три дня их потребуется 12.
Постепенно усложняя задачи, можно закрепить навыки их решения.
Распространенные ошибки в решении задач
Усный счет и логика
Важным условием успешной работ над решением задачи является внимательное изучение условий, задачи. Невнимательность может привести к тому, что будут упущены важные детали. Это приведёт к неверному ответу или невозможности найти решение.
Иногда в процессе решения возникают ошибки. Для того, чтобы их избежать, необходимо действовать последовательно, аккуратно выполняя каждый шаг. Надо на каждом этапе точно определять, что известно и что надо получить. Обычно по двум известным числам с помощью вычислений получают третье. Делая последовательные шаги таким образом, можно прийти к решению.
Иногда в результате решения находят ответ, но записывают его неправильно. Это может быть связано с невнимательностью при чтении условий. Нужно, чтобы ребёнок чётко сформулировал, что именно необходимо найти. Это поможет правильно записать ответ.
Заключение
Умение решать математические задачи можно развивать. Для этого нужна не только регулярная практика, но и знание методики и основных методов их решения.
Как объяснить ребенку логику задач и научить быстро их решать, вы узнаете из видео.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Как написать сочинение о решении проблемы
ОПИСАНИЕ
Ребенок пишет сочинение о решении проблемы image/116176035
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии / Getty Images / Jamesmcq24
Эссе о решении проблем — популярная форма убеждения. В этих эссе вы должны описать проблему, убедить читателя обратить внимание на проблему, предложить решение и быть готовым устранить любые возражения. Если вы задаетесь вопросом, как написать эссе о решении проблемы, есть простая формула, которой вы можете следовать. Давайте обсудим.
Пошаговое руководство
В хорошем сочинении по решению проблемы будет предложено решение, которое может быть легко реализовано и, конечно же, решит проблему. Вы должны избегать любых капризов и придерживаться конкретной проблемы с конкретными действенными шагами.
Вот ваша формула успеха:
1. Представьте проблему
Во вступительном абзаце вы тщательно изложите проблему. Что это такое и почему это нужно решить? После того, как вы это сделаете, сформулируйте тезис. В этих эссе ваш тезис будет вашим решением проблемы. Сформулируйте его кратко, в одном-двух предложениях.
Реклама
2. Заинтересуйте читателя
Не описывайте проблему простыми определениями. Вы должны описать это глазами читателей. Представьте тему так, чтобы читатель заинтересовался. Почему эта проблема важна? Почему они должны заботиться?
Есть много способов заманить читателей. Предложите ошеломляющую статистику, которая вызовет у них внезапный интерес. Поделитесь искренним личным рассказом, который немного тронет струны сердца. Или объясните, как проблема превратилась из обыденной проблемы в стоящую причину.
3.
Обрисуйте свое решениеПосле того, как вы набросали вступление, пришло время погрузиться в основную часть эссе. В зависимости от требований к длине вы можете стремиться к трем сплошным абзацам, в которых обсуждается решение. Конечно, вы должны начать с ясности. Объясните свое решение простым языком, понятным каждому. Предложите как можно больше подробностей о том, как это решит проблему, не вдаваясь в излишнее многословие.
По возможности приведите доказательства своего решения. Предложите примеры, когда подобные решения работали раньше. Приведите мнение экспертов, статистику и исследования. Если вы предлагаете новое решение, которое ранее не изучалось, вы можете в значительной степени полагаться на логическую аргументацию. Объясните, почему вы считаете, что ваше решение будет эффективным.
Составляя основную часть своего эссе, помните о разумной логистике. Кто будет финансировать ваше решение? Сколько времени это займет? Если вы можете привести какие-либо очевидные опровержения, начните завершать свое эссе возможными ответами на эту возможную критику.
Реклама
4. Нарисуйте окончательный рисунок
Теперь пришло время завершить сочинение. Опишите следующие шаги, которые должны быть выполнены немедленно. Нарисуйте яркую картину того, как будет выглядеть мир после того, как ваше практическое решение будет реализовано.
Одним из лучших способов завершить эссе являются риторические вопросы, например: «Разве это не тот мир, в котором мы все стремимся жить?» Или вы можете привести какой-то призыв к действию. Попросите других присоединиться к делу или направьте их к другому источнику для получения дополнительной информации.
Проблема-решение Идеи темы эссе
Когда дело доходит до поиска темы, держитесь поближе к дому. Что важно лично для вас? Являетесь ли вы членом какой-либо организации, которая могла бы использовать небольшие изменения? Или, возможно, вы не сталкиваетесь с какой-либо конкретной проблемой в данный момент, но знаете, что столкнетесь с ней в будущем. Если вы поступаете в колледж, у вас может быть задолженность по студенческому кредиту в будущем. Возможно, вы представите жизнеспособные решения, которые могут рассмотреть правительство или сами университеты.
Вот короткий список тем, которые могут заставить колеса повернуть:
- Алкогольная зависимость
- Запугивание в школе
- Долг кредитной карты
- Опасность прокрастинации
- . Ожирение
- Чрезмерное время, проводимое в социальных сетях
- Загрязнение окружающей среды
- Вопросы безопасности при онлайн-знакомствах
- Самоубийство подростков
- Нарушение прав американцев на неприкосновенность частной жизни
- Баланс между работой и личной жизнью
Важно еще раз подчеркнуть важность конкретной проблемы. Только так вы сможете предложить точное и действенное решение. Например, вы бы не хотели выбирать в качестве темы опасности онлайн-мира. Вместо этого отточите одну конкретную отрасль онлайн-мира, например, Instagram или приложения для онлайн-знакомств. Затем вы можете предложить конкретное решение этой конкретной задачи.
Реклама
Проблема решена!
На протяжении всей вашей академической карьеры вам будут поручать различные сочинения. Эссе о решении проблем носят убедительный характер. Работа сценариста заключается не только в том, чтобы убедить аудиторию проявить заботу, но и в том, чтобы убедить ее предпринять конкретные действия.
Вот несколько советов, которые облегчат написание убедительного эссе. Как только у вас будет наготове серьезная тема, систематический подход мгновенно приведет читателей в ваш угол.
Секрет Эйнштейна для удивительного решения проблем (и 10 конкретных способов его использования)
Эйнштейн сказал, что если бы у него был один час, чтобы спасти мир, он потратил бы пятьдесят пять минут на определение проблемы и всего пять минут нахождения решения .
Эта цитата иллюстрирует важный момент: прежде чем приступить к решению проблемы, мы должны сделать шаг назад и потратить время и усилия на то, чтобы лучше понять ее. Вот 10 стратегий, которые вы можете использовать, чтобы увидеть проблемы с разных точек зрения и освоить самый важный шаг в решении проблем: четкое определение проблемы в первую очередь!
Проблема в том, чтобы знать, в чем проблема
Определение проблемы будет центром всех ваших усилий по решению проблемы . Таким образом, имеет смысл уделить как можно больше внимания и преданности определению проблемы. Обычно происходит следующее: как только у нас возникает проблема, над которой нужно работать, мы так стремимся найти решение, что не тратим время на ее доработку.
Чего большинство из нас не осознает — и на что предположительно мог намекать Эйнштейн — качество решений, которые мы придумываем, будет прямо пропорционально качеству описания проблемы, которую мы решаем. пытаюсь решить . Мало того, что ваши решения будут более многочисленными и более качественными, но они будут достигаться намного, намного проще. Самое главное, у вас появится уверенность в том, что вы решите стоящую проблему. . Таким образом, есть много стратегий, которые вы можете использовать, чтобы усовершенствовать его. Вот 10 самых эффективных, которые я знаю.
1. Перефразируйте проблему
Когда руководитель Toyota попросил сотрудников обсудить «способы повышения их производительности», все, что он получил в ответ, были пустые взгляды. Когда он перефразировал свой запрос как «способы облегчить их работу», он едва успевал за количеством предложений.
Слова несут сильное имплицитное значение и, как таковые, играют важную роль в том, как мы воспринимаем проблему. В приведенном выше примере «быть продуктивным» может показаться жертвой, которую вы делаете для компании, в то время как «облегчить свою работу» может быть больше похоже на то, что вы делаете для собственной выгоды, но от чего выигрывает и компания. . В конце концов, проблема все та же, но чувства и точки зрения, связанные с каждой из них, сильно различаются.
Свободно играйте с условием задачи, переформулируя его несколько раз. Для методичного подхода берите отдельные слова и заменяйте их вариациями. ‘Увеличивать объем продаж’? Попробуйте заменить «увеличение» на «привлечение», «развитие», «расширение», «повторение» и посмотрите, как изменится ваше восприятие проблемы. Богатый словарный запас играет здесь важную роль, поэтому вы можете использовать тезаурус или расширить свой словарный запас.
2. Выявление и оспаривание предположений
Каждая проблема, какой бы простой она ни казалась, сопровождается длинным списком допущений. Многие из этих предположений могут быть неточными и могут сделать вашу формулировку проблемы неадекватной или даже ошибочной.
Первый шаг к избавлению от неверных предположений — сделать их явными. Составьте список и выдвиньте как можно больше предположений, особенно те, которые могут показаться наиболее очевидными и «неприкасаемыми».
Это само по себе вносит больше ясности в проблему. Но идите дальше и проверяйте каждое предположение на достоверность: подумайте о том, как они могут быть неверны, и об их последствиях. То, что вы обнаружите, может вас удивить: многие из этих плохих предположений навязаны самими собой — всего лишь немного тщательного изучения, и вы можете безопасно отбросить их.
Предположим, вы собираетесь заняться ресторанным бизнесом. Одним из ваших предположений может быть «в ресторанах есть меню». Хотя на первый взгляд такое предположение может показаться верным, попробуйте оспорить его, и, возможно, вы найдете несколько очень интересных бизнес-моделей (например, один ресторан, в котором клиенты приносят идеи блюд для шеф-повара).
3. Разделить по частям
Каждая проблема — это маленькая часть большой проблемы. Точно так же, как вы можете исследовать проблему со стороны — например, играя словами или бросая вызов предположениям — вы также можете исследовать ее на разных «высотах».
Если вы чувствуете, что перегружены деталями или смотрите на проблему слишком узко, посмотрите на нее с более общей точки зрения. Чтобы сделать вашу проблему более общей, задайте такие вопросы, как: «Чей это часть?» , «Что это за пример?» или «Что за этим стоит?» .
Подробное объяснение того, как работает этот принцип, см. в статье Повысьте эффективность мозгового штурма с помощью привычки «почему» .
Другим подходом, который очень помогает получить более общее представление о проблеме, является замена слов в постановке задачи на гипернимов . Гиперонимы – это слова, имеющие более широкое значение, чем данное слово. (Например, гипероним слова «автомобиль» — «транспортное средство»). WordNet — отличный бесплатный инструмент для поиска гипернимов для заданного слова (просто найдите слово и щелкните метку «S:» перед определениями слов).
4. Разделение по частям
Если каждая проблема является частью более крупной проблемы, это также означает, что каждая проблема состоит из множества более мелких проблем. Оказывается, разложение проблемы на множество более мелких задач, каждая из которых более конкретна, чем исходная, также может дать более глубокое понимание этой проблемы.
«Разбивка проблемы на части» (делая ее более конкретной) особенно полезна, если вы находите проблему неразрешимой или пугающей.
Некоторые из типичных вопросов, которые вы можете задать, чтобы конкретизировать проблему: «Каковы части этого?» или «Каковы примеры этого?» .
Так же, как и в случае «разбивки», замена слов здесь также может оказаться очень полезной. Класс слов, которые здесь полезны, — это гипонимов : слова, более строгие по смыслу, чем данное. (Например, два гипонима слова «автомобиль» — «минивэн» и «лимузин»). WordNet также может помочь вам найти гипонимы.
5. Найдите несколько точек зрения
Прежде чем броситься решать проблему, всегда смотрите на нее с разных точек зрения. Взглянуть на это другими глазами — отличный способ мгновенно понять новые, упущенные направления.
Например, если у вас есть бизнес и вы пытаетесь «увеличить продажи», попробуйте посмотреть на эту проблему с точки зрения, скажем, клиента. Например, с точки зрения покупателя, это может быть вопрос добавления в ваш продукт функций, за которые он был бы готов платить больше.
Много раз перепишите формулировку проблемы, каждый раз используя одну из этих разных точек зрения. Как ваши конкуренты увидят эту проблему? Ваши сотрудники? Твоя мама?
Кроме того, представьте, как люди в разных ролях будут формулировать проблему. Как на это увидит политик? Профессор колледжа? Монахиня? Попытайтесь найти различия и сходства в том, как разные роли будут решать вашу проблему.
6. Используйте эффективные языковые конструкции
Не существует универсальной формулы для правильного составления идеальной постановки задачи, но есть некоторые языковые конструкции, которые всегда помогают сделать ее более эффективной:
- Предполагайте множество решений. Отличный способ начать формулировку проблемы: «Каким образом я мог бы…» . Это выражение намного превосходит «Как я могу…», поскольку оно намекает на то, что существует множество решений, а не одно, а может быть, и ни одного. Как бы просто это ни звучало, чувство ожидания помогает вашему мозгу находить решения.
- Сделайте его положительным . Отрицательные предложения требуют гораздо больше когнитивных способностей для обработки и могут замедлить вас или даже сорвать ход ваших мыслей. Положительные утверждения также помогают вам найти реальную цель, стоящую за проблемой, и, как таковые, являются гораздо более мотивирующими.
Например: вместо того, чтобы искать способы «бросить курить», вы можете обнаружить, что «увеличение энергии», «продолжительность жизни» и другие являются гораздо более важными целями. - Сформулируйте свою проблему в форме вопроса. Наш мозг любит вопросы. Если вопрос сильный и увлекательный, наш мозг сделает все возможное, чтобы ответить на него. Мы просто ничего не можем с этим поделать: наш мозг немедленно начнет работать над проблемой и продолжит работать в фоновом режиме, даже когда мы этого не осознаем.
- Если вы все еще застряли, рассмотрите возможность использования следующей формулы формулировки вашей проблемы :
«Каким образом ( действие ) ( объект ) ( квалификатор ) ( конечный результат )?»
Пример: Каким образом я мог бы упаковать (действие) мою книгу (объект) более привлекательно (определение), чтобы люди купили ее больше (конечный результат)?
7.
Сделайте это увлекательнымВ дополнение к использованию эффективных языковых конструкций важно придумать формулировку проблемы, которая действительно заинтересует вас, чтобы вы были в лучшем настроении для творческого решения проблемы. Если проблема кажется вам слишком скучной, потратьте время на то, чтобы добавить ей энергии, пока по-прежнему сохраняет подлинность . Сделайте это заманчивым. Ваш мозг поблагодарит (и вознаградит) вас позже.
Одно дело «увеличить продажи» (скучно), другое — «удивить своих клиентов». Одно дело — «создать блог личного развития», совсем другое — «дать читателям возможность жить полной жизнью».
8. Решение проблемы в обратном направлении
Один прием, который обычно помогает, когда вы застряли с проблемой, — это перевернуть ее с ног на голову.
Если вы хотите выиграть, узнайте, что заставит вас проиграть. Если вы изо всех сил пытаетесь найти способы «увеличить продажи», вместо этого найдите способы их уменьшить. Затем все, что вам нужно сделать, это изменить свои ответы. «Больше продажных звонков» может показаться очевидным способом увеличения продаж, но иногда мы видим эти «очевидные» ответы только тогда, когда смотрим на проблему с противоположной стороны.
Этот на первый взгляд запутанный метод может показаться не совсем интуитивным, но перевернув проблему с ног на голову, можно обнаружить довольно очевидные решения исходной проблемы.
9. Сбор фактов
Расследование причин и обстоятельств проблемы. Узнайте подробности об этом — например, его происхождение и причины. Особенно, если у вас есть проблема, которая слишком расплывчата, исследование фактов обычно более продуктивно, чем попытки решить ее сразу.
Если, например, проблема, заявленная вашим супругом, звучит так: «Ты никогда меня не слушаешь», решение не очевидно. Однако если утверждение звучит так: «Вы недостаточно смотрите мне в глаза, когда я с вами разговариваю», то решение очевидно, и вы можете вообще пропустить мозговой штурм. (Однако вам все равно придется поработать над реализацией!)
Задайте себе вопросы о проблеме. Что о нем неизвестно? Можешь нарисовать схему проблемы? Каковы границы проблемы? Полюбопытствовать. Задавайте вопросы и собирайте факты. Говорят, что четко определенная проблема — это полпути к ее решению: я бы добавил, что четко определенная проблема — это уже не проблема.
10. Решение проблемы Постановка проблемы
Я знаю, что рискую зайти в бесконечный цикл, но, как вы, возможно, заметили, получение правильного взгляда на проблему — это проблема сама по себе. Таким образом, не стесняйтесь использовать любую известную вам технику творческого мышления, чтобы помочь. Есть из чего выбрать:
Вы можете установить для себя Квоту идей в постановках задач. Или напишите список из 100 проблем, которые нужно решить. SCAMPER ваше определение проблемы. Это лишь некоторые из десятков техник, которые вы можете попробовать.
Конечно, сколько усилий вы вкладываете в , определяя проблему , по сравнению с тем, сколько усилий вы вкладываете в , решая вашу настоящую проблему , трудно достичь баланса, хотя и достижимого с практикой.