Объем в рисунке и живописи – законы и правила трехмерного построения | Ogivitel-ART
Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.
Понятие объемаВ изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.
Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.
Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.
Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.
Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.
Правилам конструктивного и перспективного рисования объемных предметов с помощью линий много внимания уделяется на уроках по рисунку. Необходимо понимать, что создание любого художественного произведения начинается с композиции, одна из задач которой – правильное соотношение размеров, пропорций и конфигураций, что напрямую влияет на объем. Об одном из методов построения конструкции речь идет в видео, которое демонстрирует этап обучения технологии оптических просветов. Обратите также внимание, как при помощи светотени, получаются сложнейшие складки одежды. А теперь непосредственно о светотеневом рисунке.
Понятие светотениЛюбой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.
Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:
- блика;
- света;
- падающей и собственной тени;
- полутона;
- рефлекса.
Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.
На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности смотрите в видео |
Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.
В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.
Однако самым естественным способом передачи объема является техника Старых мастеров, при которой изображение как бы выводится наружу из глубины полотна. В технологии оптических просветов, в основе которой лежит методика художников эпохи Возрождения, для отображения трехмерного пространства, объемных предметов и мягкого светотеневого рисунка используется поэтапная система. Она включает в себя подготовку полотна, работу оптическими смесями, имприматуру и лессировки. Объем закладывается при обработке поверхности наждачной бумагой, а затем происходит тонкая доводка вышеперечисленными инструментами. Больше о технологии оптических просветов можно узнать из нашей книги, скачать которую можно здесь.
Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!
5 1 голос
Рейтинг статьи
Объём и форма в рисунке: в чём разница?
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
26. 05.2020 00:29
При обучении рисованию художники-педагоги используют специфическую терминологию, которая не всегда понятна новичкам и художникам-любителям, поэтому, чтобы разбираться в изобразительном искусстве, а главное — обучаться азам изобразительной грамоты, стоит определиться с основными понятиями.
На основе сочетания и противопоставления формы и объёма в изображении предметов и объектов строится многое, и определяется качество учебных рисунков. А их взаимопересечение и дополнение — неотъемлемая часть грамотного учебного рисунка и этюда. Итак, сначала разберём каждое определение в отдельности.
Объём.
Проще всего понять суть понятия объём в рисунке на противопоставлении его с плоскостью. Это полная противоположность плоскому и, соответственно, степень объёмности нарисованных предметов и объектов тоже может быть разной, в зависимости от качеств самих объектов и степени выявления объёма — рельеф, трёхмерный объём, псевдообъём и т.д.. Проще говоря, объём в изобразительном искусстве — это степень выпуклости формы, степень её выявления, рельефность.
Объём в рисовании — количественная характеристика.
Насколько изображение объёмное и какими средствами добиться большего объёма в рисунке — одни из основных вопросов художника в процессе обучения академическому рисунку. Ответы на них можно найти, обучаясь по классической учебной программе, осваивая изобразительную грамоту под руководством учителя. В каждом конкретном случае ответы будут разные, ведь на степень и качество выявления объёма в рисунке влияет множество факторов. Всё в рисунке взаимосвязано, но об этом поговорим ниже.
Чтобы представить наглядно, в чём заключается характеристика объёма в рисунке, можно сравнить шар и круг. Форма обоих тел одинаковая, но одно из них объёмное, а второе нет. А полусфера, похожая на них, объёмна только наполовину.
Делая вывод из всего сказанного выше, объём — это трёхмерная величина. Её качество и характер зависят от положения и формы ограничивающих объём поверхностей в пространстве. А степень объёмности предметов и форм в изображении обусловлено трёхмерностью изображения.
Форма.
Как характеристика, форма задаёт визуальную разницу между объектами без учёта объёма. Форма может быть объёмной или плоской — соотношение характеров поверхностей и внешнего выражения объектов и предметов в рисунке. Форма — качественная характеристика. Она отвечает на вопросы художника: что отличает один предмет от другого и какие именно внешне-визуальные особенности делают объекты и предметы не похожими друг на друга.
Если проще, форма — это то, что отличает круг от квадрата и шар от куба. Она существует как в двухмерном, так и в трёхмерном пространстве, соответственно, форма — важнейшая характеристика любого изображения, вне зависимости от того, в какой традиции рисует художник: реалистической или декоративно-плоскостной. А занятия формообразованием одинаково важны как для совсем юных художников (от 3 лет), в качестве познания окружающего мира через рисование, так и для формирования профессиональных компетенций в области изобразительного искусства и дизайна студентами Вузов и художественных училищ.
Если говорить об объёмной форме, то для художника важно уметь различать и определять разницу между целыми и составными трёхмерными объектами, разбирать сложные формы на простые части и складывать простейшие объёмные тела, образуя органичные и оригинальные сложные формы. Особенно важно это качество для мастеров сферы дизайна и архитектуры, когда трёхмерные объемы складываются в единый комплекс форм.
На стыке и во взаимодействии принципов объёма и формы появляется отдельное понятие, очень важное для понимания и осознания начинающими художниками — конструкция. Конструкция в рисовании складывается из логического сочетания разнообразных форм, плоскостных и объёмных, с целью их структурирования и объединения.
Конструкция.
Структура любого объекта называется конструкцией. Складывание единого целого из отдельных частей, формирование монолита из отдельных составляющих в их органичном единстве — принцип, необходимый художнику для верного и корректного изображения любого предмета или объекта, от посуды до интерьера, от пейзажа до тела человека.
Конструкция — внутренняя характеристика предмета, его каркас. Как правило, это сочетание геометрических основ, образующих форму предмета и объекта.
Принципов конструирования у художников множество: измерение и сопоставление пропорций объектов, выведение опорных направляющих (вертикали, горизонтали, диагонали), сопоставление ключевых точек в рисунке… Но самый простой и понятный новичкам, а также максимально удобный в любой ситуации и задачи принцип конструирования и формообразования в рисунке — геометральный метод рисования.
Это способ логического конструктивного разбора сложных форм (и природных форм в том числе: пейзажисты, обратите внимание!) на составные части. Понимание конструкции помогает художнику изображать любые объекты и предметы реалистично, осознанно, грамотно в любом освещении и пространстве.
Таким образом, форма, объём и конструкция в рисовании — вещи тесно связанные, взаимодополняющие, но разные. Не стоит путать одно с другим. Разумеется, начинающим художникам сложно разобраться во всех тонкостях терминологии и связи теории и художественной практики, но делать это непременно нужно, чтобы рисунки становились всё более и более профессиональными, точными, реалистичными.
Обучение рисованию — серьёзный, многоплановый и многоуровневый процесс, а понимание фундаментальных теоретических понятий в области рисунка, живописи и композиции и практическое их освоение — его важнейшая часть. Без неё уроки рисунка превращаются в перерисовывание, а мастерство художника не развивается в полной мере. Так давайте рисовать грамотно и осознанно.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБЪЕМ -Элементы визуального выражения | by Arte Original
Лучшее место для покупки изобразительного искусства. Приходите к нам и откройте для себя удивительные произведения искусства. У нас есть более 500 работ, которые можно выбрать и получить…
arteoriginal.co
Пез Воладор #1. Prada Colón Объем определяется как трехмерное расширение области пространства. Все тела занимают пространство, которое варьируется в зависимости от их пропорций, и мерой этого пространства будет объем. То есть объем — это количество места, занимаемое объектом или фигурой в трехмерном пространстве. Тремя измерениями будут длина, высота и глубина. Теперь, если мы сосредоточимся на изобразительном искусстве, объеме как элементе визуального выражения, мы сможем оценить его в реальном или образном смысле.
Объем — это занятое пространство, но то, что мы воспринимаем, — это его форма. Благодаря этой форме мы испытываем ощущение занятого пространства. В архитектуре объем — это внешний вид здания, заключающий в себе внутреннее пространство. Существует два типа объемов: твердое тело, которое относится к массе, занимающей место в пространстве, и пустота, состоящая из нескольких плоскостей и содержащая пространство.
В случае со скульптурой мы замечаем ее, когда находимся перед этой трехмерной структурой, то есть скульптурный объект имеет реальный объем, который имеет 3 измерения, а вместе с ними и множественные точки зрения. Мы можем окружить скульптуру, пройти сквозь нее, наблюдать ее с любого ракурса, спереди, сбоку, сверху и т. д.
Если мы перейдем к двухмерной плоскости — допустим, к рисунку, картине или гравюре — мы обнаружим симулированный или фигурный объем. Объем в этих случаях был бы намеком на трехмерные характеристики, что достигается строго графическими элементами. То есть, если мы правильно комбинируем расположение ресурсов, таких как точки, линии, плоскости, текстуры и цвет, мы можем визуально имитировать объем тел. Линия имеет только длину, плоскость имеет два измерения, но если, например, взять несколько плоскостей, соединенных вместе, в разных направлениях, то можно построить объемную фигуру, имитирующую высоту, длину и ширину.
Учитывая необходимость изображать природу такой, какой мы ее видим, понятие перспективы было разработано в эпоху Возрождения. Перспектива — это графическое изображение, выполненное, как правило, на плоской поверхности (бумаге, холсте и т. д.) предмета в том виде, в каком он воспринимается нашими глазами, т. е. дает представление о положении, масштабе, объеме , и положение, которое объект занимает в пространстве по отношению к нам, наблюдателям. Перенося то, что мы видим, нашу перспективу, на плоскость, мы создаем зрительную иллюзию глубины.
Как добиться иллюзорного эффекта объема? С помощью техники лепки фигур или светотени. Эта техника стремится представить объекты с точки зрения развития и контраста их света и тени. Самые темные тона обозначают максимальную глубину объекта, а блики отражают направление падающего на него источника света. Затем светотень пытается визуально улучшить фигуру, стремясь воссоздать объем на плоскости.
Серия Reminiscencias de bolsillo. Матео Торрес.Подпишитесь здесь и получайте наши статьи об искусстве.
2.6: Элементы искусства – масса и объем
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 156852
- Трехмерные произведения искусства: имеют высоту, ширину и глубину
- Обладают тремя визуальными элементами: формой, объемом и массой.
Форма
- Двумерный объект — это форма; трехмерный объект называется формой .
- Есть два типа формы; геометрические и органические
- Геометрические формы являются правильными формами, которые легко выразить словами или математическими выражениями, такими как кубы, сферы, цилиндры, конусы и пирамиды, которые являются простыми примерами.
- Дэвид Смит сочетает геометрические формы в угловых соотношениях. Его скульптуры состоят из простых геометрических форм и относятся, как следует из названия, к кубизму живописи и скульптуре.
- В «Куби XIX» формы на поперечной балке расположены скорее как натюрморт, хотя и приподняты вертикальной балкой. Смит намеревался выставить работы «Куби» на улице, чтобы полировка нержавеющей стали отражала изменения условий освещения. Геометрические формы были смягчены этой реакцией на окружающую среду, как и ожидал Смит в примечании к эскизу: «отполировано — как будто я создаю квадратные облака».
Этикетка галереи, сентябрь 2004 г. 9
Дэвид Смит, Cubi XIX, 1964. Нержавеющая сталь, 113¼ × 21⅝ × 20⅝». Галерея Тейт, Лондон, Англия © Estate of David Smith/VAGA, Нью-Йорк/DACS, Лондон 2020
- Органическая форма происходит из мира природы. Обычно они нерегулярны и непредсказуемы. Человеческая фигура считается органической формой.
- В Roettgen Пьета, художник , вырезает тела Марии и Иисуса неправильными, неуклюжими и искаженными, выражая агонию смерти и горя 1
Roettgen Пьета ( 9 0086 Веспербильд ), Средний Рейн, c . 1330. Дерево, высота 34½ дюйма. Rheinisches Landesmuseum, Бонн, Германия.
- Формы имеют два основных атрибута; Объем : количество места, которое занимает форма, и Масса : объем является сплошным и занимает место
- Объем – это объем пространства, занимаемый объектом.
Когда художники окружают пространство не совсем твердыми материалами, они создают открытых объемов.
- В Ghostwriter, Хелмика тщательно подвешенные куски металла создают открытый объем и большую человеческую голову, если смотреть в целом. 1
- Более 3000 различных литых металлических форм точно расположены на 900 нисходящих тросах. Каждый элемент сам по себе является скульптурой; в массе они образуют большую голову в абстрактной спиральной форме.
- Посетите этот сайт, чтобы получить дополнительную информацию; https://helmicksculpture.com/work/ghost-writer
.
Ральф Хелмик и Стюарт Шехтер, Ghostwriter , 1994. Литой металл/кабель из нержавеющей стали, 36 × 8 × 10 футов. Публичная библиотека Эванстона, Иллинойс. «Писатель-призрак» Ральф Хелмик и Стюарт Шехтер.
- Масса — это количество материи, часто означающее ее вес.
Масса предполагает, что что-то твердое и занимает место. 1
- Дом Уайтрида предполагает большой вес и надежность. Она залила внутреннюю часть дома бетоном, прежде чем снести внешние стены.
- Пустой объем интерьера превращен в памятник жизни людей, которые когда-то в нем жили
- Работа заключалась в бетонировании внутренней части всего трехэтажного дома, подвала, цокольного и второго этажей, включая лестницы и эркеры, но не подкровельного пространства. После того, как Уайтрид завладел зданием в августе 1993 года, был создан новый фундамент для поддержки нового бетона.
- Внутренние конструкции, такие как раковины и шкафы, были сняты, отверстия в стенах заполнены, а окна закрыты, чтобы подготовить сплошную внутреннюю поверхность, на которую можно было нанести антиадгезионный состав, а затем 5-сантиметровый (2,0 дюйма) слой бетона светло-серого цвета. , а затем последние 25 сантиметров (90,8 дюйма) слой бетона, армированный стальной сеткой.
Строители ушли через дыру в крыше, которую затем заделали, а внешнюю кирпичную конструкцию сняли. 2
Рэйчел Уайтрид, , дом , 193 Grove Road, London E3, 1993. © Рэйчел Уайтрид. Фото Сью Омерод. Предоставлено художником и Гагосяном.
Нажмите, чтобы увидеть больше информации об этой работе.
Резюме
- Форма – это трехмерная геометрическая фигура (например, сфера, куб, цилиндр, конус и т. д.), в отличие от формы, которая является двухмерной или плоской.
- Масса — это трехмерная форма, занимающая объем пространства.
- Форма, объем и пространство, действительные или подразумеваемые, являются основой восприятия реальности.
Источники
- Дебра Дж. ДеВитт, Ральф М. Ларманн и М. Кэтрин Шилдс. Gateways to Art: Understanding the Visual Arts, , третье издание. 2018
- Смит, Роберта (30 ноября 1993 г.