Под алфавитом понимают – . :

Под алфавитом понимают: а)любую конечную последовательность символов

1.По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:

а)текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.;

б)научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;

в)обыденную, производственную, техническую, управленческую;

г)визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

д)математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.

2.Известно, что наибольший объем информации человек получает при помощи:

а)органов слуха;

б)органов зрения;

в)органов осязания;

г)органов обоняния;

д)вкусовых рецепторов.

3.Под алфавитом понимают:

а)любую конечную последовательность символов;

б)упорядоченный определенным образом конечный набор знаков, расположенных в строго определенной последовательности;

в)совокупность знаков и символов;

г)конечный набор любых знаков;

д)произвольная последовательность конечного набора знаков или символов.

4.В алфавите формального (искусственного) языка всего два знака-буквы (“+” и “–”). Каждое слово этого языка состоит из двух букв. Какое максимальное число слов возможно в этом языке:

а) 4; б) 2; в) 8; г) 6; д) 32.

5.В алфавите некоторого языка всего два знака-буквы (“0” и “1”). Каждое слово этого языка состоит из n букв. По какой из нижеприведенных формул можно определить максимальное число слов N, возможное в этом языке:

а)N= 2n;

б)N= 2n + 2;

в)N= 2n – 2;

г)N= n  2;

д)N= 2n.

6.Пиксель — это:

а)двоичный код графической информации

б)двоичный код одного символа в памяти компьютера;

в)минимальный участок изображения на экране дисплея, которому независимым образом можно задать цвет;


г)код одного алфавита естественного языка;

д)один символ в памяти компьютера.

7.За единицу измерения информации в теории кодирования принят:

а) 1 бод б) 1 бар в) 1 бит

г) 1 час д) 1024 байта

8.В какой из последовательностей единицы измерения информации указаны в порядке возрастания:

а)байт, килобайт, мегабайт, бит;

б)килобайт, байт, бит, мегабайт;

в)байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;

г)мегабайт, килобайт, гигабайт, байт;

д)байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

9.Компьютер — это:

а)устройство для работы с текстами;

б)электронное вычислительное устройство для обработки чисел;

в)устройство для хранения информации любого вида;

г)многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;

д)устройство для обработки аналоговых сигналов.

10.Скорость работы компьютера зависит от:

а)тактовой частоты обработки информации в процессоре;

б)наличия или отсутствия подключенного принтера;

в)организации интерфейса операционной системы;

г)объема внешнего запоминающего устройства;

д)объема обрабатываемой информации.

11.Тактовая частота процессора — это:

а)число двоичных операций, совершаемых процессором в единицу времени;

б)число вырабатываемых за одну секунду импульсов, синхронизирующих работу узлов компьютера;

в)число возможных обращений процессора к оперативной памяти в единицу времени;

г)скорость обмена информацией между процессором и устройствами ввода/вывода;

д)скорость обмена информацией между процессором и ПЗУ.

12.Укажите наиболее полный перечень основных устройств персонального компьютера:

а)микропроцессор, сопроцессор, монитор;

б)центральный процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;


в)монитор, винчестер, принтер;

г)АЛУ, УУ, сопроцессор;

д)сканер, мышь монитор, принтер.

13.Во время исполнения прикладная программа хранится:

а)в видеопамяти;

б)в процессоре;

в)в оперативной памяти;

г)на жестком диске;

д)в ПЗУ.

14.Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:

а)дисковод;

б)оперативную память;

в)мышь;

г)принтер;

д)сканер.

15.Для долговременного хранения информации служит:

а)оперативная память;

б)процессор;

в)внешний носитель;

г)дисковод;

д)блок питания.

16.Какое из устройств предназначено для ввода информации:

а)процессор;

б)принтер;

в)ПЗУ;

г)клавиатура;

д)монитор.

17.Манипулятор “мышь” — это устройство:

а)модуляции и демодуляции;

б)считывания информации;

в)долговременного хранения информации;

г)ввода информации;

д)для подключения принтера к компьютеру.

18.С помощью компьютера текстовую информацию можно:

а)хранить, получать и обрабатывать;

б)только хранить;

в)только получать;

г)только обрабатывать.

19.Устройством ввода текстовой информации является:

а)мышь;

б)экран дисплея;

в)клавиатура;

г)дискета.

20.Устройством для вывода текстовой информации является:

а)клавиатура;

б)экран дисплея;

в)дисковод;

г)мышь.

www.litceymos.ru

Ответы на экзамен ИТ 1курс

Тест: C:\Users\General il Mar\Desktop\P&A\MyTest\1_2_Понятие информации_Общая характеристика информационных процессов_Кодирование_new_new.mtf

Тест

Задание #1

Вопрос:

Под алфавитом понимают:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) любую конечную последовательность символов

2) упорядоченный определенным образом конечный набор знаков, расположенных в строго определенной последовательности

3) совокупность знаков и символов

4) конечный набор любых знаков

Задание #2

Вопрос:

Цифровой алфавит, с помощью которого возможно представить бесконечное множество чисел, состоит (укажи ЛОЖНОЕ утверждение):

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) из одного знака-символа

2) из двух цифр — 1 и 0

3) из десяти цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

4) из трех цифр 1, 2, 3

5) из семи различных символов

Задание #3

Вопрос:

Алфавит азбуки Морзе состоит

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) из нулей и единиц

2) из точек и тире

3) из десяти различных знаков

4) из пяти различных знаков

5) из одного знака

Задание #4

Вопрос:

Совокупность средств и правил создания смысловых единиц языка (слов, словосочетаний, предложений и пр.) — это область языкознания, называемая

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) письменность

2) синтаксис

3) грамматика

4) семантика

5) прагматика

Задание #5

Вопрос:

Символ в вычислительной технике — это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) характеристика художественного образа

2) синоним термина “фонема”

3) знак буквенного алфавита естественного языка

4) знак, единица алфавита естественного или формального языка

5) знак цифрового алфавита

Задание #6

Вопрос:

В алфавите формального (искусственного) языка всего два знака-буквы (“0” и “1”). Каждое слово этого языка состоит из трех букв. Какое максимальное число слов возможно в этом языке

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 32

2) 16

3) 8

4) 10

5) 64

Задание #7

Вопрос:

В алфавите формального (искусственного) языка всего два знака-буквы (“0” и “1”). Каждое слово этого языка состоит из четырех букв. Какое максимальное число слов возможно в этом языке

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 64

2) 16

3) 8

4) 10

5) 32

Задание #8

Вопрос:

В алфавите некоторого языка всего два знака-буквы (“0” и “1”). Каждое слово этого языка состоит из n букв. По какой из нижеприведенных формул можно определить максимальное число слов N, возможное в этом языке

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) N= 2n

2) N= 2n + 2

3) N= 2n — 2

4) N= n ´ 2

5) N= 2n

Задание #9

Вопрос:

Английский язык можно условно отнести

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) к одному из искусственных языков

2) к алгоритмическому языку программирования СИ

3) к естественным языкам

4) к языку логического программирования

5) к графическому языку

Задание #10

Вопрос:

Какое из определений раскрывает понятие “языки программирования”

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) это формализованные языки, предназначенные для описания данных и алгоритма обработки этих данных с помощью компьютера

2) это совокупность символов, предназначенных для передачи данных;

3) это способ общения пользователя с системой

4) это естественный язык, предназначенный для общения людей, неразрывно связанный с мышлением

5) это язык, предназначенный для применения в сфере человеческой деятельности

Задание #11

Вопрос:

Язык можно назвать формальным, если в нем

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) каждое слово имеет только один смысл

2) каждое слово имеет не более двух значений

3) жестко заданы правила построения слов

4) каждое слово имеет только один смысл и однозначно заданы правила построения слов из алфавита языка

5) количество знаков (символов) в каждом слове не превосходит некоторого фиксированного числа

Задание #12

Вопрос:

К формальным языкам можно отнести:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) разговорный язык

2) язык программирования

3) язык жестов

4) китайский язык

5) английский язык

Задание #13

Вопрос:

Формализация — это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) процесс представления информации на материальном носителе

2) коммуникативный процесс

3) процесс представления информации в виде некоторой формальной системы или системы счисления

4) поиск решения математической задачи

5) процесс интерпретации полученных данных

Задание #14

Вопрос:

Русский алфавит может быть закодирован с помощью двоичного кода — двоичных слов постоянной длины. Каково минимально возможное число двоичных символов в таком слове

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 8

2) 1

3) 2

4) 5

5) 6

Задание #15

Вопрос:

В соответствии с кодовой таблицей ASCII символы английского алфавита кодируются двузначными числами, причем сочетание “I love” в соответствии с этой таблицей кодируется как 73 76798669, а сочетание “I live” кодируется так

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 73 73768669

2) 73 79768669

3) 73 76867669

4) 76 73737686

5) 73 76738669

Задание #16

Вопрос:

К коду переменной длины относится

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 4-х битовый код Грэя для десятичных цифр

2) кодирование информации в памяти компьютера

3) 4-позиционный цепной код

4) код Морзе

5) код Бодо

Задание #17

Вопрос:

Какое из пяти приведенных ниже слов нельзя закодировать с помощью четырех символов

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) капот

2) елка

3) поле

4) пока

5) лапка

Задание #18

Вопрос:

Для шифровки каждой буквы используются двузначные числа. Известно, что буква “е” закодирована числом 20. Среди слов “елка”, “полка”, “поле”, “пока”, “кол” есть слова, кодируемые последовательностью цифр: 11321220, 20121022. Какая из нижеприведенных последовательностей есть код слова “колокол”:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 10321232101232;

2) 10321232103212

3) 12321232101232

4) 10321232101220

5) 12321232101231

Задание #19

Вопрос:

При последовательной кодировке символов код буквы “и” равен 136. В этом случае слово “лимон” будет кодироваться сочетанием

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 139136140142141

2) 147136148150149

3) 146136147149148

4) 138136139141140

5) 155136156158157

Задание #20

Вопрос:

Слова РОГА, ГАНГРЕНА шифруются одной из следующих последовательностей букв. Какой из них?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) ЦЛВГ, ВГАВЦБАГ

2) ВЛАЦ, ВГЦБААВГ

3) ЦАЛВ, ГАБЦВАГВ

4) ЦВГЛ, БАГЦВАГВ

5) ЛВЦГ, ГАБВГЦАЛ

Задание #21

Вопрос:

В основе кодирования звука с использованием ПК лежит

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) процесс преобразования колебаний воздуха в колебания электрического тока и последующая дискретизация аналогового электрического сигнала

2) дискретизация амплитуды колебаний звуковой волны

3) запись звука на магнитную ленту

4) процесс преобразования колебаний воздуха в колебания электрического тока

5) дискретизация звукового сигнала

Задание #22

Вопрос:

Качество воспроизведения закодированного звука в основном зависит

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) от диапазона напряжения, в котором функционирует АЦП

2) от частоты дискретизации и ее разрешения

3) от избыточности кодируемой звуковой информации

4) от методов “упаковки” звуковой информации

5) от методов “распаковки” звуковой информации

Задание #23

Вопрос:

Система счисления — это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов (цифр) некоторого алфавита

2) произвольная последовательность цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3) бесконечна последовательность цифр 0, 1

4) совокупность цифр I, V, X, L, C, D, M

5) множество натуральных чисел и знаков арифметических действий

Задание #24

Вопрос:

В позиционной системе счисления

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) значение каждого знака в числе зависит от значения числа

2) значение каждого знака в числе зависит от значений соседних знаков

3) значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа

4) значение каждого знака в числе не зависит от значения знака в старшем разряде

5) значение каждого знака в числе зависит от значения суммы соседних знаков

Задание #25

Вопрос:

Число 10 десятичной системы счисления в двоичной системе счисления имеет вид

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 1000

2) 1010

3) 0010

4) 0100

5) 1100

Задание #26

Вопрос:

Число 1016 соответствует числу в десятичной системе счисления

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 1010;

2) 101010

3) 1610

4) 3210

5) 1510

Задание #27

Вопрос:

Число 2016 соответствует числу в десятичной системе счисления

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 1010;

2) 101010

3) 1610

4) 3210

5) 6410

Задание #28

Вопрос:

Число FА16 соответствует числу в десятичной системе счисления

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 25010

2) 25610

3) 1610

4) 3210

5) 101810

Задание #29

Вопрос:

Число 100101102 соответствует числу в шестнадцатиричной системе счисления

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 9416

2) 9716

3) 9516

4) 9616

5) 9916

Задание #30

Вопрос:

Число 110101112 соответствует числу в восьмеричной системе счисления:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 4948;

2) 1258

3) 768;

4) 3278

5) 998

Задание #31

Вопрос:

Укажите самое большое число

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 15613

2) 15610

3) 1568;

4) 15616

5) 15612

Задание #32

Вопрос:

Какое число уменьшится в 8 раз при перенесении запятой влево на три знака

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 3002, 058

2) 2,2240124

3) 10100112

4) 20000156;

5) 100000010

Задание #33

Вопрос:

В саду 100x фруктовых деревьев, из которых 33x — яблони, 22x — груши, 16x — сливы; 17x — вишни. Каково основание системы счисления (чему равен x):

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 2

2) 4

3) 6

4) 9

5) 10

Задание #34

Вопрос:

Укажите основание x системы счисления, если известно, что (47)10= (21)x

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 20;

2) 21

3) 22;

4) 23

5) 24

Задание #35

Вопрос:

Число цифр в двоичной записи десятичного числа, представленного в виде:

1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64 + 128 + 256 + 512 + 1024

равна:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 5

2) 11

3) 22

4) 18

5) 26

Задание #36

Вопрос:

Числа представлены в двоичной системе счисления. Сколько всего чисел можно записать в виде последовательности из шести двоичных символов

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 64

2) 16

3) 32

4) 128

5) 1024

Задание #37

Вопрос:

Чему равен Х в десятичной системе счисления, если Х = 103 + 102 х 105

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 12

2) 1

3) 11

4) 13

5) 14

Задание #38

Вопрос:

К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) возможность экономии электроэнергии

2) использование названной системы в обыденной жизни

3) наглядность и понятность записи числа в двоичной системе счисления

4) экономию памяти компьютера

5) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием двух состояний элементов компьютера и операцию “сдвиг”.

Задание #39

Вопрос:

Семантический аспект передачи информации проявляется в том, что

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) количество информации, получаемой из сообщения, зависит от имеющихся у получателя знаний

2) для понимания сообщения необходимо знать код, в котором это сообщение передано

3) количество информации, получаемой из сообщения, зависит от количества символов в этом сообщении

4) каждое передаваемое сообщение увеличивает вероятность достижения цели получателем информации

5) количество информации, получаемой из сообщения, зависит от актуальности получаемых сведений

Задание #40

Вопрос:

В теории информации количество информации определяется как

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) общее число символов в сообщении

2) мера уменьшения неопределенности, связанного с получением сообщения

3) объем памяти компьютера, необходимый для хранения сообщения

4) сумма произведений кодируемого символа на среднюю вероятность его выбора из алфавита

5) число различных символов в сообщении

Задание #41

Вопрос:

Сообщение о том, что монета после броска упала “орлом” или “решкой” (согласно теории информации) несет:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 0 бит информации

2) 1 бит информации

3) 2 бита информации

4) 4 бита информации

5) 8 байт информации

Задание #42

Вопрос:

Даны три сообщения:

А. “Монета упала решкой вниз”

Б. “Игральная кость упала гранью с тремя очками вверх”

В. “На сфетофоре горит красный свет”

Какое из этих сообщений (согласно теории информации) содержит больше информации?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) первое

2) второе

3) третье

4) количество информации во всех сообщениях одинаково

5) вопрос некорректен

Задание #43

Вопрос:

Если рассматривать информацию как меру уменьшения неопределенности, то количество информации в сообщении зависит

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) от числа символов в сообщении;

2) от длины двоичного кода сообщения;

3) от вероятности совершения данного события;

4) от объема знаний, имеющихся у получателя сообщения;

5) от объема знаний, имеющихся у отправителя сообщения.

Задание #44

Вопрос:

В корзине лежат тридцать два разноцветных шара. Сообщение о том, что из корзины вытащили красный шар, несет

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 0 бит информации;

2) 2 байта информации

3) 4 бита информации

4) 5 бит информации;

5) 32 бита информации.

Задание #45

Вопрос:

Вы спросили, знает ли учитель сколько бит информации содержит молекула ДНК. Он ответил: “Нет”. Сколько информации содержит ответ учителя

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 1 бит;

2) 3 бита

3) 102 бит

4) 1024 бит

5) 3 байта

Задание #46

Вопрос:

За единицу измерения информации в теории кодирования принят

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 1 бод

2) 1 бар

3) 1 бит

4) 1 час

5) 1024 байта

Задание #47

Вопрос:

В теории кодирования и передачи сообщений под количеством информации в сообщении понимают

Выберите один из 6 вариантов ответа:

1) количество кодируемых, передаваемых или хранимых символов сообщения

2) вероятность совершения события, о котором информирует сообщение

3) числовую характеристику сигнала, которая не зависит от его формы и содержания и характеризует

4) неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала

5) среднее значение количества информации, вычисляемое по формуле: H = -pilog2pi (i=1…m), где pi — вероятность выбора из алфавита, содержащего m букв, i-ой буквы

6) среднее число символов в слове

Задание #48

Вопрос:

В теории кодирования бит — это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) восьмиразрядный двоичный код для кодирования одного символа

2) информационный объем любого сообщения

3) символ латинского алфавита

4) двоичный знак двоичного алфавита {0,1};

5) 8 байтов

Задание #49

Вопрос:

В какой из последовательностей единицы измерения информации указаны в порядке возрастания

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) байт, килобайт, мегабайт, бит

2) килобайт, байт, бит, мегабайт

3) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт

4) мегабайт, килобайт, гигабайт, байт

5) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Задание #50

Вопрос:

Система RGB служит для кодирования

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) текстовой информации

2) числовой информации

3) графической информации

4) звуковой информации

Задание #51

Вопрос:

Сколько бит в слове МЕГАБАЙТ?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 8

2)

32

3) 64

4)

24

Задание #52

Вопрос:

Растровый графический файл содержит цветное изображение с палитрой из 256 цветов размером 10 х 10 точек. Каков информационный объем этого файла?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 800 байт

2) 400 бит

3) 8 Кбайт

4) 100 байт

Задание #53

Вопрос:

Система ASCII служит для кодирования…

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) символов

2) латинских букв

3) цифр

4) букв национальных алфавитов

Задание #54

Вопрос:

Бит — это…

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) логический элемент

2) минимальная единица информации, принимающая значение 0 или 1

3) минимальвая единица информации, принимающая значение 0

4) минимальная единица информации, принимающая значение 1

Задание #55

Вопрос:

Чему равен 1 Гбайт?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 210 Мбайт

2) 103 Мбайт

3) 1000 Мбит

4) 1 000 000 Кбайт

Задание #56

Вопрос:

В детской игре «Угадай число» первый участник загадал целое число в промежутке от 1 до 16. Второй участник задает вопросы: «Загаданное число больше числа …?» Какое количество вопросов при правильной стратегии (интервал чисел в каждом вопросе делится пополам) гарантирует угадывание?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

Задание #57

Вопрос:

Как записывается и передается физическая информации в ЭВМ?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) цифрами

2) с помощью программ

3) представляется в форме электрических сигналов

Задание #58

Вопрос:

Как записывается десятичное число 4 в двоичной системе счисления?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 101

2) 100

3) 111

Задание #59

Вопрос:

Сколько байт в 2 Гбайтах?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 2 х 230

2) 2 х 23

3) 2 х 220

4) 2 х 231

Задание #60

Вопрос:

Сколько бит информации необходимо для кодирования одной буквы?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 8

4) 16

Задание #61

Вопрос:

Сколько байт в словах ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 24

2) 192

3) 25

4) 2

Задание #62

Вопрос:

В детской игре «Угадай число» первый участник загадал целое число в промежутке от 1 до 8. Второй участник задает вопросы: «Загаданное число больше числа …?» Какое количество вопросов при правильной стратегии (интервал чисел в каждом вопросе делится пополам) гарантирует угадывание?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание #63

Вопрос:

Какое количество информации содержит один разряд двоичного числа?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1 байт

2) 3 бита

3) 4 бит

4) 1 бит

Задание #64

Вопрос:

Растровый графический файл содержит черно-белое изображение с 16 градациями серого цвета размером 10 х 10 точек. Каков информационный объем этого файла?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 100 бит

2) 400 байт

3) 400 бит

4) 100 байт

Задание #65

Вопрос:

Сколько существует различных кодировок букв латинского алфавита?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) одна

2) две (MS-DOS, Windows)

3) три (MS-DOS, Windows, Macintosh)

4) пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO)

Задание #66

Вопрос:

В процессе преобразования текстового файла из кодировки MS-DOS в кодировку Windows происходит …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) редактирование документа

2) форматирование документа

3) перекодировка символов

4) печать документа

Задание #67

Вопрос:

Какое количество информации содержит один разряд шестнадцатеричного числа?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1 бит

2) 4 бита

3) 1 байт

4) 16 бит

Задание #68

Вопрос:

Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100 х 100 точек. Каков информационный объем этого файла?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 10000 бит

2) 10000 байт

3) 10 Кбайт

4) 1000 бит

Задание #69

Вопрос:

Сколько существует различных кодировок букв русского алфавита?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) одна

2) две (MS-DOS, Windows)

3) три (MS-DOS, Windows, Macintosh)

4) пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO)

Задание #70

Вопрос:

Звуковая плата с возможностью 16-битного двоичного кодирования позволяет воспроизводить звук с …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 8 уровнями интенсивности

2) 16 уровнями интенсивности

3) 256 уровнями интенсивности

4) 65536 уровнями интенсивности

Задание #71

Вопрос:

Наибольший информационный объем будет иметь файл, содержащий…

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1 страницу текста

2) черно-белый рисунок 100 х 100

3) аудиоклип длительностью 1 мин

4) видеоклип длительностью 1 мин

Задание #72

Вопрос:

При каком условии формула Шеннона превращается в формулу Хартли?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) p1=p2=…=pN

2) p1 = p2 =…=p1/N

3) p = N

4) p = 1/N

Задание #73

Вопрос:

Сколько байт памяти необходимо, чтобы закодировать изображение на экране компьютерного монитора, который может отображать 1280 точек по горизонтали и 1024 точек по вертикали при 256 цветах?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1, 31 Мбайт

2) 1, 25 Мбайт

3) 40 Кбайт;

4) 320 Кбайт

Задание #74

Вопрос:

В какой системе счисления справедливо равенство 21+24=100?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) двоичная;

2) восьмеричная;

3) шестнадцатеричная;

4) пятеричная

Задание #75

Вопрос:

С помощью одного БАЙТА можно запомнить ____различных состояний

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 256

2) 8

3) 1

4) 1024

Задание #76

Вопрос:

Если числа в двоичной системе счисления имеют вид 101012и 10002, то их сумма в десятичной системе счисления равна…

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 29

2) 32

3) 45

4) 25

Задание #77

Вопрос:

При сложении двоичных чисел 1001 и 1…1 получается двоичное число 11000. Это означает, что втором слагаемом пропущена последовательность цифр..

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 01

2) 11

3) 01

4) 10

Задание #78

Вопрос:

Энтропия системы, в которой все состояния системы равновероятны (их вероятность равна Pi=1/N) и вычисляется по формуле:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

2)

3)

4)

Задание #79

Вопрос:

Для кодирования 32 различных состояний достаточно _____ двоичных разрядов

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 8

2) 20

3) 5

4) 32

Задание #80

Вопрос:

Правильный порядок значений по убыванию имеет вид…

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1616, 1610, 168

2) 1610, 168, 1616

3) 168, 1610, 1616

4) 168, 1616, 1610

Задание #81

Вопрос:

Единица измерения информации при ее вычислении по формуле

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Нат

2) Байт

3) Бит

4) Дит

Задание #82

Вопрос:

Непозиционная система счисления- это

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) двоичная

2) восьмеричная

3) шестнадцатеричная

4) буквы латинского алфавита

Задание #83

Вопрос:

Основанием позиционной системы счисления называется

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) основание логарифма из формулы перевода чисел в системе

2) количество правил вычисления в системе

3) целая часть чисел

4) число отличных друг от друга знаков, которые используются для записи чисел

Задание #84

Вопрос:

Сложите два числа в двоичной системе счисления: 1101 + 11 равно

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 1100

2) 1110

3) 1101

4) 1011

5) 10000

Задание #85

Вопрос:

Сложите два числа в двоичной системе счисления: 10101 + 1011 равно

studfiles.net

6. Алфавитный подход к измерению информации.

А теперь познакомимся с другим способом измерения информации. Этот способ не связывает количество информации с содержанием сообщения, и называется он алфавитным подходом.

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.

Проще всего разобраться в этом на примере текста, написанного на каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык.

Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.

Полное количество символов алфавита принято называть мощностью алфавита. Будем обозначать эту величину буквой N. Например, мощность алфавита из русских букв и отмеченных дополнительных символов равна 54.

Представьте себе, что текст к вам поступает последовательно, по одному знаку, словно бумажная ленточка, выползающая из телеграфного аппарата. Предположим, что каждый появляющийся на ленте символ с одинаковой вероятностью может быть любым символом алфавита. В действительности это не совсем так, но для упрощения примем такое предположение.

В каждой очередной позиции текста может появиться любой из N символов. Тогда, согласно известной нам формуле, каждый такой символ несет I бит информации, которое можно определить из решения уравнения: 2I = 54. Получаем: I = 5.755 бит.

Вот сколько информации несет один символ в русском тексте! А теперь для того, чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на I.

Посчитаем количество информации на одной странице книги. Пусть страница содержит 50 строк. В каждой строке — 60 символов. Значит, на странице умещается 50×60=3000 знаков. Тогда объем информации будет равен: 5,755 х 3000 = 17265 бит.

При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.

При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации. Интересно, что сама единица измерения информации «бит» получила свое название от английского сочетания «binary digit» — «двоичная цифра».

Применение алфавитного подхода удобно прежде всего при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл понятия «новые — старые», «понятные — непонятные» сведения. Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.

Удобнее всего измерять информацию, когда размер алфавита N равен целой степени двойки. Например, если N=16, то каждый символ несет 4 бита информации потому, что 24 = 16. А если N =32, то один символ «весит» 5 бит.

Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. С ним мы скоро встретимся при работе с компьютером. Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания….

Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это настолько характерная величина, что ей даже присвоили свое название — байт.

1 байт = 8 бит.

Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг и пр. используют компьютерные текстовые редакторы. Компьютерные редакторы, в основном, работают с алфавитом размером 256 символов.

В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.

Пусть небольшая книжка, сделанная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Значит страница содержит 40×60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге: 2400 х 150 = 360 000 байт.

В любой системе единиц измерения существуют основные единицы и производные от них.

Для измерения больших объемов информации используются следующие производные от байта единицы:

1 килобайт = 1Кб = 210 байт = 1024 байта.

1 мегабайт = 1Мб = 210 Кб = 1024 Кб.

1 гигабайт = 1Гб = 210 Мб = 1024 Мб.

Прием-передача информации могут происходить с разной скоростью. Количество информации, передаваемое за единицу времени, есть скорость передачи информации или скорость информационного потока.

Очевидно, эта скорость выражается в таких единицах, как бит в секунду (бит/с), байт в секунду (байт/с), килобайт в секунду (Кбайт/с) и т.д.

studfiles.net

Символизация (кодирование) информации — Мегаобучалка

 

Как мы выяснили из первой главы информация – это нематериальная составляющая окружающего нас мира. Для ее материализации (однозначного отображения и передачи) используется символизация информации, то есть определение количества и качества (значения) информации. Для символизации информации люди используют различные языки. Различают естественные и искусственные(формальные) языки. Естественные языки развивались веками и используются для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специального применения. Примером формальных языков могу служить языки программирования, языки кодирования информации для ее передачи, хранения и т.п.

Каждый язык имеет свой алфавит. Под алфавитом языка понимают набор символов. То есть символизация информации – это описание объектов или явлений с помощью символов того или иного алфавита. Под мощностью алфавита понимают количество символов, составляющий данный алфавит, что в свою очередь определяет количество возможных комбинаций (слов) которые можно составить из символов данного алфавита в соответствии с определенными правилами.

Кодом называют совокупность знаков (символов), предназначенных для представления той или иной информации в соответствии с определенными правилами. Символизацию информации (представление в виде символов) называют кодированием. Кодируют информацию с целью ее передачи или хранения.

Для примера кодирования возьмем предмет мебели стол. Для кодирования информации об этом предмете на русском языке нам понадобиться записать последовательность символов «СТОЛ», а кодирования информации об этом предмете на английском «TABLE».

Естественные языки очень часто имеют одинаковый код для определения различных объектов. Так например слово «коса» может означать девичью косу, речную отмель и инструмент для скашивания травы. В формальных языках такое кодирование недопустимо. Это определяется тем, что естественные языки оперируют контекстом (набором слов) при анализе и классификации информации, а формальные непосредственно словами.



Количество и графическое отображение символов в алфавитах естественных языков сложилось исторически и характеризуется особенностями языка (произносимыми звуками). Например русский алфавит имеет 33 символа, латинский – 26, китайский несколько тысяч.

Минимальное количество знаков алфавита равно единице. Допустим, что алфавит имеет один знак и пусть это будет * (звездочка). Тогда цвета радуги будут кодироваться как: * — красный, ** — оранжевый, *** — желтый, **** — зеленый, ***** — голубой, ****** — синий, ******* — фиолетовый.

 

Двоичный алфавит.

 

В информатике и вычислительной технике широко используется алфавит, имеющий два знака, например «1» и «0». Этими символами в логике и технике приводят в соответствие понятия «да» и «нет», «есть сигнал» и «нет сигнала», «истина» и «ложь». Такой алфавит называют двоичным или бинарным (binary) в соответствии с этим вводится наименьшая единица информации бит (bit).

Одного бита информации достаточно для кодирования текущего состояния объекта, имеющего два статических состояния, например лампочки «0» — выключено, «1» — включено. То есть одноклавишный выключатель является носителем одного бита информации, которого нам достаточно для определения состояния лампочки.

В реальной жизни крайне редко встречаются объекты состояние которых можно закодировать одним битом информации и нет объектов, которые можно описать одним битом. Для кодирования от трех до четырех состояний или признаков объекта требуется уже два бита информации. Для кодирования от четырех до девяти состояний объекта уже требуется три бита. 9-16 состояний 4 бита, 17-32 состояний 5 бит. В общем случае количество бит, необходимых для кодирования N состояний или диапазона значений свойств объектов или явлений определяется по формуле 1:

(1)

где

N – количество состояний или диапазон значений свойств объектов,

q – количество бит информации необходимых для кодирования требуемого количества состояний или диапазона свойств объектов.

 

Было принято, что следующей базовой единицей информации будет являться байт – это последовательность бит длина которой равна 8 битам. Одним байтом можно закодировать от 1 до 256 различных объектов, например символов.

На практике используются более объемные единицы измерения информации, приведенные в таблице 1.

 

 

Таблица 1.

1 байт =8 бит
1 слово =2 байта = 16 бит
1 двойное с слово =2 слова = 4 байта=32 бита
1 килобайт (Кб) =1024 байт
1 мегабайт (Мб) =1024 килобайт =
1 гигабайт (Гб) =1024 мегабайт =
1 терабайт (Тб) =1024 гигабайт =

 

Пример 1.

Подсчитаем объем памяти, требуемый для хранения книги объемом 100 страниц, при учете, что в среднем на каждой странице по 40 строк, а в каждой строке в среднем по 60 символов.

ü Определяем количество символов находящихся в книге:

ü При условии, что символ занимает 1 байт памяти для хранения книги потребуется 240000 байт памяти или

 

Системы счисления.

 

Любую информацию окружающего нас мира можно представить в виде числовых значений, характеризующих положение свойства объекта относительно какой либо нулевой отметки. Совокупность способов построения, записи и наименования чисел называют системой счисления.

История развития способов счета насчитывает многие тысячелетия. Менялись средства счета: пальцы, камешки, счеты, арифмометры, компьютеры. Но их назначение оставалось неизменным: определение качественных и количественных характеристик объектов.

Различают два вида систем счисления это: позиционная система и непозиционная система.

Позиционная система счисления – количество определяемое цифрой числа зависит от позиции этой цифры в записи числа. Например в записи десятичной системы счисления одна и та же цифра 1 определяет различные количества: сто, десять и один.

Непозиционная система счисления – количество определяемое цифрой числа не зависит от ее позиции. К непозиционным системам относиться римская система счисления. Например число XXX – означает тридцать, а каждый символ означает десть, то есть X+X+X=XXX.

 

megaobuchalka.ru

План-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме: Алфавитный подход к измерению информации

Тема: Алфавитный подход к измерению информации

Информатика и ИКТ / 8 класс

 

Цель:

  • сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Учебники и тетради.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • что такое «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных»;
  • производные единицы измерения информации;
  • как найти количество информации в тексте.
  • Учащиеся должны уметь:
  • находить количество информации в тексте;
  • переводить количество информации в производные.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа Калькулятор.

Основная часть:

Ход урока

I. Постановка целей урока

1. Сколько символов в компьютерном алфавите?

2. Каков объем информации, содержащейся в книге, на аудиокассете, на компакт-диске, в библиотеке?

3. Для передачи информации в объеме 10 учебников можно затратить всего 1 минуту. Как это сделать?

II. Проверка домашнего задания

Задачи уровня знания и понимания проверьте на доске. Задачи уровня применения и творческого уровня проверьте в тетрадях, выберите правильное решение и попросите рассказать решение задачи устно.

III. Изложение нового материала

1. Алфавитный подход к измерению информации

Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний, т. е. мы рассматривали информацию со своей точки зрения — с позиции человека. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. Например, в опыте по доставанию шара из корзины одинаковое количество информации содержится и в зрительном образе (мы видим красный шар), и во фразе «Красный шар», и в длинной фразе «Я достал красный шар».

Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Здесь не работают «неопределенность знаний» и «вероятность информации». Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации. Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации — алфавитный.

Каким образом в этом случае можно найти количество информации. Рассмотрим пример.

У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью. Множество используемых в тексте символов называется алфавитом. В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки. У алфавита есть размер (полное количество его символов), который называется мощностью алфавита.

Обозначим мощность алфавита через N. Тогда воспользуемся формулой для нахождения количества информации их вероятностного подхода: I = log2N.

Для расчета количества информации по этой формуле нам необходимо найти мощность алфавита N. На самом деле мы уже рассчитывали мощность алфавита, когда рассматривали кодирование текстовой информации (найдите упражнение в уроке 5). Найдем N для нашей задачи.

Пример 1

Найти объём информации, содержащейся в тексте из 3000 символов, написанном русскими буквами.

Решение:

1. Найдем мощность алфавита: N = 33 русских прописных буквы + 33 русских строчных букв + 21 специальный знак = 87 символов.

Подставим в формулу и рассчитаем количество информации:

2. I = log287 = 6,4 бита.

Такое количество информации — информационный объем — несет один символ в русском тексте. Теперь, чтобы найти количество информации во всем тесте, нужно найти общее количество символов в нем и умножить на информационный объем одного символа. Пусть в тексте 3000 символов. Значит: 3. 6,4-3000 =19140 бит.

Теперь дадим задание переводчику перевести этот текст на немецкий язык. Причем так, чтобы в тексте осталось 3000 символов. Содержание текста при этом осталось точно такое же. Поэтому с точки зрения вероятностного подхода количество информации также не изменится, т.е. новых и понятных знаний не прибавилось и не убавилось.

Пример 2

Найти количество информации, содержащейся в немецком тексте с таким же количеством символов.

Решение:

Найдем мощность немецкого алфавита:

1. N = 26 немецких прописных буквы + 26 немецких строчных букв + 21 специальный знак = 73 символа.

Найдем информационный объем одного символа:

2. I = log273 = 6,1 бит. Найдем объем всего текста. 3. 6,1*3000= 18300 бит.

Сравнивая объемы информации русского текста и немецкого, мы видим, что на немецком языке информации меньше, чем на русском. Но ведь содержание не изменилось. Следовательно, при алфавитном подходе к измерению информации ее количество не зависит от содержания, а зависит от мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфавитного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой. При этом содержание книги не учитывается.

Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.

1. Найти мощность алфавита — N.

2. Найти информационный объем одного символа — I = log2N.

3. Найти количество символов в сообщении — К. 4. Найти информационный объем всего сообщения — К*I.

Пример 3

Найти объем текста, записанного на языке, алфавит которого содержит 128 символов и 2000 символов в сообщении.

Дано: К = 2000, N = 128.

Найти: Iт — ?

Решение: 1. I = log2N = log2128 = 7 бит — объем одного символа. 2. Iт= I*K = 7-2000 = 14000 бит — объем сообщения.

Ответ: 14000 бит.

2. Другие единицы измерения информации

В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита. Также мы выяснили, Что закодировать 256 разных символом можно с помощью 8 бит. 8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название — байт.

Итак, следующая по величине единица измерения информации — байт. 1 байт = 8 битам.

Используя этот факт можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е. тексте, набранном с помощью компьютера. А, учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объем любого сообщения, созданного подобным образом.

Пример 4

Найти информационный объем страницы компьютерного текста. Пояснение: возьмите в качестве примера реальный текст из какой-нибудь учебника без картинок. Расчеты производить приблизительно.

Решение:

1. Найдем информационный объем одного символа: I = log2N, N = 256 I = log2256 = 8 бит = 1 байт.

2. Найдем количество символов на странице. Примерно. ? Как можно это сделать быстро? (Найти количество символов в строке и умножить на количество строк.)

Пояснение: пусть дети выберут произвольную строку и подсчитают количество символов в ней, учитывая все знаки препинания и пробелы. Упростите до целого значения. 40 символов 50 строк = 2000 символов.

3. Найдем информационный объем всей страницы: 2000 • 1 = 2000 байт. Ответ: 2000 байт.

Вывод: дело в том, что информационный объем одного символа несет как раз 1 байт информации. Поэтому достаточно подсчитать количество символов в тексте, которое и даст объем текста в байтах. Например, если в тексте 3000 символов, то его информационный объем равен 3000 байтам. Согласитесь, что байт — маленькая единица измерения информации.

Пример 5

Найти информационный объем небольшой книги в 130 страниц. Пояснение: страницы взять из предыдущей задачи. Решение: 2000 байт • 130 = 260000 байт. Ответ: 260000 байт.

И это информационный объем только одной книги! А если взять объем целой библиотеки? Получится очень большое число.

Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы:

1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байта;

1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб;

1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб.

Примеры объемов информации.

Страница книги

2,5 Кбайт

Учебник

0,5 Мбайт

БСЭ

120 Мбайт

Газета

150 Кбайт

Черно-белый телевизионный кадр

300 Кбайт

Цветной кадр из трех цветов

1 Мбайт

1,5-часовой цветной художественный фильм

135 Гбайт

В 100 Мб можно уместить:

Страниц текста

50000

Цветных слайдов высочайшего качества

150

Аудиозапись

1,5 часа

Музыкальный фрагмент качества CD-стерео

10 минут

Фильм высокого качества записи

15 секунд

Протоколы операций по банковским счетам

За 1000 лет

Обмен информацией происходит с разной скоростью. Если говорить о людях, то темп речи очень важен для взаимопонимания. Некоторые люди разговаривают очень медленно, другие — наоборот быстро (тараторят). И с теми и с другими иногда слушателю бывает некомфортно. Скорость чтения также у людей бывает разная. Конечно, хорошо обладать высокой скоростью чтения, больше книг можно прочитать. Существуют даже специальные приемы развития высокой скорости чтения. Скорость передачи информации называется скоростью информационного потока и выражается в битах в секунду (бит/с), байтов в секунду (байт/с), Кбайтов в секунду (Кб/с) и т.д.

Скорость чтения и скорость речи можно вычислить. Скорость информационного потока в случае, когда он происходит между техническими устройствами, намного выше, чем между людьми. Прием и передачи информации в этом случае происходит по каналам связи.

К основным характеристикам каналов связи относятся:

  • максимальная скорость передачи информации по каналу связи называется пропускной способностью канала;
  • надежность;
  • стоимость;
  • резервы развития.

В следующей таблице приведены характеристики некоторых каналов связи.

Тип связи

Скорость передачи данных (Мбит/с)

Помехоустойчивость

Наращиваемость

Электрический кабель:

— витая пара

— коаксиальный кабель

10-100

до 10

Низкая

Высокая

Простоая Проблематичная

Телефонная линия

1-2

Низкая

Без проблем

Оптические светодиоды (Сверхтонкие силиконовые волокна)

10 — 200

Абсолютная

Без проблем

Пояснение: таблицу подготовьте заранее на доске или на бумаге и раздайте детям.

Анализируя эту таблицу, можно сказать, что сегодня предпочтение отдается высокосортному оптоволокну. Информация по таким каналам связи передается в виде светового сигнала, посылаемого лазерным излучателем. Например, при скорости 50 Мбайт/с в течение 1 минуты передается объем информации, равный содержанию 10 школьных учебников.

Завершающая часть:

IV. Закрепление изученного.

№ 1

Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. Решите задачи:

№ 2

Перевести объем книги из примера 5 в другие единицы измерения.

Решение: 260000/1024 = 253,90625 Кб. 253,90625/1024 = 0, 247955 Мб.

№ 3

Найти х из соотношения: 16х байт = 256 Мбайт.

Решение: 24х байт = 28-220 байт; 24х = 28-220; 24х = 228; 4х = 28; х = 7.

Ответ: х = 7.

V. Итоги урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Уровень знания:

1. Как определяется количество информации с алфавитной точки зрения? Выучить правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.

2. Выучить единицы измерения информации.

Уровень понимания:

1. В чем отличие алфавитного подхода к измерению информации от вероятностного?

2. Выразите:

3 Кбайта в байтах и битах;

81920 бит в байтах и Кбайтах;

3072 Мбайта в Гбайтах и Кбайтах.

3. Мощность некоторого алфавита равна 64 символам. Каким будет объем информации в тексте, состоящем из 100 символов.

Уровень применения: определите свою скорость речи и скорость чтения с точки зрения информатики.

Творческий уровень:

1. Наберите на домашнем компьютере текст, информационный объем которого равен 2400 байт.

2. Наберите на домашнем компьютере текст, содержащий не нулевое количество символов и информационный объем которого равен нулю.

nsportal.ru

алфавитный подход к измерению информации — Количество информации — Информация и информационные процессы — Каталог статей

Алфавитный подход к измерению информации

      Содержательный подход к измерению информации рассматривает информацию с точки зрения человека, как уменьшение неопределенности наших знаний.

      Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации.Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к определению количества информации. Он называется алфавитным подходом

     При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как  последовательность знаков определенной знаковой системы.
Проще всего разобраться в этом на примере текста, написанного на каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык.
      Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.

    Алфавит — множество символов, используемых при записи текста.    

    Мощность (размер) алфавита — полное количество символов в алфавите.

      Будем обозначать эту величину буквой N. Например, мощность алфавита из русских букв и отмеченных дополнительных символов равна 54.
      Представьте себе, что текст к вам поступает последовательно, по одному знаку, словно бумажная ленточка, выползающая из телеграфного аппарата. Предположим, что каждый появляющийся на ленте символ с одинаковой вероятностью может быть любым символом алфавита. В действительности это не совсем так, но для упрощения примем такое предположение. В каждой очередной позиции текста может появиться любой из N символов.         Тогда, согласно известной нам формуле N = 2I (см. содержательный подход) каждый такой символ несет I бит информации, которое можно определить из решения уравнения: 2I = 54. Получаем: I = 5.755 бит — такое количество информации несет один символ в русском тексте.

     Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на I.
      Посчитаем количество информации на одной странице книги. Пусть страница содержит 50 строк. В каждой строке — 60 символов. Значит, на странице умещается 50×60=3000 знаков. Тогда объем информации будет равен: 5,755 х 3000 = 17265 бит.      

     При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.

     Таким образом, алфавитный подход к измерению информации можно изобразить в виде таблицы:


      При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.

     Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл понятия «новые — старые», «понятные — непонятные» сведения.

     Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.

     Удобнее всего измерять информацию, когда размер алфавита N равен целой степени двойки. Например, если N=16, то каждый символ несет 4 бита информации потому, что 24 = 16. А если N =32, то один символ «весит» 5 бит.

     Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. С ним мы встречались при рассмотрении  темы «Кодирование текствовой информации». Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания….
Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это настолько характерная величина, что ей даже присвоили свое название — байт.
1 байт = 8 бит.

Для измерения больших объемов информации используются следующие единицы:

1 Кб  (один килобайт)= 1024 байт=210байт
1 Мб  (один мегабайт)= 1024 Кб=210Кбайт=220байт
1 Гб  (один гигабайт)= 1024 Мб=210Mбайт=230байт
1Тбайт (один терабайт)=210Гбайт=1024Гбайт=240байт
1Пбайт(один петабайт)=210Тбайт=1024Тбайт=250байт
1Эбайт(один экзабайт)=210Пбайт=1024Пбайт=260байт
1Збайт(один зетабайт)=210Эбайт=1024Эбайт=270байт
1Йбайт(один йотабайт)=210Збайт=1024Збайт=280байт.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ТЕКСТЫ ЗАДАЧ


dpk-info.ucoz.ru

Тренировочный тест по теме «системы счисления» Система счисления – это


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

1. Система счисления – это:

a) множество натуральных чисел и знаков арифметических операций;

b) произвольная последовательность цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

c) бесконечная последовательность цифр 0,1;

d) форма записи чисел в виде мантиссы и порядка;

e) знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита.

2. В позиционной системе счислении:

a) значение каждого знака в числе зависит от значения числа;

b) значение каждого знака в числе зависит от значений соседних знаков;

c) значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа;

d) значение каждого знака в числе зависит от значения знака в старшем разряде;

e) значение каждого знака в числе не зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа.

^

a) значение каждого знака в числе зависит от значения числа;

b) значение каждого знака в числе зависит от значений соседних знаков;

c) значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа;

d) значение каждого знака в числе зависит от значения знака в старшем разряде;

e) значение каждого знака в числе не зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа.

^

a) любую конечную последовательность символов;

b) упорядоченный определенным образом конечный набор знаков, расположенных в строго определенной последовательности;

c) совокупность знаков и символов;

d) конечный набор любых знаков;

e) произвольная последовательность конечного набора знаков или символов.

^ :

a) из одного знака-символа;

b) из двух цифр – 1 и 0;

c) из десяти цифр – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

d) из трех цифр – 1, 2, 3;

e) из семи различных символов.

^

a) 10;

b) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

c) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

d) A, B, C, D, E, F, G, H, I, J;

e) 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 1010.

^

a) количество используемых знаков в алфавите системы счисления;

b) наибольшую цифру в алфавите системы счисления;

c) название системы счисления;

d) последовательность цифр, входящих в алфавит системы счисления;

e) наименьшую цифру в алфавите системы счисления.

^

a) 2;

b) 0, 1;

c) 1, 2;

d) A, B;

e) 2, 22.

9. Под базисом системы счисления понимают:

a) основание системы счисления;

b) последовательность показателей степеней основания;

c) последовательность степеней основания;

d) последовательность оснований всех систем счисления;

e) алфавит системы счисления.

10. Выберите базис десятичной системы счисления:

a) 10;

b) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

c) …, -10, -9, -8, -7, -6, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …;

d) …, 10-3, 10-2, 10-1, 100, 101, 102, 103, …;

e) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

zazdoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *