Мат. анализ. Контрольная работа №1 (0 вариант)
Контрольная работа №1
«Введение в математический анализ»
ВАРИАНТ 0
1. 2.
3. 4. 5.
6. 7.
8. 9.
10. Вычислить односторонние пределы функции в точках :
.
Нарисовать график функции в окрестности этих точек.
11. 12.
Примеры решения задач
Пример 1.
Доказать, пользуясь определением по Коши предела функции в точке, что .
Решение.
По определению предела функции в точке ( по Коши):
>0 >0: x: 0<|x-1|< .
Выберем произвольное число >0. Найдем для него число >0, такое, что для всех
.
Значит, неравенство равносильно неравенству. Отсюда . Поэтому в качестве можно взять число . При таком из условия 0<|x-1|< будет следовать неравенство .
Таким образом, показано, что >0 =: x: 0<|x-1|< . Это значит, что .
Пример 2.
Вычислить предел .
Решение.
Для раскрытия имеющейся здесь неопределенности вида применим следующий прием: разделим числитель и знаменатель дроби на старшую степень n. В данном случае надо разделить на n3. Получим
.
Использовали тот факт, что величины , , , , являются бесконечно малыми при n, следовательно, их предел равен нулю.
Пример 3.
Вычислить предел .
Решение.
В этом примере в скобке имеем неопределенность вида -. Чтобы избавиться от нее, применим следующий прием: умножим и разделим на выражение, сопряженное выражению в скобках. В данном случае умножим на и в числителе получим разность квадратов. Упростив, придем к неопределенности вида , которую раскроем, как в предыдущем примере, делением на старшую степень n (на ).
======.
Пример 4.
Вычислить предел .
Решение.
В данном примере используется определение факториала натурального числа. Факториалом числа nназывается произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно: n
В пределах такого вида приходится выражать факториалы бóльших чисел через факториал меньшего числа. В данном случае меньшим числом является (3n-1). По определению факториала можем записать:
.
Значит, (3n+1)!=(3n-1)!(3n)(3n+1), а (3n)!=(3n-1)!(3n).
Выразим факториалы указанным образом через (3n-1)! и сократим дробь на (3n-1)! Затем раскроем скобки в числителе и знаменателе и разделим на старшую степень n (на n3).
====.
Пример 5.
Вычислить предел .
Решение.
Применим следующий прием: разделим числитель и знаменатель на старшую степень бóльшего по модулю числа. Заметим, что в данном примере можно делить на 5 n+2 или на 5n+1 или на 5n. При этом используется известный предел:
Удобнее делить числитель и знаменатель на 5n.
==.
Пример 6.
Вычислить предел .
Решение.
Так как предел основания , а предел показателя степени , то в данном случае имеем неопределенность 1. При вычислении пределов такого вида используется второй замечательный предел: . Вместо n здесь может стоять любая бесконечно большая величина, то есть , где .
Выделим вначале в основании целую часть. Для этого получим в числителе выражение, равное знаменателю и разделим почленно числитель на знаменатель.
==.
В нашем случае . В показателе выделим выражение и затем используем свойство .
===
=.
Пример 7.
Вычислить предел .
Решение.
Числитель и знаменатель данной дроби стремятся к нулю при х10. Для раскрытия имеющейся здесь неопределенности разложим числитель и знаменатель на множители и разделим на выражение (х-10). Для этого в числителе применим формулу разности кубов: , а в знаменателе вынесем х за скобки и свернем квадрат разности:
.
Числитель получившейся дроби стремится к 300, а знаменатель – к нулю, т. е. является бесконечно малой величиной. Значит, дробь является бесконечно большой величиной и
.
Пример 8.
Вычислить предел .
Решение.
В данном случае имеется неопределенность . Умножим числитель и знаменатель дроби на выражение, сопряженное числителю, и на выражение, сопряженное знаменателю:
.
Пример 9.
Вычислить предел .
Решение.
При х0 sinx0, 3xsinx0, x20. Значит, можно заменить числитель и знаменатель дроби эквивалентными бесконечно малыми: , . Тогда получим
.
Пример 4.
Вычислить предел .
Решение.
В данном случае выражение, стоящее под знаком синуса, не является бесконечно малым: . Поэтому вначале необходимо раскрыть в этом выражении скобки и затем применить формулу приведения: . Получим
.
Теперь можно заменить числитель и
знаменатель эквивалентными бесконечно
малыми:
, при
.
Пример 10.
Вычислить предел .
Решение.
Пример 11.
Вычислить предел .
Решение.
Выражение, стоящее под знаком предела, является показательно-степенной функцией , где , . Вычислим пределы основания и степени:
, .
Тогда используя правило предел степени равен степени пределов (в данном случае нет неопределенности), получим
.
Пример 12.
Вычислить предел .
Решение.
В этом примере предел основания , предел показателя . Значит, имеется неопределенность 1. Воспользуемся вторым замечательным пределом в следующей форме записи:. Выполним преобразования, как в примере 5 из задания 2:
.
Пример 13.
Исследовать на непрерывность функцию .
Решение.
Функция является элементарной как отношение двух многочленов, значит, она непрерывна во всех точках своей области определения. Областью определения является множество всех точек числовой прямой, за исключением тех, в которых знаменатель обращается в нуль. Найдем нули знаменателя: x2-6x+5=0 x=1 и x=5.
Итак, , данная функция непрерывна на . Точки х=1 и х=5 являются точками разрыва. Исследуем характер разрыва. Для этого найдем односторонние пределы функции в точках х=1 и х=5.
,
,
,
,
В точках х=1 и х=5 функция имеет бесконечные односторонние пределы. Следовательно, эти точки являются точками разрыва второго рода.
«Почему 0!=1?» — Яндекс Кью
По конвенции. Могло и не быть принято, но приняли из нескольких соображений. Пример с гамма-функцией тут уже приводился, но я хотел бы привести другие примеры.
Ограничимся только целочисленным определением факториала без расширения на действительные числа через гамма-функцию или пи-функцию.
Что такое факториал для целых чисел?
Например,
5! = 1 * 2 * 3 * 4 * 5 = 120
Но что такое целые числа АЛГЕБРАИЧЕСКИ? Упорядоченное кольцо. В упорядоченном кольце нейтральным элементом относительно произведения является 1 . Т.о., всякое произведение начинается с умножения на нейтральный элемент:
5! = 1 * 1 * 2 * 3 * 4 * 5 = 120
4! = 1 * 1 * 2 * 3 * 4 = 24
3! = 1 * 1 * 2 * 3 = 6
2! = 1 * 1 * 2 = 2
1! = 1 * 1 = 1
Ситуация, когда нет никаких сомножителей, называется ,»нулевым произведением». По той же причине, кстати, для целых чисел (и только для целых!) где операция возведения в степень определяется как гипероперация над произведением, 0⁰= 1:
3³ = 1 * 3 * 3 * 3 = 27
2² = 1 * 2 * 2 = 4
1¹ = 1 * 1 = 1 — один раз число «1» и один раз нейтральный элемент относительно умножения.
0⁰ = 1 — остался только нейтральный элемент относительно умножения, других множителей нет.
Другой пример — из комбинаторики и теории множеств. Какой может быть смысл у операции факториала? Это количество перестановок множества из заданного количества элементов. Проведите эксперимент: возьмите три монеты и попробуйте их переставить между собой. Сделать Вы это сможете ровно шестью способами. Вот, смотрите, допустим, одну монету обозначим буквой A, вторую буквой B и третью — буквой C:
- A B C
- A C B
- B C A
- B A C
- C A B
- C B A
Можете проверить экспериментально.
Что такое 0! ? Ничто иное, как |{}|! — то есть, количество перестановок пустого множества. А у пустого множества, как и у множества из одного элемента, существует одна-единственная перестановка — «исходная позиция», «ничего не делать», «состояние покоя».
Для двух элементов количество перестановок выглядит так:
- A B
- B A
Для одного элемента:
- A — всего один элемент, единственно возможная перестановка
Для пустого множества:
- { } — есть только один сам пустой слот перестановки без элементов.
Факториалами в комбинаторике считают, как раз, вот эти вот слоты с уникальными перестановками элементов.