решение тригонометрических уравнений 10 класс
Содержание
|
|
Ι. Решение простейших тригонометрических уравнений | 2– 7 |
ΙΙ. Общие методы решения тригонометрических уравнений |
|
1. Метод разложения на множители | 8 – 10 |
2. Метод введения новой переменной | 10 – 14 |
3. Функционально-графические методы | 15 – 17 |
ΙΙΙ. Решение комбинированных уравнений | 18 – 23 |
ΙV. | 24 – 25 |
V. Тесты для самостоятельного решения | 26 – 27 |
Литература | 28 |
Ι. Решение простейших тригонометрических уравнений
Все тригонометрические уравнения сводятся к простейшим. Поэтому особое внимание следует уделять решению простейших уравнений. Начинать нужно с самых простых.
К простейшим тригонометрическим уравнениям относятся уравнения вида:
Для каждого из простейших тригонометрических уравнений определены формулы, справедливость которых обосновывается с помощью тригонометрического круга и с учетом периодичности тригонометрических функций.
sinx=а, |а|>1, решений нет; sinx=0, x= πn, nєZ sinx =–1, x= –+2πn, nєZ; sinx =1, x=+2πn, nєZ; sinx=а, |а|<1, x= arcsinа +2πn, nєZ; x= π–arcsinа +2πn, nєZ. В последнем случае для сокращения записи используют формулу: x=(–1)narcsinа + πn, nєZ. | cos x=а, |а|>1,решений нет; cos x=0, x= –+πn, nєZ; cos x=–1, x= π +2πn, nєZ; cos x=1, x=2πn, nєZ; cos x=а, |а|<1, x= ± arccosа +2πn, nєZ. |
Решения уравнения tg x=а и ctg x=а записываются существенно проще:
Пример 1. Решить уравнение sinx = .
Решение: так как <1, значит x=(–1)narcsin + πn, nєZ.
Ответ: (–1)narcsin + πn, nєZ.
Пример 2. Решить уравнение cos x =.
Решение: так как >1, значит уравнение не имеет решения.
Ответ: нет решения.
Пример 3. Решить уравнение tg x+ = 0.
Решение:
tg x+ = 0
tg x = –
x = arctg (–) + πn, nєZ
x = – arctg + πn, nєZ
x = –+2πn, nєZ;
Ответ: –+2πn, nєZ.
Пример 4. Решить уравнение 2cos x = –.
Решение:
2cos x = –
cos x = –
x= ± arccos (–)+2πn, nєZ
x= ±( π – arccos )+2πn, nєZ
x= ±( π – )+2πn, nєZ
x = ± + 2πn, nєZ
Ответ: ± + 2πn, nєZ.
Для отработки общих формул решения простейших уравнений можно предложить для устного решения задания такого вида.
Образуют ли арифметическую прогрессию расположенные в порядке возрастания положительные корни уравнения : sinx =0; cosx = 0,5; tg x=1.
На начальном этапе, пока не отработаны навыки использования общих формул решения простейших уравнений желательно прописывать эти формулы, чтобы учащиеся быстрее их запомнили.
Далее нужно переходить к решению более сложных уравнений, которые чаще всего встречаются в вариантах ЕГЭ в разделе А.
Пример 5. Решить уравнение cos = .
Решение: cos =
Это уравнение сводится к простейшему cos t = заменой t =, которую можно не прописывать.
= ± arccos +2πn, nєZ
= ± +2πn, nєZ
х = ± + 10πn, nєZ
Ответ: ± + 10πn, nєZ.
Пример 6. Решить уравнение: sin (2x–) = .
Решение: sin (2x–) =
2x–= (–1)narcsin + πn, nєZ
2x– = (–1)n + πn, nєZ
2x– = ++ 2πn, nєZ
2x– = –+ (2m + 1)π,mєZ
2x = + 2πn, nєZ
2x =π + 2πm, mєZ
x = + πn, nєZ
x = + πm, mєZ
Ответ: + πn, + πm, n,mєZ.
Так же нужно обратить внимание учащихся на то, что довольно часто исходное уравнение приводится к простейшему лишь после различных тождественных преобразований и применения формул тригонометрии.
Пример 7. Решить уравнение 4 sin3x cos 3x =1.
Решение: 4 sin3x cos 3x =1
2(2sin3x cos 3x) =1
2sin6x =1
sin6x =
6x = (–1)n+ πn, nєZ
x = (–1)n+ n, nєZ
Ответ: (–1)n+ n, nєZ.Часто предлагается решить тригонометрическое уравнение на некотором промежутке. Целесообразно начинать решать такие уравнения до вывода общих формул решения простейших тригонометрических уравнений.
Рассмотрим примеры.
Пример 8. Найдите корни уравнения 2cosx = –1, принадлежащие промежутку [0;2π].
Решение:
2cosx = –1
cosx = –
Выбор значений x , которые принадлежат указанному промежутку можно выполнить различными способами.
Наиболее рационально это делать с помощью единичной окружности.
x1 = ; x2 = .
Ответ: ;.
В тестах часто требуется не просто найти корни, принадлежащие данному промежутку, а вычислить их сумму или разность; определить наибольший или наименьший корень; указать количество корней.
Пример 9. Найдите сумму корней уравнения (cos 2 x –1)(2 sin – 1) = 0, принадлежащих промежутку [–; π ).
Решение: x1 = 0; x2 = , x1 + x2 =
Ответ: .
Решите самостоятельно.
1. Найдите сумму корней уравнения 2sinx = –1 на указанном промежутке
2. Найдите количество корней уравнения 4cos 22х = 1 на указанном промежутке
3. Найдите сумму наименьшего положительного и наименьшего отрицательного корней уравнения sinx cos + sin cos х = на указанном промежутке
Уже при решение простейших тригонометрических уравнений полезно предлагать нестандартные уравнения.
Пример 10. Решить уравнение cos x2 = 1.
Можно дать это уравнение для самостоятельного решения.
Найдутся ученики, которые решат его в одну строчку:
х2 = 2πk, kЄZ
х = , kЄZ.
Целесообразно продемонстрировать это решение на доске и предложить ученикам найти допущенные ошибки.
В случае затруднений, чтобы внести полную ясность, решить для начала уравнение
х2 = a.
Его решение имеет вид х = ± при а0.
Если а <0, то уравнение не имеет решений. Значит решением исходного уравнения является х = ±, kЄZ, k0.
Ответ: ±, kЄZ, k0.
Пример 11. Решить уравнение sinsinx = 1.
Решение: sinsinx = 1.
sinx = +2πn, nєZ
Выражение |+2πn | > 1 при любых значениях n , nєZ.
Поэтому исходное уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
ΙΙ. Общие методы решения тригонометрических уравнений
1. Метод разложения на множители.
Этот метод заключается в том , что исходное уравнение сводится к уравнению вида
f (x)g(x)h(x) = 0, которое можно заменить совокупностью уравнений, каждое из которых сводится к простейшему.
Решив уравнения совокупности нужно взять только те решения, которые принадлежат области определения исходного уравнения, а остальные корни отбросить.
Пример 1. Решить уравнение sin4x = 3 cos2х.
Решение:
sin4x = 3 cos2х.
2 sin2x cos2х = 3 cos2х
Получив такое уравнение, ученики достаточно часто делают ошибку, «сократив» левую и правую части уравнения на cos2х. Некоторые из них при этом оговаривают, что cos2х 0,но одной оговорки здесь, увы, недостаточно. Необходимо ещё рассмотреть случай, когда cos2х = 0, и проверить, не являются ли значения х, удовлетворяющие этому равенству, корнями исходного уравнения. Разумеется, лучше всего не делить левую и правую части уравнения на cos2х, а разложить на множители
(2 sin2x – 3) cos2х = 0.
Полученное уравнение равносиьно совокупности двух уравнений
х = , nЄZ.
Первое уравнение решения не имеет, так как функция синус не может принимать значений по модулю больших единицы. К сожалению, не все ученики это понимают, а из тех, кто понимает, не всякий вспоминает вовремя.
Ответ: , nЄZ.
Пример 2. Решить уравнение sin2x = sin4x
Решение: некоторые учащиеся, встретив такое уравнение, решительно записывают
2х = 4х или 2х = 4х + 2πn, nЄZ, что приводит к потере решений исходного уравнения.
Решение исходного уравнения состоит в переходе к уравнению sin2x – sin4x = 0
и последующем применении формулы для преобразования разности тригонометрических функций в произведение
2cos = 0
cos3x (–sinx) = 0
Ответ:
Пример 3. (ЕГЭ 2009г. Вариант 1, С2.).
Найдите все значения , при каждом из которых выражения
принимают равные значения.
Решение:
Ответ:
Пример 4. (ЕГЭ 2009г. Вариант 2, B7.).
Найдите наименьший корень уравнения
Решение:
Ответ:
2. Метод замены переменной.
В школьном курсе в основном рассматриваются уравнения, которые после введения нового неизвестного t = f(x),где f(x) – одна из основных тригонометрических функций, превращаются в квадратные либо рациональные уравнения с неизвестным t.
Пример 5. Решить уравнение cos2 πx + 4sinπx + 4 =0
Решение: 1 – sin 2 πx + 4sinπx + 4 =0
– sin 2 πx + 4sinπx + 5 =0
Заменим sin πx = t , -1
–t 2 + 4t +5 = 0
t 2 – 4t – 5 = 0
t1 = –1, t2 = 5
t2 не удовлетворяет условию -1
sin πx = –1
πx = –
х = –
Ответ: –
Решение однородных тригонометрических уравнений.
Уравнение вида аsinx +bcosx =0, где а и b –некоторые числа, называются однородными уравнениями первой степени относительно sinx и cosx.
Уравнение вида аsin 2 x +bcos 2 x + с =0, где а,b,с – некоторые числа, называются однородными уравнениями второй степени относительно sinx и cosx.
Пример 6. Решить уравнение sinx – cosх = 0.
Решение: легко убедиться, что cosx = 0 не является корнем исходного уравнения.
В самом деле, если cosx = 0, то, в силу исходного уравнения, и sinx = 0, что противоречит основному тригонометрическому тождеству. Этот факт позволяет разделить левую и правую части уравнения на cosx.
Получим уравнение tg x = 1, откуда х =
Ответ:
Пример 7. Решить уравнение sin 2 x – 3sinx cosх + 2cos 2 x = 0.
Решение: поскольку cosx = 0 не является корнем tg x данного уравнения,
разделим левую и правую части уравнения на cos 2 x. В результате приходим к квадратному уравнению относительно tg2 x – 3 tg x + 2 = 0,
решив которое, получим
Ответ:
Введение вспомогательного аргумента.
Уравнение вида аcosx + b sinx = с, где а, b, с –некоторые числа, причем
называют линейными тригонометрическими уравнениями.
Для решения таких уравнений используют введение вспомогательного аргумента.
Так как а 2 + b2 >0, то можно разделить обе части уравнения на , получим
Введём в рассмотрение угол такой, что
Угол , удовлетворяющий этим двум условиям, принято называть дополнительным (или вспомогательным) аргументом. Для любых значений а и b такой угол существует, так как
Вообще, полезно напомнить учащимся, что любые числа p и g такие, что
p2 + g2 = 1 можно рассматривать как косинус и синус некоторого угла.
Теперь исходное уравнение можно записывать в виде
coscosx + sinsinx =
cos (x – ) =
Аналогично можно вводить вспомогательный угол такой, что:
Тогда исходное уравнение можно привести к виду
sincosx + cossinx =
sin (x +) =
Полезно также обратить внимание учащихся, что умение преобразовывать выражения вида а cosx + b sinx может понадобиться не только при решении уравнений, но и для построения оценок, нахождения наибольших значений и т. д.
Пример 8. Решить уравнение 3 sinx – 4cosх = 5.
Решение. 3 sinx – 4cosх = 5
==5
, cosx = ,
cos(x + ) = –1
x + = π + 2πn, nЄZ
x = – + π + 2πn, nЄZ
x = –arcsin+ π + 2πn, nЄZ
Ответ: –arcsin+ π + 2πn, nЄZ.
Пример 9. Решить уравнение 2cosх = 1– 2cos 2х –sin2x.
Решение. Воспользуемся формулой 2cos 2х – 1 = cos 2x,
получим 2cosх = – cos2х –sin2x.
Применим к правой части процедуру введения вспомогательного аргумента.
=
2cosх = – 2(cos2х +sin2x)
2cosх = – 2 (сos cos2х + sinsin2x), где
2cosх = – 2(cos2х – )
cosх + cos (2х – ) = 0
Последнее уравнение легко решить, преобразовав сумму косинусов в произведение:
2coscos
cos
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что в тригонометрических системах и совокупностях при записи имеет смысл употреблять разные буквы, обозначающие целые числа.
Ответ: .
Универсальная тригонометрическая подстановка.
Универсальная тригонометрическая подстановка позволяет перейти от синуса и косинуса аргумента х к тангенсу половинного аргумента:
sin , cos
При таком переходе возможна потеря решений, следует помнить, что (в этих точках tg не существует). Поэтому всякий раз, когда приходится пользоваться универсальной подстановкой, значения х = π + 2πn, nЄZ необходимо проверять отдельно, подставляя в исходное уравнение.
Пример 10. Решить уравнение sinx + cosх = –1.
Решение: = –1, заменим tg , получим
2t +1 – t2 = –1– t2
2t = – 2
t = – 1
tg
Подставим теперь в исходное уравнение значение и убедимся, что они действительно являются его решениями.
Ответ:
Уравнение вида
Уравнение вида где — многочлен, удобно решать при помощи введения новой переменной
Тогда можно получить выражение для произведения из формулы
Пример 11. Решить уравнение
Решение: введем новую переменную
Тогда
Следовательно, и исходное уравнение принимает вид
Для определения переменной получаем два уравнения
Для решения таких уравнений используют введение вспомогательного аргумента.
Ответ:
После завершения изучения рассмотренных методов, при наличии времени, рекомендуем провести урок-практикум – «Урок решения одного уравнения»
3. Функционально-графические методы
1) Использование свойств ограниченности функций, метод оценок.
Часто приходится иметь дело с уравнениями, имеющими вид f(x) = g(x), где f и g – некоторые функции, составленные с помощью тригонометрических выражений, такие, что можно исследовать области значений Е(f) и Е(g) и доказать, что эти области либо не пересекаются, либо имеют небольшое число общих точек. В таких случаях решения уравнения f(x) = g(x) следует искать среди таких x , которые удовлетворяют более простым уравнениям f(x) = a, g(x) = a , где а – такое действительное число, что
Пример 12. Решить уравнение .
Решение:
Ответ: нет решения.
Пример13. Решить уравнение .
Решение:
Ответ: нет решения.
Пример14. Решить уравнение .
Решение:
Ответ: .
Пример15. Решить уравнение
Решение:
Ответ:
Пример16. Решить уравнение
Решение.
Заметим, что сумма в левой части полученного уравнения может принимать значение 2, только если одновременно, т.е. наше уравнение равносильно системе уравнений
И должно выполняться равенство Поскольку
Ответ:
2) Использование графиков.
Суть метода использования графиков для решения уравнения f(x) = g(x) проста: нужно построить графики функций y = f(x) и y = g(x) и найти все точки их пересечения, абсциссы которых и будут являться корнями нашего исходного уравнения.
Пример 17. Сколько корней имеет уравнение:
Решение: в данном примере для решения уравнений используются свойства графиков функций.
Ответ: 1 решение.
Ответ: 1 решение.
Ответ: 7 решений.
ΙΙΙ. Решение комбинированных уравнений
Пример1. Решите уравнение
Решение:
Ответ: .
Пример 2. Решите уравнение
Решение:
Ответ:
Пример 3. Решите уравнение
Решение:
Решим первое уравнение системы с использованием универсальной тригонометрической подстановки:
С учетом неравенств системы имеем:
Ответ:
Пример 4. Решите уравнение
Решение:
Ответ:
Пример 5. Решите уравнение
Решение:
Ответ:
Пример 6. Решите уравнение
Решение:
Ответ:
Пример 7. Решите уравнение
Решение:
Ответ:
Пример 8. Решите уравнение
Решение: воспользуемся формулой понижения степени
Ответ:
Пример 9. Решите уравнение
Решение:
Решим полученное уравнение графически, для этого в одной системе координат построим графики функций
Ответ:
Пример 10. Решите уравнение
Решение: введем функцию тогда получим
Исследуем функцию на монотонность
Ответ:
Пример 11. Решите уравнение
Решение: данное уравнение равносильно системе
Ответ:
ΙV. Решение тригонометрических уравнений с параметром.
Пример1. Найти все значения параметра , при которых уравнение имеет решение.
Решение:
Пример 2. Найти все значения параметра , при которых уравнение имеет на отрезке ровно три корня.
Решение:
Пример 3. Решите уравнение.
Решение:
V. Тесты для самостоятельного решения
Данные тесты предназначены для проверки умений решения тригонометрических уравнений различными способами.
Вариант№1.
Вариант№2.
Вариант№3.
Вариант№4.
Литература
1. Алгебра и начала анализа: дидактические материалы для 10 класса / М.К.Потапов, А.В.Шевкин.-2-е изд.-М.:Просвещение,2007.
2. Алгебра и начала анализа: дидактические материалы для 11 класса: базовый и профильные уровни / М.К.Потапов, А.В.Шевкин.-2-е изд.-М.:Просвещение,2007.
3. Бурмистрова Н.В.,СтаростенковаН.Г.Математика.11класс. Подготовка к экзамену.
-Саратов: Лицей,2005.
4. Единый государственный экзамен: Математика: контрольные измерительные материалы: 2006-2007.-М.:Просвещение: СПб.: Просвещение,2007.
5. ЕГЭ-2009.Математика: Сдаём без проблем!/ О.А.Креславская, В.В.Крылов, В.И.Снегурова, В.Е.Ярмолюк.-М.:Эксмо.2008.
6. ЕГЭ. Репетитор. Математика.Эффективная методика./ Л.Д.Лаппо, А.В.Морозов, М.А.Попов.-М.:Издательство «Экзамен»,2007.
7. Панчишкин А.А.. Шавгулидзе Е.Т. Тригонометрические функции в задачах — М. :Наука. Главная редакция физико – математической литературы,1986.
8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Математика /
авт.-сост. В.И.Ишина, В.В.Кочагин, Л.О.Денишева и др.-М.:АСТ: Астрель,2009.
9. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике
(курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы.11 класс/
Г.В,Дорофеев, Г.К.Муравин ,Е.А.Седова.-10-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2007.
10. Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2009.Часть2.10-11 классы/ Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. — Ростов-на-Дону:Легион,2008.
11. Макеева А.В.Карточки по тригонометрии.10-11 класс: Дидактический материал
для учителей. — Саратов:Лицей.2002.
12. Макарова Л.В. Уроки-практикумы в системе работы учителя. //Математика в школе,1998,№3.
13. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.-4-е изд.испр. и доп.-М.:Рольф:Айрис-пресс,1999.
14. Математика: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену / А. В.Белошинстая.-М.:Издательство «Экзамен»,2007.
15. Шаммин В.М. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике. Изд.3-е.-
Ростов н/Д: Феникс,2004.
Урок алгебры в 10-м классе. Тема: «Примеры решения тригонометрических уравнений»
- Фомина Валентина Витальевна
Разделы: Математика
Цель урока:
- Закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений.
- Сформировать понятие решения тригонометрических уравнений сводящихся к квадратным.
- Развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
- Воспитывать ответственное отношение к труду.
Оборудование:
- Карточки для повторения формул решения простейших тригонометрических уравнений.
- Плакат с алгоритмом решения тригонометрических уравнений (большой на доску и каждому на стол).
Литература: Учебник Колмагорова “Алгебра и начала анализа, 10-11 класс”.
Ход урока.
I. Повторение
1. sin x = a, cos x = a, tg x = a
При каких значениях а эти уравнения имеют решения?
[sin x и cos x при /а/ 1 tg x при любом a]
2. Повторить формулы решения простейших тригонометрических уравнений (на карточках):
sin x = а х = (-1)к arc sin a+
к, к z
sin x = 0
sin x = 1
sin x = -1
cos x = a x=± arc cos a + 2 , n z
cos x = 0
cos x = 1
cos x = -1
tg x = a x = arc tg a + n, n z
arc sin (-а) = — arc sin а
arc cos (-а) = — arc cos а
arc tg а (-а) = — arc tg а
II. Проверка домашнего задания.
Игра “Поле чудес”. Правила игры несколько изменены, а название оставлено.
Правила игры.
- Учитель берет понравившееся ему высказывание или слова из песни, стихотворения, пословицу. По количеству букв в этом высказывании подбирается столько же примеров или задач так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы.
- Каждому ученику учитель дает карточку с заданиями и ученик сразу начинает решать.
- На доске записаны буквы, которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам.
- Ниже записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании).
- Ученик, выполнявший задание, называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ.
- Учитель под числом (…) ставит букву (…). И так далее. Ученики стараются быстрее решить, чтобы получить следующую карточку.
- За правильно решенные 2-3 задания он может получить оценку. Поэтому желательно карточек иметь более чем число.
Ум хорошо, а два лучше
12 3 45 67 8 9 10 11 12 13 14 15 1 6 17
а | в | д |
n z | , к z | , n z |
е | л | м |
, n z | , n z | , n z |
о | р | у |
, n z | , n z | , n z |
x | ч | ш |
, n z | , n z | , n z |
Уравнение:
, n z | у | |
cos x = -1 | х = +2 n, n z | м |
, n z | x | |
, n z | o | |
, n z | p | |
, n z | o | |
, n z | ш | |
, n z | o | |
, n z | a | |
, n z | д | |
, k z | в | |
, n x | a | |
, n z | л | |
, n z | у | |
, n z | ч | |
, n z | ш | |
, n z | е |
Дополнительные уравнения
, n z | |
, k z | |
, n z | |
, k z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, n z | |
, k z | |
, n z | |
, k z | |
, k z | |
, n z | |
, n z |
III. Объяснение нового.
1.
- В предыдущих параграфах были выведены формулы корней простейших тригонометрических уравнений: sin x=a, cos x=a, tg x=a
- К этим уравнениям сводятся другие тригонометрические уравнения. Для решения большинства из них требуется применение формул преобразований тригонометрических выражений.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим уравнение, сводящиеся к квадратным.
2.
- На доске записаны уравнения:
а) 3х-8=х+6 (линейное уравнение)
б) х2+2х-15=0 (квадратное уравнение)
в) х4-5х2+4=0 (квадратное уравнение
относительно х2).
г) 2 cos2x-cosx-1=0 (квадратное уравнение
относительно cosx)
- Какие из них являются квадратными?
- Общий вид квадратного уравнения:
ax2+bx+c=0
,
Корни квадратного уравнения, приведенного, т. е. х2+рх+q=0 можно находить по теореме Виета:
Х1+х2=-р; х1х2=q
- х4-5х2+4=0 – квадратное уравнение относительно х2. Это уравнение назвали биквадратным. Общий вид ах4+вх2+с=0, где а± 0.
- Его легко решить методом введения новой переменной, т.е. х2=а и уравнение принимает вид: а2-5а+4=0
3. Последнее уравнение тоже квадратное, относительно cosx. Для его решения введем новую переменную. Пусть y=cosx, тогда уравнение можно записать виде: 2у2-у-1=0. Получили квадратное уравнение.
Д=1+8=9;
Следовательно:
а) cosx=1 б) cosx=
х=2p n, n z , n z
, n n
Ответ: 2 n, n z; , n z
4. Решим уравнение:
Надо привести уравнение к одной функции. Для этого заменим cos2 x на 1-sin2x. Получим относительно xinx квадратное уравнение:
Пусть xinx=у, тогда 2у2+5у-3=0
Получили квадратное уравнение
Д=25+24=49
;
Следовательно:
а) б) xinx=-3 – решение не имеет
, к z
, к z
Ответ: , к z
5.
tgx-2ctgx=-1. Функции разные. Используя тождество tgx? ctgx=1, выразим , заменим ctgx через tgx.
пусть tgx=у, то у2+у-2=0 (дальше, как в предыдущем случае).
6. Для закрепления
4 xin2x- cosx-1=0
Заменим xin2x на 1- cos2x. Получим
4(1- cos2x)- cosx-1=0
4-4 cos2x- cosx-1=0
-4 cos2x- cosx+3=0
4 cos2x+ cosx-3=0
пусть cosx=у, то
4у2+у-3=0
Д=1-48=49 ;
Следовательно,
а) cosx=-1 б)
х= +2 n, n z , n z
Ответ: +2 n; , n z
7. №164 (в) — cамостоятельно
2 xin2x- xinx-1=0
пусть xinx=у, то
2у2-у-1=0
Д=1+8=9;
Следовательно,
а) xinx=1 б)
, n z , n z
,к z.
Ответ: , n z
, к z
№ 165(б)
2 xin2x+3 cosx=0
Заменим xin2x на 1- cos2x получим
2(1- cos2x)+3 cosx=0
2-2 cos2x+3 cosx=0
-2 cos2x+3 cosx+2=0, т.е.
2 cos2x-3 cosx-2=0
пусть cosx=у, то
2у2-3у=0
Д=9+16=25
;
Следовательно,
а) cosx=2 б)
решение не имеет , n z
, n z
, n z
Ответ: , n z
8.
Итог урока
Алгоритм решения тригонометрических уравнений.
- Привести уравнение к квадратному, относительно тригонометрических функций, применяя тригонометрические тождества.
- Ввести новую переменную.
- Записать данное уравнение, используя эту переменную.
- Найти корни полученного квадратного уравнения.
- Перейти от новой переменной к первоначальной.
- Решить простейшие тригонометрические уравнения.
- Записать ответ.
11.1 Двумерные задачи | Тригонометрия
Предыдущий Упражнения в конце главы | Следующий 11.2 Краткое содержание главы |
- В этой главе рассматривается решение задач в двух измерениях с использованием тригонометрии.
- Подчеркните ценность и важность создания эскизов, где это уместно.
- Перед тем, как начать эту главу, может быть уместно быстро просмотреть предыдущее содержание по тригонометрии.
Тригонометрия была разработана древними цивилизациями для решения практических задач, таких как строительство зданий и ориентироваться по звездам. Мы покажем, что тригонометрию можно использовать и для решения некоторых других практических задач. Мы может использовать тригонометрические соотношения для решения двухмерных задач, связанных с прямоугольными треугольниками.
В качестве пересмотра три тригонометрических отношения могут быть определены для прямоугольных треугольников как:
\начать{выравнивать*} \ sin \ theta & = \ frac {\ text {напротив}} {\ text {гипотенуза}} \\ \ cos \ theta & = \ frac {\ text {смежный}} {\ text {гипотенуза}} \\ \ tan \ theta & = \ frac {\ text {напротив}} {\ text {смежно}} \конец{выравнивание*}
Мы будем использовать эти три отношения и теорему Пифагора, чтобы решить двумерные задачи.
11.1 Двумерные задачи (EMA7F)
В двумерных задачах мы часто будем ссылаться на угол подъема и угол наклона. К понять эти два угла, давайте рассмотрим человека, плывущего вдоль некоторых скал. Человек смотрит вверх и видит вершина скалы, как показано ниже:
На этой диаграмме \(\theta\) — угол возвышения.
- Угол возвышения
- Угол места – это угол, образованный линией визирования и горизонтальной плоскостью объекта над ним. горизонтальная плоскость.
На нашей диаграмме линия обзора проходит от корабля до вершины утесов. Горизонтальная плоскость с корабля к основанию скал. Также обратите внимание, что мы можем рассматривать скалы как прямую вертикальную линию, поэтому мы имеем прямоугольный треугольник.
Чтобы понять угол депрессии, давайте теперь рассмотрим ту же ситуацию, что и выше, но вместо этого наш наблюдатель стоя на вершине утеса, глядя вниз на корабль.
На этой диаграмме \(\альфа\) — угол депрессии.
- Угол наклона
- Угол наклона — это угол, образованный линией визирования и горизонтальной плоскостью объекта, находящегося под горизонтальная плоскость.
На нашей схеме линия обзора идет от вершины утеса к кораблю. Горизонтальная плоскость сверху скал через \(P\). Обратите внимание, что это параллельно линии между основанием скал и кораблем. \(P\) лежит прямо над кораблем. Мы можем построить вертикальную линию, перпендикулярную горизонтальной плоскости. точка \(Р\).
Наконец, мы можем сравнить угол подъема и угол наклона. На следующей диаграмме линия от основание утесов к кораблю параллельно линии от вершины утесов до \(P\). Угол указаны возвышение и угол наклона. Обратите внимание, что \(\alpha = \theta\).
Инклинометр. Инклинометры могут использоваться для измерения углов наклона и, таким образом, могут использовать для определения высоты объекта.Можно сделать инклинометр для измерить угол наклона высокого здания или дерева. Когда у вас есть угол наклона, вы можете определить высоту здания или дерева.
В тригонометрии угол наклона равен углу возвышения.
temp textРабочий пример 1: запуск воздушного змея
Мандла запускает воздушного змея на веревке \(\text{17}\) \(\text{m}\) с наклоном \(\text{63}\)°.
Какова высота \(h\) воздушного змея над землей?
Если друг Мандлы Сифо стоит прямо под воздушным змеем, рассчитайте расстояние \(d\) между двумя друзья.
Сделайте набросок и определите противолежащие и прилежащие стороны, а также гипотенузу
Используйте предоставленную информацию и соответствующее соотношение для решения \(h\) и \(d\)
- \начать{выравнивать*}
\sin 63° & = \frac{\text{напротив}}{\text{гипотенуза}} \\
\sin 63° & = \frac{h}{17} \\
\поэтому h & = 17 \sin 63° \\
& = \текст{15,14711. ..} \\
& \приблизительно \текст{15,15}\текст{м}
\конец{выравнивание*}
9{2}\).
Напишите окончательные ответы
Воздушный змей \(\text{15,15}\) \(\text{m}\) над землей.
Мандла и Сифо находятся на расстоянии \(\text{7,72}\) \(\text{m}\) друг от друга.
Рабочий пример 2: Расчет углов
\(ABCD\) является трапецией с \(AB=\text{4}\text{ см}\), \(CD=\text{6}\text{ см}\), \(BC=\text {5}\текст{см}\) и \(AD=\text{5}\text{см}\). Точка \(E\) на диагонали \(AC\) делит диагональ так, что \(AE=\text{3}\text{см}\). \(В\шляпа{Е}С = 90°\). Найдите \(A\шляпа{B}C\).
Начертите трапецию и обозначьте все заданные длины на чертеже. Укажите, что \(B\hat{E}C = 90°\)
Мы будем использовать \(\треугольник ABE\) и \(\треугольник CBE\), чтобы найти \(A\шляпа{B}E\) и \(C\шляпа{B}E\). Затем мы можем добавить эти два угла вместе, чтобы найти \(A\hat{B}C\).
Найдите первый угол, \(A\hat{B}E\)
Гипотенуза и противоположная сторона даны для обоих треугольников, поэтому используйте функцию \(\sin\).
9{2} \\ & = 7 \\ \поэтому БЫТЬ & = \sqrt{7}\text{см} \конец{выравнивание*}Найти второй угол \(C\hat{B}E\)
В \(\треугольник CBE\):
\начать{выравнивать*} \cos C\шляпа{B}E & = \frac{\text{смежный}}{\text{гипотенуза}} \\ & = \ гидроразрыва {\ sqrt {7}} {5} \\ & = \текст{0,52915…} \\ C\hat{B}E & = \text{58,0519…} \\ & \приблизительно \text{58,1}° \конец{выравнивание*}
Вычислить сумму углов
\[A\шляпа{B}C = \text{48,6}° + \text{58,1}° = \text{106,7}°\]Другое приложение использует тригонометрию для определения высоты здания. Мы могли бы использовать рулетку, опущенную с крыши, но это нецелесообразно (и опасно) для высотных зданий. Гораздо разумнее использовать тригонометрия.
Рабочий пример 3: Определение высоты здания
На данном рисунке показано здание неизвестной высоты \(h\). Мы начинаем в точке \(B\) и идем \(\text{100}\) \(\text{m}\) от здания в точку \(Q\). Далее измеряем угол возвышения от земли до вершине здания, \(T\), и найдите, что угол равен \(\text{38,7}°\). Вычислите высоту здания, с точностью до метра.
Определите противолежащую и прилежащую стороны, а также гипотенузу
У нас есть прямоугольный треугольник, и мы знаем длину одной стороны и угла. Таким образом, мы можем вычислить высота здания.
В \(\треугольник QTB\):
\начать{выравнивать*} \tan \text{38,7}° & = \frac{\text{напротив}}{\text{смежный}} \\ & = \фракция{ч}{100} \конец{выравнивание*}
Переставить и решить для \(h\)
\начать{выравнивать*} h & = 100 \times \tan \text{38,7}° \\ & = \текст{80,1151. ..} \\ & примерно \текст{80} \конец{выравнивание*}Напишите окончательный ответ
Высота здания равна \(\text{80}\) \(\text{м}\).
Рабочий пример 4: Углы возвышения и депрессии
Многоквартирный дом находится \(\text{200}\) \(\text{м}\) от вышки сотовой связи. Кто-то стоит у \(B\). Они измерить угол от \(B\) до вершины башни (\(E\)) и получить \(\text{34}\)\(\text{°}\) (угол высоты). Затем они измеряют угол от \(B\) до основания башни (\(C\)) и составляют \(\text{62}\)\(\text{°}\) (угол депрессии).
Какова высота вышки сотовой связи (с точностью до метра)?
Примечание: схема выполнена не в масштабе
Чтобы определить высоту \(CE\), сначала вычислите длины \(DE\) и \(CD\)
\(\треугольник BDE\) и \(\треугольник BDC\) являются прямоугольными треугольниками. В каждом из треугольников длина \(BD\) известно. Следовательно, мы можем вычислить стороны треугольников.
Вычислить \(CD\)
Дана длина \(AC\). \(CABD\) — прямоугольник, поэтому \(BD = AC = \text{200}\text{m}\).
В \(\треугольник CBD\):
\начать{выравнивать*} \tan C\hat{B}D & = \frac{CD}{BD} \\ \поэтому CD & = BD \times \tan C\hat{B}D \\ & = 200 \times \tan 62° \\ & = \текст{376,1452…} \\ & \приблизительно \текст{376}\текст{м} \конец{выравнивание*}
Вычислить \(DE\)
В \(\треугольник DBE\):
\начать{выравнивать*} \tan D\hat{B}E & = \frac{DE}{BD} \\ \поэтому DE & = BD \times \tan D\hat{B}E \\ & = 200 \times \tan 34° \\ & = \текст{134,9017…} \\ & \приблизительно \text{135}\text{ м} \конец{выравнивание*}
Сложите две высоты, чтобы получить окончательный ответ
Высота башни: \(CE = CD + DE = \text{135}\text{ m} + \text{376}\text{ m} = \ текст{511}\текст{ м}\).
temp textРабочий пример 5: План здания
У мистера Нкоси есть гараж в доме, и он решает добавить к гаражу крышу из гофрированного железа. Гараж \(\text{4}\) \(\text{м}\) высокий, а его лист для крыши \(\text{5}\) \(\text{м}\) длинный. Если угол крыши равен \(\text{5}\)°, какой высоты он должен построить стену \(BD\)? Дайте правильный ответ до \(\text{1}\) десятичного разряда.
Определите противоположные и смежные стороны и гипотенузу
\(\треугольник ABC\) прямоугольный. Гипотенуза и угол известны, поэтому мы можем вычислить \(AC\). Тогда высота стены \(BD\) равна высоте гаража минус \(AC\).
\начать{выравнивать*} \sin A\hat{B}C & = \frac{AC}{BC} \\ \поэтому AC & = BC \times \sin A\hat{B}C \\ & = 5 \sin 5° \\ & = \текст{0,43577…} \\ & \примерно\текст{0,4}\текст{м} \\ \\ \поэтому BD& = \text{4}\text{ m} — \text{0,4}\text{ m} \\ & = \текст{3,6}\текст{м} \конец{выравнивание*}
Напишите окончательный ответ
Мистер Нкоси должен построить свою стену высотой \(\text{3,6}\) \(\text{m}\) . \circ\). 9\circ} & = \frac{x}{\text{4,2}} \\ х & = \текст{9,0069…} \\ & \ приблизительно \ текст {9} \конец{выравнивание*}
Высота столба равна \(\text{9}\) \(\text{м}\).
Мальчик, запускающий воздушного змея, стоит \(\text{30}\) \(\text{m}\) из точки прямо под воздушным змеем. Если строка воздушного змея имеет длину \(\text{50}\) \(\text{m}\) , найдите угол подъема воздушного змея.
Сначала нарисуйте эскиз:
Мы можем использовать соотношение косинусов, чтобы найти угол возвышения (\(x\)):
\начать{выравнивать*} \cos x & = \frac{30}{50} \\ х & = \текст{53,1301…} \\ & \приблизительно \text{53,13}° \конец{выравнивание*}
Угол подъема воздушного змея \(\text{53,13}\)°.
Под каким углом поднимается солнце, если дерево \(\text{7,15}\) \(\text{м}\) высотой отбрасывает тень \(\text{10,1}\) \(\text{m}\) длинный?
Сначала нарисуйте эскиз:
Мы можем использовать отношение касательной, чтобы найти угол возвышения (\(x\)):
\начать{выравнивать*} \tan x & = \frac{\text{7,15}}{\text{10,1}} \\ х & = \текст{35,2954. ..} \\ & \приблизительно \text{35,30}° \конец{выравнивание*}
Угол подъема солнца равен \(\text{35,30}\)°.
С расстояния \(\text{300}\) \(\text{м}\) Сьюзан смотрит на вершину маяка. Угол высота равна \(\text{5}\)°. Определить высоту маяка с точностью до метра.
Сначала нарисуйте эскиз:
Нам нужно найти \(LT\). Мы можем использовать отношение тангенсов:
\начать{выравнивать*} \tan \hat{S} & = \frac{LT}{ST} \\ LT & = 300 \tan 5° \\ & = \текст{26,2465…} \\ & \приблизительно \текст{26}\текст{м} \конец{выравнивание*}
Высота маяка \(\text{26}\) \(\text{м}\).
Лестница длиной \(\text{25}\) \(\text{м}\) упирается в стену, лестница образует угол \(\text{37}\)° к стене. Найдите расстояние между стеной и основанием лестницы до ближайший метр.
Сначала нарисуйте эскиз:
Обратите внимание, что нам дан угол, который лестница образует со стеной, а не угол, под которым лестница делает с землей.
Теперь мы можем использовать функцию синуса, чтобы найти \(x\):
\начать{выравнивать*} \sin 37° & = \frac{x}{25} \\ х & = 25 \sin 37° \\ & = \текст{15,04537…} \\ & \приблизительно \текст{15}\текст{м} \конец{выравнивание*}
Основание лестницы \(\text{15}\) \(\text{m}\) далеко от стены.
Предыдущий
Упражнения в конце главы
Оглавление Следующий
11.2 Краткое содержание главы
Тригонометрия, класс 10 — решения NCERT, MCQ, на основе конкретных случаев [2023-24]
Вы учитесь…
Глава обновлена в соответствии с новым NCERT для экзаменов Совета 2023-2024 гг.
Получите решения NCERT с видео со всеми вопросами и примерами тригонометрии главы 8 класса 10. Видео всех вопросов сделаны с пошаговыми пояснениями. Проверьте это сейчас.
Тригонометрия – это изучение отношений между мерами треугольника. Обычно мы говорим о прямоугольных треугольниках, когда изучаем тригонометрию,
В этой главе мы изучим
- Что такое sin, cos, tan ( Синус, косинус, тангенс) … и как они находятся в треугольнике
- Что такое sec, cosec, cot, и как это связано с sin, cos, tan.
- (Sin, cos, tan, sec, cosec, cot известны как тригонометрические отношения)
- Затем изучаем Тригонометрические отношения конкретных углов l ike 0°, 30°, 45°, 60°, 90° ; и ответь на несколько вопросов
- Изучаем формулы sin (90 — θ) , cos (90 — θ), tan (90 — θ)
- Затем мы изучаем тригонометрические тождества и то, как из получаются другие тождества sin 2 θ + cos 2 θ = 1
Чтобы изучить ответы на вопросы NCERT, щелкните упражнение или тему ниже.
Серийный заказ
Пример 8.1
Пример 8.2
Пример 8.3
Примеры
Вопросы по делу (MCQ)
Образец NCERT — MCQ
Sin 90 — θ, cos 90 — формула θ
Концепция
В поисках греха cos tan
Нахождение sin cos по сторонам треугольника
Нахождение отношений, когда заданы другие отношения
Нахождение значений выражений
Доказательство
Тригнометрические соотношения удельных углов — Оценка
Тригнометрические отношения дополнительных углов
Выражение коэффициентов в других коэффициентах
Оценка с использованием тригнометрических тождеств
Что в этом?
Глава обновлена в соответствии с новым NCERT для экзаменов совета директоров 2023–2024 годов.
Получите решения NCERT с видео со всеми вопросами и примерами тригонометрии главы 8 класса 10. Видео всех вопросов сделаны с пошаговыми пояснениями. Проверьте это сейчас.
Тригонометрия – это изучение отношений между мерами треугольника. Обычно мы говорим о прямоугольных треугольниках, когда изучаем тригонометрию,
В этой главе мы изучим
- Что такое sin, cos, tan ( Синус, косинус, тангенс)… и как они находятся в треугольнике
- Что такое sec, cosec, cot, и как это связано с sin, cos, tan.
- (Sin, cos, tan, sec, cosec, cot известны как тригонометрические отношения)
- Затем изучаем Тригонометрические отношения конкретных углов l ike 0°, 30°, 45°, 60°, 90° ; и ответь на несколько вопросов
- Изучаем формулы sin (90 — θ) , cos (90–θ), тан (90–θ)
- Затем мы изучаем тригонометрические тождества и то, как из получаются другие тождества sin 2 θ + cos 2 θ = 1
Чтобы изучить ответы на вопросы NCERT, щелкните упражнение или тему ниже.