Решение иррациональных уравнений онлайн с подробным решением: Решение иррациональных уравнений | Онлайн калькулятор

Решение иррациональных уравнений с помощью замены переменной

В этой статье я расскажу о том, как  решать довольно сложные иррациональные уравнения с помощью замены переменной.

Я не устаю повторять, что  замена переменной и разложение на множители — два универсальных приема, которые надо всегда держать в голове. Однако, не всегда замена переменной очевидна, и о некоторых видах замены догадаться сложно, их нужно знать.

В этой статье я хочу поделиться с вами несколькими красивыми способами решения иррациональных уравнений.

1. Решим уравнение:

Мы видим, что в уравнении присутствует корень третьей степени и квадратный корень. Чтобы избавиться от иррациональности, нам пришлось бы, в конечном итоге, возводить уравнение в шестую степень. Можете при желании попробовать самостоятельно этот способ, но мы пойдем другим путем.

Давайте введем замену:

пусть   и ,  

Выразим подкоренные выражения:

,   , 

Теперь перед нами стоит задачи найти линейную комбинацию покоренных выражений, в результате которой получилось бы просто число. В данном случае все просто: если мы сложим подкоренные выражения, то получим число 1:

Тогда вместо нашего уравнения мы получим систему:

Выразим в первом уравнении  через , так как возводить выражение в квадрат проще, чем в третью степень:

Подставим во второе уравнение:

Отсюда:

,  ,  

Найдем соответствующие значения :

,  ,  . Условию  удовлетворяют все значения.

Теперь самое время вернуться к исходной переменной. Вспомним, что,

Отсюда ,  ,  ,

,  ,  

Ответ: {2; 10; 1}

2. Теперь я предлагаю вам рассмотреть решение более сложного иррационального уравнения, уровня С3.

Решим уравнение:

Введем замену 

Получим уравнение:

Перенесем все слагаемые влево:

Теперь мы видим, что имеем дело с однородным уравнением, и, так как  не является корнем уравнения (при этом значении х переменная t обращается в ноль), разделим обе части уравнения на 

Получим:

Решим квадратное уравнение относительно 

Получим:  или 

Вернемся к исходной переменной.

Теперь нам надо решить два уравнения:

(1)

(2)

Решим уравнение (1):

Вспомним, как решаются простейшие иррациональные уравнения и перейдем к равносильной системе:

Решим первое уравнение системы. Получим:

,  

Условию удовлетворяет только корень 

Решим уравнение (2):

Возведем обе части уравнения в квадрат и перейдем  к равносильной системе:

Решим первое уравнение системы. Получим:

,  

Условию  удовлетворяет только корень 

Ответ: , 

3. И, наконец, я предлагаю вам посмотреть ВИДЕОУРОК с подробным решением уравнения уровня С3:

И.В. Фельдман, репетитор по математике.

Разработка урока в 11 классе на тему » Иррациональные уравнения» | Методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему:

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся встают.)

2.Я рада всех вас видеть и надеюсь на совместную плодотворную работу. Пусть эпиграфом к уроку послужат слова Л.Н. Толстого. (Слайд)

При демонстрации слайдов — ИКТ технология

3.Учитель: «Ребята, скажите, что мы изучали на прошлом уроке?»

 Ученик: « На прошлом уроке мы изучали иррациональные уравнения и методы их решения, в частности метод введения новой переменой и возведения в степень корня, решали уравнения части В ЕГЭ (В7).

Учитель: «Правильно. Сегодня  мы продолжим изучение темы «Иррациональные уравнения». Проговаривается Цель и задачи урока. Эта работа сопровождается демонстрацией слайдов.(Слайды)

       

Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.

Технология оценивания учебных успехов

На партах лежат оценочные листы, которые учащиеся должны заполнить по ходу урока, а в конце сдают учителю. Учитель напоминает как работать с оценочными листами.

4.Фронтальная работа Повторяется определение иррационального уравнения, известные методы решения и их алгоритмы на конкретных примерах

Учитель: « Ребята, посмотрите на экран, на слайде представлены уравнения, назовите те из них, которые являются иррациональными

Ученик отвечает.

Учитель: «А по какому признаку вы выделили иррациональные уравнения. Чем руководствовались при этом?

Ученик: «Определением иррациональных уравнений. Формулирует определение»  Демонстрируется слайд.

 

Повторяются известные методы решения иррациональных уравнений по готовым слайдам.

   

 Технология  проблемного обучения

Создается проблемная ситуация, для решения которой требуется изучение нового материала — новых методов решения иррациональных уравнений.

Учитель: «Какими методами можно решить предложенные иррациональные уравнения?»

Изученные методы не помогают.

 

5.Усвоение новых знаний.

При решении иррациональных  уравнений не всегда следует сразу приступать к «слепому» применению известного алгоритма решения.

В заданиях Единого государственного экзамена имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволяет решить уравнения проще, быстрее. Использование ЭОР

В презентации имеется гиперсссылка на ЭОР — «Открытый банк заданий по математике ЕГЭ» Примеры уравнений из открытого банка заданий. Слайд (17) переход по гиперссылке на ЭОР-открытый банк заданий по математике http://mathege.ru/or/ege/Main. 

Поэтому необходимо знать и другие методы решения иррациональных уравнений, с некоторыми из них  мы сегодня  познакомимся.  

При подготовке к уроку некоторые ученики получили листы-рекомендации, в которых рассматриваются основные приёмы решения иррациональных уравнений. Ребята ознакомились с предложенными решениями и сегодня изложат его нам.

Выступление учеников

1 ученик. Решение уравнения методом исследования области определения уравнения.

   Пусть дано уравнение:   —    =  –

Возведение обеих частей в квадрат приведёт нас к громоздким вычислениям и трате времени на экзамене.

Воспользуемся методом исследования области допустимых значений заданного уравнения.

Область допустимых значений данного уравнения определяется системой неравенств         х=2

   

Данное уравнение определено только при х = 2.

Проверим, является ли число 2 корнем уравнения:

 —  =  –

5 = 5 – верно.

Ответ: х = 2.

    2 ученик.   Использование свойства монотонности функции.

Я хочу рассказать об уравнениях, решение которых   основывается на  свойстве монотонности функций. Существуют теоремы:

     Теорема 1. Пусть уравнение имеет вид:   f(x) = с, где f(x) –монотонно  возрастающая (убывающая) функция, а с – число, входящее область значений функции f(x), тогда уравнение f(x) = с имеет единственный корень.

Теорема 2. Пусть уравнение имеет вид  f(x)= g(x),  где функции f(x) и g(x)    «встречно монотонны», т.е. f(x)  возрастает, а g(x)  убывает или наоборот, то такое уравнение имеет не более одного корня.

  Если удается заметить эти свойства функций в уравнении или привести уравнение к таким видам, и при этом нетрудно угадать корень уравнения, то он и будет единственным решением данного уравнения.

    Пример для изучения

Пусть  дано  уравнение:       + = 6

  ОДЗ уравнения:  х+60;  х

Функции   =     и  =  являются возрастающими на промежутке [- 6; , поэтому функция у =  + так же является возрастающей на этом промежутке, и следовательно принимает любое значение, в том числе и 6, только один раз. Значит, уравнение имеет единственный корень.

Найдём этот корень подбором.

 х = 2.

Проверкой убеждаемся, что число 2 является корнем данного уравнения.

Ответ: х = 2.

3 ученик. Метод оценки частей уравнения.

Рассмотрим уравнение: + = 14х —  

 

Запишем уравнение в виде    +  = -( +49)

 

 +  = —

Так как левая часть данного уравнения неотрицательная, а

правая — неположительная при любых допустимых значениях x ,

то равенство возможно только в том случае, когда они обе части уравнения

равны нулю. Легко убедиться, что это возможно только при х = 7.

Здоровьесберегающая технология

Валеопауза  для снятия напряжения с глаз.

Здоровьесберегающая технология по системе В. Ф. Базарного.

6.Разноуровневое обучение

Работа в разноуровневых группах

После прослушивания выступающих начинается работа учеников в группах  по решению предложенных уравнений. Учащимся раздаются карточки с заданиями.

Учитель контролирует работу групп, даёт консультации.

Задания для групп. Для 4и 2 групп задания даются попроще, а 1, 3,5 — сложнее.

Затем работа проверяется с помощью документ камеры

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Еще раз повторяются уже все методы решения иррациональных уравнений

Учащиеся нацеливаюся на самостоятельную работу  

7.Текст самостоятельной работы.        

Критерии выставления оценок.

Работа выполняется под копирку в тетрадях, после выполнения листочек сдается, а по тетради , сверяясь с ключами  , учащиеся выставляют себе оценки по критериям, внося результаты в оценочный бланк, который сдается учителю для анализа.

8. Анализ учителем проделанной на уроке работы и объявление оценок с подробным комментарием.

 9. Домашнее задание.

1.Учебник п.30, стр.237

2.Задачник стр.190,№30.8, 30.9.

Технология разноуровневое обучение

Учащиеся на выбор выполняют следующее  задание по уровню сложности: или только часть В, или и В и С

3. Сборник ЕГЭ – варианты 25-30, В7 — 1 часть,  С3 — 2 часть

 10. Рефлексия

Вопросы:

Как вы считаете, насколько полезным было проведенное занятие?

Получены ли новые знания и умения?

Кратко опишите, какие моменты занятия вам особенно запомнились.

Каких моментов занятия вам хотелось бы избежать?

Какие трудности вы испытали при изучении материала, при ответе на вопросы, в ходе решения заданий? Сумели ли вы их преодолеть? Если да, то как?

Опишите свои впечатления от проведенного занятия. Хотели бы вы в будущем принимать участие в таких занятиях?

 

Решение радикальных уравнений | Начальная алгебра

 

Цели обучения

  • Решение радикальных уравнений
    • Извлечение квадратных корней в уравнениях и решение для переменной
    • Идентифицировать посторонние решения радикальных уравнений
  • Квадратные корни и заполнение квадрата для решения радикальных уравнений
    • Использование квадратных корней для решения квадратных уравнений
    • Заполните квадрат, чтобы решить квадратное уравнение
  • Использование квадратичной формулы для решения квадратных уравнений
    • Напишите квадратное уравнение в стандартной форме и определите значения a , b и c в квадратном уравнении стандартной формы.
    • Используйте квадратную формулу, чтобы найти все действительные решения.
    • Решение прикладных задач, требующих использования квадратичной формулы.

Основная стратегия решения радикальных уравнений состоит в том, чтобы сначала выделить радикальный член, а затем возвести обе части уравнения в степень, чтобы удалить радикал. (Причина использования степеней станет ясна через мгновение.) Это тот же тип стратегии, который вы использовали для решения других нерадикальных уравнений — перестройте выражение, чтобы изолировать переменную, которую вы хотите знать, а затем решите полученное уравнение. . 9{2}}=x[/латекс]. (Это свойство позволяет вам «удалить» радикалы из ваших уравнений.)

Давайте начнем с радикального уравнения, которое вы можете решить за несколько шагов: [латекс] \sqrt{x}-3=5[/латекс].

Чтобы проверить свое решение, вы можете заменить x на 64 дюйма в исходном уравнении. [латекс] \sqrt{64}-3=5[/латекс]? Да, квадратный корень из 64 равен 8, а [латекс]8−3=5[/латекс].

Обратите внимание, как вы объединили одинаковые члены, а затем возвели в квадрат обе сторон уравнения в этой задаче. Это стандартный метод удаления радикала из уравнения. Важно выделить радикал с одной стороны уравнения и максимально упростить до в квадрате. Чем меньше членов перед возведением в квадрат, тем меньше дополнительных членов будет сгенерировано в процессе возведения в квадрат.

В приведенном выше примере под радикалом находилась только переменная x . Иногда вам нужно будет решить уравнение, которое содержит несколько членов под корнем. Выполните те же действия, чтобы решить их, но обратите внимание на критическую точку — возведите в квадрат обе сторон уравнения, а не отдельные членов . Посмотрите, как решаются следующие две задачи. 9{2}[/латекс].

  • После удаления радикала найдите неизвестное.
  • Проверить все ответы.
  • Идентификация посторонних решений

    Соблюдение правил важно, но не менее важно обращать внимание на математику перед вами, особенно при решении радикальных уравнений. Взгляните на следующую проблему, которая демонстрирует потенциальную ловушку, связанную с согласованием обеих сторон для устранения радикала.

    Посмотрите на это — ответ [латекс]а=9[/латекс] не дает истинного утверждения при подстановке обратно в исходное уравнение. Что случилось?

    Проверьте исходную проблему: [латекс]\sqrt{a-5}=-2[/латекс]. Обратите внимание, что радикал установлен равным [латекс]-2[/латекс], и помните, что главный квадратный корень числа может быть только положительным . Это означает, что никакое значение для и не приведет к подкоренному выражению, положительный квадратный корень которого равен [латекс]-2[/латекс]! Вы могли сразу это заметить и сделать вывод, что для и решений нет.

    Посмотрите на следующую проблему. Обратите внимание, что исходная задача имеет вид [латекс] x+4=\sqrt{x+10}[/латекс], но после возведения обеих сторон в квадрат она становится [латекс] {{x}^{2}}+8x+16. {2}[/латекс].

    В следующем видео мы покажем больше примеров решения простых квадратных уравнений с использованием квадратных корней.

    Иногда возводится в квадрат больше, чем просто x :

    В этом видеопримере вы увидите больше примеров решения квадратных уравнений с использованием квадратных корней.

    Завершение квадрата для решения квадратного уравнения

    Конечно, квадратные уравнения часто не приходят в формате приведенных выше примеров. У большинства из них будет 9{2}[/латекс]. Разложим совершенный квадратный трехчлен на квадратный двучлен.

    Вы можете использовать процедуру из следующего примера, чтобы помочь вам решить уравнения, в которых вы идентифицируете совершенные квадратные трехчлены, даже если уравнение не установлено равным 0.

    Один из способов решения квадратных уравнений состоит в том, чтобы завершить квадрат . Если у вас нет идеально квадратного трехчлена, вы можете создать , добавив постоянный член, который является идеальным квадратом, к обеим частям уравнения. Давайте посмотрим, как найти этот постоянный член. 9{2}+bx[/латекс].

    В этом примере площадь всего прямоугольника определяется как [латекс]x\влево(х+b\вправо)[/латекс].

    Теперь давайте превратим этот прямоугольник в квадрат. Сначала разделите красный прямоугольник площадью

    b x на два равных прямоугольника площадью [латекс] \frac{b}{2}x[/латекс]. Затем поверните и переместите один из них. Вы не изменили размер красной области — в сумме он по-прежнему составляет [latex]bx[/latex].

    9{2}}[/latex] всегда положителен, так как это квадрат числа. Когда вы завершаете квадрат, вы всегда добавляете положительное значение.

    В следующем видео мы покажем больше примеров того, как найти постоянные члены, которые сделают трехчлен идеальным квадратом.

    Заполнение квадрата можно использовать для решения квадратного уравнения, которое нельзя решить с помощью факторизации.

    Давайте начнем с того, что произойдет, если вы закончите квадрат в уравнении. Обратите внимание, что в приведенном ниже примере заполнение квадрата приведет к добавлению числа к 9.0026 обе

    стороны уравнения — вы должны сделать это, чтобы обе стороны были равны!

    Вы видите, что построение квадрата в уравнении очень похоже на завершение квадрата в выражении? Основное отличие состоит в том, что вы должны добавить новое число (в данном случае [латекс]+9[/латекс]) к обеим частям уравнения, чтобы сохранить равенство.

    Теперь давайте рассмотрим пример, в котором вы используете заполнение квадрата, чтобы решить уравнение и найти значение переменной. 9{2}+16x+64=0[/латекс]. Можете ли вы факторизовать это уравнение, используя группировку? (Подумайте о двух числах, произведение которых равно 64, а сумма равна 16). {2}+bx+c=0[/латекс] и затем решите 9{2}+bx+c=0[/latex] называется стандартной формой квадратного уравнения. Прежде чем решать квадратное уравнение с помощью квадратной формулы,

    важно убедиться, что уравнение имеет именно такую ​​форму. Если вы этого не сделаете, вы можете использовать неправильные значения для a , b или c , и тогда формула даст неверные решения.

    Решение квадратного уравнения с помощью квадратной формулы

    Квадратная формула будет работать с любым квадратным уравнением , кроме 9{2}+bx+c=0[/латекс]. Чтобы использовать его, выполните следующие действия.

    • Сначала приведите уравнение в стандартной форме.
    • Определите коэффициенты a , b , и c . Будьте внимательны при включении отрицательных знаков, если вычитаются члены bx или c .
    • Подставить значения коэффициентов в квадратичную формулу.
    • Максимально упростить.
    • Используйте [latex]\pm[/latex] перед радикалом, чтобы разделить решение на два значения: одно, в котором добавляется квадратный корень, и другое, в котором он вычитается 9{2}+4\влево(-5\вправо)=5\,\,\,\,\,\\25-20=5\,\,\,\,\,\\5=5\,\ ,\,\,\,\end{массив}[/латекс]

    Вы получаете два верных утверждения, поэтому вы знаете, что оба решения работают: [латекс]x=1[/латекс] или [латекс]-5[/латекс]. Вы успешно решили уравнение, используя квадратную формулу!

    Сила Квадратной Формулы в том, что с ее помощью можно решить любое квадратное уравнение , даже такое, в котором невозможно найти комбинации чисел.

    В следующем видео мы показываем пример использования формулы квадратного уравнения для решения уравнения с двумя действительными решениями. 9{2}-2\влево(4\вправо)=6\влево(4\вправо)-16\\16-8=24-16\,\,\,\,\,\,\\8=8\ ,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\,\end{массив}[/ латекс]

    В следующем видео мы показываем пример использования квадратной формулы для решения квадратного уравнения, которое имеет одно повторяющееся решение.

    В этом видео примере мы показываем, что решения квадратных уравнений могут иметь рациональные ответы.

    Применение квадратичной формулы

    Квадратные уравнения широко используются в науке, бизнесе и технике. Квадратные уравнения обычно используются в ситуациях, когда две вещи перемножаются, и обе они зависят от одной и той же переменной. Например, при работе с площадью, если оба измерения записываются в терминах одной и той же переменной, вы используете квадратное уравнение. Поскольку количество проданного продукта часто зависит от цены, иногда вы используете квадратное уравнение для представления дохода как произведения цены и проданного количества. Квадратные уравнения также используются, когда задействована сила тяжести, например, траектория движения мяча или форма тросов подвесного моста.

    Очень распространенное и простое для понимания приложение — это высота мяча, брошенного на землю со здания. Поскольку гравитация будет увеличивать скорость мяча при падении, можно использовать квадратное уравнение для оценки его высоты в любое время до того, как он упадет на землю. Примечание. Уравнение не совсем точное, поскольку трение о воздух немного замедляет мяч. Для наших целей это достаточно близко.

    Приведенная ниже задача с площадями не выглядит так, как будто она включает квадратную формулу любого типа, и кажется, что эту задачу вы уже много раз решали простым умножением. Но для того, чтобы решить ее, вам нужно будет использовать квадратное уравнение.

    В этом последнем видеоролике мы покажем, как использовать квадратичную формулу для решения задачи, связанной с рамкой изображения.

    Резюме

    Обычный метод решения радикальных уравнений состоит в том, чтобы возвести обе части уравнения в любую степень, чтобы убрать знак радикала из уравнения. Но будьте осторожны — когда обе части уравнения возводятся в степень и даже , существует вероятность того, что будут введены посторонние решения. При решении радикального уравнения важно всегда проверять свой ответ, подставляя значение обратно в исходное уравнение. {2}}-4ac}}{2a}[/latex] находится путем заполнения квадрата квадратного уравнения [латекс] [/латекс].

    Предварительное исчисление по алгебре — Поиск решения иррационального уравнения

    Задавать вопрос

    спросил

    Изменено 6 лет, 5 месяцев назад

    Просмотрено 206 раз

    $\begingroup$

    Дано уравнение $\sqrt{x + 3 — 2\sqrt{x + 2}} + \sqrt{x + 27 — 10\sqrt{x + 2}} = 4$, найдите его решение(я).

    Сначала нахождение области определения функции. Заметим, что из $\sqrt{x + 2} \geq 0 \ следует x \geq -2$. Тогда, решая неравенства для $x + 3 — 2\sqrt{x + 2} \geq 0$ и $x + 27 — 10\sqrt{x + 2} \geq 0$, получаем, что их область определения $D = \mathbb {R}$, так как квадратичные уравнения, возникающие из этих неравенств, имеют ровно один корень — $S_1 = \{-1\}$ и $S_2 = \{23\}$.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *