Решение систем логарифмических уравнений: Системы логарифмических и показательных уравнений — урок. Алгебра, 11 класс.

b\).

Утверждение 2. Уравнение \(\log_a f(x) = \log_a g(x)    \ (a > 0, a ≠ 1)\) равносильно одной из систем (очевидно, выбирается та система, неравенство которой решается проще): \(\begin{cases} f(x)=g(x) \\ f(x)>0 \\ \end{cases} \ или \ \begin{cases} f(x)=g(x) \\ g(x)>0 \\ \end{cases}\).

Утверждение 3. Уравнение \(\log_{\varphi (x)} f(x) = \log_{\varphi (x)}  g(x)    \ (a > 0, a ≠ 1)\) равносильно системе \(\begin{cases} f(x)=g(x) \\ f(x)>0 \\ \varphi(x)>0 \\ \varphi(x)\ne1 \end{cases} \ или \ \begin{cases} f(x)=g(x) \\ g(x)>0 \\ \varphi(x)>0 \\ \varphi(x)\ne1 \end{cases} \).

При решении логарифмических уравнений во многих случаях приходится использовать свойства логарифма произведения, частного, степени. В тех случаях, когда в одном логарифмическом уравнении имеются логарифмы с различными основаниями, применение указанных свойств возможно лишь после перехода к логарифмам с равными основаниями. Кроме того, решение логарифмического уравнения следует начинать с нахождения области допустимых значений (О.

Д.З.) заданного уравнения, т. к. в процессе решения возможно появление посторонних корней. Завершая решение, не забудьте проверить найденные корни на принадлежность О.Д.З. Решать логарифмические уравнения можно и без использования О.Д.З. В этом случае проверка является обязательным элементом решения.

При решении логарифмических уравнений часто приходится логарифмировать или потенцировать обе части уравнения, что не всегда может привести к равносильным уравнениям.

Логарифмировать алгебраическое выражение – значит выразить его логарифм через логарифмы отдельных чисел, входящих в это выражение.

Метод потенцирования – переход от уравнения с логарифмами к уравнениям, которые их не содержат.

Приведем основные способы решения логарифмических уравнений.

Использование определения логарифма

Пример 1. Решить уравнение: \(\log_{0,1}x=3\).

Решение: ОДЗ: \(x>0\).

Для нахождения решения возведем основание логарифма в степень, равную 3 (правая часть уравнения), получим: \(x=(0,1)^3 \Rightarrow x=0,001\). 2-4x+3=0 \\ \end{cases} \Rightarrow x_1=1, x_2=3\).

Находим соответствующие значения у:  \(y_1 = 4 – 1 = 3, y_2 = 4 – 3 = 1\).

Все найденные решения входят в ОДЗ.

Ответ: \((1; 3), (3; 1)\).

Содержание

Урок 9. Системы показательных и логарифмических уравнений

При решении системы, которая содержит показательные и логарифмические уравнения, используют приёмы решения систем (способ подстановки, способ сложения, замену переменных) и методы решения показательных и логарифмических уравнений.

ПРИМЕР:

Решите систему уравнений:

Из первого уравнения системы

у = 1 – х.

Тогда из второго уравнения получим

4х + 41 = 5,

то есть

Замена  4х = t  даст уравнение

из которого получим уравнение

t2 – 5t + 4 = 0,

которое  имеет корни:

t1 = 1, t2 = 4.

Обратная замена даст  4х = 1,

тогда  x1 = 0  или  4х = 4, откуда  x2 = 1.

Находим соответствующие значения

у = 1 – х:

если  x1 = 0, то  у1 = 1;

если  x2 = 1, то  у2 = 0.

ОТВЕТ:

(0; 1), (1; 0)

ПРИМЕР:

Решите систему уравнений:

Замена

даст систему

Из второго уравнения этой системы имеем

u = 2 + v.

Тогда из первого уравнения получим

(2 + v)2v2 = 16.

Откуда  v = 3, тогда

  u = 5.

Обратная замена даёт

откуда, у = 2;

откуда, х = 2;

ОТВЕТ:

(2; 2).

ПРИМЕР:

Решите систему уравнений:

По определению логарифма имеем:

Из второго уравнения последней системы получим

у = х + 3

и вставляем его в первое уравнение:

х(х + 3) = 4,

х2 + 3х – 4 = 0,

х1 = 1, х2 = –4.

Тогда

у1 = 4, у2 = –1.

решение данной системы.

ПРОВЕРКА:

неправильное решение (под знаком логарифма получим отрицательные числа).

ОТВЕТ:

 (1; 4).

ПРИМЕР:

Решите систему уравнений:

ОДЗ:

Тогда из первого уравнения имеем:

Замена  t = logхy  даст уравнение

t2 – 2t + 1 = 0, t = 1.

Обратная замена даст

logх y = 1,

то есть  у = х.

Тогда из второго уравнения системы имеем:

х2х – 20 = 0,

х1 = –4  (не входит до  ОДЗ),

х2 = 5  (входит до  ОДЗ).

Поэтому, решение заданной системы:

х = 5, у = 5.

ОТВЕТ:

(5; 5).


Задания к уроку 9

Раздел 4. Уравнения и системы уравнений

11 октября, 201911 октября, 2019 |