С решить задачу: Как решить неравенство онлайн с подробным решением

Содержание

«Ты просто не хочешь думать!». Почему ребёнок не может решить задачу и 5 способов ему помочь

Вечер, за окном уже темно, все собираются спать. Все, кроме школьника, который пытается решить задачу по математике. И не может. Почему? В блоге проекта «Математические тропинки» Александр Маркеллов и Екатерина Бредихина рассказывают, как помочь ребенку понимать условия задач и искать решение.

Иногда родители сталкиваются с проблемой: ребёнок сидит перед задачей и не может её решить. Что можно сделать в такой ситуации?

— Сказать: «Ну ты и балбес, это же элементарно! Просто думать не хочешь!»;
— Долго объяснять, потом решить самому и дать переписать;
— Открыть ГДЗ и дать ребёнку списать;
— Попытаться понять, в чем именно у ребёнка трудность и помочь эту трудность преодолеть.

Думаю, понятно, что плохого в первых трёх вариантах. Они могут решить проблему с вашими эмоциями или с конкретной задачей, но не помогут наладить отношения и, главное, — не научат ребёнка решать задачи самому. Скорее всего, самооценка ребёнка упадет, а в следующий раз, когда он увидит подобную задачу, у него возникнут такие же трудности.

Важное замечание: иногда нам, взрослым, то, что мы уже умеем делать, кажется элементарным, но это всего лишь иллюзия. При обучении ребёнок встречает множество трудностей, которые ему нужно преодолевать: понимать концепции, запоминать приёмы. Если вы попробуете освоить новую область, вы точно так же будете в затруднительном положении, и вам будут непонятны многие вещи. Это нормальный процесс обучения, поэтому важно признать за ребёнком право испытывать трудности.

Решение задачи — это сложный процесс, состоящий из разных этапов. В этой статье попробую показать, что это за этапы, чтобы вы могли понять, на каком из них могут возникнуть сложности у ребёнка.

Возьмем для примера такую задачу для учеников третьего класса: «Ваня, Витя и Арсений пошли собирать грибы. Всего они собрали 48 грибов. Ваня собрал на 6 грибов больше, чем Арсений. А Арсений собрал на 12 грибов меньше, чем Витя. Сколько грибов собрал каждый из ребят?».

Задачу можно решить с помощью уравнения, но в третьем классе такую задачу нужно решить по действиям. С помощью уравнения дети учатся решать задачи в пятом классе.

На мой взгляд, процесс решения задачи состоит из 5 этапов:

— Прочитать условие задачи;
— Понять концепцию задачи и нарисовать схему;
— Решить задачу по действиям;
— Записать решение;
— Проверить верность решения.

В чём заключается метод? Наша задача — понять, на каком именно этапе ребёнок испытывает сложность. Мы будем помогать ребёнку с каждым этапом по очереди. Если ребёнок после этого благополучно решает задачу, значит, сложность была именно в этом этапе, и его нужно тренировать отдельно.

1. Прочитать условие

Ребёнок прочитал задачу, отлично! Но как понять, разобрался ли он, о чём там речь, или нет? Чтобы это проверить, а также помочь разобраться, что там происходит, задайте ребёнку вопросы по условию. В нашей задаче это могут быть такие вопросы:

— Что надо узнать в задаче?
— Сколько детей собирали грибы?
— Ребята собрали одинаковое количество?
— Кто собрал меньше всех?
— На сколько грибов Ваня собрал больше, чем Арсений?
— На сколько грибов Витя собрал больше, чем Арсений?
— Что получится, если у Вани и у Вити забрать 6 и 12 грибов?
— Чего не хватает, чтобы ответить на вопрос из задачи?

Если после этих вопросов ребёнок решает задачу, значит, проблема была именно на этом этапе.

Как тренировать?

Сначала давать задачи в одно действие, потом — в два действия. Просить самого задавать вопросы к задачам. Давать задачи с избыточным условием — лишней информацией, которая не нужна для решения. Это помогает фокусироваться на главном и отбрасывать ненужное. Таких задач много в учебнике «Сопрунова, Посицельская, Посицельский: Математика и информатика.»

2. Понять концепцию задачи и нарисовать схему

Этот этап самый сложный, так как требует понимания концепций. Но и его можно успешно тренировать. Если ребёнок сам не может нарисовать схему, можно предложить ему разные схемы на выбор:

Первая схема просто не соответствует условию задачи: у ребят было разное количество грибов. Вторая схема верная, но она не приближает нас к решению задачи. А вот третья схема очень точно отображает условие и позволяет с ней работать.

Как тренировать?

Уровень 1. Соедини условие и схему.

Мы столкнулись с проблемой: если у задачи есть вопрос, у ребёнка срабатывает рефлекс и он сразу бросается её решать. А нам это пока что не надо. Поэтому там, где это нам не нужно, мы убрали вопрос в задаче.

Уровень 2. Нарисуй схему к условиям.

Как ещё тренировать?

Можно делать такие задания:

— Придумай задачу по схеме;
— Исправь схему по описанию/исправь описание по схеме.

3. Решить по задачу по действиям

Вот как выглядит решение задачи:

У каждого типа задачи разная методология решения, которую нужно изучать, решая сначала более простые задачи. В методологию решения этой задачи мы сейчас не будем погружаться, потому что это очень узкая тема. Но остается вопрос: как тренироваться, если у ребёнка сложность на этом этапе?

Отличный способ — решать задачи именно по схеме.

4. Записать решение

Это сложный вопрос: школьная действительность такова, что почти вся проверка знаний — это письменные экзамены (контрольные, экзамены для поступления, олимпиады). Ребёнку важно уметь записывать свои мысли так, чтобы его было легко понять. Иногда в школах уделяют этому чрезмерное внимание. Важно понять, какие требования у вашего учителя и стараться их придерживаться. На мой взгляд, если ребёнок дошел до этого этапа — это здорово. Ведь он освоил навык решения задачи. Дальше уже дело техники.

5. Проверить верность решения

Важный этап, о котором не стоит забывать. Нужно посмотреть на ответ и прикинуть, похоже ли это на правду? Не получилось ли так, что пешеход у нас идет со скоростью 1000 км в час? А потом подставить ответ в условия и проверить, всё ли сходится? Хороший вопрос для ребенка, чтобы он тренировался проверять задачу: «Где обычно ошибаются другие дети?» Или «Покажи опасное место в задаче, где можно легко ошибиться». Это заостряет внимание на сложных местах в задаче.

Практика: решение задач

Креативные методы часто используют для решения задач, например, таких:

  • Клиент пришёл к вам с большим проектом и вам нужно представить концепт и идею, чтобы получить финансирование.
  • Вы хотите поменять процессы внутри своей компании, например, отменить оплату наличными или заменить работников роботами. Вы не знаете, насколько эффективно и целесообразно это будет.
  • Кампания по продвижению продукта провалилась, и вам нужно найти первопричину, чтобы следующая кампания прошла успешнее.

Мы собрали 8 методов разного типа сложности, которые вы можете использовать в своей работе и жизни для креативного решения проблем.

1 Фрирайтинг

Время: 10 минут.

Что нужно: блокнот, ручка, таймер.

Фрирайтинг — метод свободного письма, который призван разбудить вашу креативность и не дать внутреннему цензору вмешаться в процесс.

Поставьте таймер на 10 минут, возьмите блокнот и ручку. За отправную точку берите проблему или задачу, которую хотите решить: сформулируйте её и кратко запишите в начале листа. А потом начните писать всё, что приходит в голову, не останавливаясь и не редактируя. Никто, кроме вас, это не прочитает, поэтому логика, пунктуация, аккуратность — всё это неважно. Вы можете сжечь лист в любой момент, и никто не узнает, что вы пишете.

Это упражнение помогает задавить своего цензора потоком слов и высвободить креативость. Если понимаете, что отклонились от темы, напишите «я отклонился от темы, надо вернуться» и посмотрите на вашу цель в начале.

Если писать не о чем, пишите ерунду, пока в голову не придёт любая мысль. Можете написать «абрикос бла-бла-бла лялялял нога рука окно вкусно пахнет из него» или все цифры по порядку, пока в голову не придёт мысль.

Когда время закончится, переключитесь на что-нибудь или пару минут ничего не делайте. Чуть позже внимательно прочтите написанное, выделяя интересные слова, фразы и мысли в тексте. Переносите их на отдельный лист, чтобы структурировать. Обычно в момент выбора и переноса появляются идеи и новые вопросы, которые тоже можно выписать на отдельный лист.

Повторите сеанс ещё пару раз в течение 3‒4 дней и, скорее всего, сможете найти решение своей проблемы.

2 Пять «почему?»

Время: несколько часов.

Что нужно:блокнот, ручка.

Эта техника очень похожа на то, как познают мир дети. Вы просто повторяете вопрос «почему?», пока не докопаетесь до сути проблемы.

Таким образом вы находите первопричину, исправив которую вы сможете решить большую проблему или получить ответ на свой вопрос. Изобретение техники приписывается Сакити Тоёда, она используется в компании Toyota для развития производства.

Проведём параллель с болезнью: представьте, что вы жалуетесь врачу на боли и высокую температуру. Однако боли и жар — не проблема. Это лишь её симптомы. Проблема в том, что вы плохо себя чувствуете. Чтобы определить причину, доктору нужна информация, поэтому он выслушивает ваши жалобы, делает анализы и собирает факты.

Метод очень простой. Каждый последующий вопрос «почему?» задается к ответам на предыдущий. Вопросов может быть как пять, так и больше, главное — докопаться до корня проблемы. В процессе обычно строят таблицу причин: её можно просто нарисовать на бумаге. Помните, что в этом методе не нужно искать виноватых, — только первопричину.

  • Сформулируйте проблему и запишите её на листе бумаги.
  • Определите основные моменты, которые могут привести к возникновению этой проблемы.
  • Выберите первую ветвь и задайте вопрос «Почему это произошло?». Кратко запишите варианты ответов.
  • К каждой из причин задайте вопрос «Почему это произошло?».
  • Если вы можете дальше детализировать ответ, то снова задайте вопрос «Почему это произошло?». Обычно пяти повторений цикла достаточно, чтобы приблизиться к причине.
  • Проработайте все оставшиеся подсистемы вашей системы по алгоритму.
  • Соберите и проанализируйте все причины.

3 Визуализация

Время: от нескольких часов до нескольких дней.

Что нужно: компьютер или смартфон.

Визуализацию часто используют в работе дизайнеры и фотографы, чтобы собрать цельную картинку проекта.

Поставьте таймер на 10 минут, возьмите блокнот и ручку. За отправную точку берите проблему или задачу, которую хотите решить: сформулируйте её и кратко запишите в начале листа. А потом начните писать всё, что приходит в голову, не останавливаясь и не редактируя. Никто, кроме вас, это не прочитает, поэтому логика, пунктуация, аккуратность — всё это неважно. Вы можете сжечь лист в любой момент, и никто не узнает, что вы пишете.

Это упражнение помогает задавить своего цензора потоком слов и высвободить креативость. Если понимаете, что отклонились от темы, напишите «я отклонился от темы, надо вернуться» и посмотрите на вашу цель в начале. Если писать не о чем, пишите ерунду, пока в голову не придёт любая мысль. Можете написать «абрикос бла-бла-бла лялялял нога рука окно вкусно пахнет из него» или все цифры по порядку, пока в голову не придёт мысль.

Когда время закончится, переключитесь на что-нибудь или пару минут ничего не делайте. Чуть позже внимательно прочтите написанное, выделяя интересные слова, фразы и мысли в тексте. Переносите их на отдельный лист, чтобы структурировать. Обычно в момент выбора и переноса появляются идеи и новые вопросы, которые тоже можно выписать на отдельный лист.

Повторите сеанс ещё пару раз в течение 3‒4 дней и, скорее всего, сможете найти решение своей проблемы.

4 Метод Уолта Диснея

Время: от 2 часов.

Что нужно: три стула, блокнот и ручка.

Уолт Дисней — один из самых креативных гениев современности, и с этим трудно поспорить. Неудивительно, что у него была собственная креативная методика.

Для творческих озарений Уолт использовал три стула: мечтателя, реалиста и критика. Вы принимаете на себя одну из трёх ролей, при этом физически перемещаясь: из комнаты в комнату или со стула на стул.

Стул мечтателя

Эта роль позволяет мечтать и фантазировать: придумывайте самые невероятные образы и решения, переворачивайте устоявшиеся концепты, играйте с возможностями, сочетайте несочетаемое. Никаких рамок, главное, не быть серьёзным и последовательным, для этого есть следующий стул.

Стул реалиста

Задача реалиста — развить фантастические идеи мечтателя и понять, что из этих фантазий можно использовать в жизни. Тут как раз нужно рассматривать всё дотошно, быть серьёзным и логичным, последовательным.

Стул критика

На этом стуле вам нужно беспощадно раскритиковать всё предложенное мечтателем и реалистом. Вам нужно задавать себе строгие вопросы: «Что скажет потребитель, если столкнется с этим в жизни? Как мы это будем производить? Это вообще можно произвести сегодня? Какие риски выбранного решения самые видимые? Какие подводные камни?»

5 Морфологический анализ

Время: несколько часов.

Что нужно: таблица

Суть метода в построении таблиц, которые должны охватить все мыслимые варианты. Это буквально метод перебора, проб и ошибок.

Вы рассматриваете все возможные варианты решения проблемы,один из них точно должен подойти.

Например, требуется предложить новую упаковку для изделий. Если на одной оси записать 20 видов материалов (металл, дерево, картон и т.д.), а на другой — 20 видов форм (сплошная жёсткая упаковка, сплошная гибкая упаковка, реечная упаковка, сетчатая и т.д.), получится таблица, включающая 400 сочетаний, каждое из которых соответствует одному варианту. Какой-то один точно подойдёт.

6 Мозговой штурм

Время: от нескольких часов до нескольких дней.

Что нужно: блокнот и ручка.

Мозговой штурм — знакомая всем практика.

Она была изобретена в 1930-е годы одним из копирайтеров и основателей агентства BBD&O Алексом Осборном. Суть техники проста: собирается группа людей и коллективными усилиями придумывает несколько идей для решения проблемы.

В основе метода — четкая мысль: процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. При обсуждении задачи многие не решаются высказать смелые, неожиданные идеи, опасаясь насмешек, ошибок, отрицательного отношения руководителя и т.д. Если же такие идеи всё-таки высказываются, их зачастую подвергают уничтожающей критике другие участники обсуждения: идеи гибнут, не получив развития. Осборн предложил вести генерирование идей в условиях, когда критика запрещена; наоборот, всячески поощряется каждая идея, даже шуточная или явно нелепая
Генрих Альтшуллер

Мозговой штурм делится на три этапа:

  • Постановка проблемы.

    На этом этапе участники группы чётко определяют проблему или задачу, формируют вопрос, на который стремятся найти ответ. Лучше всего его записать.

  • Генерация идей.

    Начинайте накидывать и записывать варианты решения задачи. Тут есть несколько четких правил:

    1. Не допускается никакая критика и оценка в процессе. Даже хвалить идеи нельзя, просто записывать их.
    2. Нет никаких ограничений на количество идей: больше — лучше.
    3. Любую идею можно улучшать и комбинировать с другой. Чем абсурднее результат — тем лучше.
  • Группировка и оценка идей.

    На этом этапе хаотичные идеи классифицируются, анализируются и оцениваются. Хорошо, если это делает группа специалистов, у которых есть чёткие критерии отбора идей. Часто этот этап пропускается, и участники просто выбирают понравившееся им решение.

Одна из разновидностей метода — обратный мозговой штурм. Здесь вы просите участников генерировать только негативные ситуации или идеи. Это поможет увидеть тонкие места в работе, понять, как вы можете справиться с определёнными проблемами и заранее предугадать ошибки проекта.

7 Синектика

Время: несколько часов.

Что нужно: группа специально обученных людей, блокнот и ручка.

Метод синектики был разработан Уильямом Дж. Гордоном в 40-х годах ХХ века и описан в его одноименной книге.

С английского synectics — «совмещение разнородных элементов». Это такой усовершенствованный и более сложный мозговой штурм. Участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров — из них уже складывается идея.

Синектика опирается на пять аналогий-операторов: прямую, личную, символическую, образную и фантастическую. Все вещи связаны друг с другом и в чём-то очень похожи — физически, концептуально, психологически или символически. Синектика — процесс поиска и создания новых ассоциативных связей.

  • Прямая аналогия.

    Прямое сравнение похожих фактов в научном мире. Например, чтобы изобрести самолёты и многоэтажные дома, люди присмотрелись к природе — птицам и муравейникам.

  • Личная аналогия.

    представьте себя тем, о чём идёт речь в задаче: предметом, явлением, проблемой. Здесь важно вжиться в роль и не давать слова блокирующему воображение внутреннему критику. Хорошо, если у синектика есть способность к перевоплощению или актёрские замашки. Из этой роли высказывайте всё, что чувствуете.

  • Символическая аналогия.

    Аналогия позитивного скептицизма. Синектор должен понять и описать суть явления, затем найти противоположность этому явлению, обнаружить и кратко описать связь между этими явлениями. Даже если связь эта будет нелогичная и странная.

  • Образная аналогия.

    Замените предмет изучения любым другим, удобным для сравнения. Обычно такая аналогия помогает выявить скрытые возможности.

  • Фантастическая аналогия.

    Полёт фантазии без всяких ограничений. Вы описываете результат, игнорируя все известные вам законы нашего мира. Если физика мешает вашему результату, просто не берите физику в расчёт.

В чем сложность

Для работы в группе нужны опытные синекторы — они проходят обучение в течение года, кого угодно взять не получится. Обычно к уже сформированной группе синекторов добавляют эксперта-специалиста в той области знаний, к которой относится проблема. Но вы можете воспользоваться любым из методов синектики для поиска нестандартных решений своих задач уже сегодня.

8 Метод дельфи

Время: несколько дней или недель.

Что нужно: опросник и база экспертов.

Дельфийский метод был разработан в 1950–1960-е годы в США.

Назван он так по имени Дельфийского оракула, считается, что с помощью этого метода можно практически предсказать будущее. Используется он тоже для прогнозирования: если нужно, например, предсказать уровень спроса на новый товар или целесообразность введения в производство новой технологии.

Этот метод заочный, многоуровневый и анонимный. Считается, что, если опросить достаточно большую группу экспертов индивидуально и анонимно, а потом соединить их идеи, получится надёжное и достоверное коллективное мнение. Для этого нужна большая группа экспертов (до 20 человек) и группа людей, которая анализирует и сводит результаты опросов и штурмов.

Этапы дельфийского метода:

  • Вы рассылаете экспертам вопрос или проблему, а они высказывают своё мнение в свободной форме и разбивают вопрос на подвопросы. Вопросом может быть любое крупное изменение: например, вы хотите заменить новостников на роботов или готовитесь вывести на рынок новый товар и хотите проверить, будет ли на него спрос. По итогу этого этапа вы получаете информацию для составления нового опросника.
  • Опросник опять рассылается экспертам. У них уточняют — можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу? В итоге вы снова получаете 20 вариантов ответов с дополнительными аспектами и информацией. На основе этого составляется следующий опросник.
  • Улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь нужно предложить свой вариант решения проблемы. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются суждения экспертов, сближаются их точки зрения.
  • Операции повторяются, пока вы не получите более-менее единого мнения или пока не станет понятно, что единое мнение получить невозможно. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно разнятся, то больше.

9 Сторителлинг

Очень немного людей прирождённые рассказчики.

Сторителлинг — это один из старейших способов передачи информации, который не только помогает вам убедительно рассказать о фактах, но и развить новые идеи. Рассказчик должен уметь импровизировать и удерживать внимание аудитории, но и для того, и для другого нужны внушительные навыки и большое количество практики.

Бонус

Для улучшения своего навыка сторителлинга используйте наши специальные карты.

Карты Импровизации

Это отличное упражнение для оттачивания ваших навыков повествования и импровизации. Они помогают наладить общение с коллегами и являются хорошим инструментом для использования во время групповых занятий.

Карты Импровизации были созданы Юргеном Аппело и его компанией Management 3.0. А ещё они помогают вывести людей из зоны комфорта, учат, как лучше общаться и работать за пределами своих возможностей. С ними вы сможете рассказать о новой идее, готовящемся проекте или просто презентовать работу всей команды.

Просто скачайте их и следуйте правилам игры:

скачать

скачать

перейти к следующему уроку

Пошаговое руководство по решению проблем

Посмотрим правде в глаза, необходимость иметь дело с проблемами может быть действительно отстойной, заставляя вас чувствовать себя парализованным и неконтролируемым. Какими бы ни были масштабы ваших проблем, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы почувствовать себя лучше. И хотя вы не всегда можете сделать правильный выбор, вы можете научиться чувствовать себя комфортно при принятии решений.

Почему решение проблем полезно

Находитесь ли вы на перепутье с решением или у вас есть проблема, которая вас утомляет, если вы подойдете к проблеме активно, вы сможете избежать этих дерьмовых чувств неуверенности в себе и безнадежности. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать, а не на вещах, которые находятся вне вашего контроля, и почувствуйте удовлетворение от того, что вы сделали все возможное.

8 шагов к решению проблемы

Шаг 1 . Определите проблему. Что именно происходит? Иногда проблема кажется слишком большой, чтобы ее решить. Однако, если вы составите список и разобьете его на более мелкие части, с которых сможете начать решать, вам будет легче управлять.

Шаг 2 . Поставьте несколько целей. Сосредоточьтесь на шагах, которые вы можете предпринять, чтобы решить проблему, а не просто думайте о том, чего вы хотите. Может быть, вы хотите, чтобы у вас было больше денег. Составьте список всех способов сэкономить или заработать больше. Это может означать, что вы идете в школу пешком, а не едете на автобусе, или подаете заявку на работу с частичной занятостью.

Шаг 3. Обсудите возможные решения. Будьте изобретательны и придумывайте как можно больше решений. Некоторые идеи могут быть нереализованными, но пока не беспокойтесь об их оценке. Если вы хотите разрешить конфликт с родителями, сбежав на радужном единороге, запишите это! Будьте непредвзяты и перечисляйте все, что приходит на ум, правдоподобно или нет.

Шаг 4. Исключите все явно плохие варианты. Ладно, проверка реальности. Оцените свой список идей и исключите те, которые нереалистичны или бесполезны. Прощай, радужный единорог. Но как насчет того, чтобы посмотреть на вещи с точки зрения родителей? Этот вариант, вероятно, должен остаться в вашем списке.

Шаг 5. Изучите последствия. Просмотрите оставшиеся варианты и для каждого напишите список их плюсов и минусов.

Шаг 6. Определите лучшие решения . Теперь пришло время принять решение. Посмотрите на свой список вариантов и выберите наиболее практичные и полезные. Может быть одно очевидное решение, или некоторые из них могут работать в комбинации.

Шаг 7. Примените свои решения на практике. Верьте в себя и возьмите на себя обязательство попробовать одно из ваших решений.

Шаг 8. Как все прошло? Итак, вы попробовали. Что случилось? Если у вас было более одного решения и первое не сработало, перейдите к другому.

Что делать, если вы не можете решить проблему

Несмотря на все ваши усилия, вы все равно не сможете что-то исправить. Если вы попробовали несколько стратегий, но не добились никакого успеха, вы можете вместо этого попытаться сосредоточиться на своих навыках преодоления трудностей, которые помогут вам справляться с вещами такими, какие они есть.

Если вы испытываете много негативных чувств из-за своей проблемы, важно позаботиться о себе. Найдите время, чтобы сделать что-то, что вам нравится. Вам также может быть полезно поговорить с кем-то, кому вы доверяете, кто может оказать вам моральную поддержку. Если ваша ситуация мешает вашей повседневной жизни, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.

Что я могу сделать сейчас?

  • Возьмите блокнот и начните мозговой штурм идей для решения проблемы.
  • Если решение оказывается неуловимым, сосредоточьтесь на своих навыках преодоления трудностей.
  • Поговорите о своей проблеме с кем-то, кому вы доверяете, и узнайте, может ли он что-нибудь предложить.

Другие темы

Не всегда легко найти правильное место для начала. Наш вопрос «Что у тебя на уме?» инструмент может помочь вам изучить то, что подходит именно вам.

Что у тебя на уме?

Что такое решение проблем? — Навыки решения проблем от MindTools.com

© iStockphoto
Humpata

Найдите решение любой проблемы, с которой вы сталкиваетесь.

Все мы тратим много времени на решение проблем, как на работе, так и в личной жизни.

Некоторые проблемы небольшие, и мы сами можем быстро их решить. Но другие представляют собой сложные задачи, для решения которых требуется сотрудничество, творческий подход и значительные усилия.

Типы проблем, с которыми мы сталкиваемся на работе, во многом зависят от организаций, в которых мы работаем, и работы, которую мы выполняем. Например, менеджер клининговой компании может проводить свой день за решением кадровых вопросов, разрешением жалоб клиентов и решением проблем с оборудованием и расходными материалами. С другой стороны, авиаконструктор может решать проблему аэродинамики или пытаться понять, почему не работает новая функция безопасности. Тем временем политик может искать пути решения проблемы расовой несправедливости или изменения климата.

Но с какими бы проблемами мы ни столкнулись, есть несколько распространенных способов их эффективного решения. И мы все можем повысить свою уверенность и способность добиться успеха, выработав сильный набор навыков решения проблем.

Mind Tools предлагает большую коллекцию ресурсов, которые помогут вам сделать это!

Насколько хорошо вы решаете проблемы?

Начните с честной оценки имеющихся у вас навыков. Каков ваш текущий подход к решению проблем и насколько хорошо он работает? Наш тест: насколько хорошо вы решаете проблемы? позволяет проанализировать свои способности и указать способы решения любых слабых сторон.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Получайте новые профессиональные навыки каждую неделю, а также получайте наши последние предложения и бесплатную загружаемую рабочую тетрадь по плану личного развития.

Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности

Определить каждую проблему

Первым шагом в решении проблемы является понимание того, что эта проблема на самом деле представляет собой. Вы должны быть уверены, что имеете дело с реальной проблемой, а не с ее симптомами. Например, если производительность в вашем отделе не соответствует стандартам, вы можете подумать, что проблема заключается в людях, отправляющих работу. Однако, если вы посмотрите немного глубже, реальной проблемой может быть общий недостаток обучения или неразумная рабочая нагрузка в команде.

Такие инструменты, как «5 почему», «Оценка» и «Анализ первопричин», помогут вам задать правильные вопросы и проработать слои проблемы, чтобы понять, что происходит на самом деле.

Однако определить проблему не означает сразу же решить, как ее решить. Важно смотреть на проблему с разных точек зрения. Если вы возьмете на себя обязательство слишком рано, вы можете получить недальновидное решение. Контрольный список CATWOE служит мощным напоминанием о том, что нужно обратить внимание на многие элементы, которые могут усугубить проблему, открывая вам доступ к множеству возможных решений.

Понимание сложности


Когда вы определите свою проблему, вы часто обнаружите, насколько она сложна. Вероятно, речь идет о нескольких взаимосвязанных проблемах. Вот почему так важно иметь способы визуализировать, упростить и разобраться в этом запутанном беспорядке!

Диаграммы сходства отлично подходят для организации множества различных фрагментов информации по общим темам и для понимания взаимосвязей между ними.

Другим популярным инструментом является диаграмма причин и следствий. Чтобы найти жизнеспособные решения, вам необходимо четкое понимание того, что вызывает проблему.

Когда ваша проблема возникает в рамках бизнес-процесса, создание блок-схемы, диаграммы плавательных дорожек или системной диаграммы поможет вам увидеть, как различные действия и входные данные сочетаются друг с другом. Это может выявить недостающий элемент или узкое место, вызывающее вашу проблему.

Довольно часто то, что кажется одной проблемой, оказывается целой серией проблем. Техника детализации предлагает вам разделить проблему на более мелкие, более управляемые части.

Общие средства решения проблем

Когда вы понимаете стоящую перед вами проблему, вы готовы приступить к ее решению. Руководствуясь своим определением, вы можете сгенерировать несколько возможных решений, выбрать лучшее из них, а затем применить его на практике. Это четырехэтапный подход, лежащий в основе хорошего решения проблем.

Существуют различные стили решения проблем. Например:

  • Конструктивная полемика — это способ расширить кругозор и активизировать дискуссию.
  • Inductive Reasoning максимально использует опыт и ноу-хау людей и может ускорить поиск решения.
  • Анализ средств и результатов может внести дополнительную ясность в ваше мышление и дать толчок процессу реализации решений.

Специальные системы решения проблем

Некоторые особенно сложные или важные проблемы требуют более комплексного процесса. Опять же, Mind Tools предлагает ряд подходов, которые можно попробовать, в том числе:

  • Simplex, который включает в себя восьмиэтапный процесс: поиск проблемы, поиск фактов, определение проблемы, поиск идеи, выбор и оценка, планирование, продажа идеи, и актерское мастерство. Эти шаги основаны на базовом четырехэтапном процессе, описанном выше, и создают цикл поиска и решения проблем, который будет постоянно улучшать вашу организацию.
  • Благодарственное исследование, которое является уникальным положительным способом решения проблем путем изучения того, что хорошо работает в окружающих их областях.
  • Soft Systems Methodology, которая проведет вас через четыре этапа, чтобы раскрыть более подробную информацию о том, что создает вашу проблему, а затем определить действия, которые улучшат ситуацию.

Дальнейшие стратегии решения проблем

Хорошее решение проблем требует ряда других навыков – все они включены в Mind Tools.

Например, у нас есть большой раздел ресурсов для улучшения вашего творческого потенциала, чтобы вы могли найти ряд возможных решений.

Улучшив процесс принятия решений, вы научитесь лучше оценивать варианты, выбирать лучшие из них, а затем решать, как их реализовать.

В нашей коллекции «Управление проектами» есть ценные советы по укреплению всего процесса решения проблем. Ресурсы помогут вам внести эффективные изменения, а затем пусть работают долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *