Задачи на определение естественного прироста населения 9 класс: Демографические задачи, 9 класс. | Учебно-методическое пособие по географии (8, 9 класс) на тему:

Задания по теме «Население» 9 класс

. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами

Вариант 1

Задание № 1. Определите миграционный прирост населения России в 1994 г. Ответ запишите в виде числа.

Международная миграция населения в России (человек) 

Годы

1994

1998

2002

2006

2010

Прибыло

1 355 335

999 657

682 754

670 191

609 457

Выбыло

1 097 016

944 053

729 910

704 044

705 468

Задание№ 2. Определите миграционный прирост населения России в 1998 г. Ответ запишите в виде числа.

 Международная миграция населения в России (человек) 

Годы

1994

1998

2002

2006

Прибыло

1 355 335

999 657

682 754

670 191

Выбыло

1 097 016

944 053

729 910

704 044

Задание  № 3. Определите миграционный прирост населения Тверской области в 2005 г. Ответ запишите в виде числа.

Общие итоги миграции населения в Тверской области в 2001–2009 гг. (человек)

Задание  № 4. Определите миграционный прирост населения Тверской области в 2008 г. Ответ запишите в виде числа.

Общие итоги миграции населения в Тверской области в 2000–2008 гг. (человек)

Задание  № 5. Определите естественный прирост населения Дальневосточного ФО в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.

Воспроизводство населения в Дальневосточном ФО в 1994–2009 гг. (человек)

Задание № 6. Используя дан­ные таблицы, опре­де­ли­те сред­нюю плот­ность на­се­ле­ния Во­ро­неж­ской об­ла­сти в 2007 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Площадь тер­ри­то­рии и чис­лен­ность на­се­ле­ния от­дель­ных ре­ги­о­нов России

Задание № 7. Используя данные графика, определите показатель естественного прироста населения в 1994 г. Ответ запишите в виде числа.

. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами

Вариант 2

Задание  № 1. Используя дан­ные таб­ли­цы 1, опре­де­ли­те долю го­род­ско­го на­се­ле­ния в общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в Рес­пуб­ли­ке Тыва в 2007 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Площадь тер­ри­то­рии и чис­лен­ность на­се­ле­ния отдельных ре­ги­о­нов РФ

 

Задание № 2. Используя дан­ные таблицы, опре­де­ли­те сред­нюю плот­ность на­се­ле­ния в Ива­нов­ской об­ла­сти в 2007 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа (с точ­но­стью до 0,1).

Площадь тер­ри­то­рии и чис­лен­ность на­се­ле­ния от­дель­ных ре­ги­о­нов РФ

Задание № 3. Используя дан­ные таблицы, опре­де­ли­те смертность на­се­ле­ния в Ива­нов­ской области в 2007 г. в промилле. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Демографические по­ка­за­те­ли отдельных ре­ги­о­нов РФ в 2007 г.

Задание № 4. Используя дан­ные таблицы, определите, на сколь­ко человек со­кра­ти­лась численность на­се­ле­ния Ивановской об­ла­сти в 2008 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Изменение чис­лен­но­сти населения ре­ги­о­нов ЦФО в 2008 г.

Задание № 5. Используя дан­ные таблицы, определите, на сколь­ко че­ло­век со­кра­ти­лась чис­лен­ность на­се­ле­ния Вла­ди­мир­ской об­ла­сти в 2008 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Изменение чис­лен­но­сти на­се­ле­ния ре­ги­о­нов ЦФО в 2008 г.

Задание № 6. Опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния Рос­сии в 2010 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Международная ми­гра­ция в России

 

Задание № 7. Определите ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния Рос­сии в 2009 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Международная ми­гра­ция в России.

Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами

Вариант 3

Задание  № 1. Определите по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния в 1994 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Задание № 2. Используя дан­ные таблицы, определите, на сколь­ко че­ло­век уве­ли­чи­лась чис­лен­ность на­се­ле­ния Бел­го­род­ской об­ла­сти в 2011 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Изменение чис­лен­но­сти на­се­ле­ния не­ко­то­рых об­ла­стей Рос­сии в 2011 г.

Задание № 3. Определите ве­ли­чи­ну есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния Рос­сии в 2012 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Компоненты из­ме­не­ния общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в России, тыс. человек

Годы

Среднегодовая

численность

населения

Общий

прирост

Миграционный

прирост

2009

142 737,2

–114,6

247,4

2010

142 849,0

–81,5

158,1

2011

142 960,5

190,7

319,8

2012

143 201,7

291,7

295,0

Задание  № 4. Определите ми­гра­ци­он­ный при­рост на­се­ле­ния Аст­ра­хан­ской об­ла­сти в 2009 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

 Изменение чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Аст­ра­хан­ской области в 2007–2010 гг.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий при­рост на­се­ле­ния за год, человек

6747

4367

1872

–381

Естественный при­рост на­се­ле­ния за год, человек

–615

561

820

671

Задание № 5. Определите есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния в РФ (в тыс. человек) в 2010 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Задание № 6. Используя дан­ные таблицы, опре­де­ли­те сред­нюю плот­ность на­се­ле­ния Во­ро­неж­ской об­ла­сти в 2007 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Площадь тер­ри­то­рии и чис­лен­ность на­се­ле­ния от­дель­ных ре­ги­о­нов России

Задание  № 7. Определите ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния Рос­сии в 2009 г. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Международная ми­гра­ция в России.

Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами. ОТВЕТЫ.

Вариант 1

Задание  № 1. Миграционный прирост определяется разностью между прибывшими и выбывшими:

 1 355 335 − 1 097 016 = 258 319. Ответ: 258 319.

Задание  № 2. Миграционный прирост определяется разностью между прибывшими и выбывшими:

 999 657 − 944 053 = 55 604. Ответ: 55 604.

Задание  №3. Миграционный прирост определяется разностью между прибывшими и выбывшими.

 19 785 − 19 136 = 649. Ответ: 649.

Задание  № 4. Миграционный прирост определяется разностью между прибывшими и выбывшими.

 22 970 − 19 434 = 3536. Ответ: 3536.

Задание  № 5. Естественный прирост есть разность между родившимися и умершими:

 83772 − 85562 = −1790 человек. Ответ: −1790.

Задание № 6. Плотность на­се­ле­ния опре­де­ля­ет­ся де­ле­ни­ем чис­лен­но­сти на площадь:

 2 310 : 52,5 = 44. Ответ: 44.

Задание № 7. Есте­ствен­ный при­рост есть раз­ность между ро­див­ши­ми­ся и умер­ши­ми:

 9,8 − 15,8 = −6. Ответ: −6.

Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами. ОТВЕТЫ.

Вариант 2

Задание  № 1. Для опре­де­ле­ния доли го­род­ско­го населения надо со­ста­вить пропорцию, при­няв общую чис­лен­ность населения за 100%. Далее найти искомое: 158 · 100 : 310 = 51.

Задание  № 2. Плотность на­се­ле­ния опре­де­ля­ет­ся де­ле­ни­ем чис­лен­но­сти на площадь:

 1088 : 24 = 45,3 Ответ: 45,3.

Задание  № 3. Смертность опре­де­ля­ет­ся разностью рож­да­е­мо­сти и есте­ствен­но­го прироста:

 9 − (−11) = 20. Ответ: 20.

Задание  № 4. Прирост (убыль) на­се­ле­ния определяется сум­мой естественного и ме­ха­ни­че­ско­го прироста:

 (11 138 − 20 769) + 3097 = −6534. На­се­ле­ние области со­кра­ти­лось на 6534 человека.

 Ответ: −6534.

Задание  № 5. Численность населения зависит от естественного и миграционного приростов (убыли). То есть, изменение численности определяется сложением двух показателей: естественного и миграционного приростов (убыли). Естественный прирост определяем разницей между родившимися и умершими. Миграционный прирост дан в таблице. Получаем:

 (15 569 − 27 119) + 1836 = −9714. То есть, на­се­ле­ние области со­кра­ти­лось на 9714 чел.

 Ответ: 9714.

Задание  № 6. Миграционный при­рост есть раз­ность между при­быв­ши­ми и убывшими: 192 − 36 = 156 тыс. чел. Ответ: 156.

Задание № 7. Миграционный при­рост есть раз­ность между при­быв­ши­ми и убывшими:

 280 − 32 = 248 тыс. чел. Запишем ответ в виде числа: 248000. Ответ: 248000.

Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами. ОТВЕТЫ.

Вариант 3

Задание  № 1. Естественный при­рост опре­де­ля­ет­ся раз­но­стью по­ка­за­те­лей рож­да­е­мо­сти и смертности:

 9,8 − 15,8 = −6,0. Ответ: −6.

Задание  № 2. Изменение чис­лен­но­сти населения за­ви­сит от есте­ствен­но­го и ми­гра­ци­он­но­го прироста (убыли).

40 661 − 32 311 = 8350 — ми­гра­ци­он­ный прирост населения.

8350 + (−4630) = 3720 — общий прирост. Ответ: 3720.

Задание  № 3. Естественный прирост определяется разностью общего и миграционного прироста.

291,7 − 295,0 = −3,3. Ответ: −3,3.

Задание  № 4. Имеем 1872 − 820 = 1052. Ответ: 1052.

Задание  № 5. Естественный прирост — разница между родившимися и умершими, то есть между показателями рождаемости и смертности. Общий прирост населения состоит из естественного прироста и механического(миграции). Следовательно, естественный прирост можно определить разностью общего прироста и миграционного.

31,9 − 271,5 = −239,6. Ответ: −239,6.

Задание  № 6. Плотность на­се­ле­ния опре­де­ля­ет­ся де­ле­ни­ем чис­лен­но­сти на площадь:

 2 310 : 52,5 = 44. Ответ: 44.

Задание  № 7. Миграционный при­рост есть раз­ность между при­быв­ши­ми и убывшими:

 280 − 32 = 248 тыс. чел. Запишем ответ в виде числа: 248000. Ответ: 248000.

Задач и на определение показателей естественного прироста населения – MyGeograph.ru

Особенностью этих задач является то, что они проверяют, насколько учащиеся владеют знаниями о том или ином географическом понятии и насколько они знают, какие данные необходимо использовать из предложенных, чтобы сделать определенный вывод.

 

 

 

Например, в таблице к задаче 1 указаны различные цифровые данные (год, рождаемость,

смертность, эмиграция, иммиграция, количество населения).

Но ученики должны помнить, что естественный прирост — это разница между количеством людей

родившихся и количеством людей умерших, выраженная в промилле (‰), т. е. в расчете на 1000 жителей.

Задача 1

Пользуясь таблицей, рассчитайте показатель естественного прироста населения за год одной из африканских стран:

ПоказательСаудовская Аравия
Площадь, млн км22,15
Население, млн чел.22,1
Разведанные запасы нефти, млрд т35
Ежегодная добыча нефти, млн т455
Мощность нефтеперерабатывающих

заводов, млн т / год

80

Решение

П. п. = Р – С, где П. п. — естественный прирост,

Р — рождаемость; С — смертность.

Отсюда:

23 ‰ – 18 ‰ = 5 ‰.

Ответ

Показатель естественного прироста населения составляет 5 ‰.

В качестве примера можно предложить и другие подобные задачи,

в которых указываются различные цифровые значения, но ученики,

имея определённые знания, должны отобрать только те, которые необходимы для выполнения задания.

Задача 2

Определите расстояние от точки А до экватора, если её прямоугольные координаты будут такими:

Х = 5555430; Y = 4370250.

Решение

Расстояние от экватора определяется значением координаты Х,

а по значению координаты Y определяется расстояние от осевого меридиана до заданной точки,

расположенной в определённой геодезической зоне,

потому что первая цифра кординаты указывает номер геодезической зоны.

В данном случае по оси Х, или оси абсцисс,

мы определяем расстояние от экватора до определённой точки,

которая составляет 5 555 430 м, или 5555 км 430 м.

Ответ

5555 км 430 м.

Задача 3

Выбрав необходимые данные из таблицы,

определите ресурсообеспеченность Саудовской Аравии нефтью.

 

ПоказательСаудовская Аравия
Площадь, млн км22,15
Население, млн чел.

 

22,1
Разведанные запасы нефти, млрд т35
Ежегодная добыча нефти, млн т455
Мощность нефтеперерабатывающих

заводов, млн т / год

80

 

Решение

Если нам необходимо определить ресурсообеспеченность страны сырьевыми ресурсами,

например нефтью, то мы определяем, на сколько лет хватит данного сырья. Следовательно,

нужно запасы разделить на добычу:

P = 35 млрд т : 455 млрд т

Р = 76,9 года.

Ответ

Обеспеченность Саудовской Аравии нефтью составляет 76,9 лет.



Что такое норма естественного прироста (RNI)?

Линдси Бейли | 29 августа 2019 г.

Коэффициент естественного прироста (RNI) является мерой того, насколько быстро население растет или сокращается. Однако RNI не учитывает изменение численности населения в результате иммиграции или эмиграции — он определяется исключительно разницей между коэффициентами рождаемости и смертности в регионе.

Чтобы рассчитать RNI, демографы вычитают уровень смертности (количество смертей на 1000 человек в год) из уровня рождаемости (количество рождений на 1000 человек в год) и переводят результат в проценты.

Уравнение для нормы естественного прироста (RNI)

(Коэффициент рождаемости/1000) – (Коэффициент смертности/1000) = (BR-DR)/1000 = RNI %

Примеры расчета RNI

Давайте рассмотрим пару примеров. В Никарагуа рождаемость составляет 20/1000, а смертность 5/1000. Следуя формуле для нахождения RNI…

20/1000 (BR) – 5/1000 (DR) = 15/1000
15 разделить на 1000 = 0,015, что при переводе в проценты равно 1,5%

Таким образом, естественный прирост в Никарагуа составляет 1,5%.

Процент RNI больше нуля указывает на рост населения. В некоторых странах, например в Германии, уровень смертности выше, чем уровень рождаемости, что приводит к отрицательному проценту. В случае Германии рождаемость составляет 9/1000, а смертность 11/1000, в результате чего RNI составляет -0,2%.

Отрицательный RNI указывает на уменьшение размера популяции.

Однако важно помнить, что этот показатель роста НЕ учитывает изменения, связанные с миграцией, которые могут оказать существенное влияние на общие темпы изменения численности населения страны.

Коэффициент естественного прироста по странам (2018 г.)

В настоящее время в Нигере самый высокий RNI, рост на 3,78%, а в Болгарии самый низкий, на -2,79%. Коэффициент естественного прироста в США составляет -0,65%.

Зачем использовать RNI?

Поскольку RNI основан только на показателях рождаемости и смертности, его можно использовать для определения стадии страны в рамках модели демографического перехода (DTM). В странах, которые все еще развиваются, часто отсутствует социальная и медицинская инфраструктура, которая, как правило, удерживает уровень рождаемости на низком уровне, и поэтому уровень рождаемости часто намного выше, чем уровень смертности. Это приводит к более высокому RNI, указывающему на более быстрый рост населения.

Страны с такими демографическими характеристиками — более высокая рождаемость, чем смертность, что приводит к быстрому росту населения — попадают на более ранние этапы модели демографического перехода. Страны с более низким уровнем рождаемости, возможно, почти равным их уровню смертности, имеют более низкий RNI и попадают на более поздние стадии DTM.

RNI также часто используется правительственными группами или ассоциациями помощи, такими как Всемирная организация здравоохранения, для определения эффективности определенных программ и политик, направленных на снижение уровня рождаемости или смертности.

Идеи для преподавания RNI в классе

Понимание RNI и того, как его рассчитать, является важной частью демографии, и это важно учитывать учащимся, когда они решают стоящие перед ними демографические проблемы. Более того, расчет RNI помогает развивать математические навыки, а также применять обучение в реальном контексте. В нашем плане урока «Демографические факты жизни» (доступном в разделе «Динамика населения») учащиеся старших классов рассчитывают RNI и соответствующее время удвоения или период полураспада для нескольких стран и исследуют факторы, влияющие на уровень рождаемости и смертности в стране.

Изображение предоставлено: Карта RNI (PRB)

Население | Определение, тенденции и факты

население мира

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Дарвин Чарльз Элтон Николай Вавилов Кингсли Дэвис Ричард Кантильон
Похожие темы:
минимально жизнеспособная популяция пирамида населения жизненные нормы возрастное распределение смертность

Просмотреть весь связанный контент →

население , в биологии человека, общее количество жителей, занимающих территорию (например, страну или мир) и постоянно изменяющихся за счет увеличения (рождения и иммиграции) и потерь (смертей и эмиграции). . Как и в случае любой биологической популяции, размер человеческой популяции ограничен запасами пищи, влиянием болезней и другими факторами окружающей среды. Кроме того, на человеческое население влияют социальные обычаи, регулирующие воспроизводство, и технологические достижения, особенно в медицине и здравоохранении, которые снизили смертность и увеличили продолжительность жизни.

Немногие аспекты человеческих обществ столь же фундаментальны, как размер, состав и скорость изменения их населения. Такие факторы влияют на экономическое процветание, здоровье, образование, структуру семьи, модели преступности, язык, культуру — фактически каждый аспект человеческого общества затрагивается демографическими тенденциями.

Изучение человеческих популяций называется демографией. Это дисциплина, имеющая интеллектуальные корни и восходящая к 18 веку, когда впервые было признано, что человеческую смертность можно рассматривать как явление со статистическими закономерностями. Демография создает междисциплинарную сеть, черпая информацию из экономики, социологии, статистики, медицины, биологии, антропологии и истории. Его хронологический охват обширен: ограниченные демографические данные на многие столетия в прошлое, а надежные данные за несколько сотен лет доступны для многих регионов. Нынешнее понимание демографии позволяет прогнозировать (с осторожностью) изменения численности населения на несколько десятилетий вперед.

Основные компоненты изменения численности населения

На самом базовом уровне компонентов изменения численности населения действительно немного. Замкнутая популяция (то есть такая, в которой не происходит иммиграции и эмиграции) может изменяться согласно следующему простому уравнению: популяция (замкнутая) в конце интервала равна численности населения в начале интервала плюс число рождений в течение интервал минус количество смертей во время интервала. Другими словами, замкнутую популяцию может изменить только прибавление за счет рождений и сокращение за счет смертей.

Britannica Quiz

Какая страна больше по населению? Викторина

Приходите на свою перепись и узнайте, в какой из этих стран проживает больше людей.

Население наций, регионов, континентов, островов или городов, однако, редко замыкается таким же образом. Если ослабить допущение о закрытом населении, приток и отток могут увеличивать и уменьшать численность населения точно так же, как рождаемость и смертность; таким образом, население (открытое) в конце интервала равно населению в начале интервала, плюс рождаемость в течение интервала, минус смертность, плюс прибывающие мигранты минус эмигрировавшие.

Следовательно, изучение демографических изменений требует знания рождаемости (рождений), смертности (смертей) и миграции. Они, в свою очередь, влияют не только на размер и темпы роста населения, но и на состав населения с точки зрения таких признаков, как пол, возраст, этнический или расовый состав и географическое распределение.

Демографы различают плодовитость, лежащий в основе биологический потенциал воспроизводства, и плодовитость, реальный уровень воспроизводства. (Как ни странно, эти английские термины имеют противоположное значение по сравнению с их параллельными терминами во французском языке, где fertilité — это потенциал, а fécondité — это реализованный; аналогичные двусмысленные употребления преобладают и в биологических науках, что увеличивает вероятность неправильного понимания.) разница между биологическим потенциалом и реализованной фертильностью определяется несколькими промежуточными факторами, в том числе следующими: (1) большинство женщин не начинают размножаться сразу после наступления половой зрелости, которая сама по себе не наступает в фиксированном возрасте; (2) некоторые женщины, способные к размножению, никогда этого не делают; (3) некоторые женщины становятся вдовами и больше не выходят замуж; (4) различные элементы социального поведения сдерживают рождаемость; и (5) многие человеческие пары сознательно ограничивают свою фертильность с помощью полового воздержания, контрацепции, абортов или стерилизации.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Величина разрыва между потенциальной и реальной фертильностью может быть проиллюстрирована путем сравнения самых высоких известных показателей фертильности с показателями типичных европейских и североамериканских женщин в конце 20-го века. Хорошо изученной группой с высокой рождаемостью являются гуттериты Северной Америки, религиозная секта, рассматривающая регулирование рождаемости как грех, а высокую рождаемость как благословение. Женщины гуттеритов, вышедшие замуж между 19Известно, что в 21 и 1930 годах на одну женщину приходилось в среднем 10 детей. Между тем, женщины в большинстве стран Европы и Северной Америки в 1970-х и 1980-х годах имели в среднем около двух детей на одну женщину, что на 80 процентов меньше, чем у гуттеритов. Даже высокоплодоносное население развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки рождает детей гораздо реже, чем гуттериты.

Общий вывод из таких данных достаточно ясен: в большей части мира человеческая фертильность значительно ниже биологического потенциала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *