Логика задачи для студентов с ответами – Логические задачи, задачи на логику. С ответами.

Задачи по логике (24 шт.) с решениями

приобрести
Задачи по логике (24 шт.) с решениями
скачать (77.5 kb.)
Доступные файлы (1):
Победи орков


n1.doc

ВАРИАНТ II

Понятие

Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?

а) Преступление против личности. Клевета.

б) Военнослужащий. Сержант.

Ответ:

а) Ст.129 УК РФ «Клевета» входит в раздел «Преступления против личности», т.е. первое понятие шире.

б) Сержант является воинским званием военнослужащих и поэтому это понятие менее богатое, чем понятие военнослужащий.

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) Судимость

б) Рязанский кремль

Ответ:

а) Понятие общее, абстрактное, относительное, отрицательное, собирательное.

б) Понятие частное, конкретное, безотносительное, несобирательное.

Задание 3. Подберите понятия, равнозначные данным:

а) Конституция.

б) Арест.

Ответ:

а) Основной закон государства.

б) Задержание, взятие под стражу.

Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) Юрист; б) Женщина; в) Человек; г) Дочь; д) Адвокат

Ответ:

в

Задание 5. Обобщите понятия:

а) общественное порицание

б) министр

Ответ:

а) Наиболее мягкая мера наказания (в старом уголовном кодексе).

б) Член правительства или федеральный государственный служащий.

Задание 6. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

а) допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого

б) военнослужащий – офицер – лейтенант.

Ответ:

а) Неправильное ограничение. Правильно — допрос – допрос участников уголовного процесса – допрос свидетеля.

б) Правильное ограничение.

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены:

а) Уголовные наказания по характеру их назначения подразделяются на основные наказания и дополнительные наказания.

б) Батальон делится на роты.

Ответ:

а) Вид деления – по видоизменению признака, делимое понятие – «уголовные наказания», члены деления – «основные наказания и дополнительные наказания», основание деления – «по характеру их назначения»;

б) Деление неправильное: нарушено правило соразмерности деления (отсутствуют члены деления).

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

а) Равнобедренный треугольник – это треугольник, не являющийся равносторонним и разносторонним.

б) Шар – это шарообразное тело.

Ответ:

а) Неправильное определение, т.к. отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

б) Неправильное определение, т.к. определение не должно содержать в себе круга . Ошибка в том, что определяющее понятие является повторением определяемого.

СУЖДЕНИЕ

Задание 9. Изменяется ли распределенность терминов при переходе от одного примера к другому в следующем случае?

Все тела расширяются при нагревании.

Почти все тела расширяются при нагревании.

Некоторые тела сужаются при нагревании.

Не все тела расширяются при нагревании

Ответ:

В первом случае, Все S есть P. Общеутвердительное суждение. Субъект распределен полностью, а предикат не распределен или распределен полностью. Во втором и четвертом случаях имеют место частноутвердительные суждения. В этих случаях оба термина не распределены. Во втором случае – частноотрицательное суждение при котором субъект не распределен, а предикат распределен.

Задание 10. Признав первые суждения в каждой паре приведенных суждений истинными, определите, что может быть сказано при условии относительности истинности (или ложности) второго суждения той же пары:

а) Чистосердечное раскаяние является обстоятельством, смягчающим ответственность. – Чистосердечное раскаяние не является обстоятельством, смягчающим ответственность.

б) Некоторые птицы летают. – Некоторые птицы не летают.

Ответ:

а) В этом случае имеет место несовместимость и сделать вывод нельзя.

б) Частичная совместимость. Можно сказать – Птицы летают, за исключением некоторых видов.

Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

а) Граждане РФ имеют право на труд.

б) Некоторые орденоносцы – герои России.

Ответ:

а) Граждане РФ (S) имеют право на труд (P).

б) Некоторые орденоносцы (S) – герои России (P).

Задание 12. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи:

а) Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травму, либо и то и другое.

б) Исправительные работы могут назначаться как с лишением свободы, так и без него.

Ответ:

а) А ® В, С, В и С.

б) А ® (В v не-В).

основные законы логики

Задание 13. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

а) Все задачи решены. – Некоторые задачи решены.

б) Все задачи решены. – Не все задачи решены.

Ответ:

а) В данном случае – отношение подчинения. При истинности общего частное истинно. Т.е. могут быть одновременно истинными.

б) Отношение противоположности, т.е. не могут быть одновременно истинными.

Задание 14. Требования каких формально-логических законов выражены в следующих статьях?

а) О прекращении дела следователь составляет мотивированное постановление, в котором излагается сущность дела и основания прекращения.

б) В соответствии с КЗоТ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.

Ответ:

а) Закон достаточного основания.

б) Закон тождества.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Задание 15. Сделайте вывод путем обращения следующих посылок:

а) Некоторые свидетельские показания не являются достоверными.

б) Марксизм – не догма.

Ответ:

а) Не являются достоверными все свидетельские показания.

б) Догмой не является и марксизм.

Задание 16. Сделайте вывод путем превращения из следующих посылок:

а) Ни один свидетель не должен давать ложных показаний.

б) Не все утверждения защитника были убедительными.

Ответ:

а) Все свидетели должны давать правдивые показания.

б) Некоторые утверждения защитника были неубедительными.

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК

Задание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов; найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем:

а) Акула дышит жабрами, значит она не является млекопитающим, так как ни одно млекопитающее не дышит жабрами.

б) Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику, следовательно, он ее знает.

Ответ:

а) Перефразируем:

Акула (P) дышит жабрами (М).

Все млекопитающие (S) не дышат жабрами (М).

Акула (P) не являются млекопитающим (S).

Модус: АЕЕ

б)

Модус: EIO

Задание 18. Правильно ли построен следующий силлогизм? Выясните допущенные ошибки:

а) Все существующее имеет начало и конец. Материя существует, значит она имеет начало и конец.

б) Студенты Академии ФСИН России не являются участниками смотра технического творчества молодежи. Юноши и девушки пригородного поселка не являются студентами Академии ФСИН России. Следовательно юноши и девушки пригородного поселка являются участниками смотра технического творчества молодежи.

Ответ:

а) Силлогизм построен правильно.

б) Силлогизм построен не правильно. Из двух посылок, выраженных отрицательными суждениями, нельзя сделать вывод.

Задание 19. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру и модус силлогизма. Установите, следует ли вывод с необходимостью.

а) Некоторые слушатели – отличники. Иванов – отличник. Следовательно …

б) Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Петров имеет высшее юридическое образование. Следовательно …

Ответ:

а) Вывод не следует: допущена ошибка, при которой средний термин не распределен в одной из посылок.

б) Первая фигура

Модус: АII

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ ПОСЫЛОК

Задание 20. Постройте приведенный текст в форме чисто условного умозаключения, найдите основания и следствие, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

«При расследовании дела о массовом падеже скота было установлено, что причина падежа – истощение организма животных. Дальнейшее расследование показало, что причиной истощения являлся недостаток кормов, причиной же недостатка кормов явилось их расхищение и разбазаривание».

Ответ:

Расхищение и разбазаривание приводят к недостаче кормов.

Недостаток кормов ведет к истощению животных.

Истощение животных может привести к массовому падежу.

Следовательно, расхищение и разбазаривание могут привести к массовому падежу животных.

Если а, то в

Если в, то с

Если с, то d

Если а, то d

а – основание, в – следствие

в – основание, с – следствие

c – основание, d – следствие

а – основание, d – следствие

Вывод правомерен. Чисто условное умозаключение. Вывод в таком умозаключении основывается на правиле: «следствием следствия есть следствие основания».

Задание 21. Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ.

а) Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Судья К. не является потерпевшим. Следовательно, он может участвовать в рассмотрении дела.

б) Если в момент совершения преступления потерпевший оставил ссадины на руке преступника, то они должны быть на нем. На руках, лице и шее подозреваемого М. имеются ссадины. Следовательно, они оставлены потерпевшим.

Ответ:

а) Правильный вывод по схеме:

Отрицающее-утверждающий модус:

а или в

не-а

в

б) Дилемма – условно-разделительное умозаключение с двумя альтернативами. Ссадины на преступнике могут быть от потерпевшего или нет. Вывод неправомерен.

Задание 22. Можно ли сделать правильный вывод из следующих пар посылок? Если можно, то какой? Если нельзя, то почему? Дайте символическую запись умозаключения:

а) Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИТК или тюрьме. Осужденный к лишению свободы М. не отбывает наказание в ИТК. Следовательно…

б) Потерпевшему может быть нанесен моральный или имущественный ущерб. Потерпевшему Н. нанесен моральный ущерб. Следовательно …

Ответ:

а) Отрицающее-утверждающий модус:

Следовательно, М. отбывает наказание в тюрьме

а или в

не-а

в

б) Вывод сделать нельзя, т.к. первое утверждение ложно. Потерпевшему может быть нанесен моральный и материальный ущерб.

Задание 23. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования. Запишите схему.

Заключение «данное государство является Федеративным» следующее из посылок «государство может быть либо Федеративным, либо унитарным», «данное государство не является унитарным» — достоверно.

Ответ:

Отрицающее-утверждающий модус:

а или в

не-а

в

Задание 24. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования. Запишите схему.

Дается тезис: «Полученный в лаборатории металл не является натрием».

Для его доказательства мы располагаем рядом аргументов:


  1. Все щелочные металлы различают воду при комнатной температуре.

  2. Натрий щелочной металл.

  3. Полученный в лаборатории металл не различает воду при комнатной температуре.

Все перечисленные в качестве аргументов утверждения являются истинными.

Ответ:

Промежуточный тезис из двух первый аргументов: «Натрий различает воду при комнатной температуре» — А. Третий – Б.

Натрий (S) различает воду при комнатной температуре (M).

Полученный в лаборатории металл (P) не различает воду при комнатной температуре (M).

М – P

М – S

P – S


nashaucheba.ru

Решение задач по логике

Вариант I

1. К какому виду относится следующее понятие?

Безвластное государство

Ответ

А) По объему: (логически) пустое.

Б) По содержанию: отрицательное.

В) По характеру элементов объема: несобирательное, конкретное.

2. Преобразуйте следующее сложное суждение с внешним отрицанием в эквивалентное ему суждение без внешнего отрицания:

Неверно, что если не знаешь ответ, то есть смысл задавать вопрос.

Ответ

Символически: (pq) Df (p&q) Df p&q (не знаешь ответ и нет смысла задавать вопрос).

3. Определите правильность следующего силлогизма:

Все газы (М) – твердые тела (Р). М+аР

Ксенон (S) – газ (M). S+aM

Ксенон – твердое тело.S+aP

I-ая фигура, модус ААА.

Силлогизм правильный.

Вариант II

1. Проверьте правильность деления понятия, в случае неправильности попробуйте

произвести деление правильно:

ИМУЩЕСТВО: ПРИОБРЕТЕННОЕ, ПОЛУЧЕННОЕ ПО НАСЛЕДСТВУ, ПЕРЕДАННОЕ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ, ПОДАРЕННОЕ, УКРАДЕННОЕ.

Ответ

Деление неправильное, так как деление ведется как минимум по трем основаниям (отсюда и нарушение других правил, как, например, включение одних членов деления в другие).

«Исправить» его можно, например, сначала осуществив дихотомию по основанию «приобретение/отчуждение», а затем каждое полученное понятие разделить по основанию «основание приобретения/отчуждения»:

А) (Приобретенное) имущество: полученное по наследству, украденное.

Б) (Отчужденное) имущество: переданное во временное пользование, подаренное.

2. Преобразуйте следующее сложное суждение с внешним отрицанием в эквивалентное ему суждение без внешнего отрицания:

НЕВЕРНО, ЧТО РЕВОЛЮЦИЯ МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В СТРАНЕ СЛОЖИЛАСЬ РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ.

Ответ

Символически: (pq) Df pq (либо может начаться революция, либо в стране сложилась революционная ситуация).

3. Проверьте по логическому квадрату наличие отношения следования:

Из истинности высказывания «Не все книги интересны» следует ложность высказывания «Ни одна книга не интересна».

Ответ

Не все книги интересны: SaP Df SoP (по квадрату в силу контрадикторности SaP и SoP).

Ни одна книга не интересна: SeP.

Из SoP логически не следует SeP, поэтому при истинности SoP может быть ложно SeP.

Вариант III

1. К какому виду относится следующее понятие?

Общенародное государство

Ответ

А) По объему: (фактически) пустое.

Б) По содержанию: положительное.

В) По характеру элементов объема: несобирательное, конкретное.

2. Преобразуйте отрицание следующего суждения с отношениями в суждение без

внешнего отрицания:

НЕВЕРНО, ЧТО КАКОЙ-НИБУДЬ РОССИЙСКИЙ ГОРОД БОЛЬШЕ МОСКВЫ.

Ответ

Символически: SiP DfSeP (по квадрату в силу контрадикторности SiP и SeP; ни один российский город не больше Москвы)

3. Проверьте, имеет ли место отношение логического следования между указанными посылками и заключением:

Цезарь был в Германии или в России; он не был в России; значит, Цезарь был в Германии.

Ответ

Символически: pq, q = p

p

q

pq

q

И

И

И

Л

И

Л

И

И

Л

И

И

Л

Л

Л

Л

И

В совместной таблице таблице истинности для посылок и заключения нет строки, где посылки истинны, а заключение – ложно, поэтому отношение логического следования есть.

Вариант IV

studfiles.net

Примеры решения задач по логике

Содержание

1.Задание 1

2.Задание 2

3.Задание 3

4.Задание 4

5.Задание 5

6.Задание 6

7.Задание 7

8.Задание 8

9.Задание 9

10. Задание 10

11. Задание 11

12. Задание 12

13. Задание 13

14. Задание 14

15. Задание 15

16. Задание 16

17. Задание 17

18. Задание 18

19. Задание 19

20. Задание 20

21. Список литературы

Задание 1

Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

1) Судимость;

2) Поджог

1) Судимость – абстрактное, положительное, безотносительное, собирательное, пустое, общее, атрибутивное.

2) Поджог – конкретное, положительное, соотносительное, не собирательное, пустое, общее, атрибутивное.

Задание 2

Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1) Правоотношение, общественное отношение, семейное отношение;

2) Полиция, налоговая полиция, городская полиция.

1) Правоотношение, общественное отношение, семейное отношение

2) Полиция, налоговая полиция, городская полиция

Задание 3

Обобщите понятия:

1) Общественное порицание

2) Трудовое законодательство

1) Общественное порицание – порицание

2) Трудовое законодательство — законодательство

Задание 4

Ограничьте следующие понятия:

1) Семейное право;

2) Государственный служащий

1) Семейное право – российское семейное право – региональное российское семейно право – районное российское семейное право.

2) Государственный служащий – административный государственный служащий – временный административный государственный служащий

Задание 5

Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

1) Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством.

2) Правонарушение — родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права.

1) Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

Данное определение неправильное, в нем нарушено правило соразмерности

2) Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права

Данное определение неправильное, в нем нарушено правило ясности. Определение «родовое понятие» само нуждается в определении

Задание 6

Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

1) Право собственности включает в себя владение и распоряжение вещью.

2) Преступность бывает подростковая и взрослая.

1. Здесь нарушено правило соразмерности. Данное деление неполное, т.к. отсутствует право пользования.

2. Здесь правило деления соблюдено.

Задание 7

Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

1) Каждый юрист знает некоторого философа лучше, чем знаменитого логика.

2)Есть люди, которые, зная, что делать, не делают того, что нужно.

1) Каждый юрист знает некоторого философа лучше, чем знаменитого логика.

Данное суждение утвердительное.

2) Есть люди, которые, зная, что делать, не делают того, что нужно.

Данное суждение отрицательное.

Запись атрибутивного суждения: S-P, где S – субъект суждения, Р – предикат суждения, «-« — связка.

Запись суждения с отношениями: xRy, где х и y – члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R – отношение между ними.

Схемы атрибутивных суждений:

Схема суждения с отношением: «Вольво» (S) дороже «Мицубиси» (Р).


А (S) равно В (Р).

Задание 8

Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

1) Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются недействительными.

2) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста

1) Все сделки, не соответствующие требованиям закона (S), являются недействительными (Р).

Схема суждения выгладит так:

Субъект этого суждения распределен, он взят в полном объеме и речь идет обо всех сделках, не соответствующих требованиям закона. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть сделок, относящихся к общему числу.

2) Есть люди, которые, зная, что делать (S), не делают того, что нужно (Р).

Это частноотрицательное суждение. Субъект этого суждения не распределен (мыслится лишь часть людей). Предикат распределен.

Его схема такова:

Задание 9

При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

По некоторым делам предусматривается законом проведение экспертиз.

Эквивалентные (полно совместимые) суждения:

Иногда предусматривается законом проведение экспертиз.

Истинное субконтрарное (частично совместимое) суждение.

По некоторым делам законом не предусматривается проведение экспертиз.

Истинное.

Отношение подчинения.

По всем делам предусматривается проведение экспертиз.

Ложное.

По редким делам предусматривается проведение экспертиз.

Истинное

Несовместимое противоположное (контрарное) суждение

Ни по каким делам законом не предусматривается проведение экспертиз

Ложное

Несовместимое (контрадиктарное) суждение

Все дела не предусматривают закономпроведение экспертиз

Ложное

Задание 10

Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

«В современном обществе печать – это колоссальная сила. Она может и создать и испортить репутацию любому человеку. Никто не мешает ей назвать лучшего из граждан мошенником и вором и погубить его навеки» (Марк Твен).

p V q. p ^ q ^ r. p ^ q ^ r ^ n.

Задание 11

Построить истинную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

( p ^ q) ( p ^ q).

Ответ:

Построим таблицу для формулы логики высказываний, перечисленные связки и их символические обозначения представим в таблице 1.

Логические связки, с помощью которых из данных высказываний получаются сложные высказывания, называются пропозициональными связками.

Таблица 1

Данная формула

является Эквивалентность «если и только если».

Задание 12

Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Ни одна демократическая страна не одобряет терроризм. Некоторые демократические страны одобряют не терроризм.

Превращение не полное.

Все демократические страны одобряют терроризм.

Задание 13

Сделайте обращение следующего суждения:

Одного желания добиться преимущества в конкурентной борьбе недостаточно.

Ответ: «Все S есть Р»

конъюнктивные

Задание 14

Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые неудачники любят ссылаться на обстоятельства.

Ответ:

Противопоставление предикату – это такое непосредственное умозаключение, при котором (в заключении) предикатом является субъект, субъектом – понятие, противоречащее предикату исходного суждения, а связка меняется на противоположную.

Его схема:

mirznanii.com

Задача по логике с решением. Умозаключения по логическому квадрату

Задание 5. Используя простые суждения из предыдущего задания, постройте непосредственные силлогистические умозаключения по логическому квадрату

Теория:

Объединяя количественную и качественную характеристики, суждения делятся на:

  • общеутвердительные (А) — «Все S есть Р»,
  • частноутвердительные (I) — «Некоторые S есть Р»,
  • общеотрицательные (Е) — «Ни один S не есть Р»,
  • частноотрицательные (О) — «Некоторые S не есть Р»

Превращением называется непосредственное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь между понятием, являющимся субъектом посылки, и понятием, противоречащим предикату посылки. Например,

«Все бамбуки – злаки. Следовательно, ни один бамбук не является незлаком». В процессе превращения меняется качество посылки: из утвердительной посылки следует отрицательное заключение и наоборот.

Обращение представляет собой умозаключение, при котором происходит замена субъекта предикатом, а предиката – субъектом при сохранении качества суждения.

Например, «Некоторые врачи – художники. Следовательно, некоторые художники – врачи».

Противопоставлением предикату называется непосредственное умозаключение, субъектом вывода которого становится понятие, противоречащее предикату посылки, а предикатом – субъект посылки. Например, «Все жирафы – позвоночные животные. Следовательно, ни одно непозвоночное животное не является жирафом». Противопоставление предикату можно рассматривать как комбинацию превращения и обращения.

Ответ: К числу непосредственных умозаключений относятся операции обращения, превращения  и различные виды противопоставления.

Из задания 4 простыми суждениями являются первое и второе суждение.

1)ни один участник похода не был на следующий день на занятиях

общеотрицательное суждение (E)

 

превращение:

все участники похода были не на следующий день на занятиях

общеутвердительно суждение (A)

обращение:

ни один кто был на следующий день на занятиях, не был участником похода

общеотрицательное суждение(А)

противопоставление предикату:

некоторые кто был не на следующий день на занятиях являются участниками похода

 

2)каждому овощу свое время

общеутвердительное суждение(А)

превращение:

ни одному овощу нет не своего времени

общеотрицательное суждение (Е)

обращение:

некоторым кому свое время будут овощем

частноутвердительное суждение(I)

противопоставление предикату:

ни одному, кому не свое время не является овощем

общеотрицательно суждение(Е)