Математические игры 5 класс – 5

Урок-игра по математике в 5 классе. Тема: «Из истории математики»

Разделы: Математика


Цели:

  • Развитие умения применять в игре полученные знания.
  • Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
  • Расширение кругозора.
  • Воспитание заинтересованности к математике.

Оборудование: магнитная доска с магнитами, магнитофон, кассета с музыкальной заставкой к игре, 6 табличек с именами участников, таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 для ответов, бумажные звёзды, таблица с изображением приспособлений счёта, таблица с мерами длины, таблица с геометрическими фигурами, 4 мяча с наклеенными цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

ХОД УРОКА

Звучит музыка.

Ведущий. Здравствуйте дорогие зрители, гости, учителя! Сегодня мы собрались, чтобы очень интересно и с пользой провести время, понаблюдать за игрой наших ребят. Итак, поприветствуем наших участников!

Звучит музыка, под аплодисменты зрителей выходят участники игры, занимают свои места. Ведущий представляет каждого из участников.

Ведущий. Вы я вижу пришли не с пустыми руками, спешите получить звезду. Итак, вам слово.

Участники дарят свои подарки, ведущий выбирает, кому подарить звездочку.

Ведущий. Меня поразил сувенир (имя участника). Вот тебе за это первая звезда.
Ребята, сейчас вам будет необходимо отвечать на мои вопросы, а делать вы это будете с помощью табличек с цифрами, за каждый правильный ответ получаете звезду. Желаю вам удачи и в добрый путь!

Ведущий. Математика – это наука, имеющая дело с числами, количеством, формой. Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. Например, у нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать, сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как её нужно хорошо скроить, то есть точно всё измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолётов, никакой большой промышленности, ни коммерции. И, конечно, не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации.

Использование математики, измерение “на сколько?”, “как долго?” являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живём.
Жизнь наших предков была намного проще, но даже они вынуждены были прибегать к использованию цифр.
Древний человек хотел учитывать вещи, которыми он владел. Сколько у него инструментов? Сколько оружия? Сколько животных?
Вообще счёт стал началом математики. Это искусство счёта развивалось на протяжении длительного времени. Сначала для этого делались зарубки или отметки на папирусе. Древний человек мог сказать “сколько?” глядя на эти зарубки, хотя не имел даже слов, чтобы назвать это. Со временем древние египтяне, а потом греки и римляне создали более совершенную систему чисел и вместе с этим и приспособления счёта.

– Итак, внимание вопросы первого тура.

1. Я считаю, что эти приспособления счёта расположены в порядке их появления. Если нет, то какие номера нужно поменять местами.

Участники должны показать таблички для ответов с номерами 3 и 4. За каждый верно показанный ответ они получают звезду, так по каждому вопросу.

2. Под каким номером скрывается “Абак”?

Участники поднимают табличку с номером  4.

3. Какое приспособление счёта из этих новейшее?

Участники поднимают табличку 5.

4. Какими приспособлениями люди уже не пользуются?

Участники поднимают таблички 2 и 4.

На этом первый тур закачивается, во второй тур переходят участники, имеющие большее количество звёзд.

Ведущий. Но счёт, конечно, это только одна часть математики. Идея измерения также очень важна для человека.
Перед вами представлены меры длины.

1 километр
2 килограмм
3 метр
4 дециметр
5 миллиметр
6 сантиметр

– Эта система была выработана во Фран

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Математическая игра для 5 классов

Вводное слово учителя:

Две стихии господствуют в математике — числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.

Задача — это почти поиск, раскрытие каких — то свойств и отношений, а средства её решения — это интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики.

Эти же качества человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто регулярно отдаёт часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видам которой является решение математических головоломок, ребусов, задач с интригующим содержанием.

В нашей игре отдано предпочтение стихии чисел.

Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос только потому, что не приучили мысль сворачивать от привычного направления. Что вы скажете, например, о таком происшествии?

У реки.

Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Всё же оба туриста без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?

« Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая, сделать его

занимательным».

Б.Паскаль.

I Веселая разминка:

А) задачи-шутки ( по1 баллу за правильный ответ )

1

В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?

3

2

B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

6

3

Сколько концов у 4 палок? А у 4,5?

8,10

4

Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их?

На одном расстоянии

5

Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось?

3

6

Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц?

4

Заглавие каких литературных произведений книг начинается с чисел2, 3, 20, 12, 80 000, 1 000?

Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?

Б) Блиц- тест (по 1 баллу за правильный ответ)

Слово учителя:

Многие великие люди, далеко не математики, увлекались арифметикой – царицей математики. «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». Это слова выдающегося математика Карла Гаусса.

Свое домашнее задание показывает 5а класс.

Рассказ о картине «Устный счет» в народной школе Рачинского

II Решение логических задач (по 3 балла)

Команда получает задание на листке. Время на подготовку 7-10 минут.

В это время конкурс для болельщиков

III Конкурс болельщиков (по 1 баллу – победителю (кто больше назовет))

1. Назвать фильмы, в заглавии которых есть числительные (по очереди по 1)

2. Пропеть или проговорить строчки из песен, где встречаются математические термины(по очереди)

3.Назвать термины математики, которые начинаются с буквы «П»

Заслушаем ответы на логические задачи

Слово учителя:

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» Это слова великого писателя А.С.Пушкина, который не очень любил математику.

5б класс приготовил сообщение о другом не менее великом поэте М.Ю.Лермонтове, который любил этот предмет и так увлекался математикой, что возил с собой учебник по арифметике.

Свое домашнее задание показывает 5б класс.

Математическая забава М.Ю.Лермонтова

IV Конкурсы (одновременно) (по3 балла)

— капитанов

— самый грамотный математик (терминологический диктант)

— самый быстрый «калькулятор»

— лучший « геометр»

Задания выдаются на листках для 4 членов от каждой команды. Оценивается скорость и правильность ответов. Листки сдавать жюри.

V Математическая викторина для остальных (по 1 баллу)

(отвечает, кто первый готов)

1. Какое число делится на все числа без остатка?(0)

2. В каком случае произведение двух чисел равно множителю?(если один множитель 1)

3. . Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15? (1)

4.Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?(12)

5. А 4 курицы за 9 дней?(12)

6. Кто окажется тяжелее первый людоед, который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)

.

7. Две монашки пошли в церковь, и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая , если они шли с одинаковой скоростью ? ( 60 вёрст )

8. Вот вам три пилюли — сказал доктор — принимайте по одной через каждые полчаса.

Вы покорно согласились. На сколько времени хватит вам этих пилюль ? (1 час )

Слушаем ответы на конкурсы

Показ заданий на экране. Ответы конкурсантов. Дополнительный вопрос к геометрам (Сколько кошек)

Музыкальное выступление от класса

Слово учителя:

Слова М. В. Ломоносова «Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит» известны многим.

М. В. Ломоносов — известнейший русский ученый, в 1756 году 25 января Екатерина вторая подписала указ об утверждении в Москве университета, в котором преподавал Ломоносов и который впоследствии был назван его именем. Этот день 25 января с тех пор называют днем студента .

А теперь несколько слов о величайшем математике: Карл Фридрих Гаусс (можно показать его портрет) на 62 -ом году жизни принялся самостоятельно изучать русский язык и преуспел в этом. Он пишет: У меня сейчас три томика произведений Пушкина. Его Борис Годунов мне очень понравился. В личной библиотеке Гаусса сохранилось свыше 75 книг на русском языке.

Кстати, сумму первых 100 натуральных чисел Гаусс нашел в 1 классе. Рассказ об этом есть в нашем учебнике по математике. Читайте его, там много есть интересных и познавательных фактов из истории.

Отгадайте загадку (будьте внимательны) для всех присутствующих

Я села в автобус на начальной станции и пересчитала пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек , вышло 2 человека .На следующей остановке вошло 10 человек ,никто не вышел .Потом на остановке вошло 4 человека и вышло 7 . А потом на остановке гражданин один вошел, с целой кучею обновок … Сколько было остановок? (пять)

Право заработать дополнительные очки получает команда, которая меньше набрала очков. Ответьте на вопросы:

Какой фигурой на Руси теща потчевала зятя? (круг — блины)

Какой фигурой мы спасаемся от насморка? (квадрат- платок)

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение всех конфетами.

Слово учителя:

Может быть и здесь среди вас сейчас находятся юные Ньютоны, Гауссы, Ломоносовы, а мне выпала честь помогать вам, учить вас и просто общаться. Так в добрый путь, ребята! В мир знаний!

Двое отправились одновременно из пункта А в пункт В. Первый поехал на велосипеде, второй – на автомобиле, со скоростью в 5 раз большей велосипедиста. На полпути с автомобилем произошла авария, и оставшуюся часть пути автомобилист прошел пешком со скоростью, в 2 раза меньшей скорости велосипедиста. Кто из них раньше прибыл в В?

Из верхнего угла комнаты вниз по стене поползли две мухи. Спустившись до полу, они поползли обратно. Первая муха ползла в оба конца с одинаковой скоростью. А вторая , хоть и поднималась вдвое медленнее первой, но зато спускалась вдвое быстрее её. Какая из мух раньше приползет обратно?

МАТ___МАТ___КА

Ч __ СЛО Н___ЛЬ

ВЫЧ___СЛИТЬ

УПР___СТИТЬ

СЛ___ЖЕНИЕ

ВЫЧ___ТАНИЕ

НЕИЗВЕС___НОЕ

СЛ___ГА___МОЕ

УМ___НЬША___МОЕ

ВЫЧ___ТА___МОЕ

Д___ЛИМОЕ

Д___ЛИТЕЛЬ

ЧАС___НОЕ

ПР___ИЗВ___ДЕНИЕ

П___Р___М___СТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

С___Ч ___ТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

РАСПР___Д___ЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Р___ШИТЬ

УР___ВНЕНИЕ

КОР___НЬ

СУ_____А

РА_____ТОЯНИЕ

ДЛИ_____А и Ш___Р___НА ПР___МОУГОЛЬНИКА

ЕД___НИЧНЫЙ ОТРЕЗОК

Ч ___СЛОВОЙ ЛУ____

К____РДИНАТА ТОЧКИ

  1. На сколько сумма всех четных чисел первой сотни больше суммы всех неченых чисел этой сотни?

  1. Вычислите: 1+2+3+4+5+ … +100.

(сумма всех натуральных чисел от 1 до 100)

Нужно посчитать, сколько на этом рисунке отрезков, лучей и прямых.

В

А

С

Отрезков_______

Лучей_________

Прямых________

От числа 43 отнять все остальные.(записывай ответ рядом с соответствующим «лепестком»)

От числа 43 отнять все остальные.(записывай ответ рядом с соответствующим «лепестком»)

Рыбак поймал рыбу. Когда у него спросили, сколько весит рыба, он сказал: «Я думаю, что хвост её весит 1 кг, а голова весит столько сколько хвост и половина туловища. А туловище – сколько голова и хвост вместе. Сколько же весит рыба?

Дочери в настоящее время 8 лет, а матери – 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?

Тест из 12 блиц-вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.

А) «Основы» Б) «Начала» В) «Старты» Г) » Истоки»

А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел

А)Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?

А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные

А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона

А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка

А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда

А)Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала

А) Сэр Игрек Б)Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи

А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными

  • 11) Закончите название книги Дж. Толкиена » Властелин,,,»

А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров

  • 12) Закончите русскую пословицу» Всякому мила своя ,,,,»

А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса

infourok.ru

Математические игры 5 класс

Эти игры рассчитаны на учащихся 5-6 классов (11-13 лет). Игры носят развивающий, познавательный характер. Они способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию наблюдательности, привычки к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игры развивают также коммуникативные способности, умение работать в команде.
  1. Узнай свое число.

В игре участвуют 5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-нибудь числом ( все числа – разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) учитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы ) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован  в том, чтобы показать свое число.

  1. Определить на ощупь.

Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и другие. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур. Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.
Затем учитель меняет задание, предложив запомнить порядок расположения фигур и потом, открыв глаза, разложить их по памяти так, как они лежали до этого при ощупывании.
Задание можно значительно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их.

  1. Не ошибись.

6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.

  1. Лучший счетчик.

На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.

  1. Отыщи по ответу.

Учитель пишет на доске в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например:
156-39=
87+58=
231-83=
339:3=
38∙4=
Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель указывает на один из примеров, допустим на третий сверху. Весь класс молча решает его. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ. 
Стоящие у доски поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто сделает это первым, засчитывается одно очко. 
Игра может повторяться несколько раз. Побеждает тот, кто получит больше очков. Количество и сложность примеров зависят от уровня знаний играющих.

  1. Угадаю день рождения.

— Я хорошо знаю каждого из вас, но вот у кого из вас когда день рождения, я, к сожалению, не знаю и сказать не могу. Но если хотите, могу угадать. Возьмите листок бумаги и карандаш и пишите то, что я вам буду диктовать.
Сначала напишите, какого числа вы родились. Теперь удвойте написанное число. Полученное умножьте на 10, прибавьте 73. Сумму умножьте на 5. К итогу прибавьте порядковый номер месяца рождения (если вы родились в мае, то 5, если в октябре – 10 и т. п.).
Теперь сообщите мне результат, а я назову каждому число и месяц его рождения.
Пояснение: 
Для того чтобы узнать день рождения, надо из полученного результата вычесть365. Первые одна (в трехзначном числе) или две (в четырехзначном числе) цифры покажут число, а две последние – порядковый номер месяца рождения.

  1. Найди свое место.

Для игры надо подготовить два комплекта карточек  с числами от одного до десяти (комплекты разного цвета). Карточки с числами раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по два, по четыре, но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего – на другой. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает команда, сумевшая построиться первой.
Можно на карточках написать не числа, а примеры на сложение или вычитание (но так, чтобы в итоге получились все нужные числа от 1 до 10.). Это усложнит игру.

  1. Мгновенный подсчет.

Попросите подойти к доске трех ребят. Пусть каждый напишет в столбик 5-6 примеров на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое в первой строчке становится вычитаемым во второй, уменьшаемое во второй строчке – вычитаемым в третьей и т. д. 
Вот, к примеру, три таких столбика:
13-7= 15-8= 31-9=
18-13= 17-15= 56-31=
25-18= 23-17= 61-56=
38-25= 31-23= 69-61=
43-38= 39-31= 73-69=
Пусть потом каждый подведет черту и напишет под вашу диктовку сумму разностей под своим столбиком (это числа 36, 31 и 64).
Предупредите, что вы продиктовали  эти числа не считая. Пусть теперь ребята проверят результаты и убедятся, что вы дали правильные ответы.
Пояснение:
чтобы определить сумму разностей, надо в каждом столбике отнять от самого большого числа (в нижней строчке слева) самое меньшее число (в верхней строчке справа). У вас получится: в первом столбике: 43-7=36, во втором: 39-8=31, в третьем: 73-9=64. Это и будут суммы разностей всех чисел.

  1. Давайте посчитаем.

Учитель показывает детям табличку с числами. Некоторые числа написаны по 2-3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся один раз, и сообщить результат. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.

  1. Считай – не зевай!

В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.
В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.

  1. Быстрое умножение.

-Задумайте любое число, меньшее 20. Умножьте его на само себя. Теперь скажите, чему равно получившееся произведение, а я назову задуманное число.
Пояснение: Этот игровой момент лучше использовать перед объяснением понятия квадрата числа.

  1. Веревка.

— Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Как отрезать от нее кусок длиной 30 см., не используя линейку? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?
Пояснение: 1) 30 см. составляют четвертую часть от 120 см. Значит, веревку надо сложить пополам, потом еще пополам и отрезать один из четырех получившихся кусков.
2) В этом случае надо отрезать четвертую часть веревки, останется кусок длиной 90 см. Затем отрезать от остатка половину – останется 45 см.

  1. Дроби.

К доске выходят двое учащихся. Учитель предлагает им называть дроби с числителем один. Первый называет и записывает любую дробь. Второй должен записать дробь, меньшую первой. Первый – дробь, еще меньшую и т. д. Учащиеся на местах проверяют. Игра прекращается по сигналу учителя.

  1. Игра в – 10.

Играют парами. Первый записывает любое из чисел -1, -2, -3. Второй устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат. Первый устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат и т. д. Выигрывает тот, кто запишет – 10.

  1. Кратно 11.

Запишите любое двузначное число. Поменяйте в нем местами цифры – получится второе число. Сложите эти числа. Полученное число кратно 11. Почему?

  1. Знак числа.

Я задумала число. Задайте только один вопрос, чтобы, услышав ответ, вы смогли назвать знак задуманного мною числа.

  1. Крестики – нолики.

В эту игру играют вдвоем. Каждый из игроков стремится выстроить (по горизонтали, по вертикали или по диагонали) цепочку из 4 идущих подряд клеток. Ходы делают по очереди. За каждый ход игрок помечает клетку (один игрок – крестиком, другой – ноликом.
Выигрывает тот, кто первым построит связную цепочку из 4 клеток.

Используемая литература:

  1. Падалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М. «Просвещение», 1985 г.

  2. Минскин Е. М. От игры к знаниям. — М. «Просвещение», 1987 г.

  3. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. — М. «Просвещение», 1995 г.

  4. Нагибин Ф. Ф., Канин У. С. Математическая шкатулка. — М. «Просвещение», 1988 г.

  5. Леман И. Увлекательная математика. — М. «Знание», 1985 г.

infourok.ru

Математические игры. Час веселой математики (5-6 класс)

Пшено Елена Викторовна
учитель математики
МКОУ СОШ № 2,
с. Иргаклы,  Степновский  р-он, Ставропольский край

Эти игры рассчитаны на учащихся 5-6 классов (11-13 лет). Игры носят развивающий, познавательный характер. Они способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию наблюдательности, привычки к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игры развивают также коммуникативные способности, умение работать в команде.

  • Узнай свое число.
  • В игре участвуют 5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-нибудь числом ( все числа – разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) учитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы ) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован  в том, чтобы показать свое число.

  • Определить на ощупь.

  • Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и другие. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур. Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.
    Затем учитель меняет задание, предложив запомнить порядок расположения фигур и потом, открыв глаза, разложить их по памяти так, как они лежали до этого при ощупывании.
    Задание можно значительно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их.

  • Не ошибись.

  • 6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.

  • Лучший счетчик.

  • На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.

  • Отыщи по ответу.

  • Учитель пишет на доске в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например:
    156-39=
    87+58=
    231-83=
    339:3=
    38∙4=
    Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель указывает на один из примеров, допустим на третий сверху. Весь класс молча решает его. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ.
    Стоящие у доски поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто сделает это первым, засчитывается одно очко.
    Игра может повторяться несколько раз. Побеждает тот, кто получит больше очков. Количество и сложность примеров зависят от уровня знаний играющих.

  • Угадаю день рождения.

  • — Я хорошо знаю каждого из вас, но вот у кого из вас когда день рождения, я, к сожалению, не знаю и сказать не могу. Но если хотите, могу угадать. Возьмите листок бумаги и карандаш и пишите то, что я вам буду диктовать.
    Сначала напишите, какого числа вы родились. Теперь удвойте написанное число. Полученное умножьте на 10, прибавьте 73. Сумму умножьте на 5. К итогу прибавьте порядковый номер месяца рождения (если вы родились в мае, то 5, если в октябре – 10 и т. п.).
    Теперь сообщите мне результат, а я назову каждому число и месяц его рождения.
    Пояснение:
    Для того чтобы узнать день рождения, надо из полученного результата вычесть365. Первые одна (в трехзначном числе) или две (в четырехзначном числе) цифры покажут число, а две последние – порядковый номер месяца рождения.

  • Найди свое место.

  • Для игры надо подготовить два комплекта карточек  с числами от одного до десяти (комплекты разного цвета). Карточки с числами раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по два, по четыре, но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего – на другой. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает команда, сумевшая построиться первой.
    Можно на карточках написать не числа, а примеры на сложение или вычитание (но так, чтобы в итоге получились все нужные числа от 1 до 10.). Это усложнит игру.

  • Мгновенный подсчет.

  • Попросите подойти к доске трех ребят. Пусть каждый напишет в столбик 5-6 примеров на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое в первой строчке становится вычитаемым во второй, уменьшаемое во второй строчке – вычитаемым в третьей и т. д.
    Вот, к примеру, три таких столбика:
    13-7= 15-8= 31-9=
    18-13= 17-15= 56-31=
    25-18= 23-17= 61-56=
    38-25= 31-23= 69-61=
    43-38= 39-31= 73-69=
    Пусть потом каждый подведет черту и напишет под вашу диктовку сумму разностей под своим столбиком (это числа 36, 31 и 64).
    Предупредите, что вы продиктовали  эти числа не считая. Пусть теперь ребята проверят результаты и убедятся, что вы дали правильные ответы.
    Пояснение:
    чтобы определить сумму разностей, надо в каждом столбике отнять от самого большого числа (в нижней строчке слева) самое меньшее число (в верхней строчке справа). У вас получится: в первом столбике: 43-7=36, во втором: 39-8=31, в третьем: 73-9=64. Это и будут суммы разностей всех чисел.

  • Давайте посчитаем.

  • Учитель показывает детям табличку с числами. Некоторые числа написаны по 2-3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся один раз, и сообщить результат. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.

  • Считай – не зевай!

  • В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.
    В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
    Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.

  • Быстрое умножение.

  • -Задумайте любое число, меньшее 20. Умножьте его на само себя. Теперь скажите, чему равно получившееся произведение, а я назову задуманное число.
    Пояснение: Этот игровой момент лучше использовать перед объяснением понятия квадрата числа.

  • Веревка.

  • — Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Как отрезать от нее кусок длиной 30 см., не используя линейку? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?
    Пояснение: 1) 30 см. составляют четвертую часть от 120 см. Значит, веревку надо сложить пополам, потом еще пополам и отрезать один из четырех получившихся кусков.
    2) В этом случае надо отрезать четвертую часть веревки, останется кусок длиной 90 см. Затем отрезать от остатка половину – останется 45 см.

  • Дроби.

  • К доске выходят двое учащихся. Учитель предлагает им называть дроби с числителем один. Первый называет и записывает любую дробь. Второй должен записать дробь, меньшую первой. Первый – дробь, еще меньшую и т. д. Учащиеся на местах проверяют. Игра прекращается по сигналу учителя.

  • Игра в – 10.

  • Играют парами. Первый записывает любое из чисел -1, -2, -3. Второй устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат. Первый устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат и т. д. Выигрывает тот, кто запишет – 10.

  • Кратно 11.

  • Запишите любое двузначное число. Поменяйте в нем местами цифры – получится второе число. Сложите эти числа. Полученное число кратно 11. Почему?

  • Знак числа.

  • Я задумала число. Задайте только один вопрос, чтобы, услышав ответ, вы смогли назвать знак задуманного мною числа.

  • Крестики – нолики.

  • В эту игру играют вдвоем. Каждый из игроков стремится выстроить (по горизонтали, по вертикали или по диагонали) цепочку из 4 идущих подряд клеток. Ходы делают по очереди. За каждый ход игрок помечает клетку (один игрок – крестиком, другой – ноликом.
    Выигрывает тот, кто первым построит связную цепочку из 4 клеток.

    www.igraza.ru

    Методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 5 КЛАССА

    Игра по математике для 5 класса «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД».

      Цель: Развивать элементы конструкторского мышления, графической грамотности, пространственного воображения, логического мышления, эстетического вкуса и других составляющих интеллектуальной деятельности, необходимых как в математике, так и в других учебных дисциплинах.

      Участники игры: 5 классы, 4 команды по 10 человек. Избирается капитан.

      Станции игры:

    1. Ребусная;

    2. Смекалкино;

    3. Счетчики;

    4. Задачкино;

    5. Загадкино;

    6. Раскрась-ка;

    7. Фильмотека.

    Станции находятся в кабинетах школы, с обозначением на двери.

      Правила проведения:

    Команда получает маршрутный лист, где указан порядок прохождения по станциям, время нахождения на этих станциях, номера кабинетов, в которых они находятся.

    На каждой станции работает жюри (старшеклассники).

    За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Баллы заносятся в маршрутный лист.

      Игра начинается с общего сбора в кабинете математики, где участникам объявляются правила, и заканчивается подведением итогов в этом же кабинете, где объявляется победитель.

    Станция «Ребусная».

      На этой станции участникам предлагается отгадать математические ребусы. За каждый угаданный ребус команде начисляется 1 балл.

     

         Ответ: вершина                                               Ответ: луч

     

          Ответ: задача                                                       Ответ: диаметр

           

         Ответ: знак                                          Ответ: пять

                                 Ответ: один

               ,,       Ответ: два

     

    Ответ: диагональ                                                                 Ответ: квадрат

     

       Ответ: сложение                                                    Ответ: вычитание

    Станция «Смекалкино».

      Учащимся предлагается отгадать головоломки со спичками. За каждую верно отгаданную головоломку команде начисляется 1 балл.

      Задание: Выложено неверное математическое выражение. Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички.

     

         Ответ:

      Задание: Выложено неверное математическое выражение. Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички.

       

        Ответ:

      Задание: Уберите шесть спичек так, чтобы остались только два квадрата.

    Ответ:

      Задание: Переставьте три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.

                                             

         Ответ:  

    Станция «Счетчики».

      Участникам игры представлены цепочки для устных вычислений. Каждое верно выполненное вычисление приносит команде 1 балл.

    Задание: выполните устные вычисления

    Ответы:

    Станция «Задачкино».

      На этой станции ребятам предлагается решить логические задачи. За каждую решенную – 1 балл.

      Задача 1: Можно ли 5 яблок разделить между 6 мальчиками поровну, так чтобы не пришлось ни одного яблока резать больше чем на 3 части.

    Ответ: можно(3 яблока делим пополам, 2 яблока делим на 3 части).

      Задача 2: В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?

    Ответ: кроликов – 12, фазанов – 23.

      Задача 3: Можно ли имея лишь 2 сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

    Ответ: можно(наливаем воду в 5-тилитровый сосуд, из него переливаем воду в 3-хлитровый сосуд, остается 2 литра. Так проделываем 2 раза).

      Задача 4: Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?

    Ответ: ни одной.

      Задача 5: Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал?

    Ответ: 12, 5.

    Станция «Загадкино».

      Участникам предлагается разгадать математические загадки. За верно отгаданную загадку начисляется 1 балл.

    1. Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (минус)
    2. Не похож я на пятак, Не похож на рублик. Круглый я, да не дурак, С дыркой, но не бублик. (нуль)
    3. Шея длинная такая, Хвост крючком. И не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи — нет! (двойка)
    4. Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. (круг)
    5. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12 глаз)
    6. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича.
      Сколько весит один кирпич? (2 килограмма)
    7. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12 подков)
    8. Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться? (такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом)
    9. Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
      Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
      (2, т.к. «Иа» – две буквы).
    10. Какой знак надо поставить между написанным рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх? (запятая)
    11. Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов? (7*7*7*7*7*7)

    Станция «Раскрась-ка».

    Участникам предлагается решить примеры, и раскрасить цветок. Каждому верному ответу соответствует свой цвет. За каждый решенный пример команда получает 1 балл.                                          

                Примеры:

              5 — красный     8 – желтый        — розовый

              — оранжевый        — синий      — светло-зеленый

                    — фиолетовый      2 – голубой      — серый

                  — темно-зеленый     — коричневый

    Ответ:

     

    Станция «Фильмотека».

      Учащиеся называют сказки, в названии которых есть цифры. За каждую сказку 1 балл.

    Примеры: «3 апельсина», «3 орешка для Золушки», «3 поросёнка», «3 медведя», Ю. Олеша «3 толстяка», С. Маршак «12 месяцев», Зденек Слабый «3 банана, или Петр на сказочной планете», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Г. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Али – баба и сорок разбойников»

    nsportal.ru

    Игра «Математические забавы» для 5-6 классов

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для 5-6 классов

    Учитель математики

    высшей категории

    ГБОУ СОШ с. Надеждино

    Романова Т.А.

    Цели:

    • образовательная: формировать у обучающихся мотивацию учения, интерес к предметам; совершенствовать умения находить связи между разными областями знаний;

    • развивающая: расширять кругозор учащихся; развивать познавательный интерес обучающихся к математике, развивать интеллектуальные и общеучебные умения и навыки;

    • воспитывающая: совершенствовать навыки коллективной работы; воспитывать уважительное отношение к сопернику, умение объективно оценивать свои и чужие знания; воспитывать чувства ответственности каждого в конечном результате коллективного творческого дела.

    Задачи:

    • повышение уровня математического мышления,

    • углубление теоретических знаний,

    • расширение кругозора,

    • возникновение интереса к математике,

    • воспитание стремления к совершенствованию своих знаний,

    • способ организации свободного досуга учащихся,

    • формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы,

    • сплочение коллектива,

    • формирование дружеских, товарищеских отношений,

    • выявление творческих и организаторских способностей детей.

    Оборудование:2 ноутбука, проектор.

    Действующие лица: ведущий1, фокусник ,6 чтецов(они же показывают сценку), 3 члена жюри , один из которых следит за временем ,2 команды по 6 человек

    Этапы мероприятия:

    1. Вступление(5 минут).

    2. Фокус(2 минуты)

    3. Представление команд (девиз)(4 минуты)

    4. Разминка(3 минуты).

    5. Помогай-ка «Сложи квадрат»

    6. Конкурс капитанов « Сосчитай до 25 «(на время).

    7. Математическая рекламная пауза

    8. Заморочки из мешочка(5 минут).

    9. Ребусы(7 минут).

    10. Конкурс «Составь слово»

    11. Заключение.

    12. Подведение итогов. Награждение.

    Ход мероприятия.

    Мероприятие проходит в форме игры. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, мероприятия можно организовывать несколькими способами. Либо в рамках одного класса(класс делится на команды по 6 человек остальные учащиеся являются организаторами, проводят конкурсы, читают стихи, показывают сценку и т.д.) ,либо между параллелями(организация аналогична варианту1). Учитель следит за организацией и по необходимости корректирует действия учащихся. Для проведения мероприятия приглашаются 2 учителя математики или можно пригласить старшеклассников, они садятся за отдельным столом, каждому члену жюри выдаётся протокол проведения конкурсов, в который они выставляют баллы за конкурс. За конкурсы «Девиз», «Рисунок из цифр», «Помогай-ка», «Конкурс капитанов» оценивается максимально в 5 баллов. В остальных конкурсах, команды получают по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общее число баллов подсчитывается во время финала, жюри суммируют баллы и определяют победителя. Происходит церемония награждения, все участники получают грамоты различных номинаций. Команда-победитель награждается кубком.

    Вступительное слово учителя.

    Ребята, вы много раз читали и слышали такие высказывания в адрес математики:

    • Математика – это царица наук ( С.Ковалевская)

    • Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит ( М.В.Ломоносов)

    • Счёт и вычисления – основа порядка в голове (Иоганн Песталоцци)

    • Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает (Норберт Виннер)…

    Всё это верно!

    Строгая, любящая точности математика иногда страшит вас – учеников своей точностью и правильностью. Сегодня я и мои «кружковцы» постараемся, что бы вы поняли, что математика может быть интересной, познавательной и весёлой, а иногда и смешной.

    Вступление.

    1 Кто сказал, что математика скучна,

    Что она сложна, суха, тосклива?…

    В этом вы не правы, господа,

    Знайте: математика — красива!

    2 Вам приятно жить в опрятном доме,

    Где у каждой вещи место есть?

    Математика создать такой порядок может,

    И за это ей хвала и честь!

    3 Какой бы ни была задача сложной,

    4 Математика решение найдёт.

    Всё она по полочкам разложит,

    Всё она в систему приведёт.

    5 Сколько в ней самой изящных линий,

    Мощных формул, строгих теорем,

    Тот не назовёт её красивой,

    Кто с наукой не знаком совсем.

    6 Нет неблагодарнее занятья,

    Чем красоту словами объяснять.

    Не любить её нельзя, я точно знаю:

    Можно только знать или не знать

    ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ»

    Фокус « Угадаю день твоего рождения»

    Фокус

    Условия конкурса: Выходит ученик в шляпе и сообщает, что сейчас он покажет фокус, угадает дату рождения любого желающего, ему нужен один доброволец. Выходит один ученик из зала называет число своего рождения. Фокусник выполняет расчёты, задает ещё несколько вопросов участнику и в результате называет месяц и число рождения участника.

    Фокус « Угадаю день твоего рождения»

    • Запиши число твоего рождения

    • Умножь его на 2

    • К полученному числу припиши нуль

    • К результату прибавь 73

    • Полученное число умножь на 5

    • Прибавьте номер месяца, в котором вы родились

    • Вычтете 365

    • Назовите полученный результат

    Пример:5х2=100+73=173х5=865+11=876-365=5.11 – пятое ноября

    А теперь давайте познакомимся:

    Чтоб нам игры не нарушить порядок –

    Приветствия ваши мы выслушать рады.

    Условия конкурса: Дети заранее придумывают название команд и девизы.

    РАЗМИНКА

    Условия конкурса: Вопросы разминки высвечиваются на слайде команды получают по ручке и листочку, в течении 3-х минут отвечают на вопросы и листочки передают жюри для проверки. Результаты жюри выставляют в таблицу. Учащимся не объявляют.

    Чтоб все в игре прошло без заминки,
    Её мы начнем, ну конечно же, с разминки!

    Вопросы первой команде:

    Вопросы второй команде:

    1. Результат сложения? (сумма)

    2. Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)

    3. Сколько цифр вы знаете?(10)

    4. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)

    5. 789*0=…

    6. Наибольшее двузначное число.(99)

    7. Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16см)

    8. Сколько нулей в записи числа миллион?(6)

    1. Результат вычитания? (разность)

    2. Прибор для измерения углов? (транспортир)

    3. На какое число нельзя делить? (на 0)

    4. Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)

    5. 0*324=…

    6. Наименьшее двузначное число.(10)

    7. Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см)

    8. Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9)

    ПОМОГАЙ-КА! «Сложи квадрат»

    Число – как много в этом звуке
    Для математики, друзья!
    Но и в простой, обычной жизни
    Без математики нельзя!

    Все действия умеем делать,
    И складывать, и вычитать,
    И дроби все мы перемножим,
    Разделим и получим “пять”!

    Используя четыре или пять данных фигур, составьте квадрат

    Ответ;

    КОНКУРС КАПИТАНОВ «Сосчитай до 25» ( по слайду).

    Как песня не может
    Прожить без баяна,
    Команда не может
    Без … /капитана./

    ( см. презентацию ( приложение))

    Занимательный квадрат

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА:

    ( см. презентацию ( приложение))

    Заморочки из мешочка ( с сюрпризом)

    Иногда заумные вопросы
    Встречаются на жизненном пути.
    Но если взяться всей командой
    Решение легко найти.

    Условия конкурса: члены команд по очереди вынимают бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером. Бочонок с номером 90 является счастливым, так как команда, не отвечая, получает 1 балл. Если команда, вытащившая бочонок, посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.

    Заморочки:

    1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)

    2. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3кг)

    3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)

    4. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

    5. Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)

    6. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?

    7. Врач прописал три укола. Через полчаса – на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол?

    8. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9)

    9. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет будет ночь)

    10. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)

    11. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? ( угол)

    12. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи )

    13. Что тяжелее 1кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (вес одинаковый)

    14. Сколько минут в часе? (60мин)

    15. Сколько лет в одном веке? (100лет)

    16. Существует ли самое большое натуральное число? (нет)

    РЕБУСЫ

    ( На слайдах появляются ребусы, на решение каждого ребуса даётся15-20 секунд)

    Конкурс «Составь слово»

    Условия конкурса: Через 2 минуты команды называют слова, соСтавленные из слова ТРЕУГОЛЬНИК.

    Сложи слово . ..

    Выходят 3 ученика-организатора и читают стихи.

    1 Запомни, что Гаусс всем сказал

    Наука математика — царица всех наук.

    Не зря, поэтому он завещал —

    Творить в огне трудов и мук.

    2 Безмерна роль её в открытии законов,

    В создании машин, воздушных кораблей

    Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

    Каких дала история до наших дней

    3 Пусть ты не станешь Пифагором,

    Каким хотел бы может быть

    Но будешь ты рабочим, иль ученым

    И будешь честно Родине служить.

    Б. Паскаль

    Подведение итогов.

    Финал: НАГРАЖДЕНИЕ

    infourok.ru

    Урок-игра по математике для 5 класса

    Задачи проведения урока- игры по математике в школе:

    Учебные:

    1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
    2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
    3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
    4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

    Развивающие:

    1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
    2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
    3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
    2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
    3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

    Ожидаемые результаты:

    1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
    2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
    3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
    4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
    5. Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
    6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

    Формы поощрения активных и успешных участников:

    1. Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
    2. Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.

    Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”

    Итак, ученики делятся на две команды и выбирают себе командира.

    1-й конкурс «БЛИЦТУРНИР»

    Командам предлагается решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.

    • 1-й ученик – расставляет порядок действий.
    • 2-й ученик – выполняет первое действие.
    • 3-й ученик – выполняет второе действие.
    • 4-й ученик – выполняет третье действие.
    • 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
    • 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.

    Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635

    36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635

    Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976

    1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;

    5) 1133 – 157= 976

    Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107

    621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107  [5] 

    2-й конкурс «ПОДУМАЙ»

    Оценка: 5 баллов за правильно решенную задачу.

    Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях. На вопрос, кто какое место занял, ребята ответили:

    — Коля ни первое, ни четвертое.

    — Боря занял второе место.

    -Вова не был последним из четвертых.

    — Кто какое место занял?

    (1-Вова,2- Боря, 3- Коля,4-Юра) [4] 

    3-й конкурс «ЗАДАНИЯ»

    1)) Из разных цифр я сделал «бусы»

    А в те кружки, где чисел нет,

    Поставьте быстро вы ответ,

    Чтоб данный нам открыть секрет

    40 : 5
     

    2) Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (ответ: 1 кг).

    3) Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 906. Какое это число? (ответ: 453).

    4) Восстановите стертые цифры 5* 683 <50 6*1.

    5) В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (ответ: 7)

    6) Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (ответ: 9) [2]  

    4-й конкурс «ХУДОЖНИК»

    На доске две одинаковые заготовки. Кто быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа, делящиеся на 3. Участвуют по 2 человека от команды.

    В это время проводится конкурс болельщиков 

    5-й конкурс «БОЛЕЛЬЩИК»

    1) Назови два числа, разность которых равна их сумме. (ответ: 0+0 = 0–0)

    2) Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 2 до 23? (ответ: 0) 

    3) Что больше произведение или сумма всех цифр от 0 до 9? 

    (ответ: сумма) 

    4) Шел мужик в Москву и повстречал 7 женщин, у каждой из них по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (один) 

    5) Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца? (два человека заплатят больше, чем один)

    6) Назовите два числа, сумма которых равна их произведению.

    (ответ: 2 + 2 = 2 •2)

    7) На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (ответ: 50)

    8) Горело 5 свечей. Две из них погасло. Сколько свечей осталось?

    (ответ: 5)

    9) Одна сторона прямоугольника 8 см, а другая на 2 см больше. Какова площадь этого прямоугольника? (ответ: 80 кв. см)

    10) Сумма двух чисел больше одного из них на 17 и больше другого на 13. Чему равны эти числа? (ответ: 13 и 17) [3]  

    6-й конкурс «ВЫИГРАЙ ИГРАЮЧИ»

    Лучший счетчик.

    На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.

    Считай – не зевай!

    В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.
    В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
    Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.  [1] 

    7-й конкурс «ВИКТОРИНА»

    Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).

    1.Высший балл в школах России (5)

    2.Эффективный способ снять умственное и физическое напряжение, который надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (сон)

    3.Назовите пословицу или поговорку про сон. (утро вечера мудренее!)

    4.Сколько лет спал Илья Муромец. (33)

    5.Наименьшее четное число (2)

    6.Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

    7.Масса кубического метра воды. (1000 кг.)

    8.Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. (угол)

    9.Соперник нолика (крестик)

    10.Если съесть одну сливу, что останется? (косточка) [3]  

    8-й конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

    Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.

    1. Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)
    2. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
    3. Наименьшее составное число. (Два.)
    4. Сотая часть числа. (Процент.)
    5. Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)
    6. Количество сторон в квартете. (Четыре.)
    7. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
    8. Назовите наименьшее натуральное число. (1)
    9. В семье 5 сыновей у каждого есть сестра. Сколько это человек? (6 человек)
    10. Какой знак надо поставить между двумя тройками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую) [5]  

    Итог урока.

    Подсчет баллов. Оценивание учащихся, вручение медалей. 

    Урок сегодня завершён, но каждый должен знать:

    Что спорт, упорство, ум и труд
    К успеху в жизни приведут!

    Спасибо за урок! А сейчас у меня к вам небольшая просьба. На доске прикреплены изображения солнца и тучки. Возьмите себе на память об этом уроке то из них, которая на ваш взгляд олицетворяла урок. 

     

    e-koncept.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.