Неравенства все виды – Неравенства. Виды неравенств

Виды неравенств и способы их решения.

Лекции | Виды неравенств и способы их решения.
    НАУКИ · Алгебра. Геометрия. Тригонометрия · Неравенства · Виды неравенств и способы их решения.

АЛГЕБРА: Неравенства

6.2. Виды неравенств и способы их решения

Линейные неравенства с одной переменной.

Линейным

называется неравенство вида ax > b (или соответственно axb, ax Ј b, ax і b). Если a > 0, то неравенство ax > b равносильно неравенству x > b/а (по теореме 2.), значит, множество решений неравенства есть промежуток (b/а, + Ґ ). Если a < 0, то неравенство ax > b равносильно неравенству xb/а (по теореме 3 из главы 20), значит, множество решений неравенства есть промежуток (- Ґ, b/а). Если a = 0, то неравенство принимает вид 0Ч x > b, т. е. оно не имеет решений, если b і 0, и верно при любом x, если b < 0. Многие неравенства в процессе преобразований сводятся к линейным.

Неравенства второй степени.

Речь идет о неравенствах вида

ax2 + bx + c > 0 или ax2 + bx + c < 0, где a № 0.

Теорема 6.

Если

D = b2 — 4acа > 0, то при всех значениях x ax2 + bx + c > 0; если ато при всех значениях x ax2 + bx + c

Если

D = 0, то трехчлен имеет два совпадающих корня (x1 = x2 = -b/2a), то при а > 0 (аax2 + bx + c > 0 (< 0) на (-Ґ,-b/2a) И (-b/2a, +Ґ ).

Если

D > 0, то при а > 0 (аax2 + bx + c = a(xx1)( xx2) > 0 (< 0) на (-Ґ,x1) И (x2, +Ґ ),

и

ax2 + bx + c
< 0 (> 0) на (x1,x2), где x1 — меньший, x2 — больший корни уравнения ax2 + bx + c = 0.

Неравенства с модулями.

При решении неравенств, содержащих переменные под знаком модуля, используется определение модуля:

Для решения можно использовать метод возведения в квадрат обеих частей неравенства, основанный на следующей теореме.

Теорема 7.

Если выражения

f(x) и g(x) при любых x принимают только неотрицательные значения, то неравенства f(x) > g(x) и (f(x))2 > (g(x))2 равносильны.

Пусть надо решить неравенство

.

Так как

, при любых x из области определения выражений f(x) и g(x), то данное неравенство равносильно неравенству (f(x))2 > (g(
x
))2.

Решение рациональных неравенств методом интервалов.

Решение рациональных неравенств вида (вместо знака > может быть и любой другой знак неравенства), где

p(x), q(x) — многочлены. Представим это неравенство в виде

, где числа a1,…,an+k попарно различны.

Пусть aj — максимальный из коэффициентов. Если x > aj, то каждый из сомножителей (хai) > 0 Ю f(x) > 0 на (aj, + Ґ ). На интервале am < x < aj, то хaj < 0, а все остальные сомножители положительны Ю f(x) < 0 на этом интервале и т. д.: знаки чередуются при переходе через точки ai.

Показательные неравенства.

При решении показательных неравенств следует помнить, что показательная функция

y = ax возрастает при а > 1 и убывает при 0 < a

Логарифмические неравенства.

При решении логарифмических неравенств следует помнить, что логарифмическая функция

y = logax возрастает при а > 1 и убывает при 0 < a

Решение задач на логарифмы должно начинаться с нахождения ОДЗ. В процессе преобразований нужно следить за ОДЗ и равносильностью преобразований. Рассмотрим некоторые логарифмические неравенства.

Пусть 0 <

a № 1, то

Иррациональные неравенства.

При решении иррациональных неравенств используется следующее утверждение:

Теорема 8.

Если обе части неравенства на некотором множестве Х принимают только неотрицательные значения, то, возведя обе части неравенства в квадрат (или в любую четную степень) и сохранив знак исходного неравенства, получим неравенство, равносильное данному (на множестве Х). Возведение обеих частей неравенства в одну и ту же нечетную степень (с сохранением знака неравенства) всегда является равносильным преобразованием неравенства.

Приведем ряд эквивалентных преобразований для избавления от радикалов.

Оцените материал:

Мобильная версия

lections.tk

§ 1.Причины, формы и виды неравенства.

Но изучать неравенство нельзя, не дав ему определения. По разному определяют неравенство в разных учебниках и словарях по социологии.: «Неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж»

3 или «Неравенство социальное – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравным жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей»4, или «В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления»5. Все эти определения отражают разные стороны социального неравенства. Определение Нейла Смелзера, американского социолога, отражает современные черты неравенства, как распределение богатства, власти и престижа. Второе определение содержит и отражает современную социальную мобильность, а также термин социальной дифференциации, который здесь не очень уместен, так как «социальная дифференциация – это процесс, посредством которого институционая деятельность становиться более отдельных институционных специализированной, подразделяясь на две или более отдельных институциональных деятельности»
6
. В ходе нашего анализа мы должны разграничить понятия социальная дифференциация и неравенство. Социальная дифференциация не включает в себя: 1) Субъективную оценку индивида индивидом, значит социальная дифференциация не включает престиж, как компонент социального неравенства, 2)Дифференциация это прежде всего различные части, а равные или они или нет неизвестно, 3)Социальная дифференциация включает себя такие компоненты разделение труда, различные социальные статусы, профессии, группы, роли, которые в принципе не являются неравенством сами по себе, а вследствие установленных в обществе культурных целей – ценностей и исторических событий, являются неравными, 4) Социальная дифференциация подразумевает различия не имеющие отношения к социальному неравенству. Это определение отражает часть причин социального неравенства. Определение Радаева В.В. и Шкаратана О.И. в подчеркивается некоторая условность неравенства, и показывает что его легко можно убрать и заменить равенством, но исторический опыт показывает что это
невозможно.
Как мы видим все эти определения содержат преимущества и недостатки..

На основе этих определений мы можем составить собственное определение: Социальное неравенство – это универсальная характеристика общества, при котором индивиды имеют неравные жизненные шансы на доступ к социальным и культурно-символическим, и культурно-нормативным благам общества. Это определение отражает в полной мере современные традиции в описании неравенства.

Неравенство занимает важное место в любом социологическом исследовании, «однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого социологического исследования»

7.

Для описания неравенства в современной социологии в основном используется понятие «стратификация». «Социальная стратификация – это иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.) существующие в любом обществе. В социологии они состоят из социальных групп и акцент делается на способах их структурирования и сохранения во времени неравенства между ними»8. «Класс обусловлен существования социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж; положение, занимаемое обществе, иногда делает их влиятельными политическими группами»9. Понятия «класс» и «стратификация» используются уже очень много лет. Важным понятием в стратификации является понятие «статуса». «Статус – означает форму социальной стратификации, в которой статусные группы или страты ранжируются и организуются по правовым, политическим и культурным критериям»10

. Но есть и другие понятия статуса в социологии – «положительная или отрицательная репутация, престиж, авторитет личности в рамках социальной стратификации»11. Второе определение связано с понятием престижа, которое является одним из компонентов неравенства. Мы различаем два вида статусов: аскриптивный или предписанный и достигнутый. Аскриптивные статусы такие как пол, национальная принадлежность, принадлежность к какой-либо территориальной общности даны нам от рождения, и многие такие различия в статусах приводят в современном обществе к неравенству – например, если индивид из страны СНГ, приехал поступать в вуз, его знания в последующем занижаются, вследствие мифа о некачественности иностранного образования в российском обществе, или вследствие происхождения не из семьи рабочих, талантливого человека могли не принять на повышенную должность в советском обществе. А достигнутые статусы приобретаются нами в процессе взаимодействия с социокультурной системой, такие как профессия или участие в какой-либо партии. «Под статусом подразумевается неисчерпаемый приписываемый человеку ресурс, открывающий для него возможности влиять на общество и получать посредством этого ресурса привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ»
12
. Поэтому в зависимости от престижности статуса возникает неравенство в социальной системе, посредством своего статуса может навязывать свою волю другому человеку. В обществах при оценке статуса важны такие критерии как уровень дохода, наличие знаний, владение собственностью, участие в распределении власти и престиж профессии. Ожидание других людей правильного поведения от индивида, связанного со статусом называется социальной ролью. Многие виды поведения человека, которые относятся к его социальным характеристикам, контролируются социальными нормами. Социальные нормы описывают стандарты, образцы поведения, допустимые или не допустимые в обществе. Благодаря нормам, поддерживается социальный порядок, общество устойчиво воспроизводит себя и не разрушается. Каждый человек, ходе социализации усваивает социальные нормы. «Человек от рождения не является ни бедным, ни богатым, ни руководителем, ни руководимым. Каждого ребенка приходится обучать «правилам игры», т.е. приучать к социальным нормам, опираясь на поощрения и санкции, как со стороны родителей, так и институциональной среды вне семьи (школа, община, массовая коммуникация, референтная группа старших детей и т.д.). Передача норм от одного поколения к другому жестко связана с их преемственностью. Каждое общество во всей своей справедливости — несправедливости неравенства воссоздается заново с рождением каждого ребенка»13. Именно социальные нормы воспроизводят социальное неравенство.

Социальное неравенство изучается разными моделями стратификации. «Социологи при этом выделяют различные срезы социального положения групп и индивидов в отношении их друг к другу. В любом случае социальную стратификацию связывают с взаимодействием социальной дифференциации и социальной оценки. Люди (и группы) при этом ранжируются выше и ниже в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают выполняемые ими виды деятельности. Поэтому при рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправданно исходить из теории социально-экономического разделения труда»14. В ходе деятельности индивид выполняет несравнимый по удовлетворении общественных потребностей труд. Следовательно, труд имеет разную оценку по полезности ему и неоднороден по этому аспекту. «В работе «О разделении общественного труда»(1893 г.) Дюркгейм сделал вывод, что во всех видах обществ одни виды деятельности считаются более важными, чем другие»15. В ходе истории человечество выявило более важные виды деятельности, например труд врача всегда ценился, чем другие виды деятельности, потому что ценность человеческой жизни и здоровья, стоять всегда очень высоко в иерархии ценности. Соответственно, чтобы деятельность выполнялась качественно, общество должно предоставлять определенные большие социальные вознаграждения за их деятельность (материальные блага и престиж). Соответственно общество требует высокие знания и способности для выполнения общественно значимого труда. Но все люди талантливы по разному, и в ходе процесса обучения эти различия усиливаются. «Социально-экономическое разделение труда выражается в расщеплении последнего на организаторский и исполнительский, умственный и физический, сложный и простой, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Закрепленность различных групп людей за соответствующими родами деятельности (социально-экономически различными) — есть основа социального неравенства. Именно социально-экономическая разделенность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других»16.

Разделение труда считается одной самой важной причиной социального неравенства, потому что экономическая деятельность считается самой важной. Идеи пуританства очень сильно повлияли на это. И человека в нашем постиндустриальном обществе представляют как homo economicus. Модель стратификации, критерием ранжирования которого является разделение труда, является одномерной моделью стратификации.

Мы можем выделять неравенство по другим признакам:

I) Неравенство по физическим признакам, которое можно разделить на три типа неравенств: 1) Неравенство на основе физических различий; 2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство по возрасту;

К причинам первого неравенства можно отнести неравенство по принадлежности к какой либо расе, национальности, определенный рост, полнота или худость тела, цвет волос, и даже группа крови. Очень часто распределение социальных благ в обществе зависит от какой-либо физической характеристики. Особенно сильно проявляется неравенство, если носитель признака входит в «группу меньшинства». Очень часто группа меньшинства подвергаются дискриминации. Одни из видом данного неравенства является «расизм». Некоторые социологи считают что причиной этнического неравенства является экономическая конкуренция. « Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренцию между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто её ищет. Когда последние являются членами этнических групп, может возникнуть или усилится враждебность»17. Также одной из причин неравенства этнического неравенства можно считать личностные качества индивида, проявляя которые он считает другую расу неполноценной.

К сексуальному неравенству приводят в основном гендерные роли и сексуальные роли. В основном различие полов приводят к неравенству в экономической среде. Женщины имеют гораздо меньшие жизненных шансов поучаствовать в распределении социальных благ: начиная от Древней Индии в которой девочек просто умерщвляли до современного общества, в котором женщинам трудно найти работу. Это связанно прежде всего с сексуальными ролями – место мужчины на работе, место женщины дома.

Вид неравенства связанный с возрастом в основном проявляется в разных жизненных шансах разных возрастных групп. Во основном оно проявляется в молодо и в пенсионом возрасте. Возрастное неравенство всегда касается всех нас.

II) Неравенство вследствие различий предписанных статусов

Предписанный (аскриптивный) статус включает в себя унаследованные факторы: раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей. Очень часто предписанные статусы человека мешают вертикальной мобильности человека, из за дискриминации в обществе. Это тип неравенства включает в себя большое количество аспектов, поэтому очень часто приводит к социальному неравенству.

III) Неравенство на основе владения богатством

IV) Неравенство на основе владения властью

V) Неравенство престижа

Эти критерии неравенства рассматривались еще прошлом веке, и будут рассмотрены в нашей работе в дальнейшем.

VI) Культурно-символическое неравенство

Последний вид критерия можно частично отнести к разделению труда, т. к. квалифицированность включает себя определенный вид образования.

Все перечисленные признаки включается в современные системы стратификации. Очень часто стратификационная модель строится на основе нескольких аспектов.

studfiles.net

Типы неравенств и способы их решения

 

Всюду далее некоторые выражения с переменной.

I тип:

, (12)

где .

Если , то решением неравенства (12) является множество всех x из ОДЗ выражения f(x).

Если , логарифмированием по основанию a неравенство (12) сводится к равносильному неравенству. При этом существенно учитывается величина основания a:

1) если , то в результате логарифмирования получают неравенство

2) если , то после логарифмирования приходят к неравенству

Далее решают в зависимости от вида выражения f(x)

 

Если исходное неравенство имело знак « » или « », или « », то аналогично знак неравенства меняется на противоположный в случае , и не изменяется, в случае .

II тип:

,(13)

 

Для решения неравенства (13) (или аналогичного ему со знаком ) используют монотонность логарифма:

1) если 0 < a < 1, то неравенство (13) равносильно неравенству

,

которое решают в зависимости от вида выражений f(x) и g(x).

2) если , то неравенство (13) равносильно неравенству

.

III тип:

,(14)

где – некоторое выражение относительно . Вводят замену переменной и решают относительно переменной y неравенство

Найденные в качестве решения промежутки (если такие существуют), записывают в виде неравенств относительно y и затем возвращаются к переменной x. Остается решить полученные показательные неравенства.

 

Если переменная содержится и в основании степени и в показателе, то такое неравенство называется показательно-степенным.Поскольку изменение знака неравенства зависит от величины основания, то для показательно-степенных неравенств рассматривают два случая, т.е. решают совокупность систем неравенств.

Показательно-степенные неравенства решают при условии, что основание степени положительно.

В частности, аналогом показательного неравенства (13) является следующее показательно-степенное неравенство

. (15)

Его решение сводится к решению совокупности:

Пример 1. Решить неравенство и в ответе указать меньшее целое решение.

Решение. Преобразуем неравенство к виду

т.е.

Получили неравенство I типа. Решаем логарифмированием по основанию 2. Поскольку основание степени – число 2 и , то знак неравенства сохраняется:

.

Получили . Определим, между какими последовательными целыми числами находится число . Используя монотонность логарифма, имеем:

, т.е. . Тогда

.

Значит,

.

Число меньшее целое решение, которое принадлежит промежутку .

Получаем ответ: .

Пример 2. Решить неравенство

.

Решение. Запишем неравенство в виде

.

Получили неравенство II типа. Поскольку основание степени число и , то знак неравенства изменится на противоположный. Получаем неравенство:

т.е. и .

Получили ответ:

Пример 3.Найти сумму целых решений неравенства

.

Решение. Преобразуем неравенство к виду

.

Разделив обе части неравенства на получим

.

Получили квадратное неравенство относительно (неравенство III типа). Заменяем и решаем квадратное неравенство

Его решением является , т.е.

Возвращаемся к исходной неизвестной величине:

Получаем множество решений: xÎ[–2; 0].

Целыми решениями являются числа x = –2, x = –1 и x = 0.

Их сумма равна: .

Получаем ответ: –3.

 

 

Задания

 

I уровень

1.1. Определите, для каких значений неизвестного выполняется неравенство:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ; 6) ;

7) ; 8) ;

9) ; 10) ;

11) ; 12) ;

13) ; 14) .

1.2. Определите, принадлежит ли множеству решений неравенства:

1) ; 2) ;

3) ; 4) .

1.3. Решите неравенство:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ; 6) ;

7) ; 8) ;

9) ; 10) ;

11) ; 12) ;

13) ; 14) ;

15) ; 16) ;

17) ; 18) ;

19) ; 20) ;

21) ; 22) ;

23) ; 24) ;

25) ; 26) ;

25) 27) ;

28) ; 29) ;

30) ; 31) .

1.4. Решите неравенство графически:

1) ; 2) ; 3) .

II уровень

2.1. Решите неравенство:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ; 6) ;

7) ;

8) ; 9) ;

10) ; 11) ;

12) ; 13) ;

14) .

 

III уровень

3.1. Решите неравенство:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ;

6) .

 

 

Логарифмические неравенства

 

Логарифмическим неравенством называется такое неравенство, в котором неизвестная величина содержится или под знаком логарифма или в его основании.

Особенностью решения логарифмических неравенств является учет ОДЗ входящих в него логарифмов. В отличие от логарифмических уравнений, условия, определяющие ОДЗ, целесообразно записывать вместе с решением в одной системе, т.к. в ходе решения некоторые условия на ОДЗ учитываются сразу. Необходимо внимательно следить за величиной основания логарифма, т.к. при положительном основании логарифма, которое меньше единицы, знак неравенства меняется на противоположный.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Социальное неравенство, его виды

ВВЕДЕНИЕ

          Среди важнейших теоретических проблем социологии можно выделить проблему социального неравенства.  Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человечества.

          Все развитые общества характеризуются неравным распределением материальных и духовных благ, вознаграждений и возможностей. Порождать социальное неравенство может принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным и социально-демографическим группам. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут вызывать неравные отношения.

          Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства. Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальное неравенство

 

          Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

          В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

           Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

          Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

 

2.Сущность социального неравенства

          Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения.

          Неравенство характеризует общество в целом, бедность – только часть населения. В зависимости от уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.

          Для измерения масштаба бедности социологи выявляют удельный вес той части населения страны (обычно выраженный в процентах), которая проживает у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

          Порог бедности – это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, которого индивиду или семье хватает лишь на приобретение продуктов питания, одежды и жилья. Его также называют «уровнем бедности». В России он получил дополнительное название – прожиточный минимум.

           В социологии различают абсолютную и относительную бедность.

           Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием здесь выступает порог бедности (прожиточный минимум).

          Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране. Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой по двум параметрам. Во-первых, показывает, что человек (семья) беден относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами, или слоями. Во-вторых, она показывает, что человек (семья) беден относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной, или приличествующей, жизни.

          Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум или порог бедности, а верхней – так называемый приличествующей уровень жизни. Приличествующий уровень жизни отражает количество материальных благ, позволяющих человеку удовлетворять все разумные потребности, вести достаточно комфортный образ жизни, не чувствовать себя ущемленным.

Универсального для всех слоев и социальных групп уровня приличествующей или «нормальной» жизни просто не существует. Для каждого класса и категории населения он свой, и разброс значений весьма существенный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Причины социального неравенства

 

          Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

          Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство — это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

          Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

           Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

          Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

          Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Виды социального неравенства

 

          Мы можем выделять неравенство по ряду признаков:

I) Неравенство по физическим  признакам, которое можно разделить  на три типа неравенств: 1) Неравенство  на основе физических различий; 2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство  по возрасту;

          К причинам первого неравенства можно отнести принадлежность к какой-либо расе, национальности, определенный рост, полнота или худость тела, цвет волос, и даже группа крови. Очень часто распределение социальных благ в обществе зависит от какой-либо физической характеристики. Особенно сильно проявляется неравенство, если носитель признака входит в «группу меньшинства». Очень часто группа меньшинства подвергаются дискриминации. Одни из видом данного неравенства является «расизм». Некоторые социологи считают, что причиной этнического неравенства является экономическая конкуренция. Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренцию между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто её ищет. Когда последние являются членами этнических групп, может возникнуть или усилится враждебность. Также одной из причин неравенства этнического неравенства можно считать личностные качества индивида, проявляя которые он считает другую расу неполноценной.

          К сексуальному неравенству приводят в основном гендерные роли и сексуальные роли. В основном различие полов приводят к неравенству в экономической среде. Женщины имеют гораздо меньшие жизненных шансов поучаствовать в распределении социальных благ: начиная от Древней Индии в которой девочек просто умерщвляли до современного общества, в котором женщинам трудно найти работу. Это связанно, прежде всего, с сексуальными ролями — место мужчины на работе, место женщины дома.

          Вид неравенства связанный с возрастом в основном проявляется в разных жизненных шансах разных возрастных групп. В основном, оно проявляется в молодом и в пенсионом возрасте. Возрастное неравенство всегда касается всех нас.

II) Неравенство вследствие  различий предписанных статусов

          Предписанный (аскриптивный) статус включает в себя унаследованные факторы: раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей. Очень часто предписанные статусы человека мешают вертикальной мобильности человека, из за дискриминации в обществе. Это тип неравенства включает в себя большое количество аспектов, поэтому очень часто приводит к социальному неравенству.

III) Неравенство на основе  владения богатством

IV) Неравенство на основе  владения властью 

V) Неравенство престижа 

VI) Культурно-символическое  неравенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Социальные  классы

          Несмотря на то, что социальный класс является одним из центральных понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса. Можно сказать, что социальные классы у Маркса – это экономические детерминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы, которые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющим сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве

          Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих положений классовой теории К. Макса, некоторые его идеи остаются актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур. Это в первую очередь относится к ситуациям межклассовых конфликтов, столкновений и борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. В связи с этим учение Маркса о классовой борьбе в настоящее время имеет большое количество последователей среди социологов и политолог многих стран мира.

stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *