Приемы и методы сравнения логарифмов
Разделы: Математика
Сравнение значений логарифмов или значения логарифма с некоторым числом встречается в школьной практике решения задач не только как самостоятельная задача. Сравнивать логарифмы приходится, например, при решении уравнений и неравенств. Материалы статьи (задачи и их решения) располагаются по принципу “от простого к сложному” и могут быть использованы для подготовки и проведения урока (уроков) по данной теме, а также на факультативных занятиях. Количество рассматриваемых задач на уроке зависит от уровня класса, его профильного направления. В классах с углубленным изучением математики этот материал может быть использован для двухчасового урока-лекции.
1. (Устно.) Какие из функций являются возрастающими, а какие убывающими:
Замечание.
2. (Устно.) Сравните с нулем:
Замечание. При решении упражнения № 2 можно использовать как свойства логарифмической функции с привлечением графика логарифмической функции, так и следующее полезное свойство:
если положительные числа a и b лежат на числовой прямой правее 1 или левее 1
(то есть a>1 и b>1 или 0<a<1 и 0<b<1), то
logab > 0 ;
если положительные числа a и b лежат на числовой прямой по разные стороны от
1(то есть 0<a<1<b или 0<b<1<a), то logab
< 0 [4].
Покажем использование этого свойства при решении № 2(а).
Так как
Так как функция y = log7t возрастает на R+, 10 > 7, то log710 > log 77, то есть log710 > 1. Таким образом, положительные числа sin3 и log710 лежат по разные стороны от 1. Следовательно, logsin3log710 < 0.
3. (Устно.) Найдите ошибку в рассуждениях:
. Функция y = lgt возрастает на R+, тогда ,
Разделим обе части последнего неравенства на . Получим, что 2 > 3.
Решение.
Положительные числа и 10 (основание логарифма) лежат по разные стороны от 1. Значит, < 0. При делении обеих частей неравенства на число знак неравенства следует изменить на противоположный.
4. (Устно.) Сравните числа:
Замечание. При решении упражнений № 4(a–c) используем свойство монотонности логарифмической функции. При решении № 4(d) используем свойство:
Решение 4(d).
Так как 1 < 5 < 7 и 13 > 1, то log513 > log713.
5. Сравните числа log26 и 2.
Решение.
Первый способ (использование монотонности логарифмической функции).
2 = log24;
Функция y = log2t возрастает на R+, 6 > 4. Значит, log26 > log24 и log25 > 2.
Второй способ (составление разности).
Составим разность .
6. Сравните числа и -1.
Решение.
-1 = ;
Функция y = убывает на R+, 3 < 5. Значит, > и > -1.
7. Сравните числа и 3log826.
Решение.
Функция y = log2t возрастает на R+, 25 < 26. Значит, log225 < log226 и .
Решение.
Первый способ.
Умножим обе части неравенства на 3:
Функция y = log 5t возрастает на R+ , 27 > 25. Значит,
Второй способ.
Составим разность
. Отсюда
.
9. Сравните числа log426 и log617.
Решение.
Оценим логарифмы, учитывая, что функции y = log4t и y = log6t возрастающие на
Решение.
Учитывая, что функции убывающие на R+, имеем:
. Значит,
Замечание. Предложенный метод сравнения называют методом “вставки” или методом “разделения” (мы нашли число 4, разделяющее данные два числа).
11. Сравните числа log23 и log35.
Решение.
Заметим, что оба логарифма больше 1, но меньше 2.
Первый способ. Попробуем применить метод “разделения”. Сравним логарифмы с числом .
Второй способ (умножение на натуральное число).
Замечание 1. Суть метода “умножения на натуральное число” в том, что мы ищем натуральное число k, при умножении на которое сравниваемых чисел a и b получают такие числа ka и kb, что между ними находится хотя бы одно целое число.
Замечание 2. Реализация вышеописанного метода бывает весьма
трудоемка, если сравниваемые числа очень близки друг к другу.
В этом случае
можно попробовать сравнение методом “вычитания единицы”. Покажем его на
следующем примере.
12. Сравните числа log78 и log67.
Решение.
Первый способ (вычитание единицы).
Вычтем из сравниваемых чисел по 1.
В первом неравенстве мы воспользовались тем, что
если c > a > 1, то при b > 1 справедливо неравенство logab > logcb.
Во втором неравенстве – монотонностью функции y = loga
Замечание. Вычитать из сравниваемых чисел можно любое натуральное число n. При этом часто бывает достаточно взять n = 1.
Второй способ (применение неравенства Коши).
13. Сравните числа log2472 и log1218.
Решение.
14. Сравните числа log2080 и log80640.
Решение.
Решение.
Пусть log25 = x . Заметим, что x > 0.
Получаем неравенство .
Найдем множество решений неравенства , удовлетворяющих условию x > 0.
Возведем обе части неравенства
в квадрат (при x > 0 обе части неравенства положительны). Имеем 9x2 < 9x + 28.Множеством решений последнего неравенства является промежуток .
Учитывая, что x > 0, получаем: .
Ответ: неравенство верно.
Практикум по решению задач.
1. Сравните числа:
2. Расположите в порядке возрастания числа:
3. Решите неравенство 44 – 2·24+1 – 3 < 0. Является ли число √2 решением данного неравенства? (Ответ: (–∞; log23); число √2 является решением данного неравенства.)
Заключение.
Методов сравнения логарифмов много. Цель уроков по данной теме – научить ориентироваться в многообразии методов, выбирать и применять наиболее рациональный способ решения в каждой конкретной ситуации.
В классах с углубленным изучением математики материал по данной теме может быть изложен в форме лекции. Такая форма учебной деятельности предполагает, что материал лекции должен быть тщательно отобран, проработан, выстроен в определенной логической последовательности. Записи, которые делает учитель на доске, должны быть продуманными, математически точными.
Закрепление лекционного материала, отработку навыков по решению задач целесообразно проводить на уроках-практикумах. Цель практикума – не только закрепить и проверить полученные знания, но и пополнить их. Поэтому задания должны содержать задачи разного уровня, от самых простых задач до задач повышенной сложности. Учитель на таких практикумах выступает в роли консультанта.
Литература.
- Галицкий М.Л. и др.Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: Метод. рекомендации и дидактические материалы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1986.
- Зив Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса. – СПб.: “ЧеРо-на-Неве”, 2003.
- Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия.: Учебное издание. – М.: Просвещение, 1990.
- Рязановский А.Р. Алгебра и начала анализа:500 способов и методов решения задач по математике для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001.
- Садовничий Ю.В. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 4. Логарифмические уравнения, неравенства, системы. Учебное пособие.-3-е изд., стер.-М.:Издательский отдел УНЦДО, 2003.
- Шарыгин И.Ф., Голубев В.И.Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 1991.
15.05.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сравнение логарифмов
Ни для кого не секрет, что с помощью применения логарифмов мы упрощаем довольно много сложных алгебраических операций и не только. Логарифмы дают возможность заменять более сложные операции умножения на операции сложения, деление на вычитание. Согласитесь, ведь это намного проще. Если уже быть совсем точными, то логарифм заданного числа – это показатель степени, в которую нужно возвести другое, также заданное число, чтобы получить данное. На первый взгляд все запутано и непонятно, но это только на первый, на самом деле, все до нельзя просто. Для того, чтобы закреплять знания о логарифмах (да и не только о них), конечно же, рекомендовано после прочтения теории выполнять самостоятельные практические упражнения, это не только поможет усвоить материал, но и выявить все недочеты.
Но вернемся к логарифмам, а точнее к их сравнению. Разумеется, вам в голову может прийти вопрос: «что такое сравнение логарифмов? и как это делается?».
Зачем мы сравниваем логарифмы? Ответ достаточно прост. При решении неравенств и уравнений, довольно часто возникает вопрос, когда нужно определить принадлежность корня области допустимых значений или же сделать соотношение решений двух или более неравенств на числовой прямой, а решение, при этом, выражается иррациональным числом, которое, в свою очередь, записано с помощью логарифма. Вот тут-то нам и необходимо сравнение этих логарифмов.
Существуют несколько способов сравнения логарифмов. Какой из них использовать зависит, в первую очередь, от того, одинаковые основания у логарифмов или нет. Если первый вариант, то тут выход один – использовать монотонность логарифмических функций.
Если числа равные, но основания разные, то тут можно пойти несколькими путями:
- Графический способ
- Сравнение логарифмов через переход к одному основанию
- Метод оценки
- введение промежуточного числа
- Алгебраические методы, которые, в свою очередь делятся еще на несколько.
Например: log[2,x]>log[4,x]
Сравнение логарифмов | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
mateshka.ru
Практическая работа по математике на тему «ВЫЧИСЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЛОГАРИФМОВ»
Математика 1 курс 234 часа
Шаповалова Н.В.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема работы: ВЫЧИСЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЛОГАРИФМОВ.
Тип занятия: практическое занятие.
Цели работы:
Образовательная – закрепить понятие логарифма, научить применять свойства логарифмов при решении логарифмических выражений;
Развивающая — содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать, сравнивать; формировать и развивать общеучебные умения и навыки: обобщение, поиск способов решения;
Воспитательная — вырабатывать самостоятельность при работе на уроке; способствовать формированию максимальной работоспособности.
Организационный момент: дежурные, отсутствующие.
Ход работы:
Основная часть урока
Повторение лекционного материала
Задачи этапа: повторить пройденный материал, необходимый для выполнения практической работы.
Рассмотрим действие обратное действию возведения в степень – нахождение логарифма
Вопрос: в какую степень надо возвести число 3, чтобы получить 243?
Ответ на этот вопрос дает действие нахождения логарифма
Говорится так: «логарифм по основанию 3 от числа 243». Тройка (маленькая и пишется чуть ниже) называется «основанием логарифма», а число 243 так и называют «числом».
Найти логарифм – это значит найти показатель степени, в которую надо возвести основание логарифма, чтобы получить стоящее под логарифмом число.
ОпределенияЛогарифмом числа b по основанию a называется такое число, обозначаемое , что . Т.е. .
a – основание логорифма,
Десятичный логарифм: .
Натуральный логарифм: , где e=2,71828…
Функция, заданная формулой , где , называется логарифмической
Основные логарифмические тождества.
Примеры
Закрепление нового материала:
Задачи этапа: научить применять практические приемы решения показательных уравнений
Практические задания:
Задание на дом: невыполненные задания завершить и сдать на следующее занятие.
Вопросы:
Определение логарифма.
Виды логарифмов.
Что такое основание логарифма, что оно показывает?
Как задается логарифмическая функция?
Перечислите основные логарифмические свойства.
infourok.ru
1. |
Определение логарифма (основание — целое число)
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Определение логарифма (основание — дробь)
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Вычисление десятичного логарифма
Сложность: лёгкое |
1 |
4. |
Вычисление логарифма, десятичные дроби
Сложность: лёгкое |
1 |
5. |
Вычисление логарифма, обычные дроби
Сложность: лёгкое |
1 |
6. |
Логарифм произведения
Сложность: лёгкое |
2 |
7. |
Логарифм частного
Сложность: лёгкое |
2 |
8. |
Формула перехода от одного основания логарифма к другому основанию
Сложность: лёгкое |
2 |
9. |
Сумма логарифмов, логарифм степени
Сложность: лёгкое |
3 |
10. |
Применение свойств логарифмов, сумма логарифмов
Сложность: лёгкое |
1 |
11. |
Применение свойств логарифмов, разность и сумма логарифмов
Сложность: лёгкое |
3 |
12. |
Формула перехода логарифма к новому основанию
Сложность: лёгкое |
1 |
13. |
Числовое значение выражения (сумма)
Сложность: лёгкое |
3 |
14. |
Значение выражения (целые числа)
Сложность: лёгкое |
3 |
15. |
Числовое значение выражения (разность)
Сложность: лёгкое |
3 |
16. |
Основное логарифмическое тождество (сложение)
Сложность: среднее |
3 |
17. |
Основное логарифмическое тождество (вычитание)
Сложность: среднее |
3 |
18. |
Основное логарифмическое тождество (произведение)
Сложность: среднее |
3 |
19. |
Основное логарифмическое тождество (основание — дробь)
Сложность: среднее |
4 |
20. |
Основное логарифмическое тождество (произведение степеней)
Сложность: среднее |
3 |
21. |
Основное логарифмическое тождество (основание — натуральное число)
Сложность: среднее |
4 |
22. |
Основное логарифмическое тождество (логарифм степени)
Сложность: среднее |
4 |
23. |
Свойства логарифмов (степени и произведения)
Сложность: среднее |
4 |
24. |
Свойства логарифмов (степени и частного)
Сложность: среднее |
4 |
25. |
Логарифм степени (произведение)
Сложность: среднее |
3 |
26. |
Логарифм степени (частное)
Сложность: среднее |
5 |
27. |
Свойства логарифмов (степень основания, основное логарифмическое тождество)
Сложность: среднее |
7 |
28. |
Основное тождество логарифмов
Сложность: среднее |
2 |
29. |
Формула перехода к другому основанию, основаное логарифмическое тождество
Сложность: среднее |
4 |
30. |
Логарифм произведения (сумма кубов)
Сложность: среднее |
3 |
31. |
Неизвестное под знаком логарифма
Сложность: среднее |
2 |
32. |
Неизвестное основание логарифма (целое число)
Сложность: среднее |
2 |
33. |
Неизвестное основание логарифма (обыкновенная дробь)
Сложность: среднее |
3 |
34. |
Определение логарифма (неизвестный показатель степени)
Сложность: сложное |
4 |
35. |
Свойства логарифмов
Сложность: сложное |
7 |
36. |
Формула перехода к новому основанию (метод подстановки)
Сложность: сложное |
7 |
37. |
Логарифм произведения (тригонометрическое выражение)
Сложность: сложное |
7 |
38. |
Логарифм произведения
Сложность: сложное |
5 |
39. |
Логарифм произведения
Сложность: сложное |
5 |
40. |
Область допустимых значений логарифма
Сложность: сложное |
4 |
41. |
Определение логарифма (неизвестный показатель степени)
Сложность: сложное |
4 |
42. |
Определение логарифма (неизвестное основание)
Сложность: сложное |
6 |
www.yaklass.ru
1. |
Вычисление десятичного логарифма
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Вычисление логарифма
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Вычисление логарифма
Сложность: лёгкое |
1 |
4. |
Применение свойств логарифмов
Сложность: лёгкое |
1 |
5. |
Применение свойств логарифмов
Сложность: лёгкое |
3 |
6. |
Формула перехода логарифма к новому основанию
Сложность: лёгкое |
1 |
7. |
Использование основного тождества логарифмов
Сложность: среднее |
2 |
8. |
Сравнение логарифмов
Сложность: лёгкое |
1 |
9. |
Нахождение области определения логарифма
Сложность: среднее |
1 |
10. |
Нахождение области определения логарифма
Сложность: среднее |
2 |
11. |
Определение основания логарифма
Сложность: среднее |
2 |
12. |
Логарифмическое уравнение,определение логарифма
Сложность: лёгкое |
1 |
13. |
Логарифмическое уравнение,определение логарифма
Сложность: лёгкое |
3 |
14. |
Логарифмическое уравнение(неизвестно основание)
Сложность: среднее |
4 |
15. |
Логарифмическое уравнение(произведение равно 0)
Сложность: среднее |
2 |
16. |
Логарифмическое уравнение (свойства логарифмов)
Сложность: среднее |
4 |
17. |
Логарифмическое уравнение (свойства логарифмов)
Сложность: среднее |
3 |
18. |
Логарифмическое уравнение (логарифм в квадрате)
Сложность: среднее |
3 |
19. |
Логарифмическое уравнение (новая переменная)
Сложность: среднее |
4 |
20. |
Логарифмическое уравнение (новая переменная)
Сложность: среднее |
5 |
21. |
Логарифмическое уравнение (разлож. на множит.)
Сложность: среднее |
5 |
22. |
Логарифмическое уравнение с тригонометрией
Сложность: сложное |
7 |
23. |
Логарифмическое уравнение (графический способ)
Сложность: сложное |
3 |
24. |
Логарифмическое неравенство(основание меньше 1)
Сложность: лёгкое |
1 |
25. |
Логарифмическое неравенство (квадратичное)
Сложность: среднее |
2 |
26. |
Логарифмическое неравенство (квадратичное)
Сложность: среднее |
2 |
27. |
«Ц-Уровень» Логарифмическое неравенство
Сложность: сложное |
1 |
www.yaklass.ru
Вычисление значения логарифмического выражения
В этой статье вы познакомитесь со всеми типами логарифмических выражений из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике.
16 видео помогут вам понять как использовать свойства логарифмов при упрощении логарифмических выражений.
Вы можете попытаться решить каждый пример самостоятельно, и затем свериться с ответом. А можете сначала посмотреть видео с решением аналогичного задания.
Пример 1. Найти значение выражения:
Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 6
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 2. Найти значение выражения: Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 30
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 3. Найти значение выражения: Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 0,125
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 4. Найти значение выражения: Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 1,5
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 5. Найти значение выражения: Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 3
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 6. Найти значение выражения:
Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 3
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 7. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 0,75
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 8. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 216
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 9. Найти значение выражения:
Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 1
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 10. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 0,75
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 11. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 1
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 12. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 3
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 13. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: -2
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 14. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 0,5625
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 15. Найти значение выражения:Посмотреть ответ:
показать
Ответ: -0,2
Видеорешение аналогичного задания:
Пример 16. Найти значение выражения:
Посмотреть ответ:
показать
Ответ: 25
Видеорешение аналогичного задания:
И.В. Фельдман, репетитор по математике.
ege-ok.ru
Логарифмы. Логарифмические формулы. Свойства логарифмов
Факт 1.
\(\bullet\) Логарифм по основанию \(a\) от \(b\) – это число \(t\), которое показывает, в какую степень нужно возвести \(a\), чтобы получить \(b\).
Ограничения: числа \(a\) и \(b\) такие, что \(a>0,\ a\ne 1,\ b>0\).
\[\Large{{\color{blue}{\log_a{b}=t\quad\Leftrightarrow\quad
a^t=b }}}\]
Т.к. мы имеем право возводить в любую степень, то \(t\in
\mathbb{R}\).
Таким образом, верно основное логарифмическое тождество \[{\Large{a^{\log_ab}=b}}\]
\(\bullet\) Справедливы следующие формулы: \[{\large{\begin{array}{|ll|l|}
\hline \qquad \qquad \qquad \qquad {\small{\text{Формулы}}}
&& \qquad \qquad{\small{\text{Ограничения}}}\\
&&\\
\hline \textbf{(1)} \log_a1=0&&a>0, a\ne 1\\
&&\\
\textbf{(2)} \log_aa=1 &&a>0, a\ne 1\\
&&\\
\textbf{(3)} \log_{a}{b^m}=m\log_a|b|&(m —
{\small{\text{четн.}}})&a>0, a\ne 1, b\ne 0\\
&&\\
\textbf{(4)}\log_{a}{b^m}=m\log_ab& (m —
{\small{\text{нечетн.}}})&a>0, a\ne 1, b>0\\
&&\\
\textbf{(5)} \log_{a^n}{b}=\frac 1n\log_{|a|}b&(n —
{\small{\text{четн.}}})&a\ne 0, a\ne 1, b>0\\
&&\\
\textbf{(6)}\log_{a^n}b=\frac1n\log_ab&(n —
{\small{\text{нечетн.}}})&a>0, a\ne 1, b>0\\
&&\\
\textbf{(7)} \log_a{bc}=\log_a|b|+\log_a|c|&&a>0, a\ne 1, bc\ne 0\\
&&\\
\textbf{(8)}
\log_a{\dfrac bc}=\log_a|b|-\log_a|c|&&a>0, a\ne 1,bc\ne 0 \\
&&\\
\textbf{(9)}
a^{\log_ab}=b &&a>0, a\ne 1, b>0\\
&&\\
\textbf{(10)}c^{\log_ab}=b^{\log_ac}&&a>0, a\ne 1, b>0, c>0\\
&&\\
\textbf{(11)} \log_ab\cdot \log_bc=\log_ac && a>0, a\ne 1,b>0, b\ne 1, c>0\\
&&\\
\textbf{(11′}) \log_bc=\dfrac{\log_ac}{\log_ab}&&a>0, a\ne 1,b>0, b\ne 1, c>0\\
&&\\
&&\\
{\small{\text{ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ:}}}&& \\
\textbf{(12)} \log_ab\cdot \log_ba=1 && a>0, a\ne 1, b>0, b\ne 1\\
&&\\
\textbf{(12′}) \log_ab=\dfrac1{\log_ba}&&a>0, a\ne 1, b>0, b\ne 1\\
&&\\ \hline
\end{array}}}\]
Заметим, что при выполнении ограничений данные формулы верны в обе стороны!
shkolkovo.net