Познавательные задания – средство формирования мотивации в обучении математики
Важнейший путь формирования мотивации – это использование познавательных заданий в учебной деятельности. Многочисленные психологические исследования показали, что если содержание предмета учитель преподносит учащимся не как готовое знание, а как систему познавательных задач, решая которые учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения, то у них формируется внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.
В обучении математики применяются самые различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, задачи практического содержания, проблемные задания, дидактические игры, загадки, алгоритмические и эвристические предписания, математические диктанты, тесты разного типа и др.
На разных урочных и внеурочных занятиях целесообразно подводить учащихся к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих целей. Основное звено в структуре учебной деятельности – учебная задача.
Обычно учащимся предлагается формулировка задания, а они должны найти решение. Именно так встают задачи перед человеком и решаются им в повседневной деятельности. Для этого используются задания -“ловушки”.
Пример:
- Возьмите любые два из чисел: 12, 42, 51, 61 и составьте обыкновенную дробь, чтобы она была несократимой.
- На стройку привезли 100 кг кирпича. На постройку дома пошло 2/3 всего количества. Сколько кирпичей израсходовали?
Для создания у учащихся новой мотивационной направленности могут быть широко использованы занимательные вопросы, задачи, упражнения типа “Зашифрованные задания”, “Задумай”, “Выбери”.
Например:
1) Между числами нужно поставить знак больше или меньше, не зная зашифрованных цифр
а) 21*** и 23***; б) **512 и **3*; в) ***23* и 1023; г) ***** и ****** д) 720** и *172*; е) 23*1* и *1*0*.
2) Какую цифру можно поставить вместо звездочки, чтобы получить верное неравенство:
-5,37 < -5,*9?
3) Вместо звездочек надо написать цифры и в обоих множителях поставить запятые так, чтобы пример был выполнен верно:
4) В следующих утверждениях вместо звездочек запишите такие цифры, чтобы эти утверждения были истинными:
а) 6/7 от 70 равно *; б) 4/* от 30 равно 24; в) */3 от 15 равно 10; г) 9/11 от * равно 18
5) Из трех чисел ; 0,3; 3/16 выбери одно, которое можно поместить в пустой кружок.
Объясни свой выбор.
6) Задумайте любое натуральное число, кратное 5. Найдите 2/5 этого числа. Скажите, сколько у вас получилось, и я сразу назову задуманное число. Кто из вас может это сделать?
Чтобы выполнить то или иное задание, ученик должен проанализировать ситуацию, выделить существенные моменты в ней, вспомнить правила, проявить определить определенную сообразительность. Проводимый анализ, в свою очередь, ускоряет формирование навыка и запоминание правил.
При выполнении учащимся следующих различных познавательных заданий: математических диктантов, алгоритмических предписаний, занимательных заданий, используя прием “логический каркас” реализует интерес к обучению.
Например:
- 352 × 427 = 150308; б) 564 × 376 = 212064. Узнайте устно, какое равенство верно, а какое неверно.
- Рассматриваются три неравенства, из которых два неверных и одно верно.
- Из нескольких утверждений 3-4 верных, а одно 1-2 неверных.
- Из следующих трех равенств только одно верное 2,7 × 3,9 = 105,3; 5,3 × 9,6 = 50,88; 4,3 × 7,3 = 29,999. Какое? Не торопитесь находить произведение чисел.
Ситуации, создаваемые с помощью приема “Логический каркас”, помогают учащимся осознать идею контр примера. В самом деле, чтобы установить ложность какого-либо утверждения, достаточно увидеть ошибку. В тоже время, если мы не видим ошибку, то это еще не говорит о том, что утверждение истинно.
Например:
- Ученик отыскал два числа, произведение которых больше 0, а частное меньше 0. Сможете ли вы назвать хотя бы пару таких чисел?
Сделав несколько проб, учащиеся догадываются, что таких чисел не существует. Эмоциональность подобных заданий способствует поиску оригинальных решений. Особенно важна ситуация “Логический каркас” при повторении изученного, когда рядом оказываются утверждения из различных тем.
При использовании математических диктантов проблемных и логических задач, тестов, занимательных заданий типа “Выбор”, “Найди ошибку” развивают у учащихся интерес к обучению математики.
Задания “Найди ошибку” доказали свою эффективность с методической точки зрения: вырабатывается критичность мышления, развивается самоконтроль. Кроме того использование подобных заданий на уроке приучает ребят к внимательности, позволяет предупредить появление типичных ошибок, т.е. провести своеобразную профилактику ошибок.
Как задание, так и способы их предъявления могу быть самыми разнообразными.
1)
После каждого ответа ученик что-то меняет в записи, чтобы равенство оказалось верным.
2) 0,9 × (-0,9) = 0
Здесь ученик может исправить следующим образом: 0,9 + (-0,9) = 0; б) 0,9 × (-0,9) = -0,81
Особый интерес представляют утверждения, в которых допущено более одной ошибки.
3) -3,2 × 0,5 = 16
Если ученики видят только одну ошибку, то характер ошибки, которую они называют, дает дополнительную информацию учителю.
Изучение ряда сторон учебной деятельности возможно с помощью следующих заданий:
- “Неполное задание”. Дается пример без знаков с замаскированными цифрами и дается задание восстановить их.
- “Кратковременное предъявление задание”. Ученику предлагается на основе краткого ознакомления сказать, как он понял условие задачи и, как ее будет решать.
- “Оцени ответ, не решая задачу вслух”.
На выбор дается несколько ответов, и задание оценивается правильностью одного из ответа, тем самым выявляется наличие умственных действий, “в уме”, степень их осознанности.
Учащиеся увлечены, и каждое новое задание встречается ими с воодушевлением. С каждым новым заданием ученик показывает, на что он может быть способен. Т.е. занимательное задание, неожиданные вопросы, элементы догадки вводят его в то состояние, когда включаются его ресурсы и стремление показать себя с лучшей стороны.
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе решения сюжетных задач школьного курса математики
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
![](/800/600/http/img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/555/136555321_Bezkorovaynaya_EV_Veseluye_kanikuluy_Perehodim_vo_2y_klass37.jpg)
![](/800/600/http/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/865/88865406_large_00014.jpg)
![](/800/600/http/img1.labirint.ru/books/452262/scrn_big_1.jpg)
![](/800/600/http/images.myshared.ru/5/416562/slide_14.jpg)
![](/800/600/http/img1.labirint.ru/books/103440/scrn_big_1.jpg)
![](/800/600/http/i.pinimg.com/736x/12/d3/eb/12d3eb9631c795e2aa1f71d532cebf14--math.jpg)
![](/800/600/http/pristor.ru/wp-content/uploads/2018/12/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-1-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%85-10-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0-10.jpg)
![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/d7/02/48/d702486000f2f91b0ca60ee76007c25c.png)
![](/800/600/http/cdn1.imgbb.ru/user/19/192552/201808/b428f4cf34b330e1fcd9269f724030ab.jpg)
![](/800/600/http/fsd.multiurok.ru/html/2020/08/13/s_5f356fc639b23/1508072_3.jpeg)
Уровни когнитивного запроса — Анализ содержания задач
Структура задач по математике:
Уровни когнитивной потребности
Структура задач по математике имеет четыре уровня когнитивной потребности, которые относятся либо к низкому, либо к высокому уровню. Четыре уровня: запоминание, процедуры без связей с понятиями или значений, процедуры с связями с понятиями и значений и выполнение математических действий. И запоминание, и процедуры без связей обычно классифицируются как низкие когнитивные потребности, поскольку они не требуют от учащихся много размышлений. Процедуры с связями и выполнением математических действий оцениваются как имеющие высокие когнитивные требования из-за их акцента на мышлении, соединении и выполнении. Следует отметить, что некоторые задачи могут относиться как к категории низкой, так и к высокой когнитивной потребности.
Низкий когнитивный запрос (ЖКД)
| Высокая когнитивная потребность (HCD)
|
Примеры
Низкий уровень когнитивной потребностиЗапоминание Процедуры без соединений | Высокий уровень когнитивной потребностиПроцедуры с соединениями Заниматься математикой |
Поиск высококачественных математических задач для начальных классов в Интернете
Интернет может быть отличным ресурсом для поиска математических задач на любом уровне когнитивных потребностей. В то время как учащимся начальных классов необходимо знакомиться с задачами на всех уровнях — как на более низком, так и на более высоком — акцент следует делать на более высоких уровнях. Это означает, что нам нужны навыки для оценки того, что является когнитивно сложным, а что нет.
Чтобы определить качество онлайн-активности, я и мои партнеры по исследованию использовали «Руководство по анализу задач» (TAG) Маргарет Шван Смит и Мэри Кей Стейн 1998 года, которое состоит из четырех различных уровней когнитивных требований: запоминание, процедуры без связей, процедуры со связями. , и заниматься математикой.
При запоминании критическое мышление не требуется, не устанавливаются связи с пониманием того, почему ответ работает, а процедуры обходят. Задание такого типа может выглядеть как припоминание фактов. Процедуры без соединений алгоритмичны; учащиеся придумывают ответ, не связывая его с другими математическими понятиями, и им не требуется объяснять свою работу. В эту категорию попадают задачи, которые требуют простых процедур, таких как требование стандартного алгоритма США для сложения. Запоминание и действия без связей — это задачи с низкой когнитивной нагрузкой, потому что они не требуют много размышлений.
Учителя часто представляют визуальные диаграммы или манипуляции, такие как кубы Unifix или блоки с основанием 10, для решения математических задач, которые представляют собой процедуры со связями, которые позволяют учащимся подойти к проблеме с разных сторон. В этих задачах используются процедуры, такие как алгоритм частичного произведения для умножения, чтобы помочь учащимся понять, почему ответ работает, а не просто знать, как найти ответ.
Задачи самого высокого уровня, связанные с математикой, требуют неалгоритмического мышления, требуют самоконтроля и позволяют использовать несколько стратегий — учащиеся на этом этапе изучают математические концепции.
По словам Смита и Штейна, выполнение операций со связями и выполнение математических задач требует высокой когнитивной нагрузки, потому что учащиеся должны устанавливать связи, анализировать информацию и делать выводы для их решения.
Математические задания необходимо выбирать критически
Чтобы ставить перед учащимися начальной школы задачи на каждом когнитивном уровне, учителя должны критически относиться к имеющимся ресурсам. В нашем исследовании следующие моменты помогли мне и моим коллегам оценить познавательную потребность и качество онлайн-задач.
Возраст имеет значение. Уровень познавательной потребности может меняться в зависимости от возраста детей, для которых создавалась задача. Например, заполнение рабочего листа основных задач на сложение одной цифры будет закодировано как запоминание для четвероклассника, который, как ожидается, запомнит их (даже в большей степени, если учащийся измеряет время), но это будет считаться выполнением процедур без связи для детсадовцев, которые только учатся тому, что значит сложить две части, чтобы получилось одно целое.
Если вы ищете задачи с высоким когнитивным спросом, ресурс, отвечающий любому из следующих критериев, может считаться процедурой со связями; чтобы классифицироваться как занятие по математике, должно быть несколько способов решения задачи:
- Задача обычно включает в себя манипуляции (например, 10 кадров, блоки с основанием 10, числовые линии, числовые сетки).
- Существуют указания, призывающие учащихся объяснить, как они нашли ответ (с помощью моделей, слов или того и другого).
- Требуется высокий уровень критического мышления. Например, учащиеся решают, как решить проблему, которую можно решить более чем одним способом, устанавливают реальные связи с математикой или объясняют свое математическое мышление.
Оценивая математическое задание, учителя также должны оценивать все сопровождающие его изображения. Включено ли изображение исключительно в декоративных целях или оно играет функциональную роль в решении проблемы? Изображения с функциональными ролями включают циферблаты, 10 кадров и графики. Если у деятельности есть декоративный образ, это, скорее всего, будет задачей с низким когнитивным спросом; если у него есть функциональный образ, он, скорее всего, будет закодирован на высоком уровне когнитивного запроса. В то время как деятельность может быть популярной из-за своих декоративных, симпатичных изображений, визуальная привлекательность не коррелирует с высоким уровнем когнитивного спроса. Важно сосредоточиться на содержании, а не на искусстве.
Где найти сложные математические задачи
У вас гораздо больше шансов найти математические задания с высоким уровнем когнитивной нагрузки на веб-сайтах, где ресурсы проверяются перед публикацией, в отличие от таких сайтов, как «Учителя платят учителям» или Pinterest, где каждый может публиковать сообщения. . Следующие веб-сайты публикуют проверенные ресурсы:
- Illustrative Mathematics позволяет учителям искать задачи на основе стандартов содержания по домену или классу для K–12 (бесплатно).
- EngageNY — это набор учебных программ по английскому языку, искусству и математике от дошкольного до 8-го класса, разработанный Департаментом образования штата Нью-Йорк. В нем также есть учебные программы по математике для старших классов — алгебра I и II, геометрия, предварительное исчисление и выше (бесплатно).
- NRICH, находящийся в ведении Кембриджского университета в Англии, предоставляет библиотеку ресурсов и картографических документов для учащихся в возрасте от 3 до 18 лет (бесплатно).