Программирование с нуля: с чего начать и как выучить
Фото: Patricia de Melo Moreira / Bloomberg
Языков программирования множество, и каждый из них имеет свои задачи и область применения. Рассказываем, что должен знать программист и как выучиться на такого специалиста с нуля и самостоятельно
1
Какой язык программирования учить первым?
Программирование — это процесс создания программ (программного обеспечения). Для этого программисты пишут исходный код на одном из языков программирования.
Существует более 300 языков программирования, но для успешной карьеры можно выбирать из десяти самых популярных. Еще правильнее будет сначала определиться с областью, в которой вы собираетесь работать, и только потом приступать к выбору языка.
Одним из лучших языков для начинающих является Python. Этот популярный язык общего назначения хорош лаконичностью и простотой синтаксиса, его активно используют в IT-компаниях России и мира.
Другими популярными языками считаются Java и C. Они сложнее, особенно для новичков, но владение ими обеспечивает лучшее понимание того, что вы делаете и что происходит с вашей программой. Вместе с языком Pascal язык С обычно изучается в вузе на профильных факультетах.
Использование других языков программирования зависит от цели деятельности. Например, в качестве серверных языков популярны php, Java, ruby. Из клиентских языков наиболее перспективен Java Script. Для разработки сложных высоконагруженных проектов требуется C++. На этом же языке пишутся игры. Еще одна перспективная сфера — разработка приложений для мобильных устройств. Тут используют Java, Objective-C, Swift. Любой опытный программист знает несколько языков, однако код на работе он пишет только на одном из них.
Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных
2
Нужно ли программисту знать математику и английский?
Да. Любому программисту необходимо знать английский язык и математику. Вся важная документация и качественные курсы опубликованы на английском. Знание математики требуется не настолько категорично. Но уверенное владение математикой обеспечивает четкое понимание создаваемого кода, осознанность каждого шага и позволяет прикидывать в голове эффективность алгоритмов.
3
Какой язык программирования учить, чтобы делать сайты?
Евгений Кучерявый, автор блога онлайн-университета SkillBox, рассказал, чем занимаются веб-разработчики и какие языки им непременно нужно знать.
Такой разработчик по определению стоит на «переднем крае» и отвечает за визуальную составляющую сайта: то, каким его видит посетитель. Frontend-разработчики следят за тем, чтобы все графические элементы исправно работали, контент отображался на всех устройствах, шрифты не «ползли», а картинки не загружались слишком долго.
1. Обучение HTML
В первую очередь начинающий frontend-разработчик должен освоить HTML — язык гипертекстовой разметки. Это базовый инструмент, который позволяет вынести на страницу все основные элементы, будь то фотографии, таблицы или текст.
2. Обучение CSS
Внешне написанная на HTML интернет-страница будет напоминать простейший текстовый документ. Чтобы «оживить» его, используется каскадная таблица стилей или CSS. Она меняет не структуру страницы, а ее внешний вид: шрифты, расположение элементов, тени и цвета. Другими словами, если HTML используется для описания логической структуры страницы, язык CSS отвечает за графические элементы и прописывается в отдельном файле.
3. Обучение JavaScript
Наконец, чтобы элементы веб-сайта могли перемещаться и реагировать на действия пользователя, разработчик прописывает код на языке JavaScript. Он заметно сложнее первых двух, но результат стоит того: от скриптов зависит появление всплывающих окон или же перетаскивание элементов на странице (например, сортировка фото в соцсети). В отличие от CSS, код JavaScript встраивается в структуру HTML, поскольку влияет не на внешний вид элементов, а на их поведение на странице.
Вчерашняя техника уже завтра: могут ли устареть языки программирования
Красивая оболочка сайта не имеет смысла без начинки: видеоролики, гиперссылки и картинки должны быть связаны с сервером, базой данных, с другими интернет-сайтами. Программно-аппаратную работу сервиса берут на себя backend-разработчики. Они же отвечают за информационную безопасность (защиту от хакеров) и следят за нагрузкой на сервер (чтобы страница не «висла» из-за наплыва посетителей).
1. Обучение PHP
Базовый инструмент backend-разработчика — язык программирования PHP. Он нужен, чтобы связать видимую пользователю страницу с сервером, где хранятся какие-либо данные. Например, чтобы не выкладывать на веб-сайт по одной фотографии при помощи HTML, можно запустить скрипт, автоматически подгружающий туда условную галерею, лежащую на сервере. Язык PHP настолько сильно упрощает работу по созданию сайта, что изучать его SkillBox рекомендует и frontend-разработчикам.
2. Обучение SQL
Аббревиатура SQL расшифровывается как «структурированный язык запросов». В отличие с PHP, который нужен для связи сайта с сервером, языки SQL позволяют управлять уже самими базами данных. Сейчас существует множество подобных языков, самые распространенные из которых — это MySQL, MSSQL, PostgreSQL и прочие.
Разработчики «полного цикла» в совершенстве владеют языками, необходимыми как для frontend-, так и для backend-программирования. Они являются универсальными специалистами, хотя, очевидно, глубина их погруженности в какую-то конкретно область веб-разработки уступает осведомленности узких специалистов.
4
А какие еще бывают программисты?
- 1С-программист, в непосредственные задачи которого входит оптимизация готовой системы 1С и ее настройка непосредственно под каждое предприятие.
- Инженер-программист, который чаще всего занят в сфере разработки программного обеспечения для автоматизации производства, он же обычно программирует бытовую технику.
- Game Developer, который специализируется на создании компьютерных игр. Геймдевелоперы заняты в полном цикле жизни видеоигры: создание, тестирование, доработка, поддержка, обновления, модификация и т.д.
- Android- и iOS-разработчики, которые занимаются созданием игр, программного обеспечения, интерфейсов и обновлений для устройств, созданных под брендом Apple, или Android-устройств.
- Системный программист, в задачи которого кроме разработки программных модулей и их интеграции входит адаптация и модификация программных продуктов под конкретную систему, исходя из ее логики и задач. Он же может заниматься разработкой баз данных и их администрированием.
- Передовым направлением в области программирования считается сфера Data Science. Она объединяет искусственный интеллект и данные, умение прогнозировать на основе статистических данных.
Как найти и удержать ИТ-специалиста
5
Куда пойти учиться на программиста?
Если есть возможность поступить в вуз, то лучше выбрать один из ведущих: МГУ, МИФИ, ВШЭ, СПБГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, МАИ, ИТМО и т.д. Речь идет, естественно, о профильных факультетах. Выпускники этих университетов лидируют в рейтинге портала Superjob, составленного по критерию уровня стартовых зарплат программистов.
6
Можно ли научиться программированию на онлайн-тренингах и курсах?
Можно. Начальные навыки программирования помогут приобрести такие популярные платформы, как Яндекс.Практикум, Сodecademy, Skillbox, GeekBrains, HTML Academy. После прохождения подобных курсов человеку становится легче понять, в сторону какого направления двигаться в профессиональном развитии.
Бесплатные курсы нередко открывают и спонсируют крупные российские компании: Mail.Ru Group, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Сбербанк, Тинькофф банк, «2ГИС», «Роснано», «Сколково» и HeadHunter.
Многие ведущие мировые вузы открывают курсы в онлайн. Например, курсы MIT можно найти на платформе Coursera.
А здесь: подборка бесплатных онлайн-курсов по программированию от ведущих университетов США.
7
Как освоить программирование самостоятельно?
Освоение программирования на 80% предполагает самостоятельную работу. Почти все необходимые материалы есть в интернете. Самое главное: мотивация. Лучше всего подходить к изучению комплексно, например, совмещая онлайн-курсы, официальную документацию к языкам, лекции, статьи, книги. При этом не следует распространяться на несколько языков сразу, лучше начать с самых простых.
Можно изучать, играя: некоторые обучающие сайты сами являются играми, например, Code Combat и CodinGame.
На GitHub можно найти огромную коллекцию бесплатных книг по программированию. Также доступен корпус электронных книг, охватывающий 24 языка программирования.
В сообществе программистов также много людей, готовых помочь следующему поколению программистов. Hack.pledge — сайт, который поможет найти наставника.
Кроме того, можно подписаться на тематические каналы в Telegram, например: канал для новичков в Python, сообщество веб- и Java Script-разработчиков, канал разработчиков Ruby и Ruby on Rails и другие.
В программировании актуален принцип «практика важнее теории». Освоить большой объем информации по языкам сразу не получится, поэтому намного лучше посвящать больше времени оттачиванию полученных умений.
8
Где найти самоучитель по программированию?
Лучше всего подходить к изучению комплексно, например, совмещая онлайн-курсы, официальную документацию к языкам, лекции, статьи, книги. На GitHub можно найти огромную коллекцию бесплатных книг по программированию. Также доступен корпус электронных книг, охватывающий 24 языка программирования.
9
Что такое метод Франклина и как он может помочь в обучении программированию?
Это способ, позволяющий систематизировать информацию из лекций и самоучителей.
Его можно описать следующими ступенями:
- Читайте книгу. Когда в книге попадется образец кода, прочитайте его, сделайте заметки, которые могут помочь вам вспомнить эту информацию в будущем.
- Закройте книгу.
- Попробуйте набрать код, воссоздав его как можно ближе к оригиналу.
- Сравните свой код с оригиналом, исправьте ошибки, повторите пункты 1−3, пока не начнет получаться оригинальный код из книги.
Этот метод кажется простым и немного похожим на процессы, совершаемые автокодировщиком в машинном обучении. Его суть заключается в усвоении мысленных образов: в основе — идея ментальных репрезентаций и имитации.
Кстати, его можно применять не только при обучении программированию.
10
Нужен ли диплом и опыт работы после обучения веб программированию с нуля?
Считается, что высокие инженерные или исследовательские должности без высшего образования недостижимы. Также диплом необходим тем специалистам, которые захотят работать за границей. При этом многие российские HR-специалисты говорят, что при приеме на работу смотрят, в основном, не на строку «образование» в резюме программиста, а на реальный опыт работы. Кроме того, перед собеседованием или во время него претенденту, скорее всего, предложат выполнить тестовое задание.
11
С чего программисту начать поиск работы?
Анна Смирнова, менеджер по трудоустройству на программе «Веб-разработчик» в «Яндекс.Практикуме», советует четко определить свои намерения и цель, взвесить все риски и понять, сколько у вас есть времени на поиск работы и какие усилия вы готовы предпринять. Пример четко сформулированной цели — трудоустроиться за четыре месяца на позицию младшего разработчика в продуктовую компанию с полноценной командой разработки и закрепленным наставником.
Далее стоит продумать стратегию поиска. Стандартный подход — изучение вакансий на сайтах по поиску работы, в LinkedIn и телеграм-каналах. Но есть и другой вариант — нетворкинг. А именно, посещение митапов, профильных конференций и курсов, что поможет вам завести новые знакомства и искать возможности уже через них. Этот путь более тернистый в начале, но дает больший эффект, потому что вы задействуете «теплые» контакты.
Затем нужно подготовить резюме, портфолио и сопроводительные письма. Именно они создают первое впечатление о кандидате.
12
Как составить резюме, если нет опыта?
В резюме рекрутер смотрит на амбиции человека: к чему он хочет прийти и как это делает. Анна Смирнова советует собрать весь опыт, который относится к веб-разработке: участие в хакатонах, посещение митапов, некоммерческие и фриланс-проекты, обучающие курсы. Предыдущую работу в другой сфере тоже нужно указать, но сделать это следует емко и через точки соприкосновения с новой профессией.
Еще один важный пункт — заполнение навыков. Например, на HeadHunter они работают как теги, по которым рекрутеры ищут кандидатов. Поэтому лучше описать максимальное количество технологий, которые вы изучали или с которыми приходилось работать, а не только базовые JavaScript, HTML и CSS.
13
Где брать проекты для портфолио?
Портфолио выпускников курсов похожи друг на друга, потому что во время учебы студенты выполняют одни и те же задания под присмотром преподавателей и наставников. Проекты вне учебной программы демонстрируют работодателю, что у вас достаточно смелости и самостоятельности, чтобы сделать что-то самому. А значит, вам можно доверить работу над реальным проектом.
Примеры самостоятельных проектов начинающего разработчика:
- Тестовые задания. Выкладывайте решения тестовых заданий на GitHub. Так вы одновременно и участвуете в отборе на позицию начинающего разработчика, и расширяете портфолио.
- Совместные pet-проекты.
Это проекты, которые вы делаете для себя в свободное от работы время (это может быть личный блог, игра или телеграм-бот), с однокурсниками и единомышленниками, которых вы встретили за время обучения веб-разработке.
- Участие в opensource-проектах. Лучше всего начинать с проектов, в которых есть разделение задач по уровню сложности. В этом сборнике на GitHub перечислены как раз такие проекты.
С чего начать изучать программирование? / Хабр
alikinSVВремя на прочтение 6 мин
Количество просмотров70K
JavaScript *Программирование *
Из песочницы
В голове почти любого человека, начиная с 2018-2019 года, появляются мысли о том, чтобы поменять профессию на что-то около IT. Эти мысли сразу разбиваются о скалы нескольких больших мифов.
Рынок переполнен специалистами и сквозь огромную конкуренцию прорваться просто невозможно. У меня тоже были такие мысли, когда я уже нашел первую работу. Меня это очень бесило до тех пор, пока я не увидел, какое большое количество людей боится сложностей, связанных с обучением. ОЧЕНЬ много новичков забрасывают курсы или свое личное обучение по многим причинам. Я общаюсь с людьми из этой сферы и могу уверенно сказать, что очень часто слышна цитата «Мы не можем найти хорошего разработчика». Учитывая то, что последние 3 года реклама курсов звучит из каждого утюга, потребности в специалистах вообще не должно быть, но она есть) Также аргумент против мифа о перенасыщении рынка -это то, что сама сфера развивается очень быстро, появляются новые компании, появляются рабочие места.
Обучиться профессии в IT очень сложно. На это можно сказать и да, и нет. Курсы, которые говорят: «ПОСЛЕ ПОЛУГОДА КУРСОВ ГАРАНТИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА» лгут, никто не будет искать вам работу) Суть в том, что обучение любой новой профессии, с которой ранее вы не были знакомы, будет тяжелым, но это только сначала.
Информации, которую надо будет выучить, действительно много, но с каждым месяцем обучения будет становиться все проще и проще. А когда найдется первая работа с хорошим тимлидом, который будет указывать на ошибки прямо в проекте, вы получите буст в скорости обучения который сложно осознать.
Кто-то уже впереди и мне его не догнать. Я не психолог, но мне кажется, что этот загон появляется у всех людей в самых разных жизненных ситуациях. Лично у меня такие мысли были во время обучения в универе. Ребята с макбуками и в костюмах, которые зачем-то писали код, пока сидели в столовой и на перерывах между парами, рассказывали что у них новый ПРОЕКТ, или разговаривали о простых вещах сложным языком, заставляли думать, что я позади шагов на 10. Но по факту все это отставание было только у меня в голове. Тут могу только посоветовать почитать несколько притч про черепаху и зайца, не обращать на это внимания и спокойно учиться в том темпе, в котором вам комфортнее.
Очень забавно, но почти все люди которые при мне хотели начать что-то делать в программировании, думают, что для обучения нужен мощный ПК, знание Линукса или вообще надо покупать мак.
Работа разработчиком для очень умных ребят. Вранье, я троечник, чуть не вылетел после 9 класса в техникум, поступил в Бауманку на платку, никогда на учебу не забивал, но и звезд с неба не хватал. Много списывал. Все, что знаю, получил не с пар, а из гугла. Всем этим совсем не горжусь, но это прямое доказательство того, что даже не самый «Умный» паренек может чему-то научиться, главное быть усердным и не забивать на развитие. Данных заблуждений в голове может быть огромное множество, поэтому их все расписать невозможно, но мне кажется, что эти — самые популярные. Если вы твердо решили чему-то учиться, двигаемся дальше к основной теме этой статьи. С чего же все-таки начать изучать программирование?
Что из себя представляет разработка?
Для людей которые совсем не представляют, что делает программист на работе, постараюсь объяснить простыми словами.Есть проект, например какой-то сайт. Пусть будет ВК. У ВК есть группа людей, которые разбираются в том, какие новые функциональности хотят видеть пользователи. Они заметили, что многим не нравится слушать голосовые сообщения. Было решено добавить возможность распознавания речи, чтобы пользователь нажал кнопку и увидел текст голосового сообщения. Дальше эта идея подробно расписывается на бумаге: как и что должно работать. После этого в игру вступают дизайнеры. Это ребята которые по описанию фичи рисуют то как она будет выглядеть на сайте. И вот на следующем этапе начинают работу разработчики. У них на рабочих ноутбуках есть самая обычная папка, в которой лежит много текстовых файлов. Вот в этих текстовых файлах находится код на разных языках программирования. Задача разработчика добавить в нужные места такой код, чтобы все выглядело и работало согласно дизайнам и описанию фичи. Если все работает, дальше работу программистов проверяют тестировщики, и, если все хорошо, отправляют пользователю.
Как выбрать язык программирования для обучения? Когда человек начинает гуглить что-то про изучение программированию, голова идет кругом от огромного количества разных языков. На эту тему можно рассуждать очень долго, но суть видео и статей сведется к тому, что люди защищают тот язык, на котором пишут. Ищут в нем плюсы, знают как обойти его минусы или просто закрывают на них глаза. Тем не менее есть несколько критериев по которым можно сделать +- объективный выбор.
Популярность языка (Статья на тему). Это важно, поскольку у популярного языка большее комьюнити, больше обучающих материалов.
Количество вакансий (Статья на тему). Тут все понятно. Больше вакансий — больше работы.
Средняя зарплата разработчиков (Статья на тему). Это не должно быть самым важным пунктом среди трех перечисленных, тк. зарплаты очень сильно зависят от компании. Но для общего представления стоит это знать.
Когда я смотрел на эти графики 4 года назад, я в первую очередь обратил внимание на JavaScript, и не пожалел о своем выборе. В любом случае важно понимать, что когда выучен 1 язык программирования, второй учится в разы легче.
С чего начать изучение? Дальше я буду рассказывать обо всем на примере JavaScript, просто по той причине, что я прошёл этот путь. На этот вопрос, как и на другие, уже нашли ответ. Существуют так называемые дорожные карты. Гуглятся по запросу «JS дорожная карта» можно много на них смотреть, но в них есть кое-что общее. Это большие блоки JavaScript, HTML, CSS. Эти 3 вещи основа которую надо знать обязательно. Подробнее про каждый из этих трех языков мы поговорим в будущем, но если хочется с чего-то начать, можно открыть YouTube и вбивать уроки по каждому языку в том порядке, в котором они написаны выше. Также я преступно поздно узнал о такой классной штуке как матрица компетенции программиста (Хороший пример матрицы к которой я иногда обращаюсь).
Где искать материалы для обучения? Я большой противник курсов поскольку человек мысленно перекидывает ответственность за свое обучение на кого-то другого и расслабляется. Но если вы думаете что это будет дополнительным стимулом и без курсов не обойтись, важно понимать, что одними курсами все равно не обойтись 100%. Поэтому вот мой топ сайтов для обучающихся.
САМОЕ важное, что должен уметь делать программист — правильно формулировать вопрос в Гугл. В работе приходится обращаться к гуглу почти каждый день, во время обучения нужно гуглить целый день.
youtube.com — Главный друг человека, который только начал обучение. Вбиваете например «JavaScript уроки» и вам попадается пара-тройка плейлистов с названиями наподобие «JavaScript с нуля».
Найдите того, кто объясняет понятнее, и смотрите его. Если что-то не поняли в объяснении, сформулируйте запрос в Гугл и ищите до тех пор, пока не сможете объяснить своими словами. Это идеальный вариант.
habr.com, medium.com и прочие сайты со статьями — Скорее всего вам будут часто попадаться на сайты со статьями. Иногда они будут на английском, это нормально, пугаться не стоит. Переводите в переводчике, делайте все как там написано, и все будет работать. Если не работает — формулируете вопрос и пишите в поисковой строке гугла.
stackoverflow.com — Это лучший источник информации когда попадется незнакомая ошибка. Просто вставляете в поисковую строку Гугла текст ошибки, с вероятностью 99% в первых ссылках будет этот сайт. В основном там пишут на английском, но переводчик поможет разобраться что к чему.
learn.javascript.ru — Замечательный учебник по JS который охватывает весь синтаксис. В конце каждого урока есть задание и решение к нему с объяснением.
Подытожим. Для того, чтобы начать изучать любой язык программирования, нужно:
Выделить первые шаги, изучив несколько дорожных карт того языка, который вы выбрали.
По выделенным темам искать обучающие видео в YouTube, статьи в интернете, электронные учебники или курсы.
Я бы посоветовал долго не штудировать синтаксис на маленьких задачках и поставить перед собой цель сделать стандартный «Список дел». Обычное приложение которое может создавать, отображать, изменять и удалять текстовые заметки. Такие приложения называют CRUD приложениями (Create Read Update Delete) и очень часто их дают в качестве тестового задания на позиции джуна. В процессе его создания вы изучите синтаксис языка, столкнетесь с кучей проблем и будете искать их решение в гугле. Никто не мешает поискать гайды в YouTube «Как сделать список дел на JavaScript» к примеру. Делаете все как на видео, набираетесь опыта. Далее к этому приложению можно будет прикрутить базу данных, написать для него сервер и, если вам хочется запариться, развернуть в интернете, чтобы кто-то мог зайти туда по ссылке.
Если в процессе обучения в статье или обучающем видео вы заметите незнакомый символ или слово в коде (такое будет происходить очень часто), лучше поставить на паузу, погуглить это слово и разобраться что оно означает, где применяется и зачем.
В заключение хочется сказать, что, прилагая усилия, занимаясь 2-3 часа в день на протяжении полу года, вы сможете выйти на уровень, с которым можно ходить на собеседования. Поиск первой работы является самым сложным этапом, но это тема для другой статьи.
Теги:
- с чего начать
- с чего начать новичку
- программирование
- javascript
- мотивация
- мотивация на обучение
- программирование с нуля
Хабы:
- JavaScript
- Программирование
Всего голосов 46: ↑24 и ↓22 +2
Комментарии 132
@alikinSV
Пользователь
Комментарии Комментарии 132
Iguana
Running Iguana
Iguana представляет собой интерпретатор грамматики, а не генератор парсеров. Это означает
что Iguana напрямую интерпретирует представление грамматики в памяти, и
нет необходимости сначала генерировать код из спецификации грамматики.
Например, рассмотрим следующую простую грамматику, написанную
в синтаксисе игуаны
который кодирует список a:
А ::= А 'а' | а
Вы можете просто сохранить приведенную выше грамматику в текстовом файле, например, Простой.iggy
и загрузите его с помощью Iguana:
val грамматика = IggyParser.getGrammar(Input.fromPath("src/resources/grammars/Simple.iggy"))
Чтобы разобрать входную строку с помощью этой грамматики, вам нужно сделать следующее:
val input = Input.fromString ("ааа") val start = Nonterminal.withName("A") val result = Iguana.parse(ввод, грамматика, начало)
Iguana построена поверх нашей версии
алгоритм парсинга Generalized LL (GLL). GLL — это
алгоритм синтаксического анализа сверху вниз, который поддерживает все контекстно-свободные грамматики и производит
бинаризованный SPPF. Однако бинарные SPPF являются частью внутреннего механизма GLL и не
предназначен для конечного пользователя. Iguana поддерживает преобразование бинаризованного SPPF
к терминам, которые соответствуют нашей грамматической модели. Мы можем, например, визуализировать
SPPF и дерево синтаксического анализа из
ParseResult
следующим образом.
результат соответствует { case s:ParseSuccess => SPPFVisualization.generate(s.sppfNode, "graphs", "simple_sppf") TermVisualization.generate(s.getTree, "графики", "simple_terms") case e:ParseError => println(e) }
SPPF и термины, соответствующие приведенному выше примеру, показаны ниже. Больше информации о терминах можно узнать здесь.
Примеры
Теперь приведем несколько примеров использования Iguana. Исходный код из этих примеров доступны здесь.Элементы XML
XML — это популярный формат обмена данными, и существует множество парсеров XML. для разных языков программирования. Эти парсеры, однако, написаны от руки,
а не генерироваться из грамматики. Основная проблема заключается в том, что
синтаксис XML не зависит от контекста. В этом примере мы покажем, как написать
зависящая от данных грамматика для разбора XML.
Справочное руководство по XML имеет очень простую грамматику. Например, элемент XML определяется следующие контекстно-свободные правила:
Элемент ::= STag Содержимое ETag STag ::= '<' Атрибут имени* '>' ETag ::= ''
В этой грамматике Элемент
определяет элемент XML с
начальный ( STag
) и конечный ( ETag
) теги. Как видно, там
в этой грамматике нет ограничений, гарантирующих, что начальный и конечный теги совпадают.
Например, в соответствии с этой грамматикой допустим следующий пример XML:
<примечание> <к>БобАлиса
Теперь мы показываем зависящую от данных версию элемента XML:
Элемент ::= s=STag Содержимое ETag(s) STag ::= '<' n:Атрибут имени* '>' { n.yield } ETag(s) ::= ''
Эта грамматика определяет
что строка, проанализированная Имя
, должна быть одинаковой для начала и конца
теги. Зависимые от данных грамматики имеют интуитивно понятную семантику. можно считать их
семантика времени выполнения как парсер рекурсивного спуска с защитой от левой рекурсии,
и кубическое время выполнения для наихудшего случая. В зависимой от данных грамматике XML
элементов вносим следующие изменения:
- В правиле
Element
мы вводим переменнуюs
, который содержит значение, возвращаемоеSTag
. Затем это значение передается параметризованному нетерминалуETag
. - В правиле
STag
получаем текст связанный сИмя
. Для этого мы обозначаем использование нетерминалИмя
,n:Имя
, гдеn
— переменная, относящаяся к представленному узлу кИмя
. Последний элемент правилаSTag
— это возврат выражение.В этом случае мы возвращаем строку, проанализированную
Name
, обращаясь к ней через свойстводает свойство
. - В правиле
ETag
мы сравниваем начальный тег, переданный через параметрs
, с соответствующей строкой конечного тегаn.yield
. Если ограничениеn.yield == s
оценивается как false, путь синтаксического анализа завершается. Это гарантирует, что сопоставляются только сбалансированные элементы XML.
Приоритет оператора
В этом примере мы используем конструкции высокого уровня для декларативной спецификации приоритета оператора. Более подробную информацию об этих конструкциях можно найти в нашем Вперед! 15 бумага.
Грамматики выражений в их естественной и сжатой форме неоднозначны. Это
обычно переписывают грамматику выражений в однозначную грамматику, которая
кодирует приоритет оператора. Однако такое переписывание не является тривиальным для грамматик
настоящие языки программирования и приводит к большим грамматикам.
Мы выступаем за декларативный подход к приоритету операторов, когда неоднозначная грамматика и используется набор декларативных конструкций. Рассмотрим отрывок из грамматики OCaml и сопровождающий ее оператор таблица приоритетов и ассоциативности из спецификации языка:
выражение ::= выражение '.' поле | выражение выражение | '-' выражение | выражение '*' выражение | выражение '+' выражение | выражение '-' выражение | 'если' выражение 'тогда' выражение 'иначе' выражение | выражение ';' выражение | '('выражение')' | число
Оператор | Ассоциативность |
---|---|
. | — |
функциональное приложение | осталось |
— (одинарный) | — |
* | осталось |
+ — | осталось |
если-то-иначе | — |
; | справа |
Мы можем закодировать эту грамматику в Iguana, используя синтаксические конструкции высокого уровня.
>
, слева
и справа
следующим образом:
выражение ::= выражение '.' поле > выражение выражение слева > '-' выражение > expr '*' expr слева > (выражение '+' выражение | выражение '-' выражение) слева > 'если' выражение 'то' выражение 'иначе' выражение > выражение ';' выражение справа | '('выражение')' | число
Как видно, приоритет оператора определяется >
между
две альтернативы, и она убывающая, т. е. первая альтернатива имеет наибольшую
приоритет. Ассоциативность определяется с помощью слева
и справа
.
Для правил, имеющих одинаковый приоритет, но левоассоциативных по отношению к
друг друга, например, правила '+'
и '-'
, ассоциативность
группа определена.
Языки, чувствительные к отступам
В этом разделе мы покажем, как определить простой язык типа Haskell, чувствительный к отступам. язык. В языках программирования, таких как Haskell и Python, пробелы
имеет большое значение, так как определяет смысл программ.
Например, рассмотрим следующую функцию Haskell:
f x = случай x из 0 -> 1 _ -> х + 2 + 4
В Haskell ключевые слова делают
, позволяют
, из
и , где
сигнализирует о начале блока. Все высказывания, принадлежащие
тот же блок должен быть выровнен. В нашем примере две альтернативы относятся к
тот же блок выражения case
, поскольку они выровнены относительно
друг другу. Haskell также применяет правило вне игры для каждого оператора блока.
Это означает, что все токены внутри оператора
должен быть справа от своего начального маркера. Например, во втором
альтернатива case
выражение, правостороннее выражение
включает подвыражение 4
как все токены, включая + 4
,
находятся справа от _
.
В Haskell ключевые слова делают , пусть , из и где сигнализировать о начале блока, где все операторы должны быть выровнены. В нашем примере два случая, начиная с 0 и _, выровнены. Внутри каждого
заявлений жетоны должны быть вне игры. Это означает, что все токены
должен быть справа от стартового жетона. Например, во втором
альтернатива совпадения, все жетоны должны быть справа от _.
Теперь рассмотрим немного измененную версию приведенного выше примера, где мы
сдвиньте + 4
влево, чтобы он оказался в том же столбце, что и _
:
f x = случай x из 0 -> 1 _ -> х + 2 + 4
В этой версии + 4
больше не относится ко второй альтернативе, т.к.
он не находится справа от своего начального маркера. Скорее, он принадлежит к самому внешнему
выражение сложения с выражением case
и 4
как
его подвыражения. Теперь, если мы вызовем f 0
, он вернет 5, в то время как предыдущий
version возвращает 1.
Чувствительность к отступам в языках программирования не может быть выражена
с помощью чистых контекстно-свободных грамматик и часто реализовывался хаками в лексере. Например, Haskell имеет дело с чувствительностью к отступам на этапе лексирования, и
контекстно-свободная часть записывается так, как будто не существует чувствительности к отступам.
В Haskell лексер переводит информацию об отступах в фигурные скобки.
и точки с запятой, в соответствии с указанными правилами
функцией L в руководстве по языку Haskell,
и синтаксический анализатор построен с использованием генератора синтаксических анализаторов LALR.
Блок объявлений в Haskell определяется следующей контекстно-свободной грамматикой (мы используем упрощенную грамматику Haskell):
Decl ::= '{' Decl (';' Decl)* '}'
Эта грамматика говорит, что Decls
начинается и заканчивается фигурными скобками, а
внутри фигурных скобок Decl
разделены точкой с запятой. В Haskell, когда кудрявый
фигурные скобки используются явно, правила отступов внутри фигурных скобок игнорируются.
Чувствительная к отступам версия этого
правило, в котором блок идентифицируется списком выровненных Decl
и
каждый Decl
является офсайдом, является неявным и не является частью его референса
грамматика. Чтобы иметь декларативную, однофазную спецификацию чувствительного к макету
конструкций Iguana представляет три конструкции высокого уровня:
align
, offside
и ignore
.
Используя эти конструкции, мы можем переопределить правило выше и добавить новое следующим образом:
Decls ::= ignore '{' Decl (';' Decl)* '}' | выровнять (вне игры Decl)*
Использование игнорировать
указывает, что правила отступа должны
игнорироваться при использовании явных разделителей, align
указывает, что
все Decl
внутри списка должны быть выровнены, и, наконец, вне игры
утверждает, что каждый Decl
должен быть вне игры в отношении своего первого токена. Эти определения
четко и лаконично фиксирует правила отступов.
Отзывы — Маленькая игуана
Благодаря почти 30-летнему испытанному и проверенному эффективному программированию Фонд безопасности детей Lil’ Iguana получил бесчисленное количество отзывов и хвалебных отзывов
Поделитесь своей историей
Как программы или продукты Lil’ Iguana повлияли на вашего ребенка, класс или сообщество? Мы хотим знать!
Кампания «Маленькая игуана: беги, кричи и говори» помогает защитить детей от хищников.
Джадд Грегг
Бывший сенатор США
Мы должны поддерживать такие программы, как Лил’Игуана; мы должны проявлять инициативу и достигать детей до того, как они столкнутся с опасностью. Их программа так важна для безопасности всех детей. Я искренне надеюсь, что они смогут и дальше доносить эту информацию о безопасности до большего количества детей; для многих детей от этого зависит их жизнь.
Лидия Джонсон
Директор муниципальной школы Стюартстаун
Программа была интересной, уроки и сообщения важны для детей. Мы наслаждались запоминающимися мелодиями безопасности! Мы с нетерпением ждем возможности снова запланировать шоу Lil’Iguana в следующем году. Спасибо за предоставление этой ценной услуги через спектакль, привлекательный и доступный для детей.
Джастин Бентли-Мелле
Северная начальная школа Сандауна
Я просто хотела рассказать вам, какой замечательной была сегодняшняя программа безопасности, которая была предложена детям в моем центре! Ведущий был великолепен! Он был таким интерактивным, и дети любили его и действительно доносили сообщения. Я очень рада, что мы смогли привлечь наших детей к участию в этой замечательной программе.
Annie O’Brien
Учебный центр KinderCare
Меня впечатлило то, как деликатные темы преподносились детям весело и понятно. Дети отлично провели время, и мы получили только положительные отзывы от всех, кто смотрел шоу. Наш отдел уже начал распространять информацию о вашей выдающейся работе в соседних сообществах.
Даниэль С. Дево
Департамент полиции Аксбриджа
Благодаря программе «Маленькая игуана» наша дочь до сих пор с нами, и хотя у нашей истории счастливый конец, мы также понимаем, что могли потерять нашего младшего ребенка.
Бонни Сильва
Ньюбери, Массачусетс
Lil’ Iguana — самая инновационная программа, которую я видел за свою 23-летнюю карьеру в правоохранительных органах. Это весело и это работает!
Пол Гойетт
Полицейское управление Лоуэлла
Многие программы пытаются научить маленьких детей правилам безопасности.