Линейные уравнения с параметром. Анализ решений
Рассмотрим линейные уравнения с параметром вида: $$p(a)x-q(a)=0,$$ где \(p(a)\) и \(q(a)\)- выражения, которые зависят от параметра. Для того, чтобы решить такое уравнение, нужно найти все \(x\) при всех значениях параметра \(a\). Приведем наше уравнение к виду: $$p(a)x=q(a),$$ Отсюда единственное решение:
\(x=\frac{q(a)}{p(a)}\) при \(p(a)≠0.\) Если же \(p(a)=0\) и \(q(a)=0\), то решением данного уравнения является любое число. И последний случай, когда \(p(a)=0\),а \(q(a)≠0\), то уравнение не имеет решений. Замечу, что по некоторым уравнениям сразу невозможно определить, являются ли они линейными. Выполнив некоторые преобразования, вдруг обнаружим, что в уравнении отсутствуют члены с \(x\) в степени большей, чем 1. Если изначально у нас и были старшие степени, то теперь они сократились. Мы провели анализ линейного уравнения в общем виде, теперь разберем несколько примеров:Решить уравнение \(ax-5a=7x-3\) при всех возможных \(a\). 2}{a}=5a.\) Этот корень не будет удовлетворять ОДЗ.
Ответ: При \(a=0\) решениями уравнения будут все действительные числа, кроме \(x=0.\) Если \(a≠0,\) то решений нет.
Решение параметров с нуля
Сразу оговорюсь — для того, чтобы научиться решать задачи с параметром, не выйдет просто прочитать краткую инструкцию с указаниями, что вам делать. Нужно потратить некоторое время, чтобы научиться решать такие задачи. Здесь необходимо развитое аналитическое мышление (задачи бывают совершенно разные и нужно уметь анализировать разные функции), отличное умение решать все типы уравнений и неравенств (если вы не можете решить любое задание С1 или С3, то для вас будет очень сложно решить и С6), знание, как ведут себя различные функции и умение строить их графики. Как видите, все не так уж просто, но и 4 первичных балла дают не просто так. Тем не менее, решить С6 более чем реально, нужно набраться терпения. На самом деле, не так уж и много материала, да и раз вы задумались о С6, скорее всего, большинство необходимых знаний у вас есть, в основном придется потратить время на отработку практических навыков и разбор различных методов решения.
Материал разбит на несколько частей, и я рекомендую внимательно их изучить, разбирая представленные примеры.Решение уравнения или неравенства с параметром обычно предполагает несколько случаев, и ни один из них нельзя потерять. Для того, чтобы решить задачу с параметром, необходимо для начала преобразовать заданное выражение к более простому виду, если это, конечно, возможно. При этом необходимо понимать, какие преобразования являются равносильными, а какие нет. В противном случае могут появиться посторонние корни, которые будет нужно проверить (это не всегда просто, поэтому рекомендую стараться использовать равносильные преобразования).
Рекомендации к выполнению задания 18 ЕГЭ:
- Надо избавиться от логарифмов, модулей, показательных степеней и т.д.
- Еще раз внимательно прочитать задание. Понять, что от вас требуется.
- Попытаться проанализировать получившееся после преобразований выражение на наличие каких-либо специальных свойств функции (периодичность, возрастание/убывание, четность/нечетность и т. 2-3*x+1=0\), при \(a=0\) выражение принимает вид \(-3*x+1=0\), т.е. превращается в линейную функцию, а способы решения квадратного и линейного уравнений различны.
Электронный научный журнал // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании
Научный руководитель: Алдакишкина Валентина Владимировна
Изучение многих физических и геометрических закономерностей нередко приводит к решению задач с параметрами.
В настоящее время на выпускных экзаменах школьники часто встречаются с уравнениями, неравенствами и системами с параметрами, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. Решение задач с параметрами вызывает большие трудности, так как их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики, и рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях, а их решение требует не только знания свойств функций и уравнений, умения выполнять алгебраические преобразования, но также высокой логической культуры и хорошей техники исследования.
Трудности при изучении данного вида уравнений связаны со следующими их особенностями: обилие формул и методов, используемых при решении уравнений данного вида; возможность решения одного и того же уравнения, содержащего параметр, различными методами.
Уравнение вида
Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным, фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.
Выделяют несколько типов задач с параметрами.
-
Задачи, которые необходимо решить для всех значений параметра или для значений параметра из заданного промежутка.
Например. Решите уравнение в зависимости от параметра a.
-
Задачи, где требуется найти количество решений в зависимости от значения параметра.
Например. Определить количество решений уравнения .
-
Задачи, где необходимо найти значения параметра, при которых задача имеет заданное количество решений.
Например. Дано уравнение . Определить значения параметра a, при которых оно имеет единственное решение.
-
Задачи, в которых необходимо найти значения параметра, при которых множество решений удовлетворяет заданным условиям.
Например. При каком значении параметра a решением уравнения является множество .
К основным методам решения задач с параметрами относятся:
-
метод «ветвления»;
-
использование свойств функций в задачах с параметрами;
-
графический метод.
Метод «ветвления»
Поскольку уравнение с параметром это целый класс уравнений, то решать надо сразу весь этот класс, что влечет за собой необходимость разбора различных случаев в зависимости от определенных значений параметра.
Именно этот факт и позволяет нам решать уравнения с параметром таким методом («ветвления»).
Пример 1. Решить уравнение
В зависимости от значений параметра m.
Решение. .
.
ОДЗ:
Достаточно рассмотреть три случая, т. к. число m стоит под знаком модуля, следовательно, может принимать как положительные, так и отрицательные значения, и отдельно следует рассмотреть случай, когда m=0.
-
m=0.
Уравнение будет выполняться при любых значениях x, удовлетворяющих ОДЗ. Следовательно, при m=0
-
.
.
Замена: , .
Проверим, являются ли данные корни корнями исходного уравнения.
.
— посторонние корни.
Выполняя аналогичные действия для , заключаем, что — корни исходного уравнения.
-
Аналогично пункту 2 рассматриваем случай и заключаем, что — корни исходного уравнения.
Ответ: при ; при ; при
Свойства функций в задачах с параметром
Для успешного решения уравнений с параметрами нужно не только владеть основными приемами их решения, но и знать и уметь применять некоторые преобразования, основанные на свойствах функций. Сформулируем некоторые из них в виде теорем.
Теорема 1. Если функция f(x) возрастает (убывает) на промежутке I и функция g(x) возрастает (убывает) на промежутке I, то функция h(x)=f(x)+g(x)+C также возрастает (убывает) на промежутке I (C – произвольная постоянная).
Теорема 2. Если функция f(x) неотрицательна и возрастает на промежутке I, функция g(x) неотрицательна и возрастает на промежутке I, , то функция также возрастает на промежутке I.
Аналогичное свойство имеет место и для убывающих функций, а также для .
Теорема 3. Если функция f(t) монотонна на промежутке I, то уравнение f(g(x))=f(h(x)) равносильно на промежутке I уравнению g(x)=h(x).
Теорема 4. Если функция f(x) монотонна на промежутке I, то уравнение f(x)=C имеет на промежутке I не более одного корня.
Теорема 5. Если функция f(x) возрастает на промежутке I, а функция g(x) убывает на промежутке I, то уравнение f(x
Теорема 6. Если функция f(x) возрастает на промежутке I, то уравнение f(f(x))=x равносильно на промежутке I уравнению f(x)=x.
Теорема 7. Если для функций f(x) и g(x) , то
Пример 2. Найдите все значения параметра a, при которых уравнение имеет ровно один корень.
Решение.
Рассмотрим функцию . По теореме 1 она является возрастающей на множестве всех действительных чисел.
Тогда исходное уравнение можно записать в виде .
По теореме 3 оно равносильно уравнению .
Т. к. по условию задачи нужно найти те значения параметра, при которых уравнение имеет ровно один корень, а это возможно, когда дискриминант полученного равносильными преобразованиями квадратного уравнения равен нулю, то .
Ответ: при уравнение имеет ровно один корень.
Графические методы
Координатная плоскость (x;y)
Задачи, содержащие параметр, требуют к себе своеобразный подход, здесь необходимо грамотное и тщательное исследование. Для применения графических методов требуется умение выполнять дополнительное построение различных графиков, вести графические исследования, соответствующие данным значениям параметра.
Пример 3. Для каждого значения параметра определить число решений уравнения .
Решение. Построим график функции .
Пусть , тогда
— окружность с центром в точке (1;0) и радиусом 1.
Пусть , тогда
— окружность с центром в точке (-1;0) и радиусом 1.
Рассмотрим функцию . Это прямая параллельна оси Оx. Построим следующие случаи этой прямой: .
Из полученного графика хорошо видно, что при уравнение решений не имеет, при уравнение имеет два решения, при – три решения, при — четыре решения.
Ответ: при уравнение решений не имеет, при уравнение имеет два решения, при – три решения, при — четыре решения.
Координатная плоскость (x;a)
Рассмотрим метод, упрощающий работу по решению уравнений с параметром. Метод состоит в следующем:
-
из уравнения с переменной x и параметра a выразим параметр как функцию от x: ;
-
в координатной плоскости xOa строим график функции ;
-
Рассмотрим прямые и выделим те промежутки оси Oa, на которых эти прямые удовлетворяют следующим условиям: a) не пересекает график функции ,
б) пересекает график функции в одной точке,
в) в двух точках,
г) в трех точках и так далее.
-
Если поставлена задача найти значения x, то выражаем x через a для каждого из найденных промежутков значения a в отдельности.
Взгляд на параметр как на равноправную переменную находит свое отражение в графических методах. Таким образом, возникает координатная плоскость . Казалось бы, такая незначительная деталь, как отказ от традиционного обозначения координатной плоскости буквами x и y определяет один из эффективнейших методов решения задач с параметрами.
Описанный метод очень нагляден. Кроме того, в нем находят применение почти все основные понятия курса алгебры и начал анализа. Задействуется весь набор знаний, связанных с исследованием функции: применение производной к определению точек экстремума, нахождение предела функции, асимптот и т. д.
Пример 4. При каких значениях параметра уравнение имеет два корня?
Решение. Переходим к равносильной системе
Найдем координаты вершины параболы: (0,5; -0,25).Построим график функции.
Из графика видно, что при уравнение имеет 2 корня.
Ответ: при уравнение имеет два корня.
Трансцендентное уравнение – уравнение, содержащее трансцендентные функции (иррациональные, логарифмические, показательные, тригонометрические и обратные тригонометрические) от неизвестного (переменного), например уравнения: .
Решить уравнение с параметром означает:
-
Найти все системы значений параметров, при которых данное уравнение имеет решение.
-
Найти все решения для каждой найденной системы значений параметров, то есть для неизвестного и параметра должны быть указаны свои области допустимых значений.
Трансцендентные уравнения с параметрами включают в себя ряд различных трансцендентных функций, именно поэтому решения этих уравнений в большей степени зависят от свойств функций. Рассмотрим каждый вид трансцендентных уравнений с параметрами и попробуем заметить эти особенности при решении задач.
Иррациональные уравнения с параметромУравнение называется иррациональным с одним неизвестным x, если одна или обе его части содержат выражения, иррациональные относительно x.
При решении иррациональных уравнений с параметрами следует помнить, что уравнение вида равносильно системе
Неравенство следует из уравнения .
Пример 5. Решить уравнение в зависимости от значений параметра a.
Решение. Преобразуем данное уравнение к виду
Возведем в квадрат обе части уравнения, получим:
Получили квадратное уравнение относительно x. Оно, как известно, имеет решение при , значит для дальнейшего решения необходимо найти дискриминант квадратного уравнения.
1)
.
Подставим полученное значение параметра a в уравнение (2) и найдем значение x.
,
,
,
.
Итак, при .
2)
.
При .
3)Исходя из того, что при уравнение не имеет решений, определим значения параметра a, при которых данное условие выполняется.
.
При уравнение решений не имеет.
Теперь необходимо выполнить проверку.
При подстановке в уравнение (2), имеем: . Получили неверное равенство, так как корень есть число положительное. Значит не является корнем исходного уравнения.
Подставим в уравнение (2), имеем:
,
.
Получили, что правая часть – число отрицательно, следовательно не является решением исходного уравнения.
Подставим в уравнение (2), имеем:
,
. (3) Если , то можем возвести обе части уравнения (3) в квадрат.
.
.
.
Имеем истинное равенство при условии, что . Это условие выполняется при , а может быть корнем уравнения (1) при , следовательно, — корень уравнения (1) при .
Ответ: при ; при уравнение решений не имеет.
Логарифмические уравнения с параметрамиУравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или (и) в его основании, называется логарифмическим уравнением. Простейшим логарифмическим уравнением является уравнение вида , где .
При решении логарифмических уравнений удобно использовать следующие утверждения:
Утверждение 1. Если , уравнение при любом действительном b имеет единственное решение .
Утверждение 2. Уравнение равносильно одной из систем:
Утверждение 3. Уравнение равносильно одной из систем:
Пример 6. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение
loga + loga=1 не имеет решения.
Решение.
ОДЗ:
Воспользовавшись основным свойством логарифма, запишем: 1=logaa. Преобразуя наше уравнение, получим равносильное уравнение:
=а,
Проделав равносильные преобразования, и заметив, что знаменатель дробей 1+ всегда положителен, получим уравнение:
(3+2)(4+)=а(1+)2,
(6-а)х+(17-2а)+12-а=0.
Замена: =y, y0.
(6-а)y2+(17-2а)y+12-а=0. (1)
D=(17-2а2)-4(6-а)(12-а)=4а+1.
Так как а>0, то D>0 и квадратное уравнение (1) имеет 2 корня. Учитывая условие y0, имеем y1<0 и y2<0, то есть y1y2>0, y1+y2<0.
y1y2=, y1+y2=.
Значит,
С учетом условия а>0 и а≠1, имеем а(0;1)(1;6)(12;+∞).
Рассмотрим отдельно случай а=6. Тогда квадратное уравнение становится линейным 5y+6=0, то есть y=-6/5, что не удовлетворяет условию y0.
Ответ: при а(0;1)(1;6)(12;+∞) уравнение не имеет решений.[4, № 58]
Показательные уравнения с параметрами
Уравнение, содержащее переменную в показателе степени, называется показательным.
Большинство показательных уравнений с параметрами сводятся к показательным уравнениям вида
где .
Область допустимых значений такого уравнения находится как пересечение областей допустимых значений функций и . Для решения уравнения (1) следует рассмотреть следующие случаи:
-
при a=b=1 решением уравнения (1) является его ОДЗ;
-
при решением уравнения (1) служит решение уравнения на ОДЗ;
-
при решением уравнения (1) служит решение уравнения на ОДЗ;
-
при уравнение (1) равносильно уравнению на ОДЗ;
-
при уравнение (1) тождественно уравнению
(2)
на ОДЗ.
Тождественное преобразование (2) называют логарифмированием. Такое преобразование может привести к потере корней.
Следует отметить, что, исходя из определения показательной функции, случай, когда основание a отрицательно, рассматривать не следует.
Пример 7. Найдите все значения параметра a, при которых уравнение
имеет ровно три корня.
Решение.
Данное уравнение можно записать в виде ,где функция на основании теоремы 2 является возрастающей.
В самом деле, так как , то , следовательно, . Таким образом, исходное уравнение равносильно (по теореме 3) следующему .
Дальнейшее решение проведем графическим способом. Для этого определим, при каких значениях параметра a графики функций
и имеют ровно три общих точки на координатной плоскости yOx.
По графику видим, что требованию задачи отвечает случай . Решая полученное уравнение, находим или .
Ответ: при уравнение имеет ровно три решения.
Тригонометрические уравнения с параметрами
Тригонометрическое уравнение — уравнение, содержащее тригонометрические функции неизвестного аргумента. Формулы решений простейших тригонометрических уравнений:
.
.
.
При решении тригонометрических уравнений удобно использовать следующие принципы:
-
При решении простейшего тригонометрического уравнения удобно понизить его степень за счет изменения его аргумента.
-
В случае необходимости проверки удобно подставлять в уравнение не значение найденного аргумента, а значения используемых в решении тригонометрических функций.
Пример 8. Найдите все значения параметра a, при которых число 2 является корнем уравнения
Решение.
Поставим в уравнение Получим уравнение относительно параметра a:
Ответ: при корнем уравнения является .
Помимо тригонометрических уравнений среди задач с параметрами встречаются и задачи с параметрами, содержащие обратные тригонометрические функции.
Напомним определения обратных тригонометрических функций:
-
— это функция, определенная на отрезке [-1;1], обратная функции
. Таким образом,
Для любого x из отрезка [-1;1] имеем:
-
— это функция, определенная на отрезке [-1;1], обратная функции
. Таким образом,
Для любого x из отрезка [-1;1] имеем:
-
— это функция, определенная на интервале , обратная функции
. Таким образом,
Для любого x имеем:
-
— это функция, определенная на интервале , обратная функции
. Таким образом,
Для любого x имеем:
Функции называются обратными тригонометрическими функциями или аркфункциями.
Отметим некоторые важные тождества:
Пример 9. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение
имеет ровно три решения.
Решение.
Перепишем исходное уравнение в виде
.
Поскольку равенство равносильно тому, что и , исходное уравнение равносильно тригонометрическому уравнению
Решим уравнение (1).
Если , то
При совокупность, а значит и уравнение (1), имеет бесконечно много корней вида: , которые удовлетворяют условию (2). Т. е. не удовлетворяет требованию задачи.
При уравнение (1) имеет бесконечно много корней вида: .
Для них условие (2) превращается в неравенство
Параметр a включается в ответ тогда и только тогда, когда это неравенство имеет ровно три целочисленных решения. Используя геометрическую интерпретацию модуля разности двух чисел, видно, что это равносильно неравенству
Учитывая условие , получаем
Если решением уравнения (1) являются все действительные числа, условие же (2) принимает вид: , так что множество решений исходного уравнение – это интервал . Поскольку это множество бесконечно, значение не входит в ответ.
Ответ: при уравнение имеет ровно три решения.
Исходя из всех рассмотренных задач, можно сделать вывод, что решать трансцендентные уравнения с параметрами первого и четвертого типов лучше всего методом «ветвления», т. к. требуется найти все значения переменной при каждом возможном значении параметра (или при значениях параметра из заданного промежутка) или же при которых множество решений удовлетворяет заданным условиям. Однако такой метод не всегда надежен, поскольку ход решения достаточно длителен и сложен, поэтому изначально целесообразно определить, возможно ли применить к заданному уравнению функциональный подход, который значительно упрощает решение.
А вот решать трансцендентные уравнения с параметрами второго и третьего типов значительно проще, используя графический метод, поскольку в условии всего лишь требуется определить либо количество решений в зависимости от значения параметра, либо, наоборот, значения параметра, при которых задача имеет заданное количество решений. Из построенных графиков наглядно видно, когда выполняются заданные условия.
Однако не всегда возможно применение того или иного метода, иногда встречаются и такие задачи, для решения которых нужно применить не один, а несколько методов решения.
Задачи с параметрами представляют собой весьма широкое поле для полноценной математической деятельности. Решение такого рода задач открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и на любом другом математическом материале.
Спецификой задач с параметрами является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом значения параметров существенно влияют на логический и технический ход решения задачи и форму ответа.
Уравнения с параметрами. — Математика
Файл к уроку
Решение уравнений с параметрами.
Не так давно 8 класс познакомился с квадратными уравнениями и алгоритмами их решения. Сегодня мы рассмотрим еще один вид уравнений, который часто встречается на олимпиадах и турнирах, и включен в ЕГЭ по профильной математике – это уравнения с параметром. Что такое параметр? Обычно это число, в зависимости от значения которого уравнение, будь оно линейным или квадратным, может иметь корни, а может их не иметь.
Задачи с параметрами считаются сложными ,однако если разобраться досконально, из каких шагов состоит путь к решению уравнения, то параметр уже не кажется такой злобной величиной.
Линейные уравнения с параметрами.
Уравнение вида
где a, b из R, x — переменная, называется уравнением первой степени (линейным уравнением).
Уравнение равносильно уравнению
ax = – b
откуда следует следующее утверждение.
Если a ≠ 0, то уравнение имеет единственное решение x = – b/a;
Если a = 0, b ≠ 0, то множество решений уравнения пусто;
Если a = 0, b = 0, то любое действительное число является решением уравнения.
Решить уравнение с параметром – значит указать решение при всех значениях параметра, то есть фактически решить бесконечное множество уравнений, объединив их в одно по неким схожим зависимостям от параметра.
Пример 1. Решить уравнение: a2x – 1 = x + a.
Пример 2. Решить уравнение с параметром |6 – x| = a.
Решение.
Легко видеть, что здесь a ≥ 0.
По правилу модуля 6 – x = ±a, выразим х:
x = 6 ± a.
Ответ: х = 6 ± a, где a ≥ 0.
Пример 3. Решить уравнение x/a + 1 = а + х относительно переменной х.
Решение.
Если а = 0, то преобразуем уравнение к виду а + х = а2 + ах или (а – 1)х = —а(а – 1). Последнее уравнение при а = 1 имеет вид 0 · x = 0, следовательно, х – любое число.
Если а ≠ 1, то последнее уравнение примет вид х = —а.
Данное решение можно проиллюстрировать на координатной прямой (рис. 1)
Ответ: нет решений при а = 0; х – любое число при а = 1; х = —а при а ≠ 0 и а ≠ 1.
Пример 4. При каких значениях параметра b уравнение не имеет корней:
Графический метод
Рассмотрим еще один способ решения уравнений с параметром – графический. Этот метод применяется достаточно часто.
Пример 5. Сколько корней в зависимости от параметра a имеет уравнение ||x| – 2| = a?
Решение. Для решения графическим методом строим графики функций y = ||x| – 2| и y = a (рис. 2).
На чертеже наглядно видны возможные случаи расположения прямой y = a и количество корней в каждом из них.
Ответ: корней у уравнения не будет, если а a 2 и а = 0; три корня уравнение будет иметь в случае а = 2; четыре корня – при 0 a
Пример 6. При каком а уравнение 2|x| + |x – 1| = a имеет единственный корень?
Решение.
Изобразим графики функций y = 2|x| + |x – 1| и y = a. Для y = 2|x| + |x – 1|, раскрыв модули методом промежутков, получим:
{-3x + 1, при x
y = {x + 1, при 0 ≤ x ≤ 1,
{3x – 1, при x 1.
На рисунке 3 хорошо видно, что единственный корень уравнение будет иметь только при а = 1.
Ответ: а = 1.
Пример 7. При каких значениях параметра а неравенство имеет решением все действительные числа:
Системы линейных уравнений с параметрами.
– Система имеет единственное решение.
– Система имеет бесконечное множество решений.
– Система не имеет решений.
Пример 8. Для всех значений параметра а решить систему уравнений
Квадратичные уравнения с параметрами.
Решение уравнений второй степени сводится к исследованию поведения квадратного трехчлена, исследованию знака дискриминанта при различных значениях параметра. Часто при решении нам может помочь теорема Виета, когда вопрос стоит о корнях разных знаков, о корнях одного знака.
Квадратное уравнение может не иметь решений (Da=0 или D=0), два решения (D0) или бесконечное множество решений (когда при каком-то значении параметра получаем 0=0).
Пример 9. Решить уравнение в зависимости от параметра а:
Пример 10. При каких значениях корни уравнения положительны?
Пример 11. Найти значения параметра а, при которых среди корней уравнения имеется ровно один отрицательный:
Пример 12. Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет два различных отрицательных корня:
Пример 13. При каких значениях m корни уравнения 4x² – (3m + 1) x – m – 2 = 0 лежат в промежутке между –1 и 2?
Пример 14: Найти все значения параметра а, при которых меньший корень уравнения x² + (a + 1) x + 3 = 0 лежал в интервале (–1; 3)
Решение уравнений с параметром онлайн подробно
Применение уравнений широко распространено в нашей жизни. Они используются во многих расчетах, строительстве сооружений и даже спорте. Уравнения человек использовал еще в древности и с тех пор их применение только возрастает. В математике существуют задачи, в которых необходимо произвести поиск решений линейных и квадратных уравнений в общем виде или произвести поиск количества корней, которое имеет уравнение в зависимости от значения параметра. Все эти задачи с параметрами.
Так же читайте нашу статью «Решить уравнение пропорцией онлайн»
Рассмотрим следующие уравнения в качестве наглядного примера:
\[у = kx,\] где \[x, y\] — переменные, \[k \]- параметр;
\[у = kx + b,\] где \[x, y\] — переменные, \[k, b\] — параметр;
\[аx^2 + bх + с = 0,\] где \[x\] — переменная, \[а, b, с\] — параметр.
Решить уравнение с параметром значит, как правило, решить бесконечное множество уравнений.
Однако, придерживаясь определенного алгоритма, можно легко решить такие уравнения:
1. Определить «контрольные» значения параметра.
2. Решить исходное уравнение относительно [\x\] при значениях параметра, определенных в первом пункте.
3. Решить исходное уравнение относительно [\x\] при значениях параметра, отличающихся от выбранных в первом пункте.
Допустим, дано такое уравнение:
\[\mid 6 — x \mid = a.\]
Проанализировав исходные данные, видно, что a \[\ge 0.\]
По правилу модуля \[6 — x = \pm a, \] выразим \[x:\]
\[x = 6 \pm a. \]
Ответ: \[x = 6 \pm a,\] где \[a \ge 0.\]
Где можно решить уравнение с параметром онлайн?
Решить уравнение вы можете на нашем сайте https://pocketteacher.ru. Бесплатный онлайн решатель позволит решить уравнение онлайн любой сложности за считанные секунды. Все, что вам необходимо сделать — это просто ввести свои данные в решателе. Так же вы можете посмотреть видео инструкцию и узнать, как решить уравнение на нашем сайте. А если у вас остались вопросы, то вы можете задать их в нашей групе Вконтакте http://vk.com/pocketteacher. Вступайте в нашу группу, мы всегда рады помочь вам.
Квадратные уравнения с параметром | О математике понятно
Задачи с параметрами. Простейшие задачи на квадратный трёхчлен.
Сегодня мы рассмотрим задачи на квадратный трёхчлен, про который, в зависимости от параметра, надо будет что-то выяснить. Это «что-то» может быть самым разнообразным, насколько только хватит фантазии у составителей задачи. Это самый простой тип задач с параметрами. И, если на ЕГЭ вам попалась такая — считайте, что вам повезло!
Но, прежде чем приступать к разбору самих задач, ответьте сами себе на такие простые вопросы:
— Что такое квадратное уравнение, как оно выглядит и как решается?
— Что такое дискриминант и куда его пристроить?
— Что такое теорема Виета и где её можно применить?
Если вы верно отвечаете на эти простые вопросы, то 50% успеха в решении параметрических задач на квадратный трёхчлен вам обеспечены! А остальные 50% — это обычная алгебра и арифметика: раскрытие скобок, приведение подобных, решение уравнений, неравенств и систем и т.д.
Итак, приступим!
Для начала рассмотрим совсем безобидную задачку. Для разминки. 🙂
Пример 1
Приступаем к решению. Во-первых, чтобы в будущем не накосячить в коэффициентах, всегда полезно выписать их отдельно. Прямо в столбик. Вот так:
a = 1
b = -(a-1)
c = a-2
Да-да! Часть коэффициентов в уравнении (а именно — b и с) зависит от параметра. В этом как раз и состоит вся фишка таких задач. А теперь снова въедливо перечитываем условие. Ключевой зацепкой в формулировке задания являются слова «единственный корень». И когда же квадратное уравнение имеет единственный корень? Подключаем наши теоретические знания о квадратных уравнениях. Только в одном единственном случае — когда его дискриминант равен нулю.
Так и пишем:
D = 0
Осталось составить выражение для дискриминанта и приравнять его к нулю. Поехали!
Теперь надо приравнять наш дискриминант к нулю:
Можно, конечно, решать это квадратное уравнение через дискриминант, а можно немного схитрить. На что у нас похожа левая часть, если как следует присмотреться? Она у нас похожа на квадрат разности (a-3)2!
Респект внимательным! Верно! Если заменить наше выражение слева на (a-3)2, то уравнение будет решаться в уме!
(a — 3)2 = 0
a — 3 = 0
a = 3
Вот и всё. Это значит, что единственный корень наше квадратное уравнение с параметром будет иметь только в одном единственном случае — когда значение параметра «а» равно тройке.)
Ответ: 3
Это был разминочный пример. Чтобы общую идею уловить.) Теперь будет задачка посерьёзнее.
Пример 2
Вот такая задачка. Начинаем распутывать. Первым делом выпишем наше квадратное уравнение:
0,5x2 — 2x + 3a + 1,5 = 0
Самым логичным шагом, было бы умножить обе части на 2. Тогда у нас исчезнут дробные коэффициенты и само уравнение станет посимпатичнее. Умножаем:
Выписываем в столбик наши коэффициенты a, b, c:
a = 1
b = -4
c = 6a+3
Видно, что коэффициенты a и b у нас постоянны, а вот свободный член с зависит от параметра «а»! Который может быть каким угодно — положительным, отрицательным, целым, дробным, иррациональным — всяким!
А теперь, чтобы продвинуться дальше, вновь подключаем наши теоретические познания в области квадратных уравнений и начинаем рассуждать. Примерно так:
«Для того чтобы сумма кубов корней была меньше 28, эти самые корни, во-первых, должны существовать. Сами по себе. В принципе. А корни у квадратного уравнения существуют, тогда и только тогда, когда его дискриминант неотрицательный. Кроме того, в задании говорится о двух различных корнях. Эта фраза означает, что наш дискриминант обязан быть не просто неотрицательным, а строго положительным!»
Если вы рассуждаете таким образом, то вы движетесь правильным курсом! Верно.) Составляем условие положительности для дискриминанта:
D = (-4)2 — 4·1·(6a+3) = 16-24a-12 = 4-24a
4-24a > 0
-24a > -4
a < 1/6
Полученное условие говорит нам о том, что два различных корня у нашего уравнения будет не при любых значениях параметра «а», а только при тех, которые меньше одной шестой! Это глобальное требование, которое должно выполняться железно. Неважно, меньше 28 наша сумма кубов корней или больше. Значения параметра «а», большие или равные 1/6, нас заведомо не устроят. Гуд.) Соломки подстелили. Движемся дальше.
Теперь приступаем к загадочной сумме кубов корней. По условию она у нас должна быть меньше 28. Так и пишем:
Значит, для того чтобы ответить на вопрос задачи, нам надо совместно рассмотреть два условия:
А дальше начинаем отдельно работать с этой самой суммой кубов. Есть два способа такой работы: первый способ для трудолюбивых и второй способ — для внимательных.
Способ для трудолюбивых заключается в непосредственном нахождении корней уравнения через параметр. Прямо по общей формуле корней. Вот так:
Теперь составляем нужную нам сумму кубов найденных корней и требуем, чтобы она была меньше 28:
А дальше — обычная алгебра: раскрываем сумму кубов по формуле сокращённого умножения, приводим подобные, сокращаем и т.д. Если бы корни нашего уравнения получились покрасивее, без радикалов, то такой «лобовой» способ был бы неплох. Но проблема в том, что наши корни выглядят немного страшновато. И подставлять их в сумму кубов как-то неохота, да. Поэтому, для того чтобы избежать этой громоздкой процедуры, я предлагаю второй способ — для внимательных.
Для этого раскрываем сумму кубов корней по соответствующей формуле сокращенного умножения. Прямо в общем виде:
А дальше проделываем вот такой красивый фокус: во вторых скобках выражаем сумму квадратов корней через сумму корней и их произведение. Вот так:
Итого:
Казалось бы, и что из этого? Сейчас интересно будет! Давайте, посмотрим ещё разок на наше уравнение. Как можно внимательнее:
Чему здесь равен коэффициент при x2? Правильно, единичке! А как такое уравнение называется? Правильно, приведённое! А, раз приведённое, то, стало быть, для него справедлива теорема Виета:
Вот и ещё одна теорема нам пригодилась! Теперь, прямо по теореме Виета, подставляем сумму и произведение корней в наше требование для суммы кубов:
Осталось раскрыть скобки и решить простенькое линейное неравенство:
4·(16-18a-9) < 28
64–72a+36 < 28
-72a < 28-64+36
-72a < 0
a > 0
Вспоминаем, что ещё у нас есть глобальное требование a < 1/6. Значит, наше полученное множество a > 0 необходимо пересечь с условием a < 1/6. Рисуем картинку, пересекаем, и записываем окончательный ответ.
Ответ:
Да. Вот такой маленький интервальчик. От нуля до одной шестой… Видите, насколько знание теоремы Виета, порой, облегчает жизнь!
Вот вам небольшой практический совет: если в задании говорится о таких конструкциях, как сумма, произведение, сумма квадратов, сумма кубов корней, то пробуем применить теорему Виета. В 99% случаев решение значительно упрощается.
Это были довольно простые примеры. Чтобы суть уловить. Теперь будут примеры посолиднее.
Например, такая задачка из реального варианта ЕГЭ:
Пример 3
Что, внушает? Ничего не боимся и действуем по нашему излюбленному принципу: «Не знаешь, что нужно, делай что можно!»
Опять аккуратно выписываем все коэффициенты нашего квадратного уравнения:
a = 1
b = -6
c = a2-4a
А теперь вчитываемся в условие задачи и находим слова «модуль разности корней уравнения». Модуль разности нас пока не волнует, а вот слова «корней уравнения» примем во внимание. Раз говорится о корнях (неважно, двух одинаковых или двух различных), то наш дискриминант обязан быть неотрицательным! Так и пишем:
D ≥ 0
Что ж, аккуратно расписываем наш дискриминант через параметр а:
D = (-6)2 — 4·1·(12 + a2-4a) = 36 — 48 — 4а2 + 16а = -4а2+16а-12.
А теперь решаем квадратное неравенство. По стандартной схеме, через соответствующее квадратное уравнение и схематичный рисунок параболы:
Значит, для того чтобы у нашего уравнения в принципе имелись хоть какие-то корни, параметр а должен находиться в отрезке [-1; 3]. Это железное требование. Хорошо. Запомним.)
А теперь приступаем к этому самому модулю разности корней уравнения. От нас хотят, чтобы вот такая штука
принимала бы наибольшее значение. Для этого, ничего не поделать, но теперь нам всё-таки придётся находить сами корни и составлять их разность: x1 — x2. Теорема Виета здесь в этот раз бессильна.
Что ж, считаем корни по общей формуле:
Дальше составляем модуль разности этих самых корней:
Теперь вспоминаем, что корень квадратный — величина заведомо неотрицательная. Стало быть, без ущерба для здоровья, модуль можно смело опустить. Итого наш модуль разности корней выглядит так:
И эта функция f(a) должна принимать наибольшее значение. А для поиска наибольшего значения у нас есть такой мощный инструмент, как производная! Вперёд и с песнями!)
Дифференцируем нашу функцию и приравниваем производную к нулю:
Получили единственную критическую точку a = 2. Но это ещё не ответ, так как нам ещё надо проверить, что найденная точка и в самом деле является точкой максимума! Для этого исследуем знаки нашей производной слева и справа от двойки. Это легко делается простой подстановкой (например, а = 1,5 и а = 2,5).
Слева от двойки производная положительна, а справа от двойки — отрицательна. Это значит, что наша точка a = 2 и вправду является точкой максимума. Заштрихованная зона на картинке означает, что нашу функцию мы рассматриваем только на отрезке [1; 3]. Вне этого отрезка нашей функции f(a) попросту не существует. Потому, что в заштрихованной области наш дискриминант отрицательный, и разговоры о каких-либо корнях (и о функции тоже) бессмысленны. Это понятно, думаю.
Всё. Вот теперь наша задача полностью решена.
Ответ: 2.
Здесь было применение производной. А бывают и такие задачи, где приходится решать уравнения либо неравенства с так ненавистными многими учениками модулями и сравнивать некрасивые иррациональные числа с корнями. Главное — не бояться! Разберём похожую злую задачку (тоже из ЕГЭ, кстати).
Пример 4
Итак, приступаем. Первым делом замечаем, что параметр а ни в коем случае не может быть равен нулю. Почему? А вы подставьте в исходное уравнение вместо а нолик. Что получится?
Получили линейное уравнение, имеющее единственный корень x=2. А это уже совсем не наш случай. От нас хотят, чтобы уравнение имело два различных корня, а для этого нам необходимо, чтобы оно, как минимум, было хотя бы квадратным.)
Итак, а ≠ 0.
При всех остальных значениях параметра наше уравнение будет вполне себе квадратным. И, следовательно, чтобы оно имело два различных корня, необходимо (и достаточно), чтобы его дискриминант был положительным. То есть, первое наше требование будет D > 0.
А далее по накатанной колее. Считаем дискриминант:
D = 4(a-1)2 — 4a(a-4) = 4a2-8a+4-4a2+16a = 4+8a
Вот так. Значит, наше уравнение имеет два различных корня тогда и только тогда, когда параметр a > -1/2. При прочих «а» у уравнения будет либо один корень, либо вообще ни одного. Берём на заметку это условие и движемся дальше.
Далее в задаче идёт речь о расстоянии между корнями. Расстояние между корнями, в математическом смысле, означает вот такую величину:
Зачем здесь нужен модуль? А затем, что любое расстояние (что в природе, что в математике) — величина неотрицательная. Причём здесь совершенно неважно, какой именно корень будет стоять в этой разности первым, а какой вторым: модуль — функция чётная и сжигает минус. Точно так же, как и квадрат.
Значит, ответом на вопрос задачи является решение вот такой системы:
Теперь, ясен перец, нам надо найти сами корни. Здесь тоже всё очевидно и прозрачно. Аккуратно подставляем все коэффициенты в нашу общую формулу корней и считаем:
Отлично. Корни получены. Теперь начинаем формировать наше расстояние:
Наше расстояние между корнями должно быть больше трёх, поэтому теперь нам надо решить вот такое неравенство:
Неравенство — не подарок: модуль, корень… Но и мы всё-таки уже решаем серьёзную задачу №18 из ЕГЭ! Делаем всё что можно, чтобы максимально упростить внешний вид неравенства. Мне здесь больше всего не нравится дробь. Поэтому первым делом я избавлюсь от знаменателя, умножив обе части неравенства на |a|. Это можно сделать, поскольку мы, во-первых, в самом начале решения примера договорились, что а ≠ 0, а во-вторых, сам модуль — величина неотрицательная.
Итак, смело умножаем обе части неравенства на положительное число |a|. Знак неравенства сохраняется:
Вот так. Теперь в нашем распоряжении имеется иррациональное неравенство с модулем. Ясное дело, для того чтобы решить его, надо избавляться от модуля. Поэтому придётся разбивать решение на два случая — когда параметр а, стоящий под модулем, положителен и когда отрицателен. Другого пути избавиться от модуля у нас, к сожалению, нет.
Итак!
Случай 1 (a>0, |a|=a)
В этом случае наш модуль раскрывается с плюсом, и неравенство (уже без модуля!) принимает следующий вид:
Неравенство имеет структуру: «корень больше функции». Такие иррациональные неравенства решаются по следующей стандартной схеме:
Отдельно рассматривается случай а), когда обе части неравенства возводятся в квадрат и правая часть неотрицательна и отдельно — случай б), когда правая часть всё-таки отрицательна, но зато сам корень при этом извлекается.) И решения этих двух систем объединяются.
Тогда, в соответствии с этой схемой, наше неравенство распишется вот так:
А теперь можно существенно упростить себе дальнейшую работу. Для этого вспомним, что в случае 1 мы рассматриваем только a>0. С учётом этого требования, вторую систему можно вообще вычеркнуть из рассмотрения, поскольку, второе неравенство в ней (3a<0) эквивалентно неравенству a<0, а условия a>0 и a<0 — это два взаимно исключающих требования.
Упрощаем нашу совокупность с учётом главного условия a>0:
Вот так. А теперь решаем самое обычное квадратное неравенство:
Нас интересует промежуток между корнями. Стало быть,
Отлично. Теперь этот промежуток пересекаем со вторым условием системы a>0:
Есть. Таким образом, первым кусочком ответа к нашему неравенству (а пока не ко всей задаче!) будет вот такой интервал:
Всё. Случай 1 разложен по полочкам. Переходим к случаю 2.
Случай 2 (a<0, |a|=-a)
В этом случае наш модуль раскрывается с минусом, и неравенство принимает следующий вид:
Опять имеем структуру: «корень больше функции». Применяем нашу стандартную схему с двумя системами (см. выше):
С учётом общего требования a<0, мы снова, как и в предыдущем случае, проводим максимальные упрощения: вычёркиваем вторую систему в силу противоречивости двух требований -3а < 0 и нашего общего условия a<0 для всего случая 2.
А дальше снова решаем обычное квадратное неравенство:
И опять сокращаем себе работу. Ибо оно у нас уже решено в процессе разбора случая 1! Решение этого неравенства выглядело вот так:
Осталось лишь пересечь этот интервал с нашим новым условием a<0.
Пересекаем:
Вот и второй кусочек ответа готов:
Кстати сказать, как я узнал, что ноль лежит именно между нашими иррациональными корнями? Легко! Очевидно, что правый корень заведомо положителен. А что касается левого корня, то я просто в уме сравнил иррациональное число
с нулём. Вот так:
А теперь объединяем оба найденных интервала. Ибо мы решаем совокупность (а не систему):
Готово дело. Эти два интервала — это пока ещё только решение неравенства
Кто забыл, данное неравенство отвечает у нас за расстояние между корнями нашего уравнения. Которое должно больше 3. Но! Это ещё не ответ!
Ещё у нас есть условие положительного дискриминанта! Неравенство a>-1/2, помните? Это значит, что данное множество нам ещё надо пересечь с условием a>-1/2. Иными словами, теперь мы должны пересечь два множества:
Но есть одна проблемка. Мы не знаем, как именно расположено на прямой число -1/2 относительно левого (отрицательного) корня. Для этого нам придётся сравнить между собой два числа:
Поэтому сейчас берём черновик и начинаем сравнивать наши числа. Примерно так:
Это значит, что дробь -1/2 на числовой прямой находится левее нашего левого корня. И картинка к окончательному ответу задачи будет какая-то вот такая:
Всё, задача полностью решена и можно записывать окончательный ответ.
Ответ:
Ну как? Уловили суть? Тогда решаем самостоятельно.)
1. Найдите все значения параметра b, при которых уравнение
ax2 + 3x +5 = 0
имеет единственный корень.
2. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых больший корень уравнения
x2 — (14a-9)x + 49a2 — 63a + 20 = 0
меньше 9.
3. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых сумма квадратов корней уравнения
x2 — 4ax + 5a = 0
равна 6.
4. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение
x2 + 2(a-2)x + a + 3 = 0
имеет два различных корня, расстояние между которыми больше 3.
Ответы (в беспорядке):
параметрических уравнений | Алгебра и тригонометрия
Цели обучения
В этом разделе вы:
- Параметризация кривой.
- Удалите параметр.
- Найдите прямоугольное уравнение для параметрической кривой.
- Найдите параметрические уравнения для кривых, заданных прямоугольными уравнениями.
Рассмотрим путь, по которому следует Луна, вращаясь вокруг планеты, которая одновременно вращается вокруг Солнца, как показано на (Рисунок).В любой момент Луна находится в определенном месте относительно планеты. Но как нам написать и решить уравнение для положения Луны, когда расстояние от планеты, скорость орбиты Луны вокруг планеты и скорость вращения вокруг Солнца — все это неизвестны? Мы можем решать только одну переменную за раз.
Рисунок 1.
В этом разделе мы рассмотрим системы уравнений, задаваемые [latex] \, x \ left (t \ right) \, [/ latex] и [latex] \, y \ left (t \ right) \, [/ латекс], где [латекс] t [/ латекс] — независимая переменная времени.Мы можем использовать эти параметрические уравнения в ряде приложений, когда мы ищем не только конкретное положение, но и направление движения. Когда мы отслеживаем последовательные значения [latex] \, t, \, [/ latex], ориентация кривой становится ясной. Это одно из основных преимуществ использования параметрических уравнений: мы можем отслеживать движение объекта по траектории в зависимости от времени. Мы начинаем этот раздел с рассмотрения основных компонентов параметрических уравнений и того, что означает параметризация кривой.Затем мы узнаем, как исключить параметр, преобразовать уравнения кривой, определенной параметрически, в прямоугольные уравнения и найти параметрические уравнения для кривых, определяемых прямоугольными уравнениями.
Параметризация кривой
Когда объект движется по кривой — или криволинейной траектории — в заданном направлении и за заданный промежуток времени, положение объекта в плоскости задается координатой x- и координатой y-. Однако, как [latex] \, x \, [/ latex], так и [latex] \, y \, [/ latex]
изменяются со временем и, следовательно, являются функциями времени.По этой причине мы добавляем еще одну переменную, параметр, от которого оба [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \, y \, [/ latex] являются зависимыми функциями. В примере в открывателе раздела параметром является время, [latex] \, t. \, [/ Latex] [latex] \, x \, [/ latex] положение луны в момент времени, [latex] \ , t, \, [/ latex] представлен как функция [latex] \, x \ left (t \ right), \, [/ latex] и положение [latex] \, y \, [/ latex] луна в момент времени, [латекс] \, t, \, [/ latex] представлена как функция [latex] \, y \ left (t \ right). \, [/ latex] Вместе, [latex] \, x \ left (t \ right) \, [/ latex] и [latex] \, y \ left (t \ right) \, [/ latex] называются параметрическими уравнениями и генерируют упорядоченную пару [latex] \, \ влево (х \ влево (т \ вправо), \, у \ влево (т \ вправо) \ вправо).\, [/ latex] Параметрические уравнения в первую очередь описывают движение и направление.
Когда мы параметризуем кривую, мы переводим одно уравнение с двумя переменными, такими как [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \, y, [/ latex], в эквивалентную пару уравнений в три переменные, [латекс] \, x, y, \, [/ latex] и [latex] \, t. \, [/ latex] Одна из причин, по которой мы параметризуем кривую, заключается в том, что параметрические уравнения дают больше информации: в частности , направление движения объекта во времени.
При графическом отображении параметрических уравнений мы можем наблюдать индивидуальное поведение [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \, y.{2}}. \, [/ Latex] Если построить график [latex] \, {y} _ {1} \, [/ latex] и [latex] \, {y} _ {2} \, [/ latex ] вместе, график не пройдет проверку вертикальной линии, как показано на (Рисунок). Таким образом, уравнение графика круга не является функцией.
Рисунок 2.
Однако, если бы мы построили график для каждого уравнения отдельно, каждое из них прошло бы тест вертикальной линии и, следовательно, представляло бы функцию. В некоторых случаях концепция разделения уравнения для круга на две функции аналогична концепции создания параметрических уравнений, поскольку мы используем две функции для получения нефункции.Это станет яснее по мере нашего продвижения вперед.
Параметрические уравнения
Предположим, [latex] \, t \, [/ latex] — это число на интервале, [latex] \, I. \, [/ Latex] Множество упорядоченных пар, [latex] \, \ left (x \ left (t \ right), \, \, y \ left (t \ right) \ right), \, [/ latex] где [latex] \, x = f \ left (t \ right) \, [/ latex ] и [латекс] \, y = g \ left (t \ right), [/ latex] образует плоскую кривую на основе параметра [latex] \, t. \, [/ latex] Уравнения [latex] \, x = f \ left (t \ right) \, [/ latex] и [latex] \, y = g \ left (t \ right) \, [/ latex] являются параметрическими уравнениями.{2} -1. [/ Латекс]
Попробуйте
Создайте таблицу значений и постройте параметрические уравнения: [латекс] \, x \ left (t \ right) = t-3, \, \, y \ left (t \ right) = 2t + 4; \, \ , \, — 1 \ le t \ le 2. [/ Латекс]
Показать решение[латекс] т [/ латекс] | [латекс] x \ left (t \ right) = 2t-5 [/ латекс] | [латекс] y \ left (t \ right) = — t + 3 [/ латекс] |
---|---|---|
[латекс] 0 [/ латекс] | [латекс] x = 2 \ слева (0 \ справа) -5 = -5 [/ латекс] | [латекс] y = — \ left (0 \ right) + 3 = 3 [/ latex] |
[латекс] 1 [/ латекс] | [латекс] x = 2 \ слева (1 \ справа) -5 = -3 [/ латекс] | [латекс] y = — \ left (1 \ right) + 3 = 2 [/ latex] |
[латекс] 2 [/ латекс] | [латекс] x = 2 \ слева (2 \ справа) -5 = -1 [/ латекс] | [латекс] y = — \ left (2 \ right) + 3 = 1 [/ latex] |
[латекс] 3 [/ латекс] | [латекс] x = 2 \ слева (3 \ справа) -5 = 1 [/ латекс] | [латекс] y = — \ left (3 \ right) + 3 = 0 [/ латекс] |
[латекс] 4 [/ латекс] | [латекс] x = 2 \ слева (4 \ справа) -5 = 3 [/ латекс] | [латекс] y = — \ left (4 \ right) + 3 = -1 [/ латекс] |
Из этой таблицы мы можем создать три графика, как показано на (Рисунок).
Рис. 5. (a) График зависимости [латекса] \, x \, [/ latex] от [latex] \, t, \, [/ latex], представляющий горизонтальное положение во времени. (b) График зависимости [латекса] y [/ латекса] от [латекса] \, t, \, [/ latex], представляющий вертикальное положение во времени. (c) График [латекс] \, y \, [/ latex] по сравнению с [latex] \, x, \, [/ latex], представляющий положение объекта в плоскости в момент времени [latex] \, t . [/ латекс]
Анализ
Опять же, мы видим, что на (Рисунок) (c), когда параметр представляет время, мы можем указать движение объекта по пути с помощью стрелок.
Удаление параметра
Во многих случаях у нас может быть пара параметрических уравнений, но оказывается, что проще нарисовать кривую, если уравнение включает только две переменные, такие как [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \ , y. \, [/ latex] Удаление параметра — это метод, который может упростить построение графиков некоторых кривых. Однако, если нас интересует отображение уравнения по времени, тогда также необходимо указать ориентацию кривой. Существуют различные методы исключения параметра [латекс] \, t \, [/ latex] из набора параметрических уравнений; не каждый метод работает для всех типов уравнений.Здесь мы рассмотрим методы для наиболее распространенных типов уравнений.
Исключение параметра из полиномиальных, экспоненциальных и логарифмических уравнений
Для полиномиальных, экспоненциальных или логарифмических уравнений, выраженных в виде двух параметрических уравнений, мы выбираем уравнение, которым легче всего манипулировать, и решаем для [латекс] \, t. \, [/ Латекс] Мы подставляем полученное выражение для [латекс] \ , t \, [/ latex]
во второе уравнение. Это дает одно уравнение в [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \, y.{2} +1 \, [/ latex] и [latex] \, y \ left (t \ right) = 2 + t, \, [/ latex] исключают параметр и записывают параметрические уравнения как декартово уравнение.
Мы начнем с уравнения для [latex] \, y \, [/ latex], потому что линейное уравнение для [latex] \, t решить проще. [/ Latex]
[латекс] \ begin {массив} {l} \, \, \, \, \, \, \, \, \, \, y = 2 + t \ hfill \\ y-2 = t \ hfill \ end {array} [/ latex]
Затем замените [латекс] \, y-2 \, [/ latex] на [латекс] \, t \, [/ latex] в [латекс] \, x \ left (t \ right).{2} -4г + 5. [/ Латекс]
Анализ
Это уравнение параболы, в которой в прямоугольных терминах [латекс] \, x \, [/ latex] зависит от [latex] \, y. \, [/ Latex] От вершины кривой в [latex ] \, \ left (1,2 \ right), \, [/ latex] график выметает вправо. См. (Рисунок). В этом разделе мы рассматриваем системы уравнений, задаваемые функциями [latex] \, x \ left (t \ right) \, [/ latex] и [latex] \, y \ left (t \ right), \, [ / latex], где [latex] \, t \, [/ latex] — независимая переменная времени. Обратите внимание, как [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \, y \, [/ latex] являются функциями времени; так что в целом [латекс] \, y \, [/ latex] не является функцией [latex] \, x.{t} \ hfill \\ y = 3 \ left (\ frac {1} {x} \ right) \ hfill \\ y = \ frac {3} {x} \ hfill \ end {array} [/ latex]
Декартова форма [latex] \, y = \ frac {3} {x}. {2} \, [/ латекс] в [латекс] \, x> 2.{2} \ hfill \\ y \ left (t \ right) = \ mathrm {ln} \, t \, \, \, \, \, \, \, \, t> 0 \ hfill \ end {array} \ end {array} [/ latex]
Показать решение[латекс] y = \ mathrm {ln} \ sqrt {x} [/ латекс]
Исключение параметра из тригонометрических уравнений
Исключение параметра из тригонометрических уравнений является простой заменой. Мы можем использовать несколько знакомых тригонометрических тождеств и теорему Пифагора.
Сначала мы используем идентификаторы:
[латекс] \ begin {array} {l} x \ left (t \ right) = a \ mathrm {cos} \, t \\ y \ left (t \ right) = b \ mathrm {sin} \, t \ end {array} [/ latex]
Решая для [latex] \, \ mathrm {cos} \, t \, [/ latex] и [latex] \, \ mathrm {sin} \, t, \, [/ latex], получаем
[латекс] \ begin {массив} {l} \ frac {x} {a} = \ mathrm {cos} \, t \\ \ frac {y} {b} = \ mathrm {sin} \, t \ end {array} [/ latex]
Затем используйте теорему Пифагора:
[латекс] {\ mathrm {cos}} ^ {2} t + {\ mathrm {sin}} ^ {2} t = 1 [/ latex]
Замена дает
[латекс] {\ mathrm {cos}} ^ {2} t + {\ mathrm {sin}} ^ {2} t = {\ left (\ frac {x} {a} \ right)} ^ {2} + {\ left (\ frac {y} {b} \ right)} ^ {2} = 1 [/ латекс]
Исключение параметра из пары тригонометрических параметрических уравнений
Удалите параметр из данной пары тригонометрических уравнений, где [latex] \, 0 \ le t \ le 2 \ pi \, [/ latex], и нарисуйте график.
[латекс] \ begin {array} {l} x \ left (t \ right) = 4 \ mathrm {cos} \, t \\ y \ left (t \ right) = 3 \ mathrm {sin} \, t \ end {array} [/ latex]
Показать решениеРешая для [latex] \, \ mathrm {cos} \, t \, [/ latex] и [latex] \, \ mathrm {sin} \, t, [/ latex], получаем
[латекс] \ begin {array} {l} \, x = 4 \ mathrm {cos} \, t \ hfill \\ \ frac {x} {4} = \ mathrm {cos} \, t \ hfill \\ \, y = 3 \ mathrm {sin} \, t \ hfill \\ \ frac {y} {3} = \ mathrm {sin} \, t \ hfill \ end {array} [/ latex]
Затем используйте тождество Пифагора и сделайте замены.{2}} {9} = 1 \, [/ latex] в виде эллипса с центром в [latex] \, \ left (0,0 \ right). \, [/ Latex] Обратите внимание, что когда [latex] \, t = 0 \, [/ latex] координаты: [latex] \, \ left (4,0 \ right), \, [/ latex], а когда [latex] \, t = \ frac {\ pi} {2} \, [/ latex] координаты [latex] \, \ left (0,3 \ right). \, [/ latex] Показывает ориентацию кривой с возрастающими значениями [latex] \, t. [/ латекс]
Попробуйте
Удалите параметр из данной пары параметрических уравнений и запишите как декартово уравнение: [latex] \, x \ left (t \ right) = 2 \ mathrm {cos} \, t \, [/ latex] и [latex ] \, у \ влево (т \ вправо) = 3 \ mathrm {sin} \, т.{2}} {9} = 1 [/ латекс]
Нахождение декартовых уравнений по параметрически определенным кривым
Когда нам дается набор параметрических уравнений и нам нужно найти эквивалентное декартово уравнение, мы, по сути, «исключаем параметр». Однако есть различные методы, которые мы можем использовать, чтобы переписать набор параметрических уравнений в декартово уравнение. Самый простой способ — установить одно уравнение, равное параметру, например [латекс] \, x \ left (t \ right) = t. \, [/ Latex] В этом случае [latex] \, y \ left ( t \ right) \, [/ latex] может быть любым выражением.{2} -3. [/ Латекс]
Нахождение декартова уравнения альтернативными методами
Используйте два разных метода, чтобы найти декартово уравнение, эквивалентное заданному набору параметрических уравнений.
[латекс] \ begin {массив} {l} \\ \ begin {array} {l} x \ left (t \ right) = 3t-2 \ hfill \\ y \ left (t \ right) = t + 1 \ hfill \ end {array} \ end {array} [/ latex]
Показать решениеМетод 1 . Сначала давайте решим уравнение [latex] \, x \, [/ latex] для [latex] \, t. \, [/ Latex]. Затем мы можем подставить результат в уравнение [latex] y [/ latex].
[латекс] \ begin {array} {l} \ text {} x = 3t-2 \ hfill \\ \ text {} x + 2 = 3t \ hfill \\ \ frac {x + 2} {3} = t \ hfill \ end {array} [/ latex]
Теперь подставьте выражение для [latex] \, t \, [/ latex] в уравнение [latex] \, y \, [/ latex].
[латекс] \ begin {array} {l} y = t + 1 \ hfill \\ y = \ left (\ frac {x + 2} {3} \ right) +1 \ hfill \\ y = \ frac { x} {3} + \ frac {2} {3} +1 \ hfill \\ y = \ frac {1} {3} x + \ frac {5} {3} \ hfill \ end {array} [/ latex]
Метод 2 . Решите уравнение [latex] \, y \, [/ latex] для [latex] \, t \, [/ latex] и замените это выражение в уравнение [latex] \, x \, [/ latex].
[латекс] \ begin {массив} {l} \ text {} y = t + 1 \ hfill \\ y-1 = t \ hfill \ end {array} [/ latex]
Сделайте замену и решите [латекс] \, y. [/ Latex]
[латекс] \ begin {array} {l} \ text {} x = 3 \ left (y-1 \ right) -2 \ hfill \\ \ text {} x = 3y-3-2 \ hfill \\ \ текст {} x = 3y-5 \ hfill \\ \, x + 5 = 3y \ hfill \\ \ frac {x + 5} {3} = y \ hfill \\ \ text {} y = \ frac {1} {3} x + \ frac {5} {3} \ hfill \ end {array} [/ latex]
Попробуйте
Запишите данные параметрические уравнения как декартово уравнение: [latex] \, x \ left (t \ right) = {t} ^ {3} \, [/ latex] and [latex] \, y \ left (t \ справа) = {t} ^ {6}.[/ латекс]
Нахождение параметрических уравнений для кривых, определяемых прямоугольными уравнениями
Хотя мы только что показали, что существует только один способ интерпретировать набор параметрических уравнений как прямоугольное уравнение, существует несколько способов интерпретировать прямоугольное уравнение как набор параметрических уравнений. Любая стратегия, которую мы можем использовать для поиска параметрических уравнений, действительна, если она обеспечивает эквивалентность. Другими словами, если мы выберем выражение для представления [latex] \, x, \, [/ latex], а затем подставим его в уравнение [latex] \, y \, [/ latex], и получится тот же график в той же области, что и прямоугольное уравнение, то система параметрических уравнений справедлива.{2} +1 \ hfill \ end {array} [/ latex]
См. (Рисунок).
Рисунок 6.
Ключевые концепции
- Параметризация кривой включает преобразование прямоугольного уравнения с двумя переменными, [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \, y, \, [/ latex] в два уравнения с тремя переменными, x , y и t . Часто больше информации получают из набора параметрических уравнений. См. (Рисунок), (Рисунок) и (Рисунок).
- Иногда уравнения проще изобразить, если они записаны в прямоугольной форме.В результате исключения [latex] \, t, \, [/ latex] получается уравнение в [latex] \, x \, [/ latex] и [latex] \, y \, [/ latex].
- Чтобы исключить [латекс] \, t, \, [/ latex], решите одно из уравнений для [latex] \, t, \, [/ latex] и подставьте выражение во второе уравнение. См. (Рисунок), (Рисунок), (Рисунок) и (Рисунок).
- Нахождение прямоугольного уравнения для параметрической кривой в основном то же самое, что и удаление параметра. Решите относительно [латекс] \, t \, [/ latex] в одном из уравнений и подставьте выражение во второе уравнение.См. (Рисунок).
- Существует бесконечное количество способов выбрать набор параметрических уравнений для кривой, определенной как прямоугольное уравнение.
- Найдите такое выражение для [latex] \, x \, [/ latex], что область определения системы параметрических уравнений остается такой же, как и в исходном прямоугольном уравнении. См. (Рисунок).
Упражнения по разделам
Устный
Что такое система параметрических уравнений?
Показать решениеПара функций, зависящих от внешнего фактора.Две функции записываются с использованием одного и того же параметра. Например, [латекс] \, x = f \ left (t \ right) \, [/ latex] и [latex] \, y = f \ left (t \ right). [/ Latex]
Некоторые примеры третьего параметра: время, длина, скорость и масштаб. Объясните, когда время используется в качестве параметра.
Объясните, как исключить параметр из набора параметрических уравнений.
Показать решениеВыберите одно уравнение, которое нужно решить для [латекс] \, t, \, [/ latex], замените его в другое уравнение и упростите.
В чем преимущество записи системы параметрических уравнений в виде декартова уравнения?
В чем преимущество использования параметрических уравнений?
Показать решениеНекоторые уравнения нельзя записать в виде функций, например круга. Однако, записанные в виде двух параметрических уравнений, по отдельности уравнения являются функциями.
Почему существует множество наборов параметрических уравнений для представления декартовых функций?
Алгебраические
Для следующих упражнений удалите параметр [latex] \, t \, [/ latex], чтобы переписать параметрическое уравнение как декартово уравнение.{3} -2 [/ латекс]
Для следующих упражнений перепишите параметрическое уравнение как декартово уравнение, построив таблицу [latex] x \ text {-} y [/ latex].
[латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = 2t-1 \\ y (t) = t + 4 \ end {array} [/ latex]
[латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = 4-t \\ y (t) = 3t + 2 \ end {array} [/ latex]
[латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = 2t-1 \\ y (t) = 5t \ end {array} [/ latex]
[латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = 4t-1 \\ y (t) = 4t + 2 \ end {array} [/ latex]
Для следующих упражнений параметризуйте (напишите параметрические уравнения для) каждое декартово уравнение, задав [latex] x \ left (t \ right) = t [/ latex] или задав [latex] \, y \ left (t \ right ) = t.{2} +3 [/ латекс]
[латекс] y \ left (x \ right) = 2 \ mathrm {sin} \, x + 1 [/ latex]
Показать решение[латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = t \ hfill \\ y (t) = 2 \ mathrm {sin} t + 1 \ hfill \ end {array} [/ latex]
[латекс] x \ left (y \ right) = 3 \ mathrm {log} \ left (y \ right) + y [/ latex]
[латекс] x \ влево (y \ вправо) = \ sqrt {y} + 2y [/ латекс]
Показать решение[латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = \ sqrt {t} + 2t \ hfill \\ y (t) = t \ hfill \ end {array} [/ latex]
Для следующих упражнений параметризуйте (напишите параметрические уравнения для) каждое декартово уравнение, используя [latex] x \ left (t \ right) = a \ mathrm {cos} \, t [/ latex] и [latex] \, y. \ слева (т \ справа) = Ь \ mathrm {грех} \, т.{2} = 10 [/ латекс]
Показать решение [латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = \ sqrt {10} \ mathrm {cos} t \ hfill \\ y (t) = \ sqrt {10} \ mathrm {sin} t \ hfill \ end {array}; \, [/ latex]
Круг
Параметризуйте строку от [latex] \, \ left (3,0 \ right) \, [/ latex] до [latex] \, \ left (-2, -5 \ right) \, [/ latex] так, чтобы линия находится в [latex] \, \ left (3,0 \ right) \, [/ latex] в [latex] \, t = 0, \, [/ latex] и в [latex] \, \ left ( -2, -5 \ right) \, [/ latex] at [latex] \, t = 1. [/ Latex]
Параметризуйте строку от [latex] \, \ left (-1,0 \ right) \, [/ latex] до [latex] \, \ left (3, -2 \ right) \, [/ latex] так, чтобы линия находится в [latex] \, \ left (-1,0 \ right) \, [/ latex] в [latex] \, t = 0, \, [/ latex] и в [latex] \, \ left (3, -2 \ справа) \, [/ латекс] в [латекс] \, t = 1.[/ латекс]
Показать решение[латекс] \ {\ begin {array} {l} x (t) = — 1 + 4t \ hfill \\ y (t) = — 2t \ hfill \ end {array} [/ latex]
Параметризуйте строку от [latex] \, \ left (-1,5 \ right) \, [/ latex] до [latex] \, \ left (2,3 \ right) [/ latex] так, чтобы линия была в [латекс] \, \ влево (-1,5 \ вправо) \, [/ латекс] в [латекс] \, t = 0, \, [/ латекс] и в [латекс] \, \ влево (2, 3 \ right) \, [/ latex] at [latex] \, t = 1. [/ Latex]
Параметрируйте строку от [latex] \, \ left (4,1 \ right) \, [/ latex] до [latex] \, \ left (6, -2 \ right) \, [/ latex] так, чтобы линия находится в [latex] \, \ left (4,1 \ right) \, [/ latex] в [latex] \, t = 0, \, [/ latex] и в [latex] \, \ left (6 , -2 \ справа) \, [/ латекс] в [латекс] \, t = 1. {2} \ hfill \\ {y} _ {1} (t) = 2t-1 \ hfill \ end {array} \ text {and} \ {\ begin {array} {l} {x} _ {2} (t) = — t + 6 \ hfill \\ {y} _ {2} (t ) = t + 1 \ hfill \ end {array} [/ latex]
Показать решениеда, при [латексе] t = 2 [/ латексе]
В следующих упражнениях воспользуйтесь графическим калькулятором, чтобы заполнить таблицу значений для каждого набора параметрических уравнений.{2} -1 \ hfill \ end {array} [/ latex]
[латекс] т [/ латекс] | [латекс] x [/ латекс] | [латекс] y [/ латекс] |
---|---|---|
1 | ||
2 | ||
3 |
[латекс] т [/ латекс] | [латекс] x [/ латекс] | [латекс] y [/ латекс] |
---|---|---|
1 | -3 | 1 |
2 | 0 | 7 |
3 | 5 | 17 |
[латекс] \ {\ begin {array} {l} {x} _ {1} (t) = {t} ^ {4} \ hfill \\ {y} _ {1} (t) = {t} ^ {3} +4 \ hfill \ end {array} [/ latex]