Уравнение с двумя неизвестными как решать: Линейное уравнение с двумя переменными и его график — урок. Алгебра, 7 класс.

Конспект урока по математике «Линейные уравнения с двумя неизвестными»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей народной дипломатии» г. Сыктывкар

Методическая разработка урока

алгебры в 7 классе

«Линейные уравнения с двумя переменными»

Подготовила: Филатова Н.И.,

учитель математики

Предмет

Алгебра

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Линейные уравнения с двумя переменными (1 урок)

Базовый учебник

УМК по алгеебре учебник 7 класс Ю. Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова

Цель урока: Сформировать умение решать линейные уравнения с двумя переменными с помощью выражения одной переменной через другую, умение решать линейные уравнения с двумя переменными графическим способом.

  1. Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • Умение вычленять из всего материала нужное;

  • Умение решать линейные уравнения с двумя переменными.

воспитательные (формирование коммуникативных УУД):

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • Умение слушать и понимать речь других.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • Умение устанавливать причинно следственные связи;

  • Умение вычленять из всего материала нужное;

  • Овладевать умением прогнозировать;

  • Осуществлять самоконтроль;

  • Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

  1. Тип урока: урок открытия нового знания

  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная.

  3. Необходимое техническое оборудование: Учебник, заранее подготовленные записи на доске, карточки для индивидуальной работы.

  4. Средства: учебник, карточки.

  5. Структура и ход урока

Таблица 1.

Структура и ход урока

Этап урока

Время

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные,личностные

1

Организаци

онный

2-3

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания, создание условий для включения учащихся в работу.

Ребята рассаживаются по местам, внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, проверка готовности к уроку.

Осуществлять самоконтроль.

Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

2

Актуализа

ция знаний

5-7

Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Возможные вопросы учителя:

Что это за равенства?

Верно, а что называется уравнением?

Верно, а чем отличаются друг от друга уравнения на доске?

Создание проблемной ситуации:

А почему мы с вами не можем решить такие уравнения?

А при решении каких жизненных ситуаций мы можем встретить такие уравнения?

Предлагаю вам жизненную ситуацию:

Вы собрались классом в поход. Сколько двухместных и трехместных палаток нужно взять, чтобы все разместились, и не оставалось свободных мест.

Мы знаем, как решить эту задачу?

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать и какова цель нашего урока?

Отвечают на задаваемые учителем вопросы; высказывают свое мнение; проверяют, на сколько хорошо ими усвоен материал предыдущей темы.

Возможные ответы учащихся:

Равенство, содержащее переменную.

Некоторые из них квадратные, некоторые кубические, в некоторых из них присутствуют две неизвестных.

Мы умеем решать только уравнения с одной неизвестной.

Высказывают предположения.

Нет

На сегодняшнем уроке мы будем изучать уравнения с двумя неизвестными, а цель — научиться решать уравнения с двумя переменными.

Уметь вычленять из всего материала нужное.

Осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать.

Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи.

3

Открытие нового знания

15-20

Учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся выстроить цепочку логических умозаключений; задаёт вопросы; слушает ответы; организует обсуждение материала; комментирует ответы; объясняет новый материал; поощряет работу учащихся.

Возможные вопросы учителя:

Как вы думаете, что это за уравнения?

Давайте вспомним, что называется степенью многочлена?

А что значит стандартный вид многочлена?

Что называется степенью уравнения?

Для начала давайте вспомним, что значит решить уравнение?

а что является решением уравнения?

что будет решением уравнения с двумя переменными?

Как вы думаете, что является графиком уравнения с двумя переменными?

Воспринимают и анализируют информацию;

рассуждают вместе с учителем

Возможные ответы учащихся:

Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов; Степенью произвольного многочлена называют степень тождественно равного ему многочлена стандартного вида.

В многочлене каждый член является одночленом стандартного вида, причем среди них нет подобных членов.

Наибольший показатель степени в которую возводится переменная.

Решить уравнение – значит найти множество его корней.

Решением уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.

Значения х и у обращающие уравнение в верное равенство.

Множество точек координатной плоскости, координаты которых являются решением данного уравнения.

Знать определение уравнения, что значит решить уравнение, что является решением уравнения;

уметь применять имеющиеся знания в новой ситуации;

овладевать умением поиска и выделения необходимой информации.

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль.

Слушать и понимать речь других;

уметь точно выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4

Закрепление нового материала

7-10

Учитель контролирует работу учащихся; следит за правильностью оформления записей; при необходимости помогает учащимся, задает наводящие вопросы. Приложение 1.

Учащиеся анализируют изученный материал; обсуждают идеи решения; следят за правильностью оформления записей, за правильностью решенных на доске заданий.

Уметь решать линейные уравнения с двумя переменными;

уметь анализировать линейные уравнения с двумя переменными.

Осуществлять самоконтроль.

Слушать и понимать речь других;

умение точно выражать свои мысли.

5

Подведение итогов урока

2

Подводит итоги урока; задет вопросы о том, что было изучено на уроке, какая цель стояла, что было повторено;

Примерные вопросы к ученикам:

Чему был посвящен урок?

Какая цель на сегодняшнем уроке перед нами стояла?

Достигли ли мы поставленной цели?

Что повторили и что узнали нового?

благодарит учеников за проявленную активность;

отвечает на заданные вопросы;

подводит итоги урока.

Задаю вопросы, которые остались не понятны после изучения нового материала;

отмечать свои успехи и трудности; оценивают свою работу.

Возможные ответы учащихся:

Линейным уравнениям с двумя переменными.

Научиться решать уравнения с двумя переменными.

Да

Повторили: что такое уравнение, степень многочлена, что значит привести многочлен к стандартному виду, что значит решить уравнение, что называется решением уравнения, свойства уравнений с одной переменной.

Узнали: что такое уравнение с двумя переменными, как определить степень уравнения, что является решением уравнения с двумя переменным, что является графиком линейного уравнения с двумя переменными.

Уметь оценивать свои успехи и трудности; оценивать свою работу.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Подробное описание деятельности учителя и учащихся в соответствии с технологической (монологическая речь учителя, вопросы, примерные ответы учащихся, оформление доски, задачи с решением и оформлением и др. ). Возможно оформление в виде таблицы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите, на доске написано несколько выражений, то есть равенств, содержащих переменные.

  1. Актуализация знаний

Что это за равенства?

Верно, а что называется уравнением?

Верно, а чем отличаются друг от друга уравнения на доске?

Правильно. С одними из них мы уже очень часто сталкивались и умеем хорошо решать, а с другими, если и сталкивались, то достаточно редко.

А при решении каких жизненных ситуаций мы можем встретить такие уравнения?

Предлагаю вам жизненную ситуацию:

Вы собрались классом в поход. Сколько двухместных и трехместных палаток нужно взять, чтобы все разместились, и не оставалось свободных мест.

Реальна в жизни такая ситуация?

Мы знаем, как решить эту задачу?

Тогда, как вы думаете, что мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке и какова наша цель?

Верно, на сегодняшнем уроке мы с вам рассмотрим линейные уравнения с двумя переменными. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока: «Линейные уравнения с двумя переменными».

  1. Открытие нового знания

Как вы думаете, что это за уравнения?

Хорошо, запишем определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида: ax+by=c, где x и y – переменные, a,b и с – некоторые числа. Выберите из предложенных уравнения с двумя переменными. Примеры линейных уравнений с двумя неизвестными:

  1. 5х+2у=10

  2. 2х+3у=8

  3. -7х+у=5

  4. х — у=5

  5. 8х+3у=1

  6. х – 5у= -3

Запишите себе несколько примеров в тетради.

Заметим, что если в уравнении ах+ву=с; а≠0, в≠0, то его называют уравнением первой степени с двумя переменными.

А как вы думаете, что вообще такое степень уравнения и как ее определить? Чтобы узнать, как определить степень уравнения нам поможет многочлен. Давайте вспомним, что называется степенью многочлена?

А что значит стандартный вид многочлена?

Верно, тогда вернемся к нашим уравнениям и кто мне скажет, что называется степенью уравнения?

Таким образом, степень уравнения – это наибольший показатель степени переменной, присутствующей в уравнении. Запишем определение. Чтобы определить степень уравнения, достаточно обратить внимание на значение степеней имеющихся переменных. Максимальная величина и определяет степень уравнения. Давайте с вами вместе определим степень следующих уравнений.

  1. ху – х2 – у2 = 2

  2. 22 — ху)2 = ху2

  3. 2 — у)3 = х2у3 + 1

Хорошо, степень уравнения определять мы научились. А как вы думаете, что является решением уравнения с двумя переменными? Для начала давайте вспомним, что значит решить уравнение?

Хорошо, а что является решением уравнения?

Все правильно, тогда, вернемся к нашим уравнениям с двумя переменными и кто мне скажет, что будет решением уравнения с двумя переменными?

Хорошо, решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

При каких значениях х и у уравнение 3х – у = 13 обращается в верное равенство?

Верно, значит пара (0; -13) является решение данного уравнения. Обратите внимание, что на первом месте пишется значение переменной х, а на втором месте значение переменной у. А будет ли решение нашего уравнения являться также решением следующего уравнения:

у = 3х – 13

Может кто-то знает, как называются такие уравнения?

Значит уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называются равносильными.

Также заметим, что уравнения с двумя переменными обладают теми же свойствами, что и уравнения с одной переменной. Кто назовет мне эти свойства?

Итак, каждая пара чисел, являющаяся решением уравнения с двумя переменными изображается в координатной плоскости точкой с координатами (х; у), где х – абсцисса, у – ордината. Как вы думаете, что является графиком уравнения с двумя переменными?

Верно, графиком уравнения с двумя переменными называется множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решением этого уравнения. Выясним, что представляет собой график линейного уравнения с двумя переменными. Рассмотрим следующее уравнение: 3х + 2у = 6. Что для начала мы можем сделать?

Правильно, давайте так и поступим: 2у = 6 – 3х;

у = .

Найдем несколько решений полученного уравнения:

Х

0

1

2

-1

-2

У

3

1,5

0

4,5

6

Отметим эти точки на координатной плоскости. Соединим их и получим график данного уравнения.

Итак, графиком линейного уравнения является прямая, значит нам достаточно найти только два решения линейного уравнения с двумя переменными. Запишем алгоритм построения графика линейного уравнения с двумя переменными:

1. Выразить из данного уравнения одну переменную, через другую.

2. Найти любые два решения уравнения.

3. Записать координаты точек, через которые проходит график.

4. Изобразить найденные точки в системе координат и провести прямую.

Рассмотрим еще несколько примеров:

  1. 0,5х +0у = — 1,5. Выразим х: х = — 3, у – произвольное число. Графиком уравнения является прямая, проходящая через точку с координатами

(-3;0).

  1. 0х – 2у = 6. Выразим у: 2у = 6; у = Графиком уравнения является прямая, проходящая через точку с координатами (0; 3).

  1. Закрепление нового материала

Теперь рассмотрим задания на карточках. Приложение 1.

  1. Подведение итогов урока

Итак, мы рас­смот­ре­ли ли­ней­ное урав­не­ние с двумя неиз­вест­ны­ми. Давайте подведем итоги урока.

Чему был посвящен урок?

Какая цель на сегодняшнем уроке перед нами стояла?

Достигли ли мы поставленной цели?

Что повторили и что узнали нового?

Запишите домашнее задание: №1190, 1192, 1206(б, г, е)

Надеюсь наш сеголняшний урок прошел познавательно. Спасибо за внимание.

Уравнения

Равенство, содержащее переменную

Некоторые из них квадратные, некоторые кубические, в некоторых из них присутствуют две неизвестных.

Высказывают предположения.

Да!

Нет

На сегодняшнем уроке мы будем изучать уравнения с двумя неизвестными, а цель — научиться решать уравнения с двумя переменными.

Уравнение, содержащее две неизвестные.

Выбирают из представленных на доске уравнений уравнения с двумя переменными, называют их.

Записывают примеры линейных уравнений с двумя переменными.

Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов; Степенью произвольного многочлена называют степень тождественно равного ему многочлена стандартного вида.

В многочлене каждый член является одночленом стандартного вида, причем среди них нет подобных членов.

Наибольший показатель степени в которую возводится переменная.

2 степень

4 степень

6 степень

Решить уравнение – значит найти множество его корней.

Решением уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.

Значения х и у обращающие уравнение в верное равенство.

Например, пара значений (8;3)

Да

Равносильные

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному; Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Множество точек координатной плоскости, координаты которых являются решением данного уравнения.

Выразить переменную у через х.

Ученики работают устно, около доски и делают записи в тетрадях.

Линейным уравнениям с двумя переменными.

Научиться решать уравнения с двумя переменными.

Да

Повторили: что такое уравнение, степень многочлена, что значит привести многочлен к стандартному виду, что значит решить уравнение, что называется решением уравнения, свойства уравнений с одной переменной.

Узнали: что такое уравнение с двумя переменными, как определить степень уравнения, что является решением уравнения с двумя переменным, что является графиком линейного уравнения с двумя переменными.

Список используемой литературы:

  1. Макарычев Ю.Н. Алгебра 7 класс / Миндюк Н. Г., Нешков К.И., Феоктистов Е.И. М.: «Мнемозина» 2011 г. – 337 с.

Приложение 1.

«Уравнения с двумя переменными»

  1. Какие из перечисленных уравнений являются линейными уравнениями с двумя переменными?

  1. x2 – 2y = 3

  2. 3x – y = 17

  3. xy + 2x = 9

  4. 13x + 6y = 0

  1. Является ли пара чисел х=5 и у= — 2 решением уравнения: 5х – 2у = 10? Ответ обоснуйте.

  2. Найти два решения для следующих уравнений:

  1. 2x + y = 7

  2. 2x – 3y = 10

  1. Найти пару одинаковых чисел, которые являются решением уравнения х + 3у = 36.

  2. Заменить звездочки числами так, чтобы пары: (1; *), (2; *), (*; 2), (*; 0) удовлетворяли уравнению: х + 3у = 10.

  3. Найти значение коэффициента в уравнении ах + 5у = 1, если пара х = 3, у = — 4 является решением этого уравнения.

  4. Из линейного уравнения 4х – 3у =12 выразите:

  1. у через х;

  2. х через у

  1. Принадлежат ли точки A (4;1), B (1;3), C (-6; -7,5) графику уравнения 3х +4у = 16?

  2. Составьте какое-нибудь линейное уравнение с двумя переменными, решением которого служит пара чисел: х = 2; у = 4,5.

  3. Постройте график уравнения: 3у – 2х = 10.

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ.

 

 

 

 

 

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ.

 

( ПРОФИЛЬНЫЙ КУРС. 11 КЛАСС)

 

 

                                                       выполнил:

                                                                                 учитель математики

                                                                        Грибанова Т. И.

 

 

 

 

 

                                  

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока: показать теорию решения линейного уравнения с двумя переменными;

                     научить решать неопределенные уравнения первой степени;

                     увлечь, заинтересовать учащихся математикой посредством решения таких

                     уравнений.

 

 

Тип урока: урок изучения новой темы.

 

Оборудование: карточки с домашним заданием, слайды, карточки с алгоритмом.

 

 

1.  Изучение новой темы.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с линейными уравнениями с двумя переменными.

 

1.1.          повторить определения: что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения? Какое уравнение называется линейным? Сколько корней может иметь линейное уравнение с одной переменной и от чего это зависти?

Повторение провести с использованием мультимедийного проектора.

 

Слайд:

 

                                            Линейные уравнения?

 

2х+5=0                    4х2-7х=4                      4-7=-3                  ах-2,5=9         4/х=х

 

                                             решение линейного уравнения ах=в?

 

А=0 и в=о                                       а=0  в=0                   а=0   в=0

 

Нет решений                одно решение                    много решений.

 

1.2.          ввести определение неопределенного уравнения.

 

 Определение1. уравнение,  в котором число неизвестных более одного, называется неопределенным.

 

Определение 2. уравнения, в котором ищут только целые решения, называются диофантовыми.

 

Приведем примеры неопределенных уравнений, имеющих бесконечное множество целочисленных решений.

 

            x2+y3=z7             

x2-7y2=1             11x+13y=300     x+y+z=6

 

 

 

 

1.3.          Историческая справка. ( рассказ ученика)

 

Диофант Александрийский  —  греческий математик. Его личность, пожалуй, самая малоизвестная в истории математики. Согласно эпитафии на его могиле, он прожил 84 года, был женат и имел сына, который умер раньше его. Однако неизвестна дата его рождения. Говорят, что он жил и творил в 3 веке нашей эры. Из 13 книг Диофанта до нас дошло лишь 6. но вопросы, затронутые в них, породили в современной математике две самостоятельные ветви: диофантовы уравнения и диофантовы приближения. Содержание пяти книг посвящено решению уравнений на множестве положительных чисел. Отрицательные решения Диофантом никогда не приводились. Однако, когда современник говорит о диофантовом  решении уравнения или системы уравнений, он подразумевает лишь целочисленные решения.

 

Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрим теорию линейного уравнения с двумя переменными не только в смысле Диофанта, но и на множестве натуральных чисел, что бывает наиболее актуально.

 

1.4.          ввести определение линейного уравнения с двумя переменными.

 

Определение 3. линейным неопределенным уравнением с двумя переменными назовем уравнение вида ах+ву=с, где а,в,с – некоторые действительные числа, причем ни а, ни в не равны 0.

 

Слайд: 

                                      Линейное неопределенное уравнение

                                               с двумя переменными

                                                             ах+ву=с

                                                            

 

   примеры уравнений: 2х+4у=7;  6,7х-5у=0

 

упражнение: из п. 1.2 выбрать из приведенных примеров линейные уравнения с комментарием.

 

 

1.5.          формулировка некоторых теорем и их доказательство.

 

Теорема 1. линейное неопределенное уравнение ах+ву=с всегда имеет бесчислен-ное множество действительных решений вида x=t, y=(c-at)/d., где tR.

 

Доказательство на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:

 

ДАНО: линейное неопределенное уравнение  ах+ву=с

 

ДОКАЗАТЬ: х= t, у=( с-ах)/в – решения уравнения.

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: перепишем уравнение в виде  ву=с-ах, у= ( с-ах)/в.

                                          Если х= t, где tR., то   у= ( с-ах)/в.   Ч.т.д.

 

Пример.  Уравнение х√3-у√2=√5 имеет бесчисленное множество решений решенией  вида х= t и у= (t√3-√5)/ √2, где tR.

Пусть t=1, тогда х=1, у=(√3-√5)/ √2 и т.д.

 

Теорема 2. линейное неопределенное уравнение ах+ву=с с рациональными коэффициентами всегда можно привести к виду Ах+Ву=С, где А – натуральное число, а ВиС – целые числа, причем В≠0.

 

Пример:  -6,7х+1,5у=7 | (-10).  Получим уравнение  67х-15у=-70.

 

1.6.          решение неопределенных уравнений в натуральных числах.

 

Задача из учебника Киселева.

 

Для настилки пола шириной в 3 метра имеются доски шириной в 11 см и 13 см. сколько нужно взять досок того и другого размера?.

 

Решение. Очевидно, что если х — число досок шириной в 11 см, а у – количество досок шириной 13 см, то нам надо решить уравнение 11х+13у=300 в натуральных числах. Попробуем сначала это уравнение  решить в целых числах, а затем уже в натуральных. Можно подобрать решение, но где гарантия того, что решение это – единственное?

Итак, х, у – целые числа.

13у=300-11х, у=300\13-11х\13,  у=23+(1-11)/\13.

Т.к. у-целое число, то и (1-11х_\13 – целое число.

Пусть (1-11х)\13=к1, 11х=1-13к1, х=(1-2к1)\11-к1. к1- целое число, значит и

 (1-2к1)/11 – целое число.

Пусть (1-2к1)/11=к2, где  к2— целое. Тогда 1-2к1=11к2,  к1=(1-к2)/2-5к2.

Пусть остаток (1-к2)/2=к, тогда к2=1-2к, где к – любое целое число.

Подставим в формулу к1 вместо к2 его значение, получим к

1=11к-5.

Теперь выразим х через к х=6-13к.

Зная х, найдем  у   у=18+11к.

6-13к>0, 18+11к>0. решим систему этих неравенств, получим  к=-1, к=0.

Найдем значения х, у , подставив вместо к сначала -1, а затем 0.

Получим х=19, у=7  или х=6, у=18.

Вывод: для застилки пола нужно взять 6 досок шириной в 11 см и 18 досок шириной 13 см. первое решение не подходит, так как здесь нужно взять 26 досок.

Ответ: 6 и 18 досок.

 

 

Вывод по первой части урока.

 

Мы овладели практикой нахождения целочисленных решений линейного уравнения с двумя неизвестными, руководствуясь следующим алгоритмом:

    Слайд:                                           Алгоритм

1.     данное уравнение разрешают относительно переменной с наибольшим коэффициентом по модулю.

2.     в полученном уравнении выделяют целую часть, а дробную часть обозначают за новую переменную, в результате получается новое неопределенное уравнение.

3.     последнее уравнение решают, руководствуясь пунктами 1 и 2 до тех пор, пока один из коэффициентов при переменных не будет равен 1.

4.     поочередно выражаем все переменные через последнюю неизвестную, пока не сформируем ответ.

 

Карточки с алгоритмом раздать каждому ученику.

 

2.  Закрепление.

 

1.     решите в целых числах уравнение  7х+11у=75.

2.     фунт чая одного сорта стоит 3½ р, а другого 2½ р. Сколько можно купить фунтов чая того и другого сорта на 37 рур.50 к.?

 

3.  Подведение итогов урока.

1.     опросить учащихся по изученной теории.

2.     выставить оценки.

3.     дать домашнее задание.

 

Домашнее задание состоит из 2 частей:

·        выучить теорию.

·        Выполнить задание из карточки.

 

Выриант1.

 

1.     решить уравнение в целых числах  5х+63у=-1.

2.     определите целые положительные значения коэффициентов а и в в уравнении ах+ву=58, при которых х=5, у=4.

 

Вариант 2.

1.     решить уравнение в целых числах 9х+4у=43.

2.     разложите число 100 на 2 части так, чтоб одна делилась на 7 без остатка, а другая – на 13 без остатка.

 

На следующий урок задачи из этих карточек рассматривают  всем классом.

 

линейная алгебра — Решение одного уравнения с двумя неизвестными

спросил

Изменено 10 лет, 3 месяца назад

Просмотрено 2к раз

$\begingroup$

Я думал о том, как решить проблему с банкоматом, который выдает $50 и $20 , найдите все комбинации выданных банкнот, которые будут действительны для данной суммы.

Скажем, для $160 это может быть 8 $20 или 2 $50 и 3 $20 .

Теперь я могу сделать это в уме достаточно легко (для небольших чисел и только 2 переменных), но я хочу узнать, как это правильно решить.

Насколько я могу судить, это формула Ax + By = C, где A = 20, B = 50, C = 160.

Поскольку речь идет о выдаче реальных бумажных банкнот, A и B должны быть целыми числами >= 0.

Я могу подключить это к Wolfram Alpha: http://www.wolframalpha.com/input/ ?i=%2850*x+%2B+20*y%29+%3D+160%3B+x+%3E%3D+0%3B+y+%3E%3D+0

Таким образом, очевидно, что компьютер может определить результат.

Но из моих смутных воспоминаний о школьной математике, чтобы решить что-то подобное, нужно подставить 2 уравнения.

Или мое условие «целые числа >= 0» является другим уравнением?

Также может быть более 1 ответа (или 0 ответов) для разных значений.

Это делается путем перебора чисел в цикле или есть уравнение, которое можно использовать для решения этой проблемы?

Я заглянул в матрицы, но большая часть этого вышла из головы, и я не мог понять, что мне нужно было вставить в матрицу, чтобы получить результат, и применимо ли это вообще к моей ситуации.

  • линейная алгебра

$\endgroup$

2

$\begingroup$

Вы ищете целые числа $x,y$, удовлетворяющие условию $50x+20y = d$ и $x, y \geq 0$.

Прежде всего обратите внимание, что поскольку $\gcd(50,20) = 10$, у вас должно быть $10 \mid d$. Поэтому вместо этого мы ищем решения $5 x + 2 y = \frac{d}{10}$ (удобно, чтобы 2 и 5 были взаимно простыми).

Заметим, что $5 — 2\cdot 2 = 1$, поэтому мы можем легко найти решение (игнорируя на данный момент ограничение неотрицательности) по $x_0= \frac{d}{10}, y_0 = — \ frac{2d}{10}$, поскольку $5 x_0 + 2 y_0 = \frac{d}{10}$.

Теперь предположим, что $(x_1, y_1)$ и $(x_2,y_2)$ — два решения (возможно, отрицательные; мы займемся этим чуть позже), тогда у нас есть $5 (x_1-x_2) + 2(y_1- у_2) = 0$. Отсюда следует, что $5 \mid (y_1-y_2)$, следовательно, $(y_1-y_2) = 5k$ для некоторого целого числа $k$. Отсюда следует, что $x_1-x_2 = -2 k$.

Это говорит нам о том, что все решений задаются как $(\frac{d}{10}-2k, — \frac{2d}{10} + 5k)$, где $k \in \mathbb{Z} $.

Теперь мы можем разобраться с ограничением неотрицательности. Чтобы удовлетворить ограничения положительности, нам нужно $\frac{d}{10}-2k \geq 0$ и $-\frac{2d}{10} + 5k \geq 0$, или, другими словами, $k \ geq \frac{2d}{50} = \frac{d}{25}$ и $k \leq \frac{d}{20}$. Это дает все неотрицательные решения.

Чтобы проиллюстрировать ваш пример, пусть $d = 160$. Тогда решения:

$k = 7, (x, y) = (2, 3), 50x+20y = 160$

$k = 8, (x, y) = (0, 8), 50x +20г = 160$

$\endgroup$

2

$\begingroup$

Это полный ответ только для $50x+20y=m$. Ясно, что $m$ должно быть кратно $10$, скажем, $m=10n$. Итак, мы хотим найти количество неотрицательных решений $5x+2y=n$. Ясно, что их нет, если только $n \ge 0$. Итак, теперь предположим, что $n \ge 0$.

Легко видеть, что $x_0=n$, $y_0=-2n$ является решением уравнения $5x+2y=n$. К сожалению, за исключением случаев, когда $n=0$, одно из значений $x_0$ или $y_0$ отрицательно.

Однако нетрудно показать, что целые решения уравнения $5x+2y=n$ задаются формулой $$x=n-2t,\qquad y=-2n+5t,\tag{$1$}$$ где $t$ находится в диапазоне целых чисел, положительных, отрицательных или $0$.

Имеем $x\ge 0$ и $y\ge 0$ тогда и только тогда, когда $t\le \frac{n}{2}$ и $t \ge \frac{2n}{5}$. Таким образом, условие на $t$ можно обобщить неравенствами $$\frac{2n}{5}\le t \le \frac{n}{2}.$$ Это дает явный способ генерации всех неотрицательных решений. Мы также можем получить явную формулу для номер неотрицательных решений. Неформально это количество целых чисел в интервале $2n/5 \le t \le n/2$.

Мы можем использовать более сложные символы. Целочисленный параметр $t$ перемещается из $\left\lceil \frac{2n}{5}\right\rceil$ в $\left\lfloor\frac{n}{2}\right\rfloor$, где $\lceil x\rceil$ — наименьшее целое число $\ge x$, а $\lfloor x\rfloor$ — наибольшее целое число, равное $\le x$. Таким образом, количество неотрицательных решений равно $$\left\lfloor\frac{n}{2}\right\rfloor-\left\lceil \frac{2n}{5}\right\rceil +1.$$

Примечание: Все сказанное можно обобщить. Предположим, что числа $a$ и $b$ положительны, а их наибольший общий делитель равен $1$. (Случай, когда наибольший общий делитель равен $\gt 1$, можно решить с помощью того же трюка, который привел нас от $50$ и $20$ к $5$ и $2$.)

Предположим, что мы нашли решение $( x_0,y_0)$ $ax+by=1$. Тогда одно целочисленное решение уравнения $ax+by=n$ равно $(nx_0,ny_0)$. Оказывается, все целочисленные решения задаются как $x=nx_0-bt$, $y=ny_0+at$, где $t$ колеблется в пределах целых чисел.

Чтобы заставить решения быть неотрицательными, получаем неравенства того же характера, что и в случае $a=5$, $b=2$.

Теперь кратко упомянем часто трудную часть, нахождение одного решения $ax+by=1$. Для небольших чисел мы можем найти решение экспериментальным путем. Для больших $a$ и $b$ мы используем расширенный алгоритм Евклида .

Обратите внимание, что мы обсудили только проблему двух видов «счетов». задачу для $k$ видов купюр можно решить, используя генерирующие функции . Но общий случай намного сложнее, чем рассмотренный выше случай $k=2$, и ответы несколько менее удовлетворительны.

$\endgroup$

элементарная теория чисел — Как решить уравнение с двумя переменными, если дано только одно уравнение?

спросил

Изменено 3 года, 3 месяца назад

Просмотрено 1к раз

$\begingroup$

Я рассматривал следующую задачу:

Сначала я пытался использовать уравнение одновременно, но без реального прогресса. Я решаю сдаться и проверить ответ:

Теперь я понимаю это решение, за исключением строки, где оно гласит:

‘Единственными положительными целыми решениями этого уравнения являются $w=2, d= 10$ и $w=5, d=3$’

Это, безусловно, самая большая проблема с этой проблемой, и все же они замалчивают ее в ответе. Итак, мой вопрос заключается в следующем: как вы собираетесь вычислять эти значения без использования метода проб и ошибок, и если вам все же придется использовать метод проб и ошибок, как мы можем быть уверены, что это единственные решения?

  • теория элементарных чисел
  • диофантовы уравнения
  • решение задач

$\endgroup$

1

$\begingroup$

$7w+3d=44 \подразумевается d = \dfrac{44-7w}{3}=\dfrac{42-6w}{3}+\dfrac{2-w}{3} =14-2w+\dfrac{2-w}{3}$

Целочисленные решения имеют вид $w=3x+2$.

Полагая $w=3x+2$, получаем $d = 10-7x$

$x < 0$ делает $w$ отрицательным. $x>1$ делает $d$ отрицательным.

$x=0$ дает $(w,d)=(2,10)$, а $x=1$ дает $(w,d)=(5, 3)$.

Ответ на комментарий.

Я выбрал $d = \dfrac{44-7w}{3}$, потому что вам нужно только попробовать $w=0,1,2$, чтобы найти значение $d$, которое делает $w$ целым числом. Если вам захотелось написать

$$w=\dfrac{44-3d}{7}= 6 — \dfrac{3d-2}{7}$$, тогда $d=3$ дает нам $w=5$.

Для небольших чисел это работает просто отлично. Если вам нужно, лучше всего использовать модульную арифметику.

Например, чтобы найти начальное значение $d$,

\begin{align} 7р+3д=44 &\ подразумевает 3d \equiv 44 \pmod 7 \\ &\ подразумевает 3d \equiv 2 \pmod 7 \\ &\ подразумевает 5 \cdot 3d \equiv 5 \cdot 2 \pmod 7 \\ & \подразумевает d \equiv 3 \pmod 7 \end{align}

Затем вы можете использовать $d=3+7t$, и вы получите все целочисленные значения для $w$ и $d$.

$\endgroup$

1

$\begingroup$

Если $7w+3d=44$, то $7w+3d-44$ делится на $3$,

, поэтому $7w+3d-44-3(2w+d-14)=w-2 $ равно,

, поэтому $w\in\{2,5,8,11,14,17,. ..\}$,

, но в этом наборе только $2$ и $5$ можно умножить на $7$, чтобы получить результат не более $44$.

$\endgroup$

2

$\begingroup$

Если $w$ и $d$ — положительные целые числа, вам нужно $7 w < 44$, поэтому $w < 44/7 < 7$. Так что вы только нужно попробовать $w = 1, 2, 3, 4, 5, 6$.

$\endgroup$

$\begingroup$

Уравнения, имеющие только целочисленные решения (или, в данном случае, положительно целочисленные решения), называются диофантовыми уравнениями. Линейное диофантово уравнение типа $7w+3d=44$ относительно легко решить примерно на четверти пути по вводному курсу теории чисел. Так что я немного помашу руками здесь, в основных понятиях, и вы знаете, где вы можете изучить более глубоко, если хотите.

Итак, сначала мы собираемся найти все решения в целых числах, хотя это не имеет смысла в контексте задачи со словами. Начнем с того, что заметим, что $7(1)+3(-2)=1$. Таким образом, мы можем умножить обе части на 44, чтобы получить $7(44)+3(-88)=44$. Итак, $w=44, d=-88$ — целочисленное решение.

Наш следующий шаг — найти все целочисленные решения. Очевидно, $7(-3)+3(7)=0$, так что если у нас есть конкретное решение для $w$ и $d$, то вычитание $3$ из $w$ и прибавление $7$ к $w$ даст в другом решении общего уравнения. Оказывается, это единственный способ генерировать новые решения, поэтому все решения имеют вид $w=44-3t$ и $d=7t-88$, где $t$ колеблется в пределах множества целых чисел.

Наконец, нам нужно связать это с контекстом задачи, где $w$ и $d$ — положительные целые числа, а $w>d$. Мы можем сделать это, решив одновременные неравенства $44-3t>0$ и $7t-88>0$, которые имеют множество решений $12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *