Уравнения с переменной: Уравнения с одной переменной

Содержание

Уравнения с одной переменной

Содержание статьи

1. Квадратные уравнения

2. Уравнения с параметрами

Определение

Уравнение — это равенство, которое имеет неизвестное число, обозначенное буквой. Неизвестное число называют переменной.

Например: $4x-9=x,\ \ 2\left(y+8\right)=5y-8,\ \ 3z-18=-\left(z+2\right).$

Определения

Выражение, записанное в уравнении слева от знака равенства, называют левой частью уравнения, а выражение записанное справа, — правой частью уравнения.

Число, которое удовлетворяет уравнение, называется корнем или решением уравнения. Если в уравнение $4x-9=x$ вместо переменной $x$ подставить $3,\ $то получим $9\cdot 3-9=3-$ правильное числовое равенство.

Уравнения могут иметь разное количество корней. Решить уравнение — означает найти все его корни либо доказать, что их нет.

Если уравнения имеет одни и те же корни, то они называются равносильными. Равносильными считаются и те уравнения, которые не имею решения.

При решении равнений используют такие свойства:

  1. Если в любой из частей уравнения раскрыть скобки или свести подобные слагаемые, то получим уравнение, равносильное данному.
  2. Если в уравнении перенести слагаемое с одной части в другую, сменив знак на противоположный, то получим уравнение, равносильное данному.
  3. Если обе части уравнения умножить или поделить на одно и то самое число, отменное от нуля, то получим уравнение, равносильное данному.

Уравнение вида $ax=b,$ где $a$ и $b-$некоторые числа, $x-$переменная, называется линейным уравнением с одной переменной.

Возможны такие решения линейного уравнения:

Пример 1

Решите уравнения:

Пример 2

Решите уравнение:

\[7-5\left(x+1\right)=4-7x\]

  1. Раскроем скобки:
  2. \[7-5x-5=4-7x\]
  3. Перенесем слагаемые, что имеют переменную в левую часть, а остальные в правую, изменив знаки на противоположные:
  4. \[-5x+7x=-7+5+4\]
  5. Сведем подобные слагаемые
  6. \[2x=2\]
  7. Решим полученное линейное уравнение
  8. \[x=2:2\] \[x=1\]

Ответ. 2-4\cdot 2\cdot 2=9\]

Так как $D > 0,$ то уравнение имеет два корня

\[x=\frac{-b\pm \sqrt{D}}{2a}=\frac{5\pm \sqrt{9}}{4}=\frac{5\pm 3}{4}\]

Итак,

\[x_1=\frac{5+3}{4}=2,\ \ x_2=\frac{5-3}{4}=\frac{1}{2}.\ \]

Ответ. $\frac{1}{2},\ 2.$

Уравнения с параметрами

Если в уравнении $ax=b\ \ \ \ x-$переменная, а буква $a$ обозначает какое либо число, то говорят, что это уравнение с параметром. Что б решить такое уравнение, необходимо рассмотреть такие случаи:

  1. При $a=0$ получаем уравнение $0x=b$
  2. Имеем два случая:

    1. При $b=0$ корнем будет любое число
    2. При $b\ne 0$ уравнение корней не имеет
  3. При $a\ne 0$ делим обе части уравнения на $a$ (которое не равняется нулю) и получаем $x=\frac{b}{a}.$

Уравнение с параметром можно решать так само, как и обычные уравнения, но только до тех пор, пока каждое перевоплощение можно выполнить однозначно. Если же какое-то перевоплощение нельзя выполнить однозначно, то решение надо разбить на несколько случаев.

Пример 4

Решить уравнение $5ax+3a=2ax+9a,$ где $x-$переменная.

Решение. Перенесем члены со сменной $x$ в одну часть, а без $x-$ в другую:

\[5ax-2ax=9a-3a\]

Сведем подобные слагаемые

\[3ax=6a\]

Для нахождения переменной $x$ мы б хотели поделить обе части уравнения на $3a,\ $но при $a=0$ мы будем делить на $0,$ что невозможно. Значит, начиная с этого момента, надо рассматривать два случая. Можем записать так:

\[5ax-2ax=9a-3a\] \[3ax=6a\]

Если $a=0,$ то $0\cdot x=0$, значит $x-$ любое число;

Если $a\ne 0,$ то $x=2.$

Ответ. При $a=0-$любое число; при $a\ne 0\ \ \ \ x=2.$

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 29.01.2022

Выполнение любых типов работ по математике

Решение задач по комбинаторике на заказ Решение задачи Коши онлайн Математика для заочников Контрольная работа на тему числовые неравенства и их свойства Контрольная работа на тему умножение и деление рациональных чисел Контрольная работа на тему действия с рациональными числами Дипломная работа на тему числа Курсовая работа на тему дифференциальные уравнения Контрольная работа на тему приближенные вычисления Решение задач с инвариантами

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Уравнения с одной переменной

  • Главная
  • Справочник
  • Алгебра
  • Уравнения с одной переменной

На предыдущих занятиях мы знакомились с выражениями, а также учились их упрощать и вычислять.

2=10-3x \) являются числа -2 и 2.

Линейное уравнение с одной переменной

Линейное уравнение с одной переменной — это уравнения вида ax = b, где x — переменная, а a и b — некоторые числа.

Существует большое количество видов уравнений, но решение многих из них сводится именно к решению линейных уравнений, поэтому знание этой темы обязательно для дальнейшего обучения!

Пример №2 Решить уравнение: 4(x+7) = 3-x

Для решения данного уравнения, в первую очередь, нужно избавиться от скобки, а для этого домножим на 4 каждое из слагаемых в скобке, получаем:

4х + 28 = 3 — х

Теперь нужно перенести все значения с «х» в одну сторону, а все остальное в другую сторону (не забывая менять знак на противоположный), получаем:

4х + х = 3 — 28

Теперь вычитаем значение слева и справа:

5х = -25

Чтобы найти неизвестный множитель (х) нужно произведение (25) разделить на известный множитель (5):

х = -25:5

х = -5

Ответ х = -5

Если сомневаетесь в ответе можно проверить, подставив полученное значение в наше уравнение вместо х:

4(-5+7) = 3-(-5)

4*2 = 8

8 = 8 — уравнение решено верно!

Решить теперь что-нибудь по-сложнее:

Пример №3 Найти корни уравнения: \( (y+4)-(y-4)=6y \)

В первую очередь, также избавимся от скобок:

\( y+4-y+4=6y \)

Сразу видим в левой части y и -y, а значит их можно просто вычеркнуть, а полученные числа просто сложить, и записать выражение:

\( 8 = 6y \)

Теперь можно перенести значения с «y» в левую сторону, а значения с числами в правую.

Но ведь это не обязательно, ведь не важно с какой стороны находятся переменные, главное, чтобы они были без чисел, а значит, ничего переносить не будем. Но для тех кто не понял, то сделаем, как гласит правило и разделим обе части на (-1), как гласит свойство:

\( 6y=8 \)

Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение разделить на известный множитель:

\( y=\frac{8}{6} = \frac{4}{3} = 1\frac{1}{3} \)

Ответ: y = \( 1\frac{1}{3} \)

Также можно проверить ответ, но сделайте это самостоятельно.

Пример №4 \( (0,5x+1,2)-(3,6-4,5x)=(4,8-0,3x)+(10,5x+0,6) \)

Теперь я просто решу, без объяснений, а вы посмотрите на ход решения и правильную запись решения уравнений:

\( (0,5x+1,2)-(3,6-4,5x)=(4,8-0,3x)+(10,5x+0,6) \)

\( 0,5x+1,2-3,6+4,5x=4,8-0,3x+10,5x+0,6 \)

\( 0,5x+4,5x+0,3x-10,5x=4,8+0,6-1,2+3,6 \)

\( -5,2x=7,8 \)

\( x=\frac{7,8}{-5,2}=\frac{3}{-2} =-1,5 \)

Ответ: x = -1,5

Если что-то не понятно по ходу решения пишите в комментариях

Решение задач с помощью уравнений

Зная что такое уравнения и научившись их вычислять — вы также открываете себе доступ к решению множества задач, где для решения используются именно уравнения.

Не буду вдаваться в теорию, лучше показать все и сразу на примерах

Пример №5 В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике. После того, как из корзины переложили в ящик 10 яблок, в ящике их стало в 5 раз больше, чем в корзине. Сколько яблок было в корзине, а сколько в ящике?

В первую очередь нужно определить, что мы примем за «х», в данной задаче можно принять и ящики, и корзины, но я возьму яблоки в корзине.

Значит, пусть в корзине было x яблок, так как в ящике яблок было в два раза больше, то возьмем это за 2х. После того, как  из корзины яблоки переложили в ящик в корзине яблок стало: х — 10,  а значит, в ящике стало — (2х + 10) яблок.

Теперь можно составить уравнение:

5(х-10) — в ящике стало в 5 раз больше яблок, чем в корзине.

Приравняем первое значение и второе:

2x+10 = 5(x-10) и решаем:

2х + 10 = 5х — 50

2х — 5х = -50 — 10

-3х = -60

х = -60/-3 = 20 (яблок) — в корзине

Теперь, зная сколько яблок было в корзине, найдем сколько яблок было в ящике — так как их было в два раза больше, то просто результат умножим на 2:

2*20 = 40 (яблок) — в ящике

Ответ:  в ящике — 40 яблок, а в корзине — 20 яблок.

Я понимаю, что многие из вас, возможно, не до конца разобрались в решении задач, но уверяю к этой теме мы вернемся и еще не раз на наших уроках, а пока если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях.

Под конец еще несколько примеров на решения уравнений

Пример №6 \( 2x — 0,7x = 0 \)

\( 1,3x = 0 \)

\( x=0/1,3 \)

\( x = 0 \)

Пример №7 \( 3p — 1 -(p+3) = 1 \)

\( 3p-1-p-3=1 \)

\( 3p-p=1+1+3 \)

\( 2p=5 \)

\( p=5/2 \)

\( p=2,5 \)

Пример №8 \( 6y-(y-1) = 4+5y \)

\( 6y-y+1=4+5y \)

\( 6y-y-5y=4-1 \)

\( 0y=3 \) — корней нет, т.к. на ноль делить нельзя!

 

Всем спасибо за внимание. Если что-то непонятно спрашивайте в комментариях.

 

 

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Алгебра Формулы Алгебра 9813

Уравнение вида , где — переменная, и — некоторые числа, называют линейным уравнением с одной переменной.

Значения иКорни уравнения
и — любое число
икорней нет