Перечень практических работ по дисциплине «Статистика» — МегаЛекции
Герела Т.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для выполнения практических работ по дисциплине
«Статистика»
для студентов специальности СПО 38.02.06. «Финансы, углубленная подготовка»
Санкт-Петербург,
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский Александровский лицей»
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Статистика» рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе – протокол № 2 от 25.09.2015.
Методист колледжа А.Ф. Жмайло
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
Перечень практических работ по дисциплине «Статистика». 6
Описание порядка выполнения практических работ. 7
Тема2.Статистическое исследование.Практическая работа № 1,2Разработка сатистической программы наблюдения. 7
Тема3. Абсолютные и относительные величины Практическое занятие № 3: Решение задач с использованием абсолютных величин. Заполнение отчетности. 8
Практическое занятие № 4: Решение задач с использованием относительных величин. 8
Тема 4. Средние величины Практическое занятие № 5Расчет средних величин. 12
Тема 5. Показатели вариацииПрактическое занятие № 6: Решение задач на расчет показателей вариационного ряда. 15
Тема 6. Ряды динамики.Практическое занятие № 7:Решение задач на аналитическое выравнивание показателей динамического ряда. 19
Практическое занятие № 8:Решение задач на аналитическое выравнивание показателей динамического ряда. 19
Тема 7. Выборочный метод Практическое занятие № 9: Решение задач на расчет показателей выборочного исследования. 21
Практическое занятие № 10 Решение задач на расчет показателей выборочного исследования 21
Тема 8. Индексы Практическое занятие № 11: Решение задач нарасчет индексов, подготовка к экзамену 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Статистика», которая является важной составной частью в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 38.02.06. «Финансы, углубленная подготовка»
Практические занятия являются неотъемлемым этапом изучения учебной дисциплины и проводятся с целью:
· формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой учебной дисциплины;
· обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
· готовности использовать теоретические знания на практике.
Практические занятия по учебной дисциплине «Статистика» способствуют формированию в дальнейшем при изучении профессиональных модулей, следующих общих и профессиональных компетенций:
· ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· ОК 2.Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
· ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
· ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
· ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
· ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
· ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
· ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
· ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
· ОК10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
ПК 1.1.Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы РФ
ПК 1.3.Осуществлять контроль за совершением операций за средствами бюджетов бюджетной системы РФ
ПК 1.4.Составлять бюджетные схемы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений
ПК 2.1.Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ
ПК 2.2.Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ
ПК 2.3.Участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях
ПК3.1.Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации
ПК3.Составлять финансовые планы организации
ПК3.3.Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации
ПК3.4.Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношения с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления
ПК 4.2.Осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений
ПК5.2.Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль по операциям, связанным с исполнением бюджетов бюджетной системы РФ
В методических рекомендациях предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные учебной рабочей программой дисциплины «Статистика».
При разработке содержания практических работ учитывался уровень сложности освоения студентами соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций, на формирование которых направлена дисциплина.
Выполнение практических работ в рамках учебной дисциплины «Статистика» позволяет освоить комплекс работ по выполнению статистических расчетов, применяемых в социально-экономической деятельности, экономическом анализе. В пособие представлены примеры практического применения статистических показателей, методов статистики по всем темам дисциплины «Статистика»
Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» имеют практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе практических занятий умения могут быть использованы студентами в будущей профессиональной деятельности.
Методические рекомендации предназначены для студентов колледжа, изучающих учебную дисциплину «Статистика» и могут использоваться как на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя, так и для самостоятельного выполнения практических работ, предусмотренных рабочей программой во внеаудиторное время.
Практические занятия проводятся в учебном кабинете, не менее двух академических часов, обязательным этапом является самостоятельная деятельность студентов.
Практические занятия в соответствии с требованием ФГОС включают такой обязательный элемент, как использование ПК.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе. Оценки за практические работы являются обязательными текущими оценками по учебной дисциплине и выставляются в журнале теоретического обучения.
Перечень практических работ по дисциплине «Статистика»
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Статистика
Министерство образования, науки и молодежной политики КК
ГБПОУ КК ВЗСТ
для специальности: 39.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рассмотрены на заседании
Предметной (цикловой) комиссии
социально- экономического профиля
Протокол № от « » 2016г.
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоение дисциплины «Статистика» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретению необходимых умений, закреплению и углублению теоретических знаний.
Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
По учебному плану на практические занятия предусмотрено 12 аудиторных часов, обучающиеся должны выполнить 6 практических работ.
. для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
Примерный порядок проведения практических работ
1. Повторение теоретических основ по теме практической работы
2. Выдача индивидуальных заданий и методических рекомендаций по их выполнению.
3. Инструктаж преподавателя по порядку выполнения и оформления практической работы.
4. Рекомендации по применению литературы и нормативной документации для выполнения практической работы.
5. Самостоятельная аудиторная работа студентов по выполнению задания
6. Контроль преподавателя за ходом выполнения задания.
7. Консультирование по возникающим вопросам по выполнению задания.
8. Проверка правильности выполнения и оформления практической работы.
Критерии оценки практических работ
Оценка «5» — ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, формулирует выводы, определяет междисциплинарные связи по условию задания, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка «4» — ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, формулирует выводы, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.
Оценка «3» — ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя, затрудняется в формулировке выводов, ответил не на все уточняющие вопросы преподавателя.
Оценка «2» — ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий, не может ответить на уточняющие вопросы, руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки студента.
Студент, получивший оценку «2», должен подготовится и выполнить работу во внеурочное время.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работаКол-во часов (очная форма обучения)
Номер
Наименование
Тема 3.3.Ряды распределения в статистике
1
Построение рядов распределения и их графическое изображение
2
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных
2
Построение различных видов статистических таблиц и изображение данных на графиках
2
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике
3
Расчет различных видов относительных величин
2
Тема 6.2.Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний
4
Расчет показателей ряда динамики
2
Раздел 7. Индексы в статистике
5
Расчет общих индексов агрегатной формы
2
Тема 8.2 Методы оценки результатов выборочного наблюдения
6
Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности
2
Итого
12
Практическая работа № 1
«Построение рядов распределения и их графическое изображение»
Цель: — научиться строить ряды распределения и изображать их графически.
Обеспечение практической работы:
— задания для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
— строить ряды распределения и изображать их графически;
знать:
-принципы построения рядов распределения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Вспомните основные понятия, относящиеся к данной теме:
— ряд распределения
-элементы ряда распределения (варианты и частоты, частости)
-атрибутивные ряды распределения
— вариационные ряды распределения
-дискретные и интервальные вариационные ряды
-накопленные частоты
-виды графиков, применяемых для изображения вариационных рядов (полигон распределения, гистограмма, кумулята, огива).
Алгоритм построения дискретного вариационного ряда
1. Выберете из имеющихся данных все числовые варианты изучаемого признака и расположите их в порядке возрастания.
2. Посчитайте, сколько раз встречается каждый вариант
3. Посчитайте долю каждого варианта в общем объеме совокупности
4. Посчитайте накопленные частоты
5. Результаты оформите в виде статистической таблицы
варианты изучаемого признака……………..
частоты
количество…….
частости
в % к итогу
накопленные частоты
6. Постройте полигон распределения: в прямоугольной системе координат постройте точки, абсциссы которых — варианты, а ординаты — частоты, а затем соедините их отрезки прямой, получив ломаную линию.
7. Постройте кумуляту: в прямоугольной системе координат постройте точки, абсциссы которых — варианты, а ординаты – накопленные частоты, а затем соедините их отрезки прямой, получив ломаную линию.
8. Сделайте выводы.
Алгоритм построения интервального вариационного ряда
Принципы построения интервальных радов распределения аналогичны принципам построения статистических группировок!
1. Выберете группировочный признак.
2. Определите размах вариации.
3. Определите число групп.
4. Определите шаг (величину) интервала группировки.
5. Постройте интервалы группировки.
6. Распределите имеющиеся варианты изучаемого признака по группам и посчитайте количество вариантов, попавших в каждую группу.
7. Посчитайте долю каждого варианта в общем объеме совокупности.
8. Посчитайте накопленные частоты
9. Результаты оформите в виде статистической таблицы
варианты изучаемого признакагруппы … по…………
частоты
количество…….
частости
в % к итогу
накопленные частоты
10. Постройте гистограмму: в прямоугольной системе координат постройте столбики с основаниями, равными ширине интервалов, и высотой, соответствующей частоте.
11. Постройте кумуляту: в прямоугольной системе координат по оси абсцисс откладываются варианты, а по оси ординат – накопленные частоты, которые наносятся на поле графика в виде перпендикуляров к оси абсцисс в верхних границах интервала.
12. Постройте огиву, поменяв местами оси абсцисс и ординат.
13. Сделайте выводы.
Практическая работа № 2
Построение различных видов статистических таблиц и изображение данных на графиках
Цель: — научиться графически изображать статистические данные, анализировать данные, представленные в виде таблиц и графиков.
Обеспечение практической работы:
— задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
— разработать макет статистической таблицы в соответствии с поставленными задачами;
знать: —элементы, виды и правила построения таблиц и графиков в статистике
Основной частью практической работы со студентами является построение различных видов статистических таблиц и изображение данных на графиках, на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Цель выполнения практической работы:
-научиться определять элементы и виды таблиц по характеру их разработки;
-научиться самостоятельно разрабатывать макеты таблиц;
-рассмотреть методику компоновки статистических данных, представленных в текстовой форме, в табличную.
-научится графически изображать статистические данные.
Самостоятельно построить статистические таблицы, графики, диаграммы, используя теоретические знания, полученные при изучении данной темы.
Задача № 1.
Требуется:
построить макет таблицы для отражения показателей выполнения плана посевных площадей.
Ответить на вопрос: к какому виду относится эта таблица?
Исходные данные:
Подлежащее таблицы будет показывать группы культур (зерновые, технические, картофель, овощи бахчевые, кормовые культуры), а в сказуемом – площадь посева по плану, фактически и процент выполнения плана посева.
Задача № 2
Требуется: построить макет таблицы.
Ответить на вопрос: к какому виду относится эта таблица?
В таблице будут отражены плановые и фактические показатели по валовой продукции, численности рабочих и фонду заработной платы по СХП.
Задача № 3
Требуется: построить макет таблицы.
Ответить на вопрос: к какому виду относится эта таблица?
Исходные данные:
В подлежащем таблицы необходимо отразить всю посевную площадь зерновых с разбивкой на поливные и неполивные площади, а в сказуемом размеры посевных площадей, валовой сбор и среднюю урожайность.
Задача № 4.
Требуется:
Построить линейную и столбиковую диаграмму, используя следующие данные:
Исходные данные: Продуктивность коров составляла:
Среднегодовой удой молока от 1 коровы в хозяйствах района, кг
Показатели 1970 г 1980 г 1990 г 2000 г
Среднегодовой удой в кг. 1185 1370 1779 2110
Задача № 5.
Требуется:
Построить линейный график производства молока в 2002 г, а так же по плановым и фактическим показателям 2003 г.
Показатели Месяцы1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 год. 510 535 560 570 565 580 610 600 580 550 540 530
План 2003 года. 640 650 660 670 690 700 720 710 700 680 660 600
Факт 2003 года. 600 660 680 710 730 690 720 740 750 730 650 660
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой статистическая таблица?
2. Какие элементы включает в себя статистическая таблица?
3. Что является подлежащим в статистической таблице?
4. Охарактеризуйте виды таблиц по построению подлежащего.
5. Что является сказуемым в статистической таблице?
6. Охарактеризуйте виды таблиц по построению сказуемого.
7. Что является основными элементами статистического графика?
8. Какие виды диаграмм вы знаете?
9. Приведите правила, определяющие технику построения статистической таблицы
Практическая работа № 3
Расчет различных видов относительных величин
Цель: — научиться рассчитывать структурные средние показатели по несгруппированным и сгруппированным данным.
Обеспечение практической работы:
— задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
— рассчитывать и анализировать структурные средние показатели по сгруппированным и несгруппированным данным;
знать:
-методы структурных средних показателей.
Основной частью практической работы со студентами является расчет структурных средних вариационного ряда распределения на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Вспомним, структурных средних вариационного ряда распределения относят моду и медиану. Средняя величина характеризует типичный уровень признака в совокупности.
Мода (Мо) — значение признака, наиболее часто встречающееся в исследуемой совокупности, т.е. это одна из вариант признака, которая в ряду распределения имеет наибольшую частоту (частость).
В дискретном ряду мода определяется визуально по максимальной частоте или частости.
В интервальном ряду по наибольшей частоте определяется модальный интервал, а конкретное значение моды в интервале вычисляется по формуле:
Медиана (Me) — значение признака (варианта), приходящееся на середину ранжированной (упорядоченной) совокупности, т.е. это вариант, который делит ряд распределения на две равные по объему части.
Медиана, как и мода, не зависит от крайних значений вариантов, поэтому применяется для характеристики центра в ряду распределения с неопределенными границами.
Для определения медианы в ранжированном ряду необходимо вначале найти номер медианы:
В дискретном ряду распределения медиана находится непосредственно по накопленной частоте, соответствующей номеру медианы.
В случае интервального вариационного ряда распределения конкретное значение медианы вычисляется по формуле
где Х0 и i — соответственно нижняя граница и величина медианного интервала;
fмe — частота медианного интервала;
S Me—i — накопленная частота предмедианного интервала.
В симметричных рядах распределения значения моды и медианы совпадают со средней величиной (х =Ме = Мо), а в умеренно асимметричных они соотносятся таким образом:
Рассмотренные обобщающие показатели центра распределения не вскрывают характера последовательного изменения частот, поэтому в анализе закономерностей распределения используются так же ранговые (порядковые) показатели: квартили и децили.
Практическая работа № 4
Расчет показателей ряда динамики
Цель: — научиться выявлять и анализировать основную тенденцию в рядах динамики.
Обеспечение практической работы:
— задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
уметь:
— выявить и проанализировать основную тенденцию в рядах динамики с помощью сглаживания по уравнению прямой;
знать:
— методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Основной частью практической работы со студентами является закрепление приемов и методов изучения в рядах динамики основной тенденции развития явления на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Наиболее эффективным способом выявления основной тенденции развития является аналитическое выравнивание. При этом уровни ряда динамики выражаются в виде функции времени.
Аналитическое выравнивание может быть осуществлено по любому рациональному многочлену. Выбор функции производится на основе анализа характера закономерностей динамики данного явления.
Для выравнивания ряда динамики по прямой используется уравнение
уt = а0 +а1t.
Способ наименьших квадратов дает систему двух нормальных уравнений для нахождения параметров a0 и a1
где у — исходный уровень рада динамики;
n — число членов ряда;
t — показатель времени, который обозначается порядковыми номерами, начиная от низшего.
Решение системы уравнений позволяет получить выражение для параметров a0 и a1
В рядах динамики техника расчета параметров уравнения может быть упрощена. Для этой цели показателем времени придают такие значения, чтобы их сумма была равна нулю
При этом уравнения системы примут следующий вид:
откуда
:
В результате получается уравнение основной тенденции. Подставляя в уравнение принятые обозначения t, вычисляют выравненные уровни ряда динамики:
По окончании расчета основной тенденции целесообразно построить график, на котором следует изобразить исходные данные и теоретические значения уровней ряда.
Основная тенденция (тренд) показывает, как воздействуй систематические факторы на уровень ряда динамики, а колеблемость уровней около тренда служит мерой воздействия остаточных факторов. Ее можно измерить по формуле
среднее квадратическое отклонение.
Относительной мерой колеблемости является коэффициент вариации, который вычисляется по формуле
Практическая работа № 5
«Расчет общих индексов агрегатной формы»
Цель: научиться
— рассчитывать общие индексы;
Обеспечение практической работы:
— задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
— рассчитывать средние арифметические и гармонические индексы.
знать:
— способы исчисления индексов;
Основной частью практической работы со студентами является закрепление методов построения средних и общих индексов на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Вспомним, что помимо агрегатных индексов в статистике применяется другая их форма — средневзвешенные индексы. К их исчислению прибегают тогда, когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс. Так, если отсутствуют данные о ценах, но имеется информация о стоимости продукции в текущем периоде и известны индивидуальные индексы цен по каждому товару, то нельзя определить общий индекс цен как агрегатный, но возможно исчислить его как средний из индивидуальных. Точно так же, если не известны количества произведенных отдельных видов продукции, но известны индивидуальные индексы и стоимость продукции базисного периода, можно определить общий индекс физического объема продукции как средневзвешенную величину.
Средний индекс — это индекс, вычисленный как средняя величина из индивидуальных индексов.
При исчислении средних индексов используются две формы средних: арифметическая и гармоническая.
Средний арифметический индекс тождествен агрегатному индексу, если весами индивидуальных индексов будут слагаемые знаменателя агрегатного индекса. Только в этом случае величина индекса, рассчитанного по формуле средней арифметической, будет равна агрегатному индексу.
Средний арифметический индекс физического объема продукции вычисляется по формуле
Средний арифметический индекс производительности труда определяется следующим образом:
Так как if x t-i = to, то формула этого индекса может быть преобразована в агрегатный индекс трудоемкости продукции. Весами являются общие затраты времени на производство продукции в текущем периоде.
Средние арифметические индексы чаще всего применяются на практике для расчета сводных индексов количественных показателей.
Индексы других качественных показателей (цен, себестоимости и т. д.) определяются по формуле средней гармонической взвешенной величины.
Средний гармонический индекс тождествен агрегатному, если индивидуальные индексы будут взвешены с помощью слагаемых числителя агрегатного индекса. Например, индекс себестоимости можно исчислить так:
а индекс цен:
Таким образом, весами при определении среднего гармонического индекса себестоимости являются издержки производства текущего периода, а индекса цен — стоимость продукции этого периода.
Практическая работа № 6
« Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности»
Цель: — научиться составлять план выборочного наблюдения.
Обеспечение практической работы:
— задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
Уметь:
— составлять план выборочного наблюдения;
Знать:
— основные показатели и практику применения выборочного наблюдения
— способы формирования выборочной совокупности и методы определения необходимого объема выборки.
Основной частью практической работы со студентами является составление плана выборочного статистического наблюдения.
Методические указания
По охвату единиц изучаемой совокупности статистическое наблюдение подразделяется на сплошное и несплошное. Несплошным называется наблюдение, при котором учету подвергаются не все, а только часть единиц изучаемой совокупности, но часть эта должна быть достаточно массовой, чтобы обеспечить получение обобщающихся статистических показателей.
Выборочное наблюдение является основной формой несплошного наблюдения.
Совокупность единиц, из которых производится отбор, называется генеральной. Количество единиц, отобранных из генеральной совокупности для проведения выборочного наблюдения, составляет выборочную совокупность.
По способу отбора единиц в выборочную совокупность выборка бывает повторной и бесповторной. Повторной называется выборка, при которой каждая отобранная единица возвращается в генеральную совокупность для последующего отбора и может повторно попасть в выборку. При этом численность генеральной совокупности остается неизменной. Обычно выборочное наблюдение проводится способом бесповторного отбора, при котором единица, попавшая в выборку, не возвращается в генеральную совокупность и дальнейший отбор производится без отобранных ранее единиц. При этом численность генеральной совокупности уменьшается на величину выборочной совокупности.
Этапы составления плана выборочного наблюдения:
1. Цель наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
2. Объект наблюдения — некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов.
3. Единица наблюдения — составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.
4. Программа статического наблюдения — это перечень признаков.
5. Способ и форма отбора единиц в выборочную совокупность.
infourok.ru
Практические работы по статистике [DOC XLS]
Выходные данные отсутствуют. Автор не известен. — 311 с. Задачи охватывают весь курс общей теории статистики и основные разделы курса социально-экономической статистики для экономических и управленческих специальностей вузов. Задачи взяты из контрольных работ ряда вузов, главным образом Уральского региона. Содержание: Предмет и метод статистики. Сводка, группировка, ряд…
- 10,44 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Методические указания к практическим занятиям по Статистике (раздел Общая теория статистики). Уфа 2003, 51 с. Рассмотрены основные 8 тем. Даны методические указания по решению задач. Написано доступным языком. Содержание. Сводка и группировка. Обобщающие статистические показатели. Средние величины. Показатели вариации. Выборочный метод в экономико-статистических…
- 252,30 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Подробно (с формулами, таблицами, графиками и выводами) и грамотно решены задачи статистики по темам: группировка статистических данных, абсолютные и относительные величины, выборочное наблюдение, анализ рядов динамики и выявление тенденции, индивидуальные и общие индексы, оценка тесноты связи между качественными признаками, корреляционная зависимость (уравнение регрессии, оценка…
- 670,39 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Метод группировок Группировка и перегруппировка статистических данных Ряды распределения Построение и анализ таблиц и графиков в статистике Определение среднего уровня изучаемого явления Структурные характеристики вариационного ряда распределения Анализ динамики изучаемых явлений Методы анализа основной тенденции в рядах динамики Модели сезонных колебаний Изучение…
- 114,66 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Лектор- Бабич С. Г. МГУ, 1 курс. 40 решенных задач от простых до сложных с запутанными условиями. содержит пояснения и комментарии к типичным ошибкам. Темы: сводка и группировка, построение кумуляты, гистограмм, средний размер зарплаты одного сотрудника, средняя численность населения, абсолютные и относительные показатели вариации, дисперсия способом моментов и методом средних,…
- 50,19 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
www.twirpx.com
Практическая работа «Решение задач по математической статистике»
Сыровая Ирина Семеновна
Иркутский авиационный
техникум
Практическая работа
«Решение задач по математической статистике»
(по учебной дисциплине ЕН.01 Математика)
Формирование компетенций: ОК 2, ОК 6
Литература
Алгебра и начала анализа 10-11классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/[Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]-16-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2011.-464с.
Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика в задачах с решениями: Учебное пособие. 3-е изд., стер. — СПб,: Издательство «Лань», 2011. — 464 с.
Цель работы:
Приобретение базовых знаний в области математической статистики. Повторение и систематизация знаний по данной теме.
Ход работы:
Познакомиться с теоретическим материалом.
Выполнить краткий конспект в рабочих тетрадях (основные определения, формулы, примеры).
В тетрадях для практических работ выполнить самостоятельную работу.
Сдать преподавателю тетради для практических работ.
Основные понятия:
Случайной называется величина, которая в результате опыта может принять то или иное возможное значение, неизвестное заранее, но обязательно одно.
Пример 1. Число выпавших «гербов» при пятикратном бросании монеты.
Пример 2. Дальность полета артиллерийского снаряда.
Пример 3. Число мальчиков, родившихся в течении суток
Пример 4. Прирост веса домашнего животного за месяц.
Случайные величины будем обозначать заглавными буквами латинского алфавита X, Y, Z, а их возможные значения – малыми буквами x, y, z.
Пример 5. Х – число шахматных партий, окончившихся ничейным результатом, из трех сыгранных. В этом случае величина Х может принять следующие значения: х1=0, х2=1, х3=2, х4=3.
Дискретной случайной величиной (ДСВ) называют такую случайную величину, множество возможных значений которой либо конечное, либо бесконечное, но счетное.
Например, ДСВ – число учащихся, опрошенных на уроке; число солнечных дней в году и т.д.
Непрерывной случайной величиной (НСВ) называют такую случайную величину, которая может принять любое значение из некоторого конечного или бесконечного интервала.
Например, время безаварийной работы станка; расход ГСМ на единицу расстояния; выпадение осадков в сутки и т.д.
Законом распределения ДСВ Х называется всякое соотношение, устанавливающее связь между возможными значениями СВ и соответствующими вероятностями.
Способы задания закона распределения:
для ДСВ – табличный и графический;
например,
X
x1
x2
…
xi
…
xn
P
p1
p2
…
pi
…
pn
Табличный ряд распределения, где x1; x2; …; xi; …; xn образуют полную группу, а
p1+p2+…+pi+…+pn=1
для НСВ – можно задать так же, как функцию одной переменной, используя табличный, графический или аналитический способ задания.
В тех случаях, когда закон распределения СВ неизвестен, СВ изучают по ее числовым характеристикам. Их назначение – в сжатой форме выразить наиболее важные черты распределения. К числовым характеристикам относится математическое ожидание, дисперсия и т.д.
Математическим ожиданием ДСВ называют сумму произведений всех ее возможных значений на их вероятности и обозначается
М(Х)=x1p1+x2p2+…+xnpn
Задания:
Возможные значения ДСВ таковы: Известны вероятности первых двух возможных значений: Написать закон распределения и построить многоугольник распределения.
Игральная кость брошена три раза. Написать закон распределения числа появлений шестерки. Построить многоугольник распределения.
Составить закон распределения вероятностей числа А в трех независимых испытаниях, если вероятность появления события в каждом испытании равна 0,6.
Бросаются две монеты. Написать закон распределения возможного выпадения гербов.
Случайная величина X задана законом распределения:
2
3
10
0,1
0,4
0,5
Найти математическое ожидание М(X), дисперсию D(X) и среднее квадратичное отклонение σ(X).
infourok.ru
Практическая — лабораторная работа 2 — Статистика
лабораторная работа по статистике 1
Preview text
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт- Петербургский государственный политехнический университет Инженерно-экономический институт Кафедра «Экономика и менеджмент недвижимости и технологий» Лабораторная работа №2 по дисциплине «Статистика» на тему «Проведение выборочного наблюдения значений показателя потребления растительного масла на душу населения в регионах России (2010 г.)» Выполнил: студент группы 33702/2 _____________ (подпись) Прохорова Н. С. Прин ял: к.э.н., доц. ______________ (подпись) Пономарева О. А. ______________ (Дата) Санкт- Петербург 2013 Содержание 3 5 7 9 12 5 Список используемой литературы……………………………16 2 Данная лабораторная работа выполнена на основе данных о потреблении растительного масла на душу населения в 2010 году, из статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели», 2011г. 4 1. Расчет необходимого совокупности объема выборочной Между признаками выборочной совокупности и признаками генеральной совокупности обычно существует некоторое расхождение,. Оно называется ошибкой статистического наблюдения. Величина возможной ошибки выборочного признака происходит из-за ошибок репрезентативности. Ошибка репрезентативности — расхождение между выборочной характеристикой и предполагаемой характеристикой генеральной совокупности. Существуют случайные и систематические ошибки репрезентативности. Систематические ошибки связаны с нарушением из-за недостаточно установленных правил отбора. Случайные ошибки происходят равномерного представления различных категорий единиц генеральной совокупности в выборочной совокупности. Для того, чтобы количественно оценить случайную ошибку репрезентативности используются предельная и средняя ошибка выборки. Среднюю ошибку для малой выборки рассчитывают по формуле: S2 μ= n−1 √ где (1.1) , S2- выборочная дисперсия; 5 2.Формирование выборочных совокупностей и обработка выборочных данных Чтобы сформировать случайную бесповторную выборку воспользуемся программой Statistica. Исходные данные первой части лабораторной работы выступают в качестве генеральной совокупности. В этой работе были сформированы выборки, содержащие 50, 30 и 15 единиц совокупности. Таблица 1 Случайная выборка в 50, 30 и 15 единиц 7 8 Результаты выборочного наблюдения можно представить графически: Рис.3.1. Графическое сравнение результатов сплошного и выборочного наблюдения 10 График интервалы, наглядно показывает, построенные генеральную среднюю. по Если всем бы, что доверительные выборкам, какой либо накрывают интервал, рассчитанный по результатам выборки, не включал в себя значение генеральной средней, то в реальных условиях, это означало бы получение ошибочного вывода на основе выборки. 4. Проверка статистических гипотез о значении генеральной средней и о равенстве двух выборочных средних Гипотеза о значении генеральной средней проверяется с помощью t-критерия, который рассчитывается по формуле: t расч= |~x− x´ | μ (4.1) Значение критерия сравнивается с табличным и если неравенство tрасч ≤ tтабл соблюдается, то гипотеза принимается. Также вывод о результатах проверки гипотезы можно сделать через сопоставление расчетного уровня значимости P с принятым исследователем α (обычно α = 0,05). Итак, рассмотрим оценку гипотезы выборки объемом 50 ед.: t расч= |12, 21−12| 0,29 Теоретическое =0,72 значение критерия берется из таблиц распределения Стьюдента, где для α = 0,05 и df = 49: 11 Теоретическое значение критерия берется из таблиц распределения Стьюдента, где для α = 0,05 и df = 14: t табл =2,145 t расч=0,86 ≤t табл=2,145 А также, 0,59 > 0,05, т.е. расчетный уровень значимости больше принятого исследователем. Гипотеза не отвергается. Далее проверяем статистическую гипотезу о равенстве двух выборочных средних. Она позволяет провести оценку существенности разности двух выборочных средних. Если разность значима, то различие вызвано неслучайными факторами, или выборки не принадлежат одной генеральной совокупности. Иначе эта задача формулируется как проверка статистической гипотезы о равенстве двух средних: H 0 : ´x1 =´x2 Для проверки гипотезы возьмём две выборки с 50 и 15 единицами. Таблица 4. Результаты расчета t-критерия при условии неравных дисперсий 13 Гипотеза принимается, если tрасч| ≤ tтабл (табличное значение критерия берется из таблиц распределения Стьюдента (для α = 0,05 и df = 63)): t расч=−0,90 ≤t табл=2,0003 А также, 0,53 > 0,05, т.е. расчетный уровень значимости больше принятого исследователем. Таким образом, испытуемая гипотеза принимается b расхождение между средними величинами признается несущественным. 14 Список используемой литературы: 1. Н. В. Куприенко Статистика. Методы анализа распределений и выборочное наблюдение в среде STATISTICA.: учеб. пособие. / В. Куприенко, О. А. Пономарева, Д. В. Тихонов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 137 с. 2. О. А. Пономарева. Конспект лекций по статистике. 16www.studocu.com
Практическая работа по «Статистике» — Практическая работа
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (нет примера оформления)
Практическая работа
по дисциплине «Статистика»
по предприятию ОАО «Сургутнефтегаз»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теория статистики 4
- Предмет и метод статистики как общественной науки4
- Статистические величины и показатели7
1.2.1. Средние и структурно средние величины9
1.2.2. Показатели вариации12
- Показатели динамики ряда14
- Выравнивание ряда16
- Корреляционный анализ 18
1.5.1. Основные понятия корреляционного анализа 18
1.5.2. Корреляционное поле и коэффициент корреляции 19
Глава 2. Исследование статистических показателей
ОАО «Сургутнефтегаз» 21
2.1. Описание предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»21
2.2. Характеристика используемых статистических показателей23
2.3. Оценка показателей24
2.3.1. Средние и структурно средние величины24
2.3.2. Показатели вариации24
2.4. Показатели динамики ряда26
2.5. Выравнивание ряда27
2.6. Корреляционный анализ28
Заключение 30
Приложение 131
Приложение 232
Приложение 333
Список литературы34
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экономическая статистика имеет значимую роль в нынешних условиях рыночной экономики. Статистика занимается сбором информации различного характера, ее упорядочиванием, сопоставлением, анализом и интерпретацией. Предприятия при анализе финансово-экономической деятельности не обходятся без показателей статистики. Важно уметь интерпретировать те или иные показатели для дальнейшего правильного регулирования деятельности предприятия. Данная работа посвящена рассмотрению теоретических основ статистики и практической работе на примере показателей предприятия.
Первая часть работы является теоретической базой. В Главе описаны основные определения статистики как науки. Рассмотрены основные показатели статистики: средние и структурно-средние величины, показатели вариации. Изучен материал по динамическим показателям, также выравниванию вариационного ряда. Рассмотрен теоретический блок по корреляционному анализу. Во всем описанным показателям в работе указаны формулы расчетов и описание характеристик данных показателей.
Вторая часть работы представляет собой практический блок. Источник данных является компания АО «Сургутнефтегаз». В качестве показателей для анализа взяты: объем выручки и чистая прибыль за период 1999-2014. Были проведены расчеты основных статистических показателей. Опираясь на полученные цифры дана характеристика исходных показателей. Изучена взаимосвязь данных рядов при помощи корреляционного анализа. Также был применено прогнозирование на несколько лет вперед.
В заключении сделаны ключевые выводы по проделанной работы.
ГЛАВА 1. Теория статистики
1.1. Предмет и метод статистики как общественной науки
Статистика – самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и методы исследования, которая возникла из потребностей общественной жизни.
В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях:
• особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отдельных отраслей экономики или предприятий;
• наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых в статистической практике;
• статистические данные, представленные в отчетности предприятий, отраслей экономики, а также данные, публикуемые в сборниках, различных справочниках, бюллетенях и т. п. [1]
Объект статистики – это явления и процессы социально-экономической жизни общества, в которых отражаются и находят свое выражение социально-экономические отношения людей. В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на несколько блоков (рис. 1.1).
ru.essays.club
Практическая работа по «Статистике» — Практическая работа
[pic 1]
Задание №1. Для изучения зависимости между стажем рабочего и заработной платой произведите аналитическую группировку 30 рабочих по стажу работы, выделив 5 групп с равными интервалами. По каждой группе и в целом по совокупности рабочих подсчитайте: число рабочих, средний стаж рабочего, среднюю заработную плату и средний тарифный разряд. (Табл. 1)
Решение:
[pic 2]
I группа: 1 – 2,2
II группа: 2,2 – 3,4
III группа: 3,4 – 4,6
IV группа: 4,6 – 5,8
V группа: 5,8 – 7
Таблица №2. Группировка работников по стажу работы | |||||
группы работников по стажу работы (годы), х | п/п и кол-во | средний стаж рабочего | общая зарплата (сом) | средняя зарплата (сом) | средний тарифный разряд |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1-2,2 | 4, 5, 10, 13, 20, 23, 24,27,28 | (2+1+2+1+2+1+2+1+2)/9 | 120+118+115+125+146+158+160+127+139 | 1208/9 | (3+3,3+3,4+4,4+4,1+2,9+3,2+3+3,4)/9 |
итого: | 9 | 1,5 | 1208 | 134 | 3,4 |
2,2 — 3,4 | 6, 7, 14, 19, 21, 29, | (3+3+3+3+3+3)/6 | 155+126+151+187+122+128 | 1938/6 | (4,8+3,7+3,2+5+2,8+4,1)/6 |
итого: | 6 | 3 | 1938 | 323 | 3,9 |
3,4 — 4,6 | 1, 2, 3, 11, 25 | (4+4+4+4+4)/5 | 184+140+161+163+167 | 815/5 | (4,4+3,9+4,3+4,7+4,8)/5 |
итого: | 5 | 4 | 815 | 163 | 4,42 |
4,6 — 5,8 | 8, 12, 15, 16, 18, 22, 26, 30 | (5+5+5+5+5+5+5+5)/8 | 142+179+144+172+157+175+171+168 | 1308/8 | (4,2+5+4+4,9+4,5+4,3+5,1+5,2)/8 |
итого: | 8 | 5 | 1308 | 163,5 | 5,3 |
5,8 — 7 | 9, 17 | (6+7)/2 | 181+201 | 382/2 | (4,3+6,3)/2 |
итого: | 2 | 6,5 | 382 | 191 | 5,3 |
общий итог: | 30 | 4 | 5651 | 194,9 | 4,464 |
Задание 2. По данным той же таблицы 1 (на основе данных 30 рабочих) составить дискретный ряд распределения по тарифному разряду, интервальные ряды распределения по проценту выполнения норм выработки, по величине заработной платы.
Решение:
Таблица №3.1. Дискретный ряд распределения по тарифному разряду | |
Тарифный разряд (ваиант, х) | число рабочих (частота, f) |
2 | 3 |
3 | 7 |
4 | 14 |
5 | 5 |
6 | 1 |
всего: | 30 |
Вывод: наибольшее число рабочих имеют тарифный разряд 4, всего один рабочий имеет тарифный разряд 6.[pic 3]
[pic 4]
[pic 5]
[pic 6]
[pic 7]
[pic 8]
[pic 9]
Вывод: наибольшее число рабочих получают среднюю зарплату в размере от 155 до 166 сом.
Задание №3. По результатам выше произведённых группировок в зад. 1,2 рассчитайте: относительные величины структуры для всех 39 рабочих, относительные величины интенсивности (по любым двум показателям). Сделайте анализ полученных результатов.
Решение:
[pic 10]
[pic 11]
Вывод: 26,7% рабочих имеют стаж работы от 1 до 2,2 года. 23,3% рабочих имеют стаж работы от 4,6 до 5,8 лет и получают 25% от общей заработной платы. [pic 12][pic 13]
[pic 14]
[pic 15]
Вывод: наибольшее число рабочих 43,3% имеют тарифный разряд 4, а наименьшее число рабочих 3,3% имеют тарифный разряд 6.
Задание №4. Используя результаты, полученные в задании 2, т.е. по составленным рядам распределения определите: среднее значение признака (размах вариации, среднелинейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации).
ru.essays.club