Решение сложных уравнений в 5-6 классах способом подстановки
Решение сложных уравнений в 5-6 классах способом подстановки.
В 5-6 классах учащиеся затрудняются решать уравнения такого типа, как
(х + 39) – 43 =27.
Традиционное объяснение в должной мере воспринимают только сильные ученики, а для слабых – это тайна за семью печатями. Каково же традиционное объяснение решения такого уравнения? Чтобы найти уменьшаемое х + 39, надо к вычитаемому 43 прибавить разность 27:
х + 39 = 43 + 27;
х + 39 = 70.
Далее рассуждают так: чтобы найти неизвестное слагаемое Х, надо из суммы 70 вычесть другое слагаемое 39:
х = 70 – 39;
х = 31.
В большинстве случаев ученики не видят в этом уравнении вычитаемого 43 и уменьшаемого Х + 39. Поэтому я разработала алгоритм решения таких уравнений. Суть этого приёма состоит в том, чтобы любое сложное уравнение свести к простейшему. Главное, иметь хороший навык решения простейших уравнений. Рассмотрим применение этого алгоритма на конкретных примерах.
1) ( х+ 121) + 38 = 269.
Обозначим выражение, стоящее в скобках через a: х + 121 = а.
Тогда получим такое уравнение:
а + 38 = 269;
а = 269 – 38;
а = 231.
Теперь возвращаемся к выражению, стоящему в скобках:
х + 121 = а;
х + 121 = 231;
х = 231 – 121;
х = 110.
Ответ: 110.
2) ( m – 379) + 125 = 3000
Подстановка m – 379 = а;
а + 125 = 3000;
а = 3000 – 125;
а = 2875;
m – 379 = 2875;
m = 2875 + 379;
m = 3254.
3) ( 127 + р ) – 89 = 1009.
Подстановка 127 + р = а;
а – 89 = 1009;
а = 1009 + 89;
а = 1098;
127 + р = 1098;
р = 1098 – 127;
р = 971.
4) ( х – 315 ) – 27 = 36.
Подстановка х – 315 = а;
а – 27 = 36;
а = 36 + 27;
а = 63;
х – 315 = 63;
х = 315 + 63;х = 378.
5) 872 – ( 407 + с ) = 122
Подстановка 407 + с = а;
872 – а = 122;
а = 872 – 122;
а = 750;
407 + с = 750;
с = 750 – 407;
с = 343.
6) (7001+ х).42 = 441000
Подстановка 7001 + х = а;
а . 42 = 441000;
а = 441000 : 42;
а = 10500;
7001 + х = 10500;
х = 10500 – 7001;
х = 3499.
Таким образом, очень хорошо видно, что с помощью данного приёма очень легко решаются такие сложные уравнения.
Для тех учащихся, кто так и не усвоил правил нахождения неизвестных: слагаемого, вычитаемого, множителя и т.д., я использую при решении простейших уравнений приём «по аналогии».
Например, нужно решить уравнение: х – 128 = 312.
В стороне от этого уравнения слабый ученик записывает простейший арифметический пример 5 — 3 = 2.
Ученик смотрит, где в этом примере должен стоять х (на месте 5). Как из этого простого примера найти 5. Надо к 3 прибавить 2. Значит, и в уравнении, чтобы найти Х надо 128 сложить с 312.
Данный алгоритм решения уравнений служит пропедевтикой для решения в старших классах уравнений способом подстановки.
doc4web.ru
Открытый урок по теме уравнения 5 класс
9. Задачи:
— образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «корень уравнения»; решать простейшие и сложные уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
Деятельность учителяДеятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные, личностные
1
2
4
5
6
7
8
9
1
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый!
Вы начать урок готовы?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!
Раздача тетрадей, листа контроля!
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.
Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки.
2
Прогнозирование своей деятельности.
Умение слушать и вступать в диалог.
Проверка домашнего задания
Фронтальная проверка, задания, вызвавшие затруднения, разбираются на доске
Устное комментирование. Решение на доске задания, не выполненного дома.
Вводная беседа. Разминка
Проводится блицтурнир по простейшим уравнениям и задачам, решаемым с помощью составления уравнения. Предлагаю выбрать любую ячейку,
Отвечают на поставленные вопросы, решая уравнения устно и комментируя их.
Сколько корней имеет уравнения
b + 40 = 60
х :х = 1
у • 0 = 1000
анализировать, обобщать, делать выводы.
умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.
Загадка:
Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов
И у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту
представления о межпредметном понятии
Давайте обратимся к толковому словарю, узнаем значение этого слова.
= 1) Подземная часть растения, служащая, для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Например: пустить корни.
2) Внутренняя находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Например: покраснеть до корней волос.
3) В русском языке основная часть слова без приставок и суффиксов.
4) В математике: корень ?
Где еще вы слышали слово «корень»?
(слайд )
Обясните следующие фразы:
Корень зла
В корне неправильно
Коренная перестройка
Смотри в корень или зри в корень
Значит, корень – это основа чего – то.
Слово «корень» имеет несколько значений, оно является многозначным. Можно ли употреблять слово одно слово корень? (нет)
Обязательно корень чего — то
2
Актуализация знаний.
На доске высвечиваются два уравнения, которые предлагается учащимся решить самостоятельно, после этого обменятся тетрадками и проверить по решению на доске
Сформулируйте тему урока.
Вступительное слово учителя.
Вспомним компоненты при сложении и вычитании.- Назовите мне уменьшаемое и вычитаемое в каждом из буквенных выражений.- Назовите слагаемые данных сумм.
Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.
Задает учащимся наводящие вопросы
Записывают тему урока в тетрадях.
Уравнение – это:
Равенство
Содержит букву
Что значит решить уравнения?
Что такое корень?
Учащиеся записывают решение у себя в тетрадях.
Проверяют решенные уравнения, сверяя решения с решением на доске.
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры
3
Поиск и выделение необходимой информации.
умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы
Постановка цели учебной задачи.
Умение слушать и вступать в диалог, работать в паре
Постановка проблемного вопроса и открытие новых знаний
На доске появляется сложное уравнение.
-Давайте решим уравнение (44 – y) + 18 = 38 (учитель решает это уравнение на доске с подробным комментированием).
Эти уравнения решаются двумя способами.
Ребята формулируют цель урока.
Учащиеся записывают решение уравнения, сопровождая его комментированием
анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
искать пути решения проблемы,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других
3
Изучение нового материала.
Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР.
Алгоритм решение сложных уравнений:
Надо воспользоваться либо свойствами, либо мысленного представление выражения за неизвестную.
Если представление выражение за неизвестную, то по правилу нахождение неизвестного сложение или вычитание.
Если свойствами: то нужно применить либо свойство вычитание числа из сумму либо свойства вычитание суммы из числа
В тетради составляют алгоритм решения уравнений на примерах ключей ЭОР (сложение и вычитание).
7
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умение слушать и вступать в диалог
4
Решение задач.
Комментирует, направляет работу учащихся.
Задание – решить два уравнения в паре, после этого обменяться способом решением с соседями по парте
1 вариант: (х + 15) – 8 = 17,
2 вариант: 56 – (х + 12) = 24.
Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание №372(а,б,в).
Решают самостоятельно с последующей проверкой с соседом по парте, затем соседями по партам, а на доске высвечивается правильное решение каждого уравнения
5
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. умение работать парой, слушать других, контроль, коррекция, оценка действий партнера, работать в парах и соседями по парте;
5
Физминутка.
Дается задание
Потрудились — отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, Прямо встань.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить
Выполняют рекомендации учителя
2
умение работать в коллективе
6
Закрепление изученного на
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.
Учащиеся выполняют задания 1-5 из карточек с индивидуальными заданиями.
Делают записи в тетрадь. Заполняют лист контроля и сдают на проверку учителю.
9
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.
Учащиеся в тетради самостоятельно выполняют задание №375 из учебника.
Первые 2 учащихся справившихся с заданием сдают тетради на проверку учителю и воспроизводят решение на доске, а остальные сверяют свои записи с эталоном на доске.
8
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
7
Подведение
итогов урока.
— Что мы повторяли на уроке?
-Какая была цель урока
— Как решаются уравнения более сложного уровня?
-Что нового, кто сегодня узнал на уроке?
-Для чего мы изучали тему уравнений?
-Где нам в будущим пригодится?
Научиться решать сложные уравнения
Участвуют в беседе с учителем оценивают полученные ими знания на уроке
Что бы быть
При решении задач, при обучении в старших классах, при сдачи экзаменов
2
Структурирование знаний.
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Умение слушать и вступать в диалог. соотнести цели и результаты своей деятельности на уроке.
Домашнее задания
Запишите в дневники домашнее задание
П. 10, № 395 (а, в, д) – решить 3 уравнения
№ 403 (а) – решить пример в несколько действий
Рефлексия
До сочиняйте стихотворение на рабочих листах
( вместо точек напишите слова, подходящие по смыслу)
Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него ……..
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в ………………….
его осторожно.
Коль верное …………выйдет у вас,
То …………….. значенье зовите тотчас.
Какие слова надо вставить вместо точек?
Прочитаем хором получившееся стихотворение
Когда уравненье решаешь, дружок, Ты должен найти у него корешок Значение буквы проверить несложно, Поставь в уравненье его осторожно. Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем значенье зовите тотчас. Хотите ли ещё встретиться с «Мистером Х» — корнем уравнения?
Учащиеся оценивают полученные ими знания на уроке
соотнести цели и результаты своей деятельности на уроке.
развитие рефлексивных способностей
1. Решить уравнение: 36 + х = 57.
1) 23; 2) 93; 3) 21; 4) 29.
2. Решите уравнение: х – 321 = 110.
1) 211; 2) 431; 3) 115; 4) 410.
3) Какое из чисел 1, 2, 3 является корнем уравнения х ∙ х = 4х – 4?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) среди приведенных чисел корней нет.
4) Составьте уравнение для решения задачи: «Петя задумал число. Если его умножить на 2 и из полученного произведения вычесть 45, то получится 145. Какое число задумал Петя?»
1) х ∙ 2 – 45 = 145; 2) ( х – 45) ∙ 2 = 145; 3) х – 45 = 145; 4)х – 45 ∙ 2 = 145.
5) Решите уравнение: 15 + ( а – 83) = 105.
1) 203; 2) 37; 3) 173; 4) 121.
Ты должен найти у него ……..
Поставь в …………………. его осторожно.
То …………….. значенье зовите тотчас.
Название нашего урока «Основа, на которой все держится»
infourok.ru
Исследовательская работа :»Виды уравнений в 5 классе»
МОУСОШ№2 р.п. Мокроус
Исследовательская работа по математике.
Выполнили: Мухаметова Диана
Содержание.
- Введение…………………………………………………
- Компоненты сложения, вычитания, умножения, деления…………………………………………………
- Виды уравнений, решаемые в 5 классе и номера в учебнике, соответствующие видам…………………………………
- Решение различных видов уравнений…………………………………………………
- Заключение………………………………………………
- Использованная литература…………………………………………………
.
Введение
Уравнением называют равенство содержащее букву, значение которой надо найти.
Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.
Решить уравнение – значит, найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.
Некоторые мои одноклассники, в том числе и мы затрудняемся при решении уравнений, которые решаем еще с начальных классов. Поэтому я решила исследовать уравнения, решаемые в 5 классе.
Задачами взяла:
- Изучить весь учебник и найти все виды уравнений встречающиеся в 5 классе;
- Найти номера из учебника, соответствующие видам уравнений.
- Решение примера каждого вида.
Компоненты сложения, вычитания, умножения, деления.
а + в = с
- Сложение
а- первое слагаемое
в – второе слагаемое
с – сумма
из них наибольшая сумма, наименьшие – слагаемые (находим вычитанием).
а — в = с
- Вычитание
а — уменьшаемое
в – вычитаемое
с – разность
из них наибольшее – уменьшаемое (находим сложением), наименьшие вычитаемое (находим вычитанием).
а х в = с
- Умножение
а – первый множитель
в – второй множитель
с – произведение
Из них наибольшее – произведение, наименьшие множители (находим делением).
а : в = с
- Деление
а – делимое
в – делитель
с – частное
из них наибольшее – делимое (находим умножением), наименьшее – делитель (находим делением).
Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение буквы, при котором из уравнения например, корнем уравнения х + 2 = 5 является число 3.
Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
1. Решим уравнение х + 12 = 78.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
2. Решим уравнение у – 8 = 11.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
- Решим уравнение 15 – z = 9
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
п/п | Виды уравнений | Номера в учебнике |
1. | Х + 37 = 85 | № 363 а, б № 385 а,б |
2. | 85 – z = 36 | № 363 е, д № 385 в |
3. | m – 94 = 18 | № 363 г № 385 г |
4. | (х + 98) + 14 = 169 | № 366 а |
5. | (35 + у) – 15 = 3 | № 366 б; № 385 б; №450 а, №492 а,в,г |
6. | (45 – у) + 18 = 58 | № 367 в |
7. | (у – 35) + 12 = 32 | № 367 |
8. | 56 – (х + 12) = 24 | № 367 д, 386 б, №450 б, № 492 б |
9. | 55 – (х – 15) = 30 | №367 е |
10. | (х – 87) – 27 = 36 | № 386 а |
11. | Х + х = 64 | № 428а |
12. | 58+у+у+у=58 | № 428б |
13. | а-2=1 | № 428в |
14. | 127+у=367-85 | №433 а |
15. | 144-у-54=37 | №433 в |
16. | z-35-64=16 | №450 в |
17. | 28 – t + 35 = 53 | №450 г |
18. | 35х = 175 | №470 а,б; № 478 в,г; 479 т,3;511а |
19. | Z : 35 = 18 | №470 в; № 478 д, е; 479 в,г,3;511в |
20. | 168 : v = 4 | № |
21. | 25 z+49 = 149 | № 473а,б; №475 д; 625и |
22. | 9у – 54 = 162 | №473а,б;625з,л.м |
23. | 181 – 8z = 45 | №473г; №513б; 625к |
24. | (х-12)х 8 = 56 | №475а; 511д; 856а,б; 1010а,б |
25. | 24х(z+9)=288 | №475б; 511г; 1362а,б |
26. | (у+25):8=16 | №475в;№587 г; 625д; 856в |
27. | 124: (у-5) = 31 | №475г;587д;856г;1362в |
28. | 44 : Z + 2 = 20 | №475е |
29. | 15ха = 15:а | №484а |
30. | Z + Z = Z x Z | №484б |
31. | У х 10 = у : 10 | №484 в |
32. | (43-5)х17=289 | №511е; 587е |
33. | 4х + 4х = 424 | №555а,в,д; 600а |
34. | 15у – 8у = 714 | №555 б,г,е; 600б,в,г |
35. | 3х+7х+18=178 | №561а, 633а,в |
36. | 6у – 2у + 25 = 65 | № 561б; 625а,в |
37. | 7z+6z-13=130 | №561в; 625б,г; 856д |
38. | 21х – 4х – 17 = 17 | №561г; 633б,г; 856е |
39. | 4 . 25* х = 800 | №563а,б,в,г |
40. | Х : 16 = 324 + 284 | №587а; 1138 1),2) |
41. | 1344 : у = 543 – 487 | №587б; 1138 3) |
42. | Z х 49 = 927 + 935 | № 587в |
43. | 45= 45 + у | № 579а |
44. | 45 – у = 45 | №579б |
45. | У – 45 = 45 | №579в |
46. | О = 45 – х | №579 г |
47. | 528 : к – 24 = 64 | №625 е,т |
48. | 88880 : 110 + х = 809 | №633 д,з |
49. | 6871 + р : 121 = 7000 | №633 е |
50. | 3810 + 1206 : у = 3877 | №633ж |
51. | Х . х Х = 25 | №643а,б,в,г |
52. | (3х + 5х)х18 = 144 | №688а |
53. | (7у – 3у) : 8 = 17 | №688б |
54. | (6а + а) : 13 = 14 | №688в |
55. | 48 : (9в – в) = 2 | №688г |
56. | Х – 5 = 2 12 12 | №993а; 1099б; 1224а |
57. | 15 – у = 2_ 16 16 | №993б; 1099в; 1224в |
58. | Z + 7_ = 11 19 19 | №993в,г; 1099а; 1224а,г |
59. | (30901 – а) : 605 = 51 | № 1010в |
60. | 39765 : (в – 893) = 1205 | № 1010 г |
61. | 17 – х = 14 – 3_ 20 20 20 | № 1016а |
62. | 8_ — 7_ + у = 14 15 15 15 | № 1016б |
63. | Х = 13 9 | № 1032 а,в |
64. | 132 = 11 К | № 1032 б,г |
65. | П – 11 = 7 16 | № 1032д |
66. | (327х – 5295) : 57 = 389 | № 1080а |
67. | (27х + 11) х 315 = 11970 | № 1080б |
68. | 14х – (8х + 3х) = 1512 | №1183а |
69. | 11у – (5у – 3у) = 8136 | №1183б |
70. | Z + 3,8 = 8 | № 1211 а,г |
71. | У – 6,5 = 12 | № 1211б,в |
72. | 2,8 +L + 3,7 = 12,5 | № 1211 д |
73. | (5,6 – z) + 3,8 = 4,4 | №1211е |
74. | (х – 18,2) + 3,8 = 15,6 | № 1241а |
75. | 34,2 – (17,9 – у) = 22 | №1241б |
76. | 16,5 – (х + 3,4) = 4,9 | № 1241в, 1346б |
77. | R + 16,23 – 15,8 = 7,1 | №1241 г, 1302 1) |
78. | Х + 2,8 = 3,72 + 0,38 | №1299а |
79. | 4,1 + у = 20,3 – 4,9 | №1299б |
80. | Z – 6,8 = 8,7 + 6,4 | №1299в |
81. | 10 – у + 4,3 = 10,7 | №1299г |
82. | 6,2 – у – 1,8 = 4,39 | № 1302 2) |
83. | (х – 5,46) х 2 = 9 | №1331а; 1352и; 1432б |
84. | (у + 0,5) : 2 = 1,57 | № 1331 б |
85. | 4х – х = 8,7 | №1321а; 1352 г |
86. | 3у + 5у = 9,6 | №1321б, 1352в |
87. | а + а + 8,154 = 32 | №1321в, 1352д |
88. | 7к – 4к – 55,2 = 6312 | №1321г, 1352е |
89. | 16,1 – (х – 3,8) = 11,3 | №1346а |
90. | 15х = 0,15 | №1352а |
91. | 3,08 : у = 4 | №1352б |
92. | 295,1 : (п – 3) = 13 | №1352ж |
93. | 34х (т + 1,2) = 61,2 | №1352з |
94. | 38007 : (4223 – х) = 9 | №1352г |
95. | 45,7х + 0,3х – 2,4 = 89,6 | №1414а, 1462в |
96. | 80,1у – 10,1у + 4,7 = 81,7 | №1414б, 1462г, 1488а |
97. | 10 – 2.4х = 3,16 | №1432а |
98. | (z – 1,2) : 0,6 = 21,1 | №1432в |
99. | 35m +m = 9,9 | №1432г |
100. | 4,2р – р = 5,12 | №1432д,е,з |
101. | (10,49 – s) : 4,02 = 0,805 | №1432 ж |
102. | 2,136 : (1,9 – х) = 7,12 | №1462а |
103. | 4,2 х (0,8 + у) = 8,82 | №1462б |
104. | 4,7у – (2,5у + 12,4) = 1,9 | №1488б |
105. | (8,3 – к) х 4,7 = 5,64 | №1488в,г |
Решение различных видов уравнений.
1). х + 37 = 85 х – 94 = 18 2) 87 – z = 48 94 + z = 112
х = 85 – 37 х = 18 + 94 z = 87 – 48 z = 112 – 94
х = 48 х = 112 z = 39 z = 18
Ответ:х=48 Ответ:х=112 Ответ:z=39 Ответ:z=18
3). 74 х у = 4.292 у х 9 = 81 4) 168 : х = 4 х : 81 = 9
у = 4.292 : 74 у = 81 : 9 х = 168 : 4 х = 81 : 9
у = 58 у = 9 х = 42 х = 9
Ответ:y=58 Ответ:y=9 Ответ: х=42 Ответ:х=9
5). (х + 115) — 35 = 105 6) 55 – (х – 15) = 30 7) 7х + 8 х = 15
х + 115 = 105+35 х — 15 = 55 — 30 15х = 15
х = 140 – 115 х — 15 = 20 х=15:15
х = 125 х = 20 + 15 х=1
Ответ:х=125 х = 35 Ответ:х=1
Ответ:х=35
Заключение
Исследовав уравнения, решаемые в 5 классе пришли к выводу:
- всего 105 видов уравнений встречаются в учебнике 5 класса. Авторы Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.И.Жохов.
- Уравнения первого вида встречаются — 59 уравнений.
Уравнения, встречающиеся второго вида – 16 уравнений;
Уравнения, встречающиеся третьего вида – 11 уравнений;
Уравнения, встречающиеся четвёртого вида – 12 уравнений;
Уравнения, встречающиеся пятого вида – 2 уравнения;
Уравнения, встречающиеся шестого вида – 3 уравнения;
Уравнения, встречающиеся седьмого вида – 2 уравнения.
3. Если знать хорошо компоненты сложения, вычитания, умножения, деления, то почти все виды уравнений, решаемых в 5 классе можно легко решить, плюс, применяя сложение, вычитание подобных слагаемых.
4. Надо повторить и знать компоненты, чтобы учащиеся легко, быстро решали уравнения.
Использованная литература:
- Большая школьная энциклопедия 5 –11 классы – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Математика. Школьная энциклопедия. – М.: Научн.изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1996.
- Математика. Учебник 5 класса./Н.Я.Виленкин, А.С.Чеснаков, С.И.Шварцбурд, В.И.Жохов. – С-Пб: ИЧП «Хардфорд», 1995.
nsportal.ru
Методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему: Урок математики в 5 классе по теме «Решение сложных уравнений»
Урок математики в 5 классе по теме «Решение уравнений».
(Учебник Э.Г. Гельфман и др.Математика 5. Часть1 по программе «Математика. Психология. Интеллект» 2004г)
Подготовила: учитель математики МОУ Рековичской средней школы Михалева Л.И.
Цели урока: воспитывать у учащихся коммуникабельность, уверенность в себе, прививать интерес к предмету; развивать умение анализировать обобщать, делать выводы, умение читать чертежи, схемы и составлять по ним уравнения ; ввести алгоритм решения сложных уравнений, содержащих скобки и отработать его при решении уравнений
Комментарий учителя: При выполнении заданий устных заданий учащиеся работают с помощью сигнальных карточек. Один из учащихся называет результат, а остальные реагируют с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – правильный ответ. Красная – неправильный.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Решение устных заданий на повторение.
Решите устно следующие задачи.( Учащиеся используют сигнальные карточки)
- Повторим как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей?
- Как найти часть отрезка, если известна длина всего отрезка и длина другой части?
- Мини самостоятельная работа.5 мин
1)Словарная работа. Учащимся раздаются задания с пропуском букв и слов(математических терминов).
- Ур…внение – 1) ____________________________
2) содержащее букву.
- Сама буква называется _________________.
- Значение неизве…..ого, при подстановке которого в ур…внение получается верное числовое равенство, называется ___________ ур…внения.
2)Задание на понятие корня уравнения.
Является ли число 4,8 корнем уравнения у-2,9=1,9?
Взаимопроверка в парах по слайду.
- Решение заданий на составление уравнения по схеме
№ 169 (а,б) по слайду. Задание а) выполняется под руководством учителя, б) одним из учащихся.
(в,г) – самостоятельно по рисунку в учебнике. Самопроверка по слайду.
№170(1, 2,3 ) (По слайду)
5. Введение алгоритма решение сложных уравнений
Рассмотрите какие уравнения у нас получились. Есть простые, а есть очень сложные . На уроках математике мы будем учиться решать такие уравнения. А сегодня мы научимся решать последнее уравнение. №170(4)
(Согласно слайду разобрать способы решения уравнения.)
1 способ. Решаем уравнение с помощью переместительного и сочетательного законов сложения.
5+х+3,7=15
5+3,7+х=15
8,7+х=15
Х=15-8,7
Х=6,3
Проверка: 5+6,3+3,7=15-верно
Ответ: 6,3.
2 способ. – более универсальный. Его мы разберем более подробно.
Решение уравнения | Алгоритм решения |
5 + (х+3,7) =15 5 + (х+3,7) =15 5 + (х+3,7) =15 (х+3,7) =15 -5 х + 3,7 =10 х =10-3,7 х= 6,3 Пр-ка: 5+(6,3+3,7)=15 – верно Ответ: 6,3 | 1. Расставить порядок действий. 2.Последнее действие обведите в кружочек. 3. Обведите в квадратик действие, содержащее неизвестное. 4. Назовите, каким компонентом является этот квадратик. 5 Найдите его. 6. Выполняйте действия 3-5 до тех пор, пока не найдете неизвестное. |
- Закрепление
№172(б,а) решаем у доски
№171 (а) карандашом в учебнике ( задание с пропусками).
- Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали, чему научились?
- Что было интересно?
Выставление отметок за урок.
- Д/з
№172(в,г)
№173(в,г)
Проверь себя с 250 №2,
№5*( сильным учащимся).
nsportal.ru
Урок-игра по математике «Уравнение. Корень (решение) уравнения» (5-й класс)
Урок-игра по математике
«Уравнение. Корень (решение) уравнения»
(5-й класс)
Цель:
Обучающая:
закрепить и проверить знания, умения и навыки решения уравнений;
систематизировать знания и умения по теме;
отработать навыки решения задач с помощью уравнений.
Развивающая:
Развивать интерес к предмету, умение анализировать, развивать логическое мышление, математическую речь.
Воспитательная:
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Вид урока: игра.
Форма работы: групповая.
Мотивация: урок-игра позволяет учащимся обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки решений уравнений и применить их к решению задач; проявить логическое мышление при изучении данного раздела; избежать трудностей при изучении темы “Уравнение” в старших классах.
Методическое обеспечение урока: презентация, карточки (раздаточный материал).
План урока:
Организационный момент. (4 мин)
Устная работа. Фронтальная работа с классом (с командами). Повторение знаний. (20 мин)
I конкурс «Разминка»;
II конкурс «Найди устно корень уравнения»;
III конкурс «Что скрывает смайлик?».
Физкультминутка (1 мин)
Повторение и закрепление знаний. (15 мин)
Подведение итогов урока-игры, награждение команд, рефлексия. (5 мин)
Ход урока-игры:
Организационный момент.
Организовать учащихся для работы, поставить перед ними цель урока. Приветствие учителей и детей, приветствие команд (название и девиз). Создание психологического настроя.
Команда «Плюс» Девиз: Математику мы любим Обыграть вас всех спешим. И поэтому сегодня Сможем все и все решим! | Команда «Формула успеха» Девиз: Мы помножим ум на ловкость, К ним прибавим оптимизм.С нашей формулой успеха, Ну соперник, ты держись! |
Устная работа. Фронтальная работа с классом (с командами). Повторение знаний.
I конкурс «Разминка»
Максимальное количество баллов для каждой команды – 6 баллов.
Вопросы для первой команды (команды «Плюс») | Вопросы для второй команды (команды «Формула успеха») | ||
1. | Что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, содержащее переменную (неизвестное), значение которой надо найти). | 1. | Что называется корнем уравнения? (Значение переменной, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения). |
2. | Назовите компоненты разности. (уменьшаемое – вычитаемое = разность) | 2. | Назовите компоненты суммы. (1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма) |
3. | Назовите компоненты произведения. (1 множитель · 2 множитель = произведение) | 3. | Назовите компоненты деления. (делимое : делитель = частное) |
4. | Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое). | 4. | Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель). |
5. | Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность). | 5. | Как найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность). |
6. | Как найти неизвестное делимое? (Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель). | 6. | Как найти неизвестный делитель? (Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное). |
II конкурс «Найди устно корень уравнения»
(Командам раздаются карточки, им необходимо только вписать корень уравнения)
Максимальное количество баллов для каждой команды – 6 баллов.
Уравнения для первой команды (команды «Плюс») | Уравнения для второй команды (команды «Формула успеха») | ||
1. | x + 54 = 95 (x = 41) | 1. | 19 + x = 62 (x = 43) |
2. | y–67 = 41 (y = 108) | 2. | 72 – y = 26 (y = 46) |
3. | 25 · z = 125 (z = 5) | 3. | z · 15 = 75 (z = 5) |
4. | 121 : a = 11 (a = 11) | 4. | a : 12 = 12 (a = 144) |
5. | b + 0 = 0 (b = 0) | 5. | b ∙ 1=1 (b = 1) |
6. | c : 5 = 0 (c = 0) | 6. | c ∙ 1 = 0 (c = 0) |
III конкурс «Что скрывает смайлик?»
(Командам раздаются карточки, им необходимо найти, какое число скрывает смайлик)
Максимальное количество баллов для каждой команды – 6 баллов (за каждый смайлик по 2 балла).
(команды «Плюс») | Уравнения для второй команды (команды «Формула успеха») | |||||||
1. | 6 · 8 = 8 + | 1. | 4 + |
| = 9 · 4 | |||
2. | 49 : 7 = 49 – | 2. | 165 + 135 = 10 · | |||||
3. | 36 + 100 = 4 · | 3. | 200 – 197 = 90 : |
Физкультминутка.
Повторение и закрепление знаний.
IV конкурс «Сложи слово!»
(После решения всех заданий ученикам необходимо найти соответствующую букву и составить слово. Побеждает та команда, которая первая получит слово)
Максимальное количество баллов для каждой команды – 10 баллов. Для команды, которая составит слово быстрее – 10 баллов, для второй команды – 5 баллов.
Задания для первой команды (команды «Плюс») | Задания для второй команды (команды «Формула успеха») | |||
| Л |
| Ч | |
| Ы |
| Л | |
| Д |
| Н | |
(11) | О |
(206) | О | |
(449) | М |
(909) | Т | |
(x – 24) +37= 49 х – 24 = 49 +37 х – 24 = 86 х = 86 – 24 х =72 Ответ: 72. | Ц |
(x + 39) – 43 = 95 x + 39 = 95 – 43 x + 39 =52 x = 52 – 39 x =13 Ответ: 13. | И | |
«молодцы» | «отлично» |
Подведение итогов урока-игры, награждение команд, рефлексия.
Спасибо за урок! Мне с вами сегодня было очень интересно работать!
До свидания!
Стр. 4
intolimp.org
сложные уравнения 5 класс — Boomle.ru
Под сложными (составными) уравнениями мы понимаем уравнения, которые содержат два или более арифметических действия. Решение таких уравнений выполняется по тем же правилам, которые мы рассмотрели на странице «Решение простых уравнений 5 класс» в…
math-prosto.ru > § Решение сложных
Решение сложных уравнений в 5-6 классах способом подстановки
В 5-6 классах учащиеся затрудняются решать уравнения такого типа, как. (х + 39) – 43 =27. Традиционное объяснение в должной мере воспринимаютТаким образом, очень хорошо видно, что с помощью данного приёма очень легко решаются такие сложные уравнения.
doc4web.ru > Решение сложных уравнений
Линейные уравнения для 5 класса
Линейные уравнения для 5 класса. Одним из самых важных навыков при поступлении в 5 класс является умение решать простейшие уравнения.1 тип: «луковичные» Это уравнения, которые почти со вероятностью встретятся Вам при поступлении в любую школу или кружок 5 класса…
geniusmath.ru > Линейные уравнения для 5
Уравнения 5 класса | Математика
Рассмотрим сложные уравнения 5 класса, содержащие несколько действий.Сегодня мы рассмотрим более сложные уравнения 5 класса, содержащие несколько действий. Чтобы найти неизвестную переменную, в таких уравнениях надо применить не одно, а два правила.
for6cl.uznateshe.ru > Уравнения 5 класса |
Тренинг по математике на тему «Уравнения» (5 класс)
infourok.ru > Тренинг по математике на
ГДЗ. Математика 5 класс Тарасенкова. Уравнения.
ГДЗ, решебник. Математика 5 класс Тарасенкова. Уравнения. Задачи, примеры, упражнения с решениями. Задание 553 — 569. Страница 130 – 132.
reshebniki-uchebniki.ru > ГДЗ. Математика 5 класс
Уравнения по математике для 5 класса. — Задания по математике…
Представлены уравнения по математике за 5 класс . Данные уравнения будут полезны учителям для проведения письменных опросов по данной теме, а также ученикам и их родителям для подготов.
vpr-klass.com > Уравнения по математике
Методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему: Способ…
Решение сложных уравнений в 5-6 классах способом подстановки. В 5-6 классах учащиеся затрудняются решать уравнения такого типа, как. (х + 39) – 43 =27. Традиционное объяснение в должной мере воспринимают только сильные ученики, а для слабых – это тайна за семью…
nsportal.ru > Методическая разработка
Решение более сложных уравнений. 5 класс — YouTube
Уравнения #4 — Продолжительность: 4:11 Математика 5 класс 24 926 просмотров.№10 стр 133 Урок 65 как решать уравнение 4 класс Математика 1 часть Чеботаревская 2018 гдз бесплатно — Продолжительность: 8:14 Антонина Аркадьевна Тофелева 918 просмотров.
youtube.com > Решение более сложных
Математика 5 класс. Уравнение. Правила. Задания с проверкой…
8. Уравнение. Правила. Если в равенство входит буква, то равенство называется уравнением.Например, корнем уравнения x + 2 = 5 является число 3 . Решить уравнение — значит найти все его корни или убедиться, что оно не имеет решения.
school-assistant.ru > Математика 5 класс.
Решение более сложных уравнений. 5 класс — YouTube
Уравнения #4 — Продолжительность: 4:11 Математика 5 класс 24 926 просмотров.№10 стр 133 Урок 65 как решать уравнение 4 класс Математика 1 часть Чеботаревская 2018 гдз бесплатно — Продолжительность: 8:14 Антонина Аркадьевна Тофелева 918 просмотров.
youtube.com > Решение более сложных
Задачи по Математике 5 класс на составление уравнений. Ответ
Сложные и простые задачи по Математике 5 класс на составление уравнений с решением, объяснениями и ответами можно скачать или сохранить к себе на компьютер, а также писать и решать их онлайн и…
relasko.ru > Задачи по Математике 5
Решение уравнений — 5 класс
multiurok.ru > Решение уравнений — 5
Математика 5 класс. Уравнение. Правила. Задания с проверкой…
8. Уравнение. Правила. Если в равенство входит буква, то равенство называется уравнением.Например, корнем уравнения x + 2 = 5 является число 3 . Решить уравнение — значит найти все его корни или убедиться, что оно не имеет решения.
school-assistant.ru > Математика 5 класс.
Придумать 5 сложных уравнений 5 класс, СРОЧНО…
Сложнее нужно,со скобками и х. Ой я не туда написал сорри.catezvereva2017. Математика. Y’x^3=2y+3 помогите решить диф.уравнение.
znanija.com > Придумать 5 сложных
Урок математики в 5-м классе «Уравнения«
Урок посвящен формированию умений решать уравнения, зная правила нахождения компонентов действий сложения и вычитания, решатьУчебник: Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Шварцбург.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn > Урок математики в 5-м
Урок математики «Решение уравнений» 5 класс — математика, уроки
Разработка урока для 5 класса по математике по теме Решение уравнений с презентацией.Цель урока: Повторить всё , что мы уже знаем об уравнении; Понять и научиться решать более сложные уравнения (со скобками ; содержащие несколько действий).
kopilkaurokov.ru > Урок математики «Решение
Помогите составит 3 сложных уравнения 5 класс
💡 Найдите правильный ответ на вопрос «Помогите составит 3 сложных уравнения 5 класс …» по предмету Математика, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
iotvet.com > Помогите составит 3
Тест: Уравнения. 5 класс. 1 вариант — Математика 5 класс
Сейчас выполняем: Уравнения. 5 класс.Доступно только зарегистрированным пользователям. Скачать тест Уравнения. 5 класс. 1 вариант для работы в оффлайн.
TestEdu.ru > Тест: Уравнения. 5 класс. 1
как научиться решать УРАВНЕНИЯ??? 5 класс, завтра проверочная!
otvet.mail.ru > как научиться решать
как научиться решать УРАВНЕНИЯ??? 5 класс, завтра проверочная!
otvet.mail.ru > как научиться решать
Уравнения — урок. Математика, 5 класс.
Урок по теме Уравнения. Теоретические материалы и задания Математика, 5 класс.2. Уравнения. Теория: Уравнение — это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. В уравнениях неизвестное обычно обозначается буквой латинского алфавита.
yaklass.ru > Уравнения — урок.
Решение сложных уравнений. 5 класс. — 5 класс — Каталог…
5 класс. учащимся 5 класса и их родителям. методические материалы 5 класса.
cladovka.ucoz.ru > Решение сложных уравнений.
Математика 5 класс. Тема: «Уравнения» | Уроки по Математике
Математика 5 класс. Тема: «Уравнения». 04.12.2014 10238 664.Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
tak-to-ENT.net > Математика 5 класс. Тема:
Уравнение. Математика 5 класс. Задания. Онлайн проверка.
Математика 5 класс. Уравнение. На самом деле любой плюс — это два объединившихся минуса. (Владимир Борисов). Главная 5 класс 6 класс Контакты Скачать.
matematika-na.ru > Уравнение. Математика 5
Математика, 5 класс, самостоятельные работ по Виленкину…
Самостоятельные работы для 5 класса по математике, к учебнику Виленкину для за 1, 2, 3 и 4 четверть.Самостоятельные работы по математике за 5 класс к учебнику Виленкина Н.Я. за 1, 23. Составьте уравнение для решения задачи и решите его. Было задумано некоторое число.
mathematics-tests.com > Математика, 5 класс,
Как решать уравнения за 5 класс?
elhow.ru > Как решать уравнения за 5
Учимся решать сложные уравнения
goncharova-potter71.blogspot.com > Учимся решать сложные
Обобщающий урок по теме «Решение уравнений 5 класс«
Содержимое разработки. Презентация урока « Решение уравнений » учителя математики Ворониной А.А.Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
videouroki.net > Обобщающий урок по теме
Урок по теме «Решение уравнений», 5 класс
Закрепление навыка решения сложных уравнений по алгоритму, развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.Весь класс нацеливается на то, что при решении задания будет учитываться не только быстрота и безошибочность решения, но и четкое…
xn--j1ahfl.xn > Урок по теме «Решение
www.boomle.ru