Задача на вычитание и сложение – примеры и решение. Задачи в два действия

Конспект урока по математике «Решение задач на сложение и вычитание в пределах 9»

Открытый урок в 1 классе

Тема «Решение задач на сложение и вычитание в пределах 9.

Цель: учить учащихся решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9.

Задачи: учить учащихся различать по ключевым словам задачи на сложение и задачи на вычитание; учить устно составлять краткую запись задачи с помощью учителя; учить записывать решение задачи, ответ; учить отвечать на вопрос учителя полным ответом; учить правильно располагать задачу на листе бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать аккуратность при работе с тетрадью.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Лучик солнца заблистал, на окошко к нам упал, все к лучу мы потянулись и друг другу улыбнулись.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, настроились на добрый, рабочий лад.

Руки! На месте.

Ноги! На месте.

Локти у края.

Спинка! Прямая!

2.Объявление темы урока. Сейчас вы должны будете сами назвать тему урока, послушайте меня.

На ветке сидело 8 птиц, к ним прилетела ещё 1. Сколько птиц стало на ветке?

9 птиц.

Как вы получили число 9?

К 8 прибавили 1, получили 9. Почему прибавили? Какие слова являются подсказками? Прилетела, стало.

На ветке сидело 9 птиц. Одна птица улетела. Сколько птиц осталось?

8 птиц.

Как вы получили число 8? От 9 отняли 1, получили 8. Почему отняли? Какие слова являются подсказками?

Улетела, осталось.

Сейчас что мы решали? Задачи. Какие действия выполняли? Сложение и вычитание.

Кто может назвать тему урока?

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 9.

Сегодня на уроке вы продолжите учиться решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9.

Но сначала я хочу загадать вам загадку:

Стали дни длиннее, а короче ночи,

Зажурчали ручейки, распустились лепестки.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весна)

Сейчас какое время года?

Весна.

Месяц?

Май.

Число?

3. Устный счёт. Соедини числа с цветами.

На цветах: 8, 9. Внизу числа 7+ 1, 8+1, 9-1, 1+7, 1+8, 8-0, 9-0

4. Гимнастика для пальцев рук.

Мы лепили куличи,

«Лепить пирожки».

Прилетели к нам грачи.

Помахать крыльями-ладошками.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог,

Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочередно загибать пальчики.

Выходи грачей считать!

5.Работа в тетрадях.

Открыли тетради, правильно их положили. Пишем числовой ряд счёт от 1 до 9.

Дидактическая игра:

— Со следующим заданием справятся только самые внимательные.

— Закройте глаза. Я уберу листик с цифрой, а вы должны сказать, какой цифры не хватает.

Теперь я буду убирать по две цифры.

— Молодцы!

— Самыми внимательными на устном счете были …

Физкультминутка Весенняя Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!»
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

6. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 9.

Открыли учебник на стр. 78, №46 (1)

Учитель читает условие задачи. Затем условие читают дети.

Составим краткую запись. Сколько табуретов сделал мастер в среду?

4 табурета. Пишем на доске и в тетради.

Сколько табуретов мастер сделал в среду?

5 табуретов.

Читаем вопрос задачи. Сколько табуретов сделал мастер за 2 дня? Главное слово всего оформляем на краткой записи. После краткой записи что следует?

Решение задачи.

Пишем решение задачи. У на доске решение пишет Ш.Максим. Почему ты задачу решил сложением? Есть слово подсказка – всего.

Далее пишем … ответ. Ответ скажем устно, а я его запишу на доске. Все пишут ответ в тетради.

Решим задачу №2 с табуретками.

Сколько всего табуреток сделал мастер? 9табуреток сделал мастер.

4 табуретки он продал. Сколько табуреток у него осталось? Тексты задач у детей на партах.

Пишу краткую запись на доске.

Было – 9т.

Продал – 4т.

Осталось — ?

Устно отвечаем на вопрос. Осталось 5 табуреток. Как решали? 9т. – 4т.=5т. Почему отняли? Где подсказка?

Продал, осталось.

Чему сейчас продолжались учиться? Учились решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9.

Гимнастика для глаз

Посмотреть вверх, а потом перевести взгляд вниз, двигая глазными яблоками. Двигается только глазное яблоко. Повторять 5 секунд, но не менее 6 раз. Отвести взгляд максимально влево, затем максимально вправо. Двигать глазами по окружности, сначала по часовой стрелке, а затем наоборот. Быстро сжимать и разжимать веки. Рисовать глазами диагональные линии: с правого нижнего угла переводить взгляд к левому верхнему углу, и наоборот. Часто поморгать, избегая сильного сжимания век. Указательный палец расположить на переносице и сфокусировать взгляд на нем. Стать возле окна, сфокусироваться на близком предмете (оконная ручка), затем быстро перевести взгляд на далекий предмет и сфокусироваться на нем.

7. Решение примеров. В группах

А)Цепочки. Впиши нужные числа в пустые фигуры.

5+3-1+2+0

9-2+1-3+2

Б) Следующее задание вы выполните самостоятельно в парах.

Каждый выберет себе цветок и выполнит задание.

(В корзине лежат картинки цветов яблони, цветов груши, цветов сливы, цветов сирени. К каждому цветку прикреплено задание: составить из пар чисел пример на сложение и пример на вычитание).

1и6 8и1 3и3 5и4 6и3 2и2

2и4 1и8 8и1 2и2 7и3 3и6

8. Геометрический материал.

С.27, №1

Измерь с помощью линейки длину каждого отрезка. Запиши под каждым отрезком, чему равна его длина с сантиметрах.

А хотели бы вы сами научиться чертить отрезки?

Да я хотел бы научиться сам чертить отрезки.

10. На дом. С.26, №74 Решение цепочек.

9. Рефлексия.

Дополните предложения.

Я узнал… Я научился… Мне было интересно… Я понял… Теперь я могу…

Мне было трудно… Мне захотелось…

infourok.ru

Составные задачи на сложение и вычитание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые формы

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели: включение учащихся в деятельность

Обеспечивает мотивацию выполнения.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться и говорить «Добрый день!»

Добрый день, ребята и уважаемые гости!

1 слайд. Приветствие

Настроение каково Все такого мнения!

Может вы уже устали?

Может ляжем , отдохнём?

Все за парты дружно сели. Друг на друга посмотрели

— Хорошо, приступаем к работе. Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Логическая разминка.

-Продолжите числовой ряд.

12,23,34,…,…,…

— Найдите закономерность. Запишите получившиеся числа.

— Какие получились числа?

Подготовка учащихся к уроку.

Дети здороваются.

Проверяют готовность к уроку.

Дети объясняют понимание пословицы.

Учащиеся выполняют записи.

Дети выполняют задание и дополняют запись чисел.

12,23,34,45,56,67

Беседа

Взаимообъяснение.

Познавательные самоопределение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные

настраиваются на работу, определение личной (индивидуальной) мотивации обучения

II Актуализация знаний ( 4 мин)

Цель:

обеспечение готовности учащихся к включению в обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организовывает устный коллективный опрос. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует взаимопроверку.

– Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значения этих числовых выражений .

5 * 4 = 20- а

9 * 6 =54 — и

7* 6 =42 — ч

3* 3 =9- з

8* 4=32 – д

8 * 5 = 40- а

9

20

32

40

42

20

           

Дети по цепочке решают по одному примеру, проверяют друг у друга правильность вычислений.

-Заполняем таблицу.

-О чём будем сегодня говорить на уроке?

 

9

20

32

40

42

54

з

а

д

а

ч

и

 

 

О задачах

Взаимообъяснение.

Коммуникативные слушают учителя. Строят понятные для одноклассников высказывания. Отвечают на вопросы учителя.

III.Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

Цель:

обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые предположения. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение к теме урока, которую обучающиеся назовут сами.

А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.

На доске краткая запись задачи в виде таблицы

 

ехали

сели

стало

пассажиры

30

15

?

— Сколько вопросов в этой задаче?

— Какой?

На доске две схемы:

?

30 п. 15п.

45п.

? 20п.

— Какая схема подходит к этой задаче?

— Сформулируйте задачу к краткой записи и выбранной схеме.

Решите (один ученик у доски)

Как называются задачи, которые мы решали?

На доске краткая запись задачи в виде таблицы

 

ехали

сели

вышли

Осталось

пассажиры

30

15

20

?

— Что можете сказать об этой задаче по краткой записи?

— Что вас смутило?

— Сколько вопросов в этой задаче?

— Какие?

Из каких двух задач составили эту задачу?

— Догадались, как называются такие задачи?

— Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи на сложение и вычитания.

— Теперь попробуем сформулировать цель урока: что нового узнаем, чему сегодня будем учиться.

На доске (слайде)

Научимся отличать…

Будем учиться записывать…

Будем учиться решать…

— Узнаем, что такое составные задачи.

Пытаются анализировать задачи. Высказывают свои мнения. Фиксируют проблему.

Один.

Первая.

Формулируют условие задачи.

Решение задачи:

30+15=45 (п.)

Ответ: 45 пассажиров.

-Один.

-Вторая.

45-20=25 (п.)

Ответ: 25 пассажиров.

Простые.

Дети не могут понять, о чём их спрашивают, они в замешательстве.

Два.

Сколько пассажиров стало после того, когда сели в автобус и сколько

Составные.

-Будем учиться решать составные задачи.

Дети дополняют предложения.

Научимся отличать составные задачи от простых, будем учиться записывать условие составной задачи и решать.

Взаимообъяснение.

Коммуникативные слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы.

Регулятивные принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют взаимопроверку. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы.

Регулятивные принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют взаимопроверку. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

IV.Изучение нового материала

(20 мин)

Цель:

— более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Решаем задачу. № 225

— Чертим схему по главным словам в задаче (ехали, сели, вышли, осталось).

— Сколько ехало?

— Сколько сели?

— Сколько вышло?

— Вопрос у задачи какой?

— Сможем сразу ответить на вопрос задачи?

— Почему?

— Каким действием найдём?

— Теперь мы можем узнать сколько пассажиров осталось в автобусе?

— Сколько действий получилось?

— Почему?

№ 226.

– По данной схеме составьте решение задачи.

Запись:

– По данному решению составьте задачу.

№ 227.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Рассмотрите схемы. Какая схема соответствует данной задаче? (Вторая схема.)

– Решите данную задачу.

– Вычислите и запишите ответ.

№ 229.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Сделайте краткую запись к данной задаче в виде таблицы.

Учебники

Стало

Было

300 уч.

 

Передали

40 уч.

 

Привезли

50 уч.

 

? 20п.

.

30п. 15п.

30

15

20

-Осталось?

-Нет.

-Не знаем сколько пассажиров стало после посадки.

30+15=45 (п.)- стало после посадки.

45-20=25 (п.)

Ответ: 25 пассажиров.

-Два.

-Потому что сначала нужно было узнать сколько пассажиров стало после посадки, а потом сколько пассажиров осталось.

В магазине в первый день продали 20 кг соли, а во второй день – 30 кг. Сколько килограммов соли осталось, если было 100 кг соли?

Решение:

1) 100 – 20 = 80.

2) 80 – 30 = 50.

Запись:

Было – 250 кн.

Привезли – 25 кн. и 25 кн.

Стало – ? кн.

Решение:

1) 250 + 25 = 275 (кн.)

2) 275 + 25 = 300 (кн.) – стало.

Ответ: 320 книг.

Решение:

1) 300 – 40 = 260 (уч.) – осталось.

2) 260 + 50 = 310 (уч.) – стало.

Ответ: 310 учебников.

Взаимообъяснение.

Регулятивные

исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные

строят рассуждения, умеют использовать речь для регуляции своего действия. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Обосновывают выбор способа решения. 

Познавательные

анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, обобщают и систематизируют изученный материал. Применение опорных знаний для решения текстовых задач.

Физминутка

( 2 мин)

Организует к выполнению физминутки.

     

V. Закрепление нового материала (10 мин)

Цель:

— проверить умение

Работа в паре. Обосновывают выбор способа решения. Высказывают свои предложения в паре.

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в парах. Две задачи на две пары.

1.В классе 15 мальчиков, а девочек на 5 больше. Сколько всего детей в классе?

2.Измени вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

Записать результаты работы на карточке.

Проверка задач. Самопроверка.

Для украшения новогодней ёлки школьники сделали 7 фонариков, а гирлянд – на 3 больше. Сколько гирлянд сделали школьники?

2.Измени вопрос так, чтобы задача решалась в два действия

Записать результаты работы на карточке.

Проверка задач. Самопроверка.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Дети в парах решают задачи.

1)15+5=20(д.)-в классе.

2)15+20=35(д.)

Ответ: 35 детей.

Вопрос должен стать таким: Сколько всего новогодних игрушек сделали школьники?

1)7+3=10(г.)- сделали.

2)7+10=17(и.)

Ответ:17 новогодних игрушек.

контроль

Регулятивные принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 

Коммуникативные: строят рассуждения своего действия. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Обосновывают выбор способа решения. 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цель: осознание учащимися затруднений и самооценка результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Побуждает к самооценке.

— С каким понятием сегодня познакомились?

— Достигли нашей цели?

— Что получилось особенно хорошо?

— Над чем нужно поработать?

Зелёной – понравилось,            

Жёлтой –   интересно,

Красной – скучно.

Составная задача.

Ответы детей на вопросы.

взаимообъяснение

Коммуникативные формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции материала и как они их   усвоили

( что получилось, что не получилось и почему).

Регулятивные рефлексия своих действий.

VIII. Домашнее задание (2 мин)

Дает комментарий к домашнему заданию. 

Записывают домашнее задание. Выставляют оценки за работу на уроке.

беседа

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект занятия по математике «Задачи на сложение и вычитание» ⋆ Планета Детства

Тема занятия: Задачи на сложение и вычитание.

Цели:
• Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия;
• Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел;
• Учить детей решать задачи на смекалку (построение фигур, составленных из палочек);
• Развивать умение планировать полный или частичный ход решения;
• Представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек.

Задачи:
• Закрепить представление о геометрических фигурах, знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представление о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношении смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
• Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10 в разных размерах, таблица с изображением тарелки, на которой сделаны разрезы, 7 цветных изображений конфет; доска, мел.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Предварительная работа: игры «Назови и покажи», «Проделки Шапокляк».

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Ход занятия

«Назови и покажи»

Назовите и покажите числа от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.

— Какое число идет до 5? (4? 3? 2?)
— Какое число идет после 7 (8? 9?)
— Почему 7 идет после 6? (3 после 2?)
— Почему 8 идет до 9? (6 до 7?)

Звучит песня Чебурашки из мультфильма «Чебурашка и Гена».

— Ребята, вы слышите, кто-то поет. Кто это?

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там Чебурашка Гена.

— Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел? Узнаете их?

Чебурашка рассказывает детям, что с ними случилось.

«Проделки Шапокляк»

Гена и Чебурашка путешествовали поездом. На одной из станции Шапокляк решила сорвать путешествие и отцепила некоторые из вагончиков. Какие это вагончики? Назовите их номера.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Подтянись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»

— Ребята, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить. А наши гости Гена и Чебурашка будут следить и тоже учиться решать задачи.
— Посмотрите, сколько конфет в тарелке. («В тарелке 6 конфет»)
— Я положу в тарелку еще 1 конфетку. Составьте задачу про то, что я сделала.

Вызванный ребенок рассказывает задачу.

— Что мы знаем? Сколько было конфет? Сколько конфет я положила?
— Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько конфет стало в тарелке — это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Мы знаем, сколько было конфет, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать.
Больше или меньше стало конфет после того, как я положила в тарелку еще 1 конфетку?
— Правильно, конфет стало больше. Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7. Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит 2 детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу. В тарелке было 7 конфет, 1 конфетку я дала Сереже. Придумайте задачу.
— Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало конфет в тарелке после того, как я дала 1 яблоко Сереже?
—  Верно, конфет стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получится 6. Сколько конфет осталось в тарелке? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?

«Назови фигуры»

— Ребята, назовите эти геометрические фигуры.
— А теперь, скажите, сколько на картинке кружочков? (9)
— Сколько овалов? (7)
— Сколько треугольников? (8)
— Сколько квадратов? (8)
— Каких фигур больше? Больше, чем какие фигуры?
— Каких фигур меньше? Меньше, чем какие фигуры?
— А каких фигур поровну?

«Задание с палочками»

— Ребята, отсчитайте 4 палочки и сложите из них квадрат.
— А теперь, подумайте, какую палочку надо переложить на другое место, чтобы получить стульчик?
— Отсчитайте 6 палочек и сложите из них домик. Подумайте, какие 2 палочки надо переложить, чтобы получился флажок. Когда вы решите, как переложите палочки, и представите, что флажок получится, выполняйте задание.
— Ребята, скажите флажок, который получился у вас, похож с этими флажками.
— Из каких цветов состоит флаг России, Татарстана? Молодцы!
— А давайте, мы наши флажки подарим нашим друзьям – Чебурашке и Гене.
— Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что понравилось?

Автор: Рамазанова Наиля Наилевна,
воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 236»,
г. Казань, Республика Татарстан

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Дидактический материал по теме «Решение простых задач на сложение и вычитание»

1

На тарелке было 6 персиков. Когда несколько персиков съели, на тарелке осталось 2 персика. Сколько персиков съели?

2

У Сережи было 4 марки. Ему подарили еще несколько, и у мальчика стало 7 марок. Сколько марок подарили Сереже?

3

Когда Валера раскрасил в книге 5 картинок, их осталось 3.Сколько картинок в книге?

4

С катка домой ушло 2 мальчика, а 8 мальчиков осталось кататься.

Сколько мальчиков было на катке сначала?

5

Бабушка испекла 7 пирожков. После обеда их осталось 2.Сколько пирожков съели за обедом?

6

В автобусе ехало 4 человека. На остановке вошло несколько человек, и в автобусе стало 8 человек. Сколько человек вошло в автобус?

7

Когда с ветки упало 5 слив, их осталось столько же. Сколько слив было на ветке?

8

Из кухни принесли 2 тарелки манной каши, а рисовой – на 5 больше.

Сколько тарелок рисовой каши принесли из кухни?

9

На занятии 7 детей рисовали, а лепили из пластилина – на 2 меньше.

Сколько детей занималось лепкой?

10

На прогулке дети увидели 6 синиц и 2 воробьев. На сколько больше было синиц, чем воробьев?

11

Таня купила 9 тетрадей в клетку. Это на 1 тетрадь больше, чем в линейку.

Сколько тетрадей в линейку купила Таня?

12

Кате 6 лет. Она младше Коли на 2 года. Сколько лет Коле?

13

Во дворе стояли 2 грузовые машины и 3 легковые машины. На сколько грузовых машин меньше,

14

Для украшения елки дети вырезали 2 голубых снежинки, 3 белых и 4 серебристых. Сколько всего снежинок вырезали дети?

15

Дети собрали 8 грибов. Груздей 4, 1 рыжик, а остальные – лисички.

Сколько лисичек собрали ребята?

16

Летом засушили 3 кг черники, 2 кг шиповника и 2 кг ромашки.

Сколько кг лекарственных растений засушили?

17

В букете было 7 цветов. Из них 3 хризантемы, 3 георгина, а остальные – астры. Сколько астр в букете?

18

Во дворе росло 6 деревьев. Из них несколько лип, 2 тополя, а берез столько же, сколько и тополей. Сколько лип росло во дворе?

19

На ёлке висело 6 розовых шаров и 1 голубой шар. Сколько всего шаров висело на ёлке?

20

Вика нарисовала 8 фонариков, Нина нарисовала 2 фонарика. Сколько всего фонариков нарисовали девочки?

21

Павлику купили 3 книжки, Диме купили 2 книжки. Сколько всего книжек купили мальчикам вместе.

22

Аня вымыла 5 тарелок, а Катя на 4 тарелки больше. Сколько тарелок вымыла Катя?

23

Папа купил 9 яблок и 4 банана На сколько больше папа купил яблок, чем бананов?

24

На столе стояло 4 чашки и 4 блюдца. Сколько всего посуды стояло на столе?

25

В трамвае ехало 10 человек. На остановке вышло 5 человек. Сколько человек осталось в трамвае?

26

На поляне сидело 5 птиц. К ним прилетели ещё 5 птичек. Сколько птичек стало на поляне?

27

На полке лежало 4 салфетки, а на столе на 6 салфеток больше. Сколько салфеток лежало на столе?

28

Серёжа нашёл 10 жёлудей. 5жёлудей он отдал сестре. Сколько жёлудей осталось у Серёжи?

29

На парте лежало 5 книг. Саша положил ещё 4 книги. Сколько книг стало на парте?

30

Вера с грядки сорвала 5 огурцов, Лара сорвала 8 огурцов. На сколько больше огурцов сорвала Вера, чем Лара?

infourok.ru

Урок-сказка. Решение примеров на сложение и вычитание. Решение задач (закрепление)

Урок – сказка по математике в 1-м классе по теме: «Решение примеров на сложение и вычитание. Решение задач» (« Колобок»)

Разработка урока – сказки с целью закрепления знаний состава чисел в пределах 10, решение примеров изученных видов, повторение и закрепление простых задач на сложение и вычитание.

Цели урока:

Закрепить умение выполнять сложение и вычитание;

повторить основные вопросы из пройденного материала;

развивать математическое мышление, память, наблюдательность, внимание;

воспитывать интерес к урокам математики; взаимовыручку; положительную мотивацию к учёбе.

Регулятивные —  уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные – уметь осуществлять взаимопроверку.

Познавательные – уметь произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Личностные:

Организовывают исследовательское пространство, проявлять интерес к математике;

осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

Наглядность: Колобок, Дед, Баба, Зайчик, Волк, Медведь, Лисица.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте.

Сказку в душу пропускайте.

Ребята, повернитесь к нашим гостям, своим любимым воспитателям, поздоровайтесь и подарите им свою улыбку.

— Какой сейчас урок? Какое сегодня число, день недели?

— Сегодня у нас необычный урок не только потому, что у нас гости, а ещё и потому, что мы сегодня попадем с вами в сказку.

— Чтобы попасть в сказку, мы должны сказать волшебные слова. Встали, закрыли глазки.

3  раза  хлопнем,

2 раза  топнем.

Влево, вправо повернись

В сказке очутись.

Постановка темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем считать, сравнивать, решать задачи. Но ведь мы с вами в сказке, нам нужно будет спасти сказочного героя, которого вы знаете давно. А кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Перед зайцем не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… Колобок

— Вы помните, чем закончилась эта сказка?

Сегодня в нашей сказке, если мы выполним все задания, то спасём Колобка от Лисицы. Поможем Колобку? Тогда в путь.

— Вспомним начало сказки. (сжато)

— Решил Колобок посетить ребят 1 класса. И узнать чему они научились за 3 месяца в школе. Давайте поможем ему добраться и нарисуем дорожку.

Графический диктант: поставили точку в уголке клетки, 2 – вправо, 1- вниз, 1- влево, 1 – вниз, 2 — вправо, 2- вверх, 2 — вправо…

— Катится Колобок по дорожке, а чтобы не было скучно, повторяет то, что слышал в детском саду на ваших занятиях.

Математический диктант.

Дети показывают ответы на математическом веере, учитель – демонстрирует на экране.

— назовите число на 1 больше 3. (4)

— назовите число на 1 меньше 6. (5)

— какое число следует за числом 6? (7)

— какое число предшествует числу 3? (2)

— какое число больше 5 или 8? (8)

— какое число меньше 7 или 9? (7)

— какое число стоит между 2 и 4? (3)

— слагаемое 7 слагаемое 2? Сумма (9)

Физкультминутка

— На какие 2 группы можно разделить все примеры? (примеры на сложение и примеры на вычитание)

Запишите эти примеры в тетрадь самостоятельно (девочки — на вычитание, мальчики — на сложение).

— Отступаем вниз 2 клетки, записываем примеры в 2 столбика. Не забываем пропускать вправо между столбиками 4 клетки. Девочки какой ответ в ваших примерах? (6) У мальчиков? (7, в одном примере 0).

Физминутка для глаз.

Работа над задачей.

— Прочитайте задачу. (Читает хорошо читающий ученик)

— Что вы сейчас прочитали? (Задачу). Докажите, что это задача. (Это рассказ с цифрами, в котором есть вопрос)

— О ком идет речь в задаче? (О рыбках).

-А что про них спрашивают?(Сколько всего словили).

-А если спрашивается, сколько стало всего, что мы должны для этого знать? (Надо знать, сколько словил первый мальчик и сколько второй).

-Еще раз читаем задачу. (Читаем хором).

-Что обозначает число 6?

-Читаем дальше. Что обозначает число 3?



-Нарисуем в тетради схему, обозначив рыбок кружочками.

— Сколько кружочков нарисуем сперва? (6) Сколько ещё дорисуем? (3)

— Если надо узнать всего, какой математический знак возьмем? (Плюс).

-Запишем решение: 6 + 3 = 9 (р.).

-Без чего не может быть задача? (Без ответа)

-Прочитайте еще раз вопрос задачи. (Хоровое чтение). Ответьте на вопрос, начиная с числа.

— Запишите ответ.

Да, дорожка нелегка,

Отпустил Волк Колобка.

Не попал он Волку в лапы.

Вдруг навстречу Косолапый:

«Ты не пой мне, Колобок!

Заданье выполни, дружок!»




А вот и Лисонька идёт

И такую речь ведёт:

Съем тебя я, Колобок!

«Но прежде дам тебе я срок,

Чтоб сумел за 5 минут

Назвать, что пропустили тут!»

Мы, Лиса, тебя проучим!

Колобочка не получишь.

Колобочка мы спасём

Бабе с дедом унесём!


Вернулся Колобок к бабе с дедом и рассказал, что первоклассники выучили таблицу сложения.

Формирование навыка самооценки.

— Оценим свою работу на уроке. Посмотрите, у вас на столах лежат цветочки. Подумайте, как вы работали на уроке: красный цветок – очень хорошо, синий – хорошо, но могли бы лучше.

— Возьмите цветок какой вы выбрали и пройдите к избушке (дети по одному выходят к доске и прикрепляют к тропинке цветы).

— Какая красивая полянка из цветов получилась. Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Встали, закрыли глазки, скажем волшебные слова.

            3   раза хлопнем,

     2  раза топнем.

              Влево, вправо повернись

Из сказки ты вернись.

— Наша сказка закончилась. Урок окончен.

Презентация к уроку

infourok.ru

Урок «Решение задач на сложение и вычитание»

Урок математики в 1-м классе .

Учитель: Хайруллина Роза Салахетдиновна

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Цель: закрепить навыки решения задач в одно действие на сложение и вычитание.

Задачи: 1. Образовательные:

обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;

продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;

закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;

повторить последовательность чисел в пределах 20.

2. Развивающие:

развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;

совершенствовать мыслительные операции;

развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

развивать навык самооценки.

3. Воспитательные:

воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;

воспитывать уважение к товарищам.

4. Коррекционные задачи:корректировать устную речь учащихся.

5. Здоровье сберегающие:создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз, следить за посадкой детей во время работы за партой.

Оборудование: карточки с числами, схема компонентов задачи, веер цифр;

рабочие тетради на печатной основе;

смайлики для самооценки компьютер и мультимедийная установка;

набор геометрических фигур.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы и целей урока.

Целью нашего урока будет показать умение решать задачи, примеры, работать самостоятельно и вместе.

3. Индивидуальная работа.

У доски работают 4 человека, 4-ый ученик «заселяет» числами «домик» (состав числа 9). Используется модель «Засели домик».□ – 1 = 8 10 – □ = 8 7 – □ = 7

□ + 1 = 3 □ – 2 = 6 □ + 0 = 3

5 + □ = 6 □ – 2 = 7 4 – □ > 0

7 + □ = 8 7 + □ = 9 □ – 0 = 5

4. Устный счёт.

Разгадывание ребусов:

100 Л.

ПРО 100 Р.

ВИ 3 НА.

Чтение слов на обратной стороне карточек (стол, простор, витрина).

Задачи в стихах (дети сигналят ответы веером).

Белка с рынка возвращалась и с лисою повстречалась.

Что ты, белочка несёшь? Задала лиса вопрос.

Я несу своим детишкам 2 ореха и 3 шишки.

Ты, лиса, мне подскажи, сколько будет 2+3?

Мы ходили на базар, выбирали там товар:

3 морковки, 2 петрушки, тыква, свёкла, сельдерей.

Сколько будет овощей?

Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.

Пригласил 2 медвежат, 3 зайчат и 5 бельчат.

Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?

Вот 8 зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой? (10)

Все ли здесь цыплятки – детки,

надо сосчитать наседке:

6 – на грядках, 3 – во ржи.

Сколько их всего, скажи? (9)

5 ворон на крышу сели,

2 ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

сколько всех их прилетело? (7)

Дети получают поощрительные призы, кто не ошибся.

5. Арифметический диктант.

Записывают ответы в тетрадь, а один ученик на доске.

Первое слагаемое – 8, второе – 1. Чему равна сумма? (9)

Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 2. Чему равна разность? (8)

5 уменьшить на 3. (2)

1 увеличить на 3. (4)

Из 6 вычесть 6. (0)

На сколько 3 меньше 6? (На 3)

Чему равна разность чисел 9 и 4? (5) Чему равна сумма чисел 3 и 4? (7)

Проверка диктанта.

— А теперь расположите ответы в порядке возрастания. (0, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9)

— Назовите самую маленькую цифру. (0)

— Назовите самую большую цифру. (9)

— Какие цифры пропущены? (1, 6)

6. Физкультурная минутка под музыку.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок

И умчался весь снежок.

7. Повторение знаний составных частей задачи.

На наборном полотне уже расположены части задачи в неверном порядке, (вопрос, ответ, решение) , дети читают и располагают в нужном порядке.

Используются карточки – опоры для обозначения частей задачи.

8. Работа над задачей.

Составить задачу по краткой записи:

Было – 6 синиц.

Стало –10 синиц.

— О чём мы можем спросить в этой задаче? (Сколько синиц прилетело?)

Ведётся анализ задачи (по очереди дети говорят, о чём задача, называют её составные части, в тетради и на доске записывают решение и ответ).

— Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ.)

— Как вы можете записать условие задачи кратко?

Было Прилетели Стало

6 с. ? с. 10 с.

— Назовите целую часть в данной задаче? (Это число – 10.)

— Назовите части в задаче? (Это неизвестная часть и число – 6.)

— Как найти часть числа?

— Какой компонент в задаче неизвестен? (Слагаемое.)

— Как найти неизвестное слагаемое?

(Решение записывает на доске ученик, ответ – учитель.)

Попробуем составить обратную задачу, используя найденный ответ в условии.

На ветке сидели 6 синиц. К ним прилетели ещё 4 синицы. Сколько синиц стало на ветке?

Проводится анализ задачи. Затем дети записывают только решение (самостоятельно).

Дети меняются тетрадями. Проверяют. Кто все правильно решил? А кто сделал ошибки? Что вы пожелаете, посоветуете тем, кто сделал ошибки?

9. Физкультурная минутка.

Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано, где окно, а где кино.

Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.

10. Работа с геометрическим материалом.

Работа в группах.

На доске геометрические фигуры; 2 треугольника, четырёхугольник, 3 круга, квадрат (разного цвета).

Вопрос. Что вы видите на доске?

Задание. Разделить их на 2 группы.

— Как это можно сделать? (По цвету, по форме.)

Вопрос: Сколько здесь фигур? Какие?

Сколько четырехугольников? Каким он стоит по счёту? Покажите квадрат. Что это за геометрическая фигура? (Прямоугольник с равными сторонами.)Сколько треугольников? На каком месте он расположен?

Сколько кругов? Все ли они одинаковые по размеру?

Задание. Ещё раз внимательно посмотрите на фигуры.

Из конверта достаньте такие же и положите их в том порядке, в котором они находятся на доске (на столах конверты с геометрическими фигурами, дети выкладывают на столах в том порядке, как и на доске).

11. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что мы сегодня делали на уроке?

Мы слушали? Да.

Мы решали примеры? Да.

Мы говорили? Да.

Мы решали задачи? Да.

Мы писали? Да.

Что понравилось на уроке?

Со всеми заданиями справились?

У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый – урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный – задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Молодцы, дети! Вы очень хорошо работали. Любите математику, ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически, мыслить и находить выход из любой ситуации.

infourok.ru

Конспект урока по математике на тему «Задачи на сложение и вычитание»


ЗАДАЧИ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: повторить знания о задачах и их решении; закреплять знания смысла действий сложения и вычитания, их связь с отношениями «больше на…» и «меньше на…»; развивать умение рассуждать и анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. За один раз ёжик уносит 4 яблока и 2 грибочка. Сколько всего яблок и грибов уносит ежик за один раз?

4 + 2 = 6

– Сколько унесет за два раза?

6 + 6 = 12

– Сколько унесет за три раза?

12 + 6 = 18

2. За один день ёжик съедает 2 яблока и 1 гриб. На сколько дней хватает ёжику того, что он принес за один раз?

2 + 1 = 3

О т в е т: на 2 дня.

3. Сколько грибочков у ёжика уже лежит в норке, если он сейчас несет 2 грибочка и когда их положит в кладовую, то грибочков станет 10?

10 – 2 = 8 (гр.)

4. Сколько было у ёжика яблочек, если когда он положит эти 4, то всего яблок в кладовой станет 9?

9 – 4 = 5 (ябл.)

5. Вычислите.

9 + 1 + 4 =  16 – 6 – 3 = 

5 + 5 + 2 =  17 – 7 – 5 = 

7 + 3 + 8 =  19 – 9 – 2 = 

6 +  + 1 =  18 –  – 4 = 

9 +  +  =  14 –  –  = 

7 +  +  =  12 –  –  = 

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунок и составьте по нему задачу.

– Назовите условие задачи.

– Сформулируйте требование данной задачи.

– Какое действие поможет найти искомое число?

З а п и с ь: 7 – 1.

– Сегодня на уроке будем решать задачи на сложение и вычитание.

IV. Работа по учебнику (с. 69).

З а д а н и е № 1.

– Рассмотрите предложенный рисунок. Кто здесь нарисован?

– По данному рисунку придумайте 3 задачи на сложение.

В а р и а н т ы з а д а ч:

 Миша пас на лугу животных. В стаде было 3 коровы и 2 барана. Сколько животных в стаде?

 В стаде были 2 коровы белого цвета и 1 корова бурого цвета. Сколько всего было коров?

 Миша пас на лугу 5 животных. С ним была собака Шарик. Сколько всего животных было у Миши?

Учитель выбирает задачу, решение которой надо записать в тетрадь.

– По данному рисунку придумайте 3 задачи на вычитание.

В а р и а н т ы з а д а ч:

 В стаде было 5 животных, коров было 3. остальные были бараны. Сколько было баранов?

 В стаде было 3 коровы. Одна корова была бурого цвета, остальные коровы – белого цвета. Сколько коров было белых?

 На лугу было всего 6 животных. Собака Шарик помогала Мише пасти коров и баранов. Сколько было коров и баранов?

Учитель выбирает задачу, решение которой надо записать в тетрадь.

З а д а н и е № 2.

В этом задании учащимся для анализа предлагается составная задача.

– Прочитайте задачу.

– О чем говорится в требовании задачи? (Сколько писем почтальон разнес за эти два дня?)

– Сколько писем разнес почтальон за первый день? (9 писем.)

– Что мы знаем о числе писем, которые он разнес за второй день? (На 2 письма больше.)

– Как можно узнать это число?

– Итак, в первый день почтальон разнес 9 писем, а во второй 9 + 2, то есть 11 писем. Каким действием мы найдем число писем, разнесенных по адресам за эти два дня? (Сложением.)

– А теперь найдите выражение, в котором записано то, что мы только что выяснили об интересующем нас числе писем.

З а д а н и е № 3.

В этом задании перед учащимися ставится обратная задача: нужно придумать составную задачу по данному выражению.

– Прочитайте выражение (10 – 2) + 5.

– Сколько действий содержится в этом выражении? (Вычитание и сложение.)

– Какое действие выполняется сначала? (Вычитание.)

– Что можно сделать с помощью отношения «на 2 меньше», которое можно включить в формулировку задачи?

– После этого к полученному числу нужно прибавить число 5, что можно «обеспечить» за счет увеличения этого числа на 5, включив в формулировку задачи слова «на 5 больше».

З а д а ч а.

В вазе было 10 белых роз, а красных – на 2 розы меньше. Потом поставили еще 5 красных роз. Сколько всего красных роз стало в вазе?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнение.

Кошка, кот и шесть котят

Ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон, сколько кошек? (8.)

V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 117–119).

Учащиеся выполняют задания № 1–3.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Работа по карточкам.

Учащиеся составляют и решают задачи, используя иллюстрации.

Карточка № 1.

Было

Продали 4 кг.

Осталось ?

Карточка № 2.

Было

Съели 3 шт.

Осталось ?

Карточка № 3.

Было Собрали еще

Карточка № 4.

Было Поставили еще

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *