Как оформить задачу по математике – Образцы оформления задачи / Задачи / Справочник по математике для начальной школы

Памятка «Оформление задач» (математика)

1 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

Ася вымыла 5 тарелок, а Маша вымыла 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?

Ася – 5 т.

? Т.

Маша – 4 т.

5 + 4 = 9 (т.)

Ответ: 9 тарелок вымыли дети.

2 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

На стоянке было 2 машины. Вечером приехало ещё 5 машин. Сколько всего машин на стоянке?

Было – 2 м.

Приехало – 5 м.

Стало – ? м.

2 + 5 = 7 (м.)

Ответ: 7 машин всего на стоянке.

3 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

На опушке леса росло 5 клёнов и 4 тополя, а сосен росло столько, сколько клёнов и тополей вместе. Сколько сосен росло на опушке леса?

Клёнов – 5 д.

Тополей – 4 д.

Сосен – ? д.

5 + 4 = 9 (д.)

Ответ: 9 сосен росло на опушке леса.

4 ЗАДАЧА НА

УВЕЛИЧЕНИЕ НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ

У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки больше. Сколько марок у Егора?

Вася – 7 м.

Егор – ? м., на 3 б. >

7 + 3 = 10 (м.)

Ответ: 10 марок у Егора.

5 ЗАДАЧА НА УМЕНЬШЕНИЕ НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ

В первой группе 10 учеников, а во второй на 3 ученика меньше. Сколько учеников во второй группе?

В I г. – 10 уч.

Во II г. – ? уч., на 3 уч. <

10 – 3 = 7 (уч.)

Ответ: 7 учеников во второй группе.

6 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

У Дины было 9 роз. 5 розовых, остальные белые. Сколько белых роз было у Дины?

Розовые – 5 р.

9 р.

Белые – ? р.

9 – 5 = 4 (р.)

Ответ: 4 белые розы были у Дины.

7 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

Дед Мазай вёз на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал ещё несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай?

Было – 5 з.

Подобрал – ? з.

Стало – 8 з.

8 – 5 = 3 (з.)

Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай.

8 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА

На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось?

Было – 9 в.

Улетели – 5 в.

Осталось – ? в.

9 – 5 = 4 (в.)

Ответ: 4 вороны осталось.

9 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО

На кустике висело 7 ягод клубники. Когда несколько ягод созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод созрело и упало?

Было – 7 яг.

Упало – ? яг.

Осталось – 5 яг.

7 – 5 = 2 (яг.)

Ответ: 2 ягоды созрело и упало.

10 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО

В зоопарке несколько медведей. Когда трёх медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке первоначально?

Было – ? м.

Перевезли – 3 м.

Осталось – 6 м.

3 + 6 = 9 (м.)

Ответ: 9 медведей было в зоопарке первоначально.

11 ЗАДАЧА НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ

Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго?

I м. – 8 к. <

на ? >

II м. – 3 к. <

8 – 3 = 5 (к.)

Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй.

12 ЗАДАЧА НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ

Один арбуз весит 5 кг, а другой 8 кг. На сколько килограммов один арбуз легче другого?

I ар. – 5 кг <

на ? <

II ар. – 8 кг <

8 – 5 = 3 (кг)

Ответ: на 3 килограмма один арбуз легче другого.

13 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

На пришкольном участке 6 берёз, а лип на 4 меньше. Сколько

всего деревьев на пришкольном участке?

Берёз – 6 д.

? д.

Лип – ?д., на 4 д. <

1) 6 – 4 = 2 (д.) – лип.

2) 6 + 2 = 8 (д.)

Ответ: 8 деревьев всего на пришкольном участке.

14 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

В шкафу стоят 2 кастрюли, сковородок на 3 больше, а ваз столько, сколько кастрюль и сковородок вместе. Сколько ваз стоит в шкафу?

Кастрюли – 2 шт.

Сковородки – ? шт., на 3 шт. >

Вазы – ? шт.

Решение

2 + 3 = 5 (шт.) – сковородок.

2 + 5 = 7 (шт.)

Ответ: 7 ваз стоит в шкафу.

15 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

У Тани 3 яблока, груш на 2 больше, чем яблок, а персиков на 4 меньше, чем груш. Сколько всего фруктов у Тани?

Яблоки – 3 шт.

Груши – ? шт., на 2 шт. > ? шт.

Персики – ? шт., на 4 шт. <

Решение

3 + 2 = 5 (шт.) – груш.

5 – 4 = 1 (шт.) – персиков.

3 + 5 = 7 (шт.) – яблок и груш вместе.

7 + 1 = 8 (шт.)

Ответ: 8 фруктов всего у Тани.

16 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

В коробке 17 жёлтых кубиков, зелёных на 6 меньше, чем жёлтых, а красных на 12 больше, чем зелёных и жёлтых кубиков вместе. Сколько всего кубиков в коробке?

Жёлтых – 17 к.

? К.

Зелёных – ? к., на 6 к. < ? К.

Красных — ? к., на 12 к. >

Решение

17 – 6 = 11 (к.) – зелёных.

17 + 11 = 28 (к.) – жёлтых и зелёных вместе.

28 + 12 = 40 (к.) – красных.

28 + 40 = 68 (к.)

Ответ: 68 кубиков всего в коробке.

17 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА

Нашли 4 белых гриба и 6 подосиновиков. 8 грибов пошло на суп. Сколько грибов осталось?

Было – 4 г. и 6 г.

Израсходовали – 8 г.

Осталось – ? г.

Решение

4 + 6 = 10 (г.) – было.

10 – 8 = 2 (г.)

Ответ: 2 гриба осталось.

18 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА

У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди?

Было – 23 р.

Подарил – ?, 6 р. и 4 р.

Осталось – ? р.

Решение

6 + 4 = 10 (р.) – подарил.

23 – 10 = 13 (р.)

Ответ: 13 рыбок осталось в аквариуме у Феди.

19 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело?

Было – 22 п. и 13 п.

Прилетело – ? п.

Стало – 49 п.

Решение

22 + 13 = 35 (п.) – было.

49 – 35 = 14 (п.)

Ответ: 14 птиц прилетело.

20 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА

У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди?

Было – 23 р.

Подарил – 6 р. и 4 р.

Осталось – ? р.

Решение

6 + 4 = 10 (р.) – подарил.

23 – 10 = 13 (р.)

Ответ: 13 рыбок осталось в аквариуме у Феди.

21 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело?

Было – 22 п. и 13 п.

Прилетело – ? п.

Стало – 49 п.

Решение

22 + 13 = 35 (п.) – было.

49 – 35 = 14 (п.)

Ответ: 14 птиц прилетело.

22 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

У причала стояло 6 катеров. Утром причалило 3 катера и несколько катеров причалило вечером, и после этого у причала стало 19 катеров. Сколько катеров причалило вечером?

Было – 6 к.

Причалило – 3 к. и ? к.

Стало – 19 к.

Решение

19 – 6 = 13 (к.) – причалило всего .

13 – 3 = 10 (к.)

Ответ: 10 катеров причалило вечером.

23 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО

Маша увидела 7 белых и 3 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек улетело, их осталось 5. Сколько бабочек улетело?

Было – 7 б. и 3 б.

Улетело –? б.

Осталось – 5 б.

Решение

7 + 3 = 10 (б.) – было.

10 – 5 = 5 (б.)

Ответ: 5 бабочек улетело.

24 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО

На аэродроме было 20 вертолётов. Утром улетело 10 вертолётов. Сколько вертолётов улетело днём, если к вечеру их осталось 6?

Было – 20 в.

Улетели – 10 в. и ? в.

Осталось – 6 в.

Решение

20 – 6 = 14 (в.) – улетели всего.

14 – 10 = 4 (в.)

Ответ: 4 вертолёта улетело днём.

25 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО

В букете было 9 гвоздик. Когда несколько гвоздик завяли, остались 2 красные и 3 розовые гвоздики. Сколько гвоздик завяло?

Было – 9 г.

Завяли – ? г.

Осталось – 2 г. и 3 г.

Решение

2 + 3 = 5 (г.) – осталось.

9 – 5 = 4 (г.)

Ответ: 4 гвоздики завяло.

26 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СЛАГАЕМОГО

В трёх классах на окнах стоят 35 горшков с цветками. В первом классе 11 горшков, во втором 13. Сколько горшков с цветками стоит в третьем классе?

I к. – 11 г.

II к. – 13 г. 35 г.

III к. – ? г.

Решение

1)11 + 13 = 24(г.) – в I и II классах.

2)35 – 24 = 11(г.)

Ответ: 11 горшков с цветками стоят в третьем классе.

infourok.ru

matematika

Образцы оформления заданий на уроках математики

В ходе работы на уроках математики возникают частные вопросы оформления отдельных заданий: решения задач, нахождения значения числовых выражений, уравнений, неравенств, выполнения гео­метрических заданий.

Рассмотрим примерные рекомендации по оформлению отдельных заданий младшими школьниками в тетрадях по математике.

Во-первых, необходимо на­учить младших школьников легко определять количество строк, которые следует пропускать.

Между работами — 4 клетки, вну­три работы между заданиями — 2 клетки, внутри заданий между дей­ствиями — 1 клетку (образец 1).

Требования к написанию цифр как в однозначных числах, так и в многозначных предъявля­ются единые. Каждая цифра пи­шется с наклоном в отдельной клетке, прислоняясь к её правой стороне. Особенно это требование актуально при выполнении дей­ствий с многозначными числами. Образцы написания цифр пред­ставлены в учебном наглядном по­собии «Демонстрационный набор письменных цифр и математичес­ких знаков».

Во II классе учащимся удобнее все буквы в тетрадях по математи­ке писать высотой в целую клетку (аналогично письму на уроках язы­ка). В III и IV классах высота букв при повышении скорости письма может уменьшаться до 2/3 высоты клетки.

После даты, слов Домашняя работа, Классная работа. Зада­ча точка не ставится. Слова При­меры, Уравнения, Неравенств, Математический диктант, Кон­трольный устный счёт в началь­ных классах не пишутся.

Как ученику II класса (именно в этом возрасте они начинают за­писывать дату выполнения рабо­ты) научиться определять место начала записи Даты? Например, можно договориться отсчитывать от начала страницы (или от по­лей) 10 полных клеток, а в 11-й начинать запись даты, тогда будет достигнуто единство оформления письменных записей и ученику легко будет расположить дату по­середине страницы.

Оформление математических диктантов может быть выполне­но разными способами. Учащиеся I класса пишут под диктовку чис­ла, учатся писать математические диктанты, записывая результаты в строку через запятую. Начиная со II класса результаты диктанта можно оформлять в строку или в столбики. Учащиеся должны быть научены фиксировать ответы по-разному. Перед математическим диктантом учитель оговаривает с учащимися способ записи ответов. При записи результатов математи­ческого диктанта в строку учащи­еся пишут каждый последующий результат через запятую. В случае отсутствия ответа

на месте его ученик ставит прочерк. В против­ном случае проверка результатов выполненного диктанта вызовет затруднения, как у учителя, так и учащихся (при самопроверке и при взаимопроверке). (Образец 2.)

Запись результатов матема­тического диктанта может быть выполнена в столбики. Для этого перед началом диктанта учитель сообщает классу количество за­даний предстоящего диктанта (10 или 12). Учащиеся до диктанта записывают половину порядко­вых номеров ответов (5 или 6) в первый столбик, а вторую полови­ну — во второй, отступив вправо от записанных номеров заданий первого столбика оговоренное количество клеток, например 10. Порядковые номера заданий за­писываются с круглой скобкой.

В ходе выполнения математиче­ского диктанта учащиеся записы­вают ответ рядом с порядковым номером. Ответы, в которых уча­щийся сомневается, могут быть им пропущены. Заполнение их воз­можно и при самопроверке. Перед тем как отдать работу на проверку учителю или однокласснику, уче­ник должен рядом с номерами не­выполненных заданий поставить прочерк. (Образец 3.)

В IV классе при изучении нуме­рации многозначных чисел фикса­ция результатов математического диктанта может производиться в один столбик. (Образец 4.)

В оформление задачи входит слово Задача, запись решения и ответа.

Слово Задача записывается с большой буквы посередине стро­ки. Ориентировочно необходимо отступить от левого края страни­цы 10 клеток. Если запись слова Задача располагается на той же странице, что и дата, то учащимся удобно провести по воздуху ли­нию от первой цифры даты вниз, так как первая буква слова будет расположена под первой цифрой даты. (См. образец 1.)

В I классе решение задачи запи­сывается в виде числового выраже­ния. Значение числового выраже­ния (ответ задачи) подчёркивается. Полный ответ задачи проговарива­ется устно. (Образец 5.)

Со II класса пишутся слова За­дача и Ответ. Второклассники учатся оформлять запись реше­ния составной задачи. При запи­си решения задачи по действиям каждое действие пишется с новой строки. В начале строки ставит­ся порядковый номер действия с круглой скобкой, отступается одна клетка и записывается действие. (Образец 6.)

Запись решения задачи мо­жет быть оформлена выражением. В этом случае порядковый номер в начале строки не ставится. (Об­разец 7.)

В III и IV классах решение мо­жет быть оформлено по действи­ям без пояснений, с полными или краткими пояснениями, с во­просами, с планом, а также вы­ражением. Если решение задачи записывается выражением, то нет необходимости делать пояснения после действия. Результат поясня­ется только в ответе.

Решение задачи по действи­ям с краткими пояснениями

оформляется следующим образом. Пояснения к каждому из действий формулируются кратко (словосоче­танием). Сразу после наименова­ния ставится тире, и с маленькой буквы записывается пояснение, в котором заключается основной смысл ответа на поставленный во­прос. (Образец 8.)

Решение задачи по действи­ям с полными пояснениями оформляется следующим образом. (Образец 9.)

Решение задачи с вопроса­ми предполагает постановку» во­просов к каждому из действий. Вопрос записывается с большой буквы с начала строки. После него ставится вопросительный знак, а затем с новой строки записыва­ется действие. Порядковый номер действия в этом случае ставится один раз перед вопросом. (Обра­зец 10.)

Решение этой же задачи можно оформить с планом. (Образец 11.)

При необходимости выполнить письменные вычисления реше­ние задачи записывается сразу в столбик. (Образец 12.)

Если решение задачи записы­вается выражением, при этом не­обходимо произвести письменные вычисления, они располагаются под выражением. (Образец 13.)

Наименование пишется по­сле каждого действия задачи или после выражения в скобках с ма­ленькой буквы. В записи наиме­нования допускаются сокращения (обязательно должно заканчивать­ся на согласный). После сокра­щения ставится точка, в случаях, если это сокращение не является общепринятым. Точка не ставится в наименованиях, обозначающих единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км, единицы измере­ния веса: г, кг, т, ц, единицы из­мерения времени: суг, ч, мин, с.

Слово Ответ записывается с начала строки, после него ставит­ся двоеточие. После двоеточия на первом месте желательно записать число (результат решения задачи), а после него с_ маленькой буквы пояснение к нему. Ответ задачи может записываться как целыми словами, так и с использованием общепринятых сокращений (кило­метров — км, метров — м, кило­метров в час — км/ч и т. п.). От­вет записывается к каждой задаче.

В случае если задача решается несколькими способами, делает­ся пометка «1 способ, 2 способ» и ответ записывается один раз. Ес­ли решение задачи записано по действиям, а затем выражением, то ответ тоже записывается один раз. Если решение задачи выпол­нялось с полным пояснением, с записью вопросов по действиям, ответ может быть записан кратко. При этом записывается числовое значение и наименование либо число и словосочетание, отражающие ответ задачи. (См. образцы 9, 10, 11.) Если решение задачи за­писано выражением, по действиям с краткими пояснениями или без них, то ответ задачи должен быть полным (в виде числа и предложе­ния). (См. образцы 6, 7, 8, 12, 13.)

К задаче может быть выполне­на краткая запись. Она записыва­ется после слова Задача. Между строками пропускается одна клет­ка. Буквы и цифры пишутся в соот­ветствии с рассмотренными выше требованиями.

Запись нахождения значения математического выражения также оформляется единообразно. Если математическое выражение состоит из одного действия, кото­рое решается устно, ученик запи­сывает его в строку и рядом — его ответ. При записи нескольких таких выражений между столбиками ре­комендуется пропускать в сторону 3 клетки, а вниз между столбика­ми — 2. (Образец 14.)

Если математическое выраже­ние состоит из одного действия, и для его решения требуются письменные вычисления, то оно сразу записывается в столбик и вычисляется. В строке можно раз­местить несколько математических выражений с письменными вычис­лениями при условии, что вправо между ними необходимо пропу­скать не менее 3 клеток. (Обра­зец 15.)

При письменном умножении на трёхзначное число следует реко­мендовать учащимся размещать на одной строке только 2 приме­ра, так как при записи происходит значительный сдвиг влево. При не­обходимости на строке размеша­ется математическое выражение, а рядом проверка вычислений. (Об­разец 16.)

Учащийся вправе сам принять решение о рациональном разме­щении на странице выполненных заданий. К примеру, если необ­ходимо выполнить несколько при­меров на деление многозначных чисел и сделать к ним проверку, на одной строке можно разме­стить примеры на деление, а под ними проверку. В таких случа­ях рекомендуется отступать вниз 2 клетки. (Образец 17.)

Если математическое выраже­ние состоит из нескольких дей­ствий, решение которых пред­полагает устные вычисления, то учащийся сначала определяет порядок действий (его можно над­писать над выражением), затем производит устные вычисления и записывает ответ. Выполнять за­пись устных действий не нужно. (Образец 18.)

Если математическое выраже­ние состоит из нескольких дей­ствий, решение которых предпо­лагает письменные вычисления, то сначала оно записывается в строку. Определяется порядок выполнения действий. Затем каждое действие записывается под выражением и выполняется. Полученный конечный результат записывается в первоначальную запись после знака «равно». (Об­разец 19.)

Решение простейшего урав­нения записывается в столбик: само уравнение, способ нахож­дения неизвестного, результат вычисления (значение неизвест­ного), проверка решения уравне­ния. Можно расположить реше­ние двух уравнений в 2 столбика. При этом между уравнениями в сторону необходимо отступить 3 клетки. Слова Решение

и Про­верка, которые используются в

образце оформления уравнения на страницах учебника, в тетрадях учащимися не записываются. (Об­разец 20.)

Решение уравнений в два дей­ствия также записывается в стол­бик. Расположение двух таких уравнений также допустимо на одной строке при условии, что их решение не требует письменных вычислений. (Образец 21.)

Если при решении уравнения необходимо выполнять письмен­ные действия с многозначными числами, их следует располагать справа от записи решения уравне­ния. (Образец 22.)

Сравнение чисел, выраже­ний, величин. При сравнении двух чисел они записываются на строке с интервалом в одну клетку. В ней учащийся ставит знак. (Об­разец 23.)

При сравнении многозначных чисел учащийся производит срав­нение поразрядно. Достаточно об­ратить внимание на различающие­ся цифры в разрядах, начиная с высшего, подчеркнуть их. Во вто­рой строке можно записать только те цифры, которыми различаются числа. Это будет основанием для сравнения чисел. (Образец 24.)

Если число необходимо срав­нить с выражением, то в записи между ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значения выражения и сопоставления его с числом. (Образец 25.)

Если необходимо сравнить два выражения, то в записи меж­ду ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значений обоих выражений. Найденные значения выражений целесообразно запи­сать на следующей строке и после их сопоставления поставить знак сравнения между ними, а затем и на верхней строке в исходном вы­ражении. (Образец 26.)

При сравнении величин об­ращается внимание на единицы их измерения. Если величины вы­ражены в одинаковых единицах измерения, то сравнение произ­водится так же, как и сравнение чисел. Знак ставится между ве­личинами после установления их равенства или неравенства. (Об­разец 27.)

Если сравниваются величины, выраженные в разных единицах измерения, необходимо оценить возможность их сравнения без приведения их к единым едини­цам измерения; если это возмож­но, поставить требующийся знак. (Образец 28.)

При сравнении величин, вы­раженных в разных единицах из­мерения, чаще всего обязатель­ным условием является приведе­ние их к одинаковым единицам (меньшим или большим). Запись лучше зафиксировать на следую­щей строке. После сопоставления преобразованных величин мож­но поставить знак равенства или неравенства и затем перенести его в исходное выражение. (Об­разец 29.)

Задания геометрического характера могут включать толь­ко вычерчивание геометрических фигур, только нахождение параме­тров геометрических фигур, либо задание на нахождение параме­тров и вычерчивание фигур.

Если задание предполагает только вычерчивание фигуры (фи­гур), от предыдущего задания от­ступают две клетки и чертят за­данную геометрическую фигуру.

Если задание предполагает только нахождение параметров геометрической фигуры, то ученик должен оформить выполнение за­дания как решение задачи: слово Задача, решение (нахождение па­раметров геометрической фигуры), ответ. Если в задаче не требуется вычерчивание фигуры, этого и не нужно делать. (Образец 30.)

Если задание предполагает нахождение параметров и вычер­чивание фигуры, то оформляется это тоже как задача. Ученик дол­жен привыкнуть к тому, что любые вычисления (даже устные) при нахождении параметров должны быть зафиксированы письменно. Сначала проводятся вычисления, затем вычерчивается фигура с полученными данными. (Обра­зец 31.)

В задании может быть задана длина первого отрезка. Второй и третий отрезки необходимо найти, а затем начертить. В таком случае ребёнку удобно начертить данный отрезок, вычислить размер второ­го отрезка (с записью действия), начертить полученный отрезок, за­тем найти длину третьего отрезка (с записью действия) и тогда его начертить. (Образец 32.)

Это же задание учащийся может оформить иначе. (Обра­зец 33.)

Если к заданию было записа­но слово Задача, значит, к нему предполагается и Ответ.

Если необходимо произвести сравнение отрезков, значит, за­ писывается слово Задача, после вычерчивания отрезков записыва­ется математическое действие, с помощью которого производилось сравнение (вычитание, деление). Завершается выполнение задания записью ответа.

Отметим некоторые особенно­сти вычерчивания отрезков.

  • Чертим отрезки, отступая от левого края страницы 1 полную клетку.

  • Все отрезки необходимо чертить друг под другом, при этом их начальные точки должны на­ходиться на одном расстоянии от левого края страницы.

  • Пропуски между отрезками вниз составляют 1 клетку.

  • Края отрезков отмечаются небольшими штрихами.

Нахождение значения выра­жения с переменной записывает­ся следующим образом. (Обра­зец 34.)

Требования к оформлению контрольных работ. Оформле­ние их производится так же, как и классных работ. Исправления делаются в случае необходимости аккуратно. Краткая запись к зада­че, вопросы, пояснения, которые помогают при обучении решению задач, в контрольной работе не требуются, так как их использо­вание часто влечёт множество ор­фографических ошибок, не отра­жающих реальные математические знания детей. Формулировки зада­ний контрольной работы учащими­ся не переписываются в тетрадь. Ставится лишь порядковый номер выполняемого задания.

Порядок выполнения заданий контрольной работы учащийся мо­жет выбрать сам. Записывая ре­шения заданий, он должен ставить тот порядковый номер задания, под которым оно стоит в контроль­ной работе. (Образец 36.)

Хочется отметить, что далеко не все частные случаи оформ­ления записей по математике удалось осветить в статье. Кро­ме того, прописанные в данной статье рекомендации являются примерными. Если учителем, ме­тодическим объединением учите­лей наработаны более рациональ­ные приёмы обучения учащихся оформлению записей в тетрадях по математике без нарушения общепринятых норм, они имеют право внедрять их в свою деятель­ность. Важным остаётся требо­вание единообразия оформле­ния записей всеми учащимися.

Работа по формированию у младших школьников культуры оформления записей в тетрадях по математике кропотливая, тре­бует терпения. Однако необходи­мо помнить, что эти условности, используемые школьниками, не отражают математической под­готовки учащихся, поэтому не следует строго наказывать уча­щихся за то, что кто-то из них пропустил не 10, а 11 клеток при записи даты или допустил и прочие отклонения. Важно, что­бы записи были рациональными, единообразными, экономичными, лаконичными и при этом эстетично оформленными.

Литература:

  1. Н. Л. Ковалевская, учитель высшей категории, методист высшей категории,

г. Минск//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, 2012 г., № 10, стр. 5-12

16

studfiles.net

Как оформить задачи по математике

Автор КакПросто!

Правильное оформление задачи является одним из важных условий получения положительной оценки за работу. Более того, некорректно поданное решение, особенно если дело касается вузов, может и вовсе послужить недопуском к защите контрольной работы или домашнего задания.

Статьи по теме:

Инструкция

Ознакомьтесь с методическими рекомендациями вашего учебного заведения относительно правильного оформления различных работ по математике. Если таковых нет, используйте стандартные правила оформления задач. Используйте всегда только ручки и карандаши черных, синих и фиолетовых цветов. Изредка возможно дополнительное оформление отдельных моментов зеленым цветом. Учтите, что красная гамма исключительно для преподавателя. При оформлении задачи обязательно должны быть оставлены поля с одной из сторон листа, шириной не менее 1,5-2 см. Написание работы начините с указания текущей даты, типа задания – это может быть «домашняя работа», «подготовка к контрольной работе», «аттестационная работа» и так далее. Далее изложите условие задачи — напишите слово «Условие», поставьте после него двоеточие и с маленькой буквы перепишите данные. Если это позволено преподавателем, можно просто указать вариант и написать порядковый номер задачи.

Если заданий несколько, решайте их в любой последовательности – это никак не повлияет на будущую оценку. Главное, правильно указать номер и не перепутать условия.

Приступая к решению, оформите его словом «Решение» и после двоеточия излагайте свои знания. Первыми, как правило, указываются формулы, теоремы и правила, на которые вы опираетесь при решении. Сначала указывается формула, после этого идет непосредственно ее применение. Теоремы не нужно дословно цитировать, достаточно просто сослаться на них, указав название.

При решении показывайте ход своих мыслей, дополняя текст словами, типа «поскольку», «согласно», «так как», «допустим, что», «таким образом», «сделаем вывод» и так далее.

Обязательно оформляйте задачи по математике соответствующими графиками, чертежами, таблицами и другими аналогичными элементами. При этом все они должны рисоваться твердым тонким карандашом. Рисунки должны быть четкими и аккуратными. Неправильно сделанный рисунок считается большой ошибкой, поскольку заранее предопределяет неверное решение задачи. В графиках должны быть грамотно указаны единицы измерения, обозначения осей координат.

После решения каждой задачи, выделяйте «Ответ» и подытоживайте сделанные выводы и полученный результат. В конце всей работы оставьте место для пометок и рецензии преподавателя. С этой же целью оставляйте небольшое количество места после каждой решенной задачи.

Если работа по математике будет представляться учебному руководителю на отдельном листе, поместите решение задач внутрь двойного листка, оставив титульную страницу для указания типа работы, вашего имени и фамилии, учебного заведения, класса (для школы) или факультета, кафедры и группы (для вузов). Не всегда приемлема сдача работы на одинарном листе либо же на отдельной его части.

www.kakprosto.ru

Сообщение на тему «Различные способы оформления условия решения и оформления решения математических задач»

  1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    1. городского округа Балашиха Московской области

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»

143909 Московская область, г. Балашиха, ул. Летная, д.10

e-mail: balschool26@yandex.ru Tелефон: 8(498)-504-73-02

ИНН 5001105630 КПП 500101001 ОГРН 1155001004432 Лицензия № 74778 от 23.11.2015г

.Сообхщение на тему:

«Различные способы оформления условия решения и оформления решения математических задач«

Подготовила

Учитель начальных классов Орлова Наталья Викторовна

Балашиха 2016г .

Способы решения математических задач на конкретном примере

Задача. Рыбак поймал 10 рыб. Из них 3 леща, 4 окуня, остальные – щуки. Сколько щук поймал рыбак?

Способы решения задачи:

  1. Практический (предметный) способ.

Учащиеся могут решить эту задачу, опираясь только на свой жизненный опыт и владея счетом от 1 до 10.

Обозначим каждую рыбу кругом. Нарисуем 10 кругов и обозначим пойманных рыб: л – лещи, о – окуни.

Для ответа на вопрос задачи можно не выполнять арифметические действия, так как количество пойманных щук соответствует тем кругам, которые не обозначены (их три).

  1. Арифметический способ.

Этот метод основывается на арифметических действиях.

  1. 3+4=7 (р.) – пойманные рыбы;

  2. 10–7=3 (р.) – щуки.

Для ответа на вопрос задачи выполнили 2 действия.

  1. Алгебраический способ.

Этот способ основывается на введении неизвестной переменной и на нахождении ее.

Пусть х – пойманные щуки. Тогда количество всех рыб можно записать выражением: 3+4+х – все рыбы.

По условию задачи известно, что рыбак поймал всего 10 рыб. Значит: 3+4+х=10. Решив это уравнение ответим на вопрос задачи: х=3.

  1. Графический способ.

Этот способ решения близок к практическому, но носит более абстрактный характер и требует специального разъяснения. Каждый объект задачи обозначается отрезком.

Рисунок

Этот способ, так же как и практический, позволяет ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий.

  1. Комбинированный способ.

В нем могут быть использованы одновременно графический и арифметический способы.

1) 3+4=7 (р.) – пойманные рыбы;

2) 10–7=3 (р.) – щуки.

Способы оформления решения задач на примере конкретной задачи

Задача. У мальчика было 90 книг. 28 он поставил на первую полку, 12 на вторую, остальные – на третью. Сколько книг на третьей полке.

Различные формы записи решения задачи:

а) Решение по действиям:

1) 28+12=40 (к.)

2) 90–40=50 (к.)

Ответ: 50 книг на третьей полке.

б) По действиям с пояснением:

1) 28+12=40 (к.) – на 1 и 2 полках вместе,

2) 90–40=50 (к.) – на 3 полке.

Ответ: 50 книг.

в) С вопросами:

1) Сколько книг на 1 и 2 полках месте?

28+12=40 (к.)

2) Сколько книг на 3 полке?

90–40=50 (к.)

Ответ: 50 книг на третьей полке.

г) Выражением:

90 – (28+12)

При записи решения задачи выражением можно вычислить его значение. Тогда запись решения задачи будет выглядеть так:

90 – (28+12)=50 (к.)

Способы оформления краткой записи на примере конкретной задачи

Задача. У одной закройщицы было 15 м ткани, у другой – 12 м. Из всей ткани они скроили платья, расходуя на каждое по 3 м. Сколько всего платьев они скроили?

1-й способ: 1) 15+12=27 (м),

2) 27:3=9 (п.).

Ответ: 9 платьев скроили.

2-й способ: 15:3+12:3=9 (п.)

Ответ: 9 платьев скроили.

3-й способ: 1) 15:3=5 (п.),

2) 12:3=4 (п.).

3) 5+4=9 (п.).

Ответ: 9 платьев скроили.

infourok.ru

Памятка по математике для 1 класса «Как оформлять задачи»

Как правильно оформлять краткую запись задачи

1. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц:

У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки больше. Сколько конфет было у Вовы?

М. – 5 к.

В. — ?, на 2 к. >

5 + 2 = 7 (к.)

Ответ: 7 конфет.

У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки меньше. Сколько конфет было у Вовы?

М.- 5 к.

В.- ?, на 2 к. <

5 – 2 = 3 (к.)

Ответ: 3 конфеты.

2. Задачи в два действия:

У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки больше. Сколько всего конфет было у Вовы и Маши вместе?

М. – 5 к. ? к.

В. — ?, на 2 к. >

1) 5 + 2 = 7 (к.) – у Вовы.

2) 5 + 7 = 12 (к.) – всего. Или (5+2) + 7 =12(к.)

Ответ: 12 конфет.

У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки меньше. Сколько всего конфет было у Маши и Вовы ?

М. – 5 к. ? к.

В. — ?, на 2 к. <

1) 5 — 2 = 3 (к.) – у Вовы.

2) 3 + 7 = 10 (к.) – всего. Или (5 – 2) + 7= 10(к.)

Ответ: 10 конфет.

3. Задачи на нахождение остатка:

В тарелке было 5 слив. Аня съела 3 сливы. Сколько слив осталось?

Б. – 5 с.

С.- 3 с.

О. — ?

5 – 3 = 2 (с.)

Ответ: 2 сливы.

4. Составная задача.

На стоянке было 5 машин. Потом уехали 3 машины, а приехали 6. Сколько машин стало на стоянке?

Б. – 5 м.

У. – 3 м.

П. – 6 м.

Стало? м.

5 – 3 + 6 = 8 (м.)

Ответ: стало 6 машин.

4. Задачи на разностное сравнение:

(Для этих задач работает правило: из большего числа отнимаем меньшее, решение одинаковое, но ответы звучат по-разному)

Слив было 5, а яблок – 7. На сколько больше было яблок, чем слив?

С. – 5 На ? я. >

Я.- 7

7 – 5 = 2 (я.)

Ответ: на 2 яблока

Слив было 5, а яблок – 7. На сколько меньше слив, чем яблок?

С. – 5 На ? с. <

Я. – 7

7 – 5 = 2 (с.)

Ответ: на 2 сливы <

infourok.ru

Учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме: Оформление задач на уроках математики в начальной школе

Задача №1.

Аня вымыла 5 тарелок, а Дима вымыл 3 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?

Задача.

Аня – 5 т.                ? т.

Дима – 3 т.

5+3=8 (т.)

Ответ: 8 тарелок вымыли дети.

Задача №2.

На стоянке было 2 грузовика. Вечером приехало еще 5 грузовиков. Сколько всего грузовиков на стоянке.

Задача.

Было – 2 гр.

Приехало – 5 гр.

Стало — ? гр.

2+5=7 (гр.)

Ответ: 7 грузовиков всего на стоянке.

Задача №3.

На опушке леса росло 5 кленов и 4 тополя, а сосен росло столько, сколько кленов и тополей вместе. Сколько сосен росло на опушке леса.

Задача.

Кленов – 5 д.

Тополей – 4 д.

Сосен — ? д., К.+Т.

5+4=9 (д.)

Ответ: 9 сосен росло на опушке леса.

Задача№4.

У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки больше. Сколько марок у Егора?

Задача.

Вася – 7 м.

Егор — ?, на 3 м. б.

7+3=10 (м.)

Ответ: 10 марок у Егора.

Задача №5.

В первом классе 10 учеников, а во втором классе на 3 ученика меньше. Сколько учеников во втором классе?

Задача.

В I кл. – 10 уч.

Во II кл. — ?, на 3 уч. м.

10-3=7 (уч.)

Ответ: 7 учеников во втором классе.

Задача №6.

У Ани было 9 роз. 5 розовых, остальные белые. Сколько белых роз было у Ани?

Задача.

Розовые – 5 р.            9 р.

Белые — ? р.

9-5=4 (р.)

Ответ: 4 белые розы у Ани.

Задача №7.

Дед Мазай вез на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал еще несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай?

Задача.

Было – 5 з.

Подобрал — ? з.

Стало – 8 з.

8-5=3 (з.)

Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай.

Задача №8.

На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось?

Задача.

Было – 9 в.

Улетели – 5 в.

Осталось — ? в.

9-5=4 (в.)

Ответ: 4 вороны осталось.

Задача №9.

На кустике висело 7 ягод клубники. Когда несколько ягод созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод созрело и упало?

Задача.

Было – 7 яг.

Упало — ? яг.

Осталось – 5 яг.

7-5=2 (яг.)

Ответ: 2 ягоды созрело и упало.

Задача №10.

В зоопарке несколько медведей. Когда трех медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке сначала?

Задача.

Было — ? м.

Перевезли – 3 м.

Осталось – 6 м.

3+6=9 (м.)

Ответ: 9 медведей было в зоопарке.

Задача №11.

Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго?

Задача.

1 м. – 8 к.           на ? больше

2 м. – 3 к.

8 – 3=5 (к.)

Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй.

Задача №12.

Один арбуз весит 5 кг., а другой 8 кг. На сколько кг один арбуз легче другого?

Задача.

1 ар. – 5 кг          на ? меньше

2 ар. – 8 кг

8-5=3 (кг)

Ответ: на 3 кг один арбуз легче другого.

nsportal.ru

Памятка по математике для 1 класса (оформление задач).

Задачи в 1 действие

1 мешок – 4 кг

2 мешок — ? на 3 кг б.

4 + 3 = 7 (кг)

Ответ: 7 кг весит 2 мешок.

Маша – 8 игр.

Катя — ? на 2 игр. м.

8 – 2 = 6 (игр.)

Ответ: 6 игрушек у Кати.

Синих – 4 фл. ? фл.

Красных – 6 фл.

4 + 6 = 10 (фл.)

Ответ: 10 флажков всего.

С капустой – 3 п. 9 п.

С картошкой — ? п.

9 – 3 = 6 (п.)

Ответ: 6 пирожков с картошкой.

Сестра – 10 л.

Брат – 7 л.

10 – 7 = 3 (г.)

Ответ: на 3 года сестра старше.


Слив – 5 шт.

Груш – 4 шт.

Яблок — ? шт.

5 + 4 = 9 (шт.)

Ответ: 9 штук яблок.

Было – 15 ящ.

Продали – 5 ящ.

Осталось — ? ящ.

15-5 = 10 (ящ.)

Ответ: 10 ящиков осталось.

Было – 15 ящ.

Продали – ? ящ.

Осталось — 10 ящ.

15 — 10 = 5 (ящ.)

Ответ: 5 ящиков продали.

Было – ? ящ.

Продали – 5 ящ.

Осталось — 10 ящ.

10 + 5 = 15 (ящ.)

Ответ: 15 ящиков было.

Стояло – 2 м.

Приехали – 8 м.

Стало — ? м.

2 + 8 = 10 (м.)

Ответ: 10 машин стало.

Стояло – 2 м.

Приехали – ? м.

Стало — 10 м.

10 – 2 = 8 (м.)

Ответ: 8 машин приехали.

Стояло – ? м.

Приехали – 8 м.

Стало — 10 м.

10 – 8 = 2 (м.)

Ответ: 2 машины стояли.

Задачи в 2 действия

1 ваза – 4 ябл. ? ябл.

2 ваза — ? на 2 ябл. б.

1) 4 + 2 = 6 (ябл.) – во 2 вазе.

2) 6 + 4 = 10 (ябл.) – всего.

(4+2)+4 = 10 (ябл.)

Ответ: 10 яблок всего.


Петя – 7 рыб ? рыб

Вася — ? на 4 рыб м.

1) 7 — 4 = 3 (р.) – у Васи.

2) 3 + 7 = 10 (р.) – вместе.

(7-4)+7 = 10 (р.)

Ответ: 10 рыбок поймали ребята.


Морковь – 6 кг

Свекла – 3 кг

1) 6 + 3 = 9 (кг) – всего.

2) 6 – 3 = 3 (кг) – меньше свёклы, чем моркови.

Ответ: 9 кг, на 3 кг меньше.

Слив – 5 шт.

Груш – ? на 1 шт. м.

Яблок — ? шт.

1) 5 – 1 = 4 (шт.) – груш.

2) 5 + 4 = 9 (шт.) – яблок.

5 + (5-1) = 9 (шт.)

Ответ: 9 яблок в сумке.

1 полка – 5 книг

2 полка — ? книг 10 кн.

3 полка – 2 книги

1 способ:

1) 5 + 2 = 7 (кн.) – на 1 и 3 полках.

2) 10 – 7 = 3 (кн.) – на 2 полке.

10 – (5+2) = 3 (кн.)

2 способ 10 – 5 – 2 = 3 (кн.)

Ответ: 3 книги на второй полке.

Было — 6 и 5 м.

Уехали – 4 м.

Осталось — ? м.

1) 6 + 5 = 11 (м.) – было.

2) 11 – 4 = 7 (м.) – осталось.

2 способ (6 – 4) + 5 = 7 (м.)

3 способ (5 — 4) + 6 = 7 (м.)

Ответ: 7 машин осталось.

Было — ? м.

Уехали – 3 гр. и 7 лег. м.

Осталось — 1 м.

1) 3 + 7 = 10 (м.) – уехали.

2) 1 + 10 = 11 (м.) – было.

2 способ (3 + 1) + 7 = 11 (м.)

3 способ (7 + 1) + 3 = 11 (м.)

Ответ: 11 машин было.


ВСЕГО

ВМЕСТЕ

НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ

НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ

СТОЛЬКО,

СКОЛЬКО

… И … ВМЕСТЕ

— … И …

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *