Памятка «Оформление задач» (математика)
1 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
Ася вымыла 5 тарелок, а Маша вымыла 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?
Ася – 5 т.
? Т.
Маша – 4 т.
5 + 4 = 9 (т.)
Ответ: 9 тарелок вымыли дети.
2 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
На стоянке было 2 машины. Вечером приехало ещё 5 машин. Сколько всего машин на стоянке?
Было – 2 м.
Приехало – 5 м.
Стало – ? м.
2 + 5 = 7 (м.)
Ответ: 7 машин всего на стоянке.
3 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
На опушке леса росло 5 клёнов и 4 тополя, а сосен росло столько, сколько клёнов и тополей вместе. Сколько сосен росло на опушке леса?
Клёнов – 5 д.
Тополей – 4 д.
Сосен – ? д.
5 + 4 = 9 (д.)
Ответ: 9 сосен росло на опушке леса.
4 ЗАДАЧА НА
У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки больше. Сколько марок у Егора?
Вася – 7 м.
Егор – ? м., на 3 б. >
7 + 3 = 10 (м.)
Ответ: 10 марок у Егора.
5 ЗАДАЧА НА УМЕНЬШЕНИЕ НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ
В первой группе 10 учеников, а во второй на 3 ученика меньше. Сколько учеников во второй группе?
В I г. – 10 уч.
Во II г. – ? уч., на 3 уч. <
10 – 3 = 7 (уч.)
Ответ: 7 учеников во второй группе.
6 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО
У Дины было 9 роз. 5 розовых, остальные белые. Сколько белых роз было у Дины?
Розовые – 5 р.
9 р.
Белые – ? р.
9 – 5 = 4 (р.)
Ответ: 4 белые розы были у Дины.
7 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО
Дед Мазай вёз на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал ещё несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай?
Было – 5 з.
Подобрал – ? з.
Стало – 8 з.
8 – 5 = 3 (з.)
Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай.
8 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА
На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось?
Было – 9 в.
Улетели – 5 в.
Осталось – ? в.
9 – 5 = 4 (в.)
Ответ: 4 вороны осталось.
9 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО
На кустике висело 7 ягод клубники. Когда несколько ягод созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод созрело и упало?
Было – 7 яг.
Упало – ? яг.
Осталось – 5 яг.
7 – 5 = 2 (яг.)
Ответ: 2 ягоды созрело и упало.
10 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО
В зоопарке несколько медведей. Когда трёх медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке первоначально?
Было – ? м.
Перевезли – 3 м.
Осталось – 6 м.
3 + 6 = 9 (м.)
Ответ: 9 медведей было в зоопарке первоначально.
11 ЗАДАЧА НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ
Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго?
I м. – 8 к. <
на ? >
II м. – 3 к. <
8 – 3 = 5 (к.)
Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй.
12 ЗАДАЧА НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ
Один арбуз весит 5 кг, а другой 8 кг. На сколько килограммов один арбуз легче другого?
I ар. – 5 кг <
на ? <
II ар. – 8 кг <
8 – 5 = 3 (кг)
Ответ: на 3 килограмма один арбуз легче другого.
13 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
На пришкольном участке 6 берёз, а лип на 4 меньше. Сколько всего деревьев на пришкольном участке?
Берёз – 6 д.
? д.
Лип – ?д., на 4 д. <
1) 6 – 4 = 2 (д.) – лип.
2) 6 + 2 = 8 (д.)
Ответ: 8 деревьев всего на пришкольном участке.
14 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
В шкафу стоят 2 кастрюли, сковородок на 3 больше, а ваз столько, сколько кастрюль и сковородок вместе. Сколько ваз стоит в шкафу?
Кастрюли – 2 шт.
Сковородки – ? шт., на 3 шт. >
Вазы – ? шт.
Решение
2 + 3 = 5 (шт.) – сковородок.
2 + 5 = 7 (шт.)
Ответ: 7 ваз стоит в шкафу.
15 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
У Тани 3 яблока, груш на 2 больше, чем яблок, а персиков на 4 меньше, чем груш. Сколько всего фруктов у Тани?
Яблоки – 3 шт.
Груши – ? шт., на 2 шт. > ? шт.
Персики – ? шт., на 4 шт. <
Решение
3 + 2 = 5 (шт.) – груш.
5 – 4 = 1 (шт.) – персиков.
3 + 5 = 7 (шт.) – яблок и груш вместе.
7 + 1 = 8 (шт.)
Ответ: 8 фруктов всего у Тани.
16 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
В коробке 17 жёлтых кубиков, зелёных на 6 меньше, чем жёлтых, а красных на 12 больше, чем зелёных и жёлтых кубиков вместе. Сколько всего кубиков в коробке?
Жёлтых – 17 к.
? К.
Зелёных – ? к., на 6 к. < ? К.
Красных — ? к., на 12 к. >
Решение
17 – 6 = 11 (к.) – зелёных.
17 + 11 = 28 (к.) – жёлтых и зелёных вместе.
28 + 12 = 40 (к.) – красных.
28 + 40 = 68 (к.)
Ответ: 68 кубиков всего в коробке.
17 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА
Нашли 4 белых гриба и 6 подосиновиков. 8 грибов пошло на суп. Сколько грибов осталось?
Было – 4 г. и 6 г.
Израсходовали – 8 г.Осталось – ? г.
Решение
4 + 6 = 10 (г.) – было.
10 – 8 = 2 (г.)
Ответ: 2 гриба осталось.
18 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА
У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди?
Было – 23 р.
Подарил – ?, 6 р. и 4 р.
Осталось – ? р.
Решение
6 + 4 = 10 (р.) – подарил.
23 – 10 = 13 (р.)
Ответ: 13 рыбок осталось в аквариуме у Феди.
19 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО
На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело?
Было – 22 п. и 13 п.
Прилетело – ? п.
Стало – 49 п.
Решение
22 + 13 = 35 (п.) – было.
49 – 35 = 14 (п.)
Ответ: 14 птиц прилетело.
У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди?
Было – 23 р.
Подарил – 6 р. и 4 р.
Осталось – ? р.
Решение
6 + 4 = 10 (р.) – подарил.
23 – 10 = 13 (р.)
Ответ: 13 рыбок осталось в аквариуме у Феди.
21 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО
На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело?
Было – 22 п. и 13 п.
Прилетело – ? п.
Стало – 49 п.
Решение
22 + 13 = 35 (п.) – было.
49 – 35 = 14 (п.)
Ответ: 14 птиц прилетело.
22 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО
У причала стояло 6 катеров. Утром причалило 3 катера и несколько катеров причалило вечером, и после этого у причала стало 19 катеров. Сколько катеров причалило вечером?
Было – 6 к.
Причалило – 3 к. и ? к.
Стало – 19 к.
Решение
19 – 6 = 13 (к.) – причалило всего .
13 – 3 = 10 (к.)
Ответ: 10 катеров причалило вечером.
23 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО
Маша увидела 7 белых и 3 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек улетело, их осталось 5. Сколько бабочек улетело?
Было – 7 б. и 3 б.
Улетело –? б.
Осталось – 5 б.
Решение
7 + 3 = 10 (б.) – было.
10 – 5 = 5 (б.)
Ответ: 5 бабочек улетело.
24 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО
На аэродроме было 20 вертолётов. Утром улетело 10 вертолётов. Сколько вертолётов улетело днём, если к вечеру их осталось 6?
Было – 20 в.
Улетели – 10 в. и ? в.
Осталось – 6 в.
Решение
20 – 6 = 14 (в.) – улетели всего.
14 – 10 = 4 (в.)
Ответ: 4 вертолёта улетело днём.
25 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО
В букете было 9 гвоздик. Когда несколько гвоздик завяли, остались 2 красные и 3 розовые гвоздики. Сколько гвоздик завяло?
Было – 9 г.
Завяли – ? г.
Осталось – 2 г. и 3 г.
Решение
2 + 3 = 5 (г.) – осталось.
9 – 5 = 4 (г.)
Ответ: 4 гвоздики завяло.
26 ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СЛАГАЕМОГО
В трёх классах на окнах стоят 35 горшков с цветками. В первом классе 11 горшков, во втором 13. Сколько горшков с цветками стоит в третьем классе?
I к. – 11 г.
II к. – 13 г. 35 г.
III к. – ? г.
Решение
1)11 + 13 = 24(г.) – в I и II классах.
2)35 – 24 = 11(г.)
Ответ: 11 горшков с цветками стоят в третьем классе.
infourok.ru
matematika
Образцы оформления заданий на уроках математики
В ходе работы на уроках математики возникают частные вопросы оформления отдельных заданий: решения задач, нахождения значения числовых выражений, уравнений, неравенств, выполнения геометрических заданий.
Рассмотрим примерные рекомендации по оформлению отдельных заданий младшими школьниками в тетрадях по математике.
Во-первых, необходимо научить младших школьников легко определять количество строк, которые следует пропускать.
Между работами — 4 клетки, внутри работы между заданиями — 2 клетки, внутри заданий между действиями — 1 клетку (образец 1).
Требования к написанию цифр как в однозначных числах, так и в многозначных предъявляются единые. Каждая цифра пишется с наклоном в отдельной клетке, прислоняясь к её правой стороне. Особенно это требование актуально при выполнении действий с многозначными числами. Образцы написания цифр представлены в учебном наглядном пособии «Демонстрационный набор письменных цифр и математических знаков».
Во II классе учащимся удобнее все буквы в тетрадях по математике писать высотой в целую клетку (аналогично письму на уроках языка). В III и IV классах высота букв при повышении скорости письма может уменьшаться до 2/3 высоты клетки.
После даты, слов Домашняя работа, Классная работа. Задача точка не ставится. Слова Примеры, Уравнения, Неравенств, Математический диктант, Контрольный устный счёт в начальных классах не пишутся.
Как ученику II класса (именно в этом возрасте они начинают записывать дату выполнения работы) научиться определять место начала записи Даты? Например, можно договориться отсчитывать от начала страницы (или от полей) 10 полных клеток, а в 11-й начинать запись даты, тогда будет достигнуто единство оформления письменных записей и ученику легко будет расположить дату посередине страницы.
Оформление математических диктантов может быть выполнено разными способами. Учащиеся I класса пишут под диктовку числа, учатся писать математические диктанты, записывая результаты в строку через запятую. Начиная со II класса результаты диктанта можно оформлять в строку или в столбики. Учащиеся должны быть научены фиксировать ответы по-разному. Перед математическим диктантом учитель оговаривает с учащимися способ записи ответов. При записи результатов математического диктанта в строку учащиеся пишут каждый последующий результат через запятую. В случае отсутствия ответа
на месте его ученик ставит прочерк. В противном случае проверка результатов выполненного диктанта вызовет затруднения, как у учителя, так и учащихся (при самопроверке и при взаимопроверке). (Образец 2.)
Запись результатов математического диктанта может быть выполнена в столбики. Для этого перед началом диктанта учитель сообщает классу количество заданий предстоящего диктанта (10 или 12). Учащиеся до диктанта записывают половину порядковых номеров ответов (5 или 6) в первый столбик, а вторую половину — во второй, отступив вправо от записанных номеров заданий первого столбика оговоренное количество клеток, например 10. Порядковые номера заданий записываются с круглой скобкой.
В ходе выполнения математического диктанта учащиеся записывают ответ рядом с порядковым номером. Ответы, в которых учащийся сомневается, могут быть им пропущены. Заполнение их возможно и при самопроверке. Перед тем как отдать работу на проверку учителю или однокласснику, ученик должен рядом с номерами невыполненных заданий поставить прочерк. (Образец 3.)
В IV классе при изучении нумерации многозначных чисел фиксация результатов математического диктанта может производиться в один столбик. (Образец 4.)
В оформление задачи входит слово Задача, запись решения и ответа.
Слово Задача записывается с большой буквы посередине строки. Ориентировочно необходимо отступить от левого края страницы 10 клеток. Если запись слова Задача располагается на той же странице, что и дата, то учащимся удобно провести по воздуху линию от первой цифры даты вниз, так как первая буква слова будет расположена под первой цифрой даты. (См. образец 1.)
В I классе решение задачи записывается в виде числового выражения. Значение числового выражения (ответ задачи) подчёркивается. Полный ответ задачи проговаривается устно. (Образец 5.)
Со II класса пишутся слова Задача и Ответ. Второклассники учатся оформлять запись решения составной задачи. При записи решения задачи по действиям каждое действие пишется с новой строки. В начале строки ставится порядковый номер действия с круглой скобкой, отступается одна клетка и записывается действие. (Образец 6.)
Запись решения задачи может быть оформлена выражением. В этом случае порядковый номер в начале строки не ставится. (Образец 7.)
В III и IV классах решение может быть оформлено по действиям без пояснений, с полными или краткими пояснениями, с вопросами, с планом, а также выражением. Если решение задачи записывается выражением, то нет необходимости делать пояснения после действия. Результат поясняется только в ответе.
Решение задачи по действиям с краткими пояснениями
оформляется следующим образом. Пояснения к каждому из действий формулируются кратко (словосочетанием). Сразу после наименования ставится тире, и с маленькой буквы записывается пояснение, в котором заключается основной смысл ответа на поставленный вопрос. (Образец 8.)
Решение задачи по действиям с полными пояснениями оформляется следующим образом. (Образец 9.)
Решение задачи с вопросами предполагает постановку» вопросов к каждому из действий. Вопрос записывается с большой буквы с начала строки. После него ставится вопросительный знак, а затем с новой строки записывается действие. Порядковый номер действия в этом случае ставится один раз перед вопросом. (Образец 10.)
Решение этой же задачи можно оформить с планом. (Образец 11.)
При необходимости выполнить письменные вычисления решение задачи записывается сразу в столбик. (Образец 12.)
Если решение задачи записывается выражением, при этом необходимо произвести письменные вычисления, они располагаются под выражением. (Образец 13.)
Наименование пишется после каждого действия задачи или после выражения в скобках с маленькой буквы. В записи наименования допускаются сокращения (обязательно должно заканчиваться на согласный). После сокращения ставится точка, в случаях, если это сокращение не является общепринятым. Точка не ставится в наименованиях, обозначающих единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км, единицы измерения веса: г, кг, т, ц, единицы измерения времени: суг, ч, мин, с.
Слово Ответ записывается с начала строки, после него ставится двоеточие. После двоеточия на первом месте желательно записать число (результат решения задачи), а после него с_ маленькой буквы пояснение к нему. Ответ задачи может записываться как целыми словами, так и с использованием общепринятых сокращений (километров — км, метров — м, километров в час — км/ч и т. п.). Ответ записывается к каждой задаче.
В случае если задача решается несколькими способами, делается пометка «1 способ, 2 способ» и ответ записывается один раз. Если решение задачи записано по действиям, а затем выражением, то ответ тоже записывается один раз. Если решение задачи выполнялось с полным пояснением, с записью вопросов по действиям, ответ может быть записан кратко. При этом записывается числовое значение и наименование либо число и словосочетание, отражающие ответ задачи. (См. образцы 9, 10, 11.) Если решение задачи записано выражением, по действиям с краткими пояснениями или без них, то ответ задачи должен быть полным (в виде числа и предложения). (См. образцы 6, 7, 8, 12, 13.)
К задаче может быть выполнена краткая запись. Она записывается после слова Задача. Между строками пропускается одна клетка. Буквы и цифры пишутся в соответствии с рассмотренными выше требованиями.
Запись нахождения значения математического выражения также оформляется единообразно. Если математическое выражение состоит из одного действия, которое решается устно, ученик записывает его в строку и рядом — его ответ. При записи нескольких таких выражений между столбиками рекомендуется пропускать в сторону 3 клетки, а вниз между столбиками — 2. (Образец 14.)
Если математическое выражение состоит из одного действия, и для его решения требуются письменные вычисления, то оно сразу записывается в столбик и вычисляется. В строке можно разместить несколько математических выражений с письменными вычислениями при условии, что вправо между ними необходимо пропускать не менее 3 клеток. (Образец 15.)
При письменном умножении на трёхзначное число следует рекомендовать учащимся размещать на одной строке только 2 примера, так как при записи происходит значительный сдвиг влево. При необходимости на строке размешается математическое выражение, а рядом проверка вычислений. (Образец 16.)
Учащийся вправе сам принять решение о рациональном размещении на странице выполненных заданий. К примеру, если необходимо выполнить несколько примеров на деление многозначных чисел и сделать к ним проверку, на одной строке можно разместить примеры на деление, а под ними проверку. В таких случаях рекомендуется отступать вниз 2 клетки. (Образец 17.)
Если математическое выражение состоит из нескольких действий, решение которых предполагает устные вычисления, то учащийся сначала определяет порядок действий (его можно надписать над выражением), затем производит устные вычисления и записывает ответ. Выполнять запись устных действий не нужно. (Образец 18.)
Если математическое выражение состоит из нескольких действий, решение которых предполагает письменные вычисления, то сначала оно записывается в строку. Определяется порядок выполнения действий. Затем каждое действие записывается под выражением и выполняется. Полученный конечный результат записывается в первоначальную запись после знака «равно». (Образец 19.)
Решение простейшего уравнения записывается в столбик: само уравнение, способ нахождения неизвестного, результат вычисления (значение неизвестного), проверка решения уравнения. Можно расположить решение двух уравнений в 2 столбика. При этом между уравнениями в сторону необходимо отступить 3 клетки. Слова Решение
и Проверка, которые используются в
образце оформления уравнения на страницах учебника, в тетрадях учащимися не записываются. (Образец 20.)
Решение уравнений в два действия также записывается в столбик. Расположение двух таких уравнений также допустимо на одной строке при условии, что их решение не требует письменных вычислений. (Образец 21.)
Если при решении уравнения необходимо выполнять письменные действия с многозначными числами, их следует располагать справа от записи решения уравнения. (Образец 22.)
Сравнение чисел, выражений, величин. При сравнении двух чисел они записываются на строке с интервалом в одну клетку. В ней учащийся ставит знак. (Образец 23.)
При сравнении многозначных чисел учащийся производит сравнение поразрядно. Достаточно обратить внимание на различающиеся цифры в разрядах, начиная с высшего, подчеркнуть их. Во второй строке можно записать только те цифры, которыми различаются числа. Это будет основанием для сравнения чисел. (Образец 24.)
Если число необходимо сравнить с выражением, то в записи между ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значения выражения и сопоставления его с числом. (Образец 25.)
Если необходимо сравнить два выражения, то в записи между ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значений обоих выражений. Найденные значения выражений целесообразно записать на следующей строке и после их сопоставления поставить знак сравнения между ними, а затем и на верхней строке в исходном выражении. (Образец 26.)
При сравнении величин обращается внимание на единицы их измерения. Если величины выражены в одинаковых единицах измерения, то сравнение производится так же, как и сравнение чисел. Знак ставится между величинами после установления их равенства или неравенства. (Образец 27.)
Если сравниваются величины, выраженные в разных единицах измерения, необходимо оценить возможность их сравнения без приведения их к единым единицам измерения; если это возможно, поставить требующийся знак. (Образец 28.)
При сравнении величин, выраженных в разных единицах измерения, чаще всего обязательным условием является приведение их к одинаковым единицам (меньшим или большим). Запись лучше зафиксировать на следующей строке. После сопоставления преобразованных величин можно поставить знак равенства или неравенства и затем перенести его в исходное выражение. (Образец 29.)
Задания геометрического характера могут включать только вычерчивание геометрических фигур, только нахождение параметров геометрических фигур, либо задание на нахождение параметров и вычерчивание фигур.
Если задание предполагает только вычерчивание фигуры (фигур), от предыдущего задания отступают две клетки и чертят заданную геометрическую фигуру.
Если задание предполагает только нахождение параметров геометрической фигуры, то ученик должен оформить выполнение задания как решение задачи: слово Задача, решение (нахождение параметров геометрической фигуры), ответ. Если в задаче не требуется вычерчивание фигуры, этого и не нужно делать. (Образец 30.)
Если задание предполагает нахождение параметров и вычерчивание фигуры, то оформляется это тоже как задача. Ученик должен привыкнуть к тому, что любые вычисления (даже устные) при нахождении параметров должны быть зафиксированы письменно. Сначала проводятся вычисления, затем вычерчивается фигура с полученными данными. (Образец 31.)
В задании может быть задана длина первого отрезка. Второй и третий отрезки необходимо найти, а затем начертить. В таком случае ребёнку удобно начертить данный отрезок, вычислить размер второго отрезка (с записью действия), начертить полученный отрезок, затем найти длину третьего отрезка (с записью действия) и тогда его начертить. (Образец 32.)
Это же задание учащийся может оформить иначе. (Образец 33.)
Если к заданию было записано слово Задача, значит, к нему предполагается и Ответ.
Если необходимо произвести сравнение отрезков, значит, за писывается слово Задача, после вычерчивания отрезков записывается математическое действие, с помощью которого производилось сравнение (вычитание, деление). Завершается выполнение задания записью ответа.
Отметим некоторые особенности вычерчивания отрезков.
Чертим отрезки, отступая от левого края страницы 1 полную клетку.
Все отрезки необходимо чертить друг под другом, при этом их начальные точки должны находиться на одном расстоянии от левого края страницы.
Пропуски между отрезками вниз составляют 1 клетку.
Края отрезков отмечаются небольшими штрихами.
Нахождение значения выражения с переменной записывается следующим образом. (Образец 34.)
Требования к оформлению контрольных работ. Оформление их производится так же, как и классных работ. Исправления делаются в случае необходимости аккуратно. Краткая запись к задаче, вопросы, пояснения, которые помогают при обучении решению задач, в контрольной работе не требуются, так как их использование часто влечёт множество орфографических ошибок, не отражающих реальные математические знания детей. Формулировки заданий контрольной работы учащимися не переписываются в тетрадь. Ставится лишь порядковый номер выполняемого задания.
Порядок выполнения заданий контрольной работы учащийся может выбрать сам. Записывая решения заданий, он должен ставить тот порядковый номер задания, под которым оно стоит в контрольной работе. (Образец 36.)
Хочется отметить, что далеко не все частные случаи оформления записей по математике удалось осветить в статье. Кроме того, прописанные в данной статье рекомендации являются примерными. Если учителем, методическим объединением учителей наработаны более рациональные приёмы обучения учащихся оформлению записей в тетрадях по математике без нарушения общепринятых норм, они имеют право внедрять их в свою деятельность. Важным остаётся требование единообразия оформления записей всеми учащимися.
Работа по формированию у младших школьников культуры оформления записей в тетрадях по математике кропотливая, требует терпения. Однако необходимо помнить, что эти условности, используемые школьниками, не отражают математической подготовки учащихся, поэтому не следует строго наказывать учащихся за то, что кто-то из них пропустил не 10, а 11 клеток при записи даты или допустил и прочие отклонения. Важно, чтобы записи были рациональными, единообразными, экономичными, лаконичными и при этом эстетично оформленными.
Литература:
Н. Л. Ковалевская, учитель высшей категории, методист высшей категории,
г. Минск//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, 2012 г., № 10, стр. 5-12
16
studfiles.net
Как оформить задачи по математике
Автор КакПросто!
Правильное оформление задачи является одним из важных условий получения положительной оценки за работу. Более того, некорректно поданное решение, особенно если дело касается вузов, может и вовсе послужить недопуском к защите контрольной работы или домашнего задания.
Статьи по теме:
Инструкция
Ознакомьтесь с методическими рекомендациями вашего учебного заведения относительно правильного оформления различных работ по математике. Если таковых нет, используйте стандартные правила оформления задач. Используйте всегда только ручки и карандаши черных, синих и фиолетовых цветов. Изредка возможно дополнительное оформление отдельных моментов зеленым цветом. Учтите, что красная гамма исключительно для преподавателя. При оформлении задачи обязательно должны быть оставлены поля с одной из сторон листа, шириной не менее 1,5-2 см. Написание работы начините с указания текущей даты, типа задания – это может быть «домашняя работа», «подготовка к контрольной работе», «аттестационная работа» и так далее. Далее изложите условие задачи — напишите слово «Условие», поставьте после него двоеточие и с маленькой буквы перепишите данные. Если это позволено преподавателем, можно просто указать вариант и написать порядковый номер задачи.Если заданий несколько, решайте их в любой последовательности – это никак не повлияет на будущую оценку. Главное, правильно указать номер и не перепутать условия.
Приступая к решению, оформите его словом «Решение» и после двоеточия излагайте свои знания. Первыми, как правило, указываются формулы, теоремы и правила, на которые вы опираетесь при решении. Сначала указывается формула, после этого идет непосредственно ее применение. Теоремы не нужно дословно цитировать, достаточно просто сослаться на них, указав название.При решении показывайте ход своих мыслей, дополняя текст словами, типа «поскольку», «согласно», «так как», «допустим, что», «таким образом», «сделаем вывод» и так далее.
Обязательно оформляйте задачи по математике соответствующими графиками, чертежами, таблицами и другими аналогичными элементами. При этом все они должны рисоваться твердым тонким карандашом. Рисунки должны быть четкими и аккуратными. Неправильно сделанный рисунок считается большой ошибкой, поскольку заранее предопределяет неверное решение задачи. В графиках должны быть грамотно указаны единицы измерения, обозначения осей координат.
После решения каждой задачи, выделяйте «Ответ» и подытоживайте сделанные выводы и полученный результат. В конце всей работы оставьте место для пометок и рецензии преподавателя. С этой же целью оставляйте небольшое количество места после каждой решенной задачи.
Если работа по математике будет представляться учебному руководителю на отдельном листе, поместите решение задач внутрь двойного листка, оставив титульную страницу для указания типа работы, вашего имени и фамилии, учебного заведения, класса (для школы) или факультета, кафедры и группы (для вузов). Не всегда приемлема сдача работы на одинарном листе либо же на отдельной его части.
www.kakprosto.ru
Сообщение на тему «Различные способы оформления условия решения и оформления решения математических задач»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха Московской области
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»
143909 Московская область, г. Балашиха, ул. Летная, д.10
e-mail: bal—school26@yandex.ru Tелефон: 8(498)-504-73-02
ИНН 5001105630 КПП 500101001 ОГРН 1155001004432 Лицензия № 74778 от 23.11.2015г
.Сообхщение на тему:
«Различные способы оформления условия решения и оформления решения математических задач«
Подготовила
Учитель начальных классов Орлова Наталья Викторовна
Балашиха 2016г .
Способы решения математических задач на конкретном примере
Задача. Рыбак поймал 10 рыб. Из них 3 леща, 4 окуня, остальные – щуки. Сколько щук поймал рыбак?
Способы решения задачи:
Практический (предметный) способ.
Учащиеся могут решить эту задачу, опираясь только на свой жизненный опыт и владея счетом от 1 до 10.
Обозначим каждую рыбу кругом. Нарисуем 10 кругов и обозначим пойманных рыб: л – лещи, о – окуни.
Для ответа на вопрос задачи можно не выполнять арифметические действия, так как количество пойманных щук соответствует тем кругам, которые не обозначены (их три).
Арифметический способ.
Этот метод основывается на арифметических действиях.
3+4=7 (р.) – пойманные рыбы;
10–7=3 (р.) – щуки.
Для ответа на вопрос задачи выполнили 2 действия.
Алгебраический способ.
Этот способ основывается на введении неизвестной переменной и на нахождении ее.
Пусть х – пойманные щуки. Тогда количество всех рыб можно записать выражением: 3+4+х – все рыбы.
По условию задачи известно, что рыбак поймал всего 10 рыб. Значит: 3+4+х=10. Решив это уравнение ответим на вопрос задачи: х=3.
Графический способ.
Этот способ решения близок к практическому, но носит более абстрактный характер и требует специального разъяснения. Каждый объект задачи обозначается отрезком.
Рисунок
Этот способ, так же как и практический, позволяет ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий.
Комбинированный способ.
В нем могут быть использованы одновременно графический и арифметический способы.
1) 3+4=7 (р.) – пойманные рыбы;
2) 10–7=3 (р.) – щуки.
Способы оформления решения задач на примере конкретной задачи
Задача. У мальчика было 90 книг. 28 он поставил на первую полку, 12 на вторую, остальные – на третью. Сколько книг на третьей полке.
Различные формы записи решения задачи:
а) Решение по действиям:
1) 28+12=40 (к.)
2) 90–40=50 (к.)
Ответ: 50 книг на третьей полке.
б) По действиям с пояснением:
1) 28+12=40 (к.) – на 1 и 2 полках вместе,
2) 90–40=50 (к.) – на 3 полке.
Ответ: 50 книг.
в) С вопросами:
1) Сколько книг на 1 и 2 полках месте?
28+12=40 (к.)
2) Сколько книг на 3 полке?
90–40=50 (к.)
Ответ: 50 книг на третьей полке.
г) Выражением:
90 – (28+12)
При записи решения задачи выражением можно вычислить его значение. Тогда запись решения задачи будет выглядеть так:
90 – (28+12)=50 (к.)
Способы оформления краткой записи на примере конкретной задачи
Задача. У одной закройщицы было 15 м ткани, у другой – 12 м. Из всей ткани они скроили платья, расходуя на каждое по 3 м. Сколько всего платьев они скроили?
1-й способ: 1) 15+12=27 (м),
2) 27:3=9 (п.).
Ответ: 9 платьев скроили.
2-й способ: 15:3+12:3=9 (п.)
Ответ: 9 платьев скроили.
3-й способ: 1) 15:3=5 (п.),
2) 12:3=4 (п.).
3) 5+4=9 (п.).
Ответ: 9 платьев скроили.
infourok.ru
Памятка по математике для 1 класса «Как оформлять задачи»
Как правильно оформлять краткую запись задачи
1. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц:
У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки больше. Сколько конфет было у Вовы?
М. – 5 к.
В. — ?, на 2 к. >
5 + 2 = 7 (к.)
Ответ: 7 конфет.
У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки меньше. Сколько конфет было у Вовы?
М.- 5 к.
В.- ?, на 2 к. <
5 – 2 = 3 (к.)
Ответ: 3 конфеты.
2. Задачи в два действия:
У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки больше. Сколько всего конфет было у Вовы и Маши вместе?
М. – 5 к. ? к.
В. — ?, на 2 к. >
1) 5 + 2 = 7 (к.) – у Вовы.
2) 5 + 7 = 12 (к.) – всего. Или (5+2) + 7 =12(к.)
Ответ: 12 конфет.
У Маши было 5 конфет, а у Вовы на 2 конфетки меньше. Сколько всего конфет было у Маши и Вовы ?
М. – 5 к. ? к.
В. — ?, на 2 к. <
1) 5 — 2 = 3 (к.) – у Вовы.
2) 3 + 7 = 10 (к.) – всего. Или (5 – 2) + 7= 10(к.)
Ответ: 10 конфет.
3. Задачи на нахождение остатка:
В тарелке было 5 слив. Аня съела 3 сливы. Сколько слив осталось?
Б. – 5 с.
С.- 3 с.
О. — ?
5 – 3 = 2 (с.)
Ответ: 2 сливы.
4. Составная задача.
На стоянке было 5 машин. Потом уехали 3 машины, а приехали 6. Сколько машин стало на стоянке?
Б. – 5 м.
У. – 3 м.
П. – 6 м.
Стало? м.
5 – 3 + 6 = 8 (м.)
Ответ: стало 6 машин.
4. Задачи на разностное сравнение:
(Для этих задач работает правило: из большего числа отнимаем меньшее, решение одинаковое, но ответы звучат по-разному)
Слив было 5, а яблок – 7. На сколько больше было яблок, чем слив?
С. – 5 На ? я. >
Я.- 7
7 – 5 = 2 (я.)
Ответ: на 2 яблока
Слив было 5, а яблок – 7. На сколько меньше слив, чем яблок?
С. – 5 На ? с. <
Я. – 7
7 – 5 = 2 (с.)
Ответ: на 2 сливы <
infourok.ru
Учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме: Оформление задач на уроках математики в начальной школе
Задача №1.
Аня вымыла 5 тарелок, а Дима вымыл 3 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?
Задача.
Аня – 5 т. ? т.
Дима – 3 т.
5+3=8 (т.)
Ответ: 8 тарелок вымыли дети.
Задача №2.
На стоянке было 2 грузовика. Вечером приехало еще 5 грузовиков. Сколько всего грузовиков на стоянке.
Задача.
Было – 2 гр.
Приехало – 5 гр.
Стало — ? гр.
2+5=7 (гр.)
Ответ: 7 грузовиков всего на стоянке.
Задача №3.
На опушке леса росло 5 кленов и 4 тополя, а сосен росло столько, сколько кленов и тополей вместе. Сколько сосен росло на опушке леса.
Задача.
Кленов – 5 д.
Тополей – 4 д.
Сосен — ? д., К.+Т.
5+4=9 (д.)
Ответ: 9 сосен росло на опушке леса.
Задача№4.
У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки больше. Сколько марок у Егора?
Задача.
Вася – 7 м.
Егор — ?, на 3 м. б.
7+3=10 (м.)
Ответ: 10 марок у Егора.
Задача №5.
В первом классе 10 учеников, а во втором классе на 3 ученика меньше. Сколько учеников во втором классе?
Задача.
В I кл. – 10 уч.
Во II кл. — ?, на 3 уч. м.
10-3=7 (уч.)
Ответ: 7 учеников во втором классе.
Задача №6.
У Ани было 9 роз. 5 розовых, остальные белые. Сколько белых роз было у Ани?
Задача.
Розовые – 5 р. 9 р.
Белые — ? р.
9-5=4 (р.)
Ответ: 4 белые розы у Ани.
Задача №7.
Дед Мазай вез на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал еще несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай?
Задача.
Было – 5 з.
Подобрал — ? з.
Стало – 8 з.
8-5=3 (з.)
Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай.
Задача №8.
На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось?
Задача.
Было – 9 в.
Улетели – 5 в.
Осталось — ? в.
9-5=4 (в.)
Ответ: 4 вороны осталось.
Задача №9.
На кустике висело 7 ягод клубники. Когда несколько ягод созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод созрело и упало?
Задача.
Было – 7 яг.
Упало — ? яг.
Осталось – 5 яг.
7-5=2 (яг.)
Ответ: 2 ягоды созрело и упало.
Задача №10.
В зоопарке несколько медведей. Когда трех медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке сначала?
Задача.
Было — ? м.
Перевезли – 3 м.
Осталось – 6 м.
3+6=9 (м.)
Ответ: 9 медведей было в зоопарке.
Задача №11.
Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго?
Задача.
1 м. – 8 к. на ? больше
2 м. – 3 к.
8 – 3=5 (к.)
Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй.
Задача №12.
Один арбуз весит 5 кг., а другой 8 кг. На сколько кг один арбуз легче другого?
Задача.
1 ар. – 5 кг на ? меньше
2 ар. – 8 кг
8-5=3 (кг)
Ответ: на 3 кг один арбуз легче другого.
nsportal.ru
Памятка по математике для 1 класса (оформление задач).
Задачи в 1 действие
1 мешок – 4 кг
2 мешок — ? на 3 кг б.
4 + 3 = 7 (кг)
Ответ: 7 кг весит 2 мешок.
Маша – 8 игр.
Катя — ? на 2 игр. м.
8 – 2 = 6 (игр.)
Ответ: 6 игрушек у Кати.
Синих – 4 фл. ? фл.
Красных – 6 фл.
4 + 6 = 10 (фл.)
Ответ: 10 флажков всего.
С капустой – 3 п. 9 п.
С картошкой — ? п.
9 – 3 = 6 (п.)
Ответ: 6 пирожков с картошкой.
Сестра – 10 л.
Брат – 7 л.
10 – 7 = 3 (г.)
Ответ: на 3 года сестра старше.
Слив – 5 шт.
Груш – 4 шт.
Яблок — ? шт.
5 + 4 = 9 (шт.)
Ответ: 9 штук яблок.
Было – 15 ящ.
Продали – 5 ящ.
Осталось — ? ящ.
15-5 = 10 (ящ.)
Ответ: 10 ящиков осталось.
Было – 15 ящ.
Продали – ? ящ.
Осталось — 10 ящ.
15 — 10 = 5 (ящ.)
Ответ: 5 ящиков продали.
Было – ? ящ.
Продали – 5 ящ.
Осталось — 10 ящ.
10 + 5 = 15 (ящ.)
Ответ: 15 ящиков было.
Стояло – 2 м.
Приехали – 8 м.
Стало — ? м.
2 + 8 = 10 (м.)
Ответ: 10 машин стало.
Стояло – 2 м.
Приехали – ? м.
Стало — 10 м.
10 – 2 = 8 (м.)
Ответ: 8 машин приехали.
Стояло – ? м.
Приехали – 8 м.
Стало — 10 м.
10 – 8 = 2 (м.)
Ответ: 2 машины стояли.
Задачи в 2 действия
1 ваза – 4 ябл. ? ябл.
2 ваза — ? на 2 ябл. б.
1) 4 + 2 = 6 (ябл.) – во 2 вазе.
2) 6 + 4 = 10 (ябл.) – всего.
(4+2)+4 = 10 (ябл.)
Ответ: 10 яблок всего.
Петя – 7 рыб ? рыб
Вася — ? на 4 рыб м.
1) 7 — 4 = 3 (р.) – у Васи.
2) 3 + 7 = 10 (р.) – вместе.
(7-4)+7 = 10 (р.)
Ответ: 10 рыбок поймали ребята.
Морковь – 6 кг
Свекла – 3 кг
1) 6 + 3 = 9 (кг) – всего.
2) 6 – 3 = 3 (кг) – меньше свёклы, чем моркови.
Ответ: 9 кг, на 3 кг меньше.
Слив – 5 шт.
Груш – ? на 1 шт. м.
Яблок — ? шт.
1) 5 – 1 = 4 (шт.) – груш.
2) 5 + 4 = 9 (шт.) – яблок.
5 + (5-1) = 9 (шт.)
Ответ: 9 яблок в сумке.
1 полка – 5 книг
2 полка — ? книг 10 кн.
3 полка – 2 книги
1 способ:
1) 5 + 2 = 7 (кн.) – на 1 и 3 полках.
2) 10 – 7 = 3 (кн.) – на 2 полке.
10 – (5+2) = 3 (кн.)
2 способ 10 – 5 – 2 = 3 (кн.)
Ответ: 3 книги на второй полке.
Было — 6 и 5 м.
Уехали – 4 м.
Осталось — ? м.
1) 6 + 5 = 11 (м.) – было.
2) 11 – 4 = 7 (м.) – осталось.
2 способ (6 – 4) + 5 = 7 (м.)
3 способ (5 — 4) + 6 = 7 (м.)
Ответ: 7 машин осталось.
Было — ? м.
Уехали – 3 гр. и 7 лег. м.
Осталось — 1 м.
1) 3 + 7 = 10 (м.) – уехали.
2) 1 + 10 = 11 (м.) – было.
2 способ (3 + 1) + 7 = 11 (м.)
3 способ (7 + 1) + 3 = 11 (м.)
Ответ: 11 машин было.
ВСЕГО
ВМЕСТЕ
НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ
НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ
СТОЛЬКО,
СКОЛЬКО
… И … ВМЕСТЕ
— … И …
infourok.ru