«У них есть право на семью». Папа римский поддержал однополые союзы
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Комментарий папы расходится с некоторыми из его прошлых заявлений
Папа римский Франциск заявил, что однополые пары должны иметь возможность сожительствовать в гражданских союзах.
Эти слова Франциска, по мнению комментаторов, является самым ясным в истории церкви комментарием Святого престола на тему однополых отношений.
«Гомосексуальные люди имеют право быть в семье. Они — дети Божьи, и у них есть право на семью. Никого нельзя из-за этого исключать или заставлять страдать», — заявил папа Франциск.
«Нам нужно издать законы о гражданском союзе. Таким образом они будут юридически защищены», — добавил понтифик.
Он добавил, что «выступал за это», вероятно имея в виду, что в свою бытность архиепископом Буэнос-Айреса он поддержал законодательные поправки о гражданских союзах, хотя и не выступил в поддержку закона об однополых браках.
Комментарий понтифика прозвучал в документальном фильме «Франческо» режиссера и продюсера Евгения Афинеевского.
Афинеевский также автор фильма «Зима в огне» о революции на Украине.
Премьера фильма «Франческо» состоялась в среду в рамках Римского кинофестиваля.
В соответствии с нынешней доктриной Католической церкви, гомосексуальность считается «девиантным поведением».
В прошлом году Ватикан выпустил документ, в котором подверг жесткой критике современную концепцию гендерной идентичности, принятую во многих странах.
Авторы раскритиковали современную концепцию гендера как более сложного понятия, чем простое разделение на два пола.
В 2003 ватиканская Конгрегация доктрины веры провозгласила, что уважение к гомосексуальным людям никоим образом не может вести к одобрению гомосексуального поведения или к юридическому признанию однополых союзов.
Корреспондент Би-би-си в Риме Марк Лоуэн считает, что заявление папы вряд ли отразится на позиции церкви в целом.
«Это первое ясное высказывание папы в поддержку ЛГБТ, и безусловно многие либералы в церкви воспримут его благосклонно, а консерваторы будут критиковать. Но значительные перемены в политике церкви как правило представляются более формальным образом и после долгих внутренних споров», — отмечает наш корреспондент.
Комментарий папы расходится с некоторыми из его прошлых заявлений. В книге «На небе и на земле» он писал, что юридическое уравнивание однополых браков с гетеросексуальными может привести к «антропологической регрессии».
Как замечает Марк Лоуэн, еще будучи архиепископом Буэнос-Айреса, Франциск был категорически против однополых браков, легализованных в Аргентине в 2010 году.
Он писал, что если позволить усыновление однополым парам, у них вырастет гомосексуальный ребенок.
«На детей это может повлиять… Каждому человеку нужны отец и мать, чтобы сформировать их идентичность», — заявлял тогда папа Франциск.
Биография Иоанна Павла II | Политика и общество: анализ событий в Европе, России, мире | DW
18 мая 1920: В семье бывшего польского офицера в городке Вадовице под Краковом родился Кароль Йозеф Войтыла.
1942: В условиях нацистской оккупации юноша начинает посещать занятия в подпольной духовной семинарии.
1 ноября 1946: Войтыла рукоположен в Кракове в ксендзы. Затем после учебы на философском факультете Доминиканского университета в Риме, он возвращается в Польшу и становится викарием одного из краковских приходов.
1953: Войтыла получает степень доктора теологии в Люблинском католическом университете и перенимает руководство кафедрой этической теологии университета.
28 сентября 1958: Кароль Войтыла становится епископом Краковским.
13 января 1964: Специальной папской буллой он назначается архиепископом Краковским.
26 июня 1967: Папа Павел VI назначает Войтылу кардиналом.
1969: Вышел в свет главный философский труд Кароля Войтылы «Личность и деятельность».
16 октября 1978: На конклаве в Ватикане Кароль Йозеф Войтыла избран новым Папой Римским. Впервые с 1523 года главой Римско-католической церкви стал не итальянец, а иностранец. Новый понтифик принял имя Иоанна Павла II.
4 марта 1979: Папа опубликовывает свою первую энциклику.
2-10 июня 1979: Иоанн Павел II совершает визит в Польшу. Эта поездка оценивается как знак поддержки им оппозиционного коммунистическому режиму движения «Солидарность».
Ноябрь 1980: Первый визит нового Папы в Германию. Затем – в 1987 и 1996 году — Иоанн Павел II еще дважды посетит Германию.
13 мая 1981: турецкий террорист Али Агджа совершает покушение на Папу на площади Святого Петра в Ватикане. Успешная медицинская операция, однако, спасла жизнь Иоанну Павлу II.
12 мая 1982: Во время посещения португальского города Фатима один испанский священник пытается ударить Папу ножом. Иоанн Павел II остается невредим.
11 декабря 1983: Иоанн Павел II первым из Римских Пап посещает протестантскую церковь.
13 апреля 1986: Первое за всю историю посещение главой Римско-католической церкви синагоги.
1 декабря 1989: Михаил Горбачев приглашает Папу совершить визит в СССР. Однако Иоанн Павел II не принимает приглашения.
1991: Папа осуждает военные действия США в Персидском заливе, называя их нарушением международного права.
31 октября 1992: Иоанн Павел II реабилитирует осужденного церковью 359 лет тому назад Галилео Галилея.
7 декабря 1992: Папа издает новый катехизис Римско-католический церкви – первый за 500 лет.
15 июня 1994: Ватикан и Израиль устанавливают дипломатические отношения.
17 октября 1994: Книга Иоанна Павла II «Перешагнуть порог надежды» становится бестселлером.
17 мая 1995: На пороге своего 75-летия Папа заявляет, что останется на своем посту так долго, как этого пожелает бог.
13 мая 2000: Иоанн Павел II просит прощения за грехи церкви, совершенные в отношении евреев, неверующих, женщин и различных меньшинств.
8 мая 2001: Папа первым из понтификов посещает мечеть
Январь— март 2003: Папа выступает против вторжения США в Ирак.
18 декабря 2004: Иоанн Павел II осуждает однополые браки.
1 февраля 2005: Папа госпитализирован в клинику Gimelli 1 февраля 2005 года из-за проблем с дыханием. Там он проводит 10 дней.
24 февраля 2005: Иоанн Павел II вновь вынужден лечь в больницу, где ему делают операцию по облегчению дыхания – трахеотомию.
31 марта 2005: Состояние здоровья Папы резко ухудшается. Он перенес коллапс сосудов и септический шок. Ложиться в больницу Иоанн Павел II отказался.
2 апреля 2005: Иоанн Павел II скончался в своей квартире в Апостольском дворце. (вш)
|
где пройдет ежегодный фестиваль «Battle сани» / Новости города / Сайт Москвы
В феврале в парке «Сокольники» пройдут два конкурса катания на необычных санках. Их сконструируют сами участники, отбор команд уже начался. Москвичи увидят сани в стиле легендарного танка КВ-1 времен Великой Отечественной войны и стенобитного бревна римлян, детские санки в виде колесницы с запряженным динозавром и другие нестандартные конструкции.
Первым пройдет детский конкурс «Battle саночки». Он состоится 2 февраля. В состязании примут участие дети в возрасте от двух до 12 лет, которые предложат свои варианты санок и соберут их вместе с родителями.
«Детские заезды фестиваля “Battle саночки” будут посвящены героям фильмов и сказок, а также их транспорту. Помимо колесницы с динозавром из “Парка Юрского периода”, одна из команд представит повозку со снеговиком Олафом. Речь идет об одном из героев мультфильма “Холодное сердце”. Еще одна модель отсылает к фильму “Гринч — похититель Рождества”. Сани оформят в виде большого рождественского мешка с подарками и фигуркой главного персонажа с зеленым цветом кожи. Для детских заездов выбрана небольшая горка недалеко от Песочной аллеи. Посмотреть конкурс детского катания можно с 11:00 до 13:00. Сбор участников рядом с танцполом (3+)», — рассказали в пресс-службе парка «Сокольники».
Детский конкурс проведут до основного события — ежегодного фестиваля «Battle сани — VII», уточнили в пресс-службе. Он пройдет 23 февраля на главной тюбинговой горке «Сокольников» — «Всепогорке» протяженностью 200 метров. Его темой станет «Военная классика» — фестиваль для взрослых приурочен к празднованию Дня защитника Отечества. Участникам предстоит сконструировать тематические санки. Например, их можно стилизовать под авианосец, военный самолет или ракетный комплекс. Две команды уже выбрали советский тяжелый танк КВ-1 и римский таран в форме бревна на колесах с металлической оковкой.
Победителей оценят по нескольким критериям. В частности, будет учитываться дальность спуска, оригинальность санок и представление перед стартом. Команды-победители получат ценные подарки. Перед конкурсом «Battle сани» пройдет традиционный заезд на «армейских» тазах. Зарегистрироваться можно прямо на месте. Участникам соревнования необходимо принести с собой тазы, которые затем нужно будет разукрасить. Баллончики с краской можно получить на месте.
Прием заявок на участие в конкурсах «Battle сани» и «Battle саночки» продолжается. Всю необходимую информацию можно получить в дирекции парка «Сокольники» по телефону: +7 (926) 351-72-78 или в группе организаторов в социальной сети «В контакте».
Программа фестиваля «Battle сани», который пройдет 23 февраля:
— 09:00–11:00 — сбор участников, подготовка саней и тазов;
— 11:00–12:00 — регистрация участников и команд, парад тазов и экипажей, торжественное построение;
— 12:00–13:00 — заезд на тазах;
— 13:00–14:00 — заезд на санях;
— 14:00–14:30 — начало концертной программы. выступление артистов;
— 14:30 — подведение итогов заездов, награждение, фотосессия с «боевыми машинами», торжественный заезд победителей по большому кругу парка.
Римский-Корсаков Николай Андреевич — биография композитора, личная жизнь, фото
В детстве Николай Римский-Корсаков любил географию и мечтал стать моряком. А во время кругосветного путешествия хотел как можно скорее вернуться на сушу и посвятить себя музыке. На написание Симфонии №1, «Садко», «Снегурочки» Римского-Корсакова вдохновили народные легенды и мелодии, даже описания декораций и сценических подробностей он заимствовал из былин и заговоров. Композитор не только писал музыку, но и помогал своим коллегам редактировать и заканчивать сочинения — так появились оперы «Каменный гость», «Хованщина», «Князь Игорь» и другие произведения.
«Музыку я не особенно любил»: детские годы
Николай Римский-Корсаков — кадет Морского корпуса. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019
Дом, где родился Николай Римский-Корсаков. Тихвин, Новгородская губерния. Фотография: журнал «Нива» №21. Санкт-Петербург, 1912 / wikipedia.org
Николай Римский-Корсаков — гардемарин. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.
С детства Римский-Корсаков занимался с домашними учителями, которые преподавали ему иностранные языки, литературу и математику. Об учебе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро». Римский-Корсаков, как и его родители, увлекался музыкой.
Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией, а узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано.
В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру. Однако Римский-Корсаков не мечтал быть музыкантом: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».
В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику. В выписке из личного дела Римского-Корсакова отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».
Первые крупные сочинения
Титульный лист партитуры Первой симфонии Николая Римского-Корсакова в новом, переработанном издании. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019
Александр Михайлов. Вечер в салоне (Могучая кучка) (фрагмент). 1950-е. Частное собрание
Николай Римский-Корсаков в молодости. 1860-е. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969
В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».
С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.
В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.
В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».
В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.
Эта симфония, написанная в форме обыкновенных немецких симфоний, была первым опытом молодого, еще с технической стороны неумелого, дарования. Первая и последняя ее части… были слабейшими частями этой первой попытки на поприще симфонической музыки. Но в адажио и скерцо сказался сильный талант. В особенности адажио, построенное на народной песне про татарский полон, оригинальностью ритма… прелестью инструментовки… новизною формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумило всех и сразу явило в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант.
Народные мотивы и национальный колорит Римский-Корсаков показал и в следующих своих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». Эти композиции впервые исполнили на «славянском концерте «Могучей кучки», где присутствовали зрители из Сербии, Чехии и Польши. Критик Владимир Стасов писал: «Дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта, дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Композитор Цезарь Кюи. Российский национальный музей музыки, Москва
Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Москва, 1890-е годы. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Василий Чеховский / Музей Большого театра, Москва
Композитор Модест Мусоргский. 1874. Санкт-Петербург. Фотография: А.Ф. Лоренц / Русский национальный музей музыки, Москва
В конце 1860-х Римский-Корсаков увлекся творчеством композиторов Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Как и они, музыкант стал писать свои произведения в стиле романтического программного симфонизма. У таких сочинений был сюжет, но отсутствовали вокальные партии. Чтобы зрители лучше понимали музыку, композитор писал объяснение, в котором пересказывал историю, ставшую основой произведения. Первое сочинение в таком стиле Николай Римский-Корсаков создал в 1867 году — музыкальную картину «Садко». Ее сюжет он взял из русских былин. Позже композитор включил темы в одноименную оперу. В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков. Критик Александр Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного».
В следующем году Римский-Корсаков начал работать над произведением «Антар», на которое его вдохновила одноименная сказка польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского. Сначала композитор назвал это сочинение Второй симфонией, однако затем переименовал его в симфоническую сюиту.
С 1860-х Николай Римский-Корсаков стал помогать другим композиторам с редактурой их произведений. Вместе с Цезарем Кюи он закончил оперу «Вильям Ратклиф». По завещанию Александра Даргомыжского музыкант дописал партитуру его оперы «Каменный гость». Редактировал Римский-Корсаков и произведения своего близкого друга Модеста Мусоргского. Они снимали одну комнату и часто помогали друг другу, играли на одном рояле и даже составили график: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем… и дело устраивалось как нельзя лучше».
В 1870-х Николай Римский-Корсаков начал писать свою первую оперу «Псковитянка» по одноименной пьесе русского драматурга Льва Мея. На создание музыки его вдохновили старинные народные и церковные песни. Автор посвятил «Псковитянку» кружку Балакирева. В работе над произведением ему помогали другие композиторы: Петр Чайковский заранее прислал либретто по драме Мея (фрагменты из него Римский-Корсаков использовал при создании своего либретто), а Модест Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Премьера «Псковитянки» прошла в 1873 году на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков вспоминал: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть».
«До конца жизни не переставал восхищаться игрой жены»: личная жизнь
Надежда Пургольд, жена Николая Римского-Корсакова. 1872. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019
Слева направо: композиторы Игорь Стравинский, Николай Римский-Корсаков и его дочь Надежда Римская-Корсакова с женихом Максимилианом Стейнбергом и Екатерина Стравинская. 1908 год. Российский национальный музей музыки, Москва
Николай Римский-Корсаков. Санкт-Петербург, 1901–1908 годы. Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Москва
В конце 1860-х на одном из музыкальных вечеров у композитора Александра Даргомыжского Николай Римский-Корсаков познакомился с пианисткой Надеждой Пургольд. Она изучала теорию музыки, писала небольшие пьесы и увертюры, дружила с участниками «Могучей кучки» и играла их произведения.
Пургольд помогала Римскому-Корсакову в работе над «Псковитянкой». Композитор Александр Бородин писал: «А какова Надежда Пургольд? Корсинька наиграл ей антракт из «Псковитянки»; она на память написала его, да не на фортепиано, а прямо на оркестр — со всеми тонкостями гармоническими и контрапунктическими, несмотря на сложность, оригинальность и трудность голосоведения». Пианистка разбирала эскизы оперы, обсуждала и редактировала их с композитором. Позже Римский-Корсаков писал: «Увертюра [«Псковитянки»] от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень, очень люблю». Пургольд еще несколько раз помогала редактировать его произведения.
В 1871 году во время совместного чтения повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» Римский-Корсаков сделал Надежде Пургольд предложение. Через год они поженились, а вскоре композитор посвятил ей романс «Ночь». Критик Владимир Стасов писал об этом произведении: «При всей красоте его, романсы почти все были довольно спокойны и даже чуточку холодны. Теперь пришла для него другая пора…» Жене Римский-Корсаков посвятил и свою вторую оперу — «Майская ночь». Ее премьера прошла в 1880 году в Мариинском театре.
Вместе Римский-Корсаков и Пургольд прожили больше 30 лет, в браке у них родилось семеро детей. Их сын Владимир Римский-Корсаков писал, что Николай Андреевич «до конца жизни не переставал восхищаться игрой жены и особенно любил и поощрял ее занятия фортепианной игрой в летние месяцы на даче, где она располагала для этого более свободным временем, чем в городе».
Педагог и глава Беляевского кружка
Николай Римский-Корсаков. Российский национальный музей музыки, Москва
Композиторы Николай Римский-Корсаков (сидит слева) и Александр Глазунов (сидит справа) с группой студентов Петербургский консерватории. Российский национальный музей музыки, Москва
Слева направо: композиторы Анатолий Лядов, Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. 1905. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969
В 1871 году Николай Римский-Корсаков стал профессором по классам практического сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал ее директором. Однако вскоре он понял, что ему не хватает знаний для преподавания. Римский-Корсаков вспоминал: «Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился».
Чтобы заполнить пробелы в знаниях, в конце 1870-х Римский-Корсаков начал изучать музыкальную теорию: одновременно преподавал в консерватории и вместе со студентами посещал отдельные занятия. Петр Чайковский писал своей знакомой Надежде Фон Мекк: «Он пришел в глубокое отчаяние, когда увидел, что столько лет прошло без всякой пользы и что он шел по тропинке, которая никуда не ведет. И он стал учиться, но с таким рвением, что скоро школьная техника сделалась для него необходимой атмосферой».
По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми «Майская ночь» и «Снегурочка».
Основой «Снегурочки» стала одноименная пьеса-сказка Александра Островского. Композитор вспоминал: «В зиму 1879–80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Он хотел создать «старинную весеннюю сказку».
Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
«Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы». Однако над новым крупным произведением работать музыкант не начинал. В 1881 году умер его друг Модест Мусоргский. Римский-Корсаков несколько лет редактировал последние произведения композитора: обработал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе», а по его черновикам закончил оперу «Хованщина». В 1887 году умер другой участник «Могучей кучки» — Александр Бородин. Римский-Корсаков дописал его оперу «Князь Игорь».
Что бы это такое у нас было, когда бы не существовало Римлянина? Вычеркните его из нашего времени, и вся история новейшей русской музыки получила бы другой характер и физиономию, многих бы у ней рук и ног не было. Но не надо, чтобы такой крупный художник слишком самого-то себя позабывал и чтобы крыл чужой дом, а свою крышу оставлял непокрытою.
Римский-Корсаков не оставил преподавательской деятельности. Он возглавил Беляевский кружок — объединение начинающих композиторов, которые собирались в доме мецената Митрофана Беляева. Частные уроки у музыканта брали Анатолий Лядов и Александр Глазунов.
В 1880-х Римский-Корсаков создал несколько небольших музыкальных произведений, среди которых симфоническая пьеса «Сказка», а также сюиты «Испанское каприччио» и «Шехеразада».
«Сплошное чествование»: последние оперы
Михаил Врубель. Царевич Гвидон (фрагмент). Эскиз костюма к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1900. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Михаил Врубель. Город Леденец (фрагмент). Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1900. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Михаил Врубель. Владимир (фрагмент). Эскиз мужского костюма к опере Николая Римского-Корсакова «Садко». 1897. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
В 1892 году Николай Римский-Корсаков написал оперу-балет «Млада», в основе которой лежали истории и сказания славянского племени полабов. Для публики произведение оказалось слишком сложным. Музыковед Инна Образцова писала: «Надуманность сюжета оперы мешала работе композитора. Музыка оперы отмечена печатью холодности».
Основой следующей оперы Римского-Корсакова стала повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Композитор добавил несколько новых сцен, в которых показал борьбу с нечистой силой. Накануне премьеры оперу едва не запретили по личному указанию императора Александра III: роль царицы, прообразом которой была Екатерина II, посчитали оскорбительной. Чтобы «Ночь перед Рождеством» все-таки поставили, вместо Царицы Римский-Корсаков был вынужден ввести ее фаворита — Григория Потемкина. Премьера оперы прошла в ноябре 1895 года. Публика не поняла оперу, не понравилась она и критикам, которые посчитали «Ночь перед Рождеством» «неблагонамеренной».
Неудачи не заставили Римского-Корсакова оставить творчество. В 1895–1896 годах композитор работал над оперой «Садко» на основе русских былин. Снова обратиться к этому сюжету ему предложил музыковед Николай Финдейзен. Он же составил первоначальный план либретто, который в дальнейшем отредактировали критик Владимир Стасов и поэт Владимир Бельский. Римский-Корсаков вспоминал: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».
Композитор специально сделал композицию «Садко» неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства. Позднее Римский-Корсаков писал: «Вариации… колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение — считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания».
К 1897 году опера была готова. Однако Николай II запретил включать «Садко» в репертуар государственных театров. Император писал: «Пусть вместо этой оперы дирекция [Императорских театров] подыщет что-нибудь повеселее». Критик Семен Кругликов предложил показать оперу в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, которая располагалась в театре Гаврилы Солодовникова. Но через несколько недель после премьеры здание сгорело, и «Садко» поставили заново в Санкт-Петербургской консерватории.
До конца 1890-х Римский-Корсаков сочинил еще несколько опер, среди которых «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста». В эти годы он оставался одним из самых популярных композиторов в России. В 1898 году художник Валентин Серов написал его портрет.
Римский-Корсаков начал работу над оперой «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению Александра Пушкина. Либретто, как и для «Садко», написал поэт Владимир Бельский. Оперу Римский-Корсаков хотел закончить к июню 1899 года — столетию со дня рождения Пушкина. Однако завершить «Сказку о царе Салтане» удалось только в 1900 году. Премьера оперы прошла в ноябре того же года в Москве, на сцене восстановленного театра Гаврилы Солодовникова. Декорации и костюмы создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди. Некоторые части «Сказки о царе Салтане» — увертюру «Три чуда», мелодию белки и «Полет шмеля» — еще при жизни композитора стали часто играть отдельно.
В 1900 году музыкант отпраздновал творческий юбилей — 35 лет с момента исполнения Симфонии №1.
Московская частная опера, воспользовавшись моим присутствием в Москве, назначила на 19 декабря представление «Садко», пригласила меня и устроила мое юбилейное чествование. В этот же вечер по случаю моего юбилея Большой театр дал «Снегурочку»… Меня чествовали также в концерте Русского музыкального общества. Усталый от всех этих оваций, я возвратился в Петербург. Но тут предстояло мне в течение месяца с лишком какое-то сплошное чествование. То то, то другое музыкальное общество устраивали концерт из моих сочинений, звали на обед или ужин, подносили адреса и венки. Приветствий этих и празднований было так много, что я не берусь их перечислить — все спуталось в голове моей… Я называл свой юбилей «хроническим», подобным затяжной болезни.
В 1900-х Римский-Корсаков создал еще несколько опер — «Кащей Бессмертный», «Сервилия», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В эти же годы его учеником стал композитор Игорь Стравинский, который позднее писал: «В моем музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным».
Последним произведением Римского-Корсакова стала опера «Золотой петушок» по одноименной сказке Александра Пушкина. Либретто для нее вновь написал Владимир Бельский. Премьера «Золотого петушка» прошла в 1908 году в театре Гаврилы Солодовникова.
В последние годы жизни Николай Римский-Корсаков болел. В 1908 году вместе с труппой Сергея Дягилева он планировал поехать на первые Русские сезоны в Париж, но из-за болезни остался в России.
Римский-Корсаков умер 21 июня 1908 года в своей усадьбе в Любенске Псковской губернии. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1930-х годах могилу композитора перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
В 1995 году в имении в Любенске открыли музей Николая Римского-Корсакова.
Интересные факты из жизни
Виктор Перельман. Александр Глазунов за роялем. 3 августа 1903. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет композитора Николая Римского-Корсакова (фрагмент). 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Боим Соломон. Портрет писателя Льва Толстого (фрагмент). 1941. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Красноярский край
1. У Римского-Корсакова был так называемый «цветной слух»: каждый звук вызывал у него ассоциации с определенным цветом. Композитор писал: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния». За особую систему «цветомузыки» Римского-Корсакова называли «музыкальным маринистом».
2. В январе 1898 года Римский-Корсаков поссорился с Львом Толстым из-за взглядов на музыку. Композитора и писателя познакомил критик Владимир Стасов. Они встретились в московской усадьбе Толстых в Хамовниках. За несколько дней до визита композитора автор опубликовал эссе «Что такое искусство?», в котором писал: «Для произведения музыкального искусства талантливому человеку еще менее нужно того, что составляет сущность искусства, то есть чувства, которое заражало бы других… Для музыкального произведения искусства нужно прежде всего выучиться так же быстро двигать пальцами на каком-нибудь инструменте… Выучившись же всему этому, музыкант уже может не переставая писать одно произведение за другим».
Римский-Корсаков прочитал статью и не согласился с ней. Он считал, что самое важное в музыке — передать чувства. Толстой ответил, что произведения композиторов непонятны «простому мужику». Римский-Корсаков отметил, что такой человек не поймет и книги Толстого, в том числе «Войну и мир» и «Анну Каренину». Тогда писатель назвал композитора «мраком» и записал в дневнике: «Вчера Стасов и Римский-Корсаков, кофе, глупый разговор об искусстве. Когда я буду исполнять то, что много баить (то есть разговаривать. — Прим. ред.) — не подобаить?»
3. В 1905 году Римский-Корсаков поддержал Первую русскую революцию. Он написал открытое письмо, которое опубликовали в петербургских газетах. В нем композитор требовал полной автономии Петербургской консерватории, а также защищал студентов, которых преследовала полиция.
Масса приблизительно в шестьсот человек окружила здание консерватории и стала ломиться в боковую дверь. На площади появились конные городовые, наезжавшие на нас с издевательствами… Помню, как быстрой и взволнованной походкой прошли в консерваторию Римский-Корсаков и [Александр] Глазунов, как вся толпа бросилась к ним — единственным в этот период заступникам и защитникам. Через несколько минут они вышли из здания, оба побледневшие от волнения и возмущения. Оказывается, они пришли с заявлением, что, если не прекратятся преследования бастующих учащихся, они оба покидают консерваторию.
Из-за поддержки революционеров Римского-Корсакова уволили из Петербургской консерватории. После этого в знак протеста оттуда добровольно ушла большая часть профессоров, в том числе композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов. Римский-Корсаков и другие преподаватели вернулись в консерваторию в конце 1905 года, когда предоставили автономию.
римских цифр: 2 = II
Текущая дата и время римскими цифрами
2021-06-16 | 21:34:57 |
MMXXI-VI-XVI | XXI: XXXIV: LVII |
Вот текущая дата и время, написанные римскими цифрами.Поскольку в римской системе счисления нет нуля, час, минута и секунда в метках времени иногда становятся пустыми.
О римских цифрах
Римские цифры происходят, как следует из названия, из Древней Римской империи. В отличие от нашей системы координат с основанием 10, римская система основана на сложении (а иногда и вычитании) семи различных значений. Эти символы используются для обозначения этих значений:
Например, чтобы выразить число 737 римскими цифрами, вы пишете DCCXXXVII, то есть 500 + 100 + 100 + 10 + 10 + 10 + 5 + 1 + 1.Однако для чисел 4 и 9 вместо сложения используется вычитание, и меньшее число записывается перед большим числом: например, 14 записывается как XIV, то есть 10 + 5 — 1, а 199 выражается как CXCIX, т.е. 100 + 100 — 10 + 10 — 1. Можно утверждать, что 199 было бы легче записать как CIC, но согласно наиболее распространенному По определению, вы можете вычесть только число, которое на порядок меньше, чем числа, из которых вы вычитаете, а это означает, что IC для 99 неверно.
Римские цифры часто используются в пронумерованных списках, на зданиях, чтобы указать год, когда они были построены, и в именах регентов, таких как Людовик XVI из Франции.
Не стесняйтесь ссылаться на этот сайт, если найдете его полезным. Также можно напрямую ссылаться на определенные числа, например, roman-numerals.info/XXXVII или roman-numerals.info/37. Вы также можете ссылаться на интервалы, например, roman-numerals.info/1-100 или римские цифры.info / 1980-2020, чтобы увидеть числа в формате списка.
Конвертер римских цифр| MyCalculators.net
Используйте это, чтобы легко преобразовать обычные цифры (арабские) в римские.
Информация о преобразователе римских цифр
Преобразователь римских цифр позволяет преобразовывать «обычные» цифры от 0 до 3999 в римские и наоборот.
Римские цифры
Римские цифры основаны на буквах I, V, X, L, C, D и M, каждая из которых представляет собой определенное значение.Их можно комбинировать в любое количество. Сегодня римские цифры обычно используются только для обозначения порядковых номеров.
Символ | Значение | Имя | ||
---|---|---|---|---|
I | 1 | un | ||
V | 5 | |||
L | 50 | quinquaginta | ||
C | 100 | centum | ||
D | 50062 | 50062 | 50062 | mille |
Одни и те же символы объединяются для образования чисел между отдельными символами.Например, число два в римских цифрах — это II , а три — это III . Общее правило состоит в том, что можно объединить не более трех одинаковых символов, поэтому четыре — это IV или , вычитаемый из пяти . Пять — это V , шесть — это VI , добавляется к пяти . Основное правило состоит в том, что меньший символ слева от большего символа вычитается из большего, а один справа добавляется к нему. Однако сами римляне не всегда следовали этому принципу, и исключительные формы, такие как IIII (4) или даже IIX (8), являются обычными.Форма IIII распространена на часах даже сегодня. Следующий список первых десяти чисел поможет вам понять идею:
- I : один
- II : два
- III : три
- IV : четыре
- V : пять
- VI : шесть
- VII : семь
- VIII : восемь
- IX : девять
- X : десять
Конвертер римских цифр:
В римских цифрахиспользуются семь букв: I, V, X, L, C, D и M для обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000.Эти семь букв составляют тысячи цифр. Прочтите наше полное руководство ниже или воспользуйтесь конвертером и диаграммой, чтобы быстро проверить число.
Преобразователь чисел
Таблица с цифрами
1 | I | 34 | XXXIV | 67 | LXVII |
2 | II | 35 | XXXV | 68 | LXVIII |
3 | III | 36 | XXXVI | 69 | LXIX |
4 | IV | 37 | XXXVII | 70 | LXX |
5 | В | 38 | XXXVIII | 71 | LXXI |
6 | VI | 39 | XXXIX | 72 | LXXII |
7 | VII | 40 | XL | 73 | LXXIII |
8 | VIII | 41 | XLI | 74 | LXXIV |
9 | IX | 42 | XLII | 75 | LXXV |
10 | X | 43 | XLIII | 76 | LXXVI |
11 | XI | 44 | XLIV | 77 | LXXVII |
12 | XII | 45 | XLV | 78 | LXXVIII |
13 | XIII | 46 | XLVI | 79 | LXXIX |
14 | XIV | 47 | XLVII | 80 | LXXX |
15 | XV | 48 | XLVIII | 81 | LXXXI |
16 | XVI | 49 | XLIX | 82 | LXXXII |
17 | XVII | 50 | л | 83 | LXXXIII |
18 | XVIII | 51 | LI | 84 | LXXXIV |
19 | XIX | 52 | ЛИИ | 85 | LXXXV |
20 | XX | 53 | LIII | 86 | LXXXVI |
21 | XXI | 54 | ЛИВ | 87 | LXXXVII |
22 | XXII | 55 | LV | 88 | LXXXVIII |
23 | XXIII | 56 | LVI | 89 | LXXXIX |
24 | XXIV | 57 | LVII | 90 | XC |
25 | XXV | 58 | LVIII | 91 | XCI |
26 | XXVI | 59 | LIX | 92 | XCII |
27 | XXVII | 60 | LX | 93 | XCIII |
28 | XXVIII | 61 | LXI | 94 | XCIV |
29 | XXIX | 62 | LXII | 95 | XCV |
30 | XXX | 63 | LXIII | 96 | XCVI |
31 | XXXI | 64 | LXIV | 97 | XCVII |
32 | XXXII | 65 | LXV | 98 | XCVIII |
33 | XXXIII | 66 | LXVI | 99 | XCIX |
100 | К |
Цифры Quiz Таблицы с 1 по 10 Диаграммы с 1 по 20 Диаграммы с 1 по 50 График с 1 по 100 График с 1 по 1000
Содержание страницы
Видеогид
Основы
Римские цифры написаны семью разными буквами: I, V, X, L, C, D и M, они представляют собой числа 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000.
Мы используем эти семь букв, чтобы составить тысячи других. Например, римская цифра для двоих записывается как «II», что означает, что две единицы соединяются вместе. Число двенадцать — это XII, а это просто X (10) + II (2). Если пойти дальше, число двадцать семь записывается как XXVII, что в разбивке выглядит как XX (20) + V (5) + II (2) — в сумме получается двадцать семь.
Римские цифры обычно пишутся от наибольшего к наименьшему слева направо.Однако это не всегда так. Римлянам не нравилось писать четыре одинаковых числа подряд, поэтому они разработали систему вычитания.
Римская цифра для трех написана как III, но четыре — это не IIII. Вместо этого используется принцип вычитания. Число четыре записывается как «IV». Здесь у нас I (1) перед V (5), и поскольку меньшее число стоит перед большим числом, мы знаем, что здесь нам нужно вычесть — делая IV равными. Тот же принцип применяется к числу девять, которое записывается как IX.
Вычитание используется в шести случаях:
- I можно поставить перед V (5) и X (10), чтобы получились 4 и 9.
- X можно разместить перед L (50) и C (100), чтобы получилось 40 и 90.
- C можно поместить перед D (500) и M (1000), чтобы получить 400 и 900.
Число 994 — отличный пример этого правила — оно написано CMXCIV. В разбивке мы имеем CM = 900, XC = 90 и IV = 4; сложение всего этого возвращает нас к 994 году.
Пример: 16Чтобы написать 16 цифрами, возьмем 10 (X), 5 (V) и 1 (I), чтобы получилось XVI.
Пример: 27Чтобы записать 27 цифрами, берем 20 (XX), 5 (V) и 2 (II), чтобы получилось XXVII.
Пример: 32Чтобы записать 32 цифрами, берем 30 (XXX) и 2 (II), чтобы получилось XXXII.
Пример: 58Чтобы написать 58 цифрами, возьмем 50 (L), 5 (V) и 3 (III), чтобы получился LVIII.
Пример: 183Чтобы записать 183 цифрами, возьмем 100 (C), 50 (L), 30 (XXX) и 3 (III), чтобы получить CLXXXIII.
Пример: 555Чтобы записать 555 цифрами, возьмем 500 (D), 50 (L) и 5 (V), чтобы получить DLV.
Пример: 1582Чтобы записать 1582 цифрами, возьмем 1000 (M), 500 (D), 50 (L), 30 (XXX) и 2 (II), чтобы получилось MDLXXXII.
Годы и даты
Годы, написанные римскими цифрами, могут быть довольно длинными и пугающими, но, разбив их, мы видим, что на самом деле они довольно простые.Давайте посмотрим на несколько примеров.
Годы в 21 веке прекрасны и просты. Сначала мы начинаем с MM (1000 + 1000), а затем добавляем все, что нам нужно. Если мы хотим записать 2020 цифрами, мы начинаем с MM и добавляем XX (20), чтобы получить MMXX.
Годы 20 века тоже довольно просты. Мы начинаем с MCM (1900), а затем аналогичным образом добавляем все, что нам нужно. Например, 1965 будет записан как MCM (1900) + LXXX (80) + V (5), что при записи будет MCMLXV.
Вот годы с 2010 по 2029 год цифрами:
2010 | MMX | 2020 | MMXX |
2011 | MMXI | 2021 | MMXXI |
2012 | MMXII | 2022 | MMXXII |
2013 | MMXIII | 2023 | MMXXIII |
2014 | MMXIV | 2024 | MMXXIV |
2015 | MMXV | 2025 | MMXXV |
2016 | MMXVI | 2026 | MMXXVI |
2017 | MMXVII | 2027 | MMXXVII |
2018 | MMXVIII | 2028 | MMXXVIII |
2019 | MMXIX | 2029 | MMXXIX |
Большие числа
Поскольку самая большая буква, используемая в римских цифрах, — это M, и мы можем складывать только три одинаковых цифры вместе, наибольшее число, которое вы можете написать, используя стандартные цифры, — это 3999 (MMMCMXCIX).
Но можно писать числа больше 3999. Если мы проведем линию в верхней части числа, то мы умножим ее на 1000.
Например, римская цифра 5000 записывается как V̅ (5 x 1000). Точно так же один миллион записывается как M̅ (1000 x 1000).
Если мы хотим записать 1 550 000 римскими цифрами, это будет выглядеть так: M̅ D̅ L̅. Если мы разбиваем его на части, цифра 1000000 будет M̅, цифра 500000 — D̅, а цифра 50 000 — L̅.
Нули и дроби
Интересно, что у нуля нет цифры. Это связано с тем, что числительные были разработаны для целей торговли и в нуле не было необходимости, вместо этого использовалось латинское слово «nulla».
Дроби часто использовались в валюте. Чаще всего использовались двенадцатые и половинные дроби. Двенадцатый был представлен одной точкой «•», известной как «унция». Половинки обозначались буквой «S», сокращенно от «полуфабрикаты».
Сложение и вычитание
Без числа для нуля это немного затрудняет выполнение любой сложной математики, но сложение и вычитание находятся в пределах возможностей.
Дополнение
При сложении цифрами совет номер один — игнорировать принцип вычитания — то есть вместо того, чтобы писать четыре как IV, запишите его как IIII.
Давайте рассмотрим простой пример. Чтобы сложить IX (9) и XI (11) вместе, мы:
- Преобразование IX в VIIII
- Расставьте цифры от наибольшего к наименьшему, получая XVIIIII
- Упростим IIIII до V, получив XVV
- Упростите VV до X, получив XX
Вычитание
При вычитании чисел мы также игнорируем принцип вычитания.Возьмем почти страшную задачу CCLXXXVIII (288) — CCLXXI (271):
- Сначала вычеркните все пары цифр (как показано ниже)
- Измените расположение цифр и повторно примените принцип вычитания там, где это необходимо
- Оставляя нас с нашим ответом XVII (17)
Современное использование
Римские цифрыможно найти повсюду в современном обществе, вот пять примеров:
- Римские цифры используются для обозначения королей, королев, императоров и пап.Например; Генрих VIII из Англии и Людовик XVI из Франции.
- На многих соревнованиях, таких как Суперкубок и Олимпийские игры, цифры обозначают, сколько раз проводилось мероприятие. Например, в 2021 году это будет Super Bowl LV.
- На зданиях и памятниках часто встречаются цифры, обозначающие год постройки. Например, на здании 2004 года постройки могут быть выгравированы цифры MMIV.
- Во многих фильмах цифры указывают, когда был снят фильм.Например, «Гладиатор» был защищен авторским правом в 2000 году и имеет цифры ММ в конце титров. Другой пример — фильм «Спартак», в титрах которого указан MCMLX (1960).
- Многие часы также используют цифры для обозначения часов.
Список можно продолжать и продолжать, цифры можно найти в книгах для нумерации вводных страниц, в юридических договорах для обозначения разделов и подразделов, для ссылки на войны (Первая и Вторая мировые войны) и так далее, и так далее…
Происхождение римских цифр
До римлян другие цивилизации изобрели свои собственные системы счета.Этруски, оккупировавшие центральную Италию до римлян, разработали аналогичную систему, в которой использовались только другие символы.
Теория 1
Согласно распространенной теории, цифры обозначают жесты руками. Цифры один, два, три и четыре обозначаются эквивалентным количеством пальцев. Пять представляет собой разделение большого пальца и пальцев в форме буквы «V». Цифры от шести до девяти показаны: одна рука показывает пять, а другая — соответствующее количество пальцев.Десять обозначается скрещиванием рук или больших пальцев в форме «Х».
Теория 2
Другая теория предполагает, что цифры образовались от выемок, нанесенных на счетные палочки. Эти счетные палочки использовались за столетия до римлян для основного счета; Фактически, они все еще использовались пастухами в Европе до 19 века.
Цифры один, два, три и четыре были представлены эквивалентным количеством прямых линий, вытравленных на дереве.Пять обозначены перевернутой буквой «V», а десять — знаком «X».
В этой системе использовались те же принципы, что и для цифр. Семерка на табло будет выглядеть так: IIIIVII, что будет сокращено до VII. Возьмем другой пример, семнадцать в длинной форме будут выглядеть как IIIIVIIIIXIIIIVII, но в сокращенной форме: XVII.
Теория предполагает, что римляне разработали эту систему, добавив «L», «C», «D» и «M» для обозначения 50, 100, 500 и 1000.
Другие системы счисления и подсчета
Многие другие цивилизации древнего мира уже разработали свои собственные системы счисления и методы счета.Мы собираемся быстро взглянуть на египетскую и вавилонскую системы счета.
Египетские числа: 3000-1600 гг. До н.э.
Одна из самых старых систем счисления пришла из Египта — она была разработана более 5000 лет назад! Их система была очень всеобъемлющей по сравнению с другими; у них даже был символ, обозначающий бесконечность! В отличие от римлян, у египтян был символ нуля.
Египтяне не использовали принцип вычитания, и без символа для пяти это означало, что девять отображались как записанные девять I.Возьмем другой пример, 1700 было записано как:
Вавилонские числа: 1750 г. до н.э.
Вавилонская система чисел также была довольно сложной; они фактически переняли и адаптировали свою систему от ранних шумеров. Как и у египтян, для пяти не было символа, то есть девять также записывались как девять единиц (см. Таблицу ниже). Одна вещь, которая была у вавилонской системы общего с римской, заключалась в отсутствии символа для обозначения нуля.
Поделиться страницей
Библиография
Часто задаваемые вопросы по теме
связанные страницы
римских цифр
римских цифр
Удобный преобразователь римских цифр
Введите число (например, 14) или римское число (например, XIV) и нажмите «Преобразовать»:Скрипт любезно предоставлен
Арик СигалРимляне вели активную торговлю и коммерцию, и с тех пор, как научились писать им нужен был способ обозначать числа.Система, которую они разработали, просуществовала много веков, и до сих пор находит специализированное применение.
Римские цифрытрадиционно указывают на порядок правителей или кораблей, которые разделяют то же самое. имя (например, королева Елизавета II). Они также иногда все еще используются в издательском деле. промышленности для дат авторского права, а также на краеугольных камнях и надгробиях, когда владелец здание или семья умершего желает создать впечатление классического достоинство. Римская система нумерации сохранилась и в наших языках, где до сих пор используется латынь. корни слов для выражения числовых идей.Несколько примеров: односторонний, дуэт, квадрицепс, семидесятилетний, декада, миллилитр.
Большая разница между римскими и арабскими цифрами (теми, которые мы используем сегодня) заключается в том, что У римлян не было символа для нуля, и такое расположение цифр внутри числа может иногда указывают на вычитание, а не на сложение.
Вот основы:
I Самый простой способ записать число — это поставить столько отметок — маленьких «я». Таким образом, я означает 1, II означает 2, III означает 3.Однако четырех ударов показалось слишком много …. В Итак, римляне перешли к символу 5 — V. Поместив I перед буквой V или размещение любого меньшего числа перед любым большим числом означает вычитание. Так IV означает 4. После V следует ряд дополнений — VI означает 6, VII означает 7, VIII означает 8. х X означает 10. Но подождите, а как насчет 9? Та же сделка. IX означает вычесть I из X, уезжая 9.Числа подростков, двадцати и тридцати имеют ту же форму, что и первые. установить, только с X, указывающим количество десятков. Итак, XXXI — 31, а XXIV — 24. л L означает 50. На основании того, что вы узнали, держу пари, вы сможете вычислить, что такое 40. если ты угадали XL, вы правы = 10 вычтено из 50. Таким образом, 60, 70 и 80 — это LX, LXX и LXXX. К C означает centum , латинское слово, обозначающее 100. центурион вел 100 человек. Мы до сих пор используют это в таких словах, как «век» и «цент». Вычитание Правило означает, что 90 записывается как XC. Как и буквы X и L, буквы C прикреплены к начало чисел, указывающее, сколько их сотен: CCCLXIX — 369. D D означает 500. Как вы, наверное, догадались к этому времени, CD означает 400. Итак, CDXLVIII — это 448. (Посмотрите, почему мы поменяли системы?) м M — это 1000.Вы видите много M, потому что римские цифры часто используются для обозначения даты. Например, эта страница была написана в год основания Nova Roma, 1998 г. н.э. (Наша эра; христиане используют AD для Anno Domini, «года нашего Господа»). Этот год записывается как MCMXCVIII. Но ждать! Nova Roma отсчитывает годы от основания Рима, ab Городская площадь . По таким подсчетам, Nova Roma была основана в 2751 г. до н.э. или MMDCCLI.
Римские цифры — Римские цифры
В Древнем Риме числа писали с помощью букв алфавита.Они называются римскими цифрами . Даже сегодня римские цифры все еще используются в следующих словах:
- • Книги
— номера томов и глав обычно обозначаются римскими цифрами.
- • Часы
— часовые метки в некоторых аналоговых и старинных часах обозначаются римскими цифрами.
- • Имена
— суффиксы для людей, носящих одно и то же имя в разных поколениях, или имена папы или монархов (например, короля Филиппа II), представлены римскими цифрами.
В римской системе счисления используются не все буквы. Используются только семь (7) из них:
Каждая из семи букв имеет эквивалентное значение.
Ознакомление с этими буквами и их соответствующими значениями важно для успешного чтения и записи римских цифр.
Как СЧИТАТЬ римские цифры?
Несмотря на то, что в римской системе счисления используется только 7 букв, расположение этих букв является тем, от чего зависит соответствующее значение.
Пример 1
Пояснение:
Кроме того, не все комбинации из 7 букв могут быть римскими цифрами.
Пример 2
Пояснение:
При чтении римских цифр следует помнить о следующих принципах:
1. 1. Буквы I, X, C и M можно повторять до 3 раз, а остальные (V, L, D) можно использовать только один раз.
Всегда помните, что:
- • I, X, C, M → кратные 10 → можно повторять только до 3 раз
- • V, L, D → кратное 5 → используется только один раз
Пример 1.1
Пояснение:
ДА , поскольку C = 100, кратное 10 и кратное 10, может повторяться до 3 раз.
Пример 1.2
Пояснение:
NO , поскольку L = 50, кратное 5 и кратное 5, может использоваться только один раз.
Пример 1.3
Пояснение:
NO , буква может повторяться не более 3 раз.
2. Добавьте значения, если значение буквы больше или равно значению буквы рядом с ней.
Обратите внимание на это расположение:
Крайняя левая буква (M) имеет наибольшее эквивалентное значение, а крайняя правая буква (I) имеет наименьшее эквивалентное значение.
Пример 2.1
XV = 15Пояснение:
X = 10 больше, чем V = 5, поэтому сложите значения.
XV = 10 + 5 = 15
XV = 15
Пример 2.2
CII = 102Пояснение:
C = 100 больше, чем I = 1, поэтому сложите значения.
CII = 100 + 1 + 1 = 102
CII = 102
3. Вычтите значения, если значение буквы меньше значения буквы рядом с ней.
Начните с левой стороны и найдите пару букв, в которой значение буквы меньше, чем значение буквы рядом с ней.
В таблице указаны допустимые следующие буквы, которые имеют большее значение.
Обратите внимание, что рядом с V, L, D и M не должно быть букв, имеющих большее значение.
Вычтите меньшее значение из большего значения.После этого найдите еще одну пару букв с таким же состоянием.
Сложите все значения.
Пример 3.1
IX = 9Пояснение:
I = 1 меньше, чем X = 10, поэтому вычтите значения.
IX = 10 — 1 = 9
IX = 9
Пример 3.2
CDIV = 404Пояснение:
C = 100 меньше D = 500, поэтому вычтите значения.
CD = 500 — 100 = 400
I = 1 меньше, чем V = 5, поэтому вычтите значения.
IV = 5 — 1 = 4
Добавьте значения.
CDIV = CD + IV = 400 + 4 = 404
CDIV = 404
4. Полоса наверху буквы означает, что значение увеличено в 1000 раз.
Умножьте значение буквы на 1000.
Пример 4.1
бар (X) = 10000Пояснение:
Х = 10
Поскольку наверху есть полоса, умножьте значение на 1000.
`bar (X)` = 10 × 1000 = 10000
бар (X) = 10000
Пример 4.2
бар (IV) = 4000Пояснение:
I = 1 меньше, чем V = 5, поэтому вычтите значения.
IV = 5 — 1 = 4
Поскольку наверху есть полоса, умножьте значение на 1000.
`бар (IV)` = 4 × 1000 = 4000
бар (IV) = 4000
Обратите внимание, что линия шкалы применима к числам , большим или равным 4000 .
Как ЗАПИСАТЬ римские цифры?
Полное ознакомление с 7 буквами и их соответствующими значениями жизненно важно при написании римских цифр. Кроме того, принимая во внимание принципы чтения Римские цифры помогут проверить, правильно ли написано.
Воспользуемся задачей ниже.
Напишите 92 римскими цифрами.
Ниже приведены этапы написания римских цифр:
1. Выразите число как сумму.
Используйте цифры для суммы и запишите их соответствующие разряды.
2. Определите две буквы, между которыми находится каждая цифра.
90 находится между 50 (L) и 100 (C).
2 находится между 1 (I) и 5 (V).
3. Используйте эквиваленты сложения и вычитания чисел.
Для 90,
В качестве частей сложения и вычитания вместо 5 (V) и 1 (I) выбрана цифра 10 (X в римской цифре). При этом используется меньше цифр, что приводит к использованию меньшего количества букв.
для 2,
Никакая другая римская цифра меньше 1, поэтому цифра 1 (I в римской цифре) может использоваться как части сложения и вычитания.
4. Преобразуйте каждый эквивалент в римские числа.
Среди двух сценариев только один действителен .
для 90,
LXXXX не является римской цифрой, поскольку буква может повторяться не более 3 раз.
Таким образом, XC — римская цифра.
для 2,
II — римская цифра.
Эквивалент вычитания недействителен, поскольку требуется только пара букв.
5. 5. Соедините римские цифры.
Расположите римские цифры рядом друг с другом.
Следовательно,
Пример 5.1
547 = DXLVIIПояснение:
Шаг 1. Выразите число как сумму.
547 = 500 + 40 + 7
Шаг 2. Определите буквы, между которыми находится каждое число.
500 = D
40 находится между 10 (X) и 50 (L).
7 находится между 5 (V) и 10 (X).
Шаг 3. Используйте эквиваленты сложения и вычитания чисел.
40 = 10 + 10 + 10 + 10
= 50–10
7 = 5 + 1 + 1
= 10-1-1-1
Шаг 4. Преобразуйте каждый эквивалент в римские цифры.
40 = X + X + X + X = XXXX (неверно)
= L — X = XL
7 = V + I + I = VII
.= X — I — I — I = (неверно)
Шаг 5. Объедините римские цифры.
547 = 500 + 40 + 7
= D + XL + VII
= DXLVII
Следовательно, 547 = DXLVII
Пример 5.2
9900 = `бар (IX) CM`Пояснение:
Шаг 1. Выразите число в виде суммы.
9900 = 9000 + 900
Шаг 2. Определите буквы, между которыми находится каждое число.
9 находится между 5 (V) и 10 (X).
Обратите внимание на то, что 9000 является кратным 1000, что больше 4000. Для этого применяется столбчатая линия.
Рассмотрим только цифру тысячи, которая в этой задаче равна 9.
900 находится между 500 (D) и 1000 (M).
Шаг 3. Используйте эквиваленты чисел на сложение и вычитание.
9 = 5 + 1 + 1 + 1 + 1
= 10–1
900 = 500 + 100 + 100 + 100 + 100
= 1000 — 100
Шаг 4. Преобразуйте каждый эквивалент в римские числа.
9 = V + I + I + I + I = VIIII (недействительно)
= X — I = IX
900 = D + C + C + C + C = DCCCC (недействительно)
= M — C = CM
Шаг 5. Объедините римские цифры.
9900 = 9000 + 900
= `бар (IX)` + CM
= бар (IX) CM
* Поставьте черту на IX, чтобы указать, что оно кратно 1000.
Следовательно, 9900 = `bar (IX) CM`
Римские цифры
Римские цифры представляют собой комбинации семи букв
- I = 1
- V = 5
- X = 10
- L = 50
- C = 100
- D = 500
- M = 1000
Римские числа выражаются путем сложения или вычитания комбинаций числовых значений букв.
- меньшее число до вычитания большего числа
- меньшее число после добавления большего числа
Обратите внимание, что римские цифры без нуля.
Большие числа обозначаются горизонтальными линиями над ними. По горизонтальной линии число нужно умножить на 1000.
Пример — римское число 51
Пример — римское число 9
Пример — Годы
- MCMLXXXII => 1000 + (-100 + 1000) + 50 + 10 + 10 + 10 + 1 + 1 = 1982
- MCMLXXVII => 1977
Пример — большие римские числа
Пример — некоторые общие римские числа
- 1 = I
- 2 = II
- 3 = III
- 4 = IV
- 5 = V
- 6 = VI
- 7 = VII
- 8 = VIII
- 9 = IX
- 10 = X
- 11 = XI
- 12 = XII
- 13 = XIII
- 14 = XIV
- 15 = XV
- 16 = XVI
- 17 = XVII
- 18 = XVIII
- 19 = XIX
- 20 = XX
- 30 = XXX
- 40 = XL
- 50 = L
- 60 = LX
- 70 = LXX
- 80 = LXXX
- 90 = XC
- 100 = C
- 150 = CC CL
- 900
- 300 = CCC
- 400 = CD
- 500 = D
- 600 = DC
- 700 = DCC
- 800 = DCCC
- 900 = CM
- 1000 = M
- 1600 = MDC
- 1700 = MDCC
- 1900 = MCM
Римские цифры (римские цифры) 900 01
Римская цифра, насколько нам известно, была единственной письменной системой нумерации, которая использовалась в Древнем Риме и Европе примерно до 900 года нашей эры. когда вошла в обиход арабская система нумерации, зародившаяся у индусов.(Сегодня мы используем арабские числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Римские цифры не имеют нуля (0) и состоят из 7 цифр (I, V, X, L, C, M)
В нашей системе счисления, арабских цифрах, у нас есть десять цифр (от 0 до 9), и с их помощью мы можем составить сколько угодно больших чисел.
Что означают римские цифры
1 = I 2 = II 3 = III 4 = IV 5 = V 6 = VI 7 = VII | 8 = VIII 9 = IX 10 = X 20 = XX 30 = XXX 40 = XL 50 = L | 60 = LX 70 = LXX 80 = LXXX 90 = XC 100 = C 500 = D 1000 = M 2000 = MM |
Счет римскими цифрами
Римские цифрыиспользовались не только для подсчета / записи количества объектов, но и для определения порядка людей, носящих одно и то же имя.
Римские цифрытрадиционно указывают порядок:
Генри I | Генрих II | Генрих III | Генрих IV |
Генри V | Генрих VI | Генрих VII | Генрих VIII |
Папа Бенедикт XV | Папа Бенедикт XVI |
XV означает 10 + 5 = 15, таким образом, XV = 15
Нынешний (265-й) Папа — Папа Бенедикт XVI, избранный 19 апреля 2005 года.Он 16-й Папа, носящий имя Бенедикт.
Другое применение
Римские цифрытакже использовались для датировки на краеугольных камнях зданий, показывающих происхождение здания, статутов, надгробий, публикаций книг, таких как названия глав, тома серии книг, приложения, числа на часах и так далее.
Римские цифры на циферблате
Что странного в римских числах, используемых на часах?
Если вы посмотрите на четыре, то это IIII вместо IV.
На самых известных часах в мире — обычно называемых Биг-Беном в Часовой башне Вестминстерского дворца, где расположены здания парламента Великобритании, цифры в нижнем регистре, готический шрифт, а 4 обозначается как iv.
В году действия авторских прав, показанном в конце британских телепрограмм, используются римские цифры.
Вы можете увидеть пример текущей даты авторского права, написанной таким образом, в сети на сайте BBC.
например
Арабский | 1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
Роман | я | В | Х | л | С | D | м |
1990 = MCMXC 1991 = MCMXCI 1992 = MCMXCII 1993 = MCMXCIII 1994 = MCMXCIV 1995 = MCMXCV 1996 = MCMXCVI 1997 = MCMXC47 MCMXCVII 917C MCMXC47 917CVII 917CM | 2001 = MMI 2002 = MMII 2003 = MMIII 2004 = MMIV 2005 = MMV 2006 = MMVI 2007 = MMVII 2008 = MMVIII 2009 = MMIX 2010 = MMX 2011 = MMXI |