Как решать уравнения с матрицами: Матричные уравнения и их решение

Занятие по теме «Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы»

Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментального раздела математики “Линейная алгебра”. Проверка усвоения знаний по вычислению обратной матрицы, нахождению алгебраических дополнений, дополнительного минора, вычислению определителей, решению матричных уравнений.

Задачи:

  • развитие творческого профессионального мышления;
  • развитие познавательной мотивации;
  • овладение языком науки, приобретение навыков оперирования понятиями;
  • овладение умениями и навыками постановки и решения задач;
  • углубление теоретической и практической подготовки;
  • развитие инициативы и самостоятельности студентов;
  • формирование общих компетенций:
    – организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
    – анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;
    – осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
    – использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
    – работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством.

Обеспечение практического занятия:

Теоретический материал методической рекомендации к практической работе.

Учебники: Богомолов Н.В. “Математика”. – М.: Дрофа, 2009.

Омельченко В.П., Э.В. Курбатова. Математика, – Серия: Среднее профессиональное образование. – Ростов-на-Дону “Феникс”,2008-380с.

Индивидуальные карточки с вариантом практической работы.

Структура практического занятия.

1. Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению нового материала.

3. Этап усвоения новых знаний.

Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины.

Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:

  • Изучение теоретического материала по теме “Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы”.

4. Этап проверки понимания обучающимися нового материала.

  • Примеры решения типовых заданий.

5. Этап закрепления нового материала.

  • Выполнение практической работы по вычислению определителей, выполнению действий над матрицами, решению матричных уравнений.

6. Итоги занятия. Рефлексия.

7. Этап информирования обучающихся о домашнем задании.

Теоретические сведения и методические рекомендации по решению задач.

1. Изложение теоретического материала.

Определение. Квадратная матрица A-1  называется обратной к квадратной матрице A того же порядка, если AA-1 = A-1A = E , где E – единичная матрица.

Утверждение. Квадратная матрица A имеет обратную матрицу тогда и только тогда, когда det A≠ 0 .

Утверждение. Элементы cij обратной матрицы A-1 , если она существует, можно найти по формуле

  – алгебраическое дополнение к элементу aij матрицы A, ATij – алгебраическое дополнение к элементу aTij транспонированной матрицы AT.

Определение. Алгебраическим дополнение A

ij  элемента aij  называется число, равное Aij = (–1)i+jMij.

Определение. Дополнительным минором Mij элемента aij  матрицы Ann  называется определитель матрицы n-1-го порядка, полученный из матрицы Ann  вычеркиванием i-ой строки и j-го столбца.

 Однако, такой способ не удобен при нахождении обратных матриц больших порядков, поэтому обычно применяют следующую формулу:

, где Мji дополнительный минор элемента аji матрицы А.

Значение определителя: -10 + 6 – 40 = -44.

2. Закрепление теоретического материала, решение типовых задач.

№ 1. Найти матрицу C = A-1 обратную к A, если .

Решение. Прежде всего вычислим определитель матрицы A, чтобы убедиться в возможности существования обратной матрицы.

Следовательно, для матрицы A существует обратная матрица.

Воспользуемся формулой, выражающей элементы обратной матрицы через алгебраические дополнения к элементам транспонированной матрицы.

Для AT  имеем .

Вычислим последовательно элементы Cij :

С учетом полученных данных, обратная к A матрица имеет вид

№ 2. Решить матричное уравнение A · X = B, где

Решение. Такое матричное уравнение, если определитель матрицы A отличен от нуля, удобно решать путем умножения обеих частей уравнения слева на матрицу A-1. В этом случае для искомой матрицы получим

A-1· A · X = A-1 · B  и поскольку A-1· A = E, то X = A-1· B.

Найдем теперь выражение для A-1 . Детерминант Δ матрицы A  равен 4. Пользуясь формулами, определяющими элементы обратной матрицы, имеем

.

Учитывая последнее, для X  получим:

.

3. Практическая работа обучающихся.

Вариант 1

1. Найти матрицу обратную данной:

Вариант 2

1. Найти матрицу обратную данной:

4. Подведение итогов практического занятия.

Рефлексия.

О чем сегодня на занятии шла речь?

Что было новым?

С какими трудностями Вы столкнулись?

Контрольные вопросы:

1. Сформулировать свойства определителя.

2. Какую матрицу называют обратной?

3. При каком условии существует обратная матрица?

4. Что называется алгебраическим дополнением матрицы?

5. Что называется минором матрицы?

6. В чем заключается метод построения обратной матрицы с использованием алгебраических дополнений.

5. Домашнее задание.

Учить определения, составить опорную схему конспекта. Выполнить упражнения:

1. Какая из матриц B, C, D является обратной к матрице A, если:

2. При каких λ существует A-1, если:

3. Найти матрицу, обратную данной, если она существует:

Пакет аналитических вычислений Maple, страница 7

Существует ровно один многочлен, такой, что f(Λ

A) = r(ΛA) и deg r < m, который определяется интерполяционными условиями:

Этот многочлен называется интерполяционный многочлен Лагранжа-Сильвестра. Тогда мы можем дать новое определение f(A).

Определение 7.2. Пусть функция f определена на спектре матрицы A, тогда f(A) = r(A), где r(λ) — интерполяционный многочлен Лагранжа-Cильвестра.

Свойства функции от матрицы:

1. Пусть λ1,…, λn— все собственные значения матрицы A  Cn,n, тогда f(λ1),…, f(λn)- собственные значения f(A).

2.  Пусть матрицы

A и B подобны, причем B=  S-1AS, тогда f(B) = S1f(A)S.

3. Если A = diag{A1, …, Ak}, то f(A) = diag{f(A1), …, f(Ak)}.

В пакете LinearAlgebra содержатся функции позволяющие вычислять различные функции от матриц. Рассмотрим эти функции.

Пример 7.1. Возвести матрицу A в степени 2 и 0,5, где A =

Пример 7.2. Найти еA и еAx, где A =

Пример 7. 3. Найти A2, cos(A) и еA, где A =


Глава 8

Матричные уравнения

8.1 Уравнение вида =ХB

Рассмотрим матричное уравнение

AX= XB, где ,,.

Теорема 8.1. Общее решение уравнения AX= XB, где , . ,,

может быть найдено по формуле: .

Где  — общее решение уравнения ,, , , .

Если , то , если  , то  — произвольная правильная верхняя треугольная матрица.

Матрица X зависит от N произвольных параметров , , где, , .

Пример 8.1. Решить матричное уравнение AX= XB,

где  A=  , B=

 

Ввод матрицы A:

Ввод матрицы B:

Найдем жорданову форму J1 матрицы A и преобразующую матрицу U:

Найдем жорданову форму J2 матрицы B и преобразующую матрицу

V:

Найдем решение уравнения :

Вычисления выполняются вручную.

8.2 Уравнение вида AХ = ХA

Пусть дана матрица . Будем решать следующую задачу: найти все матрицы , перестановочные с A. Для этого необходимо найти общее решение уравнения AX= XA. Так как уравнение AX= XA является частным случаем уравнения AX= XB, то для его решения воспользуемся теоремой 8.1 и сформулируем новую теорему:

Теорема 8.2. Общее решения уравнения AX= XA, где , , 

может быть найдено по формуле: ,

Где  — общее решение уравнения ,, , .

Если , то , если  , то  — произвольная правильная верхняя треугольная матрица. Матрица X зависит от N произвольных параметров , , где, .

Пример 8.2. Решить матричное уравнение AX= XA, где A =

 

Ввод матрицы A:

Найдем жорданову форму J1 матрицы A и преобразующую матрицу U:

Найдем решение уравнения :

Вычисления выполняются вручную.

8.3 Решение уравнения AXXB= C

Пусть дано уравнение AXXB= C, где ,,. Это матричное уравнение эквивалентно системе mn линейных уравнений относительно элементов матрицы X.

Рассмотрим соответствующее однородное уравнение AXXB= 0. Если матрицы A и B не имеют одинаковых собственных значений, то уравнение AXXB=0 имеет единственное решение; если же матрицы A и B имеют одинаковые собственные значения, то в зависимости от C возможны два варианта:

1. Уравнение не имеет решения.

2. , где — произвольное частное решение уравнения AXXB=C, — общее решение уравнения AXXB= C.

Алгоритмизация данного типа уравнений отводится в качестве упражнения.


Глава 9

Нормы матриц

Определение 9.1. Неравенство A ≤  B  между  матрицами   A = [ аij]и   B =[ bij]одинаковых  типов   обозна­чает, что   аij  bijВ этом смысле   не   всякие  две матрицы сравнимы между собой.

Определение 9.2. Под абсолютной величиной (модулем)матрицы  A= [ аij] будем понимать матрицу       |A| = [ | аij| ]

где ij| — модули элементов матрицы A.

Если A и B— матрицы, для которых операции A + B  и AB имеют смысл, то:

 а) | A + B | | A | + | B |;

б) | A B | | A | · | B |;

в)  | α A | = | α | · | A |;              

(α — число).

Определение 9.3. Под нормой матрицы A = [ аij] понимается действительное число || A ||, удовлетворяющее условиям:

а)  || A|| ≥ 0, причем   ||A|| =0  тогда и только тогда, когда A = 0;

б)   || α A ||  = | α | ·  || A || (α — число)   и,   в   частности, || –A || = || A ||;

в)   || A + B || || A || + || B ||;

г)   || AB || ≤ || A || · || B ||;

 (A и B — матрицы,   для   которых   соответствующие операции имеют смысл).

В дальнейшем для матрицы   A = [ аij]произвольного типа мы будем рассматривать главным образом три легко вычисляемые нормы;

1)   || A ||m  = | аij|       (т-норма);       

2)   || A ||l   = | аij|        (l-норма);        

3) || A ||k   =              (k -норма).

Далее представлены алгоритмы для нахождения нормы матрицы каждого вида:

Пример 9.1. Найти mнорму для матрицы A, где A =

Пример 9.2. Найти l-норму для матрицы A, где A =

       

Пример 9.3. Найти k-норму для матрицы A, где A =


Приложение 1

Генерация задач

Часто возникают проблемы с подготовкой контрольных и проверочных работ по данному курсу, что связано с недостатком имеющихся в учебных пособиях типовых заданий для индивидуальной работы группе студентов.

Используя Maple нетрудно решить эту проблему.

Возьмем, к примеру, наиболее легкий тип задач. Пусть у нас дана матрица A:

и необходимо найти собственные значения этой матрицы.

Решая поставленную задачу находим:

где этот столбец – вектор собственных значений, равных -1 кратности 3.

Необходимо растиражировать эту задачу, сохранив данные собственные значение и их кратность.

Видео с вопросами: Решение пары одновременных уравнений с использованием матриц

Стенограмма видео

Рассмотрим одновременные уравнения четыре 𝑥 минус два 𝑦 равно нулю, а три 𝑦 плюс пять 𝑥 отрицательно 11. Выразите данное одновременное уравнения как матричное уравнение. Запишите обратное значение матрица коэффициентов. И умножить на обратное в левой части, чтобы решить матричное уравнение.

Это три части вопрос, включающий набор одновременных уравнений четыре 𝑥 минус два 𝑦 равно до нуля и три 𝑦 плюс пять 𝑥 минус 11. И эти три части приводят нас к решение уравнений матричными методами. Первая часть предназначена для выражения одновременные уравнения как матричное уравнение. Тогда мы должны записать обратное матрицы коэффициентов и используйте ее, умножая слева, чтобы решить матричное уравнение. Итак, начнем с первой части, то есть записать уравнения в виде матричного уравнения.

Первое, что нам нужно сделать, это убедитесь, что наши 𝑥 и 𝑦 выровнены вертикально по левой стороне. Тогда в нашем втором уравнении мы будем нужно поменять местами три 𝑦 и пять 𝑥. А теперь наши 𝑥 и 𝑦 выровнены по вертикали. Назовем наши уравнения уравнениями один и два, так что уравнение один равно четырем 𝑥 минус два 𝑦 равно нулю и уравнение два равно пяти 𝑥 плюс три 𝑦 отрицательно 11. И это помогает прочитать наше коэффициенты, чтобы мы могли поместить их в матрицу два на два, которая затем умножает матрица-столбец наших переменных 𝑥 и 𝑦. И мы положили это равным константы в правой части.

Первая строка нашего коэффициента матрица содержит коэффициенты 𝑥 и 𝑦 в первом уравнении. Это четыре и минус два. Наша ассоциированная константа на правая часть равна нулю. Вторая строка нашего коэффициента матрица содержит постоянные коэффициенты 𝑥 и 𝑦 во втором уравнении. То есть пять и три. И наш постоянный элемент на правая часть отрицательная 11. Итак, теперь у нас есть наши уравнения в форму матричного уравнения по мере необходимости.

Вторая часть вопроса просит нас записать обратную матрицу коэффициентов. А для этого напомним, что для невырожденная матрица два на два с элементами 𝑎, 𝑏, 𝑐, 𝑑, обратная 𝐴 есть единица больше 𝑎𝑑 минус 𝑏𝑐 умноженная на матрицу с элементами 𝑑, минус 𝑏, минус 𝑐 и 𝑎. Напомним, что 𝑎𝑑 минус 𝑏𝑐 равно определитель 𝐴. И обратите внимание, что мы поменяли местами элементы 𝑎 и 𝑑 и минус 𝑏 и 𝑐. В нашем случае наша матрица коэффициентов имеет элементы четыре, минус два, пять и три. Так что обратное, если 𝑎 равно четырем, 𝑏 отрицательно два, 𝑐 равно пяти, а 𝑑 равно трем, это один больше четырех, умноженный на три минус минус два умножить на пять, то есть на единицу больше 𝑎𝑑 минус 𝑏𝑐, умноженное на матрицу с элементы три, два, минус пять и четыре. Обратное значение нашего коэффициента матрица, таким образом, в 22 раза больше матрицы с элементами три, два, отрицательные пять и четыре.

Наша последняя часть — умножение через обратную в левой части, чтобы решить матричное уравнение. Если мы назовем нашу матрицу коэффициентов 𝐴, у нас есть 𝐴 обратное умножение на 𝐴 умноженное на матрицу-столбец 𝑥 равно 𝐴 обратное умножить на матрицу-столбец 𝑏, где 𝑥 — матрица переменных, а 𝑏 — матрица констант в правой части. Однако помните, что для любого невырожденная матрица 𝐴, то есть матрица с обратной, 𝐴 обратной умноженной на 𝐴 есть равна единичной матрице, которая для матрицы два на два является матрицей с элементы единица, ноль, ноль, единица. Так что в левой части мы имеют единичную матрицу, умноженную на 𝑥, 𝑦, а справа у нас есть 𝐴, обратные временам матрица-столбец 𝑏.

Наша левая часть упрощается до матрица-столбец 𝑥, 𝑦. А если бы мы умножили правую стороны, у нас есть одна более чем 22-кратная матрица с элементами, умноженными на три нуля плюс два минус 11 раз, минус пять раз ноль плюс четыре раза минус 11. матрица столбцов с отрицательными элементами 22, отрицательными 44. Освободив место и оценив это дает нам матрицу столбца с отрицательными элементами один и отрицательный два. Тогда по равенству матриц это дает нам 𝑥 равно отрицательной единице, а 𝑦 равно отрицательной двойке.

Итак, для одновременных уравнений четыре 𝑥 минус два 𝑦 равно нулю, а три 𝑦 плюс пять 𝑥 равно минусу 11, у нас есть матричное уравнение, где матрица коэффициентов имеет четыре элемента, минус два, пять, три, умножая матрицу-столбец переменных, равных матрица-столбец с нулевыми элементами, минус 11 констант справа сторона. Наша матрица коэффициентов имеет обратная, которая в 22 раза больше матрицы с элементами три, два, отрицательные пять и четыре. И мы используем это, чтобы найти наш решение: 𝑥 — отрицательная единица, а 𝑦 — отрицательная двойка.

Предварительное вычисление алгебры. Можно ли использовать матрицы для решения одновременных уравнений со степенями?

Задать вопрос

спросил

Изменено 4 года, 2 месяца назад

Просмотрено 711 раз

$\begingroup$

Работаю над задачами нахождения абсолютных минимумов и максимумов функций двух переменных. Процесс нахождения критических точек путем приравнивания частных производных к нулю занимает слишком много времени. В основном я пытался сделать это аналитически, но это, как правило, подверженный ошибкам процесс (по крайней мере, для меня). Я заметил, что эти уравнения, по сути, представляют собой слегка сложные одновременные уравнения. Я помню, как использовал матрицы для решения одновременных уравнений еще в старшей школе. Было бы неплохо, если бы я мог использовать его здесь, но мне интересно, можно ли это сделать, когда переменные имеют полномочия. Я пытался найти учебники о том, как это сделать, но все они включают уравнения без степеней.

  • алгебра-предварительное исчисление
  • многомерное исчисление

$\endgroup$

1

$\begingroup$

Вообще говоря, матричные методы, которые вы изучили, подходят только для линейных уравнений. Матрица умножается на вектор-столбец переменных и приравнивается к постоянным членам уравнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *