Доклад Методы, основанные на применении численных неравенств
Скачать с Depositfiles
2011 год ИГГ, ДонНТУ;
Руководитель: Рубцова Ольга Алексадровна,
Старший преподаватель,
Кафедра высшей математики им. В.В.Пака, ДонНТУ
МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ ЧИСЛЕННЫХ НЕРАВЕНСТВ
Нестандартными методами в математике являются также методы, в основу которых положено использование известных численных неравенств (Коши, Бернулли и Коши-Буняковского), изучению которых в общеобразовательной школе не уделяется или почти не уделяется никакого внимания. Однако многие математические задачи (особенно задачи повышенной сложности) эффективно решаются именно такими методами. В этой связи незнание последних может существенно ограничить круг успешно решаемых задач.
Первоначально приведем формулировки неравенства Коши, неравенства Бернулли и неравенства Коши-Буняковского, а затем проиллюстрируем их применение на примерах, взятых из программы вступительных экзаменов.
Неравенство Коши
Пусть , ,…, , тогда (1)
где . Причем неравенство превращается в равенство тогда и, только тогда, когда . В частности, если в (1) положить , то
(2)
Это неравенство чаще всего встречается при решении школьных задач по математике. Если в (2) положить и , где , то
(3)
Здесь неравенство равносильно равенству лишь при .
Следует отметить, что имеется аналог неравенства (3) для отрицательных значений , а именно, если , то
(4)
Данное неравенство превращается в равенство при .
Неравенство Бернулли
Наиболее распространенным является классическое неравенство Бернулли, которое формулируется в следующей форме: если , то для любого натурального имеет место
(5)
Причем равенство в (5) достигается при или .
Наряду с (5) существует обобщенное неравенство Бернулли, которое содержит в себе два неравенства:
если или , то
(6)если , то
(7)
где .
Следует отметить, что равенства в (6) и (7) имеют место только при .
Верно также и обратное утверждение.
Неравенство Коши-Буняковского
Для произвольных и имеет место
(8)
где .
Причем равенство в (8) достигается в том и, только в том случае, когда числа . и пропорциональны, т.е. существует константа такая, что для всех выполняется равенство .
На основе использования неравенства Коши-Буняковского (8) можно доказать неравенство
(9)
которое справедливо для произвольных , и натурального числа .
Задачи и решения
Пример 1. Доказать неравенство
где .
Доказательство. Преобразуем левую часть неравенства с использованием неравенства (7), т.е.
Так как по условию , то равенства в неравенстве Бернулли не будет, поэтому доказано строгое неравенство.
Пример 2. Доказать, если , то
Доказательство. Для получения нижней оценки левой части требуемого неравенства первоначально воспользуемся неравенством Бернулли (6), а затем неравенством Коши (2), тогда
Пример 3.
Решить уравнение
Решение. Используя неравенство Коши (2), можно записать
т.е. имеет место неравенство
Из зданного уравнения следует, что приведенные выше неравенства Коши обращаются в равенства. А это возможно лишь в том случае, когда и .
Следовательно, имеем и .
Ответ: , ; , ; , ; , .
Пример 4. Решить уравнение
Решение. Применим к левой части уравнения неравенство Бернулли (7), а к правой части — неравенство (6), тогда
и
Отсюда следует, что неравенства Бернулли, примененные к обеим частям уравнения, обращаются в равенство, а это возможно лишь в том случае, когда .
Ответ: .
Литература:
1. А.И.Назаров «Задачи-ловушки», Мн., «Аверсэв»,2006
2.С.А. Барвенов «Математика для старшеклассников», «Аверсэв»,2004
3. С.А. Барвенов «Методы решения алгеброическиж уравнений», «Аверсэв»,2006
4. http://www.refsru.com/referat-655-4.
{n}\leqslant 1+nx}
[
∀
x
≠
−
1
,
n
=
,
n
=
1
∀
n
≠
,
x
=
{\displaystyle \left[{\begin{matrix}\forall x\neq -1,n=0,n=1\\\forall n\neq 0,x=0\end{matrix}}\right.}
Замечания
- Неравенство также справедливо для
x
⩾
−
2
{\displaystyle x\geqslant -2}(при
n
∈
N
{\displaystyle n\in \mathbb {N} _{0}}), если исключить случай, когда получается ноль в степени ноль. Доказательство для случая
x
∈
[
−
2
,
−
1
)
{\displaystyle x\in \left[-2,-1\right)}можно провести тем же методом математической индукции.
n)$ для всех целых неотрицательных чисел $n$. 9к(1+ч)$. Как они получили левую сторону? $1 + kh + h ≤ (1 + h)(k + kh)$. Как они оказались на правой стороне?
- дискретная математика
- неравенство
- индукция
$\endgroup$
$\begingroup$Примечание:
Индуктивное доказательство дано как ответ Дэвида У.Фарлоу.
Объяснение некоторых шагов и недостатков вашего индуктивного рассуждения: 92k\geq 0$
Теперь, почему мы делаем $(1)$ и $(2)$ и как мы получаем левое или правое положение в различных неравенствах?
Это сделано потому, что для доказательства $a \leq b$, если мы получим $a \leq c$ и $c \leq b$, то получим требуемое неравенство. Соответственно, мы можем выбрать требуемое значение $c$, которое не только делает эту задачу возможной, но и легкой.
n>1+nx.$ $ 92>0$}\\[1em]
&= 1+(k+1)x.\tag{множитель}
\end{выравнивание}
Таким образом, $S(k+1)$ также верно, что завершает индуктивный шаг. $\blacksquare$
Теперь все это имеет смысл? Примечания на полях к доказательству должны очень помочь (действительно, они
$\endgroup$
6
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.
9р$$
Не могли бы вы подсказать первый?- анализ
- неравенство
$\endgroup$
4
$\begingroup$
Для вашего неравенства $(1)$ есть способ: пусть $p = \dfrac{m}n \in (0, 1)$, где $m, n \in \mathbb N$. Таким образом, $m < n$, и мы можем записать $(1)$ как $ $ \ sqrt [n] {\ color {red} {1 \ cdot1 \ cdot1 \ cdots1} \ cdot \ color {blue} {(1 + x) (1 + x) (1 + x) \ cdots (1+) x)}} \leqslant \frac{\color{red}{(1+1+1+\cdots+1)}+\color{blue}{(1+x)+(1+x)+\cdots ( 1+x)}}{n}$$ что является AM-GM, поскольку все члены неотрицательны. Обратите внимание, что количество синих терминов с каждой стороны равно $m$, а количество красных терминов равно $n-m$. 9{n+1}\left(1+\frac xn\right) \tag 1\\\\ &\ge \left(1+\frac{-x}{n+x}\right)\left(1+\frac xn\right)\tag 2\\\\ &=1 \end{align}$$
где при переходе от $(1)$ к $(2)$ мы использовали неравенство Бернулли.

n)$ для всех целых неотрицательных чисел $n$. 9к(1+ч)$. Как они получили левую сторону?