Построить график естественного прироста населения: Недопустимое название — Русский эксперт

Использование статических данных на уроках

Разделы: География


С целью развития познавательного интереса у учащих 9 классов и отработки практических навыков работы с персональным компьютером мы проводим интегрированные уроки географии и информатики.

На уроках географии, особенно при проведении практических работ, мы постоянно используем статистические материалы. Но если речь идет об экономической и социальной географии, этих данных либо не хватает, либо они устаревают. Поэтому актуальную информацию для уроков экономической географии России мы рекомендуем добывать на сайте Федеральной службы государственной статистики. Сделать это очень легко: набрать в строке браузера короткий адрес www.gks.ru и получить интересующую вас информацию.

К сожалению, не всегда есть возможность непосредственно на уроке выйти в Интернет поэтому предлагаем воспользоваться приложенной презентацией для знакомства с сайтом статистической службы России.

Цель урока: формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использование компьютера как технического обеспечения информационного процесса.

Задачи урока:

  1. Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географических знаний и статистических данных о населении России.
  2. Объяснение особенностей и тенденции изменения численности населения в России.
  3. Формирование умений учащихся составлять и анализировать графики и диаграммы.
  4. Отработка умений и навыков по построению графиков и диаграмм EXCEL.
  5. Развитие умений и навыков применения программы на EXCEL практике.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.

Методы обучения: беседа, практическое занятие.

Оборудование: атласы, персональные компьютеры.

Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока.

Выполнение практической работы по теме «Население России» по плану с использованием предложенных алгоритмов.

Алгоритм выполнения практической работы по теме «Население России»:

Задание №1:

Используя таблицу «Распределение численности населения Российской Федерации по полу и возрастным группам на 1 января 2008 года(тыс. человек)» построить в тетради половозрастную пирамиду.

Письменно охарактеризовать половозрастную пирамиду по плану:

  1. Определите различия в средней продолжительности жизни, соотношении мужского и женского населения и основных возрастных групп.
  2. Назовите причины выявленных различий.
  3. Объясните, чем вызваны «изъяны» и «всплески» в численности населения в половозрастной пирамиде России и различных возрастных группах.
  4. Рассмотрите возрастно-половую пирамиду России по адресу в Интернете: http://www.gks.ru/WebContent/pyramid/index.html. отсмотрите всю последовательность кадров-фрагментов вплоть до прогнозного 2026г. Оцените форму самых последних пирамид, подумайте, насколько жизнеспособно и выгодно для страны такое население, именно так распределенное по полу и возрасту. Просчитайте, сколько детей и пожилых людей будет приходится через 20 лет на каждого работающего россиянина.
  5. Сделайте вывод об изменении численности и возрастного состава населения в России.

Распределение численности населения Российской Федерации по полу и возрастным группам на 1 января 2008 года
(тыс.человек)

Возраст (лет)
Все население
мужчины женщины

Все население

65717

76292

в том числе в возрасте, лет:

до 1 года

822

776

0-4

3827

3622

5-9

3317

3164

10-14

3522

3372

15-19

5206

5001

20-24

6459

6305

25-29

5744

5731

30-34

5191

5302

35-39

4779

4923

40-44

4726

5078

45-49

5632

6323

50-54

4970

5978

55-59

4077

5273

60-64

2017

2881

65-69

2429

4173

70 и более

3821

9166

Из общей численности население в возрасте:

моложе трудоспособного*)

11521

10976

трудоспособном**)

45929

43823

старше трудоспособного***)

8267

21493

*) Мужчины и женщины в возрасте 0-15 лет.

**) Мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины – 16-54 года.

***) Мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше.

Задание №2:

Используя таблицу прироста населения РФ (см. Приложение 1) определить естественный прирост (убыль) населения и построить графики рождаемости, смертности, естественного прироста населения Российской Федерации.

1. Открыть в папке «Практическая работа «Анализ по картам и статистическим материалам особенностей половозрастного, национального состава и размещения населения России. Оценка динамики численности населения страны» файл «Прирост населения». Появится таблица, выполненная в Microsoft Excel.

2. Вычислить естественный прирост (убыль) населения РФ.

В ячейку Д2 вбить формулу естественного прироста:

  • Ячейку Д2 сделать активной: щелкнуть 2 раза левой кнопкой мыши, до появления мигающего курсора в ячейке.
  • Вбить в ячейку Д2 знак «=», щелкнуть левой кнопкой мыши на ячейку В2 (в ячейке Д2 должны увидеть =В2).
  • Вбить знак «-».
  • Левой кнопкой мыши щелкнуть по ячейке С2 (в ячейке Д2 должны увидеть =В2-С2).
  • Нажать клавишу Enter.
  • В ячейке Д2 должны увидеть результат вычисления.

Формулу из ячейки Д2 скопировать до ячейки Д11:

  • Установить «белый крест» на ячейку Д2.
  • «Белый крест» установить в правый нижний угол ячейки Д2 и получить «тонкий черный крест».
  • Нажать левую клавишу мыши и не отпуская ее, протащить крест до ячейки Д11.

3. Построение нескольких графиков на одной координатной плоскости.

  1. Выбрать пункт меню «Вставка»-Диаграмма- График. Щелкнуть левой кнопкой мыши на понравившийся вид. Нажать «Далее».
  2. На закладке «Диапазон данных» щелкнуть левой кнопкой мыши на «Ряды в столбцах», установить курсор на диапазон.
  3. Выделить в таблице три столбика с данными о населении (только цифровые данные).
  4. Перейдите на закладку «Ряд».
  5. Установите курсор на «Подписи по оси Х». В таблице выделите столбик с годами (установите курсор в виде белого креста на нужную ячейку, в данном случае на А2, нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее, протяните до нужной ячейки).
  6. После этого на диаграмме по оси Х должны появится года.
  7. Установите курсор на «Имя», «ряд 1», должен быть выделен, синим цветом и напишите имя первого ряда, в данном случае «Родившиеся».
  8. Щелкните левой кнопкой мышки по «ряд 2», он должен выделиться, синим цветом.
  9. Установите курсор на «Имя» и напишите имя второго ряда, в данном случае «Умершие».
  10. Щелкните левой кнопкой мышки по «ряд 3», он должен выделиться, синим цветом.
  11. Установите курсор на «Имя» и напишите имя второго ряда, в данном случае «Естественный прирост».
  12. Нажмите «Далее».
  13. Выберите закладку «Заголовки».
  14. «Название диаграммы»: «Естественный прирост (убыль) населения РФ».
  15. «Ось Х»: года
  16. «Ось У»: тыс. челов.
  17. Нажмите «Далее».
  18. Нажмите «Готово».
  19. На листе должна появиться диаграмма.

  1. Сохраните документ в созданной вами папке под именем «Естественный прирост (убыль) населения Российской Федерации».

Задание №3:

Используя таблицу «Сельское и городское население Российской Федерации» (см. Приложение 2) построить столбчатую диаграмму (гистограмму), показывающую динамику численности городского и сельского населения Российской Федерации с 1897 по 2008 год.

На рабочем столе создайте папку, указав вашу фамилию, имя, класс.

  1. Открыть в папке «Практическая работа «Анализ по картам и статистическим материалам особенностей половозрастного, национального состава и размещения населения России. Оценка динамики численности населения страны» файл «Городское и сельское население». Появится таблица, выполненная в Microsoft Excel.
  2. Выбрать пункт меню «Вставка»-Диаграмма- Гистограмма. Нажать «Далее».
  3. На закладке «Диапазон данных» щелкнуть левой кнопкой мыши на «Ряды в строках», установить курсор на диапазон.
  4. Выделить в таблице две строчки с данными о количестве населения. Должны увидеть картинку.

  1. Перейдите на закладку «Ряд».
  2. Установите курсор на «Подписи по оси Х». В таблице выделите строку с годами (установите курсор в виде белого креста на нужную ячейку, в данном случае на В4, нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее, протяните до нужной ячейки).
  3. После этого на диаграмме по оси Х должны появится года.
  4. Установите курсор на «имя», «ряд 1», должен быть выделен синим цветом и напишите имя первого ряда, в данном случае «сельское население».
  5. Щелкните левой кнопкой мышки по «ряд 2», он должен выделиться синим цветом.
  6. Установите курсор на «имя» и напишите имя второго ряда, в данном случае «городское население».
  7. Нажмите «Далее».
  8. Выберите закладку «Заголовки».
  9. «Название диаграммы»: «Динамика численности населения России».
  10. «Ось Х»: года.
  11. «Ось У»: %
  12. Нажмите «Далее».
  13. Нажмите «Готово».
  14. На листе должна появиться диаграмма.
  15. Сохраните документ в созданной вами папке под именем «Сельское и городское население Российской Федерации».

Задание №4:

Используя таблицу «Национальный состав населения РФ» (см. Приложение 3) составить круговую диаграмму, показывающую соотношение народов в общей численности населения Российской Федерации.

  1. Открыть в папке «Практическая работа «Анализ по картам и статистическим материалам особенностей половозрастного, национального состава и размещения населения России. Оценка динамики численности населения страны» файл «Нации». Появится таблица, выполненная в Microsoft Excel.
  2. Выбрать пункт меню «Вставка» — Диаграмма — Круговая. Щелкнуть левой кнопкой мыши на понравившийся вид. Нажать «Далее».
  3. На закладке «Диапазон данных» щелкнуть левой кнопкой мыши на «Ряды в столбцах», установить курсор на диапазон (5 крупнейших народов РФ).
  4. Выделить в таблице столбик с данными о населении (только цифровые данные).
  5. Перейдите на закладку «Ряд».
  6. Установите курсор на «Подписи по оси Х». В таблице выделите столбик с национальностями (установите курсор в виде белого креста на нужную ячейку, в данном случае на А1, нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее, протяните до нужной ячейки).
  7. После этого на диаграмме должны появится имена национальностей.
  8. Нажмите «Далее».
  9. Выберите закладку «Подписи данных».
  10. Установите галочки на нужные названия в «Включить в подписи» – например, имена категорий.
  11. Нажмите «Далее».
  12. Нажмите «Готово».
  13. На листе должна появиться диаграмма.

  1. Сохраните документ в созданной вами папке под именем «Национальный состав населения РФ».

моделей роста населения

моделей роста населения

Рост, не зависящий от плотности : Иногда популяции вторгаться в новые места обитания, содержащие богатые ресурсы. Некоторое время в по крайней мере, эти популяции могут быстро расти, потому что начальное количество количество особей невелико, и конкуренция за ресурсы отсутствует. Это называется независимый от плотности рост, потому что плотность особей не не повлияет на дальнейший рост. Как вы понимаете, это не может продолжаться бесконечно. Первым человеком, который математически описал потенциал популяции к размножению, был Томас Мальтус, и его труды повлияли на идеи Чарльза Дарвина.

Возьмите приведенное ниже уравнение и проанализируйте 10 поколений. Начните с исходный размер популяции (N i ) 100, и использовать постоянный темп роста (r) 1. (Скорость роста 0 указывает на отсутствие размножения, значение 1 означает удвоение, более высокие значения дадут более быстрый прирост популяции.) Δ N — изменение численности. N ф это окончательный номер после того, как произошло воспроизведение, и рассчитывается как начальный номер, N i плюс изменение номера, Δ N. Во втором поколении N f становится новым N i , и мы повторяем уравнение снова. Такой рост называется «экспоненциальным» и довольно типичен для бактериальных культур в свежей среде. Бактерии делятся путем бинарного деления (один становится двумя), поэтому значение 2 для скорости роста является реалистичным. График ваших результатов.

ΔN = r N i

N f = N i + ΔN

Экспоненциальный рост , r=1, N i =100

Рост в зависимости от плотности : В популяции, которая уже устанавливаются, ресурсы начинают истощаться, и начинается конкуренция играть роль. Мы имеем в виду максимальное количество людей, среда обитания может поддерживаться в качестве несущей способности этого Население. Если население слишком сильно превышает свою пропускную способность, никто не получает достаточно ресурсов, и население может рухнуть до нуля. Если популяция постепенно приближается к своей несущей способности, эти ограничивающие факторы, такие как пища, места гнездования, партнеры и т. Д., Имеют тенденцию регулировать дальнейший рост, и популяция стабилизируется. «Логистическое уравнение» моделирует такой рост населения.

ΔN = r N i ((K-N i )/K)

N f = N i + ΔN

Сравните уравнения экспоненциального и логистического роста. Часть rN такая же, но в логистическом уравнении есть другой член, (K-N)/K, который тормозит рост, когда N приближается к K или превышает его.

Возьмите приведенное выше уравнение и снова проанализируйте 10 поколений. Начните с начального размера популяции (N i ) из 100. Опять же, используйте постоянную скорость роста (r) of 2. K — пропускная способность населения, которую мы примем равной 500. График ваших результатов.

Логистический рост , r=1, N i =100, K=250

Загрузите файл Excel, чтобы поэкспериментировать с темпами роста, начальными размерами популяции, вместимостью и наблюдать за динамическим перерисовыванием графиков.

Взгляните на прирост населения мира среди людей. Точное прогнозирование роста населения зависит от множества факторов. Ясно, что питание и болезни являются двумя важными факторами, влияющими на выживание до репродуктивного возраста, а также на соотношение мужчин и женщин в популяции (поскольку женщины являются ограничивающим фактором) и возрастное распределение популяции (поскольку более молодые популяции имеют более высокие репродуктивные способности). являются важными параметрами. Как война, голод и ухудшение состояния окружающей среды связаны с численностью населения? Рассмотрим политику Китая в отношении одного ребенка, направленную на ограничение роста населения, и социальные практики, которые отдают предпочтение одному полу над другим в некоторых культурах.

Дополнительная литература: http://www.nature.com/scitable/knowledge/library/how-populations-grow-the-exponential-and-logistic-13240157

Прирост населения — ГЕОГРАФИЯ MYP/GCSE/DP

Прирост населения мира — стоит ли нам беспокоиться?

Данные

Прирост населения мира

Рост населения мира по регионам

Исследование роста населения

Часть 1: Общая численность населения

Нажмите на данные ниже, чтобы открыть электронную таблицу с данными для данных о населении мира.

  • Используйте данные, чтобы нарисовать четкий и точный линейный график, показывающий рост населения мира. Вы должны убедиться, что обе оси помечены и имеют четкое название. С помощью линейки и карандаша нарисуйте график и убедитесь, что он аккуратный и четкий.
  • Подпишите свой график, чтобы показать, сколько времени потребовалось для каждого прироста на миллиард человек. Подсчитайте время, необходимое для получения 1-2 миллиардов, 2-3 миллиардов, 3-4 миллиардов и так далее.
  • Что вы заметили в скорости роста населения
  • Какие возможные проблемы может вызвать это огромное увеличение числа людей:
  • Окружающая среда?
  • Наша способность обеспечить всех едой? Что с жильем? Вакансии?​​

Часть 2: Растущие и сокращающиеся популяции

Шаг 1
Нажмите на таблицу ниже, чтобы открыть электронную таблицу с данными. Рассчитайте естественный прирост или убыль для каждой из перечисленных ниже стран.
Для этого нужно вычесть коэффициент смертности из коэффициента рождаемости (естественный прирост = коэффициент рождаемости — коэффициент смертности). Если уровень рождаемости выше уровня смертности, ваш ответ будет положительным числом, и население увеличивается. Если уровень смертности выше, чем уровень рождаемости, ваш ответ будет отрицательным числом, а население увеличивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *