Простейшие иррациональные уравнения примеры: Простейшие иррациональные уравнения — урок. Алгебра, 11 класс.

«Иррациональные уравнения, примеры решения», презентация

Дата публикации: .

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.


Скачать:Методы и примеры решений иррациональных уравнений (PPTX)

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине «Интеграл» для 8 класса
Комбинаторика и теория вероятностей    Уравнения и неравенства



Иррациональные уравнения


Ребята, не так давно мы с вами изучили новое множество чисел — иррациональные числа. Мы договорились называть любое число, содержащее корень квадратный, иррациональным. Так вот, уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня квадратного, тоже называются иррациональными уравнениями. Такие уравнения возникли не из-за того, что математикам захотелось решать подобные уравнения. Существует множество реальных ситуаций, в которых вычисление каких-либо характеристик сводится к решению иррациональных уравнений. Например, при вычислении длины гипотенузы прямоугольного треугольника (по теореме Пифагора) вполне может получиться иррациональное уравнение. Давайте научимся решать простейшие иррациональные уравнения.

Рассмотрим уравнение: $\sqrt{2x-4}=4$.
Согласно определению корня квадратного, это выражение можно представить, как $2x-4=16$.
Нам удалось перейти от иррационального уравнения к обычному линейному уравнению, которое решается очень просто. Его корнем является число $x=10$.

Мы возвели обе части уравнения в квадрат и получили более простое уравнение. Такой способ называется «методом возведения в квадрат». Данный метод решения очень прост, но к сожалению иногда могут возникнуть некоторые проблемы при решении уравнений этим методом.

Рассмотрим уравнение: $\sqrt{2x+10}=\sqrt{x-5}$.
Возведем в квадрат обе части уравнения.
$2x+10=x-5$.

2-4t-21=0$.
$(t-7)(t+3)=0$.
Введем обратную замену $\sqrt{x}=7$ и $\sqrt{x}=-3$.
Из первого выражения имеем, что $х=49$, а второе не имеет смысла.
Ответ: $х=49$.

Задачи для самостоятельного решения


Решить уравнения:

1. $\sqrt{3-x}=3x+5$.
2. $\sqrt{x-13}-\sqrt{x+8}=-3$.
3. $x+2\sqrt{x}-24=0$.

Что такое иррациональные уравнения? Определения из учебников.

Прежде чем говорить про решение иррациональных уравнений, следует хорошо разобраться с вопросом, что такое иррациональные уравнения. Сейчас мы этим и займемся: познакомимся с определением иррационального уравнения и рассмотрим примеры уравнений этого вида.

Следует заметить, что определения немного отличаются от одной математической книги к другой. Поэтому давайте найдем и выпишем определения из учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, а также из других источников, чтобы проанализировать их, и выбрать для себя лучшее.

Подробный разговор про иррациональные уравнения и их решение ведется на уроках алгебры и начал анализа в старших классах школы. Однако некоторые авторы вводят в рассмотрение уравнения этого вида раньше. Например, те, кто занимаются по учебникам Мордковича А. Г., узнают про иррациональные уравнения уже в 8 классе: в учебнике [1, с. 174] утверждается, что

Определение

Иррациональным уравнением называют уравнение, если в нем переменная содержится под знаком квадратного корня.

Там же приводятся примеры иррациональных уравнений , , , и т.п. Очевидно, в каждом из приведенных уравнений под знаком квадратного корня содержится переменная x, значит, по приведенному выше определению эти уравнения – иррациональные. Здесь же сразу разбирается один из основных методов их решения – метод возведения в квадрат обеих частей уравнения. Но о методах решения разговор пойдет чуть ниже, пока же приведем определения иррациональных уравнений из других учебников.

В учебниках Колмогорова А. Н. [3, с. 214] и Колягина Ю. М. [4, с. 193]

Определение

иррациональными называют уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная.

Обратим внимание на принципиальное отличие данного определения от предыдущего: здесь говорится просто корень, а не квадратный корень, то есть, не уточняется степень корня, под которым находится переменная. Значит, корень может быть не только квадратным, но и третьей, четвертой и т.д. степени. Таким образом, последнее определение задает более обширную группу уравнений.

Возникает закономерный вопрос, почему в старших классах мы начинаем использовать это более широкое определение иррациональных уравнений? Все объяснимо и просто: когда в 8 классе происходит знакомство с иррациональными уравнениями, нам хорошо известен лишь квадратный корень, ни о каких кубических корнях, корнях четвертой и более высоких степеней мы еще не знаем. А в старших классах обобщается понятие корня, мы узнаем про корень степени n, и при разговоре об иррациональных уравнениях уже не ограничиваемся квадратным корнем, а имеем в виду корень произвольной степени.

Для наглядности продемонстрируем несколько примеров иррациональных уравнений. — здесь под знаком кубического корня расположена переменная x, поэтому это уравнение иррациональное. Другой пример: — здесь переменная x находится как под знаком квадратного корня, так и корня четвертой степени, то есть, это тоже иррациональное уравнение. Вот еще пара примеров иррациональных уравнений более сложного вида: и .

Приведенные определения позволяют для себя отметить, что в записи всякого иррационального уравнения имеются знаки корней. Также понятно, что если знаков корней нет, то уравнение не является иррациональным. Однако не все уравнения, содержащие знаки корней, являются иррациональными. Действительно, в иррациональном уравнении под знаком корня должна быть переменная, если переменной под знаком корня нет, то уравнение не является иррациональным. В качестве иллюстрации приведем примеры уравнений, которые содержат корни, но не являются иррациональными. Уравнения и не являются иррациональными, так как не содержат переменных под знаком корня – под корнями стоят числа, а переменных под знаками корней нет, поэтому эти уравнения не иррациональные.

Некоторые сборники задач для подготовки к ЕГЭ в разделе «иррациональные уравнения» содержат задания, в которых переменная находится не только под знаком корня, но еще и под знаком какой-либо другой функции, например, модуля, логарифма и т.п. Вот пример , взятый из книги [5], а вот — из сборника [6]. В первом примере переменная x находится под знаком логарифма, а логарифм еще под знаком корня, то есть, мы имеем, если так можно выразиться, иррациональное логарифмическое (или логарифмическое иррациональное) уравнение. Во втором примере переменная находится под знаком модуля, а модуль еще и под знаком корня, с Вашего позволения назовем его иррациональным уравнением с модулем.

Считать ли уравнения подобного вида иррациональными? Вопрос хороший. Вроде переменная под знаком корня есть, но смущает что она не в «чистом виде», а под знаком еще одной или большего числа функции. Другими словами, вроде нет противоречия тому, как мы определили выше иррациональные уравнения, но присутствует некоторая степень неуверенности из-за наличия других функций. С нашей точки зрения, не стоит фанатично подходить к «называнию вещей своими именами». На практике достаточно сказать просто «уравнение» без уточнения, какого именно оно вида. А все эти добавки «иррациональное», «логарифмическое» и т.п. служат по большей части для удобства изложения и группировки материала.

В свете информации последнего абзаца интерес представляет определение иррациональных уравнений, данное в учебнике под авторством Мордковича А. Г. за 11 класс [2, с. 237]

Определение

Иррациональными называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень.

Здесь, помимо уравнений с переменной под знаком корня, иррациональными считаются и уравнения с переменными под знаком возведения в дробную степень. Например, согласно этому определению уравнение считается иррациональным. С чего вдруг? Мы же уже привыкли к корням в иррациональных уравнениях, а здесь не корень, а степень, и это уравнение больше хочется назвать, к примеру, степенным, а не иррациональным? Все просто: степень с дробным показателем определяется через корни, и на ОДЗ переменной x для данного уравнения (при условии x2+2·x≥0) его можно переписать с использованием корня как , а последнее равенство представляет собой привычное нам иррациональное уравнение с переменной под знаком корня. Да и методы решения уравнений с переменными в основании дробных степеней абсолютно такие же, как и методы решения иррациональных уравнений. Так что удобно их назвать иррациональными и рассматривать в этом свете. Но будем честными с собой: изначально перед нами уравнение , а не , и язык не очень охотно поворачивается называть исходное уравнение иррациональным из-за отсутствия корня в записи.

Уйти от подобных спорных моментов относительно терминологии позволяет все тот же прием: назвать уравнение просто уравнением безо всяких видовых уточнений.

Избежать подобных спорных моментов можно и через более строгое определение. Пример такого определения можно найти в справочнике советских времен [7, с. 64]:

Определение

Иррациональным называется уравнение, в котором некоторое рациональное или алгебраическое выражение от неизвестного находится под знаком радикала.

Согласно этому определению в иррациональном уравнении под знаком радикала может находиться только выражение, в котором над переменной не совершается иных действий, кроме сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень (натуральную) и извлечения корня. Это определение исключает нахождения переменной в иррациональном уравнении под знаками логарифмов, тригонометрических функций, в показателе степени и др.

Какое из приведенных выше определений предпочесть? Наверное, стоит называть иррациональными только такие уравнения, которые не противоречат ни одному из записанных определений, а остальные называть просто уравнениями без уточнения, что это за уравнение.

Пара слов о количестве переменных в записи иррациональных уравнений. Все приведенные выше иррациональные уравнения содержат единственную переменную x, то есть, являются уравнениями с одной переменной. Однако ничто не мешает рассматривать и иррациональные уравнения с двумя, тремя и т.д. переменными. Приведем пример иррационального уравнения с двумя переменными и с тремя переменными .

Но при этом обязательно нужно заметить, что в школе обычно рассматривается решение иррациональных уравнений только с одной переменной. Иррациональные уравнения с несколькими переменными встречаются не для решения, а в составе систем уравнений или при алгебраическом описании геометрических объектов. Например, можно встретить задание «решите систему уравнений », или увидеть описание полуокружности с центром в начале координат, радиусом 3 единицы, лежащей в верхней полуплоскости, при помощи уравнения .

В школе также рассматриваются иррациональные уравнения с параметром. Приведем пример: , здесь x – переменная, a — параметр. Как понять, что это уравнение с параметром, а не уравнение с двумя переменными? Как правило, это указывается в задании.

В заключение скажем, что встречается термин «простейшие иррациональные уравнения». Так что рекомендуем ознакомиться, что понимают под простейшими иррациональными уравнениями.

рациональных уравнений | Brilliant Math & Science Wiki

Решите 1x=2.\frac{1}{x} = 2 . х1=2.


Глядя на уравнение, мы видим, что оно спрашивает, какое обратное выражение дает 222. Это 12\frac{1}{2}21​, и мы можем заключить, что это решение. □_\квадрат□​

Хотя можно использовать этот метод проверки, проще использовать более общий метод. В общем, если уравнение имеет форму неприводимой пропорции ab=cd\frac{a}{b}=\frac{c}{d}ba​=dc​, можно умножить крест, чтобы получить полином ad- bc=0ad — bc = 0 ad-bc=0. Затем этот многочлен можно решить любым подходящим методом, учитывая, что b≠0b \neq 0b​=0 и d≠0d \neq 0 d​=0.

Решить

2−x3+x=12.\frac{2-x}{3+x} = \frac{1}{2}. 3+x2−x​=21​.


Использование метода перекрестного умножения, описанного выше, дает

3+х=2(2-х)3+х=4-2х3х=1х=13. □\begin{выровнено} 3 + х &= 2(2-х) \\ 3 + х &= 4 — 2х \\ 3x& = 1 \\ х &= \фракция{1}{3}.\ _\квадрат \end{выровнено} 3+x3+x3xx​=2(2−x)=4−2x=1=31​. □​​

Этот метод можно распространить на любое рациональное уравнение. Однако для выражений с большим количеством членов вместо перекрестного умножения мы умножаем обе части уравнения на НОК знаменателей.

Найдите все решения

1x+21−x=11x+3x(2x+3).\frac{1}{x} + \frac{2}{1-x} = \frac{11}{x} + \frac{3} {х(2х+3)}. x1​+1−x2​=x11​+x(2x+3)3​.


Сначала обратите внимание, что x≠0,x≠1,x \neq 0, x \neq 1,x​=0,x​=1 и x≠−32,x \neq \frac{-3} {2},x​=2−3​, так как все они приводят к нулевому знаменателю. При умножении всего выражения на НОК знаменателей x(1−x)(2x+3),x(1-x)(2x+3),x(1−x)(2x+3) получаем

(1−x)(2x+3)+2x(2x+3)=11(1−x)(2x+3)+3(1−x)−2×2−x+3+4×4+6x=−22×2 −11x24x2+192 + 19x — 33 &= 0. \end{выровнено}(1−x)(2x+3)+2x(2x+3)−2×2−x+3+4×4+6x24x2+19x−33​=11(1−x)(2x+3)+ 3(1−x)=−22×2−11x=0,

Используя квадратичную формулу для решения этого уравнения, мы получаем

х=-19±352948. □x = \frac{-19 \pm \sqrt{3529}}{48}.\ _\squarex=48−19±3529​​. □​

Решите уравнение 1x−2=18.\frac{1}{x-2}=\frac{1}{8}.x−21​=81​.


Умножение обеих сторон на 8(x-2)8(x-2)8(x-2) дает

8=x−210=x.\begin{выровнено} 8 =& х — 2 \ 10 =& х. \end{выровнено}8=10=​x−2x.​

Замена x=10x=10x=10 удовлетворяет данному уравнению, поэтому ответ равен 10. □ _\квадрат □​

Решите уравнение 12x+3=1x−5.\frac{1}{2x+3}=\frac{1}{x-5}.2x+31​=x−51​.


Умножение обеих частей на (2x+3)(x−5)(2x+3)(x-5)(2x+3)(x−5) дает

x−5=2x+3−8=x.\begin{выровнено} х-5=&2х+3\ -8 =& х. \end{выровнено}x−5=−8=​2x+3x.​

Замена x=−8x=-8x=−8 удовлетворяет заданному уравнению, поэтому ответ равен -8. □ _\квадрат □​ 92 + 8х — а =& 25 — 40 — а \ =&-15 — а \\ =& 0. \end{выровнено}x2+8x−a===​25−40−a−15−a0.​

Если a=-15,a = -15,a=-15, то у нас есть только одно решение x=-3.x = -3.x=-3.

Следовательно, a=−12,−15,−16. □a = -12, -15, -16.\ _\квадрат a=−12,−15,−16. □​

Иррациональные числа

К иррациональным числам относятся квадратный корень, кубический корень, корень четвертой степени и корень n-й степени из многих чисел. Всякий раз, когда перед числом стоит знак корня, число называется корнем.

Знак радикала — это математический символ, который выглядит почти как буква v и помещается перед числом, чтобы указать, что корень должен быть взят: √

Не все радикалы иррациональны. Например, √4 не является иррациональным числом.

Потому что √4 = 2 и 2 — целое число.

Другие примеры иррациональных чисел

√2 = 1,4142136

√7 = 2,64575131

√35 = 5,9160797831

√8 = 2,82842712475

Почему приведенные выше радикалы иррациональны? Они иррациональны, потому что десятичное расширение не заканчивается и не повторяется.

Неповторяющиеся:

Внимательно посмотрите на десятичное расширение каждого радикала выше, вы заметите, что ни одно число или группа чисел не повторяются, как в следующих примерах.

1.222222222222 (2 повторяется, так что это не иррационально)

4,3636363636 (36 повторяется, так что это не иррационально)

По сути, закономерностей нет!

Неконцевой :

Приведенные выше радикалы не являются терминирующими. Это означает, что десятичное расширение имеет бесконечное количество чисел.

Например √2 = 1.4142135

Мы написали только 7 знаков после запятой. Однако вы можете получить больше цифр.

Например √2 = 1,41421356237309504880

Больше цифр

√2 = 1,41421356237309504880168872420969807856967

Еще больше цифр

√2 = 1,4142135623730950488016887242096980785696718753769480731766797379907

Это никогда не кончается…

Всякий раз, когда число иррационально, все, что мы можем получить, это приближение. Мы никогда не сможем написать число полностью.

Разница между рациональными и иррациональными числами.

Хотя рациональные числа могут продолжаться и продолжаться с бесконечным количеством чисел, они, тем не менее, имеют закономерность. Иррациональные числа не имеют закономерностей.

Как узнать, является ли радикал иррациональным

Есть несколько способов проверить, является ли число рациональным:

  • Если вы можете быстро найти корень для радикала, значит радикал рациональный.
  • Если вы ищете только квадратный корень, вы можете использовать алгоритм квадратного корня. Конечно, описанный выше метод длительный и трудоемкий!
  • Вы можете использовать калькулятор. Это может быть лучший способ проверить.

Пример №1:

Есть 3√125 иррациональный?

Найдите на калькуляторе следующий символ кубического корня:

3√

3√x

В зависимости от вашего калькулятора вы либо введете 125, либо нажмете на символ. Или сначала нажмите на символ, а затем введите 125.

Вы должны получить 5

5 завершается, так что это не иррациональное число.

Пример №2:

Есть 5√325 иррациональный?

Найдите на калькуляторе следующий символ корня n:

x√y

Поиграйте с калькулятором, чтобы получить 5√325 = 3,179630631616273

3.179630631616273 не завершается и не повторяется, поэтому оно иррационально.

Доказательство того, что квадратный корень из 5 иррационален

  1. Квадратичная формула: простые шаги

    26, 23 января 11:44

    Узнайте о квадратной формуле, дискриминанте, важных определениях, связанных с формулой, и приложениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *