Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов

Как научить дошкольников составлять описательные рассказы. Какие методы и приемы использовать для развития связной речи детей 5-6 лет. Почему важно развивать умение составлять описания у старших дошкольников. Какие игры и упражнения эффективны для обучения описанию.

Актуальность развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи является одной из важнейших задач речевого воспитания дошкольников. Умение связно и последовательно излагать свои мысли, описывать предметы и явления необходимо для полноценного общения ребенка с окружающими, успешного обучения в школе, развития мышления и познавательных способностей.

К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются следующие проблемы в развитии связной речи:

  • Бедность словарного запаса
  • Неумение грамматически правильно строить распространенные предложения
  • Трудности в построении связного высказывания
  • Односложная, состоящая из простых предложений речь
  • Неспособность составить описательный или повествовательный рассказ на предложенную тему

Поэтому целенаправленное развитие связной речи, в том числе обучение составлению описательных рассказов, имеет огромное значение в общей системе работы по развитию речи в детском саду.


Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) является сензитивным периодом для развития связной речи. В этом возрасте происходит качественный скачок в овладении связными высказываниями:

  • Увеличивается объем высказываний
  • Усложняется их структура
  • Улучшается связность и последовательность изложения
  • Возрастает количество сложных предложений
  • Расширяется словарный запас
  • Совершенствуются лексико-грамматические и синтаксические конструкции

Дети старшего дошкольного возраста уже способны составлять связный рассказ по картине, из личного опыта, творческие рассказы. Однако без специального обучения эти умения формируются недостаточно.

Значение описательной речи для развития дошкольников

Составление описательных рассказов играет важную роль в речевом и познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • Обогащает словарный запас, особенно прилагательными
  • Развивает наблюдательность, умение выделять существенные признаки предметов
  • Учит логически мыслить, сравнивать, обобщать
  • Формирует умение связно и последовательно излагать свои мысли
  • Способствует развитию памяти, внимания, воображения
  • Готовит детей к обучению письменной речи в школе

Поэтому обучение составлению описательных рассказов должно занимать важное место в системе работы по развитию связной речи старших дошкольников.


Методы и приемы обучения описательной речи

Для обучения детей составлению описательных рассказов используются следующие методы и приемы:

  1. Рассматривание и обследование предмета
  2. Образец описания, данный воспитателем
  3. План описания в виде вопросов или схемы
  4. Коллективное составление рассказа
  5. Использование моделей и пиктограмм
  6. Дидактические игры и лексические упражнения
  7. Составление загадок-описаний

Важно поэтапно формировать у детей умение строить описательный рассказ:

  • Выделение существенных признаков предмета
  • Подбор точных слов для их обозначения
  • Построение предложений разных типов
  • Соединение предложений в связный текст

Игры и упражнения для обучения описанию

Эффективными для развития описательной речи старших дошкольников являются следующие игры и упражнения:

  • «Угадай по описанию»
  • «Нарисуй по описанию»
  • «Найди ошибку в описании»
  • «Сравни два предмета»
  • «Опиши соседа»
  • «Дополни предложение»
  • «Кто больше назовет признаков»
  • «Узнай по голосу»

Подобные игровые упражнения помогают детям усвоить структуру описания, обогащают словарь, учат выделять существенные признаки предметов.


Требования к описательным рассказам дошкольников

При обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов необходимо учитывать следующие требования:

  • Объем рассказа – 5-7 предложений
  • Наличие 2-3 микротем
  • Использование разных типов предложений
  • Логичность и связность изложения
  • Употребление разнообразных выразительных средств
  • Соблюдение структуры описания (начало, основная часть, конец)

Постепенно требования к детским рассказам повышаются, но при этом необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка.

Примерный план описательного рассказа

При составлении описательного рассказа дети старшего дошкольного возраста могут ориентироваться на следующий план:

  1. Название предмета
  2. Внешние признаки (цвет, форма, величина)
  3. Качества, свойства
  4. Части, детали
  5. Материал, из которого сделан
  6. Назначение
  7. Отношение к предмету

Данный план является ориентировочным и может варьироваться в зависимости от объекта описания и возможностей детей.


Роль воспитателя в развитии описательной речи дошкольников

Успешное овладение детьми умением составлять описательные рассказы во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя. Воспитатель должен:

  • Создавать положительную мотивацию к составлению рассказов
  • Обеспечивать речевую активность детей
  • Демонстрировать образцы описаний
  • Помогать в подборе точных слов и построении предложений
  • Исправлять ошибки, подсказывать, направлять
  • Оценивать рассказы детей
  • Закреплять умения в различных видах деятельности

При этом важно соблюдать принципы доступности, последовательности, систематичности в работе по развитию описательной речи дошкольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *