Как решить транспортную задачу. Руководство
Примеры решенийМетод Гомори Симплекс-метод Метод Фогеля Транспортная задачаЗадача о назначениях Распределительный методМетод потенциаловЗадача коммивояжера Открытые и закрытые задачи
Транспортные задачивключает пять онлайн-калькуляторов:
- Классическая транспортная задача (задача Хитчкока-Купманса). Вариант транспортной задачи с ограничениями на пропускную способность.
- Универсальная транспортная задача.
- Решение ТЗ методом дифференциальных рент.
- Задача коммивояжера.
- Задача о назначениях.
- Сетевое планирование.

После этого необходимо будет заполнить матрицу тарифов, запасы поставщиков и потребности магазинов.
Нахождение первого опорного плана включает в себя методы:
- Минимального элемента;
- Северо-западного угла;
- Аппроксимация Фогеля;
- Двойного предпочтения.
Далее выбирается метод улучшения опорного плана: Метод потенциалов или Распределительный метод.
Для большинства транспортных задач требуется найти минимальные затраты на перевозки, поэтому в качестве целевой функции выбираем Минимальные затраты.
Если потребуется найти максимальное значение целевой функции (получение максимальной прибыли, получение максимального урожая и т.п.), то выбираем Максимальная прибыль. После решения создается сетевая модель транспортной задачи в виде графа для наглядного отображения оптимального плана перевозок.

Рекомендуется сразу проверять решение в Excel (см. ссылку для скачивания шаблона после решения).
Кроме решения транспортной задачи существуют так называемая универсальная транспортная задача, в условиях которой необходимо найти максимальное значение функции при заданных матрице тарифов и матрице доходов. Для решения данного типа задач можно воспользоваться сервисом Максимизация удельного показателя перевозок.
Пример. Задание. Решить транспортную задачу в эксель.
Помимо этого решить в ручную эту же транспортную задачу методом-северо западного угла, методом Фогеля, методом минимального тарифа. Используя результат полученный методом северо-западного угла улучить план
Помимо этого решить задачу на запрет поставки из Аi в Bi (в Excel):
- Запретим поставку груза от 1-го поставщика к 3-му потребителю. Для этого увеличим соответствующую стоимость перевозки до большого числа.
Зафиксировать насколько изменится целевая функция.
- 2-й поставщик может поставить 3-му потребителю только половину товара. Зафиксировать изменение целевой функции;
- 3-й поставщик может поставить 3-му потребителю не менее половины товара. зафиксировать изменение целевой функции.
Перейти к онлайн решению своей задачи
Задать свои вопросы или оставить замечания можно внизу страницы в разделе Disqus.
Можно также оставить заявку на помощь в решении своих задач у наших проверенных партнеров (здесь или здесь).
Транспортная задача Метод потенциалов Пример решения
Skip to content
Artman Математическое программирование
Метод потенциалов (оптимизация транспортных задач)
Метод потенциалов для решения транспортной задачи с наименьшей стоимостью
cij-(ui+vj)=0 при любых xij>0
cij-(ui+vj)>0 при любых xij=0
В случае
cij-(ui+vj)<0 при любых xij=0 произвести перестановку
Целевая функция прямой задачи имеет вид:
при этом
Пример решения транспортной задачи методом потенциалов
Пусть имеется опорный план, где
A — пункты отправления;
B — пункты назначения.
Ai/Bj | B1 | B2 | B3 | |
110 | 330 | 160 | ||
A1 | 200 | 3 | 5 | 2 |
A2 | 280 | 8 | 8 | 12 |
A3 | 120 | 4 | 6 | 10 |
Находим ячейку с самой низкой стоимостью (в соответствии с методом минимальной стоимости), в данном случае 2 и отправляем весь товар на этот склад.
Ai/Bj | B1 | B2 | B3 | |
110 | 330 | 0 | ||
A1 | 40 | 3 | 5 | 2160 |
A2 | 280 | 8 | 8 | 12 |
A3 | 120 | 4 | 6 | 10 |
Затем опять находим ячейку с самой минимальной стоимостью и далее проделываем аналогичные шаги.
Ai/Bj | B1 | B2 | B3 | |
70 | 330 | 0 | ||
A1 | 0 | 340 | 5 | 2 160 |
A2 | 280 | 8 | 8 | 12 |
A3 | 120 | 4 | 6 | 10 |
Ai/Bj | B1 | B2 | B3 | |
0 | 330 | 0 | ||
A1 | 0 | 340 | 5 | 2160 |
A2 | 8 | 8 | 12 | |
A3 | 50 | 470 | 6 | 10 |
Ai/Bj | B1 | B2 | B3 | |
0 | 0 | 0 | ||
A1 | 0 | 340 | 5 | 2160 |
A2 | 0 | 8 | 8280 | 12 |
A3 | 0 | 470 | 650 | 10 |
∑a=200+280+120=600
∑b=110+330+160=600
Так как a=b ресурсы совпадают с потребностями ⇒ транспортная задача закрытая.
Здесь, число известных — m+n, число уравнений — m+n-1
m+n-1=3+3-1=5 – совпадает ⇒ опорный план невырожденный.
F(x)=3*40+2*140+8*280+4*70+6*50=3220
F(x)=3220
Проверка оптимальности плана
Найдём потенциалы α и β для определения оптимальности плана.
αi+βj
Подсчитаем оценки свободных клеток по формулам
∆ij=сij-(αi+βj)
∆12=5-(0+3)=2
∆21=8-(3+3)=2
∆23=12-(3+2)=8
∆33=10-(1+2)=7
Так как все искомые оценки стоимости перевозки ресурсов больше нуля, то отсюда следует, что полученный опорный план оптимален.
Если мы бы получили отрицательные значения потенциалов, то опорный план был бы не оптимальным ⇒ данный план необходимо перестроить.
Для этого, из полученных отрицательных значений опорного плана выбирается то значение, которое по модулю самое наибольшее или наименьшее без модуля и ставим в соответствующей ячейки знак «+».
Затем выставляем чередующиеся знаки «–» и «+» в соответствии со следующими правилами:
— оставшиеся знаки ставим только в тех ячейках таблицы, в которых находятся значения;
— в случае, если в столбце имеется знак «–»(«+»), то в этом же столбце должен быть противоположный знак, аналогично и со строками, в случае, если в строке имеется знак «–»(«+»), то в этой же строке должен быть противоположный знак;
— цикл должен быть замкнутым.
Переходим к тем ячейкам таблицы опорного плана, в которых содержатся знак «–» и среди них находим минимальное значение. Затем к значениям в ячейках со знаком «+» прибавляем, а в ячейках со знаком «–» вычитаем, ранее найденное минимальное значение со знаком «–», при этом ячейка с минимальным значением окажется пустой. Общее количество значений ячеек в таблице при выполнении перерасчёта должно оставаться таким же и соответствовать первоначальному условию задачи.
5192
Транспортная задача 2 (двухэтапный транспорт) | решатель
Свернуть расходы по доставке товаров с заводов на склады и покупателям, и | |||||||
склады клиентам, не превышая при этом поставок, имеющихся на каждом заводе или | |||||||
» colspan=»6″> вместимость каждого склада и удовлетворение спроса каждого клиента. | |||||||
Стоимость доставки ($ за продукт) | |||||||
Направления | |||||||
Склад 1 | Склад 2 | Склад 3 | Склад 4 | ||||
Завод 1 | 5″> 0,50 $ | 0,50 $ | 1,00 $ | 0,20 $ | |||
Завод 2 | 1,50 $ | 0,30 $ | 0,50 $ | 0,20 $ | |||
Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 | Клиент 4 | Клиент 5 | |||
Завод 1 | 75″> 1,75 $ | 2,50 $ | 1,50 $ | 2,00 $ | 1,50 $ | ||
Завод 2 | 2,00 $ | 2,50 $ | 2,50 $ | 1,50 $ | 1,00 $ | ||
Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 | Клиент 4 | Клиент 5 | |||
Склад 1 | 5″> 1,50 $ | 1,50 $ | 0,50 $ | 1,50 $ | 3,00 $ | ||
Склад 2 | 1,00 $ | 0,50 $ | 0,50 $ | 1,00 $ | 0,50 $ | ||
Склад 3 | 1,00 $ | 1,50 долл. США | 2,00 $ | 2,00 $ | 0,50 $ | ||
Склад 4 | 5″> 2,50 $ | 1,50 $ | 0,20 $ | 1,50 $ | 0,50 $ | ||
Количество продукция отгружена | |||||||
Склад 1 | Склад 2 | Склад 3 | Склад 4 | Всего | |||
Завод 1 | 0 | 999995932736″> 20 000 | 0 | 15 000 | 35 000 | ||
Завод 2 | 45 000 | 0 | 11 000 | 0 | 56 000 | ||
Всего | 45 000 | 20 000 | 99993067349″> 11 000 | 15 000 | |||
Емкость | 45 000 | 20 000 | 30 000 | 15 000 | |||
Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 | Клиент 4 | Клиент 5 | Всего | ||
Завод 1 | 999999992724″> 10 000 | 0 | 0 | 15 000 | 0 | 25 000 | Фабрика |
Фабрика 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Емкость |
Всего продукция, отгружаемая с завода 1 | 000065601082″> 60 000 | 60 000 | |||||
Всего продукция, отгружаемая с завода 2 | 56 000 | 60 000 | |||||
Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 | Клиент 4 | Клиент 5 | Всего | ||
Склад 1 | 0 | 23 000 | 0 | 999929997335″> 17 000 | 5000 | 45 000 | |
Склад 2 | 20 000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 000 | |
Склад 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 11 000 | 99993067349″> 11 000 | |
Склад 4 | 0 | 0 | 15 000 | 0 | 0 | 15 000 | |
Итого | 30 000 | 23 000 | 15 000 | 32 000 | 16 000 | ||
Требования | 30 000 | 23 000 | 15 000 | 32 000 | 16 000 | ||
Общая стоимость доставка | 000166385″> 237 000 долларов США | ||||||
Проблема | |||||||
It wants to minimize the cost of shipping its » colspan=»8″> А компания имеет 2 завода, 4 склада и 5 клиентов. Он хочет свести к минимуму стоимость доставки его | |||||||
товар с фабрик на склады, с фабрик к клиентам, а склады до | |||||||
клиентов. Количество продукции, поступившей на склад с завода должно быть таким же как у | |||||||
Количество товаров, отправляемых со склада покупателям. Как компания должна распространять продукцию? | |||||||
Решение | |||||||
1) Переменные — это количество продукции, которую необходимо отправить с фабрики на склады, заводы до | |||||||
These are defined in worksheet Transport2 as » colspan=»7″> клиентов, и склады для клиентов. Они определены в рабочем листе Транспорт2 как | |||||||
Фабрика_на_склад, Фабрика_к_заказчику, Склад_заказчик. | |||||||
2) Логический все ограничения определяются с помощью параметра «Предполагать неотрицательное значение»: | |||||||
Фабрика_на_склад >= 0 | |||||||
Завод_к_заказчику >= 0 | |||||||
Склад_клиент >= 0 | |||||||
Другой ограничения | |||||||
Total_from_factory <= Factory_capacity | |||||||
Total_to_customer >= Спрос | |||||||
Total_to_warehouse <= Warehouse_capacity | |||||||
Всего_на_склад = Всего_со_склада | |||||||
3)
цель состоит в том, чтобы минимизировать стоимость, заданную Total_cost.![]() | |||||||
Примечания | |||||||
Пожалуйста обратите внимание, что последнее ограничение должно быть ‘=’ , потому что в противном случае продукты начнет накапливаться на | |||||||