Векторы | Математические формулы | Indigomath Математика
Длина вектора
Найти
Известно, что:
lxy =
Вычислить ‘l’Длина пространственного вектора
Найти
Известно, что:
lxyz =
Вычислить ‘l’Скалярное произведение векторов
Найти
Известно, что:
ABabα =
Вычислить ‘A’Скалярное произведение векторов через координаты
Найти
Известно, что:
ABx1x2y1y2 =
Вычислить ‘A’Скалярное произведение пространственных векторов через координаты
Найти
Известно, что:
ABx1x2y1y2z1z2 =
Вычислить ‘A’Скалярное произведение вертикальных векторов
Найти
Известно, что:
x1x2y1y2 =
Вычислить ‘x1’Скалярное произведение пространственных вертикальных векторов
Найти
Известно, что:x1x2y1y2z1z2 =
Вычислить ‘x1’Угол между векторами
Найти
Известно, что:
αx1x2y1y2 =
Вычислить ‘α’Угол между пространственными векторами
Найти
Известно, что:
αx1x2y1y2z1z2 =
Вычислить ‘α’Коллинеарные векторы
Найти
Известно, что:
x1x2y1y2 =
Вычислить ‘x1’Найти
Известно, что:
ABx2x1y2y1 =
Вычислить ‘AB’Расстояние между точками в пространстве
Найти
Известно, что:
ABx2x1y2y1z2z1 =
Вычислить ‘AB’Векторы в пространстве и метод координат
Существует два способа решения задач по стереометрии
Первый — классический — требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мозги и пространственное воображение.
Другой метод — применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Он очень удобен, особенно когда времени до экзамена мало, а решить задачу хочется.
Если вы освоили векторы на плоскости и действия с ними — то и с векторами в пространстве разберетесь. Многие понятия окажутся знакомыми.
Система координат в пространствеВыберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси X, Y и Z. Зададим удобный масштаб.
Получилась система координат в трехмерном пространстве. Теперь каждая его точка характеризуется тремя числами — координатами по X, Y и Z. Например, запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по X (абсцисса) равна −1, координата по Y (ордината) равна 3, а координата по Z (аппликата) равна 2.
Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости. Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z:
Как найти координаты вектора? Как и на плоскости — из координаты конца вычитаем координату начала.
Длина вектора в пространстве – это расстояние между точками A и B. Находится как корень квадратный из суммы квадратов координат вектора:
Пусть точка M – середина отрезка AB. Ее координаты находятся по формуле:
Для сложения векторов применяем уже знакомые правило треугольника и правило параллелограмма
Сумма векторов, их разность, произведение вектора на число и скалярное произведение векторов определяются так же, как и на плоскости. Только координат не две, а три. Возьмем векторы и .
Сумма векторов:
Разность векторов:
Произведение вектора на число:
Скалярное произведение векторов:
Косинус угла между векторами:
Последняя формула удобна для нахождения угла между прямыми в пространстве. Особенно если эти прямые – скрещиваются. Напомним, что так называются прямые, которые не параллельны и не пересекаются. Они лежат в параллельных плоскостях.
1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и K — середины ребер соответственно A1B1 и B1C1. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.
Если вам достался куб — значит, повезло. Он отлично вписывается в прямоугольную систему координат. Строим чертеж:
Длина ребра куба не дана. Какой бы она ни была, угол между AE и BK от нее не зависит. Поэтому возьмем единичный куб, все ребра которого равны 1.
Прямые AE и BK — скрещиваются. Найдем угол между векторами и . Для этого нужны их координаты.
Запишем координаты векторов:
и найдем косинус угла между векторами и :
2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K — середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.
Лучше всего выбрать начало координат в центре основания пирамиды, а оси X и Y сделать параллельными сторонам основания.
Координаты точек A, B и C найти легко:
Из прямоугольного треугольника AOS найдем
Координаты вершины пирамиды:
Точка E — середина SB, а K — середина SC. Воспользуемся формулой для координат середины отрезка и найдем координаты точек E и K.
Найдем координаты векторов и :
и угол между ними:
Покажем теперь, как вписать систему координат в треугольную призму.
3. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, точка D — середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1
Пусть точка A — начало координат. Возьмем ось X параллельно стороне BC, а ось Y перпендикулярно ей. Другими словами, на оси Y будет лежать отрезок AH, являющийся высотой треугольника ABC. Нарисуем отдельно нижнее основание призмы.
Запишем координаты точек:
Точка D — середина A1B1. Значит, пользуемся формулами для координат середины
отрезка.
Найдем координаты векторов и , а затем угол между ними:
Смотрите, как легко с помощью векторов и координат найти угол между прямыми. А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью? Для решения подобных задач нам понадобится уравнение плоскости в пространстве.
Плоскость в пространстве задается уравнением:
Здесь числа A, B и C — координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости.
Вместо x, y и z можно подставить в уравнение координаты любой точки, принадлежащей данной плоскости. Получится верное равенство.
Плоскость в пространстве можно провести через любые три точки, не лежащие на одной прямой. Поэтому для того, чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему.
Покажем, как это делается.
Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N (2; −2; 0) и K (4; 1; 2).
Уравнение плоскости выглядит так:
Подставим в него по очереди координаты точек M, N и K.
Для точки M:
То есть A + C + D = 0.
Для точки N:
Аналогично для точки K:
Получили систему из трех уравнений:
.
В ней четыре неизвестных: A, B, C и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило простое — вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю.
Пусть, например, D = −2. Тогда:
;
.
Выразим C и B через A и подставим в третье уравнение:
.
Решив систему, получим:
Уравнение плоскости MNK имеет вид:
Умножим обе части уравнения на −3. Тогда коэффициенты станут целыми:
Вектор — это нормаль к плоскости MNK.
Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку имеет вид:
Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям:
Не правда ли, знакомая формула? Скалярное произведение нормалей поделили на произведение их длин.
Заметим, что при пересечении двух плоскостей вообще-то образуется четыре угла.
Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения — чтобы косинус угла был неотрицателен.
4. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F — середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD 1.
Строим чертеж. Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить линию их пересечения. Но векторно-координатный метод значительно всё упрощает. Не будем ломать голову над тем, по какой прямой пересекаются плоскости. Просто отметим координаты нужных нам точек и найдем угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1.
Сначала — нормаль к плоскости BDD1. Конечно, мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти коэффициенты, которые и будут координатами вектора нормали. А можем сделать хитрее — увидеть нужную нормаль прямо на чертеже. Ведь плоскость BDD1 — это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости.
Итак, первый вектор нормали у нас уже есть:
Напишем уравнение плоскости AEF.
Берем уравнение плоскости и по очереди подставляем в него, вместо x, y и z, соответствующие координаты точек A, E и F.
Упростим систему:
.
Пусть С = -1. Тогда A = B = 2.
Уравнение плоскости AEF:
Нормаль к плоскости AEF:
Найдем угол между плоскостями:
5. Основание прямой четырехугольной призмы BCDA1B1C1D1 — прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = √33. Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3.
Эта задача наглядно показывает, насколько векторный метод проще классического. Попробуйте, для разнообразия, построить необходимые сечения и провести все доказательства — как это делается в «классике» 🙂
Строим чертеж.
Прямую четырехугольную призму можно по-другому назвать «параллелепипед».Замечаем, что длина и ширина параллелепипеда у нас есть, а вот высота — вроде не дана. Как же ее найти?
«Расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3». Прямые A1C1 и BD скрещиваются. Одна из них — диагональ верхнего основания, другая — диагональ нижнего. Вспомним, что расстояние между скрещивающимися прямыми равно длине их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр к A1C1 и BD — это, очевидно, OO1, где O — точка пересечения диагоналей нижнего основания, O1 — точка пересечения диагоналей верхнего. А отрезок OO1 и равен высоте параллелепипеда.
Итак, AA1 = √3
Плоскость AA1 D1 D — это задняя грань призмы на нашем чертеже. Нормаль к ней — это любой вектор, перпендикулярный задней грани, например, вектор или, еще проще, вектор .
Осталась еще «плоскость, проходящая через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D». Но позвольте, если плоскость перпендикулярна прямой B1D — значит, B1D и есть нормаль к этой плоскости! Координаты точек B1 и D известны:
Координаты вектора — тоже:
Находим угол между плоскостями, равный углу между нормалями к ним:
Зная косинус угла, находим его тангенс по формуле
Получим:
Ответ:
Угол между прямой m и плоскостью α тоже вычисляется с помощью скалярного произведения векторов.
Пусть — вектор, лежащий на прямой m (или параллельный ей), — нормаль к плоскости α.
Находим синус угла между прямой m и плоскостью α по формуле:
6. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка E — середина ребра A1B1. Найдите синус угла между прямой AE и плоскостью BDD1.
Как всегда, рисуем чертеж и выбираем систему координат
Находим координаты вектора .
Нужно ли нам уравнение плоскости BDD1? В общем-то, без него можно обойтись. Ведь эта плоскость является диагональным сечением куба, а значит, нормалью к ней будет любой вектор, ей перпендикулярный. Например, вектор .
Найдем угол между прямой и плоскостью:
Ответ:
Расстояние от точки M с координатами x0, y0 и z0 до плоскости α, заданной уравнением Ax + By + Cz + D = 0, можно найти по формуле:
7. В основании прямоугольного параллелепипеда BCDA1B1
Построим чертеж и выпишем координаты точек:
Запишем уравнение плоскости A1DB. Вы помните, как это делается — по очереди подставляем координаты точек A1, D и B в уравнение Ax + Be + Cz + D
Решим эту систему. Выберем
Тогда
Уравнение плоскости A1DB имеет вид:
Дальше все просто. Находим расстояние от точки A до плоскости A1DB:
В некоторых задачах по стереометрии требуется найти расстояние от прямой до параллельной ей плоскости. В этом случае можно выбрать любую точку, принадлежащую данной прямой.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами. Информация на странице «Векторы в пространстве и метод координат» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена: 08.04.2023
Vector Formulas — узнайте о векторных формулах
Векторные формулы содержат список формул, полезных для выполнения многочисленных арифметических операций над одним и тем же вектором и между двумя векторами. Векторы имеют как скалярную, так и векторную составляющую, и эти векторные формулы помогают систематически и легко выполнять многочисленные операции над векторами.
Список векторных формул включает формулы, выполняющие операции для одного вектора и над векторами. Формулы отношений направлений, направляющих косинусов, модуля вектора, единичного вектора выполняются на одном и том же векторе. А формулы скалярного произведения, перекрестного произведения, проекции векторов выполняются по двум векторам.
Формула 1
Отношения направлений вектора \(\vec A \) дают длины вектора в направлениях x, y, z соответственно.
Отношения направлений вектора \(\vec A = a \hat i + b \hat j + c \hat k \) равны a, b, c соответственно.
Формула 2
Направляющий косинус вектора \(\vec A \) — это косеканс угла, образованного вектором с осями x, y, z соответственно.
Направляющие косинусы вектора \(\vec A = a \hat i +b \hat j + c \hat k \): 92}\]
Формула 4
Единичный вектор \(\vec A \) равен \(\hat A \).
\[ \hat A = \frac{\vec A}{|\vec{A}|}\]
Формула 5
Два параллельных вектора \(\vec A \) и \(\vec B\) и связаны следующей формулой, а \(\lambda \) – числовая константа.
\[ \hat A = \frac{\vec A}{|\vec{A}|}\]
Формула 6
Угол между двумя векторами \(\vec A \) и \(\vec B \) является косекансом угла между двумя векторами. 92}|}\end{align}\]
Формула 7
Скалярное произведение \(\vec A\) и \(\vec B \) является скалярным произведением.
\[ \vec A. \vec B = |\vec{A}|.|B|.Cos\theta\]
Формула 8
Перекрестное произведение между \(\vec A\) и \(\vec B \) является векторным произведением.
\[ \vec A \times \vec B = | \vec{A}|.|\vec{B}|.Sin \theta\]
Формула 9
Скалярное произведение и векторное произведение единичных векторов \(\hat i \), \(\hat j \) и \(\hat k \).
\[\begin{align} \hat i.\hat i= \hat j. \hat j = \hat k.\hat k = 1 \\ \hat i.\hat j =\hat j.\hat k=\шляпа k.\шляпа i = 0\end{align} \]
\[\begin{align} \hat i\times\hat i= \hat j \times \hat j = \hat k\times \hat k = 0 \\ \hat i \times \hat j =\hat k; \hat j \times \hat k=\hat i; \hat k \times \hat i = \hat j\end{align} \]
Формула 10
Проекция вектора \(\vec A \) на вектор \(\vec B \).
\(\text{Проекция вектора} \vec {A} \ \text{на вектор} \vec{B} = \dfrac{\vec{A}. \vec{B}}{| \vec{B }|}\)
Разбивайте сложные концепции с помощью простых визуальных средств.
Математика больше не будет сложным предметом, особенно когда вы понимаете концепции с помощью визуализаций.
Забронировать бесплатный пробный урок
Пример 1. Найдите скалярное произведение векторов \(3\hat i -2\hat j + 7\hat k\) и \(4\hat i — \hat j + 3\hat k\).
Решение:
Учитывая \(\vec A = 3\hat i — 2\hat j + 7\hat k\) и \(\vec B = 4\hat i -\hat j + 3\hat k\)
\( \vec A . \vec B = ((3).(4) + (-2).(-1) + 7.(3)) = 12 + 2 + 21 = 35\)
Пример 2. Чему равен угол между векторами \(\vec A = \hat i + 5\hat j + 2\hat k\) и \(\vec B = 2\hat i -\hat j — k\ шляпа к\).
Решение:
Учитывая \(\vec A = \hat i + 5\hat j + 2\hat k\) и \(\vec B = 2\hat i -\hat j — k\hat k\)
\( \ vec A .\vec B = ((1).(2) + (5).(-1) + 2.(-1)) = 2 — 5 — 2 = -5\) 9{-1}(\frac{-\sqrt5}{6})\end{align} \)
перейти к слайдуперейти к слайду
Векторные формулы – важные определения, примеры и часто задаваемые вопросы
О векторных формулах
Дата последнего обновления: 20 апреля 2023 г. .9к
•
Просмотров сегодня: 1.74k
Каждый объект, имеющий как величину, так и направление, называется вектором.
Вектор можно изобразить геометрически как участок направляющей линии со стрелкой, обозначающей направление, и длиной, равной величине вектора. От хвоста к голове показана ориентация вектора. Мы рассмотрим определение вектора и некоторые векторные формулы с примерами по этой теме. Давайте посмотрим на идею!
Векторная формула
Понятие векторной формулы
В математике вектор – это представление объекта, включающее как величину, так и направление.
Если два вектора имеют одинаковое направление и величину, они одинаковы. Это означает, что если мы возьмем вектор и перенесем его в другое место, то получим новый вектор. Вектор, который мы получаем в конце этой фазы, выглядит так, и это тот же вектор, который был у нас в начале.
В физике векторы, представляющие силу и скорость, являются двумя распространенными примерами векторов. Мощность и скорость действуют одинаково. Величина вектора будет означать интенсивность силы или относительную скорость скорости. Поскольку смещение напрямую связано с расстоянием, расстояние и смещение не совпадают.
Стрелка обычно используется для обозначения вектора.
Кроме того, чья длина пропорциональна величине и чье направление совпадает с количеством. Масштабированные векторные диаграммы со значениями часто используются для описания векторных величин. Вектор смещения будет описан на векторной диаграмме.
[Изображение будет загружено в ближайшее время]
Некоторые важные определения и вектор Все формулы
Векторные формулы Математика
Величина
9{2}}\]Направление
Направление вектора часто выражается как угол поворота против часовой стрелки вокруг его «хвоста» строго на восток.
Вектор с направлением 30 градусов — это вектор, повернутый на 30 градусов против часовой стрелки относительно строго на восток с использованием этого соглашения.
Векторная формула Физика
Сила
Векторная сумма двух или более сил представлена равнодействующей силой, которая является единственной силой.
Подобно тому, как две силы с величинами F1 и F2 действуют на частицу, эффект следующий:
[Изображение скоро будет загружено]
Скорость
Скорость изменения направления объекта представлена вектором скорости.
Величина вектора скорости указывает скорость объекта, а направление вектора указывает направление объекта.
[Изображение будет загружено в ближайшее время]
Треугольный закон сложения
Треугольный закон сложения векторов гласит, что когда два вектора представлены как две стороны треугольника одного порядка величины и направления, величина и направление результирующий вектор представлен третьей стороной треугольника.
Поскольку две силы, Вектор А и Вектор В, действуют в одном направлении, результирующее значение R является суммой двух векторов.
[Изображение скоро будет загружено]
Формула треугольного закона сложения: \[\bar{R}\] = \[\bar{A}\] + \[\bar{B}\]
Параллелограммный закон сложения
Когда две степени, формула вектора A вектора B, выражены противоположными сторонами параллелограмма, результирующая представлена диагональю параллелограмма, взятой из того же положения.