Графики и их названия – .

Типы графики

У Вас в браузере заблокирован JavaScript. Разрешите JavaScript для работы сайта!

Существует два типа компьютерной графики – растровая и векторная. Основное отличие – в принципе хранения изображения.

Растровый рисунок можно сравнить с мозаикой, когда изображение разбито на небольшие одноцветные части. Эти части называют пикселями (PICture ELement – элемент рисунка). Чем выше разрешение изображения (число пикселей на единицу длины), тем оно качественнее. Но изображение с высоким разрешением занимает много дисковой памяти, а для его обработки требуется много оперативной памяти. Кроме того, растровые изображения трудно масштабировать. При уменьшении – несколько соседних пикселей преобразуются в один, поэтому теряется разборчивость мелких деталей. При увеличении – увеличивается размер каждого пикселя, поэтому появляется эффект «лоскутного одеяла».

Векторная графика

описывает изображение с помощью графических примитивов, которые рассчитываются по конкретным математическим формулам. Сложное изображение можно разложить на множество простых объектов. Любой такой простой объект состоит из контура (синий цвет) и заливки (красный цвет).

Можно сказать, что растровое изображение – это фотография, а векторное – это рисунок, сделанный цветными карандашами.

Основное преимущество векторной графики состоит в том, что при изменении масштаба изображение не теряет своего качества. Отсюда следует и другой вывод – при изменении размеров изображения не изменяется размер файла. Ведь формулы, описывающие изображение, остаются те же, меняется только коэффициент пропорциональности.

Однако если делать много очень сложных геометрических фигур, то размер векторного файла может быть гораздо больше, чем его растровый аналог из-за сложности формул, описывающих такое изображение.

Следовательно, векторную графику следует применять для изображений, не имеющих большого числа цветовых фонов, полутонов и оттенков. Например, создания пиктограмм, логотипов, иллюстраций, рекламных модулей и т.д.

Именно для такой работы и предназначена программа векторной графики CorelDraw.

Смотрите также:

htmlweb.ru

Основные виды компьютерной графики

Под видами компьютерной графики подразумевается способ хранения и отображения изображения на плоскости монитора. Как и в любом другом искусстве в компьютерной графике есть свои специфические виды графических изображений.

К ним относятся:

  • растровое изображение;
  • векторное изображение;
  • трехмерное изображение;
  • фрактальное изображение;
Есть еще и символьное изображение. О нем речь не пойдет, потому что оно устарело и на сегодняшний день практически не используется. Дизайнеры работают с каждым изображением по-разному, используя различные графические пакеты программ.

Растровая графика
Надо сказать, что этот вид графики наиболее распространен, а связанно это, в первую очередь, с особенностями восприятия человеком изображения. Свет, отражённый от поверхности предмета проецируется на сетчатку глаза, где он воспринимается миллионами светочувствительных клеток глаза. Происходит кодирование светового сигнала, он разбивается на множество частей, которые в свою очередь попадают в мозг, где и воспринимается как объёмный предмет.

Тот же процесс напоминает и растровая графика при демонстрации на мониторе компьютера, только в обратном порядке. Растровая графика напоминает нам лист клетчатой бумаги или шахматную доску, на которой любая клетка закрашивается определенным цветом, образуя (в совокупности) рисунок. Основной минимальный элемент растровых изображений — точка, еще она называется пиксель.

Его мы можем сравнить с одной клеточкой бумаги. Из множества пикселей (клеточек) и состоит растровое компьютерное изображение. А вот

Растр – это сетка или матрица, которая состоит из точек (пикселей). Растр имеет очень много различных характеристик, которые фиксируются компьютером. Нужно помнить две важные характеристики: размер и расположение пикселей – характеристики, которые фиксируются компьютером. Файл растровых изображений должен их сохранить, чтобы создать картинку.

Еще одна важная характеристика для растровых изображений — цвет. Так, например, изображение описывается конкретным расположением и цветом каждой точки сетки. Вы видели мозаичное панно? Так вот, в растровой графике эти действия похожи на создание изображения в технике мозаики. Более подробно о растровой графике мы поговорим на третьем уроке, который называется «Растровая графика».

Векторная графика
Чем же интересно векторное изображение, используемое в компьютерной графике? Во-первых, с помощью векторной графики можно решить много художественно-графических задач. Во-вторых, возможность масштабирования векторного изображения без потери качества может быть ценна, например, при создании большой по размеру рекламы. Увеличение или уменьшение объекта производится увеличением или уменьшением соответствующих коэффициентов в математических формулах. Любое векторное изображение можно представить в виде набора векторных объектов, расположенных определенным образом друг относительно друга.

Векторное изображение можно сравнить с аппликацией, состоящей из кусочков цветной бумаги, наклеенных (наложенных) один на другой. Однако, в отличие от аппликации, в векторном изображении легко менять форму и цвет составных частей. Векторный графический объект включает два элемента: контур и его внутреннюю область, которая может быть пустой или иметь заливку в виде цвета, цветового перехода (градиента), или мозаичного рисунка. Контур может быть как замкнутым, так и разомкнутым.

Контур в векторном объекте выполняет двойную функцию. С помощью контура можно менять форму объекта. Контур векторного объекта можно оформлять (тогда он будет играть роль обводки), предварительно задав его цвет, толщину и стиль линии. Именно этот вид изображений в компьютерной графике называют объектно-ориентированным. Почему? А потому, что каждый элемент изображения представляет собой отдельный объект, у которого можно изменить контур, заливку цветом, пропорции.

Возможность редактирования (изменения) контура может применяться при работе над дизайном изделия из стекла, керамики и вообще пластичных материалов. Очень хорошо применять векторное изображение при разработке орнамента (в круге, квадрате, полосе, овале) для украшения декоративного изделия (слайд-шоу из орнаментов). Разработав всего один элемент орнамента, его можно много раз повторить (размножить) без дополнительной прорисовки, сэкономив много времени для другой работы. Особенно важно, что векторное изображение изначально позволяет выполнять точные геометрические построения, следовательно, чертежи и другую конструкторскую документацию

К большому сожалению, векторный формат становится невыгодным при передаче изображений с большим количеством оттенков или множеством мелких элементов, например, фотографий. Ведь каждый мельчайший блик в этом случае будет представляться не совокупностью одноцветных точек, а сложнейшей математической формулой или множеством графических элементов (примитивов), каждый из которых является формулой. Все это приводит к большому файлу. Файлы растровых изображений имеют гораздо больший размер, чем векторные, так как в памяти компьютера каждый из объектов этой графики сохраняется в виде математических уравнений. При этом параметры каждой точки в файле растровой графики задаются индивидуально. Вот откуда такие огромные размеры файлов в этой графике.

Остается добавить, что наиболее популярными графическими программами, предназначенными для обработки векторных изображений, являются Adobe Illustrator

и CorelDRAW.

Трехмерная графика
Ее еще называют объектно-ориентированной. Это позволяет изменять как все элементы трехмерной сцены, так и каждый объект в отдельности. Применяется она при разработке дизайн-проектов интерьера, архитектурных объектов, в рекламе, при создании обучающих компьютерных программ, видео-роликов, наглядных изображений деталей и изделий в машиностроении и т. д. В трехмерной графике изображения (или персонажи) моделируются и перемещаются в виртуальном пространстве, в природной среде или в интерьере, а их анимация позволяет увидеть объект с любой точки, переместить в искусственно созданной среде и пространстве, разумеется, при сопровождении специальных эффектов.

Эти свойства трехмерной графики позволяют создавать и кинопродукцию профессионального качества. Интересно, что в процессе разработки трехмерной графики и ее анимации человек выступает в качестве режиссера и оператора, поскольку ему приходится придумывать сюжет, содержание и композицию каждого кадра и распределять движение объекта или объектов сцены не только в пространстве, но и во времени. Что же требует трехмерная графика от человека? В первую очередь, умение моделировать различные формы и конструкции при помощи программных средств, а также знания ортогонального (прямоугольного) и центрального проецирования. Последнее называется перспективой.

Фрактальная графика
Этот вид компьютерной графики является на сегодняшний день одним из самых быстро развивающихся и перспективных. Математической основой фрактальной графики является фрактальная геометрия. В основу метода построения изображений во фрактальной графике положен принцип наследования от, так называемых, «родителей» геометрических свойств объектов-наследников.

О каждом из представленных видов компьютерной графики будет более подробно рассказано в следующих уроках.

esate.ru

Основные виды графиков

Статистические графики — это наглядные изображения статистических данных при помощи геометрических образов. Единственное преимущество графиков по сравнению с текстом и статистическими показателями — это наглядность. Ради наглядности и строятся графики. Каждый график должен иметь название над графиком или под ним. В названии указываются: наименование изображенных показателей, их единицы измерения, объект, территория и период времени, к которым относятся показатели. Графики часто зависят от масштаба изображения данных. Поэтому для окончательных выводов нужно всегда проверять масштаб графика. Например, на рис. 4.1 изображены одни и те же данные, но в разном масштабе. На первый взгляд рост прибыли фирмы в случае 1 больше, чем в случае 2. Однако на рис. 4.1 изображены одни и те же данные, но в разном масштабе соотношения абсциссы к ординате.

Графики делятся на основные и специальные. Основные – это наиболее распространенные графики. Специальные — это графики, которые используют для специальных целей. Основные графики подразделяют на три вида: столбиковые, круговые, кривые линии. Столбиковые графики отображают статистические данные в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Различают три основных вида столбиковых графиков: объемные, структурные и объемно-структурные. В объемных графиках высота каждого столбика пропорциональна величине изображаемых явлений. Цифры, как правило, записывают внутри колонок или над ними. В структурных графиках высота каждого столбика одинакова и составляет 100% или 1.

Столбик делят на части пропорционально структуре изображаемого явления. Объемно-структурный график объединяет объемный и структурный график. Например, численность двух академических групп студентов и их структуру по полу можно охарактеризовать столбовыми графиками, которые изображены на рис. 4.2.

Разновидностями столбиковых графиков является гистограмма распределения и ленточный график. Гистограмма распределения — это столбиковой график, на оси абсцисс которого откладывают равные или неравные интервалы распределения любого явления, а на оси ординат — высоту столбиков, которая пропорциональна количеству единиц совокупности в соответствующем интервале или их частоте в процентах к общему итогу (рис.4.3).

Если столбики расположены горизонтально, график называется ленточным. Длина строки в ленточном графике пропорциональна величине показателя. Методика построения ленточных графиков с горизонтальной масштабной шкалой аналогична построению столбиковых графиков с вертикальной шкалой. Круговые графики отображают статистические данные в виде площади круга. Различают три основных вида круговых графиков: объемные, структурные (секторные) и объемно-структурные. В объемных графиках площадь круга пропорциональна величине изображаемого показателя. В структурных графиках площадь круга принимают равной 100%, из расчета, что 1% составляет угол в 3,6 °. Исходя из этого, круг делят на секторы пропорционально структуре изображаемого явления. Объемно-структурный график объединяет объемный и структурный график. Например, данные двух академических групп студентов, которые изображены на рис. 4.2. столбиками, можно охарактеризовать круговыми графиками (рис. 4.4). На практике чаще всего используют структурные (секторные) круговые графики. Кривые — это графики в форме различных кривых, которые строят в системе прямоугольных координат. Различают три основных вида кривых: графики динамики, зависимости и распределения.

Графики динамики показывают изменения статистических данных во времени. Например, изменение численности легковых автомобилей в городе (рис. 4.5).

Графики зависимости — характеризуют зависимость одних явлений от других. Например, зависимость цены товара от его качества по данным табл. 4.2. (рис. 4.6).

Для построения графиков с показателями, которые охватывают интервалы, используют середины интервалов. Например, на рис. 4.6 для средних цен взяты середины интервалов уровня качества товара: 25%, 63%, 88%. График показывает, что цена товара зависит от его качества. Однако эта зависимость не прямо пропорциональная. Графики распределения показывают распределение статистической совокупности по определенным признакам. Примером таких графиков является полигон распределения. Полигон распределения — это кривая линия, для построения которой на оси абсцисс откладывают значения любого признака, а на оси ординат — распределение по этому признаку количества единиц совокупности или их частот в процентах к общему итогу. Полигон распределения можно объединять с гистограммой. Общий график полигона и гистограммы распределения по данным рис. 4.3. приведен на рис. 4.7.

Статистическая информация используется во всех сферах деятельности для самых различных специальных целей. Поэтому существует много специальных графиков. Среди них чаще всего применяются картограммы, картодиаграммы, фигурные графики, радиальные диаграммы, график В.Е. Варзара и др. Картограмма — это географическая карта, на которой исследуется территориальное распределение статистической совокупности по определенному признаку путем нанесения ее значений точками, штриховкой, закрашиванием разными цветами и т.п. Например, при помощи картограмм можно изобразить распределение по регионам всех видов ресурсов, продукции, инвестиций, урожайности, плотности населения, уровня его занятости и т.д. Картодиаграмма — это географическая карта, в разных частях которой построены локальные графики (диаграммы) в форме столбиков, кругов и т.д. Фигурные графики — это различные графические фигуры определенного масштаба, напоминающие изображаемые явления. Например, для показателя производства автомобилей это может быть изображение автомобиля разной величины с соответствующей цифрой их выпуска. Радиальные диаграммы — это круг с масштабом временных или иных интервалов, на радиусах которого отображают изменение величины статистических показателей. Радиальные диаграммы применяют для анализа колебаний показателей во времени. График В.Е.Варзара показывает размеры сразу трех показателей, взаимосвязанных между собой так, что произведение первых двух равно третьему: х1умножить на х2 ═ у. График В.Е.Варзара — это прямоугольник, основанием которого является один показатель (х1), высотой — второй (х2), а их произведение — площадь прямоугольника — третий (у).

studfiles.net

Какие виды графики вы знаете?

В разделе «компютерная графика» изучаются способы создания новых и обработки уже существующих графических файлов посредством специальных аппаратных средств. Для работы с такими данными предназначено большое количество классов программ.

Выделяют следующие виды графики:

— векторная;

— растровая;

— фрактальная;

— трехмерная;

— символьная.

Последнюю уже давно не используют, поэтому в этой статье речь пойдет только о четырех видах.

Конкретные виды графики определяют специфику работы с ними. Так, например, работа с растровой графикой подразумевает, скорее, ее обработку, нежели создание. А с векторной, наоборот, больше создание, чем обработку.

Рассмотрим подробнее каждый вид графики.

1. Векторная

Основной элемент – линия. Прямая это линия или кривая абсолютно неважно. С помощью линий образуются все объекты векторной графики. Простые объекты образуют сложные. Получается, что все линии связаны между собой.

К свойствам линий относят такие показатели:

— форма;

— толщина;

— цвет;

— характер.

Если линия замкнута, тот она имеет свойство заполнения. Незамкнутая линия имеет две вершины – узлы, которые, в свою очередь, обладают собственными свойствами.

2. Растровая

Здесь, в отличие от предыдущего вида, основным элементом является точка. Для экранного изображения – пиксел. Он обладает свойствами цвета и размещения.

Недостатки растровых изображений:

— занимают много места в памяти компьютера;

— невозможно увеличить картинку для лучшего рассмотрения элементов.

3. Фрактальная

Изображение во фрактальной графике представляет собой несколько соединенных между собой одинаковых элементов. Строить такие рисунки помогают специальные алгоритмы или формулы. Модификация изображений возможна при замене чисел в алгоритмах или параметров в формулах.

4. Трехмерная

Объектом изучения 3D-графики являются методы построения объемных моделей конкретных предметов, объектов. Важно, чтобы они максимально соответствовали реальным их прототипам. Для этого используются различные фигуры и поверхности.

Изучая виды графики, Вы обязательно должны обратить внимания на следующие понятия:

Разрешение. Бывает разрешение экрана, принтера и самого изображения. При работе с графикой важно последнее. Это свойство изображения. Единица измерения – точки на дюйм. Задается разрешение во время создания изображения в редакторе или в процессе сканирования.

Под физическим размером изображения понимают его реальные высоту и ширину. Ее можно измерять и в пикселах, и в сантиметрах (миллиметрах, метрах и т.д.). Задается он также во время создания рисунка и хранится вместе с ним. Для изображения, которое планируют выводить на экран, физический размер указывают в пикселах. Это позволяет точно определить, какой участок экрана он займет. Размер изображение, которое будут печатать, указывают в единицах измерения длины, чтобы понимать, сколько места для него потребуется на листе бумаги.

Все виды графики имеют свои преимущества и недостатки. Но, несмотря на это, для каждого из них на сегодняшний день имеется своя область применения. Для растровой графики это — реставрирования фотографий, например, а для векторной — создание рекламных баннеров. Возможно, в ближайшем будущем миру станет известен новый вид компьютерной графики. Кто знает?

fb.ru

Графика — это… Что такое Графика?

        (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX — начале XX вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению советского графика В. А. Фаворского, «воздух белого листа». Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно- выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры и архитектуры (рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова, А. А. Иванова, Вал. А. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и многих других). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.). Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в графике неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнаментальный текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих экземплярах, последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рисунков французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулисевича, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова, Л. А. Ильиной и др.). Эти качества были широко использованы в агитационных и сатирических политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524-26 в Германии, лубки Отечественной войны 1812 в России, гравюры времён революций 1830 и 1848 во Франции, советские плакаты эпохи Гражданской войны 1918-20 и Великой Отечественной войны 1941-45, многочисленные произведения антифашистской графики 30-х — начала 40-х гг. в Европе). В XX в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю. Особое значение приобретает политическая газетная и журнальная графика, принимающая активное участие в революционной, национально-освободительной борьбе народов.         

По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.         

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.         

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства — тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов «Мастерской народной графики» в Мексике, гравюры и рисунки И. Е. Репина в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рисунки Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рисунки и гравюры советских художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Специфическими массовыми видами являются в станковой графике лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Одна из основных областей применения графики — книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой — гравюра и литография. С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область графики — плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговые и театральные афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, графика (Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п.). Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

Литература: М. Клингер, Живопись и рисунок, (перевод с немецкого), СПБ., 1908; П. Кристеллер, История европейской гравюры. XV-XVIII в. (перевод с немецкого), М., 1939; А. А. Сидоров, Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.-Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917-1927. (Альбом), М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, М., 1961; (Е. Левитин), Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. (Альбом), М., 1959; Б. Р. Виппер, Графика, в его книге: Статьи об искусстве, М., 1970; А. Д. Чегодаев, Русская графика… 1928-1940, М., 1971; Р. В. Гараева, Н. Л. Мальцева, Пути развития советской графики, М., 1980; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst…, В., 1930; Magnus G. H., DuMont’s Handbuch fьr Grafiker, Koln, 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

(греч. graphikḗ, от gráphoЇ – пишу, черчу, рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми гравёрами были мастера, изготавливавшие печати.


М. А. Врубель. «Тамара и Демон». Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Чёрная акварель, белила. 1890—91 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 


Ф. Клуэ. «Портрет Маргариты Валуа». Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1560 г.

 
Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в нач. 20 в. Это прежде всего искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги. Её главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством – она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно чёрно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр – карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.


Э. Дега. «Четыре танцовщицы перед выходом на сцену». Пастель, гуашь. 1877—79 гг.

 
Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика. Рисунок – рукотворное изображение, выполненное художником на бумаге или другом материале. Он может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре. Напротив, печатная графика – тиражное искусство, её произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.


Ж. Фуке. «Строительство собора». Книжная миниатюра. Вторая пол. 15 в.

 
Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты – на улицах и т. д. Ещё совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий. Плакат – разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.


М. Б. Греков. «Тачанка». 1925 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Акварель, гуашь и пастель занимают промежуточное положение между живописными и графическими техниками. Акварелист не рисует контуры, а работает красочным мазком, пятном, и в этом качестве акварель – скорее живопись, чем графика. Однако в ней присутствует главное свойство графики: использование белого листа бумаги для создания эффекта воздушной и световой среды. Не случайно в акварели так ценится прозрачность, когда сквозь красочный слой «просвечивает» бумага.
Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *