Основоположником теории бюрократической организации является – Теория организации (для ПрофПереподготовки). Тест

Теория организации (для ПрофПереподготовки). Тест

1. Организационная культура — это:
Облик организации, правила поведения и репутация в деловом мире
Степень независимости и возможностей выражения инициативы в организации
Организационная структура взаимоотношений в организации

2. Основоположником бюрократической теории организации является:
Ф.В.Тейлор
Х.Файоль
М.Вебер

3. Диверсификация — это:
Распределение хозяйственной деятельности на новые сферы
Расширение сфер деятельности корпорации
Процесс концентрации производства

4. Культуру организации рассматривают как производную
Опыт и организация, привнесённые последователями
Оба предыдущих ответа
Допущений и предпочтений создателей организации

5. Акционерное общество (АО) представляет собой:
Одну из форм предприятий коллективной собственности, деятельность которых основана преимущественно на личном труде их членов
Общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций


Общество, состоящее из государственных предприятий

6. Менеджер старается добиться от подчиненного понимания задачи и проявляет снисходительность в отношении возможного сопротивления. Такой стиль руководства является:
Внушением
Делегированием
Участием

7. Структура организации – это:
Фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации
Взаимосвязи, которые возникают между подразделениями и работниками организации при изменении внешней среды

8. К способам передачи культуры можно отнести:
Традиции и язык
Традиции, символы, языки
Информация, традиции, символы, языки

9. Доминирующая культура организации — это:
Основные ценности организации, которые принимаются большинством членов организации
Культура, которая развивается в каждом подразделении, вертикального и горизонтального

10. Функциональные связи в организации отражают:
Регламентные связи (нормы)
Характер разделения труда (как вертикальные, так и горизонтальные связи)
Отражают руководство и подчинение (вертикальные связи)

11. Каким условиям должна соответствовать некая группа, чтобы считаться организацией:
Два сотрудника работают по своим индивидуальным планам, каждый из них решает свою проблему
Члены группы работают вместе для достижения общей цели организации, каждый из них имеет свой участок работы

12. Термин «централизация» предполагает
Процесс принятия решений происходит все уровни организации, снизу вверх
Процесс принятия решений сосредоточен в одних руках и связан только с формальной частью

13. Целевые группы в организации представляют собой:
Набор желающих работников для выполнения конкретной работы
Набор специалистов всех подразделений, принимающих участие конкретной работе, имеет временной характер


Подразделение организации

14. Управленческая информация в организации подразделяется на следующие виды:
Исходящая, выходящая
Исходная, организационная, регулирующая, учетно-контрольная
Контрольная, корректирующая, аналитическая

15. Кооперативы — это:
Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имуществом
Одна из форм предприятий коллективной собственности, деятельность, которых основана преимущественно на личном труде их членов
Юридическое лицо, созданное в качестве добровольного объединения для какой-либо коммерческой цели

16. При разработке организационной стратегии сверху вниз:
Предложения поступают руководству от каждого подразделения
Стратегический план как приказ спускается по всем уровням управления
Каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации

17. Трестом считается объединение
Объединение собственности предприятий нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность
Объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность
Объединение собственности и управления предприятий одной отрасли, полностью утрачивающих производственную и коммерческую

18. Государство строит свои отношения с организациями через:
Систему протекционистских мер
Систему запретительнвых мер
Систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера

19. Укажите, какая из перечисленных ниже организаций является коммерческой:
Производственный кооператив
Благотворительный фонд
Потребительский кооператив

20. Система имеет жесткие фиксированные границы и не зависит от окружающей среды. К какому типу систем ее следует отнести:

Открытой системе
Закрытой системе

nn.dekane.ru

Бесплатный тест. Теория организации (для ПрофПереподготовки).

1. Организационная культура – это:

Облик организации, правила поведения и репутация в деловом мире
Степень независимости и возможностей выражения инициативы в организации
Организационная структура взаимоотношений в организации

2. Основоположником бюрократической теории организации является:
Ф.В.Тейлор
Х.Файоль
М.Вебер

3. Диверсификация – это:
Распределение хозяйственной деятельности на новые сферы
Расширение сфер деятельности корпорации
Процесс концентрации производства

4. Культуру организации рассматривают как производную
Опыт и организация, привнесённые последователями
Оба предыдущих ответа
Допущений и предпочтений создателей организации

5. Акционерное общество (АО) представляет собой:
Одну из форм предприятий коллективной собственности, деятельность которых основана преимущественно на личном труде их членов
Общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций
Общество, состоящее из государственных предприятий

6. Менеджер старается добиться от подчиненного понимания задачи и проявляет снисходительность в отношении возможного сопротивления. Такой стиль руководства является:
Внушением
Делегированием
Участием

7. Структура организации – это:
Фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации
Взаимосвязи, которые возникают между подразделениями и работниками организации при изменении внешней среды

8. К способам передачи культуры можно отнести:
Традиции и язык

Традиции, символы, языки
Информация, традиции, символы, языки

9. Доминирующая культура организации – это:
Основные ценности организации, которые принимаются большинством членов организации
Культура, которая развивается в каждом подразделении, вертикального и горизонтального

10. Функциональные связи в организации отражают:
Регламентные связи (нормы)
Характер разделения труда (как вертикальные, так и горизонтальные связи)
Отражают руководство и подчинение (вертикальные связи)

11. Каким условиям должна соответствовать некая группа, чтобы считаться организацией:
Два сотрудника работают по своим индивидуальным планам, каждый из них решает свою проблему
Члены группы работают вместе для достижения общей цели организации, каждый из них имеет свой участок работы

12. Термин «централизация» предполагает
Процесс принятия решений происходит все уровни организации, снизу вверх

Процесс принятия решений сосредоточен в одних руках и связан только с формальной частью

13. Целевые группы в организации представляют собой:
Набор желающих работников для выполнения конкретной работы
Набор специалистов всех подразделений, принимающих участие конкретной работе, имеет временной характер
Подразделение организации

14. Управленческая информация в организации подразделяется на следующие виды:
Исходящая, выходящая
Исходная, организационная, регулирующая, учетно-контрольная
Контрольная, корректирующая, аналитическая

15. Кооперативы – это:
Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имуществом
Одна из форм предприятий коллективной собственности, деятельность, которых основана преимущественно на личном труде их членов
Юридическое лицо, созданное в качестве добровольного объединения для какой-либо коммерческой цели

16. При разработке организационной стратегии сверху вниз:
Предложения поступают руководству от каждого подразделения
Стратегический план как приказ спускается по всем уровням управления
Каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации

17. Трестом считается объединение
Объединение собственности предприятий нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность
Объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность
Объединение собственности и управления предприятий одной отрасли, полностью утрачивающих производственную и коммерческую

18. Государство строит свои отношения с организациями через:
Систему протекционистских мер
Систему запретительнвых мер
Систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера

19. Укажите, какая из перечисленных ниже организаций является коммерческой:
Производственный кооператив
Благотворительный фонд
Потребительский кооператив

20. Система имеет жесткие фиксированные границы и не зависит от окружающей среды. К какому типу систем ее следует отнести:
Открытой системе
Закрытой системе

www.test-darom.ru

6.4 Бюрократическая теория организации

Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес М. Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.

Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Однако бюрократия имеет различные значения. В одних случаях это понятие характеризует правления с жестко отработанными правилами и процедурами. В других — бюрократией обозначаются негативные последствия деятельности больших организаций. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим-представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует пред сказуемость поведения наемных работников. Назовем основные элементы построения организации по Веберу (рис. 27).

Рисунок 27 — Концепция организации по Веберу

Положения законной власти в организации:

— могут быть установлены такие легитимные законы, которые могут действовать с согласия части членов организации;

— закон есть система абстрактных правил, применяющихся в частном случае. Администрация соблюдает интересы организации в рамках закона;

— исполнительная власть также подчиняется этим правилам;

— член организации подчиняется правилам только в этом качестве;

— подчинение касается не лица, осуществляющего власть, а без личного порядка.

Тезисы структуры законной власти в организации:

— служебные обязанности установлены на постоянной упорядоченной основе;

— обязанности подразделяются по различным функциональным

— сферам, каждая из которых обеспечивается необходимой властью и санкциями;

— должности учреждаются по иерархической шкале, где их взаимные полномочия на контроль и обжалование тщательно обозначены;

— правила, согласно которым должна выполняться работа, могут быть либо техническими, либо юридическими. В обоих случаях требуется квалифицированный персонал;

— ресурсы организации четко отделены от ресурсов, которыми располагают индивиды;

— должностное лицо не может присвоить должность;

— администрация основывается на письменных документах, что превращает контору (бюро) в центр современной организации;

— система законной власти может принимать многочисленные формы, но в наиболее чистом виде — это бюрократическая административная группа служащих.

Характеристика бюрократической организации:

— работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность;

— существует четкая служебная иерархия;

— обязанности каждого уровня четко обозначены;

— служащие назначаются на основании контракта;

— они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом;

— заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно положению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен;

— должность служащего — его единственная или основная работа;

— существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо
от заслуг, но всегда по усмотрению начальства;

— служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается;

— служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии — точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии — точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.

В настоящее время происходит переход от административного развития и управления к компьютеризации с соответствующими последствиями. Помимо заметного роста эффективности обмена информацией и компетенции в принятии управленческих решений как одного из результатов этого процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять решения, которые приняты другими, отвечающими за ре шения лишь теоретически.

Исходя из того, что концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, некоторые исследователи (в частности, Р.Мертон, А.Гоулднер, П.Селзник и другие) пытались модифицировать концепцию Вебера. Здесь рассмотрим вкратце модифицированные концепции бюрократической теории организации.

Организационная модель бюрократии Мертона.

Мертон уделял большое внимание негативным последствиям организационного обучения или организационного опыта. Он считает, что восприятие участников организации определенных ситуаций обобщается на другие ситуации, которые возникают в других условиях. Данная модель основывается на предположении, согласно которому существует у высшего уровня управления стремление контролировать поведение и деятельность работников нижестоящих уровней, что, в свою очередь, ведет:

— к доминированию функциональных отношений между работниками вместо человеческих;
— к регламентированию поведения работников правилами и процедурами;
— к рутинности процесса принятия управленческих решений, что снижает потребность в поиске новых альтернатив;
— затруднению в контакте с переменными окружающей среды организации;
— потребности в защите себя или функционального поведения;
— потребности опираться на правила и процедуры для защиты.

Все это ведет к следующим последствиям (рис.2.).

Рисунок 28 — Модель бюрократии по Мертону

Организационная модель бюрократии Селзника.

Данная модель бюрократической организации сосредоточивает внимание на проблемах передачи власти и полномочий вместо следования правилам и процедурам. Основными положениями модели Селзника являются следующие:

1) потребность в функции контроля обусловливает передачу власти;

2) повышение эффективности организации в следствие передачи власти стимулирует передачу еще большей власти подразделениям
организации;

3) углубление специализации работников организации в определенных сферах деятельности ведет к проявлению у них лояльности
к тому организационному подразделению, где они работают, что ведет, в свою очередь, к противоречию целей данного подразделения и целей организации в целом. Это противоречие находит свое выражение в борьбе между подразделениями и между подразделениями и организацией;

4) противоречие целей между организационными подразделениями, с одной стороны, и организацией — с другой, ведет к изменению содержания управленческих решений на уровне подразделений. Это затрудняет реализацию этих решений, что требует новую передачу власти для достижения ожидаемых результатов. Однако очередная передача власти, в свою очередь, порождает условия недостижения ожидаемых результатов в большом масштабе и появление замкнуто го круга (рис. 28).

Организационная модель бюрократии Гоулднера.

Основной тезис модели Гоулднера состоит в том, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия части организации, ведет в самом деле к нарушению равновесия организации в целом. Для подтверждения данного тезиса Гоулднер использует следующую логику:

1. Желание контролировать поведение организации подталкивает высший менеджмент к принятию и утверждению общих правил и инструкций, регламентирующих способ функционирования организации.

2. Общие правила и инструкции прекращают наличие личностных позиций, тем самым затрудняются различия между центрами силы. Это способствует наглядному проявлению отношений силы в организации (снижение чувственности отношений силы).
3. Группы в организации воспринимают власть и влияние управляющих исходя из должностей последних в организационной иерархии, что снижает остроту напряженности и сопротивления между членами группы и тем самым у них увеличивается тенденция к поддержке общих правил.

4. Роли членов организации, основанные на наличии общих правил и процедур, становятся рамкой удовлетворенного предела для выполнения своей деятельности, в то же время этот предел является минимальным для функционирования, что снижает их фактические достижения.

Таким образом, бюрократические организации критикуют за определенные ограничения, которые типичны для таких организаций:

— их медленную адаптацию к меняющимся обстоятельствам;

— их озабоченность своей ролью и обычаями;

— чрезмерное требование к соблюдению формальных процедур.

Следует отметить, что любая бюрократия построена на серии ролей, которые четко установлены и которым обучают людей. Из этого вытекают определенные типы поведения:

— обучение очень важно, потому что оно помогает работающим в организации войти в свою роль. Этим бюрократия резко отличается от организаций, основанных на монопольной власти, где «хозяин и босс» полагают, что все должны просто брать пример с него;

— методика проведения работы и правила священны;

— иерархия и статус четко определены;

— отношения устанавливаются правилами и инструкциями.

Это дает определенное чувство справедливости, но и создает чувство обезличенности, потому что обстоятельства отдельного человека не принимаются в расчет. Таким образом, в такой организации:

— стабильность ценится, а изменения и непредвиденные событиявызывают вялую реакцию;

— управленческие решения основываются на определенных полномочиях. К инициативе, выходящей за рамки этих полномочий, относятся неодобрительно.

Следует заметить, что бюрократическая организация имеет все черты классической структуры — пирамидальную и функциональную. Контакты с подчиненными хорошие, но всесторонний обмен информацией между всеми структурными единицами организации затруднен.

Выходные данные учебника:

Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).

port-u.ru

Тесты на экзамен по теории организации

1) Психология;

2) Информатика;

+3) Антропология;

4) Социальная психология;

5) Теория организации.

155. Как наука она изучает законы, закономерности, методы, средства реализации информационных процессов в системах:

1) Психология;

+2) Информатика;

3) Теория управления;

4) История;

5) Экономика.

156. Теория организации это:

1) Наука, изучающая основные принципы, законы и закономерности природы и общества;

+2) Наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций;

3) Наука о количественных соотношениях и качественных характеристиках объектов окружающего мира;

4) Наука о совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей;

5) Наука об искусственных объединениях людей, являющихся частью общественной структуры

157. Организация как социальное явление:

+1) Группа людей, объединившихся для достижения определенной цели

2) Группа разных людей, собравшихся в определенное время в одном месте

3) Частный предприниматель, ведущий самостоятельную коммерческую деятельность

4) Искусственное объединение людей, являющихся частью общественной структуры

5) Предприятие, оказывающее пакет социальных услуг

158. Какая из отрасли знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества:

1) Социология;

2) Теория управления;

+3) Антропология;

4) Экономика;

5) Психология

159. Наука, расширяющая методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем:

1) Антропология;

2) Информатика;

3) Психология;

+4) Социология;

5) Экономика

160. Автором, какой теории является Герберт Саймон:

1) Бюрократическая теория;

2) Классическая теория организации;

+3) Теория административного поведения;

4) Теория организации;

5) Теория управления

161. С точки зрения Герберта Саймона, организации могут упростить процесс принятия решений, если ограничить:

1) Миссию;

2) Задачи;

+3) Цели;

4) Ценностные предпосылки;

5) План производства организации

162. На данном этапе организации развиваются инновационные процессы, этапа предпринимательства, формируется миссия организации, затрачивается много времени на развитие механических контактов и демонстрируются высокие обязательства:

1) этап предпринимательства

+2) Этап коллективности

3) Этап формализации и управления

4) Этап выработки структуры

5) Этап упадка

163. На данном этапе структура организации стабилизируется, вводятся правила, упор делается на эффективность инновации и стабильность, возрастает роль высшего руководства организации:

1) Этап предпринимательства

2) Этап коллективности

+3) Этап формализации и управления

4) Этап выработки структуры

5) Этап упадка

164. На этой стадии рост организации осуществляется не систематическими рывками, налаживается планирование, разработка бюджетов:

1) Детство

+2) Отрочество

3) Ранняя зрелость

4) Расцвет сил

5) Полная зрелость

165. На этой стадии отличительными признаками являются экспансия, дифференциация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности измеряются полученной прибылью:

1) Детство

2) Отрочество

+3) Ранняя зрелость

4) Расцвет сил

5) Полная зрелость

166. На данном этапе цель- сбалансирование роста, совершенствование всех частей организации. Новая продукция, рынок сбыта, технология должны быть управляемы:

1) Детство

2) Отрочество

3) Ранняя зрелость

+4) Расцвет сил

5) Полная зрелость

167. Этот этап не наступил бы, если бы руководство осознало необходимость обновления:

+1) Старение

2) Отрочество

3) Ранняя зрелость

4) Расцвет сил

5) Детство

168. Что предусматривает определение «организация»:

+1) Необходимость формального координирования взаимодействия работников.

2) Необходимость заранее разрабатывать и устанавливать правила и процессы

3) Необходимость контролировать деятельность в целом

4) Необходимость принятия управленческих решений

169. Что характерно для организации:

+1) Компетентность

+2) Формализация

+3) Соотношение централизации и децентрализации

4) Системность

5) Нет правильного ответа

170. Заранее разработанные и установленные правила и процедуры определяющие поведение работников это:

1) Компетентность

2) Цикличность

+3) Формализация

4) Линейность

5) Системность

171. Термин «система» означает:

+1) Набор частей, позволяющих воспроизвести целое

2) Объединение людей с определенной целью

3) Увеличение объема деятельности организации

4) Важнейшая первичная переменная организации

172. Система организации делиться на:

1) Внешнюю и внутреннюю

+2) Открытую и закрытую

3) Линейную и системную

4) Субъективную и объективную

5) Простую и сложную

173. Какие предпосылки лежат в основе построения организации:

+1) Экономические

+2) Научно-технические

3) Системные

4) Линейные

+5) Этические

174. Эта система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром и благодаря ей организация получает сырье и человеческие ресурсы из окружающей среды:

+1) Открытая система

2) Закрытая система

3) Линейная система

4) Экономическая система

5) Система человеческих ресурсов

175. Какой характер характерен для организации:

1) Интеграционный

2) Матричный

+3) Циклический

4) Структурный

5) Все ответы верны

176. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации ее ресурсы необходимо не прерывая производственного процесса заменить равными элементами…

+1) Производительности

2) Цикличности

3) Производственного аппарата

4) Все ответы верны

5) Нет верного ответа

177. Что понимается под словами сознательно координируемое:

1) Функция

+2) Управление

3) Структура

4) Организация

5) Нет верного ответа

178. Чего добивается организация осуществляя свою миссию (укажите неправильный ответ):

1) Достижения определенных целей

2) Роста организации

+3) Органичного поведения индивидуумов

4) Повышения доходности организации

5) Нет верного ответа

179. Хозяйственные организации это:

1) Группа людей, объединённых симпатией

2) Группы, сформированные по интересам

+3) Организации, имеющие специализацию

4) Верны всё перечисленные в задании ответы

180. В какой науке возникла закрытая система?

1) Химия

2) Астрономия

+3) Физика

4) Математика

5) Нет верного ответа

181. На что уделяется особое внимание при рассмотрении поведения групп (не правильный ответ):

1) Ролям

2) Общению и конфликтам

+3) Профессиональному образованию

4) Руководству

5) Нет верного ответа

182. Что должна отражать организация?

+1) Состояние внешней среды

2) Состояние внутренней среды

3) Состояние работников

4) Состояние территорий организации

5) Нет верного ответа

183. В каком случае открытая система может стать закрытой:

1) Если цель уже достигалась ранее в данном предприятии

2) Если цель была ранее достигнута на другом предприятии

+3) Если контакты с окружением сокращаются со временем

4) Если цель, которая никогда ранее никем не достигалась

5) Все ответы верны

184. Общественные организации это:

1) Группа друзей, отправившихся во время отпуска в туристический поход

+2) Объединение людей, выработавших определенную общественно значимую цель

3) Организации, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления

4) В задании все ответы являются верными

185. Система управления организацией это:

+1) Сотрудники, дающие поручения и контролирующие их выполнение

2) Набор взаимодействующих между собой звеньев и подразделений

3) Руководитель организации и его заместители

4) В задании все ответы являются верными

186. Какая связь имеет принципиальное значение для функционирования организации:

1) Постоянная

2) Прямая

+3) Обратная

4) Косвенная

187. Что не входит в число объектов и субъектов внешней среды организации:

1) Банки

+2) Используемые технологии

3) Поставщики

4) Учебные заведения

5) Нет верного ответа

188. Что не относится к внутренней среде организации:

1) Кадры

+2) Конкуренты

3) Социально-психологический метод

4) Организационная культура и имидж организации

5) Все ответы верны

189. Достижение, каких научных дисциплин использует теория организации?

+1) Психологии

+2) Социологии

3) Философии

+4) Антропологии

5) Биологии

190. Основоположником классической теории организации является:

+1) Ф. У. Тейлор

2) Л. Урвик

3) Ж. Ж. Руссо

4) А.А. Богданов

5) Д. Норд

191. Организация – это:

+1) Упорядоченность всех элементов определенного объекта

2) Организованная форма объединения

3) Деятельность специально назначенного координатора

4) Сбор и распространение

5) Сумма всех экономик мира

192. Сколько принципов предложил А. Файоль?

1) 4

+2) 14

3) 5

4) 10

5) 1

193. Вклад информатики в теорию организации обусловлен следующими аспектами:

+1) Информационные потоки

+2) Информационные технологии

3) Конфликты

4) Регулирование

5) Миссии

194. Научные дисциплины, входящие в теорию организации:

+1) юридические науки

+2) экономические науки

3) история России

4) литература

+5) теория управления

195. Аспекты, изучаемые экономическими науками в теории организации:

1) Регулирование

2) Рыночные отношения

3) Эффективность

4) Экономическая стратегия

+5) Все ответы верны

196. Организация, состоящая из людей или их групп, взаимодействующих между собой:

1) Общественное образование

+2) Социальное образование

3) Компания

4) Социальная организация

5) Нет верного ответа

197. Какие существуют системы в организации:

1) Замкнутые и незамкнутые

+2) Открытые и закрытые

3) Внешние и внутренние

4) Нет верного ответа

5) Все ответы верны

198. Набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести в целое – это:

+1) Система

2) Миссия

3) Организация

4) Компания

5)Нет верного ответа

199. Какая организационная система является самой сдерживаемой:

1) Внутренняя

2) Внешняя

3) Открытая

+4) Закрытая

5)Нет верного ответа

200. Для организации присущ определенный характер функционирования. Какой?

+1) Циклический

2) Замкнутый

3) Открытый

4) Социальный

5) Все ответы верны

201. Какая организационная система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром:

+1) Открытая

2) Внутренняя

3) Закрытая

4) Внешняя

5)Нет верного ответа

202. Предоставляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения её целей и задач — это:

1) Система организации

+2) Миссия

3) Среда организации

4) Компания

5) Цель

203. Что из перечисленного характерно для организации:

1) Комплексность

2) Формализация

3) Активность

+4) Верны ответы 1),2)

5) Верны ответы 1),2),3)

204. Заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение, работы — это:

1) Децентрализация

+2) Формализация

3) Централизация

4) Комплексность

5) Система организации

205. Какая из характеристик организации рассматривает степень дифференциации, уровень специализации или разделения труда , количество уровней иерархии и степень территориального распределения частей организации:

+1) Комплексность

2) Активность

3) Формализация

4) Централизация

5) Децентрализация

206. Временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени – это:

1) Жизненный цикл организации

2) Период жизни товара

3) Система

+4) Жизненный цикл товара

5) Стадия жизни организации

207. Этап жизненного цикла организации, на котором организация находится еще в стадии становления, формирования, цели ее еще не четкие, продвижение возможно за счет стабильного обеспечения ресурсами:

1) Этап выработки структуры

+2) Этап предпринимательства

3) Этап упадка

4) Этап формализации

5) Этап управления

208. Назовите признаки зрелости организации:

1) Стабильность

2) Увеличение выпуска продукции

3) Упор делается на инновации

+4) Верно всё перечисленное

209. Этап жизненного цикла организации, на котором организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию и услуги, увеличивается потребность в работниках наиболее ценных специальностей, руководители ищут пути удержания рынков:

1) Этап выработки структуры

2) Этап предпринимательства

+3) Этап упадка

4) Этап формализации

5) Этап управления

210. Этап жизненного цикла организации, на котором структура организации стабилизируется, вводятся правила, упор делается на эффективность инноваций и стабильность, возрастает роль высшего руководства организации:

1) Этап упадка

2) Этап формализации

3) Этап коллективности

+4) Этап формализации и управления

5) Этап предпринимательства

211. Стадия жизненного цикла организации, на которой организация ставит цель сбалансированного роста, совершенствование всех частей организации и децентрализации:

1) Стар6ение

2) Обновление

3) Ранняя зрелость

4) Детство

+5) Расцвет сил

212. Какие меры необходимо принять руководителю на стадии создания организации:

1) Решение социальных проблем коллектива

+2) Оценить информацию о деятельности конкурентов, сопоставить ее с возможностями и стратегией компании

+3) Изыскать возможности привлечения дополнительных ресурсов и рационально организовать управленческий процесс

+4) Изучить потребительский спрос на данную продукцию и услуги

5) Не обращать внимание на деятельность организаций – конкурентов

213. Этот этап не наступил бы, если бы руководство признавало необходимость обновления. Организация начинает постепенно распадаться. Она вынуждена либо принять систему обновлений, либо погибнуть как самостоятельная структура:

1) Обновление

+2) Старение

3) Детство

4) Отрочество

5) Расцвет сил

214. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Её структура становится более комплексной и отработанной. Это этап — :

+1) Выработки структуры

2) Предпринимательства

3) Упадка

4) Формализации

5) Управления

215. Стадия жизненного цикла организации, на котором рост организации происходит не систематично, рывками. Организация набирает все большую силу, налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов, расширяется набор специалистов:

1) Детство

2) Расцвет сил

3) Зрелость

4) Старение

+5) Отрочество

216. Какая трактовка НЕ подходит под термин «организация»:

1) Это деятельность по упорядочению всех элементов определённого объекта во времени и пространстве

2) Это объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой

3) Целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особые единства с внешним окружением

+4) Группа лиц, объединённая одной национальностью

5) Самоорганизованная система на всех этапах своего жизненного цикла

217. В какой теории организации существовала премиальная система заработной платы:

1) Теория административного поведения

2) Теория организации по Файоль

+3) Классическая теория организации

4) Традиционная теория управления

5) Бюрократическая теория

218. Кто был основателем бюрократической теории организации:

1) Файоль

2) Тейлор

3) Эмерсон

4) Урвик

+5) Макс Вебер

219. По какой теории следует, что в организации категорически должны быть исключены личные мотивы и эмоции:

1) Теория административного поведения

2) Теория организации по Файоль

3) Традиционная теория управления

+4) Бюрократическая теория организации

5) Классическая теория организации

220. Кто определил перечень универсальных 14 принципов управления:

+1) Файоль

2) Эмерсон

3) Урвик

4) Тейлор

5) Макс Вебер

221. Кто обосновал необходимость разделения планирования работ и их выполнение:

+1) Тейлор

2) Файоль

3) Макс Вебер

4) Урвик

5) Эмерсон

222. В понимании какого социолога, бюрократия – «идеальный тип» организации, обеспечивающий эффективность и предсказуемость поведения членов организации:

1) Ф. Гилбред

2) Х. Эмерсон

+3) М. Вебер

4) М.П. Кук

5) А. Файоль

223. Автором, какой теории является Герберт Саймон:

1) Бюрократическая теория

2) Классическая теория организации

+3) Теория административного поведения

4) Теория организации

5) Теория управления

224. Что является объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации:

1) Цель

2) Ресурсы

3) Технология

4) Микроуровень

+5) Макроуровень

225. Организация должна отражать — :

1) Рентабельность

2) Убытки

+3) Состояние внешней среды

4) Состояние внутренней среды

5) Циклический характер

226. Пять основных элементов, из которых, по мнению А. Файоль, складываются функции администрации (назовите неверный ответ):

1) Прогнозирование

+2) Обеспечение

3) Планирование

4) Координирование

5) Контроль

227. Характеристики, выделенные М. Вебером, которыми была должна обладать «идеальная бюрократия» (назовите неверный ответ):

1) Высокая формализация

2) Внеличностный характер

+3) Мотивация труда

4) Дисциплина

5) Планирование карьеры

228. Что НЕ является специфической функцией организационной культуры:

1) Охранная

2) Интегрирующая

3) Образовательная и развивающая

+4) Дедуктивная

5) Регулирующая

229. Какая ценность в отношениях с сотрудниками в организациях уходит в прошлое:

1) Самоопределение

2) Компетентность

+3) Жесткая дисциплина

4) Децентрализация

5) Коллектив

230. Что НЕ относится к группе параметров организационной культуры:

1) Физическая среда

2) Общая система ценностей и религия

+3) Настроение в коллективе

4) Исторический опыт

5) Уровень развития

231. Организационная культура, выражающая основные ценности, которая принимается большинством членов организации, называется:

+1) Доминирующей

2) Субкультурой

3) Слабой культурой

4) Горизонтальной субкультурой

5) Вертикальной субкультурой

232. На что НЕ оказывает влияния СИЛЬНАЯ организационная культура в предприятиях:

1) Создание атмосферы доверия

2) Определение приоритетов в работе

3) Пресечение интриг

+4) Отношения в семьях работников

5) Определение политики подбора кадров

233. Процесс адаптации новых членов в организации, воспитание ее культуры – это:

+1) Социализация

2) Мотивация

3) Интеграция

4) Структурирование

5) Индивидуальная автономность

234. Что является средством передачи организационной культуры:

1) Программные обучения

2) Системы ориентирования

3) Язык и информация

+4) Верно всё перечисленное

235. Социальная система внешней среды организации включает:

1) Уровень жизни, социальные воззрения, этические нормы

2) Социальные нормы, инфраструктуру, этические нормы

3) Социальные нормы, социальные воззрения, развитие технологии

+4) Социальные нормы, социальные воззрения, этические нормы

5) Социальные нормы, социальные воззрения, этические нормы, формы собственности

236. Технологическая система внешней среды организации включает:

+1) Развитие науки, развитие технологии

2) Развитие науки, развитие собственности

3) Развитие инфраструктуры, развитие технологии

4) Рабочую силу, природные ресурсы

5) Природные ресурсы, инфраструктуру

237. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями- здоровое существование и развитие, а не просто выживание:

+1) Детство

2) Отрочество

3) Ранняя зрелость

4) Расцвет сил

5) Полная зрелость

238. На данном этапе цель — сбалансирование роста, совершенствование всех частей организации. Новая продукция, рынок сбыта, технология должны быть управляемы:

1) Детство

2) Отрочество

3) Ранняя зрелость

+4) Расцвет сил

5) Полная зрелость

239. На данном этапе организации развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации, затрачивается много времени на развитие механических контактов и демонстрируются высокие обязательства:

1) Этап предпринимательства

+2) Этап коллективности

3) Этап формализации и управления

4) Этап выработки структуры

5) Этап упадка

240. На данном этапе организации увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, организационная структура становится более комплексной и отработанной, механизм принятия решений децентрализован:

1) Этап предпринимательства

2) Этап коллективности

3) Этап формализации и управления

+4) Этап выработки структуры

5) Этап упадка

241. На данном этапе в результате конкуренции организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию и услуги, механизм принятия решений централизован:

1) Этап предпринимательства

2) Этап коллективности

3) Этап формализации и управления

4) Этап выработки структуры

+5) Этап упадка

242. Организационная культура связана с:

1) Узкой системой развития организации

+2) Широкой концептуальной базой

3) Системой исторических показателей

4) Традициями

5) Системой цивилизованных правил поведения

243. Что не входит в 4 группы параметров определяющихся национальной культурой:

1) Уровень развития

2) Физическая сфера

3) Исторический опыт

4) Общие системы ценностей и решений

+5) Условия функционирования природной среды

244. Что относят к параметрам и свойствам элементов организационной культуры:

studfiles.net

2.3 Бюрократическая теория организации

В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности.

Он описывает форму, или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Бюрократическая структура делает возможным, как считал Вебер, высокий уровень учета результатов для руководства организации и для тех, кто связан с ней. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития. Суть дела сводится к следующим моментам.

1. Все задания, необходимые для достижения целей, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий. Разумность такой практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределенность при выполнении задания, связанную с индивидуальными различиями.

3. Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления. Таким образом, создается цепь команд.

4. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики — гарантировать невмешательство отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных наличной дружбе или знакомстве.

5. Наем на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации работника и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Соответственно продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию должен рассматриваться как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень его преданности фирме.

Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. Между тем только некоторым организациям свойственны все характеристики идеального типа. Отдельные достаточно высокие характеристики свойственны для многих организаций. Например, все организации до определенного уровня применяют разделение труда, имеют отношения «руководитель-подчиненный», используют определенные виды процедур.

2.4 Факторы эффективной организации

Исследования Ренсиса Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Согласно Лайкерту, эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями. Разработанная Лайкертом «Система-4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через:

· процесс выдвижения целей,

· принятие решений,

· контроль,

· децентрализацию.

Менее эффективные организации побуждают руководителей:

· разбить общие действия на простые составные части или задания;

· разработать наилучший способ выполнения каждой из этих составных частей;

· нанять людей с соответствующими способностями и квалификацией для выполнения каждого из этих заданий;

· обучать этих людей выполнению задания особым наилучшим способом;

· осуществлять руководство, контроль выполнения заданий, хронометрирование работ;

· использовать поощрения в форме индивидуальной или групповой сдельной оплаты труда.

Перечисленные выше пункты подытоживают ответственность руководителя исходя из классической теории. Однако исследования Лайкерта выявили, что эти предписания не ведут к эффективным организациям и таким образом подтвердили более ранние выводы Мер-тона, Гоулднера и Селзника. Было также доказано, что организации можно описывать с помощью определенных измерений, каждое из которых показывает соотношение характеристик по классической теории организации и по «Системе-4», разработанной Лайкертом исходя из предложенных им принципов (табл. 2.).

Таблица 2 — Сопоставление характеристик организации

Классическая организация

Организация «Системы-4»

1. Процесс руководства не предполагает доверия и ответственности руководителей и подчиненных. Подчиненные не свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые не считаются с их идеями и мнениями

1. Процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителей и подчиненных по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, считающимися с их идеями и мнениями

2. Мотивационный процесс включает только физические, экономические мотивы, мотивы безопасности посредством использования санкций; неблагосклонное отношение к организации, превалируют связи наемных работников

2. Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов посредством методов участия. Отношение к организации и ее целям благосклонное

3. Процесс коммуникации таков, что информация поступает сверху вниз, имеет тенденцию к искажению, неточности и рассматривается подчиненными с подозрением

3. Процесс коммуникации таков, что информация свободно перемещается по всей организации — вверх, вниз и горизонтально. Информация точная и неискаженная

4. Процесс взаимодействия закрытый и ограниченный; подчиненные мало влияют на цели, методы и деятельность подразделений

4. Процесс взаимодействия открытый и широкий; и руководитель, и подчиненный могут воздействовать на цели, методы и деятельность подразделения

5. Процесс принятия решений происходит только в верхних звеньях организации, он относительно централизован

5. Процесс принятия решений происходит на всех уровнях управления путем группового участия; он относительно децентрализован

6. Процесс постановки целей сосредоточен в верхних звеньях организации и не стимулирует групповое участие

6. Процесс постановки целей побуждает к групповому участию

7. Процесс контроля централизован, упор делается на порицании за ошибки

7. Процесс контроля распылен по всей организации, акцент делается на самоконтроле и решении проблем

8. Цели производства низки, руководители ведут их пассивный поиск и ничего не предпринимают для развития человеческих ресурсов организации

8. Цели производства высоки, руководители ведут их активный поиск и понимают необходимость реализации комплекса мер для развития человеческих ресурсов

Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они склонны к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер внешней среды. К таким изменениям Лайкерт относил следующие факторы.

1. Рост конкуренции со стороны организаций других стран, которые имеют относительно более низкую цену производства при одинаковой технологии.

2. Тенденция к большей индивидуальной свободе и инициативе и связанное с этим сокращение полномочий верхних звеньев организации.

3. Повышение общего уровня образования, выражающееся в появлении людей, способных принимать решения и брать на себя ответственность.

4. Повышенное внимание к здоровью и полному развитию личности.

5. Усложнение технологий, что требует от каждого работника соответствующей квалификации. Нередко в таких случаях руководитель знает о деятельности подразделения меньше, чем его подчиненные.

Изменения внешней среды оказывают влияние на руководителей, что вызывает необходимость разработки мер по приспособлению организации к новым ситуациям. Согласно Лайкерту, «Система-4» — это направление, которому должны следовать более производительные и прибыльные организации. Во всех случаях руководители должны лучше использовать человеческие ресурсы, полный спектр человеческих мотиваций: принятие решений, контроль, процесс постановки целей, децентрализацию. Чтобы способствовать реализации этих процессов, план развития организации должен включать три подхода: 1) принцип взаимоотношений поддержки; 2) групповое принятие решений и групповые методы руководства; 3) постановку высоких производственных целей. В структурном плане организация рассматривается как ряд групп, которые соединяют руководители. Этот подход может быть противопоставлен бюрократической организации, которая выделяет одно-единственное отношение «руководитель — подчиненный».

В организации «Системы-4» группы состоят из людей, отчитывающихся перед руководителем. Некоторые руководители являются членами двух групп. В этой двойной компетенции такие руководители выступают, по словам Лайкерта, как соединяющие звенья — они соединяют каждую группу с непосредственно находящейся над ней группой. В этом качестве они представляют свои группы в высших звеньях организации, координируют деятельность своих групп с другими. Перекрестная групповая структура в сочетании с групповым принятием решений представляет собой оптимальную интеграцию интересов членов организации, акционеров, клиентов, поставщиков и др.

Чтобы определить уровень, при котором определенная организация приближается к структуре «Системы-4», Лайкерт разработал метод измерения, инструментарий которого представляет собой анкету из 51 вопроса, заполняемую наемными работниками организации. Они определяют свое отношение к тому, отвечает ли их компания критериям организации «Системы-4».

studfiles.net

2. Основоположником бюрократической теории организации является: Ф.В.Тейлор Х.Файоль М.Вебер (*ответ к

2. Основоположником бюрократической теории организации является:
Ф.В.Тейлор
Х.Файоль
М.Вебер (*ответ к тесту*)
3. Диверсификация — это:
Распределение хозяйственной деятельности на новые сферы
Расширение сфер деятельности корпорации (*ответ к тесту*)
Процесс концентрации производства
4. Культуру организации рассматривают как производную
Опыт и организация, привнесённые последователями
Оба предыдущих ответа (*ответ к тесту*)
Допущений и предпочтений создателей организации
5. Акционерное общество (АО) представляет собой:
Одну из форм предприятий коллективной собственности, деятельность которых основана преимущественно на личном труде их членов
Общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций (*ответ к тесту*)
Общество, состоящее из государственных предприятий
6. Менеджер старается добиться от подчиненного понимания задачи и проявляет снисходительность в отношении возможного сопротивления. Такой стиль руководства является:
Внушением
Делегированием
Участием (*ответ к тесту*)
7. Структура организации – это:
Фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации
Взаимосвязи, которые возникают между подразделениями и работниками организации при изменении внешней среды (*ответ к тесту*)
8. К способам передачи культуры можно отнести:
Традиции и язык
Традиции, символы, языки
Информация, традиции, символы, языки (*ответ к тесту*)
9. Доминирующая культура организации — это:
Основные ценности организации, которые принимаются большинством членов организации (*ответ к тесту*)
Культура, которая развивается в каждом подразделении, вертикального и горизонтального
10. Функциональные связи в организации отражают:
Регламентные связи (нормы)
Характер разделения труда (как вертикальные, так и горизонтальные связи) (*ответ к тесту*)
Отражают руководство и подчинение (вертикальные связи)
11. Каким условиям должна соответствовать некая группа, чтобы считаться организацией:
Два сотрудника работают по своим индивидуальным планам, каждый из них решает свою проблему
Члены группы работают вместе для достижения общей цели организации, каждый из них имеет свой участок работы (*ответ к тесту*)

Ответов: 1 | Категория вопроса: Экономические дисциплины

abiturient24.com

§ 5.3. Бюрократия в организациях

Понятие бюрократического управления. Бюрократия — сложный и противоречивый социальный феномен. В обыденном понимании поня­тие «бюрократия» очень часто имеет явно негативный оттенок. Однако на самом деле бюрократия изначально представляет собой единственно возможную в настоящее время форму управления, весьма эффектив­ную по своей сути, но способную порождать негативные социальные явления.

Под бюрократией обычно понимается социальная группа, члены которой профессионально занимаются управлением, их должности и посты в организации образуют иерархию, характеризующуюся формальными правами и обязанностями, определяющими их деятельность и ответственность.

История бюрократии уходит в глубокую древность. Кланы профессиональных управляющих, чиновников существовали в Древнем Егип­те, Древнем Китае, в Римской империи и других странах Древнего мира. Развитые бюрократии возникали в процессе формирования национальных государств, когда царил мир и увеличивалась потребность в достижении социального порядка.

Сам термин «бюрократия» означает «господство канцелярии» и образован из двух слов: французского bureau — бюро, канцелярия, и греческого kratos — сила, власть, господство. Введение этого термина приписывается экономисту-физиократу Винсену де Гурнай, который в 1745 г. обозначил так исполнительную власть, придав термину уничи­жительное значение. Однако в научный обиход термин вошел благода­ря выдающемуся немецкому социологу М. Веберу. Он положил в осно­ву изучения бюрократии ее идеальный образ, рассматривая бюрокра­тию как наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отноше­ний, четкость в распределении ролевых функций, личная заинтересо­ванность бюрократов в достижении целей организации приводят к при­нятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации. При бюрократи­ческом управлении официальные должности, чиновники и управляю­щие становятся ключевыми фигурами в управлении организациями. Бюрократия, имея доступ ко всем рычагам управления, является все­сильной, подчиняясь только «интересам дела». При этом она обеспечи­вает четкость и однозначность потоков информации в организации. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметь специ­альное образование, быть компетентным в вопросах управления орга­низацией.

Вебер выделил следующие основные отличительные свойства идеальной бюрократии.

1. Безличный характер. Работники органов управления организа­цией лично свободны и действуют только в рамках безличных обязан­ностей, существующих в данной организации. Термин «безличный» здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должнос­тям и постам, а не индивидам, которые могут занимать эти должности и посты в определенный момент времени.

2. Принцип иерархии. Бюрократия предполагает наличие ярко выраженной иерархии должностей и позиций, т.е. определенная долж­ность доминирует над всеми нижестоящими и зависит от должностей, находящихся выше ее в структуре организации. При иерархических отношениях работник, занимающий конкретную должность, может принимать решения относительно работников, занимающих более низ­кие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.

3. Четкое разделение труда в области управления. Здесь подразумевается ярко выраженная спецификация функций каждой из должнос­тей. При этом предполагается строгое формальное распределение задач и обязанностей каждого работника, которые несут полную ответственность за выполнение своих обязанностей. Необходимым условием ре­ализации этой характеристики является полная компетентность работ­ников в каждой должности по узкому кругу проблем.

4. Правила отбора работников. Отбор и расстановка работников в рамках социальной структуры организации осуществляются исключи­тельно на основании их квалификации. Это означает, что не учитыва­ются такие важные статусные позиции, как деньги, родство и проис­хождение, власть, связи и другие параметры, не относящиеся к сфере квалификации.

5. Правила и инструкции. Деятельность работников управления в организации регламентируется системой абстрактных, строго фор­мальных правил. Эти правила единообразны и универсальны, и каж­дый член бюрократической организации в своих действиях руководст­вуется только такими правилами, инструкциями и установлениями. Но из этого вовсе не следует, что бюрократические обязанности являются неизбежно простыми и рутинными. Строгое следование общим стан­дартам при решении специфических вопросов предотвращает возмож­ные отклонения, связанные с индивидуальными особенностями испол­нителей.

6. Карьерный принцип. Бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству независимо от суждений руководителя.

7. Сосредоточение на одном занятии. Должность, занимаемая работником в организации, рассматривается им как единственное или по крайней мере главное занятие. Это обстоятельство дает возможность полностью сосредоточиться на своем деле, идентифицировать себя с данной организацией.

8. Заработная плата. Размер заработной платы работника зависит от занимаемого им места в иерархической структуре организации. Чи­новники и управляющие должны довольствоваться положенным им денежным содержанием и не получать плату от клиентов, с тем чтобы первостепенные интересы работников были связаны с организацией [149. Р. 234-236].

Идеальный тип управления организацией, разработанный Вебером, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризуют строгая ответственность за каждый участок работы, координация в достижении организационных целей, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость. Исследование Вебера изменило мнение о бюрократии, показало направления развития организацион­ных управленческих структур. Не случайно известный американский специалист в области теории организаций Д. Чайлд отмечал: «Анализ бюрократических структур, проведенный Максом Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значимым описанием сущности современных организаций» [132. Р. 147].

Негативные стороны деятельности бюрократии. Понятно, что идеальный тип бюрократии не может существовать в реальности. Более того, бюрократия, первоначально предназначенная для наиболее удоб­ного и выгодного достижения целей организации, на деле часто отходит от них и не только работает вхолостую, но и тормозит все прогрессив­ные процессы в организации. Бюрократия доводит формализацию де­ятельности до абсурда, ограждая от реальности свою безопасность фор­мальными правилами и нормами (т.е. ритуалами, а не реальными целя­ми). Фактически при этом бюрократия начинает жить в нереальном, виртуальном мире, где существуют бумаги, визы, распоряжения, а не реальные личности и организации.

Отрицательные качества, присущие бюрократии, частично анализируются в модели бюрократии известного американского социолога Р. Мертона (рис. 42).

Мертон полагает, что в результате неукоснительного следования формальным правилам, проявляющихся при этом уступчивости и конформизма работники управления теряют в конечном счете спо­собность принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что все эти нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результа­том, вместо того чтобы заставить эти нормативы работать на цели организации. Все это обусловливает отказ представителей бюрокра­тии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компе­тентности. Мертон назвал это явление «обучение неспособности». Вследствие такого «обучения» появляется стереотипный бюрократ, не имеющий воображения и способности к творчеству, негибкий в применении официальных норм и правил даже в ситуациях, простых и ясных для всех, кроме него. Итогом таких действий становится кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими ра­ботниками на основе попытки показать, что они, бюрократы, знают тайные пружины управленческого механизма.

————— Преднамеренные действия

————— Непреднамеренные действия

Рис. 42. Мертоновская модель бюрократии [149. Р. 212]

Деятельность бюрократии в модели Мертона начинается с требова­ний контроля над элементами социальной структуры организации. Данные требования сводятся к попытке выработать нормы необходи­мого поведения членов организации и мотивации на выполнение порученных заданий. В этих условиях руководитель-бюрократ начинает за­ботиться прежде всего о безопасности своего положения (сохранении статуса и карьере), в связи с чем предпочитает опираться на формаль­ные правила и свою формальную власть. За правилами он не видит реальных исполнителей и все более утрачивает контроль за ситуацией, что заставляет его еще больше заботиться об упрочении и защите свое­го служебного положения. Круг замыкается — руководитель не может обеспечивать надлежащий контроль и принятие обоснованных управ­ленческих решений.

Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих, как сотрудникам решать свои задачи, реа­лизовывать запросы других подразделений организации, взаимодейст­вовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой: клиенты и обще­ственность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требова­ния, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с уста­новленными нормами без учета сложившейся ситуации. Если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излиш­нюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее пра­вило или инструкцию. При этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно.

Для бюрократии характерны, кроме того, следующие негативные социально-психологические черты:

· бесчеловечность и игнорирование человеческой природы;

· несовместимость с развитой деятельной личностью;

· приспособленчество;

· игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.

Хотя в бюрократии изначально заложена опасность потери компетенции и «обюрокрачивания» деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее время является единственно работоспособной и приемлемой, а одна из основных задач современного управления состоит в изменении роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными Вебером. Достижение этой цели связано с изменением установок представителей бюрократии, с установлением корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

По мнению многих западных исследователей организаций, следует различать две категории бюрократов — добросовестные и корыстные. Первые искренне верят во всесилие правил, возможность все предус­мотреть и отрегулировать с их помощью; они формально уважают и даже чтят общие интересы, но интересы каждого в отдельности не учи­тывают. Вторых волнует только личный успех, ради достижения кото­рого они готовы идти на все.

Можно сказать, бюрократизм — это изнаночная сторона бюрокра­тии, которая не учитывается теорией, но постоянно проявляется на практике, и одна из задач современной теории организации заключает­ся в борьбе не с бюрократией, а с бюрократизмом.

Виды бюрократии в современных организациях. Со времени изучения бюрократии Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами организаций. В настоящее время различают три вида бюрократии.

1. Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответству­ет модели Вебера. При таком виде бюрократии работники управления весьма мало используют профессиональные знания, поскольку их ос­новная обязанность — выполнение общих управленческих функций. Такому чиновнику, бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владе­ет навыками и знаниями общего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своей роли в организации.

Главным достоинством аппаратной бюрократии является стабиль­ность функционирования организации и работы органа ее управления. Четкое разделение труда, стандартизация и унификация всей деятель­ности снижают вероятность ошибок и, следовательно, в значительной степени сокращают время ролевого обучения работников управления. Формализация обеспечивает стабильность и слаженность работы, а централизация гарантирует надежность управления.

Вместе с тем аппаратной бюрократии присущи весьма существен­ные недостатки, самым главным из которых следует признать опас­ность возникновения бюрократизма. Кроме того, аппаратная бюрокра­тия обычно таким образом организует работы, что не появляется доста­точной мотивации и не полностью используются умственные способ­ности и психологические особенности работников. Наконец, аппарат­ная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при воз­никновении нестандартных ситуаций, так как при этом принимает не­адекватные и несвоевременные управленческие решения.

Классическая (аппаратная) бюрократия составляет основу управ­ления в министерствах, ведомствах и большинстве учреждений госу­дарственного или муниципального управления, а также может быть основой организаций со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внешней средой (например, страховые компании).

2. Профессиональная бюрократия предполагает наличие у управляющих глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями. Основные характеристики деятельности таких бюрократов — высокая сте­пень специализации и высокая компетентность. Как правило, такие управляющие обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса. В результате професси­ональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей сте­пени формализована, у управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, поскольку высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специ­фических вопросов деятельности. Как и в аппаратной бюрократии, рабочие места группируются по функциональному и иерархическому принципам, а принятие управленческих решений происходит цент­рализованно.

К достоинствам профессиональной бюрократии следует отнести возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний, а также весьма высокую мотивацию работ­ников на достижение целей организации или группы, а не личных целей. Кроме того, при данной форме управления в значительной сте­пени ослабляется контроль за деятельностью со стороны высшего ру­ководства, что дает большую свободу для творчества в решении про­блем управления.

Однако эффективность профессиональной бюрократии резко снижается в тех случаях, когда организация функционирует в неизменных условиях, основные компоненты организации не подвергаются посто­янному воздействию со стороны внешней среды. Подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организациях приобретает особое значение, так как уровень их профессионализма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления, так как от них требуются знания, необходимые для работы в условиях неопре­деленности, умение мобилизовать свои знания, умения и навыки в зависимости от ситуации. Кроме того, усложняются формы примене­ния власти, когда помимо власти принуждения и вознаграждения должны активно применяться власть эксперта и информационная власть.

3. Адхократия как форма бюрократического управления возникла относительно недавно. Термин «адхократия» происходит от сочетания латинского слова ad hoc — специальный и греческого kratos — власть. По мнению У. Бенниса, адхократия представляет собой «быстро из­меняющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессио­нальными знаниями, подобранными в соответствии с ситуацией» [124. Р. 91]. Очевидно, что данная форма бюрократии кардинально отличается от идеальной модели М. Вебера. Во-первых, у управляющих такого рода отсутствует строгое разделение труда, четкая иерархия. Во-вторых, отмечается минимальная формализация деятельности. В-третьих, наблюдается высокая степень вертикальной дифферен­циации адхократии, т.е. основные управленцы — это профессионалы в чрезвычайно узких областях; при этом организация, использующая эту форму управления, характеризуется, как правило, низкой степенью вертикальной дифференциации.

Адхократия предполагает быстрое реагирование на любые изме­нения во всех компонентах организации и внешней среде. Ее девиз — максимальные гибкость и адаптивность по отношению к изменяю­щейся ситуации. В таких организациях коллективы (команды) фак­тически всякий раз создаются для решения конкретных задач. Имен­но поэтому представители адхократии максимально эффективно дей­ствуют в условиях матричных и свободных структур, причем правила деятельности и процедура действий часто неформальны и не фикси­руются, так как их деятельность не может осуществляться в условиях жесткой формализации.

Многие исследователи считают адхократию небюрократической формой управления организацией, однако это не так. Адхократия — все тот же аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции. Основное отличие адхократии от других бюрократических форм заключается в том, что эта форма управления имеет новые качественные отличия от идеаль­ной модели Вебера, лишена многих недостатков, присущих этой мо­дели, наиболее эффективна в современных условиях и имеет пер­спективное будущее.

Поведенческая основа процесса управления. Несмотря на оби­лие подходов в теории управления организацией, в управленческой практике преобладает точка зрения, в соответствии с которой основ­ное внимание следует придавать управлению людьми, а не другими видами ресурсов. При этом индивидуальные ориентации на работу связываются между собой через процесс управления таким образом, что усилия членов организации координируются и направляются на реализацию организационных целей. Среди всех аспектов управления организацией самым важным считается управление эффективностью деятельности людей. Без людей не может быть ни разумной деятель­ности, ни организации. Управление всеми ресурсами (материальны­ми, финансовыми, информационными и др.) возможно только через деятельность работников — членов организации. Именно поэтому важнейшей составляющей деятельности руководителя является уме­ние и способность воздействовать на поведение подчиненных.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Каждый школьник знает, что в организации должно существовать централизованное управление. Каково основное назначение управления в современной организации?

2. Центральным звеном системы управления считается блок управления организа­ции. Из каких компонентов состоит этот блок управления?

3. Управленческий контур в организации уже существует. С чего начинается процесс непосредственного управления?

4. В организацию поступает указание или важная информация из внешней среды. Как должен вести себя руководитель, получивший эту информацию, в соответствии с принципиальной схемой процесса управления?

5. Каким образом проявляется принцип рекурсивности в управлении организа­цией?

6. Управление — это процесс работы с информацией, поступающей в блок управ­ления. Как осуществляется работа с поступающей информацией в процессе управле­ния?

7. Какая из характеристик системы управления организацией напрямую связана с учетом масштаба отклонения реальных параметров от заданных параметров системы?

8. Деятельность руководителя в организации крайне разнообразна. Это означает, что он должен выполнять множество различных функций. Почему А. Файоль из всех функций, выполняемых руководителем организации, выделил только четыре базовые функции? Что это за функции?

9. К какой базовой функции управления относится использование руководителем различных форм власти? Почему у руководителя организации возникает необходимость в выполнении этой функции?

10. А. Файоль разработал основные принципы управления в организации. К какому из этих принципов относится соблюдение единоначалия во всех структурных единицах организации?

11. Одной из основных теорий управления является теория Г. Минцберга. Какие основные требования к руководителю должны предъявляться в свете этой теории?

12. В чем основные отличия теории управления Г. Минцберга от теории А. Файоля?

13. Руководитель в организации должен принимать ответственные управленческие решения. В каких ролях должен выступать руководитель, для того чтобы принимать решения, адекватные сложившейся ситуации?

14. Бюрократы представляют собой особую группу работников организации. В чем состоит основное отличие бюрократа от остальных членов организации?

15. Какой тип бюрократа подходит для работы в творческой организации с посто­янно меняющимися ситуациями в управлении?

16. Индивид работает в крупной организации на должности главного инженера. Можно ли отнести этого работника к бюрократии? Если да, то какому типу бюрократов он принадлежит?

17. Какой из принципов деятельности бюрократии, сформулированный М. Вебером, может считаться причиной возникновения такого негативного явления, как бюрокра­тизм?

18. Почему бюрократ, выполняя поручение вышестоящего начальства, может час­тично игнорировать их? Что движет данным работником в этом случае?

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *