Социальные вопросы это – определение, список актуальных факторов, статистика по РФ

Социальные проблемы — это… Что такое Социальные проблемы?

Социальные проблемы, общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению[1][2].

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём дискурс их восприятия и представления со временем меняется[3].

Возникновение понятия

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы — неравномерного распределения богатства[4].

Подходы к исследованию

  • Социальной патологии[4]
  • Традиционные социологические подходы к социальным проблемам:
    • Подход социальной дезорганизации[4]
    • Функционалистский подход[4]
  • Альтернативные направления в социологии социальных проблем:
    • Объективистские подходы[4]
    • Конструкционистский подход[4]

Список социальных проблем

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам принято относить следующие:

  • насилие над несовершеннолетними

Примечания

Литература

На русском языке
Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. унта, 2001.
Богданова Е.А. Конструирование проблемы защиты прав потребителей // Рубеж. 2003. №18. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1896.
Еремичева Г.В., Симпура Ю. Грязь: символические и практические измерения социальных проблем в Санкт-Петербурге // Мир России. 1995. № 2.
Здравомыслова Е.А. От социальной проблемы к коллективному действию: правозащитная организация «Солдатские матери» / Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. Климов И.А. Деньги вместо льгот: о социальной предыстории одной реформы // Социальная реальность. 2006. № 2.
Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема / Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб.: Алетейя, 2001.
Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.
Симпура Ю., Еремичева Г.В. От грязи к преступности: динамика восприятия социальных проблем населением Санкт-Петербурга // Мир России. 1997. № 2. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности – II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.
На иностранных языках
Berger, R. J. Fathoming the Holocaust: A Social Problem Approach. Hawthorne, 2002.
Best, J. But Seriously Folks: The Limitations of the Strict Constructionist Interpretation of Social Problems // Challenges and Choices: Constructionist Perspectives on Social Problems / Holstein, J.A., Miller, G. (eds.). Hawthorne, 2003.
Best, J. Theoretical Issues in the Study of Social Problems and Deviance // Handbook of Social Problems: A Comparative International Perspective / Ritzer G. (ed.). Thousand Oaks, 2004.
Contemporary Social Problems / Мегton R. K., Nisbet R. (eds.), 2nd ed., N.Y., 1966.
Fuller, R.C., Myers, R.R. Some Aspects of a Theory of Social Problems // American Sociological Review, 1941a, Vol. 6, February.
Fuller, R.C., Myers, R.R. The Natural History of a Social Problem // American Sociological Review, 1941b, Vol. 6, June.
Gгeen, A.W. Social Problems: Arena of Conflict, N.Y., 1975.
Gusfield, J.R. Theories and Hobgoblins // Society for the Study of Social Problems Newsletter. 1985. Vol 17 (Fall). Lagerspetz, M. Constructing Post-communism. A Study in the Estonian Social Problems Discourse. Turku, 1996. Lemert, E. Social Pathology: A Systematic Approach to the Theory of Sociopathic Behavior, N.Y, 1951
Lagerspitz M. (ed.). Social problems in newspapers. Helsinki: Nordic Council for Alcohol and Drug Research, 1994.
Lombroso, С. L’Uomo Delinquente, Milan, 1876
Loseke, D.R. Thinking About Social Problems: An Introduction to Constructionist Perspectives. Hawthorne, 2003.
Manning, N. Constructing Social Problems // Social Problems and Welfare Ideology / Manning, N. (ed.). Aldershot, 1985.
Smith, S. The Organic Analogy // The Study of Social Problems / Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 2003.
Spector, М., Kitsuse, J.I. Constructing Social Problems. Menlo Park, 1977.
Sсһwartz, H. On the Origin of the Phrase «Social Problems» // Social Problems. Vol. 44, N 2, May 1997.
Study of Social Problems: Six Perspectives / Rubington E., Weinberg M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 1989.
Study of Social Problems: Seven Perspectives / Rubington E., Weinberg M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 2003.

Ссылки

dic.academic.ru

Основные социальные проблемы

Проблемы, связанные с существованием факторов общественной жизни, прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Естественно, что в зависимости от уровня жизни населения или государственной политики перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Многие считают, что социальная проблема – это один из вопросов, связанных с положением малоимущих граждан или отдельных категорий населения. Однако это слишком ограниченное понимание вопроса. Эти проблемы имеют более широкий диапазон и могут касаться не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Виды социальных проблем

Классифицировать социальные проблемы можно по разным признакам. Можно выделять экономические, демографические, продовольственные и т.п. Одни из них имеют общемировое значение, другие возникают только в некоторых странах. Разделить проблемы можно на следующие группы:

  • Проблемы, возникающие в процессе воздействия человека на природу. К ним можно отнести загрязнение мирового океана, истощение земельных ресурсов, экологические катастрофы и т.д.
  • Проблемы, появление которых связано с системой общественного устройства (иначе говоря – с взаимодействием человека с обществом). Это такие вопросы, как здравоохранение, экономика, классовое неравенство, безработица и множество других.
  • Интерсоциальные проблемы. Проблемы, возникающие между государствами или этносами, объединенными общими интересами или идеей. К этой категории можно отнести проблему локальных военных конфликтов и экономики малоразвитых стран.

Если говорить о глобальных проблемах, то, естественно, в их число входят:

  • Демографическая. Связана со стремительным увеличением населения планеты.
  • Продовольственная. Проблема, связанная с необходимостью обеспечить продовольствием постоянно увеличивающееся население.
  • Энергетическая. Связана с решением вопроса об обеспечении людей энергией и топливом в текущий момент времени и обозримом будущем.
  • Экологическая. Совмещает в себе проблемы загрязнения Мирового океана и атмосферы, утилизации и переработки твердых отходов.

Решение вышеописанных вопросов требует совместных усилий всех государств и сообществ.

Государственные проблемы в социальной сфере

Помимо участия в решении проблем планетарного масштаба, правительство любого государства должно решать и внутренние социальные проблемы, которые у каждой страны свои. Основные социальные проблемы России:

  • Бедность основной массы населения и социальное неравенство.
  • Алкоголизация и распространение наркоманий различных типов.
  • Безработица.
  • Проблема увеличения численности населения.
  • Проблема коррумпированности властей и чиновников.

Конечно, полный список проблем, которые существуют в нашем государстве, гораздо шире. Их решение требует постоянной поддержки и финансирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для осуществления социальной поддержки населения страны сформированы различные социальные институты. Деятельность этих организаций направлена на предоставление населению различных услуг. В их числе:

  • Медицинское обслуживание граждан. Поликлинические услуги, лечение в стационаре, профилактика и оздоровление.
  • Обязательное бесплатное образование.
  • Социальная поддержка. Представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание определенных категорий населения: предоставление различных льгот, субсидий, дотаций и пособий, физическая помощь социальных работников.

fb.ru

Виды и уровни социальных проблем

Социальная проблема: что это?

Ежедневно человек вступает в множество социальных взаимодействий. Некоторые из них формируются и проходят без видимых трудностей, но иногда возникают и проблемы, которые оказывают влияние на социальные отношения, а также на жизнедеятельность человека в социуме. Соответственно, данные проблемы носят название «социальные».

Определение 1

Социальные проблемы – это в широком смысле вся совокупность социальных явлений, которые напрямую связаны с поведением людей в обществе и зависят от него. Данное поведение может реализовываться как в рамках социальных норм, так и за их пределами.

Возникновение социальных проблем нередко связано с тем, что в социальных системах происходит нарушение функционирования. Изначально это явление может не вызывать особого беспокойства или дискомфорта, но при их обнаружении оценивается весь масштаб поражения, что требует особой диагностики и поиска решения проблем для продолжения благополучного существования человека в условиях многообразия социальных взаимодействий.

Замечание 1

Говоря об особенностях социальных проблем, следует упомянуть, что их содержание и понимание может меняться в зависимости от временного промежутка, а также от пространства, в котором проблема возникает. В таком случае, проблемы проявляются по-разному для общества, социальной группы и в частности для личности.

Таким образом, социальная проблема – это противоречивая ситуация, которая осознается субъектом деятельности как значимое и актуальное для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом, который может нести негативные последствия как для личности, так и для всего социума в целом.

Виды социальных проблем

Поскольку социальная проблема – это отклонения в отношениях «субъект-объект» и «субъект-субъект», то отсюда авторы отмечают их достаточно широкую разновидность. они могут быть объективными (связанными с внешним миром) и субъективными (связанными с внутренним миром). Две эти разновидности социальных проблем могут зависеть от внутреннего понимания и мировоззрения индивида, что очень часто оказывает сильное влияние не только в осознании проблемы, но и в путях по поиску ее решения. Решение может быть найдено в самостоятельной работе над своими ошибками, или с привлечением внешних факторов (экономических, политических, социальных или духовных).

Социальные проблемы могут быть глобальными. Они возникают на особом уровне, который характеризует систему отношений «человек-природа». Сюда входит космология, экология, отношение к имеющимся ресурсам и умение грамотно ими распоряжаться. Помимо этого, глобальные проблемы касаются системы образования, медицины и здравоохранения, культуры и традиций.

В зависимости от уровня общественной жизни выделяются следующие социальные проблемы: между индивидами (межличностные конфликты, недопонимание), между социальными группами (социальные проблемы межгруппового характера, например, между представителями разных конфессий или возраста), между классами (межклассовые социальные проблемы), а также социальные проблемы между обширными социальными системами.

По характеру отношений социальные проблемы могут быть:

  • политическими (на уровне политической системы, между политическими партиями),
  • экономическими (социальные проблемы между представителями разных социальных классов, которые отличаются по уровню дохода и профессиональной подготовки),
  • национальными (социальные проблемы между представителями разных национальностей и этносами),
  • трудовыми (социальные проблемы, возникающие на уровне организации и корпорации, а также в трудовых отношениях в коллективе или между работником и руководителем),
  • конфессиональными (между представителями разных вероисповеданий и конфессий), семейные (наиболее часто встречающийся вид социальных проблем, которые могут возникать между разными семьями, между представителями одной семьи, а также межпоколенческий конфликт).

По времени существования социальные проблемы могут быть долговременными (длящимися на протяжении нескольких лет) и кратковременными (социальная проблема возникает внезапно, и также неожиданно разрешается в течение скорого времени).

По способу разрешения социальные проблемы могут быть мирными (без использования карательных мер) и насильственными (то есть с использованием карательных мер, а если конфликт долговременных и носит глобальный характер, то могут быть использованы методы ведения в виде военных действий).

Основные уровни социальных проблем

Поскольку социальные проблемы являются очень распространенным социальным явлением, они могут возникать на разных уровнях, на анализе которых мы остановимся чуть подробнее:

  • Социальные проблемы, возникающие на уровне общества как системы в целом. Общество в данном случае – это особый феномен, который является и носителем актуальных проблем, и субъектом их разрешения;
  • Социальные проблемы на уровне социальной общности. К ним относятся социальные проблемы в рамках группы или социального слоя;
  • Социальные проблемы, которые формируются на личностном уровне. Носителем проблемы является конкретное лицо, личность. Например, это могут быть проблемы общения, или проблемы, которые возникают в процессе взаимодействия с окружающими.

Для решения проблем используют большое количество технологий. Особую роль тут играют специально обученные и подготовленные люди – работники социальной сферы. В сферу их компетентности входят проблемы, возникающие на втором уровне (на уровне общности) и на третьем уровне (то есть, на уровне личности). Решение социальных проблем на макроуровне (на уровне общества) является ключевой задачей в сфере социальной политики.

Замечание 2

Многоуровневость социальных проблем предполагает наличие большого числа социальных институтов, в которых они возникают, а также немалого числа специалистов в разных сферах, которые могут вовремя обнаружить проблему, диагностировать ее прогнозировать все возможности ее разрешения.

spravochnick.ru

Что значит социально значимый? Социально значимые проекты. Социально значимые темы

Сейчас модным стало употребление слов «социально значимый». Но что они значат? О каких преимуществах или специфике они нам говорят? Какие задачи выполняют социально значимые проекты? Всё это мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Общая информация

Давайте обратимся к самому главному законодательному документу – Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, – это социально-значимый объект.

Следует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее. Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:
  1. Объекты здравоохранения, социально обеспечения, образования.
  2. Потребительский рынок, розничная торговля, заведения общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты культуры, досуга и физической культуры.
  4. Кредитно-финансовые организации, жилищно-коммунальные предприятия, компании ритуального и похоронного обслуживания населения.

Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.

Классификация

А как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества. В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.

Пример социальных качеств

Итак, учитель должен уметь:
  1. Организовывать процесс воспитания детей школьного возраста, а также мероприятия, что направлены на увеличение адаптивных возможностей у них, развивая умения конструктивно взаимодействовать на межличностном уровне.
  2. Осуществлять консультационно-просветительскую работу с родителями, чтобы сотрудничать в процессе воспитания ребенка.
  3. Оперативно решать педагогические задачи, что требует знаний не только правил и законов, но и значительной доли импровизации и творчества.
  4. Конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Что такое социальный проект?

Так называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы. Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее. Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:
  1. Силами студентов и преподавательского состава организовывать и проводить праздничные и развлекательные мероприятия для детей сотрудников университета, в школах, детских садах и так далее.
  2. Проводить консультации и оказывать помощь родителям с детьми в решении проблем.
  3. Студенты-педагоги могут попробовать свои силы в подготовке учеников ещё в момент обучения в университете и посмотреть, как они смогут заинтересовать своих подопечных.

Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.

Социально значимые темы

Так называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб – это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке – то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации. Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения – но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.

Мотивация

Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.

Заключение

Как видите, социально значимое «что-то» имеет определенную важность. Конечно, в наших условиях наибольшее внимание уделено именно темам. Так, как не вспомнить экономический кризис, который продолжается уже два года, заморозку накопительной части пенсии (продолженную до 2019-го) и иные проблемы, которые упорно не хотят решаться. С ними могли бы помочь справиться социально значимые проекты, но, увы, в наших реалиях они не являются чем-то излишне распространённым и масштабным. Хотя с чего-то ведь следует начинать. Возможно, кто-то из читателей этой статьи сможет придумать свежее решение какой-то социально значимой темы или же предложит проект, которые позволит ответить на большое количество вопросов, актуальных на сегодняшний день. Как бы там ни было, необходимо учиться и думать, что делать со сложившимся положением. Причем не прятать свои мысли в далёкий ящик, а выносить их на суд общества. Ведь даже если у одного человека нет сил реализовывать что-то, это не значит, что кто-то другой не возьмется за решение проблемы. А вместе даже горы свернуть будет намного легче.

fb.ru

4 Социальные проблемы!

Тема 4. Разрешение социальных проблем как содержание технологического процесса в социальной работе.

Технологическая задача социальной работызаключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном скорректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

Социальная проблема это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты.

Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально—этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной средеотносят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.

Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, инновационный характер.

Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий.

Социальное противоречие — это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности.Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.

При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

1. Стадия тождества. Она характеризуется возможностью возникновения противоречия из-за наличия пусть даже несущественных различий.

2. Стадия существенных различий. Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.

3. Стадия противоположностей. Эта стадия характеризуется поляризацией антагонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.

4. Стадия конфликта. На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.

Понятно, что любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, с детьми, друзья ми и товарищами, с коллективом и различными объединения ми, общественными организациями, и, наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы. Личностная проблема— это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.

Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем — дело не только сложное, но и деликатное, Непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение вносить коррективы в технологический процесс— важнейший показатель профессионализма специалистов социальной работы.

С технологических позиций, в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться следующих принципов:

  • системный подход при анализе и решении личностных проблем;

  • соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам

  • опора на физические и духовные ресурсы клиента;

  • контроль действенности применяемого инструментария;

  • коррекция содержания, форм и методов в процессе работы.

В совокупности эти принципы обеспечивают эффективность решения социальных проблем, однако их реализация требует постоянной проверки действенности избранных средств воздействия на клиентов. Вместе с тем технологическая последовательность решения проблем не только полезна, но и необходима. И чем жестче ей следуют на практике, тем явственнее проявляется ее благотворная значимость.

Социальный работник в процессе деятельности постоянно решает какие-либо проблемы. Определение линии индивидуального или межличностного поведения субъекта социальной работы является проблемой лишь в рамках социального контекста. Такой же подход должен осуществляться к поведению и проблемам клиента. Прежде чем определить линию поведения индивида как значительное отклонение от нормы, необходимо выяснить, угрожает ли это по ведение тем или иным институтам, убеждениям, ведет ли к нерационалъному расходу ресурсов, а также затрагивает ли жизнь большого числа людей. Поэтому, когда какая-либо специфическая социальная проблема привлекает всеобщее внимание и рассматривается как повод для политического решения, необходимо разобраться, само ли явление меняет свою природу или же происходят из мнения в обществе. Сказанное в первую очередь относится к таким серьезным проблемам, как плохое обращение с детьми или супругой (супругом), пожилыми членами семьи, внебрачные дети, наркомания, токсикомания, безработица и др.

Социальный работник должен представлять, что, как правило, выделяют две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле, т.е. с точки зрения познавательного процесса, проблемная ситуация — это противоречие между знанием о потребностях людей и возможностями каких результативных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих действий. Проблема в познавательном или практическом смысле всегда есть «осознанное противоречие».

Предметная сторона проблемы— это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. Подобные проблемы угрожают стабильному функционированию общественной организации, и одновременно являются главным фактором социальных изменений, развития, отражением деятельной сущности социальных субъектов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. Часто эта взаимосвязь выражается в недостаточной осведомленности о реальной социальной ситуации, вследствие чего бывает невозможно применить уже имеющееся знание для регулирования социальных процессов и обнаружении таких процессов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирована, а, следовательно, нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества.

Социальная проблема может и не осознаваться как общественная потребность, так как порождающие ее противоречия не достигли того уровня, на котором они становятся очевидными. Наконец, будучи осознаваемой, социальная проблема не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны заинтересованность в ее решении и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность образуют «основу социального заказа» — выявления имеющихся и раз работки новых технологий для решения проблемы.

Социальные проблемы существенно различаются по масштабности. Одни не выходят за рамки жизни некоторого коллектива, организации. Другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп и общественных институтов. Наконец, на высшем уровне социальные проблемы охватывают интересы и потребности всего общества, становятся социетальными или даже глобальными.

Как уже было сказано, проблемы возникают, с одной стороны, из-за изменений в самом обществе, с другой стороны, из-за изменений в поведении объектов социальной работы.

Какова должна быть реакция общества на социальные проблемы?

Для решения социальных проблем, затрагивающих интересы многих людей, требуется изменение социальной политики в широком плане, увеличение средств, идущих на социальные цели. Очевидна необходимость новой, гуманной, политики, которая должна включать

— политику в сфере регулирования занятости и доходов населения, позволяющую учитывать реалии экономики и рынка рабочей силы и охватывающую все население;

— политику в области общего и профессионального образования, обеспечивающую востребованность специалистов народным хозяйством;

— политику распространения социальной защиты на все население, а не только на неблагополучные семьи или группы риска.

Исходя из определения социальной работы как профессионального содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их правильной постановки и эффективного решения. Правильно сформулировать проблему — значит наполовину ее решить.

Прежде чем приступить к практическому решению жизненной проблемы, нужно выяснить, разрешима ли она. Конечно, интуиция нередко подсказывает человеку безошибочно, по плечу ему «проблемный груз» или нет. Но не всегда следует доверять интуиции.

Любая жизненная проблема,решением которой люди озабочены, относится к одной изтрех категорий:

  • реально разрешимая,т.е. существуют необходимые и достаточные условия для этого;

  • потенциально разрешимая, т.е. пока нет условий для ее решения, но они могут быть,

  • принципиально неразрешимая, т.е. нет и не может быть необходимых и достаточных условий для разрешения этой проблемы.

Целесообразно в процессе решения проблем учитывать критерии разрешимости жизненной проблемы:

1. Информационныйкритерий отражает наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы и ориентации в складывающейся обстановке.

2. Детерминационныйкритерий отражает осознание и формулировку причин, препятствующих достижению поставленных целей. Не осознав этих причин затруднений, нельзя судить о разрешимости проблемы.

З. Ресурсныйкритерий отражает наличие ресурсов, необходимых для разрешения жизненной проблемы.

4. Инструментальныйкритерий отражает наличие нужных способов, средств разрешения проблемы. Необходимо не только иметь достаточно ресурсов, но и использовать их с соответствующим эффектом.

5. Мотивационный критерий отражает наличие мотивов, которые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и преодолению трудностей.

б. Экономическийкритерий отражает допустимые затраты при решении жизненных проблем. Если затраты больше, чем ожидаемый эффект, то проблема может быть квалифицирована как неразрешимая.

Комплексное применение критериев разрешимости жизненной проблемы позволяет всесторонне оценить ее. Однако возникают и такие проблемы, при оценке которых достаточно воспользоваться одним-двумя критериями. Так, если человек решает проблему выбора занятий или места жительства, то достаточно будет применить информационный критерий.

Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон:

— психологической,

— социологической,

— материальной.

Социальную технологию указанные проблемы интересуют с точки зрения их эффективного решения. Все же, о чем говорилось до сих пор, имеет смысл лишь постольку, поскольку позволяет уяснить главное — разрешимы ли они.

У человека есть три пути решения проблем:

  • Устранение— снятие проблем ной ситуации, в которой находится индивид, путем изменения им целей.

  • Нейтрализация— ослабление или снятие ее субъективного переживания посредством вытеснения проблемы из ближайшего жизненного пространства, ограничения или блокирования действия стимулирующих факторов

  • Решение— выбор действия, которое обеспечивает эффективное функционирование социальной системы — человека, группы, организации.

Существует два варианта решения жизненных проблем: оптимальное и удовлетворительное. в итоге получается достаточно хороший результат.

Любая жизненная ситуация своеобразна, следовательно, требуется особый, подход к ее преодолению. Но поскольку все проблемы решаются или должны решаться, то сам процесс решения имеет общезначимые элементы, которые будущим специалистам по социальной работе полезно знать.

Общие принципы решения проблем:

1. Принцип активностипредполагает активное вмешательство субъекта в жизненные ситуации.

2. Принцип творчестваориентирует на творческое решение любой жизненной проблемы.

З. Принцип причинности.Достижение успеха зависит от взаимосвязи между что мы изменяем., и т что хотим изменить. Изменение одной переменной приведет к изменению другой переменной только в том случае, если между ними существует причинная зависимость.

4. Принцип комплексностипредполагает расширение границ исследуемого объекта с целью использования информации о более крупной системе, частью которой он является. Обычно же мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким разрешимым. Действуя таким образом, мы часто уменьшаем шансы найти решение.

5. Принцип социальной помощизаключается в том, что у каждого человека могут быть такие жизненные проблемы, решение которых предполагает оказание ему поддержки, помощи со стороны других людей. В такой помощи нуждаются люди, пережившие стихийные бедствия и оставшиеся без средств к существованию, беженцы, престарелые и др. Даже преуспевающий человек может оказаться в кризисной ситуации, которая вынуждает его обращаться к по мощи других: близких, друзей, специалистов.

6. Принцип контроля. Лишь немногие проблемы удается решить полностью. Обычно изменяющиеся условия порождают новые проблемы или возрождают старые. Поэтому необходимо постоянно следить за результатами исполнения принятых решений, чтобы гарантировать получение требуемых результатов.

Социальные проблемы можно рассматривать на теоретическом (как проблемы научного исследования) и практическом (в плане их диагностики и решения) уровне. Социальный работник, специалист по социальной работе в основном сталкиваются с ними в практической деятельности, и могут влиять как на теоретическую разработку проблем, так и на формирование и реализацию социальной политики в плане профилактики возможных социальных проблем.

Социальные проблемы

Бедность – показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Текущая бедность– бедность семей, находящихся в данный момент в тяжёлом материальном положении.

Глобальная бедность – отсутствие у семьи таких важнейших компонентов, как собственность, недвижимость (в том числе жильё).

Бездомность — отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование.

Безработица – незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Безнадзорность – отсутствие у детей постоянного присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Беспризорность – отсутствие у детей родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Бродяжничество – социальное явление, которое характеризуется скитанием лиц без определённого места жительства и занятий в течение длительного времени на неограниченной территории.

Девиантное поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Депривация – последствия относительной бедности, предполагающие не невозможность удовлетворить свои элементарные потребности, а лишение материальных благ «сверх первой необходимости».

Жестокое обращение в семье – структурный признак внутрисемейных отношений, который выражается в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесение ущерба путём морального, эмоционального, психологического, физического или сексуального насилия.

Алкогольная зависимость – хроническое заболевание, которое развивается в результате бесконтрольного и систематического употребления спиртных напитков и приводит к физиологическим, психологическим и социальным расстройствам.

Наркотическая зависимость (наркомания)— хроническое заболевание, которое возникает в результате длительного употребления психоактивного вещества (веществ), влияющих на эмоциональное состояние индивида, при чем последний не может самостоятельно прекратить его Применение, несмотря на возникающие в связи с этим серьезные проблемы (ухудшение здоровья, столкновения с законом, социальные и экономические осложнения).

Иждивенчество – состояние зависимости от поддержки или существование за счёт других лиц или иных факторов.

Инвалидность – ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными или иными барьерами, мешающими человеку быть интегрированным в общество.

Маргинальность — состояние, при котором индивиды утрачивают признаки принадлежности к стабильному социальному институту, слою, группе в рамках сложившихся отношений.

Нищенство – состояние, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определяющей мере сбором подаяний.

Одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчуждённостью и эмоциональной невовлеченностью индивида.

Самоубийство (суицид) – свободное и намеренное прекращение человеком своей жизни.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли.

Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей, фактическое неосуществление родителями заботы о своих детях.

Созависимость – болезненная зависимость от спонтанных, неуправляемых форм поведения и от одобрения другими в поисках безопасности и значимости своего я.

studfiles.net

социальные вопросы — это… Что такое социальные вопросы?


социальные вопросы

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • социальные взаимоотношения в обществе
  • социальные выплаты

Смотреть что такое «социальные вопросы» в других словарях:

  • вопросы — включать вопросы • существование / создание, локализация вопросы решать • реализация, устранение задавать глупые вопросы • действие задавать разные вопросы • действие курировать вопросы • зависимость, контроль обсудить актуальные вопросы •… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • социальные — решать социальные вопросы • решение решить социальные проблемы • решение …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Социальные проблемы — Социальные проблемы, общественные проблемы вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИБЛИИ — подход к Библии с т.зр. различных социально–экономич. концепций, а также анализ обществ. и хозяйств. аспектов ПИСАНИЯ. 1. Социальные мотивы в ВЗ. Ветхозав. учение рассматривает социальную жизнь как неотъемлемую часть жизни религиознонравственной …   Библиологический словарь

  • Социальные вмешательства (social interventions) — Определение С. в. можно определить в широком смысле как любую спланированную попытку улучшить положение людей, к рая выходит за пределы традиционной сферы действия психологии. Оно включает в себя совокупность различных видов деятельности,… …   Психологическая энциклопедия

  • Социальные представления в правовой сфере — Особая форма коллективного, обыденного знания о праве, правовых нормах, правовых институтах, криминальных событиях и т.д., усваиваемая индивидами в процессе правовой социализации. Необходимо различать научное определение СП от обиходного, либо… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Формы культурные и социальные — Отдельные акты человеческой деятельности совершаются в известных Ф., общих всем представителям (или большинству) известного народа, государства, класса и вообще какой либо обособленной группы. В этом смысле под общее понятие форм культуры можно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Реформация — так называется одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период нового времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия ( реформационный период , 1517 1648). Хотя весьма часто событие это называется …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Комиссия Делора — Европейский союз Эт …   Википедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Социальные вопросы в России, Н. А. Новосельский. Заметки Н. А. Новосельского, бывшего одесского городского головы, о мероприятиях внутренней политики России, политических процессах и возможности проявления в России социальной революции.… Подробнее  Купить за 1674 грн (только Украина)
  • Социальные вопросы в России, Н. А. Новосельский. Заметки Н. А. Новосельского, бывшего одесского городского головы, о мероприятияхвнутренней политики России, политических процессах и возможности проявления в России социальной революции.… Подробнее  Купить за 1489 руб
  • Социальные вопросы в России, Н. А. Новосельский. Книга рекомендуется политологам, обществоведам, историкам, экономистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей России, историей политической, социальной и экономической… Подробнее  Купить за 399 руб
Другие книги по запросу «социальные вопросы» >>

universal_ru_en.academic.ru

Социальные вопросы

Ни мы создатели сайта, ни Ведагор не ожидали такого количества вопросов, Алексей Васильевич не успевает отвечать.

Было принято решение передать право выбирать какие вопросы важнее ВАМ, путём голосования.

Любой вопрос достигший порог в 108 голосов, будет немедля отправлен Ведагору на разъяснение.

Теперь у вас есть возможность не только задать вопрос, но и помочь другим получить ответ ))

Голосование нужно только чтоб раставлять приоритеты, у Ведагора нет времени каждый день отвечать на вопросы)) тем более люди редко читают предыдущие ответы и повторно задают одни и те же вопросы)).

__________________________________________________________________________________________________________

Сергей, 12 декабря 2017, 6:18

Доброго здравия!Моя супруга вот уже много лет болеет. Врачи поставили диагноз височная эпилепсия, но все анализы и результаты МРТ и ЭЭГ хорошие. Подскажите, что нам делать?Может Алексей Васильевич сможет нам помочь?

Администратор: Прочтите книгу «Экологическая медицина. Путь будущей цивилизации» М.В. Оганян, В.С. Оганян В ней рассматривается случай эпилепсии. В сети интернет она доступна в свободном доступе

Сергей , 12 июля 2016, 23:00

Доброго дня.Меня тревожит то что,тем дольше я работаю на ‘дядю’,тем больше я начинаю залазить в долги,у меня сейчас мысли ,все бросить и уехать в тихое местечко,быть вне системы ,ближе к природе,но одному я уверен будет тяжело,девушки у меня нет которая согласиться ехать со мной.Подскажи как мне быть?Вообще я думаю мне нужно моё сознание переформатировать,уехать в лес и развиться во всех направлениях.

Администратор: Сознание переформатируют здесь

Ольга, 9 июня 2016, 3:07

Доброй ночи. Ведагор говорил о различии и единстве. Сравнивал с океаном и каплей. Но разве откинув каплю, океан беспокоится, как её осушит ветер? Или пример неудачен, или как…

Администратор: не воспринимайте буквально, воспринимайте образ

Станислав, 6 июня 2016, 22:39

Доброго время суток! Пишет Вам Станислав 26 лет. До нынешних годов куда бы не устраивался на работу все устраивало: трудился с удовольствием и деньги платили вовремя, но вот как-то в последнее время пророботав на производстве с пол года уволился, заболела поясница сильно, после курса лечения никуда не могу устроиться на работу куда бы не пошел, буд-то что-то мешает потустороннее, либо порча либо еще что-то, не могу понять. К стати с год назад снял освещенный крестик с груди серебрянный, где -то после того как ведагор поведал мне что это незачем, могло ли это повлиять, если нет то как выявить причину и как открыть дорогу, спасибо!

Администратор: Благая карма закончилась. Деньги — плод прошлой жизни. Чем больше будешь стараться «хапнуть» сей час, тем беднее будешь в будущем. Необходимо начать жертвовать на благие дела или совершать беЗкорыстное служение помня, что посеешь — то пожнешь.

Александр, 22 мая 2016, 14:41

Здравия всему Славянскому народу!!! Скажите пожалуйста,а есть ли волхвы в Самаре,и поедет ли ВЕДАГОР с лекциями в Самару и когда? Благодарю Вас!!!

Администратор: http://www.oum.ru/

Олеся, 20 мая 2016, 12:51

Доброго здравия Ведагор и его Команда! Подскажите как хитро направить мужа в русло Родноверия? со знанием медицины; курение убивает, алкоголь приводит к деградации и т.д вроде как то понял но всё равно говорит если я захочу… от любви; милый это наша Вера по праву рождения а не навязанная… говорит будто я Иисуса предаю..? Вообщем, может ли лодка плыть в направлении Родноверия имея в себе безсознательного но любимого и обеспечивающего гребца?

Администратор: Изменяя себя — меняешь и свое окружение, в первую очередь близких. Йога — эффективный инструмент для самосовершенствования и изменения себя в лучшую сторону. Рекомендуем начать с этого раздела: Йога для начинающих

Барса-каталония, 10 мая 2016, 21:35

Добрый день! Недавно стал наблюдать свечение вокруг пальцев, до этого не видел. Является ли это шагом к духовному развитию? Аура дает тень от лампы накаливания?

Администратор: Многие медиумы и простые люди видят ауру, но это не говорит об их высокой духовности, это говорит об их способностях. Если б аура давала тень, то и тень, и ауру видели бы все.

Евгений, 2 мая 2016, 11:23

Здравия,Ведагор. Алексей Васильевич,будь добр вышли номер банковской карты,хочу ясак высылать тебе для помощи создания трудов, нам начинающим свой праведный путь. Благодарю

Администратор: http://koscuni.ru/514/

Олег, минск, 22 апреля 2016, 23:20

Здравия желаю! Я семьянин, занимаюсь ремонтами квартир. Попадаю в ситуацию очередной раз. Где я планирую пойти на заказ по рекомендации, но для него я снижаю цены очень и очень и мне не привычно(жаба душит). И тут за 2 дня до начала звонит новый заказчик, где я могу больше заработать. Так вот: здесь вроди как спокойнее(не должен лезть с контролем), а там больше денег. Куда идти?

Администратор: Туда, где совесть будет чище.

Александр (из Перми), 21 апреля 2016, 23:54

Здравствуйте. Меня волнует вопрос о ношении бороды,т.к. я сам ношу. Должен ли молодой юноша носить ее или это личный выбор каждого? Как это было принято у наших Предков и имел ли значение статус для права ее носить? А то современная молодежь осмеивает таких молодых людей, а последние несмотря на это отстаивают свое мнение по этому поводу, т.к. подсознательно чувствуют свое единение с Предками. БлагоДарствую.

Администратор: «Жиденькая бородёнка» растет у малодушных людей. Это факт. Предки бороды носили. В наше время рассвета «лгбтни» общество заблуждается насчет бороды. Но разве из-за этого необходимо равняться на невежественное большинство?

koscuni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *