Задачи по рядам динамики
Задача — Ряды динамики с решением
Теория по решению задач.
Рядом динамики называется ряд статистических чисел, которые характеризуют изменение величины общественного явление во времени.
Моментный ряд динамики – это ряд динами, уровни которого характеризуют размеры общественно-экономических явлений по состоянию на определенный момент.
В моментных рядах динамики средние уровни вычисляются двумя способами:
1) если ряд динамики имеет равные промежутки времени между двумя составными датами:
, где
— средний уровень ряда динамики;
у – абсолютные уровни ряда динами;
n – число абсолютных уровней ряда динамики.
2) если ряд динамики имеет неодинаковые промежутки времени между двумя составными датами:
, где
t – периоды времени между датами.
Периодический (интервальный) ряд – это ряд динамики, уровни которого характеризуют размеры общественно-экономических явлений за определенные периоды времени (неделя, месяц, полугодие и т. д.).
Средние уровни в периодических рядах исчисляются как простая средняя арифметическая:
Один из важнейших вопросов, возникающих при изучении рядов динамики – это выявление тенденции развития экономического явления в динамике. Для этой цели применяются разнообразные статистические методы, в частности:
— метод укрупнения периодов:
у1=у1+у2+у3
у2=у4+у5+у6
у3=у7+у8+у9 и т. д.
— метод скользящей средней:
и т. д.
— метод аналитического выравнивания:
, где
t – время
n – число членов ряда
у – исходные уровни ряда динамики
а0 и а1 – параметры уравнения, которые необходимо определять.
Основные показатели рядов динамики:
1. Абсолютный прирост (∆у):
а) базисный ∆уб=уn-уо
б) цепной ∆уц=уn-уn-1
∆уб – абсолютный прирост базисный;
∆уц – абсолютный прирост цепной;
уn — уровень сравниваемый;
у0 – уровень периода, принятого за базу сравнение;
уn-1 – уровень, предшествующий сравниваемому периоду.
2. Средний абсолютный прирост ():
n – число показателей в периоде.
3. Абсолютное значение одного процента прироста (А):
∆Т – темп прироста
4. Темп роста (Т):
— базисный
— цепной
5. Темп прироста (∆Т):
— базисный:
— цепной:
6. Средний темп роста ()
у1, у2, уn –коэффициенты цепного темпа роста
n – число коэффициентов
уо и уn – начальный и конечный абсолютные показатели ряда динамики.
7. средний темп прироста (
Задача по товарообороту
Имеется следующая информация о реализации продуктов сельскохозяйственного производства магазинами города:
Среднегодовая реализация, (тыс. грн.):
Таблица № 1
Квартал |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
1 |
340 |
515 |
435 |
2 |
280 |
330 |
420 |
3 |
420 |
438 |
380 |
4 |
510 |
240 |
377 |
Для выявления основной тенденции развития товарооборота произведите сглаживание уровней ряда динамики:
1. Методом укрепления периодов по трем кварталам.
2. Методом скользящей средней.
Ход решения задачи:
1. Метод укрупнения периодов:
у1=у1+у2+у3 у1=340+280+420=1040
у2=у4+у5+у6 у2=510+515 +320=1355
у3=у7+у8+у9 у3=438+240+435=1113
у4=у10+у11+у12 у4=420+380+377=1177
Таким образом, укрупненный ряд динамики имеет следующий вид:
1040; 1355; 1113; 1177.
2. Метод скользящей средней:
Т. о. выровненный ряд динамики примет следующий вид:
346,7; 403,3; 481,7; 451,7; 427,7; 336; 371; 365; 411,7; 292,3.
Задача по приростам
Имеется следующая информация о выпуске продукции заводом за 1996-2001 г. г. (тыс. грн.).
Таблица № 2
Годы |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
Валовая продукция |
30,2 |
33,4 |
28,6 |
29,4 |
35,8 |
31,7 |
Определите:
1) абсолютные приросты;
2) темп роста и прироста;
3) абсолютное значение 1 % прироста;
4) средний абсолютный прирост;
5) среднегодовой темп роста и прироста.
Ход решения задачи:
1. Абсолютные приросты:
∆уб=уn-уо ∆уц=уn-уn-1
97г.: 33,4-30,2=3,2 33,4-30,2=3,2
98г.: 28,6-30,2=-1,6 28,6-33.ю4=-4,8
99г.: 29,4-30,2=-0,8 29,4-28,6=0,8
00г.: 35,8-30,2=5.6 35,8-29,4=6,4
01г.: 31,7-30,2=1,56 31,7-35,8=-4,1
2. Темпы роста и прироста:
а) темпы роста:
б) темпы прироста:
или вторым способом:
∆Тб=Тб-1 (или 100 %)
∆Тц=Тц-1 (или 100 %)
97г.: 1,106-1=0,106 (10,6%) 1,106-1=0,106 (10,6%)
98г.: 0,947-1=-0,053 (-5,3%) 0,856-1=-0,144 (-14,4%)
99г.: 0,973-1=-0,027 (-2,7%) 1,028-1=0,028 (2,8%)
00г.: 1,185-1=0,185 (18,5%) 1,218-1=0,218 (21,8%)
01г.: 1,05-1=0,05 (5%) 0,885-1=-0,115 (-11,5%)
3. Определяем абсолютное значение 1 % прироста
97г.: 0,01х30,2=0,302
98г.: 0,01х33,4=0,334
99г.: 0,01х28.6=0,286
00г.: 0,01х29,4=0,294
01г.: 0,01х35,8=0,358
4. Определим средний абсолютный прирост:
или вторым способом:
5. Определим среднегодовой темп роста и прироста:
а) среднегодовой темп роста
вторым способом
б) среднегодовой темп прироста:
zadachi-ru.com.ua
Задача по статистике S-7
Изменение численности работающих характеризуется следующими данными:
1.Определить вид динамического ряда.
2.Определить аналитические показатели динамики: абсолютный прирост, темп роста и прироста (цепные и базисные), абсолютное содержание 1% прироста. Результаты оформить таблицей.
3.Определить динамические средние за период.
4.Для определения тенденции изменения численности работающих произведите аналитическое выравнивание и выразите общую тенденцию соответствующим математическим уравнением.
5.Определить выровненные (теоретические) уровни ряда динамики и нанести их на график – с фактическими данными.
6.Предполагая, что выявленная тенденция сохранится в будущем, определить ожидаемую численность работающих на ближайшие 5 лет.
Решение:
Для наглядности построим гистограмму.
Имеем дело с моментным рядом динамики с равноотстоящими уровнями.
Абсолютные приросты определяются как разность между двумя уровнями динамического ряд и показывают, насколько данный уровень превышает уровень, принятый за базу сравнения.
Базисные абсолютные приросты определяются при сравнении с переменной базой (базисный период), по формуле:
Цепные абсолютные приросты определяются при сравнении с переменной базой, по формуле:
Рассчитываем базисные абсолютные приросты, за базисный период принимаем 1 год (1983) и соответствующее ему значение численности 746
Определим среднегодовой темп роста.
Относительные величины динамики принято называть темпами роста – темпами динамики (Т).
Цепные темпы роста
Базисные темпы роста — за основу принимается постоянная база сравнения, т.е. начальный уровень ряда динамики.
Вычислим темпы динамики. Результаты запишем в таблицу.
Темп прироста в рядах динамики характеризует относительную скорость изменения уровня ряда в единицу времени и рассчитывается отношением абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения.
Для вычисления темпов прироста воспользуемся формулой:
Средний уровень вычислим по средней хронологической.
Вывод: Средняя численность работающих за рассматриваемый период = 97,27.
Результирующая таблица.
Вычислим средние величины.
Среднегодовой абсолютный прирост – характеризует среднюю скорость изменения уровня ряда в единицу времени и рассчитывается делением цепных абсолютных приростов на их число, т.е.
Вывод: В рассматриваемый период численность падает в среднем на 11,64 чел.
Определим среднегодовой темп роста.
Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле средней геометрической из цепных темпов роста
Определим среднегодовой темп прироста.
Вывод: За период численность рабочих ежегодно падает на 1,75%
Построим поле корреляции.
Можем предположить о линейной зависимости показателя численности от времени.
Проведем аналитическое выравнивание ряда методом наименьших квадратов.
Линейная модель имеет вид:
Методом наименьших квадратов вычислим параметры линейной регрессии:
Получили уравнение линейной регрессии:
По найденной формуле вычислим теоретические значения численности и прогнозные значения численности рабочих на ближайшие 5 лет. Для этого вместо переменной t будем подставлять значения от 1 до 20.
Вынесем значения на график.
matecos.ru
Поиск Лекций
Задача 6 Проанализируйте динамику рождаемости в 1998-2002 г.г. по следующим данным:
Ответ к задаче 6) Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = Т1 -1 Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Абсолютный прирост *100% Темп прироста
Задача 7 Проанализируйте динамику смертности в 1991-1994 г.г. по следующим данным:
Ответ к задаче 7) Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = Т1 -1 Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Абсолютный прирост *100% Темп прироста
Задача 8 Проанализируйте динамику средней длительности пребывания пациентов в стационаре за 2000-2005 г.г.
Ответ к задаче 8) Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = Т1 -1 Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Абсолютный прирост *100% Темп прироста
Задача 9 Проанализируйте динамику численности стационаров за 2000-2005 г.г.
Ответ к задаче 9) Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = Т1 -1 Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Абсолютный прирост *100% Темп прироста
Задача 10 Проанализируйте динамику заболеваемости на 1000 населения в ХМАО
Ответ к задаче 10) Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = (Т1 -1) *100% Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Абсолютный прирост *100% Темп прироста
Задача 11. Исходные данные: по некоторому субъекту РФ имеются данные о коэффициентах смертности населения за 2001-2008 гг., представленные в таблице. РФ за 2002-2009 гг.
На основание данных временных рядов рассчитать и проанализировать следующие показатели: — абсолютный прирост; — темп роста; — темп прироста; — абсолютное значение 1% прироста. Ответ к задаче 11)Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = (Т1 -1) *100% Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Ун-1/100
Цепные показатели
Базисные показатели
Задача 12. Исходные данные: по некоторому субъекту РФ имеются данные о коэффициентах рождаемости за 2002-2009 гг., представленные в таблице. РФ за 2002-2009 гг.
На основание данных временных рядов рассчитать и проанализировать следующие показатели: — абсолютный прирост; — темп роста; — темп прироста; — абсолютное значение 1% прироста. Ответ к задаче 12)Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = (Т1 -1) *100% Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Ун-1/100
Цепные показатели
Базисные показатели
Задача 13. Исходные данные: по некоторому субъекту РФ имеются данные о коэффициентах перинатальной смертности за 2002-2009 гг., представленные в таблице. РФ за 2002-2009 гг.
На основание данных временных рядов рассчитать и проанализировать следующие показатели: — абсолютный прирост; — темп роста; — темп прироста; — абсолютное значение 1% прироста. Ответ к задаче 12)Для расчета необходимо использовать следующие формулы: 1 величина = Т0, 2 величина = Т1 Абсолютный прирост (убыль) = Т1-Т0. Темп прироста = (Т1 -1) *100% Т0 Темп роста = 100% + Темп прироста
Абсолютное значение 1% прироста = Ун-1/100
Цепные показатели
Базисные показатели
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
|
poisk-ru.ru
Ряды динамики — задачи
Практическое занятие. Тема: Ряды динамики.
Задача по рядам динамики
Имеется информация о списочной численности работников магазина в 1999г.
на 1.01 |
на 1.04 |
на 1.07 |
на 1.10 |
на 1.01.2000 |
|
Число работников, чел. |
190 |
180 |
196 |
188 |
182 |
Определить: среднеквартальную численность работников магазина в 1999г.
Задача по динамике с решением
Имеется информация о реализации продуктов сельскохозяйственного производства магазинами города, тыс. грн.:
Кварталы |
1997г. |
1998г. |
1 |
250 |
420 |
2 |
298 |
442 |
3 |
366 |
454 |
4 |
340 |
400 |
Произвести сглаживание уровней ряда динами методом скользящей средней.
Ход решения задачи:
Задача по рядам динамики с решением.
Имеется информация о списочной численности работников магазина в 1999г.
на 1.01 |
на 1.04 |
на 1.07 |
на 1.10 |
на 1.01.2000 |
|
Число работников, чел. |
190 |
180 |
196 |
188 |
182 |
Определить: среднегодовую численность работников магазина в 1999г.
Ход решения задачи:
Т. к. периоды равны, применяем формулу для полных моментных рядов динамики:
Добавить комментарий
zadachi-ru.com.ua
Примеры решения задач по общей теории статистики
Ниже приведены условия и решения задач. Закачка решения в формате doc начнется автоматически через 10 секунд.
Задача 2.
На предприятии в начале года имелось 720 рабочих и 55 инженерно-технических работников (ИТР). В течении года уволилось 180 рабочих и 20 ИТР и было принято на работу 60 рабочих и 40 ИТР.
Определить относительные величины, характеризующие соотношения между рабочими и ИТР на начало и конец года. К какому виду относительных величин принадлежат результаты этих вычислений? Проанализировать полученный результаты.
Решение.
Относительная величина характеризующая соотношение между рабочими и ИТР является относительным показателем координации, который характеризует соотношение отдельных частей целого между собой.
Определим на начало года относительную величину координации между рабочими и ИТР:
WР/ИТР0 = 720/55 = 13,091.
Это свидетельствует о том, что в начале года рабочих на предприятии было в 13,091 раз больше, нежели инженерно-технических работников.
Определим наконец года относительную величину координации между рабочими и ИТР:
WР/ИТР1 =P1 / ИТР1 = (720 – 180 + 60) / (55 – 20 + 40) = 600/75 = 8.
В конце года рабочих на предприятии было в 8 раз больше, нежели инженерно-технических работников.
Относительная величина координации уменьшилась к концу года на (13,091/8 – 1 )∙100 = 63,6. Это говорит об относительном уменьшении числа рабочих к числу ИТР.
Задача 3.
Определите среднюю себестоимость одного километра пробега ведомственного автотранспорта и показатели колеблемости для трех предприятий по следующим данным:
Предприятие |
Себестоимость 1 км пробега, тыс. р. |
Сумма расходов на автотранспорт, млрд р. |
№1 |
60 |
6,6 |
№2 |
80 |
9 |
№3 |
100 |
6 |
того |
… |
21,6 |
Решение.
Среднюю себестоимость одного километра пробега ведомственного автотранспорта определим по формуле средней гармонической взвешенной:
тыс. р.
где хi – i-й вариант усредняемого признака
mi – вес i-го варианта.
Как было посчитано нами выше величина пробега по каждому предприятию составляет 110 тыс. км.; 112,5 тыс. км.; 60 тыс. км. Соответственно.
Определим дисперсию и среднее квадратическое отклонение для себестоимости 1 км. пробега.
Найдем дисперсию по следующей формуле:
(тыс. р.)2
6074,336 – 76,462 = 228,205 (тыс. р.)2
Дисперсия показывает среднее арифметическое квадратов отклонений каждого значения признака от средней арифметической.
Среднее квадратическое отклонение находим по специальной формуле: = 15,106 тыс. р.
Коэф. вариации =(15,106/76,46)·100%= 19,8%
Когда относительные показатели вариации не превышают 35%, то принято считать, что полученные средние характеристики достаточно надежно характеризуют совокупность по варьирующему признаку. В нашем же случае коэффициент вариации меньше 35%, т.е. полученная величина средней
easyhelp.su
Ряды распределения — задачи
Практическое занятие. Тема: Ряды распределения.
Задача с решением по рядам динамики
На экзамене по истории студенты получили оценки:
3 4 4 4 3 4
3 4 3 5 4 4
5 5 2 3 2 3
3 4 4 5 3 3
5 4 5 4 4 4
Построить дискретный вариационный ряд распределения студентов по баллам. Определить элементы ряда распределения, изобразить его графически, сделать вывод. Преобразовать дискретный ряд в интервальный и изобразить его графически в виде кумуляты и гистограмм.
Ход решения задачи:
Строим дискретный вариационный ряд распределения:
Оценка |
Количество студентов получивших такую оценку |
В % к итогу |
2 |
2 |
6,7 |
3 |
9 |
30 |
4 |
13 |
43,3 |
5 |
6 |
20 |
Итого |
30 |
100 % |
Дискретный вариационный ряд изображается графически в виде полигона распределения:
Кол-во студентов
процент к итогу
оценка
1 2 3 4 5
Наибольшее количество студентов получило оценку 3 и 4. Теперь преобразуем дискретный ряд в интервальный, выделив для этого, например, 3 группы учащихся по полученным за экзамен оценкам; определяем величину интервала и группы:
1 гр. 2+1=3 (2-3)
2 гр. 3+1=4 (3-4)
3 гр. 4+1=5 (4-5)
Группы студентов по полученным оценкам |
Количество студентов |
В % к итогу |
Накопленные частоты |
2-3 |
11 |
36,7 |
11 |
3-4 |
13 |
43,3 |
24 |
4-5 |
6 |
20 |
30 |
Итого |
30 |
100 |
Гистограмма
Число студентов в % к итогу
нтервалы
интервалы 1 2 3 4 5
Кумулята
Накопленные частоты
интервалы 1 2 3 4 5
Ряды распределения — задачи — 2.5 out of 5 based on 2 votes
Добавить комментарий
zadachi-ru.com.ua
Задачи по статистике — Ряды динамики
Задачи по статистике — Ряды динамики
Задачи по теме: Статистические распределения и их основные характеристики
1. Найдите показатели ассиметрии и эксцесса.
Прибыль, млн.руб. |
Количество банков |
3,7-4,5 |
2 |
4,6-5,4 |
4 |
5,5-6,3 |
6 |
6,4-7,2 |
5 |
7,3-8,1 |
3 |
Всего |
20 |
Решение:
хi |
fi |
хi*fi |
(xi—)2*fi |
(хi— )3* fi |
(хi— )4* fi |
4,1 |
2 |
8,2 |
7,49 |
-14,49 |
28,04 |
5 |
4 |
20 |
4,28 |
-4,43 |
4,59 |
5,9 |
6 |
35,4 |
0,11 |
-0,01 |
0,00 |
6,8 |
5 |
34 |
2,93 |
2,24 |
1,71 |
7,7 |
3 |
23,1 |
8,32 |
13,85 |
23,06 |
Всего |
20 |
120,7 |
23,13 |
-2,85 |
57,40 |
= = 120,7/20 = 6,04
µ2 = = 23,13/20 = 1,16 = σ2 ; σ = = 1,08
µ3 = = -2,85/20 = -0,14; µ4 = = 57,4/20 = 2,87
As = µ3 / σ3 = -0,11; Ek = µ4 / σ4-3 = -0,85
Задачи по теме: Ряды динамики
1. Известны следующие данные о внутригодовой динамике заготовок сельскохозяйственной продукции области по кварталам за три года:
Квартал |
Заготовлено продукции, тыс.руб. |
||
Первый год |
Второй год |
Третий год |
|
I II III IV |
162 170 177 151 |
159 193 178 168 |
158 225 187 172 |
Для анализа внутригодовой динамики заготовок сельскохозяйственной продукции найти индексы сезонности.
Решение:
Метод постоянной средней
Квартал |
Первый год |
Второй год |
Третий год |
yi=(y1+y2+y3)/3 |
Индекс сезонности = yi/ |
I |
162 |
159 |
158 |
159,67 |
159,67/175 = 0,91 |
II |
170 |
193 |
225 |
196 |
196/175 = 1,12 |
III |
177 |
178 |
187 |
180,67 |
180,67/175 = 1,03 |
IV |
151 |
168 |
172 |
163,67 |
163,67/175 = 0,94 |
Всего |
700 |
||||
= 700/4 = 175 |
Метод аналитического выравнивания
Год |
Квартал |
t |
y |
t2 |
y*t |
yt |
I = y/ yt |
2003 |
I |
-11 |
162 |
121 |
-1782 |
162,57 |
162 / 162,57 = 1,00 |
II |
-9 |
170 |
81 |
-1530 |
164,83 |
170 / 164,83 = 1,03 |
|
III |
-7 |
177 |
49 |
-1239 |
167,09 |
1,06 |
|
IV |
-5 |
151 |
25 |
-755 |
169,35 |
0,89 |
|
2004 |
I |
-3 |
159 |
9 |
-477 |
171,61 |
0,93 |
II |
-1 |
193 |
1 |
-193 |
173,87 |
1,11 |
|
III |
1 |
178 |
1 |
178 |
176,13 |
1,01 |
|
IV |
3 |
168 |
9 |
504 |
178,39 |
0,94 |
|
2005 |
I |
5 |
158 |
25 |
790 |
180,65 |
0,87 |
II |
7 |
225 |
49 |
1575 |
182,91 |
1,23 |
|
III |
9 |
187 |
81 |
1683 |
185,17 |
1,01 |
|
IV |
11 |
172 |
121 |
1892 |
187,43 |
0,92 |
|
Всего |
0 |
2100 |
572 |
646 |
n =12
Уравнение тренда: yt = a0+a1*t = 175 +1,13*t
Квартал |
Индекс сезонности средниеI_ср. |
I |
(1,00+0,93+0,87)/3 = 0,93 |
II |
(1,03+1,11+1,23)/3 = 1,12 |
III |
(1,06+1,01+1,01)/3 = 1,03 |
IV |
(0,89+0,94+0,92)/3 = 0,92 |
ecstudent.ru