Условие задачи по математике – Образцы оформления задачи / Задачи / Справочник по математике для начальной школы

Задачи с несколькими вопросами. Видеоурок. Математика 1 Класс

На данном уроке вы узнаете, как решать задачи с несколькими вопросами. Для этого мы рассмотрим пример с веселыми воробьями и синицами. Также вы научитесь определять, в какой последовательности нужно надо отвечать на поставленные вопросы, чтобы облегчить решение разных задач.

Тема: Знакомство с основными понятиями в математике

Урок: Задачи с несколькими вопросами

 

Вспомним, что такое задача. Задача – это текст, в котором есть условия с какими-то величинами, и есть вопрос, на который необходимо ответить с помощью действий с этими величинами.

Задача 1.

На ветке сидели 3 воробья и синицы. Синиц было на 2 больше. Сколько синиц сидело на ветке? Сколько всего сидело птиц на ветке?

В этой задаче есть условия и два вопроса. В первую очередь нужно узнать, сколько синиц сидело на ветке, чтобы ответить на вопрос, сколько всего сидело птиц на ветке.

Запишем краткое условие задачи.

Поскольку в условии сказано, что синиц было на 2 больше, то следует выполнить действие сложения.

3 + 2 = 5 (синиц) – ответ на первый вопрос.

Чтобы ответить на вопрос, сколько всего птиц сидело на ветке, нужно сложить всех воробьев и синиц вместе.

3 + 5 = 8 (птиц) – ответ на второй вопрос.

Ответ: на ветке сидело 5 синиц, всего птиц сидело 8.

Итак, в задаче было два вопроса. Для того чтобы ответить на второй вопрос, потребовалось сначала ответить на первый.

Задача 2.

У Саши – 7 машинок, а у Жени – на 3 машинки меньше. Сколько машинок у Жени? Сколько машинок у мальчиков вместе?

Чтобы ответить на вопрос, сколько машинок у мальчиков вместе, нужно узнать, сколько машинок у Жени.

Запишем краткое условие задачи:

У Саши – 7

У Жени – ?, на 3 меньше

          

То есть, первый вопрос задачи – сколько машинок у Жени. Второй вопрос – сколько машинок у мальчиков вместе.

Поскольку у Жени на 3 меньше машинок, чем 7, то выполняем действие вычитания.

7 — 3 = 4 (машинки у Жени) – ответ на первый вопрос.

Зная, сколько машинок у Саши и Жени, можно посчитать, сколько всего машинок у мальчиков. Для этого выполняем действие сложения.

7 + 4 = 11 (машинок всего) – ответ на второй вопрос.

Ответ: У Жени было 4 машинки, всего у ребят было 11 машинок.

Итак, на данном уроке мы выучили, что для того, чтобы решить задачи с несколькими вопросами, необходимо отвечать по очереди на поставленные вопросы – сначала на первый, потом на второй, так как первый вопрос помогает нам найти недостающие данные.

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Социальная сеть работников образования (Источник).
  2. Социальная сеть работников образования (Источник).
  3. Фестиваль педагогических наук «Открытый урок» (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Что такое задача?
  2. В зоопарке 9 обезьян, а лисиц – на 7 меньше, чем обезьян. Сколько лисиц в зоопарке? Сколько всего зверей находится в зоопарке?
  3. У Дениса 5 марок, а у Алеши – на 3 марки больше. Сколько марок у Алеши? Сколько всего марок у мальчиков?

interneturok.ru

Задачи / Справочник по математике для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи

Познакомимся с задачей:

На дереве сидели 5 птичек. К ним прилетели еще 2 птички.

Сколько всего птичек стало?

Что известно в задаче? На языке математики это называется условием задачи.

Что нужно узнать? Это вопрос задачи. Без вопроса нет задачи.

Почти к каждой задаче можно записать схему, то есть ее краткую запись.

— Сосчитайте, сколько птичек стало? Это решение задачи.

К каждой задаче нужно записать ответ.


Составные части задачи

.

Условие — что известно.

К празднику в детский сад купили 7 маленьких воздушных шариков, а больших — на 2 меньше.

Вопрос — что нужно узнать.

Сколько всего шариков купили к празднику?

Краткая запись или схема 

Решение

Ответ


Виды задач

1. Задачи на нахождение суммы

В каждом вопросе задач такого типа «Сколько всего?»

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

В условии «на … меньше»

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

                  «На сколько меньше…?»

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было… Стало..»

В вопросе «Сколько добавили?»

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»             

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Образцы оформления задачи

Обратные задачи

Задачи на движение

Цена. Количество. Стоимость

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 116, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть

Страница 42, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 8, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 11, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 14, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 18, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 28, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 30, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 35, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 48, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

2 класс

Страница 41, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 62, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 67, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 32, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 93, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 18, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 45, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 50, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 52, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 77, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Страница 4, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 63, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 20, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 43, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 60, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 66, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 70, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 75, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 76, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 73, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

5 класс

Задание 230, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 238 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 248 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 250 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 259, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 260 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 266 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 279 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 295 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 351, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

6 класс

Задание 394, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Урок математики по теме: «Задача. Условие и требование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Селихово

Автор: Расева Светлана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Селихово

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: Открытие нового знания

Технологическая карта изучения темы «Задача. Условие и требование»

Тема

Задача. Условие и требование

Цель

Знакомство с понятием «задача», со структурой задачи

Планируемый результат, формирование УУД

Предметные результаты:

— рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;

— уметь различать структуру текстовой задачи; находить и выбирать способ решения;

— уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные УУД:

— формировать положительное отношение к изучению предмета;

— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

— формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные УУД:

— формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

— под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; делать выводы.

Коммуникативные УУД:

— принимать участие в работе группами;

— понимать задаваемые вопросы;

— уметь выражать свою точку зрения;

— адекватно воспринимать другое мнение и позицию

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— формировать умение слушать и вступать в диалог.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— А.Л.Чекин. Математика. Учебник для 1 класса. Ч.2. с. 32-33

— О.А Захарова. Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельных работ №2. С.50

— презентация

— карточки-рисунки (прямоугольники и треугольник) для групповой работы

— дощечки для написания маркером

— солнышко и тучка для самооценки.

Методы и приёмы

подводящий к теме диалог; фронтальная работа; работа в группах; самостоятельная работа; чтение математических текстов

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методический комментарий

1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Доброе утро, дорогие ребята, рада видеть вас сегодня на нашем уроке.

Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Пожелайте друг другу удачи.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

Настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные УУД: мотивировка на достижение цели

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

(Слайд 2)

Готовясь к уроку, я нашла поговорку:

«Повторять да учить – ум точить»

— Ребята, я задумалась над этим выражением, а как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

— А вы любите открывать новые знания? (ОНЗ)

А как мы открываем новые знания?

— Что мы будем делать? (Повторим, обобщим, встретив затруднение, остановимся, подумаем, чего не знаем).

— С чего начинаем урок? (с повторения)

(Слайд 3)

Ребята, к нам в гости пришли Маша и Миша. Они для вас приготовили различные задания. Давайте посмотрим первое.

Устный счёт.

Для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.

— Покажем, как мы умеем считать? (Да)

1. Маша задумала число, добавила к нему 2 и получила число 5. Какое число задумала Маша?

(Ответы детей: 3)

— Как вы рассуждали?

(Слайд 4)

2. Второе задание, которое приготовили Маша и Миша называется «Собери лимоны».

Задание: соберите лимоны в корзину, но только те, выражение которых равны «6».

(Слайд 5)

3. И еще одно задание от Миши. Он вам предлагает сыграть в игру «Кто быстрее».

Работа с дощечкой.

4+2= 6 6 – 4 = 2

5+3 =8 7 – 2 = 5

-Молодцы!

(Слайд 6)

— Давайте обобщим, что мы уже знаем и умеем делать?

(- Мы знаем математические знаки +, -, <, >.

— Мы выучили все числа и научились их писать.

— Мы изучили состав чисел.

-Умеем выполнять математические действия с числами).

— Что же здесь делает знак вопроса? Чего мы не умеем? (Не умеем решать задачи).

Ученики отвечают на вопросы

Ученики выполняют задания героев Маши и Миши

Ответы детей

Дети выполняют задание: выбирают выражения, которые равны «6».

Дети пишут маркером на дощечке и показывают ответ.

Ученики работают с таблицей.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью в устной форме.

Регулятивные УУД: умение выполнять математические действия.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3. Постановка учебной задачи.

— А почему мы не умеем решать задачи?

— А вы знаете, что такое задача? (Нет)

— Какие мысли приходят вам в голову?

(текст, числа, вопрос)

(Слайд 7)

Послушайте два математических рассказа и сравните их:

Сколько всего лягушат было на болоте?

На болоте прыгали 5 лягушат. К ним прискакали ещё 2 лягушонка.

На болоте прыгали 5 лягушат. К ним прискакали ещё 2 лягушонка. Сколько всего лягушат было на болоте?

— Какой рассказ будет являться задачей?

Дети высказывают предположения.

Сравнивают математические рассказы, пытаются выяснить, какой из них является ЗАДАЧЕЙ.

(Ответы детей).

Познавательные УУД:

Умение проводить сравнение

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

— Почему мы не можем ответить на вопрос? Почему возникло затруднение?

( Не знаем что такое задача).

— Какова же цель урока? (Узнать, что такое задача. Чем задача отличается от обычного рассказа).

— Какова же тема урока сегодня? (Задача).

Итак, мы сегодня открываем новые знания.

Ребята, а как мы будем устранять затруднение?

— Наметим план действия:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

— Кто наши главные помощники?

(Свой опыт, учебник, учитель)

— Посмотрите ещё раз на рассказы, чем же они отличаются? (есть вопрос).

— Математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.

(На доске появляется карточка ЗАДАЧА)

— Вспомним, о чем говорится в задаче?

(о лягушатах)

— Что нам известно? ( На болоте играли 3 лягушонка) – Что ещё нам известно? (К ним прискакали ещё 2 лягушонка).

— Это УСЛОВИЕ задачи (появляется карточка УСЛОВИЕ)

-Что же в задаче требуется узнать? (Сколько всего лягушат?)

— Это ТРЕБОВАНИЕ задачи, без требования не может быть задачи (появляется карточка ТРЕБОВАНИЕ)

— Так из каких частей состоит задача? Кто был внимательным и может повторить? (Ответы детей)

— Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

— Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должно быть … (требование)

— Что такое требование задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)

(Слайд 8)

— Так какой же рассказ (первый или второй) будет являться ЗАДАЧЕЙ?

— Вы свои затруднения сняли? Узнали, что такое задача? (Да)

— Мы уже можем идти домой? (нет)

— А что ещё нужно сделать? (Закрепить)

Ученики определяют цель урока и называют тему урока.

Ученики составляют план действия выхода из затруднительной ситуации.

.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Дети приходят к выводу, что второй текст является задачей.

Ответы детей

Регулятивные УУД:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Определять тему самостоятельно или с помощью учебника.

Познавательные УУД:

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять мысли в устной и письменной форме.

Физ.минутка «Танец лягушат»

Ребята, мы очень хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и исполним танец «Танец лягушат».

Выполнение танцевальных движений под музыку

Личностные УУД:

осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья.

5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Переходим к этапу закрепления. Работать будем в группах.

Ребята, давайте вспомним

Правила работы в группе.

(- В группе должен быть ответственный;

— Работать должен каждый на общий результат;

— Один говорит, другие слушают;

— Своё несогласие высказывай вежливо;

— Если не понял, переспроси).

Давайте, ребята, обратимся к нашему главному помощнику – учебнику.

Откройте учебник на стр. 33, приклейте закладку. Какие знаки – помощники вы видите?

(Слайд 9)

Задание № 2 (На экране текст задачи из учебника)

— Сравни два текста. Какой из них является задачей? Докажите свое предположение.

(Слайд 10-11)

Задание №3 (На экране)

— К данным УСЛОВИЯМ придумай ТРЕБОВАНИЯ

  • На одном берегу реки было 7 домов, а на другом -6.

  • В классе было 10 учеников, а потом пришли ещё 2.

  • В одной вазе лежало 6 яблок, в другой – 2, а в третьей – 4.

  • Зерно вывозили 9 машин, а потом 1 машина сломалась.

(Слайд 12)

Задание №4 (На экране)

— К данным требованиям придумай условие, чтобы получились задачи.

(Сколько всего коров было в стаде?

Сколько ромашек осталось в вазе для цветов?

Найди число комбайнов, работающих в поле.

Требуется узнать, сколько мешков картошки собрали за день?)

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

— Давайте ещё раз вспомним составные части задачи:

Условие

Требование

Если отсутствует требование или условие, текст не является задачей.

(Слайд 13)

Ребята, обратите внимание на экран.

Перед вами задача. Прочитайте её. Найдите условие и требование.

У вас на партах лежат геометрические фигуры: прямоугольники и треугольник. Вам нужно построить дом, а чтобы всё получилось, вам надо правильно найти УСЛОВИЕ и ТРЕБОВАНИЕ задачи.

Дом начинаем строить с фундамента.

ЗАДАЧАА

(Слайд 14)

Требование

Условие

Поблагодарите группу за работу.

Дети проговаривают правила работы в группе

Ученики открывают учебник, объясняют значение знаков-помощников «Подумай» и «Расскажи».

Дети сравнивают тексты, отвечают на вопросы, доказывают свое мнение.

Дети работают в группах, придумывают к условиям требования.

Отчет группы у доски.

Работают в группах: придумывают к требованиям условия.

Отчет группы у доски.

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

Дети читают задачу на экране.

Работа в группах: ученики работают с раздаточным материалом (у каждой группы раздаточный материал: геометрические фигуры: прямоугольники и треугольник. Дети строят дом из фигур.

Дети благодарят друг друга за работу.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в группе, выражать свою точку зрения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

Формируются умения ориентироваться в учебнике.

Познавательные УУД:

Умение проводить сравнение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

А сейчас ребята, работаем в тетради на печатной основе. Откроем страницу 50, переклеим закладку.

Задание № 1 (Т-2, с. 50)

— У кого всё правильно?

— У кого есть ошибки?

— В чём ошибки?

— В чём причина ошибок?

Работают самостоятельно.

Дети подходят к столу учителя и сравнивают выполненное задание с образцом.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

Умение следовать инструкции.

Познавательные УУД:

Умение выполнять задание на основе использования математических законов

7. Рефлексия учебной деятельности

(Слайд 15)

Итак, ребята, сегодня на уроке

Я узнал (а)…

Мне понравилось…

Было трудно…

На столах у вас лежат солнышко и тучка. Я попрошу вас, чтобы вы прикрепили на доске: солнышко, если на уроке вам было интересно, или тучку, если на уроке вам было скучно.

Высказывания детей и оценка своей работы.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

При составлении конспекта были использованы ресурсы Интернет.

infourok.ru

«Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)».

Конспект урока по математике

Тема: «Задача, структура задачи

(условие, вопрос), анализ задачи

(запись решения и ответа)».

1 класс, УМК «Школа России»

Горбунцова С. В.

Тема: «Задача»

Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний).

Цель: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.

Целевые установки на достижение результатов:

  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

  • Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро.

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки — на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Садитесь.

– Урок я хочу начать словами китайской мудрости (читаю я)

Слайд 2 Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Слайд 3

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

— Обратите внимание на экран. Прочитайте про себя.

А теперь прочитаем хором.

— Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию новых знаний)

2 Актуализация знаний.

— С чего мы обычно начинаем урок математики? (С устного счёта)

— Что вы видите ? (числовой ряд)

— Предложите свои задания классу (3-4)

— Обратите внимание на доску. Что мы видим? (геометрические фигуры)

— Составьте выражения по рисунку, объясните их смысл.

На доске:

(2+3=5 – к 2 квадратам прибавили 3 круга, всего получили 5 фигур;

3+2=5 – к 3 кругам прибавили 2 квадрата, всего получили 5 фигур;

5-2=3 – из 5 фигур вычли 2 квадрата, осталось 3 круга;

5-3=2 – из 5 фигур вычли 3 круга, осталось 2 квадрата.)

— Вы справились с устным счётом, значит, справитесь и с новым материалом.

3 Самоопределение к деятельности

У вас на столе лежат цветные листочки. Каждый возьмите в руки по листочку.

-Прочитаем два текста:

1. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери?

2. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка

– звери, потому-что их тело покрыто шерстью.

-Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир» ?

Ответ:

Первый текст нужно поместить в учебник «Математика», т к в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления.

Второй текст нужно поместить в учебник «Окружающий мир».

— Кто скажет, как называется первый текст на языке математики? (Задача)

— Определите тему урока.

(Учитель вывешивает табличку «ЗАДАЧА»)

— Откройте учебник на стр. 88.

— Прочитайте над какими учебными задачами мы будем работать (1 ученик вслух).

— Ребята, вы очень хорошо поработали, а теперь наберёмся сил перед следующим заданием. Встали.

4. Физкультминутка.

Топай, мишка.

Хлопай, мишка.

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

5. Работа по теме урока.

1. Знакомство со структурой задачи.

— Прочитаем ещё раз задачу на цветном листочке. Найдите условие. Прочитайте.

( Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек.)

— Что ты прочитал? (Я прочитал условие задачи.)

(Учитель вывешивает табличку на доску «УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ»).

— Как можно обозначить грибочки на рисунке? (кружочками)

— Выполним рисунок. Сколько кружков я должна нарисовать? (6 и 1)

— Что надо узнать? (Сколько всего грибов набрали звери ?)

— Как вы думаете, а это что? (карточка «ВОПРОС»)

— Как мне его изобразить на рисунке? (дугой)

— Ответьте на вопрос задачи. Как вы узнали? (6+1=7 (г).)

— Это решение задачи. (табличка «РЕШЕНИЕ»)

— Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Набрали 7 грибов)

— Это ОТВЕТ ЗАДАЧИ. (табличка «ОТВЕТ»)

— Давайте ещё раз посмотрим на схему и сделаем вывод: как построена задача.

(ХОРОМ: в задаче есть условие, вопрос, решение, ответ)

— Прочитайте ещё раз 2 текст.

Почему это не задача? (нет вопроса)

-Молодцы. А теперь немножко отдохнём. Внимание на доску. Следим глазками за бабочкой.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 4 (БАБОЧКА).

7. Закрепление изученного (я читаю вслух сразу задание № 3 на стр 88).

Что я прочитала? (задачу)

Откройте учебник на странице .

— Докажите, что это задача. (есть условие, вопрос)

— Что известно из условия задачи? (Слава сделал 5 корабликов)

— Нарисуйте 5 кружочков.

— Что ещё известно? (Отдал 2)

— Как это показать на рисунке? (зачеркнуть)

— Найдите и прочитайте вопрос. РИСУНОК ДЕЛАЕТ УЧИТЕЛЬ

— Как обозначить его на рисунке?

— Запишите в тетрадь решение задачи.

— Кто хочет прочитать своё решение? 5-2=3(к.)- учитель записывает его на доске

— Чего не хватает в нашей задаче? (ответа)

— Назовите ответ задачи. Учитель записывает его на доске.

— Так как же построена задача? (Из каких частей она состоит?)

Обращаемся к схеме: условие, вопрос, решение, ответ.

8. Рефлексия. Работа в парах (белые листочки на партах) –проверка через проектор.

— Молодцы. Предлагаю поработать в парах.

— Вспомним правила работы в паре. СЛАЙД 5.

1. Работать должны оба.

2. Один говорит – другой слушает.

3. Своё несогласие высказывайте вежливо.

4. Если не понял, переспроси.

— У каждого на парте лежит белый листочек. Возьмите в руки зелёный карандаш.

Найдите и соедините части задачи и их названия. (1 мин) Приложение 1.

— Проверим. Возьмите в руки красный карандаш и проверьте свою работу. СЛАЙД 6.

Стрелки появляются одна за другой по щелчку.

— Оцените свои знания с помощью «Светофора». СЛАЙД 7.

9. Подведение итогов.

СЛАЙД 8. Продолжите любую из фраз:

(как построена задача: в ней есть условие и вопрос)

(решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

— Молодцы! На этом наш урок окончен.

infourok.ru

провокационные задачи по математике

Провоцирующие задачи.

К задачам провоцирующего характера будем относить все задачи, условия которых содержат упоминания, указания, намёки и другие побудители, подталкивающие учащихся к выбору ошибочного пути решения.

Достоинства и недостатки:

Главное достоинство провоцирующих задач заключается в том, что совершая ошибку на глазах учителя или учащихся ученик испытывает сильнейшее впечатление и надолго запоминает ошибочные действия.

А главный недостаток кроется в малой изученности феномена провоцирующих задач и отсутствие целостного описания задач и побудителей, подталкивающих к выбору неправильного ответа.

Виды провоцирующих задач.

Полезно выделить следующие разновидности задач провоцирующего характера:

I. Задачи, условия которых навязывают неверный ответ.

II. Задачи, условия которых подсказывают неверный путь решения.

III. Задачи, вынуждающие придумывать невозможные при заданных условиях математические объекты.

IV. Задачи, вводящие в заблуждение неоднозначной трактовкой терминов, словесных оборотов и выражений.

V. Задачи, условия которых допускают возможность опровержения семантически верного решения.

1. Задачи, навязывающие неверный ответ.

Их полезно делить на четыре группы, назовём их IА, IБ, IВ,IГ.

А: Задачи, навязывающие один определённый ответ.

Б: Задачи, побуждающие сделать выбор из предложенных неверных ответов.

В: Задачи, побуждающие сделать выбор из предложенных верных и неверных ответов.

Г: Задачи, указывающие на неверный ответ.

Задачи IA

  1. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш?

Навязывается ответ: «6 граней», но он неверный, так как у карандаша ещё 2 торцевые грани. Ответ: «8 граней»

2. Сколько цифр требуется, чтобы записать двенадцатизначное число?

Навязывается ответ: «12 цифр», но десятичная сиситема счисления обходится десятью цифрами. Ответ: «Двенадцатизначное число можно записать одной, двумя, тремя, четырьмя, пятью, шестью, семью, восемью, девятью, десятью цифрами»

Задачи IБ

Какое из чисел 205, 206, 207, 208, 209 является простым?

Чаще всего учащиеся называют ответы 207 или 209, но все записанные числа являются составными. Ответ: «Никакое».

2. Какое из следующих утверждений истинно:

А) Четырёхугольник, диагонали которого делятся точкой пересечения пополам и взаимно перпендикулярны , является прямоугольником.

Б) Четырёхугольник, диагонали которого взаимно перпендикулярны и равны является ромбом.

Чаще всего учащиеся выбирают утверждение б, но оба варианта ложны. Ответ: «Никакое».

Задачи IГ

  1. Какое простое число следует за числом 200?

Напрашивается ответ: 201, но это число составное. Ответ: 211

  1. Какое число больше: а или 2а?

Напрашивается ответ: 2а, ведь оно в два раза больше чем а. Но число а может быть в отрицательном значении, соответственно ответ: неизвестно.

II. Задачи, навязывающие неверный путь решения.

Их тоже полезно делить на четыре группы: IIА, IIБ, IIВ, IIГ.

А: Задачи, подталкивающие к выполнению ненужных действий.

Б: Задачи, подталкивающие к выполнению неправильных действий.

В: Задачи, подталкивающие к решению действий неверным образом.

Г: Задачи, подталкивающие к выполнению невозможных действий.

Задачи IIА

  1. Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько проскакала каждая лошадь?

Хочется выполнить действие 15:3=5 (км), но выполнять деление не требуется. Ответ: 15км.

2. Лупа даёт четырёхкратное увеличение. Каким будет угол величиной 2,5 рассматриваемый через лупу?

Хочется выполнить действие 2,5*4=10, но выполнять умножение не требуется. Ответ: 2,5

Задачи IIБ

  1. У палки два конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится?

Кажется, нужно выполнить вычитание 2-1=1. На самом же деле нужно находить сумму 2+2. Ответ: 4 конца

2. Стол имеет 4 угла. Если один из них отпилить сколько углов получиться?

Кажется, нужно выполнить вычитание 4-1=3. На самом деле нужно находить сумму 3+2. Ответ: 5 углов.

Задачи IIВ

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках?

Чаще всего учащийся выполняет умножение: 10*10. Но правильное решение: 10*(10:2)=50

2. Стальной брус весит 40кг. Сколько будет весить брус если его размер уменьшить в три раза?

Чаще всего учащиеся выполняют деление: 40:10. Но правильное решение 40: (4*4*4)=0, 625

Задачи IIГ

  1. Двое пошли, три гриба нашли. Четверо пойдут сколько грибов найдут?

Напрашивается последовательность действий: 4:2=2, 3*2=6. Но они могут вообще ничего не найти, правильный ответ: неизвестно.

III. Задачи, вынуждающие придумывать несуществующие объекты.

  1. Придумайте простое трёхзначное число, в записи которого Употребляются только цифры 1 и 4.

Придумать такое число нельзя, так как по условию задачи оно кратно трём.

IV. Задачи, приводящие в заблуждение.

  1. Чему равен угол в квадрате?

В квадрате все углы прямые!

2. На бумаге написано число 606. Какое действие следует выполнить, чтобы увеличить его в полтора раза?

Если перевернуть лист с такой надписью, то увидишь число 909, которое в полтора раза больше, чем число 606!

V. Задачи, допускающие опровержение верного ответа.

  1. Три спички выложили на столе так, что получилось четыре. Могло ли такое быть? (других предметов на столе не было).

Напрашивающийся отрицательный ответ опровергается записью:

Ещё задачи…

  1. Сколько распилов нужно сделать в 7-ми метровом бревне, чтобы получить столбики длиной 1м? (шесть)

2. Сколько углов в квадратной комнате? (восемь)

3. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько играл каждый из них? (четыре)

4. Книга стоит 1 руб, и ещё половину стоимости. Сколько стоит книга? (2 руб)

infourok.ru

Урок по математике в 1 классе «Задача.Условие и требование»

Открытый урок по математике в 1 классе.

Учитель: Власова Мария Борисовна

Тема : Задача.Условие и требование

Тип урока : Урок повторения и закрепления знаний .

Цели :

Предметные:

— находить и выбирать способ решения текстовой задачи;

— объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

— формировать представление о значении математики в жизни человека.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

— овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

— под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

— под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе парами и группами;

— понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

  1. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

Цель этапа: Создание условий для восприятия учебного материала,для активизации опорных знаний,подведение учащихся к целеполаганию.

Формируемые УУД: Регулятивные: планирование деятельности.

Встали все ровненько, красиво. Начинаем наш урок. Но урок у нас сегодня необычный. На уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся.

На странице «Содержание» находим формулировку новой темы под номером 32, (которую читает вслух один из учеников)

-Высказываем предположение, чему будет посвящен урок.

Что мы знаем про задачи?

Что такое задача?

Что мы будем узнавать?

Верно, сегодня на уроке, мы будем решать и самостоятельно составлять задачи, узнаем из каких частей состоят задачи.

II.Работа по теме урока.

Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.

Формирование УДД: Познавательные: осуществление анализа и сравнения объектов, строить небольшие высказывания в устной форме;

Коммуникативные: работа в группах; выражать свою точку зрения.

А теперь открыли учебники на стр.32 и самостоятельно читаем разговор детей с бабушкой.

-Чей способ получения ответа вам больше понравился? Почему? (Слушаем ответы и объясняем, что способ получения ответа Машей понравился больше потому, что Маша РЕШИЛА ЗАДАЧУ, нашла математическое действие, которое позволило ей найти ответ на вопрос бабушки. Решение задачи освободило ее от необходимости идти и пересчитывать еще раз

поленья.)

-Умение РЕШАТЬ ЗАДАЧИ — основа всей творческой жизни человека. Сегодня мы приступаем к изучению самой интересной темы, которая поможет нам отвечать на многие вопросы в повседневной жизни.

-В задаче всегда есть УСЛОВИЕ, из которого мы узнаём, какие даны числа и что они обозначают, и ТРЕБОВАНИЕ, из которого мы узнаём, что надо найти.

-А теперь поработаем в группах. Каждой группе нужно прочитать шесть первых строк разговора Маши, Миши и бабушки и составить УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ и ТРЕБОВАНИЕ ЗАДАЧИ

(Условие задачи: Миша принес 5 поленьев, а Маша — 3 полена; требование задачи: сколько поленьев принесли Маша с Мишей? )

-Проверяем.Кто согласен? У кого получилось так же? Оцените свою работу в группе на оценочных листах.

+все сделал правильно

были допущены ошибки

Лист оценивания.

1.Правильность выполнения.

2.Смогли ли мы договориться в группе.

3. Моя активность.

А теперь самостоятельно запишите решение задачи.(5+3=8п.).Проверим.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Исправьте ошибки,если есть. Оцените работу на полях.

+все сделал правильно

были допущены ошибки

III.Физминутка ( Подвижная)

Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.

Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья .

IV.Самостоятельная работа в группах.

Цель этапа: Создание условий для применения на практике знаний.

Формирование УДД: Познавательные: классификация по самостоятельно выделенным признакам. Коммуникативные: работа в группах. Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать результат своих действий.

Найдите Задание № 3 (У-2, с. 33) Прочитайте задание.Что нужно сделать?

Каждой группе нужно прочитать УСЛОВИЯ задач и придумать к ним ТРЕБОВАНИЯ или по-другому, вопрос к задаче.

Первая группа-№1,вторая-№2,третья-№3,четвертая№4.

Теперь проверим. По одному человеку от каждой группы читают, что у них получилось.

Оцените свою работу в группе .

Устная работа.

Все внимание на слайд.

Что нарисовано?

Что это значит зачеркнутые конфеты?

Давайте попробуем устно по этому рисунку составить задачу.(фронтальный опрос)

Где условие задачи? А где требование?

Как решить задачу? Почему действием вычитания?

V.Физминутка ( для глаз)

Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.

Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья

VI.Самостоятельная работа в группах.

Цель этапа: Создание условий для применения на практике знаний.

Формирование УДД: Познавательные: классификация по самостоятельно выделенным признакам. Коммуникативные: работа в группах. Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать результат своих действий.

Продолжаем работу. У каждой группы на столах лежат задания. Читает по одному человеку от группы.

Первая группа должна составить и решить задачу по выражению 7+2

Вторая группа:из трех текстов выбрать задачу и решить ее.

-У Аленушки было 7 конфет. 2 конфеты она отдала брату.

-В коробке лежали конфеты. 2 конфеты съели. Сколько конфет осталось?

-В коробке лежало 9 конфет. 2 конфеты съели. Сколько конфет осталось?

Третья группа составить и решить задачу по краткой записи

Было-7пирожков

Съели-2пирожка

Осталось-?

Четвертая группа Изменить требование задачи так, чтобы задача решалась действием вычитания.

На одной ветке сидело 7 птиц, а на другой-2 птицы. Сколько птиц сидело на двух ветках?

Работаем. Теперь по одному человеку от каждой группы выходим к доске и рассказываем, что у вас получилось. А теперь каждый из вас оцените свою работу в группе.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии

Формирование УДД:

Познавательные: ориентирование в системе знаний.

Давайте подведем итоги. Посчитайте и поднимите руку те,у кого больше «плюсов».. Молодцы! Вы сегодня активно работали на уроке.

А всем остальным желаю не расстраиваться. У нас еще будет время исправить допущенные ошибки, закрепить полученные знания.

Поднимите руки те, кто понял что такое условие задачи и требование.

В каких заданиях вы испытали трудности?

А какие задания вам было легко выполнять?

Вам было легче работать в группах или по одному?

Молодцы. На этом урок окончен. Спасибо.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *