3 истории с CES 2023 о стагнации технологий
В США сегодня завершилось традиционное шоу потребительской электроники в Лас-Вегасе. Техножурналисты в соцсетях вздыхают о временах, когда на выставку организовывали пресс-туры. Но всё это было давно, в какой-то другой жизни. Ещё в 18/19 годах начались сложности с оформлением виз в США, так что проще было съездить в американское посольство в Чехию, а затем всё накрылось коронавирусом, а потом по некоторым причинам и вовсе заглохло. Кстати, «некоторые причины» — занятное выражение, которое многое объясняет. Так, на каникулах слушал интервью и главы, и замглавы Минцифры, очень понравилось, как тот и другой говорили, что прошедший год был непростым, ещё и айтишники по некоторым причинам уехали. Спустя лет 30 переслушает эти беседы какой-нибудь случайный человек вне контекста и не поймёт же, а что же там такое происходило…
Но давайте перейдем к СЕS, или Consumer Electronic Show 2023. Новостей вагон и маленькая тележка. Как обычно, материал субъективный, так что рассказываю о том, что в первую очередь привлекло моё внимание. При этом постараюсь выбирать моменты посочнее.
Table of Contents
- Электрокар от Sony и Honda
- Новые процессоры AMD для ноутбуков: радость и печаль
- 40-я серия графики для ноутбуков от Nvidia
Электрокар от Sony и Honda
Sony и Honda объединили усилия, чтобы с 2026 года начать продажи электромобиля AFEELA. В 2020 году Sony уже показывала прототип Vision-S. Спустя 3 года в компании осознали, что самостоятельно не сдюжат, поэтому объединились с Honda.
В автомобиле более 40 сенсоров. По задумке, это должен быть полностью автономный электрокар, способный справляться на дороге без помощи водителя.
Технических подробностей нет. Известно лишь, что изначально автомобиль начнет продаваться в США, а уж затем в Европе и Японии. По цене это будет что-то премиальное сродни Mercedes и BMW.
История с электромобилями от Sony вызывает недоумение и определенное раздражение, так как который год компания «кормит завтраками», выкатывая на сцену муляж и рассказывая, как всё когда-нибудь будет хорошо.
Попутно, конечно, данная история наталкивает на раздумья. Как вы помните, не только Sony, но и Xiaomi, и Oppo с Vivo работают над созданием электромобилей. При этом по сети уже ходят картинки тестовых испытаний сяоми-мобиля вместе с рассказами, что компания собрала два тестовых образца, которые уже в 2024 году будут соревноваться с продажами Tesla Model 3.
Происходящее вызывает вопросы. Почему Xiaomi, объявившая о своих планах под конец 2021 года, уже представляет прототипы, а Sony за 3 года изысканий только дошла до осознания, что в одиночку не справится. И то ли в Sony работают никудышные инженеры и менеджеры, то ли Xiaomi активно привирает о готовности, а когда снимут тряпки с кузова, то выяснится, что под ним «Москвич».
Новые процессоры AMD для ноутбуков: радость и печаль
Пожалуй, сразу хочется отметить, что презентация новых процессоров именно в рамках CES 2023 намекает на то, что компании постепенно начинают возвращаться к доковидным практикам, приурочивая новые продукты к выставкам и конференциям. За время ковида как-то стало привычно, что все проводят свои онлайн-презентации. И казалось, что возврата не будет. Но нет.
Всё по старой школе: колонки, большие экраны, CEO AMD Лиза Су на сцене прокачивает зал!Начнем с радостных вещей. AMD, конечно, инновационные зайчики и котики, старающиеся по максимуму использовать своё главное преимущество: отсутствие собственных заводов. Это позволяет AMD фокусироваться исключительно на дизайне, заказывая современные 4 нм процессоры на сторонних фабриках.
В позапрошлом году мы уже грешным делом поговаривали, что по Intel начинает звонить колокол. Но кризис с рецессиями расставил всё по своим местам. Производители и клиенты предпочли пережидать тяжелые времена с Intel. Ну, действительно, как говорится, на переправе коней не меняют. А рецессия – это как раз такая переправа. Intel всё-таки предлагает более солидные маркетинговые бюджеты. Это, к слову, хорошо заметно по доле рынка (см. рисунок ниже: первый столбец – 3-й квартал 2022 года, второй столбец – 2-й квартал 2022 года).
AMD просела в сегментах ноутбуков и настольных компьютеров (где в большей степени правят маркетинг, реклама и дотации Intel), но приросла в сегменте серверов, в котором вдумчивые инженеры собирают кастомные серверы под свои нужды.Новые процессоры AMD восхищают и огорчают. И тут речь даже не столько про конкретную компанию, сколько про всю индустрию в целом. Как и в случае с RTX графикой от Nvidia, главной движущей силой которой стал продвинутый искусственный интеллект, процессоры наконец-то плотно подключились к теме. Но по-прежнему наступают на старые грабли, не желая быть экономными.
AMD в прошлом году приобрела Xilinx и включила наработки последней в области искусственного интеллекта в свои новые процессоры 7040-й серии на архитектуре Zen 4 с графикой RDNA 3. В процессорах будет до 8 ядер (16 потоков), работающих на частоте до 5.2 ГГц. Главная изюминка – это выделенный ИИ-процессор, получивший название Ryzen AI, производительностью 12 TFLOPS. Процессоры выполнены по техпроцессу 4 нм, что означает 25 млрд транзисторов на одном кристалле (что почти в 2 раза больше, чем на процессорах 6000-й серии). А TDP 15-45 Вт.
А теперь к тому, почему от новых технологических возможностей потекут слюнки даже у самых завзятых скептиков.
Во-первых, скриншот производительности. В этих тестах интересно то, что TDP у процессоров AMD заявлено на уровне 15-45 Вт. Для сравнения, у чипсетов Apple пиковое потребление 30 Вт. А у Intel Core i7 1280P из теста потребление 28 – 64 Вт. Apple, получается, по-прежнему наиболее энергоэффективный игрок под нагрузкой, но AMD не сильно отстаёт.
Во-вторых,ИИ – это всегда приятные дополнительные фичи. Например, встроенное улучшенное размытие фона при видеосвязи, автоматическое кадрирование веб-камерой, пресловутый визуальный контакт, когда ИИ делает так, что собеседникам кажется, что вы всегда смотрите в камеру.
Во-третьих, энергоэффективность позволяет взять новые вершины времени автономной работы. AMD скромно написала про 30+ часов воспроизведения видео. Разумеется, всё это провокация и ложь, когда используется файл видеозаписи, который крутит ноутбук с тусклым экраном в авиарежиме. По факту это будет 20-23 часа воспроизведения Full HD видео с YouTube по Wi-Fi 5 ГГц с нормальной яркостью экрана 250-300 нит. И всё равно это великолепно.
Ну а теперь к грустным вещам.
Для игровых компьютеров AMD предложили отдельное решение – AMD Ryzen 7945HX с 16 ядрами и 32 потоками на архитектуре Zen 4, но с графикой на базе RDNA 2. TDP 55+ Вт. Это решение для «тяжелых» игровых ноутбуков. По факту это практически настольный процессор, который обкорнали, чтобы он влез в ноутбук. Пожалуй, главная его особенность в том, что это чиплет, то есть, говоря простым языком, процессор модульный, а не типичный процессор на одном кристалле.
Из-за того, что количество транзисторов всё увеличивается, становится гораздо проще запороть процессор. Модульный подход позволяет размещать несколько чиплетов в одном процессоре, то есть, если что, можно заменить испорченную часть, благодаря чему выход процессоров выше, чем при использовании традиционного подхода, означающего, что если что-то не работает, то всё – или выкидывать, или продавать с пониженным классом (типа делали 12 ядер, а по факту 4 не работают, так что продают как 8-ядерный).
Lenovo уже показала примеры новых игровых ноутбуков Legion Pro 7 на процессоре AMD Ryzen 9 7945HX. Интересно, что версии на AMD процессорах не будут продаваться в США. Только варианты на Intel Core i9-13900HX.
Презентация AMD оставила слегка странное впечатление. Со сцены много говорили о том, что растет количество сотрудников, работающих удаленно. И 7000-я серия процессоров с заявленным шикарным временем автономной работы как будто показывала движение в правильном направлении. Но затем показывают процессоры типа 7945HX с потреблением 55+ Вт в ноутбуках весом под 3 кг общей мощностью 200 Вт, и становится понятно, что изменились рассказы, а суть не изменилась.
40-я серия графики для ноутбуков от Nvidia
Презентация Nvidia оставила ещё более странное впечатление, чем мероприятие AMD. И это при том, что Nvidia показывала слайды, говорящие о самом большом поколенческом разрыве производительности. Новые мобильные карточки на архитектуре ADA только так побеждают архитектуру Ampere, используемую в 30-й серии.
Однако секрет этой бешеной производительности можно найти вот на этой картинке, на которой Nvidia суммирует развитие технологий. На вершине расположилась DLSS 3.0. Технология суперапскейлинга разрешения действительно стала кардинальным прорывом, сделавшим игровые ноутбуки полноценной альтернативой настольным компьютерам.
Если DLSS 2, используемая в картах RTX 20-й и 30-й серий, обеспечивала двукратный прирост количества кадров в секунду, то DLSS 3.0 – это уже четырехкратный прирост. То есть если в обычном режиме видеокарта способна выдавать 30 кадров в секунду, то с DLSS 3.0 это будет уже 120 FPS.
Релиз 40-й серии видеокарт GeForce для ноутбуков окончательно хоронит консоли. Так, флагманская видеокарта 4090 позволит подключить к ноутбуку 3 монитора разрешением 4К и выводить на них игру типа одиозной A Plague Tale: Requiem с частотой 60 FPS на ультранастройках. Если речь про один монитор, то на ультранастройках A Plague Tale: Requiem будет работать с частотой 100+ кадров в секунду. Напомню, что на PlayStation 5 и Xbox X игра работает на частоте 40 FPS.
Nvidia про видеокарты GeForce RTX 4070, 4060 и 4050 Laptop GPU выразилась несколько замысловато, сказав, что они обеспечивают производительность как RTX 3080, но потребляют только треть мощности.
Про мощность в целом довольно интересно. Если у старших карт TDP 80-150 Вт, то у той же RTX 4070 вилка всего 35 – 115 TDP. Другой любопытный момент – это количество памяти: от 6 до 12 ГБ.
Ноутбук на картинке, к слову, выглядит шикарно, правда? Это ASUS ZenBook Pro 14. У него процессор 13-го поколения Intel Core i9-13900H, 48 ГБ оперативной памяти, накопитель 2 TB PCIe® 4.0 x4 и видеокарта 4070 70 Вт. Сенсорный OLED-экран 14,5 дюймов с разрешением 2К и поддержкой стилуса. Если вас заинтересовал кружок на тачпаде, то это, по сути, виртуальная шайба для управления в творческих приложениях. Например, выбор цветов или толщины линий в Photoshop.
Все новшества видеокарт, конечно, впечатляют. Но, во-первых, про все чудеса производительности рассказывалось в контексте DLSS 3. Апскейлинг — это, конечно, хорошо, но что делать, если игра не поддерживает технологию? При этом есть же не только игры, но и профессиональные задачи. Этот момент Nvidia как-то обошла стороной.
Во-вторых, я не увидел самого главного – экономичности. Новые RTX 4090 и 4080 требуют до 150 Вт. Это, кажется, самые прожорливые мобильные видеокарты за всю историю. Считаем вместе: 150 Вт на видеокарту, процессор 13-го поколения от Intel — ещё 115-125 Вт. Уже 275 Вт. Например, к 2023 Lenovo Legion Pro 7i, у которого раз такие характеристики (плюс Lenovo выпендрились, дав оверклок для видеокарты до 175 TDP), идёт адаптер 330 Вт.
На Indiegogo собирают деньги за самый «легкий и компактный» 330 Вт адаптер в мире. Самый легкий весит 560 граммов, то есть на 50% меньше стандартного веса в 1 кг и 120 граммов.
Что Nvidia, что AMD, что Intel по-прежнему продолжают играть в историю прироста производительности за счет увеличения потребляемой энергии. При этом все три компании рассказывают, как активно мир переходит на удаленку и работает вне офисов. К сожалению, пока что только Apple пробует освободить своих пользователей от розетки, позволяя реализовать весь потенциал макбуков без подключения к розетке. А если ноутбук разрядится, то его можно подзарядить от внешнего аккумулятора.
Самое печальное, что, кроме Apple, нет других компаний, которые бы заставили шевелиться Nvidia, AMD и Intel. А Apple по-прежнему играет в своей небольшой нише и не показывает желания конкурировать с масс-маркетом. Видимо, остаётся ждать китайских процессоров, чтобы встряхнуть рынок.
Финансирование школ из регионального бюджета не поможет Казани их строить — Реальное время
Общество
00:00, 11.01.2023
Почему денег на стройку новых учебных заведений все равно не хватит, во всяком случае, в Казани
В канун нового года в России приняли поправки к закону об образовании, которые позволяют переводить школы на финансирование из региональных бюджетов. Сейчас в стране почти 40 тысяч школ, и большая часть из них в ведении муниципалитетов, а 56% — еще на селе, и зачастую эти заведения являются «самыми проблемными», отмечают авторы инициативы. В Госдуме убеждены, что доступ к региональному бюджету предоставит больше возможностей и средств для финансирования школ, что позволит обеспечить их учителями и лучше содержать. Подробнее о новшестве законодательства, его последствиях и шансах решить проблему дефицита школ в Казани — в материале «Реального времени».
Статус выше — денег больше?
Новая редакция закона об образовании, по замыслу авторов, должна обеспечить все условия для получения качественного, общедоступного и бесплатного образования. Поскольку сейчас большинство российских школ на муниципальном бюджете, многие ключевые вопросы, такие как содержание, ремонт, создание групп продленного дня и обеспечение кадрами, остаются нерешенными. Перевод учебных заведений в ведение региональных властей должен решить проблему, убеждены в Госдуме.
— Это значит, будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы, — пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Поправки в закон позволят расширить возможности по предоставлению дополнительного образования для детей и, «учитывая высокую дотационность муниципалитетов, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с муниципального уровня на региональный, позволит повысить прозрачность финансирования системы общего образования и дополнительного образования».
Причины и цели изменения законодательства авторы законопроекта изложили в пояснительной записке к нему: «Сейчас между различными субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями даже в одном субъекте Российской Федерации наблюдается отсутствие однородности качества образования и необходимой степени единства в регулировании важных вопросов в сфере образования, что затрудняет возможность выстраивания единого образовательного пространства. Сложившаяся длинная цепочка управления с концентрацией влияния на низовом уровне снижает маневренность, управляемость системы образования. В ряде случаев несогласованность позиций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создает условия для разбалансировки системы образования… Субъектам Российской Федерации будет предоставлена возможность придания муниципальным образовательным организациям статуса государственных образовательных организаций путем перевода их в ведение субъекта Российской Федерации».
Родители стоят в очереди запись детей в школу в казанском ЖК «Солнечный город» Фото: realnoevremya.ru (архив)«Жители справедливо ставят вопрос, когда построят школы»
Строительство новых объектов образования — непосильная ноша для муниципальных бюджетов, но поможет ли финансирование республикой? Дефицит школ — наиболее острая проблема для Казани, особенно в микрорайонах новой застройки, чье население часто обращается к властям города с требованием обеспечить их социальной инфраструктурой.
— Есть закон, им предусмотрено, что должен делать застройщик, а что — муниципальные власти, — объяснял недавно мэр Казани Ильсур Метшин в ответ на вопросы журналистов: когда же в столице Татарстана прекратится строительство «человейников» без образовательной инфраструктуры и появятся школы в городских поселках, где от безысходности родители устраивают флешмобы, на которых дети телами на снегу выкладывают слово «школа». — Строительство социальной инфраструктуры — это наша обязанность. Мы, государство, запаздываем с выделением средств на школы и детсады.
Фото: скриншот видео (архив realnoevremya.ru)В обоснование этого отставания он привел цифры, свидетельствующие о размахе жилищного строительства, за которым не поспевает бюджет, и напомнил:
— Были годы, когда мы [сдавали] по две, по три школы, но этого по-прежнему мало в условиях 20-летнего недофинансирования. После Москвы и Санкт-Петербурга, а это не города, а регионы, Казань — город номер один по количеству детсадов, школ. Но и номер один по количеству детей, которые ходят в школу во вторую смену. Жители абсолютно справедливо ставят вопрос, когда уже будет построено необходимое количество школ.
Изменения в законе — к унификации образования?
Возникает вопрос: изменится ли ситуация после вступления в силу поправок в закон об образовании? Может ли переход управления в сфере образования на более высокий уровень обеспечить школам более щедрое содержание и, соответственно, возможность быстрее покрыть дефицит образовательных учреждений?
— Мне представляется, что при строительстве школ у нас и не было жесткого разделения финансирования, — ответил на этот вопрос «Реальному времени» депутат Госсовета Татарстана Марат Галеев. — Муниципальные власти собственного бюджета, связанного с их доходами, по-моему, в практике, почти не имели — всегда было перераспределение. У нас есть отдельные «сырьевые» муниципалитеты с избыточной доходностью, но большинство все-таки — дотационные.Школы, по мнению Галеева, почти всегда строились и строятся на деньги субъектов:
— У нас же, к сожалению, очень условные муниципальные власти и, исходя из фактического состояния дел, вряд ли тут что-то скоро в этом плане поменяется.
— А что реально может поменяться в нашем образовании в результате изменения законодательства? — поинтересовалось «Реальное время».
— Если говорить о системе общего образования, то сейчас происходит его унификация. И изменения, как можно предположить, как говорится, льют воду на эту мельницу. Мне кажется, что стремление к централизации образовательных функций — тенденция уже явная. Начиная с 90-х годов школы хотя бы теоретически могли проявлять инициативу, составлять самостоятельные программы и прочее. Сейчас все это сходит на нет. Хорошо это или плохо — трудно сказать. Но я бы не сказал, что это — творческий процесс.
«Переход на новый уровень — не обязанность, а возможность»
— А где в этом законе написано, что будут выделяться деньги на строительство школ? — сразу же внес ясность в ситуацию депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. — Речь идет о том, что регионы будут иметь право, но никак не обязательство поднять на региональный уровень муниципальные учреждения образования — по примеру учреждений здравоохранения. Но строительство тут ни при чем.— Но права даются с определенной целью. Каких последствий от передачи прав нам ждать?
— Есть разные регионы и разные субъекты. Есть очень большие, где внимания муниципальных властей на содержательную работу с учреждениями образования не хватает. В случае, если такие учреждения возьмут на региональный уровень, есть шанс, что с этими организациями будут более внимательно работать.
Фото: realnoevremya.ru/Олег ТихоновИльдар Гильмутдинов подчеркнул, что переход на новый уровень — не обязанность для учреждений и властей, а лишь возможность:
— Решение принимать им. Возможно, региональные власти решат замкнуть на себе какую-то часть функций — не все. Например, они будут решать вопрос о назначении директоров средних школ.
Депутат пояснил, что государственной задачей является обеспечить для всех единое образовательное пространство, чтобы реализовали этот подход не муниципалитеты, а региональные власти:
— Иногда бывают разные перекосы в учебном процессе. Иногда региональным властям необходимо взять напрямую на себя содержание учебного учреждения — ведь муниципалитеты в большинстве случаев все равно их содержат за счет субсидий. А школы у нас все равно строятся за счет региональных и федеральных денег — исходя из имеющихся возможностей.
Инна Серова
ОбществоОбразованиеИнфраструктура Татарстан Министерство образования и науки Республики ТатарстанГильмутдинов Ильдар ИрековичГалеев Марат ГадыевичВозведение в степень. Как работает показатель степени, если он меньше единицы?
спросил
Изменено 6 лет, 3 месяца назад
Просмотрено 22к раз
$\begingroup$
Я хорошо знаком с показателями степени, я знаю, что $y^x = y_1 \cdot y_2 \cdot y_3 . {n+m}$). 91 = a.$$
Итак, если я возведу в квадрат число ($b=2$), а затем верну это число после возведения его в степень $1/2$, это будет выглядеть так, будто я извлек квадратный корень.
В более общем смысле, возведение в $1/b$-ю степень — это операция, обратная возведению в $b$-ю степень (при условии, что мы держимся подальше от $b=0$).
$\endgroup$
$\begingroup$
Я хотел бы рассказать о том, как мы определяем числа, чтобы получить общую картину всего этого.
Начните с натуральных чисел, определите отправную точку и понятие преемника.
0 0+1 0+1+1 ...
Теперь определите сложение как повторяющуюся последовательность, а умножение как повторяющееся сложение. Достаточно легко.
Теперь мы можем ответить на такие вопросы, как
2+6=? 2*6=?
Но мы также можем спросить
2+?=6 2*?=6
Теперь мы определяем 6-2
как «число, которое при добавлении к 2
дает 6
, и аналогично определяем 6/2
как «число, которое при умножении на 2
дает 6
.
У нас возникает проблема, когда мы пытаемся сделать такие вещи, как 6+?=2
, потому что у нас есть только естественное числа, определенные до сих пор. Но здесь мы говорим: «Я определяю существование отрицательных чисел так, чтобы они подчинялись правилам сложения и вычитания, как указано выше».
6+?=2 ?=2-6=0-4=-4
И число -4
определено в существование Аналогично
6*?=2 ?=2/3
Теперь мы определили дроби. Это мнимые числа, которые являются «настоящими» только в той мере, в какой они согласуются с правилами.
Аналогичным образом мы определяем surds: $\sqrt{2}$ — это число такое, что $\sqrt{2}\times\sqrt{2}=2$.
Мы можем определить возведение в степень как многократное умножение и решить проблему «что является n-м корнем чего-либо», определив его как «это то, что, когда вы умножаете его само на себя n раз, дает вам это что-то». Вот о чем, собственно, ваш вопрос. 9{-1}=\frac{1}{x}$, а затем следовали установленным правилам.
Естественный вывод из этого состоит в том, чтобы определить мнимые числа, такие как $i=\sqrt{-1}$, и это дает нам алгебраическое замыкание , что означает, что нам не нужно изобретать какие-либо другие типы чисел, чтобы ответить на любой алгебраический вопрос. (Вы можете изобрести другие виды чисел, но у них есть свои собственные алгебры.)
$\endgroup$
$\begingroup$
Также учтите это: $25 = 5\cdot 5$. 9{-x\ln 3}\Rightarrow W\left(\frac{-\ln 3}{9}\right)=-x \ln 3\Rightarrow$$
$$x= \frac{-W\left (\frac{-\ln 3}{9}\right)}{\ln 3}$$
, где W — W-функция Ламберта.
$\endgroup$
3
$\begingroup$
Это уравнение не имеет аналитического решения, найти корни можно только численно.