Как решить систему из 2 уравнений с 2 неизвестными: Решение систем уравнений — метод как решить систему линейных уравнений

Содержание

Системы двух уравнений с двумя неизвестными

Похожие презентации:

Системы двух уравнений с двумя неизвестными. 7 класс

Уравнение с двумя переменными

Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными

Системы линейных уравнений с двумя неизвестными

Уравнения первой степени с двумя неизвестными. 7 класс

Решение систем линейных уравнений с двумя переменными. Способ подстановки

Система двух уравнений с двумя неизвестными. Способ подстановки

Системы линейных уравнений с двумя переменными

Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными

Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными

1. Системы двух уравнений с двумя неизвестными

2. Урок 1 Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Системы уравнений

Цели: ввести понятие линейного уравнения с
двумя неизвестными, системы линейных
уравнений с двумя неизвестными;
способствовать усвоению определения решения
системы уравнений с двумя неизвестными.
Уравнение и его свойства
Определение
• Уравнение – это равенство, содержащее одну или несколько
переменных
ax=b
Коэффициенты
ax+by=c
а x + b y = c,
где а, b, c – заданные
числа.
Линейное уравнение с
одной переменной
Свободный член
Линейное
уравнение с
двумя
переменными

4. Из истории уравнений

• Уравнение с двумя неизвестными
выражает зависимость между
двумя величинами , имеет
бесчисленное множество реше ний и является неопределенным.
• Решением таких уравнений
занимались в древности китайцы,
греки и индийцы.
• В «Арифметике» Диофанта
приведено много задач, решаемых
им с помощью неопределенных
уравнений.
Диофант из
Александрии
( 3 век )
Свойства уравнений
если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его
знак, то получится уравнение, равносильное данному
12х – 5у = 7
12х – 7 = 5у
если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное
от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному
9х + 15у = 3 Ι 🙁 — 3 )
-3х — 5у = — 1

6.

Задание 1.1.1. Из линейного
уравнения с двумя
неизвестными
2х – 8у = — 10
выразите
переменную х:
2х = 8у – 10 Ι : 2,
Х = 4у — 5
1.2. Из линейного
уравнения с двумя
неизвестными
3х – 2у = 5 выразите
переменную у:
3х – 5 = 2у Ι : 2
3х — 5

2

7. Решением уравнения с двумя неизвестными х и у называется упорядоченная пара чисел ( х ; у ), при подстановке которых в это уравнение получает

Решением уравнения с двумя
неизвестными
х
и
у
называется упорядоченная пара
чисел ( х ; у ), при подстановке
которых в это уравнение
получается верное числовое
равенство.

8. Задание 2 Найдите все пары ( х ; у ) натуральных чисел, которые являются решениями уравнения.

• 2.1.
13х + 4у =55
• 2.2.
5х + 7у =59
Ответ: ( 3 ; 4) Ответ: (2 ; 7)
(9 ; 2)
Система уравнений и её решение
Определение
Системой двух линейных уравнений с двумя неизвестными
называются два уравнения, объединенные фигурной скобкой.
Фигурная скобка означает, что эти уравнения должны быть
решены одновременно.
В общем виде систему двух линейных уравнений с
двумя неизвестными записывают так :
а1 х + b1 y = c1,
а2 х + b2 y = c2;
где
а , b , c а2 , b2 , c2
1
1
1,

10. Из истории систем уравнений

• Задачи на составление и
решение систем уравнений
встречаются в вавилонских
и египетских текстах II тысячелетия до н. э., в трудах
древнегреческих, китайских
и индийских ученых.
• Нижние индексы при буквах
Лейбниц
впервые употребил в 1675 г.
Готфрид Вильгельм
немецкий математик Лейбниц
( 1646 – 1716 )

11. Например, в системе а1 = 1, b1 = -1, с1 = 2; а2 = 3, b2 = -2, с2 = 9.

Например, в системе
х – у = 2,
3х – 2у = 9.
а1 = 1, b1 = -1, с1 = 2; а2 = 3, b2 = -2, с2 = 9.
Задание 3. (Устно.)
Проверьте, являются ли числа х = 4 , у = 3
решениями системы
2,5х – 3у = 1,
Решение:
5х – 6у = 2.
2,5 ·4 – 3 · 3 =1,
5·4 – 6 · 3 = 2.
Ответ: числа х = 4 , у = 3 являются решениями
системы

12. Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенст

Решением системы уравнений с
двумя переменными называется
пара значений переменных,
обращающая каждое уравнение
системы в верное равенство
Решить систему уравнений это значит найти все её
решения или установить, что
их нет

13. Задание 4. Если в системе уравнений

2х – 7у = 3,
3х + у = 2.
уравнять модули коэффициентов при х , то
система примет вид
РЕШЕНИЕ
2х – 7у = 3 Ι· 3,
3х + у = 2 Ι · 2.
2 · 3х – 7 · 3у = 3 · 3,
3 · 2х + 2у = 2 · 2;

6х –– 21
21 уу == 9,
9,

6х ++ 2у
2у == 4.
4.

14. Домашнее задание

1. Учебник «Алгебра 7»,
авторы Ш.А.Алимов и др. § 33
№ 615(1), 616(1), 617(1), 619(1).
2. Рабочая тетрадь по алгебре, 7,
авторы Ю.М.Колягин и др.
§ 33, № 3, 4(1), 5(1), 14(1).
3. Дополнительно: Дидактические материалы
«Алгебра 7», авторы М.В.Ткачева и др.
§ 33 ( стр. 90) № 4(1), 7.

English     Русский Правила

Алгебра 8 класс «Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными» — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации

Алгебра 8 класс «Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными»

Изображение слайда

2

Слайд 2

Определите, какая из пар чисел (1; 2) (-1; 2) (-8/7;-7) (1; -2) является решением системы уравнений: 7х – 3у = 13, 2х + 5у = -8.

Изображение слайда

3

Слайд 3

Определи ть, какая из пар чисел ( 1 ; 2 ) (-1; 2) (-8/7;-7) (1; -2) является решением системы уравнений. Решение: 7 1 – 3 2 = 13, 2 1 + 5 2 = -8 . . . . 7 (-1) – 3 2 = 13, 2 (-1) + 5 2 = -8 . . . . (ложь) (ложь) Образец оформления решения:

Изображение слайда

4

Слайд 4

Решите систему графически: у – 3х = 0, 3х + у = -6.

Изображение слайда

5

Слайд 5

Реши ть систему графически: у – 3х = 0, 3х + у = -6. Образец оформления решения: Решение: Даны линейные уравнения. Их графиками являются прямые. Для построения прямых необходимо знать координаты двух точек, принадлежащих каждой прямой. Построим таблицу значений для каждой прямой: х 0 1 у 0 3 х 0 -2 у -6 0

Изображение слайда

6

Слайд 6

Решить систему графически: у – 3х = 0, 3х + у = -6. Образец оформления решения: Решение: х 0 1 у 0 3 х 0 -2 у -6 0 1 3 -6 -1 -2 у – 3х = 0 3х + у = -6 Р (-1; -3) Ответ: (-1; -3)

Изображение слайда

7

Слайд 7

Решите систему методом подстановки: у – 3х = 8, 3х + 2у = 7.

Изображение слайда

8

Слайд 8

Реши ть систему методом подстановки: у – 3х = 8, 3х + 2у = 7. Образец оформления решения: Решение: у – 3х = 8, 3х + 2у = 7; = > у = 8 + 3х, 3х + 2у = 7; = > у = 8+3x, 3х + 2 (8+3x) = 7; = > у = 8+3x, 3х + 16+6x = 7;

Изображение слайда

9

Слайд 9

Решить систему методом подстановки: у – 3х = 8, 3х + 2у = 7. Образец оформления решения: Решение: у – 3х = 8, 3х + 2у = 7; = > у = 8 + 3х, 3х + 2у = 7; = > у = 8+3x, 3х + 2 (8+3x) = 7; = > у = 8+3x, 3х + 16+6x = 7; = > у = 8+3x, 9 х = 7 -16 ; = > у = 8+3x, 9 х = -9 ; = > у = 8+3 (-1), х = -1 ; .

Изображение слайда

10

Слайд 10

Решить систему методом подстановки: у – 3х = 8, 3х + 2у = 7. Образец оформления решения: Решение: у – 3х = 8, 3х + 2у = 7; = > = > у = 5, х = -1. … Ответ: (-1; 5 ) у = 8+3 (-1), х = -1 ; . = >

Изображение слайда

11

Слайд 11

Решите систему методом алгебраического сложения: 3х + 2у = 6, 5х + 3у = 11.

Изображение слайда

12

Слайд 12

Реши ть систему методом алгебраического сложения: 3х + 2у = 6, 5х + 3у = 11; Образец оформления решения: Решение: = > 9 х + 6 у = 18, -10 х +( -6 у) = -22 ; х 3 х (-2) = > 9х + 6у = 18, — х = — 4 ; = > 9х+ 6у = 18, х = 4 ; = > 9 4 + 6у = 18, х = 4 ; . = > 6у = 18 — 36, х = 4; = > у = -3, х = 4. Ответ: (4; -3)

Изображение слайда

13

Слайд 13

Прямая у= kx+m проходит через точки А(2;-1) и В ( 3;4). Найдите уравнение прямой.

Изображение слайда

14

Слайд 14

Най ти уравнение прямой, проходящей через точки А(2;-1) и В ( 3;4). -1=2k+m, 4=3k+m. Образец оформления решения: Решение: Запишем уравнение всех прямых, проходящих через точку А (2;-1): -1 = 2 k + m Запишем уравнение всех прямых, проходящих через точку В (3;4): 4 = 3 k + m Уравнение искомой прямой удовлетворяет обоим равенствам. Составим и решим систему уравнений:

Изображение слайда

15

Последний слайд презентации: Алгебра 8 класс «Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными»

Най ти уравнение прямой, проходящей через точки А(2;-1) и В ( 3;4). -1=2k+m, 4=3k+m ; Образец оформления решения: Решение: = > х (-1) -1=2k+m, — 4= — 3k — m ; = > -1=2k+m, -5 = — k ; = > -1= 10 +m, k = 5 ; = > m= -11, k = 5. Ответ: y= 5 x -11

Изображение слайда

Внеклассный урок — Система уравнений с двумя переменными. Системы уравнений с двумя переменными. Способы решения.

Система уравнений с двумя переменными. Уравнения первой степени. Способы решения

Уравнение может содержать не одну, а две переменных. Понятно, что такие уравнения называются уравнениями с двумя переменными.

Система уравнений – это два и более уравнений, которыми можно манипулировать для нахождения общих решений. Система из двух уравнений вкючает в себя две переменных, значения которых являются общими для обоих уравнений. С помощью одного уравнения системы решается другое, а в итоге решаются оба уравнения системы.

 

Способы решения системы уравнений первой степени.

1. Решение методом подстановки.

Суть в том, что в системе уравнений выбираете наиболее простое, в котором одну переменную выражаете через другую. Результат подставляете во второе уравнение, благодаря чему преобразуете его в более простое уравнение с одной переменной. Вычисляете это уравнение и получаете значение одной из переменных. Подставляется его в первое уравнение и получаете значение второй переменной. Так вы решаете всю систему уравнений.

Пример: Решим систему уравнений

│x + y = 1
│2x – y = 2

Решение:

Первое уравнение системы проще второго – его и используем.
Выразим в нем x через у:

x = 1 – y

Подставляем это значение x в наше второе уравнение и находим значение y:

2(1 – y) – y = 2

2 – 2y – y = 2

2 – 3y = 2

3y = 2 – 2

3y = 0

y = 0.

Мы получили значение y. Подставляем его в наше первое уравнение и находим теперь уже значение x:

x + 0 = 1

x = 1

Мы нашли значения обеих переменных.

Ответ:

│x = 1
│y = 0

 

2. Решение методом сложения.

Этот метод целесообразно применять, если при сложении одно из неизвестных пропадает.

Пример 1: Решим систему уравнений

x + y = 5
│x – y = 1

Решение.

Сложим (вычтем) почленно оба уравнения системы:

│(x + y) + (x – y) = 5 + 1
│(x + y) – (x – y) = 5 – 1

Раскрываем скобки в обоих уравнениях и сводим подобные члены. В результате в первом уравнении пропадает у, во втором х. Мы получаем уравнения с одной переменной, которые проще решать:

│ x + y + x – y = 6
│ x + y – x + y =  4

│2x = 6
│2y = 4

│x = 6 : 2
│y = 4 : 2

│x = 3
│y = 2

Пример решен.

Необязательно производить взаимное сложение и вычитание двух уравнений системы. Часто достаточно бывает произвести одно из двух действий, чтобы вычислить значение одной из двух переменных. А зная одну переменную, мы уже легко сможем найти и вторую.

Пример 2. Решить систему уравнений

│2х + 4у = 26
│8х + 4у = 44

В обоих уравнениях есть число 4у. Значит, можем применить метод сложения. При этом произвести не взаимное сложение, а совершить лишь одно действие: вычесть из первого уравнения второе, чтобы 4у исчезло и чтобы в результате мы получили уравнение с одной переменной:

2х + 4у – 8х – 4у = 26 – 44.

-6х = -18

х = -18 : (-6)

х = 3

Теперь можем найти и значение у, подставив значение х в любое из двух уравнений системы:

2 · 3 + 4у = 26

6 + 4у = 26

4у = 20

у = 20 : 4

у = 5

Ответ: х = 3, у = 5.

 

Однако рассмотрим еще один пример.

Пример 3: Решим систему уравнений

│3х + 5у = 21
│8х – 3у = 7

Здесь нет переменных с одинаковыми коэффициентами, чтобы при вычитании они исчезли. Что делать в этом случае? Для таких случаев придумано оригинальное решение: умножим почленно первое уравнение на 3, а второе на 5. От этого истина не пострадает, потому что мы просто получим равносильные уравнения. Зато благодаря этому приему у нас появятся одинаковые переменные 15у:

│(3х + 5у = 21) · 3
│(8х – 3у = 7) · 5

│3 · 3х + 3 · 5у = 3 · 21
│5 · 8х – 5 · 3у = 5 · 7

│9х + 15у = 63
│40х – 15у = 35

Итак, у нас появились одинаковые переменные и мы можем сложить два уравнения, чтобы прийти к уравнению с одной переменной:

9х + 15у + 40х – 15у = 63 + 35

49х = 98

х = 2

Осталось найти значение второй переменной, подставив значение х, например, в первое уравнение системы:

3 · 2 + 5у = 21

6 + 5у = 21

5у = 21 – 6

5у = 15

у = 3.

Ответ: х = 2; у = 3.

 

Опять же не всегда нужно преобразовывать оба уравнения системы так, как было в предыдущем примере. Бывает и так, что достаточно изменить лишь одно из уравнений.

Пример 4. Решим систему уравнений:

│3х – 4у = 7
│х + 3у = 11

Здесь достаточно второе уравнение умножить на –3. Тогда мы получим число –3х, а при сложении двух уравнений придем к уравнению с одной переменной.
Итак, умножаем второе уравнение на –3:

(х + 3у = 11) · (–3)

–3х – 9у = –33

Теперь складываем два уравнения, приходим к уравнению с одной переменной у и решаем его:

– 4у – – 9у = 7 – 33

–13у = –26

у = 2.

И находим значение х. Это проще сделать во втором уравнении:

х + 3 · 2 = 11

х + 6 = 11

х = 5.

Ответ: х = 5; у = 2.

 

3. Решение методом введения новой переменной.

Пример. Решить систему уравнений

│       2                   3
│———— + ———— = 2
│   х – 3у          2х + у

│       8                  9
│———— – ———— = 1
│   х – 3у          2х + у

Перед нами система сложных уравнений, осложненных дробными числами. Наша задача – упростить их, чтобы потом решить. Если применить какой-нибудь из первых двух методов, получатся еще более сложные уравнения. Зато хорошо подходит метод введения новой переменной, благодаря которому мы целую дробь можем заменить одной переменной. Как это сделать?

Обратите внимание: у первых чисел обоих уравнений одинаковые знаменатели х – 3у, при этом их числители делятся на 2. У вторых чисел тоже одинаковые знаменатели 2х + у, а их числители делятся на 3. Этим и воспользуемся.

1) Выпишем снова нашу систему уравнений, разложив на множители числители второго уравнения и вынеся их за дробь:

│       2                   3
│———— + ———— = 2
│   х – 3у          2х + у

│            2                       3
│4 · ———— – 3 · ———— = 1
│         х – 3у             2х + у

Теперь в обоих уравнениях у нас абсолютно одинаковые первые дроби и абсолютно одинаковые вторые дроби.

2) Заменим эти дроби новыми переменными a и b следующим образом:

       2                          3
———— = а,    ———— = b.
   х – 3у                 2х + у

Так мы существенно упрощаем уравнения, которые обретают совсем иной вид:

а + b = 2
│4а – 3b = 1

3) Применяем уже известный нам метод подстановки.

Первое уравнение проще, поэтому сначала выражаем в нем а через b:

а = 2 – b.

Подставляем полученное значение а во второе уравнение, раскрываем скобки, приводим подобные члены и вычисляем численное значение b:

4 · (2 – b) – 3b = 1

8 – 4b – 3b = 1

8 – 7b = 1

7b = 8 – 1

7b = 7

b = 1

Раз нам известно численное значение b, то мы легко можем найти и численное значение а. Это проще сделать с помощью первого уравнения:

а + b = 2

а + 1 = 2

а = 2 – 1

а = 1.

Итак:

а = 1,  b = 1.

Вписываем в дроби эти значения а и b:

│       2
│———— = 1
│  х – 3у

│       3
│———— = 1
│  2х + у

4) Преобразуем эти уравнения по известному вам правилу: неизвестные влево, известные вправо:

│ х – 3у = 2 : 1
│2х + у = 3 : 1

│ х – 3у = 2
│2х + у = 3

5) Решаем эту систему уравнений снова с помощью метода подстановки. Для этого в первом уравнении х выражаем через у:

х = 2 + 3у.

Подставляем во второе уравнение и находим у:

2 · (2 + 3у) + у = 3

4 + 6у + у = 3

7у = 3 – 4

7у = –1

у = –1/7

И с помощью первого уравнения находим х:

х – 3у = 2

х – 3 · (–1/7) = 2

х + 3/17 = 2

х = 2 – 3/7

х = 11/7.

Мы нашли значения х и у в нашей исходной системе уравнений – а значит, решили ее.

Ответ: х = 11/7, у = –1/7

ПРИМЕЧАНИЕ.

Как видно из этого примера, нередки случаи, когда при решении системы уравнений надо последовательно применить сразу несколько методов.

 

Решение системы линейных уравнений с двумя неизвестными

Решить {$ main.types[data.type] $}

A-1{$ result.IA[0][0]|number $}{$ result.IA[0][1]|number $}{$ result.IA[0][2]|number $}*{$ result.B[0][0]|number $}={$ result.x|number $}
{$ result.IA[1][0]|number $}{$ result.IA[1][1]|number $}{$ result.IA[1][2]|number $}{$ result.B[1][0]|number $}{$ result.y|number $}
{$ result.IA[2][0]|number $}{$ result.IA[2][1]|number $}{$ result.IA[2][2]|number $}{$ result.B[2][0]|number $}{$ result.z|number $}

①Мотивация учебной деятельности . Постановка учащимися целей и задач  урока .

Прочитайте слова , которые выбраны девизом  урока.

Как вы их понимаете.

Почему именно их я выбрала в качестве девиза? Нам предстоит разобраться

Каким путём пойти и  какой для каждого более удобен

ЗНАНИЯ

размышления

подражание

опыт

②Актуализация знаний

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.
  1. Проверка домашней практической работы

Что мы умеем в математике      —  наш ОПЫТ

Устный счет

Задания: 
1) Выразить х через у или   у через х


1. х + 3у = 10 ;              3. 2х + 6у -8=0 ;
2. 5 х —  у = 2 ;               4. 6х — 5у + 4 =0;

Возможные варианты ответов 

  1. х= 3у + 10;

 х= — 3у + 10;

х= 3у — 10;

х= — 3у — 10

  1. у = 5 х +  2;

у =5 х — 2;

у =-5 х +2

у =-5 х-2

  1. х =+ 3у -8 

х =- 3у +4 

х =- 3у -4 

х =3у +4 

  1. 6х= — 5у + 4 ;

х= 5/6у – 2/3

y=1.2x+0.8 

2) Решите уравнения

3х= -5х-4

2(х-2) = 2х+4

5(1-2х ) = -10х+5

3.)  Не выполняя построений найдите точки пересечения прямых

а) y=-х+3 и y=2х         б) y=3х-8 и y=-2х+7

в) y=-5х и y=3х-16

Возможные варианты ответов 

 (1;2)              (3;1)                 (2;-10)

Помощь

а) -х+3 =2х

3 =2х+х

3 =3х

x=1

y =2

б) 3х-8 = -2х+7

3х+2х  = 8+7

5х = 15

х = 3

у=1

в) -5х =3х-16

-5х -3х=-16

-8х =-16

х =2

у=10

На прошлых уроках мы с вами познакомились с новой математической моделью.

Эта математическая модель представляет собой систему двух линейных уравнений с двумя переменными.

Перед нами стояла задача найти такие пары значений (х; у), которые одновременно удовлетворяют и первому, и второму уравнению.

 

-Кто может мне сказать:

 Что называется решением системы двух линейных уравнений с двумя переменными

— Каким методом мы пользовались определяя решение  системы? ……

— Вспомните этапы алгоритма  решения системы уравнений графическим методом…..

— Есть ли у этого метода недостатки?….. Обоснуйте ответ

Домашняя практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

I вариант

II вариант

IV.  Проверка практической работы:

I вариант

II вариант

 

x

0

2

y

1

3


x

0

1

y

3

0


x

0

4

y

-8

0

 

x

0

2

y

13

15

 Возможные выводы учащихся:

 Вывод1: для решения данных уравнений графический способ не удобен: в варианте 1 решением являются дробные числа, определить которые по графику трудно

 Вывод2: в варианте 2 решением являются большие числа, для определения которых не достаточно страницы тетради.

Итог :  Для решения данных систем необходим другой способ решения.         

③Изучение нового материала.

 Итак, у нас есть опыт и  мы убедились, что графический метод решения выручает нас не всегда. Значит, нам нужно располагать надежным алгебраическим методом, который нас не подведет в случае с большими или дробными значениями координат точки.

 

Этим мы и займемся сегодня на уроке.

-В тетрадях запишите, пожалуйста, число,  Классная работа.

 Тема урока: «Метод подстановки». Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Попробуем решить систему, которою решал на доске ….(ученик, вызванный ранее) другим способом: (учитель начинает рассуждение, затем продолжают ученики)

       

какова цель ?   (1.  найти общее решение уравнений;

  1. на языке графиков : найти точку пересечения  соответствующих прямых, но….

не строя графики )

— Как тогда можно сформулировать задание( обсудите в парах если необходимо) :

Найдите  координаты точки пересечения графиков уравнений ) 2х-у = 8 и  х-у = -13 не выполняя построения.

Кто может пойти к доске и выполнить это задание? (К доске…)

Преобразуем уравнения  (выразим в каждом значение у)

у = 2х-8 и  у = х+13

-Нас интересует такое значение х,  при которых:

2х-8 = х+13

х=21  ,   тогда у=34     Ответ(21;34)

-Чем эти рассуждения отличались от тех, которые применял ….(имя ученика) при решении этой системы графическим методом?

-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 65 и, прочитав текст, ответьте мне на этот вопрос.

-Как же мы рассуждали?   — выразили

                                              — подставили

                                              — решили

                                              -нашли

                                              -записали ответ

— У меня на доске,  а у вас на столах листочки с этапами алгоритма, восстановите его последовательность (напечатано на цветных листах):

  1. Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения.
  2. Подставить полученное выражение во второе уравнение
  3. Решить уравнение с одной переменной.
  4. Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.
  5. Записать ответ

— Проанализируйте и сопоставьте алгоритм и решение которое мы получили. Сделайте выводы…..

— Ели бы вы решали бы сейчас систему с чего бы вы начали ….

Что делали бы дальше ….

( обсуждение в парах ), выводы учащихся.

Сравните свои рассуждения с предложенными

Решить систему уравнений методом подстановки

1 вариант рассуждений

2 вариант рассуждений

  1. Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения.

  1. Подставить полученное выражение во второе уравнение

2у-26-у=8

у=34

х-2х+8=-13

-х=-21

х=21

  1. Решить уравнение с одной переменной.

х-34=-13

х=21

21-у=-13

-у=-34

у=34

  1. Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Ответ : (21;34)

Ответ : (21;34)

  1. Записать ответ

Выводы учащихся……

— Давайте вернемся ко второй системе, которая осталась без ответа и решим ее способом подстановки (вызвать к доске…. )

  =>   =>      =>=>  =>

=> => =>

Ответ : ()

Еще раз проговорим этапы алгоритма:  (проговорить этапы, слайд мультимедиа)

( предварительные итоги)

 Опираясь на опыт, рассуждая мы с вами получили алгоритм решения системы уравнений методом подстановки и решили две  «домашние» системы . Давайте ещё раз вспомним :

1) Что называют решением системы уравнений с двумя переменными? Что значит решить систему уравнений?

2)  Назови методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.

3) Сформулируйте алгоритм решения по каждому способу решения в нескольких словах, назвав самое главное.

Как вы думаете , а есть ли пример применениям систем и в частности метода подстановки в жизни?  Метод подстановки, когда одно условие подставляется в другое, мы часто используем в обычной жизни.

ПРИМЕР  «Поиск в социальных сетях»

Представьте такую ситуацию. Вы в гостях у своего друга Пети познакомились с девочкой Женей и, уже вернувшись домой, решили найти ее в социальной сети.

Вот что вы знаете:

1. Она подруга Пети

2. Она тоже учится в 7 классе, хоть и в другой школе

3. Зовут Женя

4. Живет тоже в Москве

Каждое из этих условий имеет очень много решений по отдельности. Друзей у Пети много, 7-классниц огромное количество, девочек с именем Женя тоже и так далее.

Но так как все эти условия относятся к одному человеку, то это система: , а решением системы является такой человек, который соответствует сразу всем условиям. И решаем эту систему мы методом подстановки. Выбираем одно условие, потом туда подставляем другое и так далее.

Итак:

Открываете страничку Пети и выбираете список всех его друзей. Это решения первого условия. Их 256. (См. Рис. 1.)

Рис. 1. Решение первого условия системы

Подставляем сюда второе условие. Раз в 7 классе, то ее возраст от 12 до 14 лет. Количество решений уменьшилось до 132. (См. Рис. 2.)

Рис. 2. Выполнение первых двух условий системы

Добавляем условие, которое мы изначально забыли, но нам его подсказала сеть – пол. Женский. Осталось 54. (См. Рис. 3.)

Рис. 3. Еще одно условие

Город Москва. Осталось 37 человек (См. Рис. 4.)

Рис. 4. Выполнение еще одного условия

Имя Женя. Осталось два человека. (См. Рис. 5.)

Рис. 5. Итог после выполнения всех условий

Итак, система имеет 2 решения, из них несложно выбрать нужного нам человека.

Мы последовательно в одно условие подставляли другое и так 4 раза, то есть решили задачу методом подстановки.

⑤Рефлексия : 

Каким же путём мы сегодня двигались к знаниям

ЗНАНИЯ

размышления

подражание

опыт

Найдите своё место на горе.

Учащимся предлагается рисунок, на котором нужно отметить свое место положение для данного урока, т.е.:

Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;

Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;

Если нет ни каких вопросов, и вы чувствуете , что полностью владеете  данной темой, то вы на пике.

⑥ Итог урока и постановка домашнего задания 

Творческие  задания.

Домашнее задание: параграф 12, знать алгоритм, разобрать самостоятельно примеры 1, 3, № 12.2-12.4 (б)

При  каких значениях параметра a  решением системы уравнений

   будет неотрицательная пара чисел?

№11.21

-Сегодня мы познакомились с вами с еще одним способом решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Сформулировали алгоритм этого метода. На следующих уроках мы отработаем этот алгоритм на более сложных системах и познакомимся с еще одним очень интересным способом решения.

Оценки сегодня получили… Спасибо за урок. До свидания.


1) Выразить х через у или   у через х


1. х + 3у = 10 ;              3. 2х + 6у -8=0 ;
2. 5 х —  у = 2 ;               4. 6х — 5у + 4 =0;

2) Решите уравнения

3х= -5х-4

2(х-2) = 2х+4

5(1-2х ) = -10х+5

3. )  Не выполняя построений найдите точки пересечения прямых

а) y=-х+3 и y=2х         б) y=3х-8 и y=-2х+7

в) y=-5х и y=3х-16

  1. х= 3у + 10;

 х= — 3у + 10;

х= 3у — 10;

х= — 3у — 10

  1. у = 5 х +  2;

у =5 х — 2;

у =-5 х +2

у =-5 х-2

  1. х =+ 3у -8 

х =- 3у +4 

х =- 3у -4 

х =3у +4 

  1. 6х — 5у + 4 =0;

а) -х+3 =2х

3 =2х+х

3 =3х

x=1

y =2

б) 3х-8 = -2х+7

3х+2х  = 8+7

5х = 15

х = 3

у=1

в) -5х =3х-16

-5х -3х=-16

-8х =-16

х =2

у=10


Алгоритм решения системы уравнений методом подстановки

Выбрать переменную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо, когда перед переменной коэффициент 1 или -1)

и  выразить одну переменную из любого уравнения через другую .

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Решить уравнение с одной переменной.

Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Записать ответ


I вариант

Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

II вариант  Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

     

     

I вариант

Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

II вариант  Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

     

     

I вариант

Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

II вариант  Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

     

     

I вариант

Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

II вариант  Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

     

     

I вариант

Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

II вариант  Практическая работа: решить систему уравнений графическим способом.

     

     

Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения. 

Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения. 

Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения.  

.

Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения. 

Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения. 

Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения. 

Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения. 

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Подставить полученное выражение во второе уравнение

Подставить полученное выражение во второе уравнение


Решить уравнение с одной переменной.

Решить уравнение с одной переменной.

Решить уравнение с одной переменной.

Решить уравнение с одной переменной.

Решить уравнение с одной переменной.

Решить уравнение с одной переменной.

Решить уравнение с одной переменной.

Решить уравнение с одной переменной.


Найденное значение переменной подставить в  одно из первых уравнений и найти значение второй переменной.

Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Записать ответ

Записать ответ

Записать ответ

Записать ответ

Записать ответ

Записать ответ

Записать ответ

Записать ответ


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Задание

Кол-во баллов

Устный счет

1. Выразить х через у или   у через х

2. Преобразуйте линейное уравнение с двумя переменными к виду линейной функции y=kx+m

3.  Не выполняя построений найдите точки пересечения прямых.

Алгоритм

Решение систем линейных уравнений

Общее количество баллов

Оценка

«2»:менее 3 баллов

«3»: от 3 до 5 баллов

«4»: от 6 до 8 баллов

«5»: от 9 до 11 баллов

Решить систему уравнений методом подстановки

1 вариант рассуждений

2 вариант рассуждений

  1. Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения.

  1. Подставить полученное выражение во второе уравнение

2у-26-у=8

у=34

х-2х+8=-13

-х=-21

х=21

  1. Решить уравнение с одной переменной.

х-34=-13

х=21

21-у=-13

-у=-34

у=34

  1. Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Ответ : (21;34)

Ответ : (21;34)

  1. Записать ответ

Решить систему уравнений методом подстановки

1 вариант рассуждений

2 вариант рассуждений

  1. Выбрать переменнную (выбираем желательно  хорошую переменную: хорошо когда перед переменной коэффициент 1 или -1) и  выразить одну (любую) переменную из любого уравнения.

  1. Подставить полученное выражение во второе уравнение

2у-26-у=8

у=34

х-2х+8=-13

-х=-21

х=21

  1. Решить уравнение с одной переменной.

х-34=-13

х=21

21-у=-13

-у=-34

у=34

  1. Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.

Ответ : (21;34)

Ответ : (21;34)

  1. Записать ответ