Когда функция является ни четной ни нечетной: Чётные и нечётные функции — урок. Алгебра, 9 класс.

Определения и свойства четных и нечетных функций 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема урока, введение

 

В этом уроке будут даны строгие определения четных и нечетных функций, рассмотрены их свойства, решены некоторые задачи.

 

 

Основные определения

 

 

Определение 1: Функция  называется четной, если для любого значения x из множества X выполняется равенство:

 

Определение 2: Функция  называется нечетной, если для любого значения x из множества X выполняется равенство:

Примеры:

1.  четная, т.к.

2.  нечетная, т.к.

3.  четная,

4. нечетная, .

Дадим развернутое определение четной функции.

Определение 3: Функцию  называют четной, если выполнены два условия для всех

1. Область определения симметрична относительно нуля, т.е.

2.

Из определения вытекает важное свойство четной функции:

График четной функции симметричен относительно оси y (Рис. 1).

Дадим развернутое определение нечетной функции.

Определение 4: Функцию  называют нечетной, если выполнены два условия для всех

1. Область определения симметрична относительно нуля,  т.е.

2.

Из определения нечетной функции вытекает свойство: График нечетной функции симметричен относительно т. (0; 0) (Рис. 2).

Если функция  не является ни четной, ни нечетной, то ее называют функцией общего вида.

 

Примеры

 

 

Примеры:

 

Пример 1. Определите вид функции

 четная функция, ее график симметричен относительно оси y.

Пример 2. Определите вид функции

В точке  функция не существует, а в точке  существует. Область определения несимметрична относительно нуля, значит функция общего вида.

Пример 3.Определите вид функции

Обе точки выколотые, график и область определения симметричны относительно начала координат, функция четная.

Пример 4. Определите вид функции

рафик и область определения симметричны относительно начала координат, функция нечетная.

Пример 5. Определите вид функции

В точке с абсциссой 2 функция не существует, в точке с абсциссой -2 существует. Область определения несимметрична относительно нуля, это функция общего вида.

Пример 6. Определите вид функции

Область определения симметрична относительно нуля, функция нечетная.

 

Примеры на исследование функции

 

 

Рассмотрим примеры на свойства четных и нечетных функций.

 

Пример 7: Исследовать на четность функцию

Решение:

Первый способ:

 

 

,функция четная.

Второй  способ:

Возведем в квадрат обе части равенства. Тогда вместо уравнения получим систему:

 

Второе уравнение полученной системы – уравнение окружности с центром в т.(0; 0) радиусом 4. Но т.к.  , графиком уравнения является верхняя полуокружность (Рис. 9).

График симметричен относительно оси y, поэтому функция четная.

Ответ: Функция четная.

Пример 8. Известно, что функция  четная и убывает при  Определите характер монотонности функции при

Решение:

Нам известно, что функция убывает на луче . Раз она определена на луче  и является четной, то она определена и на луче

График четной функции симметричен относительно оси y, т.е. функция возрастает на луче

В качестве примера изобразим график функции  (Рис. 10).

Ответ: Функция возрастает при

Пример 9. Дана функция , где

Задайте  так, чтобы функция  являлась

а. четной

б. нечетной.

Решение:

Если функция четная, ее график симметричен относительно оси y, т.е.  (Рис. 11).

Если функция нечетная, ее график симметричен относительно т. (0; 0), т.е.  (Рис. 12).

 

Заключение, вывод

 

 

Мы рассмотрели определения и свойства четных и нечетных функций, решили некоторые типовые задачи На следующем уроке мы продолжим изучение свойств четных и нечетных функций.

 

 

Список рекомендованной литературы

1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002. -192 с.: ил.

2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.

3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.

4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. — М., 2011. — 287 с.

5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.

6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Раздел College. ru по математике (Источник).

2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).

3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 275 – 278.

 

Как понять четность и нечетность функции. Как определять четные и нечетные функции

Функция — это одно из важнейших математических понятий. Функция — зависимость переменной у от переменной x , если каждому значению х соответствует единственное значение у . Переменную х называют независимой переменной или аргументом. Переменную у называют зависимой переменной. Все значения независимой переменной (переменной x ) образуют область определения функции. Все значения, которые принимает зависимая переменная (переменная y ), образуют область значений функции.

Графиком функции называют множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты — соответствующим значениям функции, тоесть по оси абсцисс откладываются значения переменной x , а по оси ординат откладываются значения переменной y . Для построения графика функции необходимо знать свойства функции. Основные свойства функции будут рассмотрены далее!

Для построения графика функции советуем использовать нашу программу — Построение графиков функций онлайн. Если при изучении материала на данной странице у Вас возникнут вопросы, Вы всегда можете задать их на нашем форуме. Также на форуме Вам помогут решить задачи по математике, химии, геометрии, теории вероятности и многим другим предметам!

Основные свойства функций.

1) Область определения функции и область значений функции .

Область определения функции — это множество всех допустимых действительных значений аргумента x (переменной x ), при которых функция y = f(x) определена.
Область значений функции — это множество всех действительных значений y , которые принимает функция.

В элементарной математике изучаются функции только на множестве действительных чисел.

2) Нули функции .

Значения х , при которых y=0 , называется нулями функции . Это абсциссы точек пересечения графика функции с осью Ох.

3) Промежутки знакопостоянства функции .

Промежутки знакопостоянства функции – такие промежутки значений x , на которых значения функции y либо только положительные, либо только отрицательные, называются промежутками знакопостоянства функции.

4) Монотонность функции .

Возрастающая функция (в некотором промежутке) — функция, у которой большему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее значение функции.

Убывающая функция (в некотором промежутке) — функция, у которой большему значению аргумента из этого промежутка соответствует меньшее значение функции.

5) Четность (нечетность) функции

.

Четная функция — функция, у которой область определения симметрична относительно начала координат и для любого х f(-x) = f(x) . График четной функции симметричен относительно оси ординат.

Нечетная функция — функция, у которой область определения симметрична относительно начала координат и для любогох из области определения справедливо равенство f(-x) = — f(x ). График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

Четная функция
1) Область определения симметрична относительно точки (0; 0), то есть если точка a принадлежит области определения, то точка -a также принадлежит области определения.
2) Для любого значения x f(-x)=f(x)
3) График четной функции симметричен относительно оси Оу.

Нечетная функция обладает следующими свойствами:
1) Область определения симметрична относительно точки (0; 0).
2) для любого значения x , принадлежащего области определения, выполняется равенство

f(-x)=-f(x)
3) График нечетной функции симметричен относительно начала координат (0; 0).

Не всякая функция является четной или нечетной. Функции общего вида не являются ни четными, ни нечетными.

6) Ограниченная и неограниченная функции .

Функция называется ограниченной, если существует такое положительное число M, что |f(x)| ≤ M для всех значений x . Если такого числа не существует, то функция — неограниченная.

7) Периодическость функции .

Функция f(x) — периодическая, если существует такое отличное от нуля число T, что для любого x из области определения функции имеет место: f(x+T) = f(x). Такое наименьшее число называется периодом функции. Все тригонометрические функции являются периодическими. (Тригонометрические формулы).

Функция f называется периодической, если существует такое число, что при любом

x из области определения выполняется равенство f(x)=f(x-T)=f(x+T) . T — это период функции.

Всякая периодическая функция имеет бесконечное множество периодов. На практике обычно рассматривают наименьший положительный период. 3 симметрична относительно начала координат.

    — (матем.) Функция у = f (x) называется чётной, если она не меняется, когда независимое переменное изменяет только знак, то есть, если f (x) = f (x). Если же f (x) = f (x), то функция f (x) называется нечётной. Например, у = cosx, у = x2… …

    F(x) = x пример нечётной функции. f(x) = x2 пример чётной функции. f(x) = x3 … Википедия

    Функция, удовлетворяющая равенству f (x) = f (x). См. Чётные и нечётные функции … Большая советская энциклопедия

    F(x) = x пример нечётной функции. f(x) = x2 пример чётной функции. f(x) = x3 … Википедия

    F(x) = x пример нечётной функции. f(x) = x2 пример чётной функции. f(x) = x3 … Википедия

    F(x) = x пример нечётной функции. f(x) = x2 пример чётной функции. f(x) = x3 … Википедия

    F(x) = x пример нечётной функции. f(x) = x2 пример чётной функции. f(x) = x3 … Википедия

    Специальные функции, введённые французским математиком Э. Матье (E. Mathieu) в 1868 при решении задач о колебании эллиптической мембраны. М. ф. применяются также при изучении распространения электромагнитных волн в эллиптическом цилиндре … Большая советская энциклопедия

    Запрос «sin» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «sec» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Синус» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Определение 1. Функцияназываетсячетной (нечетной ), если вместе с каждым значением переменной

значение –х также принадлежит
и выполняется равенство

Таким образом, функция может быть четной или нечетной только тогда, когда ее область определения симметрична относительно начала координат на числовой прямой (числа х и –х одновременно принадлежат
). Например, функция
не является четной и нечетной, так как ее область определения
не симметрична относительно начала координат.

Функция
четная, так как
симметрична относительно начала координат и.

Функция
нечетная, так как
и
.

Функция
не является четной и нечетной, так как хотя
и симметрична относительно начала координат, равенства (11.1) не выполняются. Например,.

График четной функции симметричен относительно оси Оу , так как если точка

тоже принадлежит графику. График нечетной функции симметричен относительно начала координат, так как если

принадлежит графику, то и точка
тоже принадлежит графику.

При доказательстве четности или нечетности функции бывают полезны следующие утверждения.

Теорема 1. а) Сумма двух четных (нечетных) функций есть функция четная (нечетная).

б) Произведение двух четных (нечетных) функций есть функция четная.

в) Произведение четной и нечетной функций есть функция нечетная.

г) Если f – четная функция на множествеХ , а функцияg определена на множестве
, то функция
– четная.

д) Если f – нечетная функция на множествеХ , а функцияg определена на множестве
и четная (нечетная), то функция
– четная (нечетная).

Доказательство . Докажем, например, б) и г).

б) Пусть
и
– четные функции. Тогда, поэтому. Аналогично рассматривается случай нечетных функций

и
.

г) Пусть f – четная функция. Тогда.

Остальные утверждения теоремы доказываются аналогично. Теорема доказана.

Теорема 2. Любую функцию
, заданную на множествеХ , симметричном относительно начала координат, можно представить в виде суммы четной и нечетной функций.

Доказательство . Функцию
можно записать в виде

.

Функция
– четная, так как
, а функция
– нечетная, поскольку. Таким образом,
, где
– четная, а
– нечетная функции. Теорема доказана.

Определение 2. Функция
называетсяпериодической , если существует число
, такое, что при любом
числа
и
также принадлежат области определения
и выполняются равенства

Такое число T называетсяпериодом функции
.

Из определения 1 следует, что если

Т – период функции
, то и число –Т тоже является периодом функции
(так как при заменеТ на –Т равенство сохраняется). С помощью метода математической индукции можно показать, что еслиТ – период функцииf , то и
, тоже является периодом. Отсюда следует, что если функция имеет период, то она имеет бесконечно много периодов.

Определение 3. Наименьший из положительных периодов функции называется ееосновным периодом.

Теорема 3. ЕслиТ – основной период функцииf , то остальные периоды кратны ему.

Доказательство . Предположим противное, то есть что существует периодфункцииf (>0), не кратныйТ . Тогда, разделивнаТ с остатком, получим
, где
. Поэтому

то есть – период функцииf , причем
, а это противоречит тому, чтоТ – основной период функцииf . Из полученного противоречия следует утверждение теоремы.

Теорема доказана.

Хорошо известно, что тригонометрические функции являются периодическими. Основной период
и
равен
,
и
. Найдем период функции
. Пусть
— период этой функции. Тогда

(так как
.

илиилиили
.

Значение T , определяемое из первого равенства, не может быть периодом, так как зависит отх , т.е. является функцией отх , а не постоянным числом. Период определяется из второго равенства:
. Периодов бесконечно много, при
наименьший положительный период получается при
:
. Это – основной период функции
.

Примером более сложной периодической функции является функция Дирихле

Заметим, что если T – рациональное число, то
и
являются рациональными числами при рациональномх и иррациональными при иррациональномх . Поэтому

при любом рациональном числе T . Следовательно, любое рациональное числоT является периодом функции Дирихле. Ясно, что основного периода у этой функции нет, так как есть положительные рациональные числа, сколь угодно близкие к нулю (например, рациональное числоможно сделать выборомn сколь угодно близким к нулю).

Теорема 4. Если функцияf задана на множествеХ и имеет периодТ , а функцияg задана на множестве
, то сложная функция
тоже имеет периодТ .

Доказательство . Имеем, поэтому

то есть утверждение теоремы доказано.

Например, так как cos x имеет период
, то и функции
имеют период
.

Определение 4. Функции, не являющиеся периодическими, называютсянепериодическими .

Исчисление

— как можно определить, что функция не является ни четной, ни нечетной, без использования слов или символов отрицания?

спросил

Изменено 4 года, 11 месяцев назад

Просмотрено 192 раза

$\begingroup$

Я понимаю все определения

Если $f(-x) = f(x)$, функция четная.

Если $f(-x) = -f(x)$, то функция нечетная.

Если $f(-x) \neq f(x)$ и $f(-x) \neq -f(x)$, то функция не является ни четной, ни нечетной.

теперь я не знаю, как определить, что функция не является ни четной, ни нечетной без использования слов или символов отрицания

спасибо за помощь

  • исчисление
  • определение

$\endgroup$

4 92 > 0 \справа]. $$

(Однако, как указали другие комментаторы, это все еще несколько искусственно.)

$\endgroup$

$\begingroup$

Если у вас есть четная функция, она должна быть симметричной относительно оси Y. Если вы свернете график по оси Y, обе половины функции должны совпасть друг с другом.

Если у вас есть нечетная функция, вы должны сначала перевернуть левую половину графика, и тогда он будет симметричным, когда вы будете отражать ось Y.

Это, или вы можете визуализировать поворот всей правой половины графика нечетной функции на 180 градусов, и он должен совпасть с левой половиной.

$\endgroup$

5

$\begingroup$

Четные функции обладают симметрией вдоль оси $x=0$.

Нечетные функции обладают симметрией вдоль оси $x=-y$.

Функции, не имеющие ни одной из этих симметрий, не являются ни четными, ни нечетными. 92+x+1$ (сюжет).

$\endgroup$

1

$\begingroup$

, если существует точка x1 ∈ D такая, что f (−x1) не определена

$\endgroup$

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie 93 -8x

Подписаться І 1

Подробнее

Отчет

2 ответа от опытных наставников

Лучший Новейшие Самый старый

Автор: ЛучшиеНовыеСамыеСтарые

Джон С. ответил 13.04.20

Репетитор

5 (6)

Терпеливый и знающий репетитор по математике и английскому языку

Смотрите таких репетиторов

Смотрите таких репетиторов

Проверка, чтобы определить, является ли функция y=f(x) четной, нечетной или ни одной:

Замените x на -x и сравните результат с f(x).

Если f(-x) = f(x), функция четная.

Если f(-x) = — f(x), функция нечетная.

Если f(-x) ≠ f(x) и f(-x) ≠ -f(x), функция не является ни четной, ни нечетной.

Термины, включающие нечетные степени x, меняют знак при замене x на (-x). 92 — 5x — 15

Полученное уравнение не равно f(x) и не равно -f(x), поэтому ответ не будет ни тем, ни другим.

Я буду рад помочь.

Голосовать за 0 Понизить

Подробнее

Отчет

Виктория В. ответил 13.04.20

Репетитор

5,0 (402)

Более 20 лет преподавания алгебры по двум предметам и выше.

Смотрите таких репетиторов

Смотрите таких репетиторов

Пожалуйста, посмотрите видео, чтобы узнать, как это сделать. 🙂

Голосовать за 0 Понизить

Подробнее

Отчет

Все еще ищете помощь? Получите правильный ответ, быстро.

Задайте вопрос бесплатно

Получите бесплатный ответ на быстрый вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *