что это такое? – Новости – Институт дополнительного профессионального образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Что изучает микроэкономика, какие задачи решает и чем отличается от макроэкономики? Тяжело ли её изучать тем, кто далёк от экономики? Каков формат её изучения в Вышке? На эти и другие вопросы нам ответила Татьяна Александровна Анисовец, старший преподаватель департамента экономики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Татьяна Александровна, Вы преподаёте микроэкономику для студентов программы «Финансы» второго высшего образования. О чём этот предмет?
Несмотря на распространённое мнение, что экономика – описательная наука, в ней постоянно используются математические подсчёты. Микроэкономика изучает функционирование отдельных индивидов, фирм и рынков: как они устроены, почему и как на них влияют внешние факторы, что с ними будет происходить в дальнейшем. Так, например, мы узнаем, что случится с деятельностью производителя, если государство решит повысить для него налоги или, наоборот, даст возможность взять субсидию.
А в чём заключается отличие микро- от макроэкономики?
Микроэкономика рассматривает выпуск продукции отдельной фирмы, цены на конкретные товары и т. п., а макроэкономика изучает экономику в целом и исследует проблемы, которые касаются всех: безработица, валовый внутренний продукт, инфляция, банковская деятельность, фискальная и денежно-кредитная политика.
Когда государство планирует перейти к прогрессивной шкале налогообложения – это макроэкономика, а когда оно вводит новый акциз на конкретный товар – микроэкономика, хотя и то и то – налоги для государственного бюджета. Например, рынок нефти или сахарной свеклы – тоже микроэкономика.
На каком курсе и как долго изучается эта дисциплина?
Студенты программы второго высшего образования «Финансы» изучают её на первом курсе. Это один из базовых предметов, который длится два первых модуля.
Какой формат обучения Вы используете?
Я провожу занятия в форме презентаций, предварительно выкладывая их в систему LMS (англ.
Learning Management System, система управления учебной деятельностью, используемая для совместного доступа к учебным онлайн-материалам).
На лекции мы обсуждаем прочитанный материал и разбираем наиболее важные пункты. Таким образом, студенты приходят подготовленными и заранее знают, на каких разделах темы хотели бы остановиться. Перед экзаменами они также получают тренировочные тесты и могут заблаговременно проверить уровень знаний, чтобы в дальнейшем лучше подготовиться.
Такой формат удобен и для тех, кто по каким-то причинам не смог посетить все лекции. Студент может изучить их дома, а потом прийти на решение контрольных, то есть задания будут для него уже знакомы.
Вы даёте рекомендации по выбору обучающей литературы?
Да, у нас есть программа, которая рекомендует к прочтению базовый учебник. Но у нас практикуется индивидуальный подход, поэтому тем, кто «дружит» с математикой, советуем дополнительную литературу. Всё зависит от начальной подготовки студента.
Какие задачи решают студенты на практических занятиях?
50 % обучения занимают лекции, а 50 % — семинары, на которых я стараюсь дать им комплексное понимание экономических процессов. Вместе мы анализируем графики, функции, а также факторы, которые на них влияют.
Постоянно решаем задачи из реальной жизни. Например, сколько нужно выпустить единиц продукции, чтобы получить безубыточное производство? Сколько государство получит налоговой выручки, если введет акциз на определенный товар? И другие вопросы.
На программу «Финансы» часто приходят люди из сфер, не связанных с экономикой. Насколько им тяжело понять этот предмет?
В микроэкономике много цифр и уравнений. Здесь нужно понимать математику и правильно считать, поэтому она может показаться для них достаточно сложной. Например, работая кредитным специалистом, нужно уметь читать бизнес-план: понимать, откуда взялись приведённые цифры; проверять, правильно ли посчитана предполагаемая выручка и т.
д.
Однако в моей группе сейчас много тех, кто пришёл из неэкономической отрасли, например, юристов. И хочу заметить, что они очень старательно учатся. Да, им тяжело, но они хотят разобраться, задают вопросы. Пятеро уже получили экзамен «автоматом».
Вообще я всегда за то, чтобы студенты задавали вопросы. На лекциях можно сидеть и кивать головой, и будет казаться, что всё понятно, но потом лишь шаг в сторону – и всё. Поэтому пока есть возможность, как только захотелось что-то уточнить, нужно спрашивать, не стесняясь.
Кроме того, студенты читают учебники, а затем разбирают со мной отдельные моменты на семинарах. Таким образом, любая непонятная для них информация не остаётся без внимания.
Чему научатся слушатели курса микроэкономики?
Они будут понимать, что и почему происходит на том или ином рынке, а также объяснять и прогнозировать экономические процессы. Например, почему страны ОПЕК ограничивают добычу нефти, и как это повлияет на конкретный рынок? Почему сотовые операторы вместе поднимают цены на услуги, а Федеральная Антимонопольная Служба снова собирается их «наказать»?
Владельцы собственного бизнеса научатся устанавливать экономически оправданную цену на товар, что на самом деле не так уж и просто.
Многим ведь кажется, что для увеличения прибыли нужно просто увеличить цену, но это часто не работает. Дело в том, что на рынке действует закон спроса – чем выше цена, тем меньше продукции мы хотим приобрести. И если товар сам по себе мне не очень важен и ему есть хорошая альтернатива, то я смогу от него отказаться. Поэтому собственник бизнеса должен понимать, что при повышении цен выручка может даже сократиться.
В общем, мы стараемся дать студентам полную картину экономических событий и явлений, научить их прогнозированию и грамотному обоснованию дальнейших действий.
С нетерпением ждём всех, кто также хочет получить знания в области экономики и финансов!
Спасибо!
Материалы по теме:
«Второе высшее: о курсе «Теория финансов»
«Программа второго высшего образования «Финансы»: мнение студента»
«Финансист будущего: какой он?»
Узнайте подробнее о программе второго высшего образования: «Финансы»
Карта сайта
Главная Обучение Библиотека Карта сайта
|
Викторина с несколькими вариантами ответов
Что из следующего является лучшим определением управленческой экономики? Управленческая экономика
- а.
отдельная область экономической теории. б. область, которая применяет экономическую теорию и инструменты науки принятия решений.
в. область, сочетающая экономическую теорию и математику.
д. ни один из вышеперечисленных.
Ценность экономической теории на практике определяется
- а. насколько точны предположения.
б. насколько хорошо теория может быть представлена графически.
в. насколько хорошо теория может предсказать или объяснить.
д. насколько экономна модель.
Проблемы принятия управленческих решений состоят из трех элементов.
Что из перечисленного не является одним из них?
- а. Прибыльность
б. Альтернативы
в. Ограничения
д. Цели
Какая из следующих областей экономической теории является самым важным элементом экономики управления?
- а. Математическая экономика
б. Эконометрика
в. Макроэкономика
д. Микроэкономика
Что из следующего определяется как изучение совокупной экономики, изучаемой в целом?
- а. Математическая экономика
б. Эконометрика
в.
Макроэкономика д. Микроэкономика
Что из перечисленного является дисциплиной, изучающей использование статистических инструментов для оценки экономических моделей?
- а. Математическая экономика
б. Эконометрика
в. Макроэкономика
д. Микроэкономика
Фирмы не могут расти без ограничений из-за
- а. управленческие ограничения.
б. государственное регулирование.
в. подоходные налоги.
д. антимонопольное законодательство.
Современная теория фирмы утверждает, что фирмы ведут себя так, чтобы максимизировать
- а.
выгода. б. стоимость фирмы.
в. монопольная власть.
д. общий доход.
Какая из следующих функциональных областей бизнеса несет основную ответственность за общий доход фирмы?
- а. Бухгалтерский учет
б. Финансы
в. Маркетинг
д. Персонал
Что из следующего является примером ограничения ресурсов?
- а. Законы о борьбе с загрязнением
б. Неадекватный спрос
в. Чрезмерные производственные затраты
д. Недостаточный финансовый капитал
Последний этап пятиступенчатого процесса принятия решений, описанный в тексте, —
.
- а. определить цель.
б. выбрать наилучшее возможное решение.
в. реализовать решение.
д. объяснить решение руководителям.
Первый этап пятишагового процесса принятия решений, описанный в тексте, —
.- а. определить проблему.
б. выбрать наилучшее возможное решение.
с. определить цель.
д. определить возможные решения.
Экономический термин для затрат, связанных с ведением переговоров и обеспечением исполнения контракта, составляет
.- а. цена возможности.
б. реальные затраты.
в. функциональные затраты.
д. транзакционные издержки.
Склонность менеджеров управлять фирмой таким образом, чтобы максимизировать свою личную полезность, а не прибыль фирмы, называется
- а. поощрение потребительской полезности.
б. проблема принципала-агента.
в. сценарий скрытой повестки дня.
д. Гипотеза Модильяни.
Привязывая вознаграждение менеджера к эффективности фирмы по сравнению с ее конкурентами, корпоративные акционеры и директора создают стимулы, которые, как правило, разрешают проблему
.- а. возможность банкротства.
б.
сценарий скрытой повестки дня. в. проблема принципала-агента.
д. альтернативные издержки фирмы.
Глобализация бизнеса отражается во всем нижеперечисленном, кроме
.- а. международная конвергенция потребительских вкусов.
б. рост барьеров в международной торговле.
в. акцент на глобальном обучении маркетингу и управлению.
д. усиление внутренней конкуренции со стороны иностранных производителей.
Что из перечисленного не является результатом распространения информационных технологий?
- а. Более оперативные поставки продукции потребителям
б.
Сокращение запасов в. Снижение производительности труда
д. Снижение потребности в среднем менеджменте
Какая из альтернатив современной теории фирмы утверждает, что менеджеры пытаются достичь некоторой цели, определяемой в терминах определенного уровня продаж, прибыли, роста или доли рынка?
- а. Модель максимизации продаж
б. Модель максимизации полезности управления
в. Удовлетворительная модель
д. Модель максимизации прибыли
Прибыль от бизнеса равна общему доходу минус
- а. экономические затраты.
б. явные затраты.
в. неявные затраты.
д. управленческие расходы.
Что из следующего является примером неявной стоимости?
- а. Дивиденды, выплаченные акционерам
б. Безвозмездные услуги супруга владельца фирмы
в. Выплаты непродуктивным работникам
д. Все вышеперечисленное относится к скрытым затратам.
Неявная стоимость равна
- а. коммерческая прибыль минус экономическая прибыль.
б. коммерческая прибыль плюс экономическая прибыль.
в. экономическая прибыль минус прибыль от бизнеса.
д.
экономическая прибыль минус явные издержки. Какая теория прибыли утверждает, что прибыль будет выше в отраслях, характеризующихся высокой степенью изменчивости доходов или затрат?
- а. Теория несения риска
б. Теория трения
в. Теория монополии
д. Теория инноваций
Какая теория прибыли утверждает, что прибыль будет выше в тех отраслях, где фирмы в отрасли способны предотвратить вход в отрасль других фирм?
- а. Теория несения риска
б. Теория трения
в. Теория монополии
д. Теория управленческой эффективности
Какая теория прибыли утверждает, что прибыль фирмы может отличаться от нуля только в краткосрочном периоде?
- а.
Теория несения риска б. Теория трения
в. Теория монополии
д. Теория управленческой эффективности
Какая теория прибыли рассматривает прибыль как вознаграждение за внедрение нового продукта или технологии?
- а. Теория несения риска
б. Теория трения
в. Теория монополии
д. Теория инноваций
Какая теория прибыли рассматривает прибыль как вознаграждение фирмы за удержание затрат ниже или доходов выше уровней, наблюдаемых другими фирмами в отрасли?
- а. Теория несения риска
б. Теория трения
в.
Теория инноваций д. Теория управленческой эффективности
Какую социальную функцию выполняет прибыль в системе свободного предпринимательства?
- а. Налоги на прибыль поддерживают государственные программы
б. Они обеспечивают стимул для перераспределения ресурсов.
в. Прибыль позволяет людям накапливать богатство и заниматься капиталовложениями.
д. Прибыль приводит к более высокому уровню занятости
Деловая этика относится к любому поведению предприятий, которое может
- а. быть незаконным.
б. нарушать социальные или моральные нормы.
в.
привести к максимизации прибыли. д. Все вышеперечисленное.
Предприятия отреагировали на поощрение этического поведения, выполнив все следующие действия, кроме
.- а. лоббирование отмены законов, требующих этического поведения.
б. назначение «офицеров по этике», ответственных за соблюдение этических норм поведения сотрудников.
в. проведение тренингов по этичному поведению для сотрудников.
д. установление кодексов этического поведения для сотрудников.
Какой из следующих вопросов относится исключительно к предмету деловой этики?
- а. Должна ли фирма делать ложные и клеветнические заявления о продукции своего конкурента?
б.
Должна ли фирма пытаться скрыть доказательства вредного воздействия своей продукции на здоровье потребителей? в. Должна ли фирма заниматься незаконной практикой?
д. Должна ли фирма использовать метод производства в зарубежных странах, который запрещен в ее родной стране?
Концепция 24: Макроэкономические цели | Общественное вещание Джорджии
Теги:
- Образование
- Социальные науки
- 9-12
- Экон Экспресс
- Макроэкономика
Обзор: ВВП? Инфляция? Безработица? Вы слышали о них в новостях, узнайте, почему они важны здесь.
Обучение
Начинающий
Макроэкономика относится к изучению экономики — обычно экономики страны — в целом.
В Концепции 10: Экономические и социальные цели мы обсуждали, что у стран есть экономические цели, такие как капитал и эффективность . В макроэкономике трем из этих целей уделяется особое внимание: экономический рост , ценовая стабильность и полная занятость .
Экономический рост относится к способности страны производить больше товаров и услуг с течением времени. Обычно он измеряется с помощью некоторой версии валового внутреннего продукта , о которой вы узнаете из Концепции 25.
Стабильность цен относится к минимизации изменений национальных цен с течением времени. Это обычно измеряется с помощью индекс цен , о котором вы узнаете из Концепции 26.
Полная занятость относится к степени, в которой все желающие и способные работники могут найти работу. Обычно это измеряется через уровень безработицы , о котором вы узнаете в Концепции 27.
Промежуточный уровень
Макроэкономические цели важны, поскольку они предоставляют критически важную информацию лицам, определяющим политику. Думайте об этих целях так же, как врач думает об измерениях, таких как вес, артериальное давление, рефлексы и т. д. Когда у врача есть такого рода информация о вашем здоровье, он знает, «здоровы» вы или нет, и может принимать обоснованные решения. о методах лечения, рецептах и так далее. Точно так же политики, такие как правительства и центральные банки, используют макроэкономические цели и показатели для обоснования своих решений.
Расширенный
Точное измерение экономических показателей и составление отчетов — сложнейшая задача. Один из признаков того, что Соединенные Штаты обеспокоены этими целями, — это государственные ресурсы, которые они выделяют для измерения прогресса. Экономический рост измеряется несколькими агентствами, но наиболее часто цитируемые цифры исходят от Бюро экономического анализа.
Бюро трудовой статистики занимается ценовыми показателями и статистикой занятости. Федеральный резервный банк также выделяет обширные ресурсы для измерения экономики, а некоторые отделения, такие как отделение в Сент-Луисе, даже поддерживают программное обеспечение под названием FRED, которое позволяет любому получить доступ и визуально отображать макроэкономические данные.
Щелкните уровень чтения ниже или прокрутите вниз, чтобы попрактиковаться в этой концепции.
Новичок Средний Продвинутый уровень
Практика
Оценка
Ниже приведены пять вопросов об этой концепции. Выберите один лучший ответ на каждый вопрос и обязательно прочитайте предоставленный отзыв. Нажмите «следующий вопрос», чтобы продолжить, когда будете готовы.
Социальные исследования
SSEMA1
Проиллюстрируйте средства измерения экономической активности.
SSEMA1.a
Определите и опишите макроэкономические цели устойчивого экономического роста, стабильных цен и полной занятости.

Персиановский)
2.014.01